Чем отличаются шаровые краны
Отличия шаровых кранов для воды и газа
Установка запорной арматуры необходима при монтаже бытовых и промышленных систем подачи воды и газа. Поэтому большинство монтажных организаций закупаеткраны шаровые (опт всегда выгоднее розницы), чтобы иметь в своем распоряжении устройства на все случаи жизни.
Установка запорной арматуры необходима при монтаже бытовых и промышленных систем подачи воды и газа. Поэтому большинство монтажных организаций закупает краны шаровые (опт всегда выгоднее розницы), чтобы иметь в своем распоряжении устройства на все случаи жизни.
Разница между водяным и газовым шаровым краном
Шаровый кран представляет собой простое приспособление, внутри которого находится сфера. В шаре есть сквозное отверстие, которое точно совпадает с сечением трубопровода. В открытом положении поток жидкости или газа проходит беспрепятственно, не отражаясь на показателях давления. В закрытом положении кран полностью перекрывает транспортировку среды, отсекая участок от общей магистрали.
Шаровые краны бывают цельносварными и разборными, по способу крепления делятся на муфтовые, приварные и фланцевые.
В продаже можно встретить запорную арматуру, рукояти которой окрашены в разные цвета. Но это не способ предложить пользователям варианты, которые впишутся в цветовую гамму ванной или кухни. Так производители обозначают краны для воды и газоснабжения. В первом случае рукоятки красные, черные или синие, во втором (для газа) желтые.
Невзирая на то, что конструкционно газовые и водяные краны не отличаются, некоторая разница есть в материале, из которого изготовлены изделия и ряде усовершенствованных деталей.
Основные отличия таковы:
Благодаря перечисленным особенностям, арматура для газоснабжающих систем способна обеспечить высокий уровень герметичности и стойкость к повышению давления до критических значений.
Некоторые владельцы домов, выбирая комплектующие для организации водоснабжения, делают выбор в пользу газовых кранов, называя их более надежными и долговечными. Это не запрещено, запорная арматура выполняет свои функции в полной мере, гарантированно защищая систему от утечек и гидроударов. Но вот обратный порядок действий недопустим, то есть установить водяное устройство на газовую трубу нельзя. Последствия такого решения опасны для жизни человека, так как возникает серьезная опасность утечки газовой смеси.
Можно ли использовать шаровые краны для частичного перекрытия потока — скорее да, чем нет. Однако это может быть лишь временной мерой, к примеру, если сломался смеситель. На постоянной основе такого делать не стоит, так как на деталях устройства собирается налет, способный повредить поверхность уплотнителей. А в некоторых случаях осадок и вовсе не позволяет открыть или закрыть арматуру на полную.
Вся правда про шаровые краны, которую нужно знать
Вступление: Правильный выбор вводного крана на водопровод квартиры или дома задача очень ответственная. От этого выбора будет зависть не только исправность водопроводной системы, но и её ремонтируемость.
Два типа водопроводных запорных устройств
Прежде всего определимся с терминами и не будем сыпать ими как семечками из дырявого кармана.
Вентиль сантехнический, он же запорный клапан — это тип водопроводной арматуры, предназначенный для перекрывания потока воды, возвратно-поступательным движением запорного механизма.
Сантехнический кран это вид запорной арматуры, предназначенный для перекрывания и/или регулирования потока воды в трубопроводе.
Задвижка, регулирующий клапан, дроссель, затворы в границах квартиры не используются, но то же являются типами запорной и запорно-регулирующей арматуры.
Вентиль можно назвать краном, но не всякий кран является вентилем. Например, шаровой кран.
Что такое шаровой кран
Название шаровой кран дано ему по типу запорного механизма. Это механизм, имеет шаровидную форму. Он перекрывает поток воды в корпусе крана (его проходе) вращением шара вдоль горизонтальной оси корпуса.
Обратите внимание, в отличие от вентиля, движение запорного устройства шарового крана не возвратно-поступательно (вверх-вниз), а вращательное.
Именно такая конструкция и принцип запора дают все преимущества шарового крана.
Преимущества шарового крана
Во-первых, шаровые краны относятся к типу запорных устройств с нулевой протечкой. Практическое отсутствие зазоров между сферическим запором и проходом крана позволяет использовать их, даже в газопроводах. Как вы понимаете, в быту «нулевая протечка» большого стоит.
Во-вторых, шаровые краны относятся к типу запорной арматуры «на четверть оборота». То есть для выполнения задачи полного перекрывания потока воды нужно повернуть его маховик (рычаг) всего на 1/4 полных оборота (90º).
Для перекрытия вентиля нужно сделать несколько полных оборотов маховика (у вентилей рычагов управления не бывает).
Это ещё одно преимущество шарового крана в сантехнике квартиры или дома.
В-третьих, в проходе шарового крана (проход это место, где вращается запорная сфера) нет резиновых прокладок. А значит износ шарового крана, из-за износа резины, практически невозможен. Отсюда его эксплуатационная надёжность.
Про конструкцию и исполнение шаровых кранов мы обязательно поговорим в следующих статьях. Здесь осталось пройти по его недостаткам.
Шаровые краны и их недостатки
Нет ничего идеального, не идеален и шаровой кран.
Во-первых, шаровым краном можно только полностью перекрывать и открывать поток воды. Он не является регулирующей арматурой. Открытие крана «на чуть-чуть», закрытие «не до конца» на долгое время меняет его эксплутационные параметры и потребует более быстрой замены.
Примечание: В сантехнике есть регулирующие шаровые краны (с V-проходом), однако они не бытового водопровода.
Во-вторых, шаровой кран нельзя отремонтировать. Если задвижку вентиля можно сменить, то шаровой кран нужно менять полностью.
В-третьих, четверть оборотную арматуру нужно периодически заставлять работать. То есть раз в месяц, например, открывать и закрывать. Это не увеличит его износ, но избавит от залипания шара.
В-четвёртых, четверть оборотные краны не защищают систему от гидроудара при открытии. Например, вы перекрыли воду, провели работы с сантехникой. В это время давление воды в системе, по каким либо причинам, выросло. Быстрое открытие шарового крана спровоцирует гидроудар. Поэтому открывать шаровые краны нужно не «со всей дури», а плавно, частями. Но открыть нужно полностью.
В-пятых, и это не важно для квартиры, шаровые краны боятся очень горячей воды.
Заключение про шаровые краны
В завершении хочу добавить, что шаровые краны относятся к двухходовым запорным устройствам. У них один вход, один выход, и перекрытие среды линейное.
Сравнение шарового крана и запорного клапана
Первым делом нужно дать четкое определение каждого из устройств. Краном называется приводная арматура с вращающимся перпендикулярно рабочей среде затворным элементом. Самый простой кран состоит из двух компонентов – корпус и движущаяся вокруг своей оси пробка. Запорный клапан – это тип арматуры, в котором запорный элемент движется в направлении рабочей среды, опускаясь при этом в седло. Он состоит из корпуса, шпинделя, бугельного узла и золотника.
На сегодняшний день и запорные клапаны, и шаровые краны практически универсальны и могут применяться в любых условиях. Но все же принципиальные отличия между двумя этими устройствами существуют. Каждый из них обладает определенными преимуществами в определенном применении. Первым и основным отличием является более сложная конструкция запорного клапана по сравнению с шаровым краном. Он также может работать в частично открытом положении. Вентиль может управлять потоком, что невозможно в применении крана.
Такие особенности напрямую зависят от конструкции устройств. Шаровые краны оборудованы сферическим запорным элементом, который при неполном повороте изменяет напор, а вентили оснащены грун-буксой, шток который выкручивается и закручивается. Таким образом, в последней системе клапан при подъеме или опускании перекрывает или открывает поток рабочей среды. Наиболее подходящим применением запорного клапана являются системы с ручным регулированием расхода. Но в сравнении с шаровым краном в нем происходят большие потери напора, а поток движется только в одном направлении, что приводит к обрыву золотника. Запорные клапаны характеризуются более сложной конструкцией и меньшей надежностью в эксплуатации. Они также несколько дешевле остальных типов запирающей арматуры, уплотнители в них изнашиваются медленнее. Шаровые краны в свою очередь могут использоваться дольше без возникновения аварийных ситуаций.
Шаровые краны: Типы, виды, характеристики
Полное руководство по шаровым кранам
Шаровые краны обеспечивают простой способ включения или выключения потока газов или жидкостей через трубу с помощью надежного уплотнения. Рукоятка одного из этих клапанов перемещается на 90 градусов (или «четверть оборота»).
Сам клапан в своей основной форме состоит из прочного металлического шарнирного корпуса, содержащего сферический шар с отверстием, просверленным в центре. Прорезь в верхней части шара соединяется со стержнем ручки, выходящей на внешнюю часть трубы.
В «открытом» положении полость, проходящая через центр шара, идеально совмещается с отверстиями входных и выходных труб, расположенных с обеих сторон, он позволяет содержимому входной трубы проходить через шар и достигать выходной трубы.
Однако поворот ручки шарового крана в положение «закрыто» полностью перекрывает поток. Это действие поворачивает шар, располагая его отверстие перпендикулярно потоку материала в трубах. Закрытый шаровой кран обеспечивает надежный способ перекрыть поток природного газа, нефти, воды или других газов или жидкостей. Он предлагает более удобный тип ручки, чем громоздкая задвижка.
История шаровых кранов
Шаровой кран, который иногда называют клапаном со сферической пробкой, появился сравнительно недавно. Эксперты в области авиации, работающие на правительство США, спроектировали первые шаровые краны как компоненты самолетов союзников во время Второй мировой войны. Возможно, изобретение вдохновило шаровой клапан, запатентованный в 1871 году изобретателем Джоном Уорреном.
В послевоенный период использование шаровых кранов широко распространилось. Изобретатели продолжали улучшать конструкцию этих клапанов. Сегодня производственные инновации позволяют использовать эту технологию во многих секторах.
Виды шаровых кранов
Производители шаровых кранов производят краны с двумя основными вариантами конструкции: с плавающим шаром и цапфой. В плавающем шаровом клапане используется нефиксированный шар, который вставляется в седло, обеспечивая плотное уплотнение.
Цапфа фиксирует шар в определенном месте и используется для более сложных приложений и, следовательно, является более дорогостоящей. Ручка, которая может быть моторизованной, приводимой в действие или вручную, поворачивает шарик на четверть оборота. Когда отверстие шара обращено в сторону от отверстия трубы, поток ограничивается. Когда он совмещен с отверстием, поток восстанавливается. Положение ручки сразу показывает, закрыт клапан или открыт.
Шаровые краны изготавливаются из различных материалов, наиболее распространенными из которых являются нержавеющая сталь, латунь, чугун и пластик, например ПВХ. Размер шаровых кранов тоже может быть разным. Мини-шаровые краны обычно меньше дюйма в диаметре и поэтому используются в труднодоступных местах или в ограниченном пространстве.
3-ходовой и фланцевые шаровые краны вариации в производстве шарового клапана. Шаровые обратные клапаны позволяют жидкости течь только в одном направлении, а шаровые краны высокого давления допускают низкие и высокие потоки давления и температуры.
Потребители иногда путают шаровой кран со специализированным «шаровым обратным клапаном», устройством, предназначенным для блокировки обратного потока. Шаровой обратный клапан отличается тем, что в нем используется только сплошная внутренняя сфера, а не просверленная. (В этой статье рассматриваются только обычные шаровые краны.)
Общие области применения шаровых кранов
Шаровые краны часто встречаются на заводе и производстве. Этот промышленный клапан часто используется, например, в качестве компонента оборудования. В механических конструкциях инженеры часто указывают использование привода (обычно электрического или пневматического) для перемещения шарового клапана в открытое или закрытое положение.
Клапан и привод могут выполнять важные роли в механическом узле. Шаровой клапан более сложного типа, называемый «шаровой клапан», иногда служит регулирующим клапаном в автоматических трансмиссиях. Это помогает регулировать поток.
Инженеры разработали множество различных типов шаровых кранов. Этот популярный клапан типа «четверть оборота» сегодня широко используется во всем мире.
Многие предприятия полагаются на эту надежную промышленную арматуру. Некоторые из секторов экономики, в которых широко используются шаровые краны, включают горнодобывающую промышленность, сельхозпроизводителей, нефтегазовую промышленность, строительную промышленность, транспортную промышленность, промышленность потребительских товаров и химическую промышленность. Различия в конструкции шарового крана позволили адаптировать этот кран для использования в различных условиях.
Шаровые краны приобрели значение во многих областях, потому что они обеспечивают простой способ эффективно перекрыть передачу газов и жидкостей через распределительные системы. Фурнитура и корпуса для этих продуктов различаются, что обеспечивает отличный выбор для клиентов. В настоящее время вы можете найти эти полезные продукты в различных размерах, дизайне и различных материалах, включая нержавеющую сталь, высокопрочный чугун, углеродистую сталь, бронзу и латунь.
Хотя эти клапаны иногда работают с корпусом клапана и редуктором, они обычно выполняют ограниченные функции «включения / выключения». Шарового клапана обычно недостаточно для сложной регулировки расхода, например, шарового клапана. Тем не менее, эти промышленные клапаны действительно обеспечивают очень экономичное решение многих инженерных проблем.
Характеристики шарового клапана
Технические характеристики внутреннего шара в шаровом клапане могут потребовать использования специальных металлических или металлических и керамических изделий, особенно когда клапан работает в среде с высоким давлением. Некоторые производители предлагают шаровые краны с внутренними пластиковыми или металлическими шарами. Заказчики захотят внимательно изучить требования к этой функции при выборе любого шарового крана, поскольку это может повлиять на долговечность и полезность клапана для конкретных приложений.
Например, проектная спецификация может требовать использования шарового крана из нержавеющей стали. Производители также разработали специальные типы шаровых кранов, в которых внутренний металлический шар покрыт никелем или хромом, чтобы повысить способность продукта выдерживать интенсивное использование или обеспечить лучшую защиту от коррозии.
В настоящее время многие типы фитингов допускают соединение трубок и труб, включая сварку с раструбом и двойное кольцо. Сегодня стандарт проектирования иногда предусматривает наличие качественного шарового крана между двумя соединительными трубами или трубками.
Технические характеристики любого шарового крана могут широко варьироваться в зависимости от стандарта производителя, отраслевой практики и применимого стандарта испытаний, применяемого надзорными органами.
Когда заказчики оценивают подходящие шаровые краны, такие соображения, как материалы, из которых состоит шаровой кран, размеры, давление, материал футеровки, материал корпуса, ожидаемый срок службы продукта и конечное назначение клапана (т. Е. Типы газы или потоки жидкости, которые он контролирует) могут стать чрезвычайно важными факторами.
Большинство шаровых кранов работают при комнатной температуре, поэтому конструктивные характеристики могут стать чрезвычайно важными для клапанов, работающих в условиях высоких или низких температур. Большинство производителей предлагают покупателям подробную информацию о применимых технических характеристиках и возможностях продукта. Они могут предоставить полезные сведения об ожидаемом сроке службы различных шаровых кранов.
Типы шаровых кранов
Производители обычно классифицируют разные типы шаровых кранов по двум основным критериям: движение внутреннего шара и глубина отверстия (полнопроходное, уменьшенное или специализированное отверстие).
Например, шар внутри клапана может получить дополнительное крепление или он может оставаться прикрепленным только к штоку. В некоторых случаях для специализированных шаровых кранов используются подвижные штоки. Инженеры разработали несколько популярных типов шаровых кранов для использования в разных условиях:
Преимущества использования шарового крана
Шаровые краны обладают множеством преимуществ. Во-первых, эти устройства обеспечивают надежный способ получения плотного уплотнения, перекрывающего поток газов. Они могут пропускать поток материалов в нескольких направлениях (например, с помощью трехходового шарового крана). Шаровые краны также обладают характеристиками низкого перепада давления, что делает их особенно полезными, когда кому-то нужно быстро выключить или включить поток газа.
Во-вторых, шаровые краны сегодня остаются очень рентабельным продуктом. Производители производят эти клапаны из различных материалов, включая латунь и сталь. Компании могут найти широкий выбор доступных шаровых кранов для решения многих инженерных проблем. Для работы с этими продуктами не требуются технические знания. К тому же процесс ремонта шарового крана остается простым.
В-третьих, шаровые краны, доступные для потребителей, иногда имеют привлекательный дизайн. Например, один из этих клапанов в смесителе из нержавеющей стали, латуни или меди может иметь стильную ручку с рычагом, предназначенную для создания модного декора. Шаровые краны пользуются популярностью как в промышленности, так и в жилых помещениях.
Аксессуары для шаровых кранов
Некоторые поставщики предлагают аксессуары для шаровых кранов, например устройства для удлинения штока. Поскольку многие шаровые краны работают в строго регулируемых объемах, имеет смысл проконсультироваться с требованиями промышленной безопасности и правовых норм перед использованием каких-либо принадлежностей.
Кроме того, некоторые производители сегодня поставляют оригинальную продукцию производителей оборудования, предназначенную для работы исключительно с конкретными индивидуальными брендами запасных частей. Использование неавторизованных продуктов или продуктов сторонних производителей в некоторых ситуациях может привести к аннулированию гарантии производителя.
Как установить и использовать шаровой кран?
Всегда следуйте инструкциям производителя, чтобы обеспечить правильную установку шаровых кранов. При некоторых установках также могут применяться специальные отраслевые протоколы. Люди, работающие в уникальных рабочих условиях, иногда должны придерживаться определенных правил техники безопасности, чтобы избежать производственных опасностей.
Шаровые краны обычно работают надежно; они обеспечивают легкую кривую обучения для ручного управления. Даже длительные периоды неиспользования обычно не влияют на их производительность. Эти простые клапаны приобрели популярность сегодня отчасти из-за их относительной простоты установки и использования.
Уход и обслуживание шаровых кранов
В некоторых ситуациях техническим специалистам может потребоваться периодически проверять состояние внутреннего шара внутри шарового клапана, чтобы убедиться, что он не забит или не подвергся коррозии. Поскольку клапан требует поддержания контакта между шаром и штоком ручки клапана для правильной работы, сломанный или сильно изношенный шток может потребовать ремонта или замены клапана.
Что лучше шаровый кран или задвижка?
Запорная арматура нужна для остановки потока вещества по трубе. Используют эти устройства чаще всего – 80% арматуры, установленной на магистралях, относится на запорную. Краны, клапаны, задвижки и затворы – эти приборы отвечают за перекрытие потока с разной степенью герметичности. Но какой тип арматуры лучше справится с поставленной задачей?
В этом обзоре разберемся:
Цена шарового крана на порядок ниже, чем у задвижки. Но установка крана допустима не на все системы. Напротив, задвижку можно эксплуатировать в разных средах, но обслуживание ее рабочих частей трудоемко.
Что лучше шаровый кран или задвижка?
Для перекрытия тока вещества подойдут оба вида арматуры. Но вот работать без поломок и долговременно в одинаковых условиях и режимах краны шаровые и задвижки будут по-разному.
Рассмотрим устройство двух типов арматуры.
Задвижка
Задвижка имеет 3 основные части:
Для остановки тока вещества в трубе, клин (7) перемещают вниз при помощи поворота штурвала (1). При опускании вниз, уплотнители клина (6) соприкасаются с уплотнителями колец (8). Передача движения от штурвала на клин происходит через шпиндель (5). Рабочий орган затвора перемещается перпендикулярно току вещества в трубе.
На рисунке 1 представлена стальная клиновая задвижка 30с41нж с выдвижным шпинделем. Для изоляции внутреннего (рабочего) пространства от внешней среды, в крышке (2) есть сальник с уплотнительной набивкой. Такая конфигурация позволяет шпинделю выдвигаться вверх при открытии затвора с сохранением 100% герметичности.
Затвор находится в корпусе (3), на котором также есть присоединительные патрубки с фланцами (4) для крепления к трубе. Кроме фланцевого соединения выпускают задвижки с разделкой патрубков под приварку.
Задвижки стальные могут быть из углеродистых и легированных сплавов. Размерный ряд представлен моделями с диаметром прохода от 50мм до 1200мм.
Строение крана несколько отличается от задвижки. Здесь в качестве затвора используется шаровая пробка (4). В большом полукорпусе (6) установлены седельные кольца (5). Для перекрытия тока рабочей среды в кране есть рукоятка (1), связанная с пробкой штоком (3). При вращении на 90 градусов рукоятки, шток поворачивает пробку и проход закрывается.
Для соединения с трубой краны шаровые имеют муфту с внутренней резьбой, образованной в малом полукорпусе (7). Фиксация рукоятки на штоке обеспечивается гайкой (2).
Кроме муфтового присоединения к трубе, краны комплектуются:
Кроме латуни в производстве кранов применяют углеродистую и легированную сталь. Также некоторые модели латунных кранов покрывают слоем никеля (например, LD Pride 47.15.H-H.P).
Размерный ряд представлен бытовыми кранами, диаметром прохода от 10 мм, до внушительных магистральных гигантов 800 мм.
Эксплуатационные характеристики
Самый простой способ найти различия между задвижками и шаровыми кранами, сравнить их характеристики.
Задвижка
Задвижки, которые изготавливают из чугуна, применяют в сетях:
Стальные задвижки имеют более широкий диапазон эксплуатации.
Давление среды при эксплуатации (в зависимости от модели) для стальной задвижки составляет от 1 до 4МПа. Применяются для:
Эксплуатация задвижек в химической промышленности допускается только в том случае, если корпусные детали изготовлены из нержавеющей стали.
Шаровые краны можно эксплуатировать при температурах среды от 0 0 С до +150 0 С для латунных и никелированных корпусов, до +200 0 С для стальных. Max давление для среды составляет от 1,6 до 4,0МПа.
Кроме запирающей функции краны, в отличие от задвижек, выполняют:
Регулирующий кран позволяет, благодаря конструкции затвора, изменять характеристики среды (уменьшать или увеличивать скорость потока). За распределение потоков отвечает трехходовой кран. Он имеет один входной и два выходных патрубка. При вращении рукоятки в среднее положение, затвор смешивает два потока в один. Также устройство трехходового крана позволяет распределять поток вещества в каждый патрубок изолированно от другого.
Типы арматуры
Для работы на магистралях с определенными эксплуатационными особенностями, заводы выпускают краны и задвижки разных исполнений.
Они могут различаться по:
Тип привода
Установка механического редуктора снижает требуемое усилие (крутящий момент) на маховик. При установке такого привода снижается скорость перемещения затвора.
Электрический привод позволяет управлять арматурой автоматически и дистанционно. Монтаж пневмо- и гидропривода осуществляется реже, но в этом случае тоже возможно включение арматуры в диспетчерскую централизацию.
Электрический привод также позволяет включать кран в диспетчерскую централизацию. Монтаж редуктора необходим на арматуру, диаметром от 400 и более мм.
Диаметр
Различают диаметр проходного отверстия и присоединительных патрубков. Задвижки по диаметру прохода могут быть:
Первый вариант означает, что при назначении задвижки на трубу, диаметром 200 мм, проход в затворе будет соответствовать проходу в патрубках. При неполнопроходном исполнении внутренний диаметр в затворе меньше, чем внутренний диаметр патрубков.
Шаровые краны бывают:
С полнопроходнойстью уже разобрались. Со стандартнопроходностью у кранов то же самое, что и у неполнопроходных задвижек. Внутренний диаметр затвора на один порядок ниже, чем диаметр патрубков.
Класс герметичности
Класс герметичности определяется на специальных испытательных стендах сразу после выхода арматуры с конвейера на заводе. Классифицируется по ГОСТ 9544-2015. При определении класса учитывается отношение утечки испытательной среды через затвор к диаметру проходного отверстия.
Показатель класса герметичности стандартный для кранов и задвижек. Выпускают арматуру с классами А, АА, В, С, СС, D (указаны в порядке убывания). Для чугунных задвижек требования к герметичности затвора невысокие (к примеру, для сточных вод).
А вот стальные задвижки и краны, в своем большинстве, комплектуются затворами с классом А. Особое отношение к проведению испытаний на классность затвора уделяется газовой арматуре. Для этого разработан определенный порядок (определен ГОСТом 9544-2015).
Тип затвора
Чугунные задвижки комплектуются двумя видами затворов.
1. «Резина по металлу» (А). Этот вариант обеспечивает стабильные показатели работы арматуры в водных средах, температурой до +90 0 С. Модели, укомплектованные таким затвором, называются задвижками с обрезиненным клином.
2. «Металл по металлу» (Б). У задвижек с такими затворами (например, 30ч6бр) клин отлит из чугуна или углеродистой стали. А вот кольца в корпусе изготавливают отдельно из латуни марки ЛС59-1. Кольца запрессованы в корпус методом натяга.
У стальных задвижек конструкция затвора несколько отличается. У моделей из углеродистой стали клин отливают из сплава 25Л. Из этого же сплава делают и кольца корпуса. А вот уплотнительные поверхности наплавляют проволокой из нержавеющей стали (например, 20Х13).
Рис. 5 Типы затвора
В задвижках из легированной нержавеющей стали наплавки на клине и кольцах выполнены из жаростойкой или жаропрочной проволоки. Данная конструкция позволяет работать арматуре в сильноагрессивных средах, при высоких температурах и давлении системы.
В кранах пробка затвора изготавливается из:
Уплотнительные кольца корпуса изготавливают из упругих составов фторопласта. Используются марки FPM, фторопласт-4, PTFE+C.
Уплотнитель в шаровом кране, благодаря своей упругости и отличным фрикционным свойствам, способен выдерживать нагрузки трения от пробки на протяжении до 25000 циклов. При этом заявленный класс герметичности выдерживается на всем протяжении эксплуатации.
У задвижек, особенно с металлическими уплотнителями затвора, износ клина и колец происходит намного быстрее. Отсюда следует меньшая продолжительность работы задвижки с заявленным заводом классом герметичности.
Показатели надежности
Производители в технической документации указывают следующую продолжительность работы запорной арматуры.
Для чугунных задвижек с обрезиненным клином средний срок службы составляет 16 лет или 4500 циклов. Показатель выше, чем у стальных, за счет отсутствия усиленного трения в уплотнителях затвора и сальниковом узле.
У кранов значительно большее количество циклов работы за счет сниженного трения в затворе и сальнике.
Заключение
Итак, рассмотрев все эксплуатационные и технические параметры клиновых задвижек и шаровых кранов, выделим их достоинства и недостатки.
1. Работает с высокими температурами среды.
2. Стальные модели имеют класс герметичности А.
3. Разборный корпус позволяет ремонтировать изделие.
4. Простая конструкция – надежность в работе.
Недостатки – быстрое истирание уплотнителей затвора (2500 циклов), необходимость оставлять свободное пространство над изделием (для моделей с выдвижным шпинделем), а также необходимость плановой замены сальниковой набивки.
1. Высокая степень герметичности.
2. Скорость перекрытия затвора.
3. Долго работают без ремонта (до 25000 циклов).
4. Малые габаритные размеры.
5. Практически полное отсутствие гидравлических сопротивлений.
К недостатку кранов можно отнести невысокие температурные режимы работы. Но это скорее особенность конструкции.
Выбор между задвижкой и шаровым краном зависит от характера работы трубопровода и параметров транспортируемого вещества. На магистралях, с их высокими объемами перемещения среды, задвижка покажет себя лучше за счет более толстого корпуса.
Наоборот, шаровой кран, за счет компактности, скорости перекрытия затвора и долговечности для коммунальных систем ЖКХ подойдет идеально. А вот для химической промышленности (транспортировка аммиака, щелочи) не обойтись без стальной задвижки из нержавеющей стали.