Чем отличаются природные условия и ресурсы
Разница между природными ресурсами и природными условиями
Общим для природных ресурсов и природных условий является то, что и те и другие не созданы человеком. Между тем существуют критерии, позволяющие разграничить эти категории. Рассмотрим их и выясним, чем отличаются природные ресурсы от природных условий.
Определение
Природные ресурсы – это блага, которые человечество может получать из естественной среды своего существования и использовать для непосредственного потребления или включения в процесс производства.
Природные условия – это совокупность факторов окружающей среды, не подлежащих потреблению или вовлечению в производственный процесс, но решающим образом влияющих на деятельность людей.
Сравнение
Для начала следует обратить внимание на степень полезности, которая имеется в каждом случае. С этой точки зрения отличие природных ресурсов от природных условий заключается в том, что только первые всегда являются благом. Именно общественная потребность становится главным критерием для включения тех или иных компонентов естественной среды в категорию «природные ресурсы».
Такие блага классифицируют по многим признакам. Например, ресурсы бывают минерального, водного, биологического и иного происхождения. Использоваться они могут в производственной (промышленной и сельскохозяйственной) и непроизводственнойсферах. Ресурсы, которые не истощаются, называют неисчерпаемыми (энергия ветра, солнца). Но есть и те из них, которые находятся в природе, возможно, в большом, но ограниченном количестве – они определяются как исчерпаемые ресурсы.
Часть используемых даров природы имеет свойство возобновляться (растения, промысловые животные). В то же время есть ресурсы невозобновляемые (например, минеральные). Кроме того, одни полезные объекты окружающего мира могут быть реально вовлечены в хозяйственный оборот или сразу употребляться (как питьевая вода). А другие ресурсы – их называют потенциальными – лишь выявлены с помощью теоретических расчетов, но использование таких благ остается пока невозможным из-за отсутствия необходимого технического оснащения.
В чем разница между природными ресурсами и природными условиями? Главным образом в том, что понятие «ресурсы» означает нечто готовое к потреблению или являющееся материалом для получения ценностей. Между тем природные условия не могут служить ни готовыми продуктами, ни сырьем для производства. Они лишь создают среду, в которой живет и трудится человек. К природным условиям люди вынуждены приспосабливаться.
Важнейшими элементами в этом отношении являются: географическое положение, черты рельефа, тип почвы, растительный покров, климат и другие. От того, насколько благоприятными будут природные условия, зависит расселение людей, размещение производственных предприятий и развитие отраслей деятельности. К примеру, успехов в растениеводстве можно достичь, только если возделываемые культуры получат достаточно тепла и влаги. А эффективность работы некоторых энергетических объектов определяется продолжительностью светового дня в регионах их размещения.
Природные условия влияют и на производимые затраты. Так, стоимость строительства сооружений разного назначения зависит от характера рельефа и степени заболоченности территории. В качестве еще одного примера можно привести и добычу полезных ископаемых – в случае их залегания в зоне вечной мерзлоты затраты на разработку месторождения и транспортировку существенно возрастают.
Разница между природными ресурсами и природными условиями
Общим для природных ресурсов и природных условий является то, что и те и другие не созданы человеком. Между тем существуют критерии, позволяющие разграничить эти категории. Рассмотрим их и выясним, чем отличаются природные ресурсы от природных условий.
Природные ресурсы это блага, которые человечество может получать из естественной среды своего существования и использовать для непосредственного потребления или включения в процесс производства.
Природные условия это совокупность факторов окружающей среды, не подлежащих потреблению или вовлечению в производственный процесс, но решающим образом влияющих на деятельность людей.
Для начала следует обратить внимание на степень полезности, которая имеется в каждом случае. С этой точки зрения отличие природных ресурсов от природных условий заключается в том, что только первые всегда являются благом. Именно общественная потребность становится главным критерием для включения тех или иных компонентов естественной среды в категорию «природные ресурсы».
Такие блага классифицируют по многим признакам. Например, ресурсы бывают минерального, водного, биологического и иного происхождения. Использоваться они могут в производственной (промышленной и сельскохозяйственной) и непроизводственнойсферах. Ресурсы, которые не истощаются, называют неисчерпаемыми (энергия ветра, солнца). Но есть и те из них, которые находятся в природе, возможно, в большом, но ограниченном количестве они определяются как исчерпаемые ресурсы.
Часть используемых даров природы имеет свойство возобновляться (растения, промысловые животные). В то же время есть ресурсы невозобновляемые (например, минеральные). Кроме того, одни полезные объекты окружающего мира могут быть реально вовлечены в хозяйственный оборот или сразу употребляться (как питьевая вода). А другие ресурсы их называют потенциальными лишь выявлены с помощью теоретических расчетов, но использование таких благ остается пока невозможным из-за отсутствия необходимого технического оснащения.
В чем разница между природными ресурсами и природными условиями Главным образом в том, что понятие «ресурсы» означает нечто готовое к потреблению или являющееся материалом для получения ценностей. Между тем природные условия не могут служить ни готовыми продуктами, ни сырьем для производства. Они лишь создают среду, в которой живет и трудится человек. К природным условиям люди вынуждены приспосабливаться.
Важнейшими элементами в этом отношении являются: географическое положение, черты рельефа, тип почвы, растительный покров, климат и другие. От того, насколько благоприятными будут природные условия, зависит расселение людей, размещение производственных предприятий и развитие отраслей деятельности. К примеру, успехов в растениеводстве можно достичь, только если возделываемые культуры получат достаточно тепла и влаги. А эффективность работы некоторых энергетических объектов определяется продолжительностью светового дня в регионах их размещения.
Природные условия влияют и на производимые затраты. Так, стоимость строительства сооружений разного назначения зависит от характера рельефа и степени заболоченности территории. В качестве еще одного примера можно привести и добычу полезных ископаемых в случае их залегания в зоне вечной мерзлоты затраты на разработку месторождения и транспортировку существенно возрастают.
Чем природные ресурсы отличаются от природных условий?
Дело в том, что природные условия — это природные элементы, которые невозможно использовать в производстве, но которые могут влиять на деятельность человека. А так как природные условия оказывают влияние на местность, значит они оказывают это же влияние и на природные ресурсы в пределах этой местности.
А природные ресурсы, сформированные названными выше условиями, непосредственно используются в хозяйственной деятельности людей, в промышленности.
Казалось бы, что тут непонятного? Природные ресурсы — это материалы, которые дает человеку мать-земля, а природные условия — это то, в окружении чего люди живут. И я думал так же, но оказалось, что природные ресурсы в большей степени зависят от природных условий, а наоборот связь между ними прослеживается слабо. Таким образом, теплый климат территории будет влиять на разрастание торфяных месторождений, а вот, например, наличие широкой реки повлияет на влажность региона только в непосредственной близости от нее.
Природные ресурсы
Прежде всего, ученые выделяют их, как объекты, которые человек может использовать для своего блага. К ним можно отнести все дары земли: от полезных ископаемых до горной реки, устроив на которой плотину, можно вырабатывать электроэнергию. Эти ресурсы различны по своему происхождению, и сегодняшняя наука выделяет их четыре типа:
За возникновение двух последних говорит само их название, а вот биологические и минеральные ресурсы иногда путают. Это связано с тем, что к биоресурсам относят также и сырье для производства, а это, как правило, в большей степени присуще минералам.
Ярким примером может быть выделка животной кожи, из которой потом сделают одежду. Под минресурсами же понимают, в основном, все полезные ископаемые.
Природные условия
К таковым относят факторы окружающей среды, которые, хоть напрямую и не участвуют в процессе производства, но влияют на его конечный результат. Например, достаточные дожди и хорошая солнечная погода будут благоприятствовать росту сытных луговых пастбищ, где можно осуществлять выпас домашнего скота. Если же погода будет плохая, а травы на пастбище мало, то корову вырастить все равно удастся, но она уже не будет такой откормленной. К значимым условиям природы в основном относят климат и рельеф, именно эти факторы играют ключевую роль, когда необходимо выяснить, какое производство лучше развивать на данной территории.
В горных районах лучше добывать полезные ископаемые, а теплые походят для с/х производства.
Чем отличаются природные условия и ресурсы
фЕНБ 3. рПФЕОГЙБМ ФЕТТЙФПТЙЙ
фБЛЙН ПВТБЪПН, ЧМЙСОЙЕ рх ОБ ИПЪСКУФЧП НОПЗПЗТБООП Й ТБЪОППВТБЪОП. йЪ РТЙТПДОЩИ ХУМПЧЙК ОБЙВПМЕЕ ЧБЦОЩ:
ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ, | |
ПУПВЕООПУФЙ ЗЕПМПЗЙЮЕУЛПЗП УФТПЕОЙС Й ТЕМШЕЖБ, | |
ЛМЙНБФЙЮЕУЛЙЕ ХУМПЧЙС, | |
РПЧЕТИОПУФОЩЕ Й РПДЪЕНОЩЕ ЧПДЩ. |
тБУУНПФТЙН ЧМЙСОЙЕ ОБЪЧБООЩИ ХУМПЧЙК ОБ ТБЪЧЙФЙЕ ИПЪСКУФЧБ ОБ РТЙНЕТЕ тПУУЙЙ. пУПВЕООПУФЙ ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛПЗП РПМПЦЕОЙС УФТБОЩ ЕДЙОЩН ЛПНРБЛФОЩН НБУУЙЧПН ОБ УЕЧЕТЕ еЧТБЪЙБФУЛПЗП ЛПОФЙОЕОФБ, ПВЫЙТОПУФШ ЕЈ ФЕТТЙФПТЙЙ ОЕ НПЗХФ ВЩФШ ПГЕОЕОЩ ПДОПЪОБЮОП, ИПФС РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЙИ БУРЕЛФЩ ВПМЕЕ ЧЕУПНЩ: |
еУФШ Й ПФТЙГБФЕМШОЩЕ БУРЕЛФЩ ПГЕОЛЙ РПМПЦЕОЙС УФТХЛФХТЩ Й ПВЫЙТОПУФЙ ЕЈ ФЕТТЙФПТЙЙ. иБТБЛФЕТОП ЙУФПТЙЮЕУЛЙ УМПЦЙЧЫЕЕУС ОЕУПЧРБДЕОЙЕ БТЕБМПЧ ТБУУЕМЕОЙС Й ТБЪНЕЭЕОЙС РТЙТПДОЩИ ТЕУХТУПЧ. ьФП ЧЩЪЩЧБЕФ ОЕПВИПДЙНПУФШ РЕТЕЧПЪЙФШ НМТД. ФПОО УЩТШС Й ФПРМЙЧБ ЙЪ ЧПУФПЮОЩИ ТБКПОПЧ Ч ЕЧТПРЕКУЛХА ЮБУФШ, УФБЧЙФ РТПВМЕНХ РЕТЕУЕМЕОЙС МАДЕК ДМС ПУЧПЕОЙС ТЕУХТУОЩИ ТБКПОПЧ, ЙНЕАЭЙИ УМПЦОЩЕ рх.
нПЦОП ПФНЕФЙФШ Й ПФТЙГБФЕМШОЩЕ БУРЕЛФЩ ПГЕОЛЙ ТЕМШЕЖБ УФТБОЩ.
фБЛЙН ПВТБЪПН, ПГЕОЙЧБС РТЙТПДОП-ЪПОБМШОЩЕ ХУМПЧЙС УФТБОЩ, УМЕДХЕФ ПФНЕФЙФШ РПМПЦЙФЕМШОЩЕ ЙИ ЮЕТФЩ, ЛБЛ ОБМЙЮЙЕ ВПМШЫПК ФЕТТЙФПТЙЙ У РМПДПТПДОЕКЫЙНЙ РПЮЧБНЙ Й ЛТХРОЩНЙ МЕУОЩНЙ НБУУЙЧБНЙ, ПВЕУРЕЮЙЧБАЭЙЕ ТБЪЧЙФЙЕ ЪЕНМЕДЕМЙС, ЦЙЧПФОПЧПДУФЧБ, МЕУОПК Й ДПВЩЧБАЭЕК РТПНЩЫМЕООПУФЙ. л ПФТЙГБФЕМШОЩН ПУПВЕООПУФСН НПЦОП ПФОЕУФЙ ВПМШЫЙЕ РТПУФТБОУФЧБ ФХОДТЩ, МЕУПФХОДТЩ, УЕЧЕТПФБЈЦОЩИ ЪЕНЕМШ, ЙИ УЙМШОХА ЪБВПМПЮЕООПУФШ, ТБУРТПУФТБОЕОЙЕ ЧЕЮОПК НЕТЪМПФЩ (10 НМО. ЛН 2 ), ОБМЙЮЙЕ РХУФЩОШ Й РПМХРХУФЩОШ.
ч ГЕМПН ЙЪ ПВЭЕК ФЕТТЙФПТЙЙ УФТБОЩ ВМБЗПРТЙСФОБ ДМС ИПЪСКУФЧЕООПК ДЕСФЕМШОПУФЙ МЙЫШ 1/4 ЮБУФШ ЪЕНЕМШ, ТБУРПМПЦЕООЩИ РТЕЙНХЭЕУФЧЕООП Ч ЕЧТПРЕКУЛПК ЮБУФЙ.
нЩ ТБУУНПФТЕМЙ ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛХА УТЕДХ ЛБЛ ХУМПЧЙЕ ЦЙЪОЙ Й ДЕСФЕМШОПУФЙ МАДЕК. фЕРЕТШ ТБУУНПФТЙН ЕЈ ЛБЛ ЙУФПЮОЙЛ РТЙТПДОЩИ ТЕУХТУПЧ. юФП РПОЙНБЕФУС РПД «РТЙТПДОЩНЙ ТЕУХТУБНЙ» (рт)?
нОПЦЕУФЧЕООПУФШ ЧЙДПЧ ТЕУХТУПЧ УФБЧЙФ ЪБДБЮХ ЙИ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ.
II. ьЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ.
рП РПМЙФЙЛП-ЬЛПОПНЙЮЕУЛПНХ УПДЕТЦБОЙА рт РПДТБЪДЕМСАФУС ОБ:
рП ЙИ ТПМЙ Ч ПУОПЧОЩИ УЖЕТБИ ОБТПДОПЗП ИПЪСКУФЧБ:
ТЕУХТУЩ НБФЕТЙБМШОПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ, Ч ФПН ЮЙУМЕ |
Б) РТПНЩЫМЕООПУФЙ (ФПРМЙЧП, НЕФБММЩ, ДТЕЧЕУЙОБ Й Ф.Р.)
В) УЕМШУЛПЗП ИПЪСКУФЧБ (РПЮЧЩ, РТПНЩУМПЧЩЕ ЦЙЧПФОЩЕ);
Б) РТСНПЗП РПФТЕВМЕОЙС (РЙФШЕЧБС ЧПДБ, ДЙЛПТБУФХЭЙЕ ТБУФЕОЙС, РТПНЩУМПЧЩЕ ЦЙЧПФОЩЕ) Й
В) ОЕРПУТЕДУФЧЕООПЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС (ЧПДПЈНЩ ДМС ПФДЩИБ, ЛМЙНБФЙЮЕУЛЙЕ ТЕУХТУЩ ДМС МЕЮЕОЙС).
пДОЙ Й ФЕ ЦЕ ТЕУХТУЩ НПЗХФ ВЩФШ ЙУРПМШЪПЧБОЩ НОПЗПУФПТПООЕ. рПЬФПНХ ГЕМЕУППВТБЪОБ Й ДТХЗБС ЬЛПОПНЙЮЕУЛБС ЛМБУУЙЖЙЛБГЙС рт РП ЧЪБЙНППФОПЫЕОЙСН РЕТЧЙЮОЩИ ЧЙДПЧ ЙУРПМШЪПЧБОЙС. ъДЕУШ НПЦОП ЧЩДЕМЙФШ:
Б) ЧЪБЙНПДПРПМОСАЭЕЗП (ЛПНРМЕЛУОПЗП) ЙУРПМШЪПЧБОЙС;
В) ЧЪБЙНПЙУЛМАЮБАЭЕЗП (ЛПОЛХТЕОФОПЗП) ЙУРПМШЪПЧБОЙС.
чУЕ ЬФЙ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙЙ РПЛБЪЩЧБАФ НЕУФП ЕУФЕУФЧЕООЩИ ТЕУХТУПЧ Ч УЙУФЕНЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ ПФОПЫЕОЙК ПВЭЕУФЧБ.
РТЙПВТЕМБ ЛМБУУЙЖЙЛБГЙС РП РТЙЪОБЛХ ЙУЮЕТРБЕНПУФЙ Й ЧПЪПВОПЧМСЕНПУФЙ ТЕУХТУПЧ.
рПУЛПМШЛХ рт СЧМСАФУС УТЕДУФЧБНЙ УХЭЕУФЧПЧБОЙС ЮЕМПЧЕЛБ, ПОЙ ЧУЈ ВПМЕЕ Й ВПМЕЕ ЬЛУРМХБФЙТХАФУС, ФБЛ ЛБЛ У ЛБЦДЩН ЗПДПН ТБУФЈФ ОБТПДПОБУЕМЕОЙЕ, ТБУЫЙТСАФУС ПВЯЈНЩ УЕМШУЛПИПЪСКУФЧЕООПЗП Й РТПНЩЫМЕООПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ. рПЬФПНХ Ч РПУМЕДОЕЕ ЧТЕНС ЧПРТПУ ПВ ЙУЮЕТРБЕНПУФЙ РТЙТПДОЩИ ВПЗБФУФЧ РТЙПВТЈМ ЫЙТПЛЙК ДЙУУПОБОУ ЧП ЧУЈН НЙТЕ. й Ч ОБЫЕК УФТБОЕ ПВЭЕЗПУХДБТУФЧЕООПК ЪБДБЮЕК УФБМБ ЪБВПФБ П УОЙЦЕОЙЙ РПФТЕВМЕОЙС рт ОБ ЕДЙОЙГХ РТПДХЛФБ, ЪБВПФБ П ТБГЙПОБМШОПН Й ЬЛПОПНЙЮЕУЛПН ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ЧУЕИ ЧЙДПЧ ТЕУХТУПЧ.
ч ОЕК ЪБ ПУОПЧХ РТЙОЙНБЕФУС РТЙЪОБЛ РТЙОБДМЕЦОПУФЙ ТЕУХТУПЧ Л ФПНХ ЙМЙ ЙОПНХ ЬМЕНЕОФХ РТЙТПДОПК УТЕДЩ. чЩДЕМСАФ ЮЕФЩТЕ ЗТХРРЩ: НЙОЕТБМШОЩЕ, ЧПДОЩЕ, ЪЕНЕМШОЩЕ, ВЙПМПЗЙЮЕУЛЙЕ.
йЪ ЧЩЫЕ УЛБЪБООПЗП ПЮЕЧЙДОП, ЮФП ПДОЙ Й ФЕ ЦЕ ЬМЕНЕОФЩ РТЙТПДОПК УТЕДЩ НПЗХФ ВЩФШ ПФОЕУЕОЩ Й Л РТЙТПДОЩН ХУМПЧЙСН, Й Л РТЙТПДОЩН ТЕУХТУБН, Ф.Е. ДЕМЕОЙЕ ОБ ЬФЙ ДЧЕ ЗТХРРЩ ХУМПЧОП. сУОП, ЮФП «рх» Й «рт» РТЕДУФБЧМСАФ УПВПК ЛБФЕЗПТЙЙ ОЕ ЕУФЕУФЧЕООЩИ, Б ПВЭЕУФЧЕООЩИ ОБХЛ, ЗМБЧОЩН ПВТБЪПН, ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙИ. пДОБЛП, Ч УЧПЕК НБФЕТЙБМШОПК ЖПТНЕ ПОЙ СЧМСАФУС РТЙТПДОЩНЙ ФЕМБНЙ Й ЙИ РТПЙУИПЦДЕОЙЕ, ТБЪНЕЭЕОЙЕ, УЧПКУФЧБ ПРТЕДЕМСАФУС ПВЯЕЛФЙЧОЩНЙ ЪБЛПОПНЕТОПУФСНЙ ТБЪЧЙФЙС РТЙТПДЩ. ьФП УПЪДБЕФ ФТХДОПУФШ (ДЧПКУФЧЕООПУФШ ) Ч ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ЬФЙИ ФЕТНЙОПЧ Ч ОБХЮОПК МЙФЕТБФХТЕ. оП ПУОПЧОЩНЙ ЛТЙФЕТЙСНЙ ЧЛМАЮЕОЙС ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ЛПНРПОЕОФПЧ РТЙТПДЩ Ч УПУФБЧ ТЕУХТУПЧ СЧМСАФУС:
-ФЕИОЙЮЕУЛБС ЧПЪНПЦОПУФШ ЙУРПМШЪПЧБОЙС,
-ЬЛПОПНЙЮЕУЛБС ГЕМЕУППВТБЪОПУФШ ЙУРПМШЪПЧБОЙС,
ч ЛПОЕЮОПН УЮЕФЕ, ЧУЕ РТЙТПДОЩЕ ХУМПЧЙС Й ТЕУХТУЩ ъЕНМЙ УПУФБЧМСАФ ЕЈ РТЙТПДОЩК РПФЕОГЙБМ.
уПЧЕТЫЕООП СУОП, ЮФП ЧБЦОП ПРТЕДЕМЙФШ ЧЕМЙЮЙОХ РПФЕОГЙБМБ ПФДЕМШОЩИ ТЕУХТУПЧ Й ПВЭЕЗП РТЙТПДОПЗП РПФЕОГЙБМБ ОЕ ФПМШЛП ДМС ЧУЕК ЙЪХЮБЕНПК ФЕТТЙФПТЙЙ, ОП Й ОБ ЕДЙОЙГХ РМПЭБДЙЙ, Й ОБ ДХЫХ ОБУЕМЕОЙС, Ф.Е. ХДЕМШОЩЕ РПЛБЪБФЕМЙ.
дМС ЛБЛПК ФЕТТЙФПТЙЙ ГЕМЕУППВТБЪОП ПРТЕДЕМСФШ ЧЕМЙЮЙОХ Й УФТХЛФХТХ РТЙТПДОПЗП РПФЕОГЙБМБ? ч РТЙОГЙРЕ, ДМС МАВПК, Ч ЪБЧЙУЙНПУФШ ПФ РТБЛФЙЮЕУЛЙИ ОХЦД ЙУУМЕДПЧБОЙС. фЕТТЙФПТЙЕК НПЦЕФ ВЩФШ Й ЗПУХДБТУФЧП, Й МАВБС ЧОХФТЙЗПУХДБТУФЧЕООБС ЕДЙОЙГБ. пДОБЛП ЕУФШ Й ПВЯЕЛФЙЧОП УХЭЕУФЧХАЭБС ФЕТТЙФПТЙБМШОБС ЕДЙОЙГБ, ЛПФПТБС ЧЩСЧМСЕФУС Ч ИПДЕ ЙЪХЮЕОЙС ЧЕМЙЮЙОЩ Й УФТХЛФХТЩ ПВЭЕЗП РТЙТПДОПЗП РПФЕОГЙБМБ Й ЕЗП ФЕТТЙФПТЙБМШОПК ДЙЖЖЕТЕОГЙБГЙЙ. тЕЮШ ЙДЈФ П РТЙТПДОП-ТЕУХТУОПН (РТЙТПДОПН) ТЕЗЙПОЕ (ТБКПОЕ) ТБЪОПЗП РПТСДЛБ.
ЧП-РЕТЧЩИ, ЧЩДЕМЙФШ ЗТБОЙГЩ УПЮЕФБОЙК,
ЧП-ЧФПТЩИ, ХЮЙФЩЧБФШ ДЙОБНЙЮОПУФШ ФБЛЙИ УПЮЕФБОЙК РП УПУФБЧХ Й ЪОБЮЕОЙА Ч ЪБЧЙУЙНПУФЙ ПФ УФЕРЕОЙ ЙЪХЮЕООПУФЙ ФЕТТЙФПТЙЙ Й ХТПЧОС ТБЪЧЙФЙС РТПЙЪЧПДЙФЕМШОЩИ УЙМ.
пГЕОЛБ ЕУФЕУФЧЕООЩИ ТЕУХТУПЧ Й ЧЩДЕМЕОЙЕ ЙИ ФЕТТЙФПТЙБМШОЩИ УПЮЕФБОЙК РТПЧПДСФУС РП РМБОХ:
1.чЩДЕМЕОЙЕ ЗМБЧОПЗП,ПРТЕДЕМСАЭЕЗП ТЕУХТУБ, У ТБЪТБВПФЛПК Й ЬЛУРМХБФБГЙЕК ЛПФТПЗП Ч ПУОПЧОПН УЧСЪБОП ЖПТНЙТПЧБОЙЕ ЙМЙ РЕТУРЕЛФЙЧЩ ТБЪЧЙФЙС ЕДЙОПЗП ФЕТТЙФПТЙБМШОП-РТПЙЪЧПДУФЧЕООПЗП ЛПНРМЕЛУБ.
2.чЩДЕМЕОЙЕ ДТХЗЙИ ЕУФЕУФЧЕООЩИ ТЕУХТУПЧ, УПЮЕФБАЭЙИУС У ПУОПЧОЩН.
3.пРТЕДЕМЕОЙЕ ЗТБОЙГ ЧЩДЕМСЕНПЗП ФЕТТЙФПТЙБМШОПЗП УПЮЕФБОЙС ЕУФЕУФЧЕООЩИ ТЕУХТУПЧ.
4.лПМЙЮЕУФЧЕООБС Й ЛБЮЕУФЧЕООБС ИБТБЛФЕТЙУФЙЛБ ЧУЕИ ТЕУХТУПЧ (ЪБРБУЩ, УПДЕТЦБОЙЕ РПМЕЪОПЗП ЧЕЭЕУФЧБ, ИЙНЙЮЕУЛЙК УПУФБЧ, ЗПТОП-ЗЕПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ХУМПЧЙС ТБЪТБВПФЛЙ Й ДТ.)
5.рТЙТПДОЩЕ ХУМПЧЙС ЧЩДЕМСЕНПЗП ФЕТТЙФПТЙБМШОПЗП УПЮЕФБОЙС ЕУФЕУФЧЕООЩИ ТЕУХТУПЧ (ТЕМШЕЖ, ЛМЙНБФЙЮЕУЛЙЕ ХУМПЧЙС, ЧПДППВЕУРЕЮЕООПУФШ Й ДТ.) ДМС Б) ИПЪСКУФЧЕООПЗП ПУЧПЕОЙС;
6. ьЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ХУМПЧЙС ЧЩДЕМСЕНПЗП ФЕТТЙФПТЙБМШОПЗП УПЮЕФБОЙС ЕУФЕУФЧЕООЩИ ТЕУХТУПЧ ( ЬЛПОПНЙЛП-ЗЕПЗТБЖЙЮЕУЛПЕ РПМПЦЕОЙЕ, ПУЧПЕООПУФШ ФЕТТЙФПТЙЙ, ХТПЧЕОШ ТБЪЧЙФЙС, УРЕГЙБМЙЪБГЙС ТБКПОБ, ФТХДПЧЩЕ ТЕУХТУЩ Й ДТ.).
7. пГЕОЛБ ЪОБЮЕОЙС (ЗПУХДБТУФЧЕООПЕ, НЕЦТБКПООПЕ, ЧОХФТЙТБКПООПЕ, НЕУФОПЕ) ЧЩДЕМСЕНПЗП ФЕТТЙФПТЙБМШОПЗП УПЮЕФБОЙС ЕУФЕУФЧЕООЩИ ТЕУХТУПЧ ОБ УПЧТЕНЕООПН ЬФБРЕ ТБЪЧЙФЙС Й Ч РЕТУРЕЛФЙЧЕ.
рП УПЮЕФБОЙА ЕУФЕУФЧЕООЩИ (РТЙТПДОЩИ) РТЕДРПУЩМПЛ ДМС ТБЪЧЙФЙС ОБТПДОПЗП ИПЪСКУФЧБ Й ЕЗП ЛПОЛТЕФОЩИ ПФТБУМЕК РТЙТПДОП-ТЕУХТУОЩЕ ТБКПОЩ НПЗХФ ВЩФШ ПФОЕУЕОЩ Л ТБЪМЙЮОЩН ФЙРБН (ЙДЕС РПДПВОПК ФЙРПМПЗЙЙ Й ПРЩФ ЕЈ РТЙНЕОЕОЙС Ч ПФОПЫЕОЙЙ йОДЙЙ РТЙОБДМЕЦЙФ з.ч. уДБУАЛ). рП-ЧЙДЙНПНХ, НПЗХФ ВЩФШ ЧЩСЧМЕОЩ ТБКПОЩ У РТЕЙНХЭЕУФЧЕООЩНЙ РТЕДРПУЩМЛБНЙ ПУЧПЕОЙС:
з.ч. уДБУАЛ РТЕДМПЦЙМБ ЧЩДЕМСФШ ФБЛЦЕ ЛМБУУЩ РТЙТПДОП-ТЕУХТУОЩИ ТБКПОПЧ РП ЙИ РПФЕОГЙБМШОПК ЪОБЮЙНПУФЙ. ьФП УЧПЕЗП ТПДБ ВПОЙФЕФ ТБКПОПЧ. оЕУЛПМШЛП НПДЙЖЙГЙТХС ЛМБУУЙЖЙЛБГЙА з.ч. уДБУАЛ Й УПИТБОСС ЕЈ РСФЙВБМШОХА ЫЛБМХ, НПЦОП РТЕДРПМПЦЙФШ УМЕДХАЭЙЕ РСФШ ЛМБУУПЧ РТЙТПДОП-ТЕУХТУОЩИ ТБКПОПЧ:
ч ОБУФПСЭЕЕ ЧТЕНС ОБ ъЕНМЕ ЕЭЈ УПИТБОЙМЙУШ ТБКПОЩ (РХУФЩОЙ, ЬЛЧБФПТЙБМШОЩЕ МЕУБ Й РТ.), ЗДЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ РТЙТПДОПЗП РПФЕОГЙБМБ ПФОПУЙФЕМШОП ОЕЧЕМЙЛП РП ПВЯЈНХ Й ЧЕУШНБ РТПУФП РП УФТХЛФХТЕ.
ч ВПМШЫЙОУФЧЕ ТБКПОПЧ ЪЕНОПЗП ЫБТБ ПУЧПЕОЙЕ РТЙТПДОПЗП РПФЕОГЙБМБ ЪОБЮЙФЕМШОП ВПМШЫЕ, Б УФТХЛФХТБ ЕЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЪОБЮЙФЕМШОП УМПЦОЕЕ.
фБЛЙН ПВТБЪПН, НПЦОП ЗПЧПТЙФШ П УФЕРЕОЙ Й УФТХЛФХТЕ ЙУРПМШЪПЧБОЙС РТЙТПДОПЗП (РТЙТПДОП-ТЕУХТУОПЗП) РПФЕОГЙБМБ ФПК ЙМЙ ЙОПК ФЕТТЙФПТЙЙ.
йУРПМШЪПЧБОЙЕ РТЙТПДОПЗП РПФЕОГЙБМБ ФЕТТЙФПТЙЙ РТЙЧПДЙФ Л ПВНЕОХ ЧЕЭЕУФЧ НЕЦДХ РТЙТПДПК Й ПВЭЕУФЧПН Й, Ч ЛПОЕЮОПН УЮЈФЕ, Л ЖПТНЙТПЧБОЙА Й ТБЪЧЙФЙА ФЕИ ЙМЙ ЙОЩИ ТЕУХТУОЩИ ГЙЛМПЧ.
лБЛ ХЛБЪЩЧБЕФ й.ч. лПНБТПЧ, «РПД ТЕУХТУОЩН ГЙЛМПН РПОЙНБЕФУС УПЧПЛХРОПУФШ РТЕЧТБЭЕОЙК Й РТПУФТБОУФЧЕООЩИ РЕТЕНЕЭЕОЙК ПРТЕДЕМЈООПЗП ЧЕЭЕУФЧБ ЙМЙ ЗТХРРЩ ЧЕЭЕУФЧ, РТПЙУИПДСЭЙИ ОБ ЧУЕИ ЬФБРБИ ЙУРПМШЪПЧБОЙС ЕЗП ЮЕМПЧЕЛПН (ЧЛМАЮБС ЕЗП ЧЩСЧМЕОЙЕ, РПДЗПФПЧЛХ Л ЬЛУРМХБФБГЙЙ, ЙЪЧМЕЮЕОЙЕ ЙЪ РТЙТПДОПК УТЕДЩ, РЕТЕТБВПФЛХ, РПФТЕВМЕОЙЕ, ЧПЪЧТБЭЕОЙЕ Ч РТЙТПДХ) Й РТПФЕЛБАЭЙИ Ч ТБНЛБИ ПВЭЕУФЧЕООПЗП ЪЧЕОБ ПВЭЕЗП ЛТХЗПЧПТПФБ ДБООПЗП ЧЕЭЕУФЧБ ЙМЙ ЧЕЭЕУФЧ ОБ ъЕНМЕ». лБЦДЩК ТЕУХТУОЩК ГЙЛМ ОБИПДЙФУС Ч ФЕУОПК УЧСЪЙ У УППФЧЕФУФЧХАЭЙН РПДТБЪДЕМЕОЙЕН ПВЭЕУФЧЕООПЗП РТПЙЪЧПДУФЧБ, ПРЙТБАЭЙНУС ОБ ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ФПЗП ЙМЙ ЙОПЗП ЗМБЧОПЗП ЧЙДБ ЕУФЕУФЧЕООЩИ ТЕУХТУПЧ (ЬОЕТЗЕФЙЮЕУЛЙИ, ТХДОЩИ, МЕУОЩИ Й ДТ.) Й ПВТБУФБАЭЙН ПВЩЮОП НОПЦЕУФЧПН УПРХФУФЧХАЭЙИ РТПЙЪЧПДУФЧ ОБ ВБЪЕ ТБЪОПУФПТПООЕЗП ЙУРПМШЪПЧБОЙС ДБООПЗП ТЕУХТУБ Й ДПРПМОЙФЕМШОП ЧПЧМЕЛБЕНЩИ Ч РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК РТПГЕУУ РТЙТПДОЩИ НБФЕТЙБМПЧ. рТЙ ЬФПН ТЕУХТУОЩК ГЙЛМ ПИЧБФЩЧБЕФ ОЕ ФПМШЛП УПВУФЧЕООП РТПЙЪЧПДУФЧЕООХА, ОП Й ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ УФБДЙЙ ПВНЕОБ ЧЕЭЕУФЧ НЕЦДХ ПВЭЕУФЧПН Й РТЙТПДПК. тЕУХТУОЩЕ ГЙЛМЩ, ПУОПЧЩЧБАЭЙЕУС ОБ ЙУРПМШЪПЧБОЙЙ ЧПЪПВОПЧМСЕНЩИ РТЙТПДОЩИ ТЕУХТУПЧ (РПЮЧЕООЩИ, ТБУФЙФЕМШОЩИ) ЧЛМАЮБАФ ФБЛЦЕ УФБДЙА ЙИ ЧПУРТПЙЪЧПДУФЧБ, ЛПФПТБС УЧСЪБОБ У ЧПЪДЕКУФЧЙЕН ЮЕМПЧЕЛБ ОБ УППФЧЕФУФЧХАЭЙЕ ЪЧЕОШС ВЙПМПЗЙЮЕУЛПЗП ЛТХЗПЧПТПФБ ЧЕЭЕУФЧ.
ч УПЧТЕНЕООПН ПВЭЕУФЧЕООПН РТПЙЪЧПДУФЧЕ НПЦОП ЧЩСЧЙФШ ЫЕУФШ ПУОПЧОЩИ ТЕУХТУОЩИ ГЙЛМПЧ:
чПДОЩЕ ТЕУХТУЩ ЧИПДСФ ПВЩЮОП ЧП ЧУЕ ОБЪЧБООЩЕ ГЙЛМЩ ЙИ УПУФБЧОПК ЮБУФША, ФБЛ ЛБЛ ОЙ ПДЙО УПЧТЕНЕООЩК РТПЙЪЧПДУФЧЕООЩК РТПГЕУУ ОЕНЩУМЙН ВЕЪ ЧПДЩ. пДОБЛП, РП-ЧЙДЙНПНХ, УХЭЕУФЧХЕФ Й УРЕГЙЖЙЮЕУЛЙК ЧПДОП-ТЕУХТУОЩК ГЙЛМ, ЧЛМАЮБАЭЙК ЙУРПМШЪПЧБОЙЕ ЧПДЩ ДМС ЙТТЙЗБГЙЙ, ЗЙДТПЬОЕТЗЕФЙЛЙ, ЧПДОПЗП ФТБОУРПТФБ, ЧПДПУОБВЦЕОЙС (РТПНЩЫМЕООПЗП Ф ВЩФПЧПЗП), ТЩВПМПЧУФЧБ.
рП УЧПЕК РТПДПМЦЙФЕМШОПУФЙ ТЕУХТУОЩЕ ГЙЛМЩ НПЗХФ ВЩФШ ЛТБФЛПЧТЕНЕООЩЕ Й ДПМЗПЧТЕНЕООЩЕ.
лБЦДЩК ТЕУХТУОЩК ГЙЛМ ПФМЙЮБЕФУС УМПЦОЩН ЧОХФТЕООЙН ЧЪБЙНПДЕКУФЧЙЕН УППФЧЕФУФЧХАЭЙИ ТЕУХТУПЧ Й РТПЙЪЧПДУФЧ. оП НОПЗЙЕ ГЙЛМЩ УЧСЪБОЩ НЕЦДХ УПВПК, ЖПТНЙТХС Ч ЛПОЕЮОПН УЮЈФЕ ЕДЙОЩК Й ЮТЕЪЧЩЮБКОП УМПЦОЩК ТЕУХТУОЩК РТПГЕУУ ЧОХФТЙ ПФДЕМШОЩИ ТЕЗЙПОПЧ, ЗПУХДБТУФЧ, ЧУЕЗП ЪЕНОПЗП ЫБТБ.
пУПВЕООПУФЙ ПФДЕМШОЩИ ТЕУХТУОЩИ ГЙЛМПЧ Й ЧУЕЗП ТЕУХТУОПЗП РТПГЕУУБ ДПМЦОЩ ЗМХВПЛП ЙЪХЮБФШУС Й ХЮЙФЩЧБФШУС УРЕГЙБМЙУФБНЙ-РТБЛФЙЛБНЙ. ч РТПФЙЧОПН УМХЮБЕ ЧПЪНПЦОЩ Й ЮБУФОЩЕ ИПЪСКУФЧЕООЩЕ РТПУЮЈФЩ, Й ЛТХРОЩЕ ЬЛПОПНЙЮЕУЛЙЕ ПЫЙВЛЙ, Й, ОБЛПОЕГ, УЕТШЈЪОЩЕ ЗМПВБМШОЩЕ ЛПММЙЪЙЙ.
чПРТПУЩ ДМС УБНПЛПОФТПМС:
дПРПМОЙФЕМШОБС МЙФЕТБФХТБ:
Чем отличаются природные условия и природные ресурсы?
С первого взгляда все просто! Ресурсы — все то, что полезно человеку, ну а условия — то, что его окружает. Я тоже так полагал, но, оказывается, ресурсы могут зависеть от условий, и наоборот. Сейчас попробую растолковать.
Что такое природные условия
Говоря о природных условиях, подразумевают какой-либо вид деятельности, где те могут носить положительный характер или же отрицательный, а в целом сказываются на эффективности разных отраслей хозяйства. Больше всего влиянию подвержены виды деятельности, которые осуществляются на открытых пространствах, например, сельское хозяйство, которое чрезвычайно зависит от типа почвы, климата, осадков и так далее.
Особую роль условия играют в добывающей промышленности, от чего в конечном итоге зависит рентабельность месторождения. Бывает, что выгоднее разрабатывать бедное месторождение в благоприятных условиях, нежели богатое, но в отрицательных. Можно выделить группу природных условий, влияние которых ощутимо более всего:
Что такое природные ресурсы
В это понятие входят все богатства природы, которые либо уже применяются, либо потенциально полезны для человека. Основными характеристиками, позволяющими причислить сюда тот либо иной природный элемент, являются возможность его эксплуатации и экономическая выгода.
Относительно происхождения, различают ресурсы следующих типов:
Однако деление природных компонентов на «ресурсы» и «условия» относительно, поскольку один и тот же элемент легко переходит из одной группы в другую, более того, может входить в обе сразу.
Например, почвы, которые изначально служат благоприятным условием для хозяйственной деятельности, а с момента ее начала становятся ресурсом.