Чем отличаются реализм и романтизм
Сходства и различия литературных героев романтизма и реализма
В литературе существует всего шесть направлений, и в классической основными считаются два: реализм и романтизм. Первый пришёл на смену второму во второй половине XIX века и надолго закрепился, как главенствующее направление в русской литературе. Так как смена «поколений» происходила постепенно, можно заметить, что эти два течения имеют много не только отличных, но и близких черт. А сходства и различия героев романтизма и реализма — довольно объёмная тема.
Сравнительный анализ литературных течений
Оба направления богаты на великие произведения, однако стоит заметить, что «реализма» в литературе значительно больше, так как это течение актуально уже более двухсот лет: с самого его возникновения и по сегодняшний день реализм востребован и среди писателей, и среди читателей. Это течение ближе к людям, ведь оно отображает реальность, то, что видит и переживает каждый живой человек. Но образованному человеку никак нельзя забывать про романтизм, так как он также скрывает в себе многие действительно важные вещи.
Основные произведения романтизма
Направление с названием «романтизм» пришло на смену классицизму и делило в своё время место с сентиментализмом. Всё это происходило на стыке XVIII и XIX века. Наиболее яркими представителями в русской литературе являются: В. А. Жуковский, ранние М. Ю. Лермонтов и А. С. Пушкин, в мировой — Г. Гейне, Дж. Байрон, В. Гюго, А. Дюма, Э. Т. А. Гофман и А. Мицкевич. Соответственно, основные произведения принадлежат перу именно этих авторов.
Среди русской классики стоит выделить следующее:
Проанализировав список ключевых произведений русского романтизма, можно заметить, что в большинстве своём это вещи лирического жанра. Действительно, среди романтизма наиболее востребована была поэзия и что-то близкое к ней. Проза и эпос всё-таки ближе реализму. Именно поэтому конец XVIII и начало XIX вв. — это годы расцвета поэзии, её всеми признанный золотой век.
Герои романтики и реалисты
В целом персонажи остались приблизительно похожими, однако добавились многие новые аспекты, например, глубокая проработка психологии и внутреннего мира. Идеальная личность реализма во многом схожа с тем же Чацким, это всё тот же выбившийся из общего мира герой, который, пойдя против всех, «организовал» новый тип человечества. Чем же это, например, не Базаров или Штольц?
В общем, можно сделать вывод, что характеристики героев реализма и романтизма, хотя и достаточно разнятся во многом, в чём-то сильно близки. Можно ли сказать, что реализм это более усовершенствованный романтизм? В принципе да, так как многие вещи романтизма со временем устарели или просто были переосмыслены и в итоге превратились в то, что люди назвали реализмом.
Но их сходства и различия по большому счёту не имеют значения, так как классическая литература нетленна вся — и «Горе от ума», и «Война и мир» будут актуальны всё то время, что ещё будет существовать человечество.
Основные характеристики романтизма
Романтизм, который возник в конце 18 века в Германии, бросил вызов рационализму эпохи Просвещения и классицизму, а также поставил во главе искусства индивидуализм личности, её чувства и борьбу за свободу, ради которой герой способен даже погибнуть.
Характерен для романтизма интерес к быту и фольклору собственного народа, к особенностям иных культур. Эта особенность ярко выражена в творчестве французского писателя Проспера Мериме, который позже стал ярким представителем критического реализма. У немцев это необыкновенно ярко и живо находит свое отражение в произведениях Эрнста Гофмана, чей мир наполнен немецкими сказками, которые автор вывел на уровень своеобразного культурного бренда.
Также отличие романтизма заключается в ином взгляде на религиозный культ, истинной религией провозглашаются чувства и любовь, открытость человека возвышенным идеалам.
В Англии романтизм проявился как стремление к простой и ясной выразительности чувств
в литературе, противопоставление естественного и искреннего жесткой иерархии буржуазного общества. Лорд Джордж Байрон — один из самых зрелых и известных поэтов-романтиков, представляет в своих сюжетах человека, взгляды, мысли и чувства которого разительно контрастируют с окружающей действительности, и бросают ей смелый вызов. Его персонажи всегда бунтари, выступающие против буржуазной лицемерной морали, они сами себе мерило и судьи.
В России жемчужиной романтизма является «Мцыри» Михаила Лермонтова. Действие поэмы разворачивается в необычном месте, а романтический герой — таинственная, страдающая личность, жизнь которой находится во власти злого рока, умирающая в результате отказа от свободы.
К основным характеристикам романтизма можно отнести:
Тематика и герои реализма
На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.
В этом жанре нет сравнения писателя со своим героем, скорее сам автор делает персонажа предметом пристального изучения, не всегда разделяя его ценности и взгляды и не идеализируя его. Не существует идеальной личности реализма.
В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение. Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная. Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.
Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.
При этом следует отметить многообразие, царившее внутри этого течения. Французы Мериме, Стендаль и Бальзак в равной мере стремились найти объективные ответы на основные вопросы своей эпохи, но каждый из них имел собственный подход.
Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.
В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека 18 века из дворянского сословия.
Отличительные черты реализма:
Сравнительный анализ
Между романтизмом и реализмом немало общего. В обоих течениях основными темами является внутренний мир человека, провозглашается его сложность и исключительность. В центре сюжета часто стоит конфликт личности и общества. Но и есть и существенные отличия. Чтобы лучше раскрыть тему «Герои романтизма и реализма: сходства и различия», следует заполнить сравнительную таблицу:
Романтизм | Реализм |
Герой автономен по отношению к обществу | Героя невозможно рассматривать вне его среды, даже противостоя обществу, он является его порождением и квинтэссенцией |
Конфликт с окружением всегда активен, сравним с бунтом и часто заканчивается трагически | Конфликт с обществом не всегда разрешается однозначно, его результатом бывает подчинение героя общественному влиянию |
Частое отождествление личности автора и героя | Автор стоит над своим героем, который является объектом исследования |
Личность героя является цельной и сформированной. Меняется не герой, а обстоятельства вокруг него | Герой всегда в развитии, его черты не сформированы до конца |
Подчёркнутая исключительность окружающих обстоятельств, внешности героя | Часто обстоятельства подчеркнуто заурядны, как и физические характеристики героя |
На переломе 18 и 19 веков произошло множество социальных и культурных событий, некоторые из которых были настоящим потрясением общественного сознания, поэтому неудивительно, что это время подарило миру 2 таких мощных течения, как романтизм и реализм, каждое из которых влияло на другое.
Отличительные черты романтизма и реализма в литературных произведениях
Автор: Guru · 29.08.2020
В этой статье мы с вами рассмотрим черты романтизма и реализма в художественных произведениях. Это нужно для того, чтобы облегчить определение стиля, в каком писал автор.
Существует несколько литературных стилей, например, романтизм или реализм, или же акмеизм. Остановимся подробнее на двух первых стилях.
Итак, романтизм. Стал популярным еще в начале 19 века, в этом стиле творили такие поэты, как Пушкин и Жуковский, Лермонтов.
В этом стиле главный герой является человеком-романтиком, по обыкновению своему он имеет бунтарский дух и идет против всего общества.
Он находится в конфликтах с обеими сторонами, как с внешней, так и с внутренней, и поэтому он всегда испытывает недовольство окружающим миром. Он жаждет исполнения своей мечты, которому не суждено произойти, и по этой причине он живет в двух мирах – в реальном и в мире грез. Такое существование продиктовано, в первую очередь тем, что герой жалеет и тоскует по придуманному им самим идеалу, и из-за этого борется с реальностью.
Суть этого стиля такова: Герой является исключительным и всегда пребывает лишь в исключительных обстоятельствах. Его образ является уникальным и таинственным. А окружающая героя действительность носит экзотический вид – это природа – горы или море, пустыня, или действия разворачиваются в необычном краю, например, на востоке. Порой герой обращается к стихии, окружающей его, как у Жуковского в «Море».
Это воздействует на то, как человек, читающий произведение, погружается в его атмосферу, словно становясь рядом с лирическим героем.
Так же в романтизме важную роль играет психология, а точнее, явление психологического параллелизма в ней, поскольку при этом происходит сопоставление всего окружающего, в том числе и внутреннего состояния самого главного героя.
Помимо этого, характерной чертой романтизма является то, что герой всегда ратует за свободу и идеал, из-за чего никогда не получает желаемого.
Реализм же является противоположным романтизму стилем, так как в нем все события и происходящее в произведении показано как объективная демонстрация, через восприятие персонажей, которых вплели в сюжет. То есть, в литературе показывают мир реальный, а не вымышленный.
В России расцвет реализма пришелся на 19-20 век, и в этом стиле создавали творения такие гении письма, как Достоевский и Толстой.
Суть реализма как стиля такова: главный герой является типичным, и находится он в типичных же обстоятельствах. То есть, все обыденно и привычно, как это бывает в жизни, и ничего не искажено.
Обычно писатели, писавшие в таком стиле, стремились заострить внимание читателя на проблемах социума государства. По этой причине в произведениях этого стиля обычно показываются человеческие пороки и идеалы, их неравенство и преобладание чего-то одного, а также тема свободы.
Обычно главными героями выступают люди либо новые, либо маленькие, либо лишние. Именно реализм характерен такими типами главных героев.
Также в произведениях, написанных в стиле реализма, обычно воспевается идея величия народа и его роль в истории, что особо наглядно показано в романе Льва Толстого «Война и мир»
Новое в блогах
ЛИТЕРАТУРНЫЕ МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ – ПРОДОЛЖЕНИЕ
Ч асть II (XIX в.)
СОПОСТАВИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РОМАНТИЗМА И РЕАЛИЗМА
Происхождение
От барокко, сентиментализма, предромантизма.
(« S entiment» – чувство; «prae» – впереди, перед; слово «романтизм» произошло то ли от «роман», то ли от «романс»)
От античного реализма, ренессансного реализма, классицизма, барокко, просветительского реализма. («Realis» – существенный, действительный)
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Литературные манифесты
– предисловие к «Лирическим балладам» У.Вордсворта
– «Литературная биография» С.Кольриджа
– «Защита поэзии» П.Б.Шелли
– «Гений христианства» Ф.Р. де Шатобриана
– «О литературе», «О Германии» Ж. де Сталь
– предисловие В.Гюго к драме «Кромвель»
– «Поэтический принцип» и «Философия творчества» Э.По
– «Предисловие к «Человеческой комедии» О. де Бальзак а
– «Расин и Шекспир» Стендаля
Цель
Создать противовес культу «рацио» (разумному, логическому, прагматическому началу) и техническому прогрессу, которые не сделали человечество счастливым и справедливым
Взглянуть на человека и общество «со стороны» и, т.о., выделить объективные проблемы общества
Главный предмет изображения
Исключительный герой в исключительных обстоятельствах
Типичный человек в типичных обстоятельствах
Мир
Двоемирие (мир художника и мир обывателя; природа и цивилизация; эти миры несовместимы )
Конкретный социум с присущим ему расслоением; конкретные временнЫе и географические рамки
Герой
Незаурядная личность : бунтарь, художник, не испорченный цивилизацией «природный человек», «благородный дикарь». Герой одинок, загадочен, пылок, разочарован и всегда противопоставлен обществу.
Конфликт
Между личностью и обществом
Художественные особенности
1. Универсальность (желание отразить всеобщее в частном)
1. Широта охвата действительности; изображение жизни и характеров в развитии; воспроизведение закономерностей бытия
2. Уникальность характеров и обстоятельств
2. Типизация как принцип художественного обобщения жизненных явлений и человеческих характеров
3. Уход в прошлое, старину, в экзотику, как в области возможного существования идеала; интерес к фольклору и иррациональному началу; использование общих символов (тень, двойник, зеркало и т.д.)
3. Обращение к современности, повседневности, будням
4. Сосредоточенность на внутреннем мире человека и его субъективных проявлениях; культ природы и чувств
4. Отображение внутреннего мира человека, его психологический анализ и сопоставление с объективными законами существования общества
5. Социальный анализ изображаемого, приверженность к фактам; социальная критика; элементы сатиры
6. Отрывочность, фрагментарность и контрастность; диссонанс в изображении жизни
6. Цельность, последовательность, детальность изображения
7. Синтетические (смешанные) формы и жанры (повесть-сказка, лироэпическая поэма и др.)
7. Развитие эпических форм и жанров (социальный роман, эпопеи, хроники и др.)
8. Развивается социальная тематика. Ярко выражена критическая направленность. Жизнь, в отличие от предыдущих течений, воспринимается и отображается объемно, многомерно.
Примеры художественных произведений
Россия
– А.С.Пушкин, Евгений Онегин
– Л.Н.Толстой, Война и мир
Англия
– Поэзия «озёрной школы» (У.Вордсворт, С.Т.Кольридж)
– Дж.Г.Байрон, Паломничество Чайльд Гарольда
– У.Теккерей, Ярмарка тщеславия
– Ч.Диккенс, Приключения Оливера Твиста
Германия
– Братья Гримм, сказки
– Г.Гейне, Путевые картин ы
Франция
– В.Гюго, Собор Парижской богоматери
– А. Мюссе, Исповедь сына века
– О. де Бальзак, Человеческая комедия
– Ж.П.Беранже, песенная поэзия
– Дж.Ф.Купер, Последний из могикан
– М.Твен, Приключения Тома Сойера
– Т.Драйзер, Американская трагедия
Дальнейшие модификации
– Неоромантизм (рубеж XIX-XX веков): реакция на реалистические и натуралистические тенденции второй половины XIX века, возрождение романтизма, угасшего ко второй половине XIX в.; ранняя фаза будущего модернизма.
Романтизм в живописи:
Основные характеристики романтизма
Романтизм, который возник в конце 18 века в Германии, бросил вызов рационализму эпохи Просвещения и классицизму, а также поставил во главе искусства индивидуализм личности, её чувства и борьбу за свободу, ради которой герой способен даже погибнуть.
Характерен для романтизма интерес к быту и фольклору собственного народа, к особенностям иных культур. Эта особенность ярко выражена в творчестве французского писателя Проспера Мериме, который позже стал ярким представителем критического реализма. У немцев это необыкновенно ярко и живо находит свое отражение в произведениях Эрнста Гофмана, чей мир наполнен немецкими сказками, которые автор вывел на уровень своеобразного культурного бренда.
Также отличие романтизма заключается в ином взгляде на религиозный культ, истинной религией провозглашаются чувства и любовь, открытость человека возвышенным идеалам.
В Англии романтизм проявился как стремление к простой и ясной выразительности чувств
в литературе, противопоставление естественного и искреннего жесткой иерархии буржуазного общества. Лорд Джордж Байрон — один из самых зрелых и известных поэтов-романтиков, представляет в своих сюжетах человека, взгляды, мысли и чувства которого разительно контрастируют с окружающей действительности, и бросают ей смелый вызов. Его персонажи всегда бунтари, выступающие против буржуазной лицемерной морали, они сами себе мерило и судьи.
В России жемчужиной романтизма является «Мцыри» Михаила Лермонтова. Действие поэмы разворачивается в необычном месте, а романтический герой — таинственная, страдающая личность, жизнь которой находится во власти злого рока, умирающая в результате отказа от свободы.
К основным характеристикам романтизма можно отнести:
Реализм как литературное направление
Литература — это постоянно меняющееся, беспрерывно развивающееся явление. Говоря о переменах, произошедших в русской литературе в разные века, невозможно обойти стороной тему сменяющих друг друга литературных направлений.
Определение 1
Литературное направление — совокупность идейно-эстетических принципов, характерных для произведений многих авторов одной эпохи.
Литературных направлений существует огромное множество. Это и классицизм, и романтизм, и сентиментализм. Отдельной главой в истории развития литературных направлений является реализм.
Реализм — литературное направление, стремящееся к объективному и правдивому воспроизведению окружающей действительности.
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Реализм старается изображать реальность без искажений и преувеличений.
Существует мнение, что на самом деле реализм зародился ещё в период Античности и был свойственен произведениям древнеримских и древнегреческих писателей. Некоторые исследователи отдельно выделяют античный реализм и реализм эпохи Возрождения.
Наивысшей точки своего расцвета как в Европе, так и в России реализм достиг в середине XIX века.
Тематика и герои реализма
На смену романтизму в 30-ых годах 19 века начал приходить реализм. В центре сюжета произведения стоит личность, которая является прямым продолжением своей эпохи и социального слоя.
В этом жанре нет сравнения писателя со своим героем, скорее сам автор делает персонажа предметом пристального изучения, не всегда разделяя его ценности и взгляды и не идеализируя его. Не существует идеальной личности реализма.
В произведениях меньше открытого антагонизма, персонаж не так откровенно борется с окружающей его действительностью, она скорее становится контекстом, обуславливающем его поведение. Реалистическим персонажем зачастую становится человек самый обычный и неприметный, а место действия — среда совершенно обыкновенная. Однако это не мешает реализму показать всю сложность человеческих переживаний, индивидуальность и ценность опыта каждого человека.
Родиной реализма считается Франция, где в преддверии и на почве буржуазно-демократической революции остро возникла потребность в реалистичной оценке действительности, стремлению к объективности и восприятию аспектов жизни такими, какие они есть.
При этом следует отметить многообразие, царившее внутри этого течения. Французы Мериме, Стендаль и Бальзак в равной мере стремились найти объективные ответы на основные вопросы своей эпохи, но каждый из них имел собственный подход.
Мериме и Стендаль, отличающиеся остаточным романтизмом, помещают в центр сюжета, который продиктован типичными для своего времени обстоятельствами, личность нестандартную, противопоставляемую миру с его правилами. При этом Бальзак часто делает своих героев типичными выходцами буржуазного класса, со всеми его особенностями и недостатками.
В России расцвет реализма пришелся на вторую половину 19 века. Первым русским реалистическим романом считается «Евгений Онегин» Пушкина. Это произведение в стихотворной форме можно считать эталоном реализма, скрупулёзно отображающим эпоху, её нрав и типичные портреты. Герой романа стал своего рода собирательным образом молодого человека из дворянского сословия.
Отличительные черты реализма:
Сравнительный анализ
Между романтизмом и реализмом немало общего. В обоих течениях основными темами является внутренний мир человека, провозглашается его сложность и исключительность. В центре сюжета часто стоит конфликт личности и общества. Но и есть и существенные отличия. Чтобы лучше раскрыть тему «Герои романтизма и реализма: сходства и различия», следует заполнить сравнительную таблицу:
Романтизм | Реализм |
Герой автономен по отношению к обществу | Героя невозможно рассматривать вне его среды, даже противостоя обществу, он является его порождением и квинтэссенцией |
Конфликт с окружением всегда активен, сравним с бунтом и часто заканчивается трагически | Конфликт с обществом не всегда разрешается однозначно, его результатом бывает подчинение героя общественному влиянию |
Частое отождествление личности автора и героя | Автор стоит над своим героем, который является объектом исследования |
Личность героя является цельной и сформированной. Меняется не герой, а обстоятельства вокруг него | Герой всегда в развитии, его черты не сформированы до конца |
Подчёркнутая исключительность окружающих обстоятельств, внешности героя | Часто обстоятельства подчеркнуто заурядны, как и физические характеристики героя |
На переломе 18 и 19 веков произошло множество социальных и культурных событий, некоторые из которых были настоящим потрясением общественного сознания, поэтому неудивительно, что это время подарило миру 2 таких мощных течения, как романтизм и реализм, каждое из которых влияло на другое.
Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века
Общая характеристика русской литературы ХIХ века.
Всю русскую литературу 19 века можно разделить на 2 периода: литература первой половины XIXвека и второй половины XIX века.
Сегодня нас интересует не только литература этого периода, но и основные исторические события, которые происходили в это время, так как без исторической основы невозможно понять причины и мотивы появления тех или иных произведений русской классики.
Основные положения сегодняшней лекции мы будем записывать в виде обобщающей таблицы, которая будет состоять из 3 колонок. В нее будут входить название периода литературы XIXвека, важнейшие исторические события в Европе и России этого периода, общая характеристика развития русской литературы по каждому периоду.
Мы уже назвали основные периоды литературы XIXвека и можем приступить к заполнению 2 колонки таблицы.
Лекция учителя, заполнение 3 колонки таблицы.
Понятие о романтизме и реализме.
Мы уже выяснили, что основными направлениями в русской литературе XIX века были романтизм и реализм. Что это за литературные течения? В чем их суть? Чем они отличаются друг от друга? Заполнение таблицы:
Романтизм и реализм в русской литературе ХIХ века
Основания для сопоставления | Романтизм | Реализм |
Возникновение и развитие | Возник под влиянием немецкой и английской литературы в творчестве Жуковского, Батюшкова. Получил развитие после войны 1812 года в творчестве поэтов-декабристов, раннем творчестве Пушкина, Лермонтова, Гоголя | Возник в 1820—1830-е годы в творчестве Пушкина, развивался Лермонтовым и Гоголем. Вершиной русского реализма второй половины ХIХ века считаются романы Тургенева, Достоевского, Л. Толстого |
Художественный мир, проблематика и пафос | Изображение внутреннего мира человека, жизни его сердца. Напряженность чувств, разлад человека с действительностью. Идеи свободы, интерес к истории и сильным личностям. Романтическое двоемирие | Изображение жизни в жизнеподобных образах, стремление к глубинному познанию «обыкновенной» жизни, широкому охвату действительности в ее причинно-следственных связях. Социально-критический пафос в изображении действительности |
События и герои | Изображение исключительных, необыкновенных событий и героев.Отсутствие внимания к прошлому героев, статичность образов. Возвышение и идеализация героя, отчужденного от действительности | Изображение движения человеческой жизни, развития личности под влиянием общественной среды, динамичность образов. Действительность требует от героя причастности к ней. |
Язык | Субъективность и эмоциональность авторского языка и стиля, эмоционально окрашенные лексика и синтаксис | Лаконичность стиля в реалистической прозе начала века и сложность языковых конструкций в прозе второй половины века, обусловленная изучением причинно-следственных связей в общественной жизни |
Судьба направления | Кризис романтизма начинается в 1840-е годы. Постепенно он уступает место реализму и сложно взаимодействует с ним | Во второй половине века усиливается критика общественной жизни, ширится освоение связей человека с его близким окружением, «микросредой», усиливается критический пафос изображения действительности |
Беседа по вопросам:
1. Почему 19 век литературы называют «Золотым»?
2. Какие поэты и писатели относятся к «золотому веку»?
3. В чем особенность романтизма и реализма? В чем их основное отличие?
Русская литература ХIХ века вобрала в себя богатейший духовный опыт человечества. Она ставила и пыталась решать важнейшие социально-нравственные вопросы, провозглашала любовь к миру и человеку и ненависть ко всем проявлениям угнетения, восхищалась мужеством и силой человеческой души. Русская литература творчески использовала опыт европейских литератур, но не подражала им, а создавала оригинальные произведения, основой для которых стала русская жизнь и ее проблемы.
VI. Домашнее задание
НЕ ЗАБЫВАЙТЕ, ВО ВТОРНИК ВЫСТАВЛЯЮ ОЦЕНКИ ЗА ЧЕТВЕРТЬ.