Чем отличаются размеры стихотворений
Глава 3. Стихотворные размеры
Рассматриваемые понятия: стих, метр, хорей, ямб (холиямб, хориямб), дактиль, амфибрахий, анапест, спондей, пиррихий, дольник, акцентный (тонический) стих, верлибр, белый стих, вольный ямб.
Стихотворные размеры (метры)
И тяжким пламенным недугом
Была полна моя глава;
В ней грёзы чудные рождались;
В размеры стройные стекались
Мои послушные слова
И звонкой рифмой замыкались.
А.Пушкин «Разговор книгопродавца с поэтом»
Обратите внимание на стопу. Она словно отпечаток следа в схеме стиха, поэтому, если вы хотите правильно определить стихотворный размер, важно чётко обозначить каждую стопу.
Иногда за последней стопой строки следует один или два безударных слога, такая строка называется удлинённой (наращенной). Далее вы увидите это в конкретных примерах.
В зависимости от вида стоп различают пять основных видов стихотворных размеров: двусложных и трёхсложных.
Рассмотрим известные всем строки А.Пушкина:
Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя…
Расставив ударения, запишем метрическую схему, заключая стопу в скобки:
Видим, что повторяется стопа из двух слогов: первый ударный, второй безударный.
Различают хореическую стопу, хореический ритм. Он использовался древними греками, людьми весёлыми и жизнерадостными, в ритуальных плясках и песнопениях, посвящённых богам. Пример трёхстопного хорея у М.Лермонтова:
Горные вершины
Спят во тьме ночной…
Пятистопный хорей вы найдёте в стихах М.Лермонтова («Ночевала тучка золотая…», «Выхожу один я на дорогу…»), С.Есенина («Не жалею, не зову, не плачу…»),
шестистопный – у Н.Некрасова:
Долго не сдавалась Любушка соседка,
Наконец шепнула: «Есть в саду беседка,
Как темнее станет – понимаешь ты. »
Ждал я, исстрадался, ночки, темноты.
И всё же хорей в поэзии не так распространён, как ямб. Прочитаем строки знаменитого пушкинского стихотворения, расставив ударения, составим схему:
Мороз и солнце! День чудесный!
Ещё ты дремлешь, друг прелестный…
Вы видите, что повторяются группы из двух слогов, но ударный в них уже не первый, а второй. Это четырёхстопный ямб.
По одному из мифов, ямбу подарила своё звучное имя дочь бога Пана и нимфы Эхо – Ямба (Иамба). Она была служанкой в царском доме, куда в слезах пришла Деметра, богиня земного плодородия. Гостья горевала, потому что бог подземного царства Аид похитил её дочь Персефону. И Ямба утешила её, развлекая песнями, в которых звучал ямбический ритм.
Пушкин считал, что он лучше других передаёт оттенки различных чувств: от нежно-лирических («Я помню чудное мгновенье…»), от мечтательных раздумий («Брожу ли я…») до гневного негодования («Деревня», «Вольность»). Можно внести большое разнообразие, сделать звучание оживлённее, если чередовать длинные и короткие строки, например:
Взглянув когда-нибудь на тайный сей листок,
Исписанный когда-то мною,
На время улети в лицейский уголок
Всесильной, сладостной мечтою.
(А.Пушкин «В альбом Пущину»)
Пятистопный ямб задумчив, хорошо передаёт интонации философских размышлений:
Одну из своих книг А.Блок назвал «Ямбы». В его стихах этот размер поражает разнообразием интонаций: нежный и чувственный, патетичный, гневный или страстный…
Так бей, не знай отдохновенья,
Пусть жила жизни глубока:
Алмаз горит издалека –
Дроби, мой гневный ямб, каменья.
В час незабвенный, в час печальный
Я долго плакал пред тобой. (А.Пушкин)
***
В особую группу выделен ВОЛЬНЫЙ ЯМБ: в нём сочетаются строки разной стопности и длины, как в баснях И.Крылова или комедии А.Грибоедова «Горе от ума».
ТРЁХСЛОЖНЫЕ СТИХОТВОРНЫЕ РАЗМЕРЫ
Мы встречаем двустопный дактиль у А.Пушкина:
Дактилический стих обычно звучит плавно, медлительно, величественно.
Пример двустопного амфибрахия у Ф.Тютчева:
Амфибрахий обеспечивает стиху спокойное, неторопливое, плавное течение.
Примеры найдём во многих произведениях Н.А.Некрасова – это был его любимый размер. Вот четырёхстопный анапест:
Бальмонт замечает, что это «размер, полный угрюмой выразительности, тяжёлого и рассчитанного удара. Стих как рука с мечом, которая медленно приподнимается, замахивается и сражает».
*******************
Надо знать такие важные явления, как спондей и пиррихий. Благодаря им, поэты получают множество вариантов стихов.
Это четырёхстопный хорей с пиррихием в третьей стопе. Можно сказать: осложнённый пиррихием. Если вслушаться, вы заметите, что он не нарушает ритма и почти незаметен при чтении, зато создаёт ритмическое разнообразие.
Действительно, велико метрическое богатство русской поэзии!
Хорей порывист, быстр.
Ямб насыщен эмоциями, энергичен.
Дактилический стих звучит плавно, медлительно, величественно.
Анапест может выразить быстроту движений.
Амфибрахий обеспечивает стиху спокойное, неторопливое течение.
Практически до конца XIX века русское стихосложение было в основном строго классическое. Начало ХХ века – время экспериментов и возрождения интереса к тоническому стиху. Поэты выделяли не стопы, а доли. Так в творчестве поэтов «серебряного века» появился
ДОЛЬНИК – размер, в котором стопу заменяет доля, а ударные и безударные слоги чередуются неравномерно: количество безударных слогов между ударными колеблется от 1 до 2. Главное, чтобы было одинаковое количество ударений в каждой строке.
Вхожу я в тёмные храмы
Свершаю бедный обряд.
Там жду я Прекрасной Дамы
В мерцании красных лампад.
Делаем вывод: А.Блок использовал трёхударный дольник.
Другой пример дольника у Анны Ахматовой:
Смуглый отрок бродил по аллеям,
У озёрных грустил берегов.
И столетия мы лелеем
Еле слышный шелест шагов.
Почему так любили дольник поэты «серебряного века»? Думаю, главная причина в том, что он может легче передать взволнованность лирического героя.
Если увеличить междуударные промежутки, получаем АКЦЕНТНЫЙ (тонический) стих. В нём учитывается только одинаковое количество ударных слогов в строке и допускается произвольное количество безударных слогов между ними.
Противоречивые оценки вызвал в России пришедший из Европы ВЕРЛИБР.
Русских любителей поэзии привлекли необычные по форме, но глубокие по смысловой насыщенности, уловившие «властительные ритмы» времени стихи бельгийского поэта-символиста Эмиля Верхарна, писавшего на французском языке. Блестящим переводчиком «стихов мятежных» стал В.Брюсов:
Улица быстрым потоком шагов,
Плеч, и рук, и голов
Катится, в яростном шуме,
К мигу безумий,
Но вместе –
К свершеньям, к надеждам и к мести. («Восстание»)
Верлибр долго считался чуждым русской поэзии, хотя на Западе уже были широко известны произведения таких авторов, как Уолт Уитмен, Назым Хикмет, Луи Арагон, Пабло Неруда.
Но если заглянуть в XIX век, Пушкин в «Песнях западных славян», в «Сказке о медведихе» уже использовал верлибр. А русские былины? Так что этот размер определённо присутствует в древнерусском народном тоническом стихе.
Яков Хелемский так определил содержание и смысл современного верлибра:
Он отмечает увлечение верлибром современных молодых авторов, но, по его словам, «всерьёз считать «новым языком» некое подобие переводного верлибра, окрещённого критиками «вавилибром», глупо…Большая часть нынешних начинающих верлибристов, похоже, не подозревает, что в слове может быть заключена какая-то энергия.
Виктора Куллэ дополняет Зинаида Кокорина:
Культура поэзии –
Времени веянье.
Метафоры свежесть пробилась
Ключом.
Красиво читают верлибры нам
Гении…
Досадно, когда непонятно:
«О чём?»
…………….
Что эти – поэты,
А те – графоманы,
просеет эпоха:
Кто был, а кто есть…
В поэзии будут
Всегда актуальны
И красота,
И духовность,
И честь.
(Сборник «Москва поэтическая», № 8, 2008)
БЕЛЫЕ СТИХИ – это стихи без рифмы, объединённые лишь ритмом. Употреблялись они в драматических жанрах (трагедия Пушкина «Борис Годунов»), в поэме Н.Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».
Пример из В.Жуковского:
Безмолвное море, лазурное море,
Стою очарован над бездной твоей.
Ты живо; ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты.
ВОЛЬНЫЙ СТИХ – силлабо-тонический. Строки в нём разностопны, но одной метрической формы (чаще всего это вольный ямб). C XIX века он широко употреблялся в баснях, элегиях («Погасло дневное светило…» А.Пушкина), стихотворных комедиях и драмах («Маскарад» М.Ю.Лермонтова), во многих поэмах.
Подвожу итог этой главе выразительными и по смыслу, и по художественному оформлению, великолепными стихами К.Бальмонта:
Хорей, ямб и другие стихотворные размеры
Виды стихотворных размеров
Ямб, хорей, брахиколон, анапест… Все эти сложные, на первый взгляд, слова обозначают название стихотворных размеров. Стихи пишутся по определенным законам. Именно следование размеру поэтического произведени (не всегда строгое) делает стихи складными, запоминающимися и приятными для чтения. Мы расскажем о том, какими бывают стихотворные размеры, как отличить ямб от хорея и, как определить размер стиха.
Односложные стихотворные размеры: брахиколон
У каждого стихотворения есть свой уникальный ритм и мелодия, совсем как в танце. Только вместо танцевального па, у стихотворения есть стопы, их структурные единицы. Стопа- это целая группа слогов, которая объединена одним ритмическим ударением (иктом).
Так в односложном стихотворном размере, брахиколоне, всегда есть слово, в котором только один слог. Слов в строке может быть и сразу несколько, но слог останется в единственном экземпляре. Пример стихотворения, написанного брахиколоном:
И.Сельвинский «Сонет»
Все слоги в этом стихотворении сильные, оно звучит как манифест! Отличить брахиколон от других стихотворных размеров нетрудно по его уникальному ритму, а вот ямб и хорей нередко вызывают трудности.
Двусложные стихотворные размеры: ямб, хорей
Ямб и хорей — это стопы из двух слогов.
Кажется, что все просто. При этом даже произведения классической литературы нередко заставляют нас задуматься о том, как устроены эти стихотворные размеры. Со школьных времен мы знает, что «Евгений Онегин» А. С. Пушкина написал четырехстопным ямбом. Значит, ударными должны быть четные слоги. Но как быть с этим отрывком:
Когда́ не в шу́тку занемо́г,
Он уважа́ть себя́ заста́вил
И лу́чше вы́думать не мо́г.
Как мы видим, поэты могут нарушать и нередко нарушают строение «идеального» ямба, тоже самое происходит и с хореем. Классики нередко позволяли себе отойти от строгих размеров стиха, случайно или намеренно игнорировали правила, потому что язык служит мастеру стихосложения, а не наоборот. Поэтому при определении размера стиха вас не должны смущать некоторые несоответствия.
Пример стихотворения, написанного ямбом:
Любви, надежды, тихой славы
Недолго нежил нас обман,
Исчезли юные забавы,
Как сон, как утренний туман;
Но в нас горит еще желанье,
Под гнетом власти роковой
Нетерпеливою душой
Отчизны внемлем призыванье.
Мы ждем с томленьем упованья
Минуты вольности святой,
Как ждет любовник молодой
Минуты верного свиданья.
Пока свободою горим,
Пока сердца для чести живы,
Мой друг, отчизне посвятим
Души прекрасные порывы!
Товарищ, верь: взойдет она,
Звезда пленительного счастья,
Россия вспрянет ото сна,
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!
А. С. Пушкин «К Чаадаеву»
Пример стихотворения, написанного хореем
В небе тают облака,
И, лучистая на зное,
В искрах катится река,
Словно зеркало стальное…
Час от часу жар сильней,
Тень ушла к немым дубровам,
И с белеющих полей
Веет запахом медовым.
Чудный день! Пройдут века —
Так же будут, в вечном строе,
Течь и искриться река
И поля дышать на зное.
Трехсложные стихотворные размеры: дактиль, анапест, амфибрахий
Дактиль состоит из одного долгого и двух следующих за ним кратких слогов. Это один ударный слог и два безударных после него. Запомнить это легко, если знать, что слово «дактиль» произошло от греческого «палец». Палец состоит из трех фаланг, первая из которых длиннее двух других. Так и дактилическая стопа состоит из трех слогов: одного ударного и двух безударных.
Встану я в утро туманное,
Солнце ударит в лицо.
Ты ли, подруга желанная,
Всходишь ко мне на крыльцо?
Настежь ворота тяжелые!
Ветром пахнуло в окно!
Песни такие веселые
Не раздавались давно!
С ними и в утро туманное
Солнце и ветер в лицо!
С ними подруга желанная
Всходит ко мне на крыльцо!
Анапест — это «дактиль наоборот». Здесь два кратких слога оканчиваются одним долгим. Первые слоги безударные, а последний — ударный.
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
Амфибрахий также состоит их трех стоп, но сильным ударным слогом здесь будет второй слог.
В песчаных степях аравийской земли
Три гордые пальмы высоко росли.
Родник между ними из почвы бесплодной,
Журча, пробивался волною холодной…
М. Ю. Лертмонтов
Как определить стихотворный размер
Эти знания могут пригодиться не только школьникам, студентам и узким специалистам, изучающим поэзию. Чтобы писать хорошие стихи, надо научиться определять размеры стихосложения и пользоваться ими в собственных произведениях!
Читайте также:
Хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест
Стихотворные размеры
Условные обозначения
Мч а́ тся т у́ чи, вь ю́ тся т у́ чи,
На хорей они летят
В ы́ рыта д а́ ктилем я́ ма глуб о́ кая
Примеры
Примеры стихотворений
(псевдоударные (со вторичным ударением в слове) слоги выделены ЗАГЛАВНЫМИ буквами)
Б у́ ря мгл о́́ ю н е́ бо кр о́ ет
__/ __ __/ __ __/ __ __/ __
В и́ хри сн е́ жныЕ крут я́ ;
__/ __ __/ __ __ __ __/
Я приш е́ л к теб е́́ с прив е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
РАссказ а́ ть, что с о́ лнце вст а́ ло,
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ЧтО он о́ гор я́ чим св е́ том
__ __ __/ __ __/ __ __/ __
ПО лист а́ м затрЕпет а́ ло.
__ __ __/ __ __ __ __/__
ВЫхож у́ од и́ н я нА дор о́ гу;
__ __ __/__ __/__ __ __ __/__
СквОзь тум а́ н кремн и́ стый п у́ ть блест и́ т;
___ ___ __/ ____ __/ ___ __/ _____ __/
И звезд а́ с звезд о́ ю гОвор и́ т.
__ __ __/ _____ __/__ __ __ _/
А вчер а́ зар е́ й
__/ __ __/ __ __/
Всё грач и́ лет а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
Да, как с е́ ть, мельк а́ ли
__/ __ __/ __ __/ __
В о́ н над т о́ й гор о́ й.
__/ __ __/ __ __/
Мой д я́ дя с а́ мых ч е́ стных пр а́ вил,
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __
Когд а́ не в ш у́ тку зАнем о́ г,
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Он Уваж а́ ть себ я́ заст а́ вил
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
И л у́ чше в ы́ думАть не м о́ г.
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Я п о́ мню ч у́ дноЕ мгнов е́ нье
__ __/ __ __/ __ __ __ __/ __
ПерЕдо мн о́ й яв и́ лась т ы́
__ __ __ __/ __ __/ __ __/
Как мИмол е́ тноЕ вид е́ нье
__ __ __ __/ __ __ __ __/ __
Как г е́ ний ч и́ стой крАсот ы́
__ __/ __ __/ __ __ __ __/
Нар я́ женЫ мы вм е́ сте г о́ род в е́ дать,
__ __/ __ __ __ __/ __ __/ __ __/ __
Но, к а́ жетсЯ, нам н е́ за кЕм смотр е́ ть…
__ __/ __ __ __ __/ __ __ __ __/
Пок у́ да зв о́ н ближ а́ йшей и́ з церкв е́ й
__ __/ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Не вОзвест и́ т, что э́ тот н и́ зкий св е́ т
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Я прОмен я́ л на н и́ зший м и́ р черв е́ й.
__ __ __ __/ __ __/ __ __/ __ __/
Н а́ суетл и́ вую н е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Я́ промен я́ ть безнад е́ жность
__/ __ __ __/ __ __ __/ __
Т у́ чки неб е́ сные, в е́ чные стр а́ нники!
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Ст е́ пью лаз у́ рною, ц е́ пью жемч у́ жною…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __ __
Сл а́ вная о́ сень! Здор о́ вый, ядр е́ ный
__/ __ __ __/ __ ___ __/ __ __ __/ __
В о́ здух уст а́ лые с и́ лы бодр и́ т…
__/ __ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Не в е́ тер буш у́ ет над б о́ ром,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Мор о́ з-воев о́ да доз о́ ром
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Дор о́ же отч и́ зны — не зн а́ л ничег о́
__ __/ __ __ __/ __ ___ __/ ___ __ __/
Бо е́ ц, не люб и́ вший пок о́ я.
__ __/ __ __ __/ ___ __ __/ __
Есть ж е́ нщины в р у́ сских сел е́ ньях
__ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ ___
С спок о́ йною в а́ жностью л и́ ц,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/
С крас и́ вою с и́ лой в движ е́ ньях,
___ ___/ __ __ __/ ___ __ __/ __
С пох о́ дкой, со взгл я́ дом цар и́ ц.
__ __/ __ ___ ___/ ___ __ __/
Средь ш у́ много б а́ ла случ а́ йно,
__ ___/ __ __ __/ __ __ __/ __
Теб я́ я ув и́ дел, но т а́ йна,
__ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
О, весн а́ без конц а́ и без кр а́ ю —
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Узна ю́ тебя, ж и́ знь! Приним а́ ю!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Есть в нап е́ вах тво и́ х сокров е́ нных
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Роков а́ я о г и́ бели в е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Есть прокл я́ тье зав е́ тов свящ е́ нных,
___ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Поруг а́ ние сч а́ стия е́ сть.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Пропад у́ от тоск и́ я и л е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
Сердце н о́ ет, слаб е́ ют кол е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
В каждый гв о́ здик душ и́ стой сир е́ ни,
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/ __
поочерёдно: дактиль, амфибрахий и анапест:
В о́ все не сл о́ жные
__/ __ __ __/ __ __
Разм е́ ры трёхсл о́ жные,
__ __/ __ __ __/ __ __
Всё зав и́ сит от с и́ льных в них м е́ ст.
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Ну а тр е́ тий уже анап е́ ст!
__ __ __/ __ __ __/ __ __ __/
Стихотворные размеры
Как определить стихотворный размер?
а) если ударение повторяется каждые 2 слога, это двусложный размер: хорей или ямб;
б) если повторяется каждые 3 слога, это трехсложный размер: дактиль, амфибрахий или анапест.
Стихотворные размеры в таблице с примерами
Стихотворные размеры – головная боль не только абитуриентов филфака, изучающих теорию литературы, но даже некоторых литераторов. Поэтический арсенал русских поэтов насчитывает пять активно использующихся стихотворных размеров: хорей, ямб, дактиль, амфибрахий, анапест. Есть и другие, например, спондей. Что это такое? И чем одни отличаются от других?
Стихотворный размер – способ звуковой организации стиха, ритмическая форма стихотворения.
Если же давать определение простым языком, то стихотворный размер – это чередование безударных и ударных слогов в стихе. Самый простой способ, позволяющий научиться определять стихотворный размер – запомнить ритмический рисунок каждого размера.
Стопа – единица измерения стихотворного размера.
Состоит стопа из нескольких слогов, только один из которых ударный, остальные – безударные. Количество ударных слогов в стихе соответствует количеству стоп (за исключением такого размера, как спондей, в котором могут соседствовать два ударных слога).
Двухсложные стопы: хорей и ямб – это двухсложные размеры или, как их панибратски называют литературоведы, двухсложники.
Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест – это трехсложные размеры или сокращенно трёхсложники.
Учимся расставлять ударения и определять размер стиха
Чтобы научиться определять размер любого стихотворения, нужно подсчитать количество ударных и безударных слогов и составить ритмический рисунок стиха.
Всем известно, что в одном слове – одно ударение. Но в стихотворной строке в одном слове может быть несколько ритмических ударений. Например, в четверостишье «Мчатся тучи, вьются тучи/ Невидимкою луна/Освещает снег летучий/Мутно небо, ночь мутна» ударные гласные выделены жирным. Это так называемое словесное ударение, то есть «родное», привычное ударение слова. Но если читать этот текст, как считалку, интонационно выделяя каждый слог, то окажется, что здесь несколько ритмических ударений:
«Мчатся тучи, вьются тучи» – здесь словесное ударение соответствует его ритмическому ударению.
«Невидимкой луна» – а вот здесь интереснее, поскольку в слове «невидимкою» к родному словесному ударению на вторую «и» в слоге «дим» прибавляется ритмическое ударение на «е» в слоге «не» и конечную «ю». В слове «луна» словесное и ритмическое ударение одинаковы.
«Освещает снег летучий» – здесь тоже можно наблюдать возникновение ритмического ударение в неожиданном месте: первый слог «о» в слове «освещает» при чтении строки на манер считалки акустически выделяется.
«Мутно небо, ночь мутна» – в этой строке словесное и ритмическое ударение соответствуют друг другу.
Чтобы составить ритмический рисунок (схему) стиха, нужно:
Не литературоведческий метод определять размер стихотворения
Таблица «Двухсложные стихотворные размеры»
То есть стихотворная стопа такого размера будет стоять из двух слогов
- Чем отличаются размеры постельного белья
- Чем отличаются разные виды кофе