Чем отличаются приказы по кадрам и личному составу
Формы и виды приказов по личному составу
Видов приказов по личному составу существует множество. Перечислим их укрупненные группы:
Все указанные группы приказов объединяет общий признак — понятие «личный состав». Это вся совокупность работников компании. В результате издания любого приказа по личному составу кто-либо из членов трудового коллектива или все работники компании ощущают на себе тот или иной результат.
Приказы по личному составу призваны решать целый комплекс задач:
Форму приказа можно разработать самостоятельно, предусмотрев в ней все необходимые реквизиты:
Образец листа ознакомления с приказом по личному составу вы можете скачать в КонсультантПлюс. Если у вас есть доступ к системе, к образцу можно перейти по этой ссылке. Если доступа нет, получите пробный доступ бесплатно и переходите к образцу.
Каждый вид приказа по личному составу преследует свои организационные или оперативные цели. Подробнее об этом в следующих разделах.
Группа организационных приказов: где взять образец?
Данная совокупность приказов по личному составу сопровождает каждого работника с момента приема на работу вплоть до расставания с компанией, включая все нюансы внутренних перемещений.
Приказы о приеме и увольнении — самые распространенные в данной группе. Их принято оформлять по унифицированным формам, хотя применение самостоятельно разработанных компанией форм приказов законом не возбраняется.
Образцы организационной группы приказов по личному составу изучайте с помощью материалов нашего сайта:
Приказы о перемещениях сотрудников представляют собой совокупность разнотипных распоряжений руководителя компании о разнообразных кадровых перестановках или линейных перемещениях членов трудового коллектива.
Среди них можно назвать следующие разновидности приказов:
Познакомиться поближе с данной подгруппой приказов о перемещении сотрудников поможет материал «Унифицированная форма № Т-5 ― скачать бланк и образец».
Дисциплинарные приказы (пример)
Группа дисциплинарных приказов также отличается многообразием. Сюда входят разного рода распоряжения работодателя о наказаниях членов трудового коллектива за нарушение внутрифирменных положений, распоряжений и указаний, огрехи в соблюдении трудовой и технологической дисциплины и др.
Приказы данной группы не могут оформляться только на основании желаний администрации компании, поэтому требуют к себе повышенного внимания.
К примеру, приказ о дисциплинарном наказании является заключительным этапом в следующем алгоритме действий работодателя:
Он может иметь следующий вид:
Общество с ограниченной ответственностью «Сфера»
«14» января 2020 года № 9/к
О дисциплинарном взыскании
Евсеев Семен Викторович, токарь 2-го разряда, 10.01.2020 отсутствовал на рабочем месте без уважительной причины с 13:00 до 17:00, чем нарушил ст. 21 ТК РФ и правила внутреннего трудового распорядка компании.
На основании вышеизложенного и рапорта начальника смены Тарасова П. Н. от 10.01.2020, письменного объяснения Евсеева С. В., оформленного в присутствии комиссии акта об отсутствии на работе указанного сотрудника от 10.01.2020, графика рабочего времени на январь 2020 года
Директор ООО «Сфера» Сотников /Сотников Н. Е./
С приказом ознакомлен: Евсеев /Евсеев С. В./ 14.01.2020
А если вам нужен приказ о снятии дисциплинарного взыскания, вы можете найти его в КонсультантПлюс. Бесплатно получите пробный доступ и переходите к образцу.
Разобраться с нюансами дисциплинарной группы приказов и сопутствующих им документов помогут материалы нашего сайта:
Регламентные приказы
Данная совокупность приказов помогает работодателю исполнять обязательные (регламентные) функции в отношении персонала компании, в том числе:
Также готовый образец приказа на отпуск вы можете найти в К+. Получите бесплатный доступ к системе и переходите к примеру оформления этого приказа.
Приказ о командировке — один из основных документов, оформляемых перед началом процедуры отправки сотрудников в другую местность или компанию для выполнения поручений работодателя. Он включает следующую необходимую информацию:
Как оформить приказ на командировку, говорится в материале «Унифицированная форма № Т-10 — бланк и образец».
Группа зарплатных и стимулирующих приказов
Понятия «зарплата» и «личный состав» неразделимы, поэтому данная группа приказов наиболее обширна по своему объему и многообразию. Любые изменения, связанные с работниками компании (их уровнем квалификации, ставками, разрядами, условиями работы и др.), неизбежно влекут зарплатные изменения и оформление приказов.
Например, работник повысил квалификацию и получил более высокий профессиональный разряд — это событие дает ему право на оплату труда по повышенным ставкам, что оформляется соответствующим распоряжением.
Группа приказов, призванных стимулировать работников к более производительному, продуктивному и качественному труду, также отличается разнообразием.
В арсенале работодателя существует множество средств для того, чтобы выразить своим работникам признательность за хороший труд и крепкую дисциплину труда, за высокие производственные показатели, перевыполнение плана и др.
Среди самых распространенных приказов из данной группы можно назвать следующие:
О типичном представителе указанной группы приказов расскажет материал «Унифицированная форма № Т-11 — скачать бланк и образец».
Нумерация, регистрация и хранение приказов по личному составу
Обычно нумерация приказов производится в соответствии с принятой в компании системой, закрепленной во внутрифирменном локальном акте (например, в положении о делопроизводстве).
При значительных объемах документов целесообразно осуществлять общую нумерацию с присвоением специфичного индекса в зависимости от срока хранения документа.
ВАЖНО! С марта 2016 года по закону от 02.03.2016 № 43-ФЗ для документов по личному составу действуют сокращенные сроки хранения — 50 лет, кроме тех, что созданы до 2003 года (для них срок остался прежним — 75 лет).
При регистрации приказов по личному составу необходимо помнить, что документы с разными сроками хранения не могут группироваться в одно дело. К примеру, приказы организационной группы (о приеме, увольнении и др.) можно сформировать в одно дело, а номера присвоить в хронологическом порядке с добавлением буквенного индекса «л/с». А группу регламентных приказов (об отпуске, командировке и др.), по которым предусматривается временное хранение, — группировать в отдельное дело с применением индекса «к».
Для регистрации приказов по личному составу понадобится соответствующий журнал.
Итоги
Об обязательных кадровых документах и кадровом учете см. в материале «Кадровые документы, которые должны быть в организации».
Приказы по кадрам и основной деятельности в компании
Подпишитесь на наш канал на YouTube!
Понятие приказа
Приказ — в административном праве вид акта управления, волевое властное официальное распоряжение руководителя, отданное в пределах его должностных полномочий и обязательное для исполнения подчиненными.
В государственных компаниях правильность ведения документации (в том числе и приказов по кадрам и основной деятельности) регламентируется следующими документами:
— ГОСТ Р 7.0.8.-2013 «Делопроизводство и архивные дело»
— Постановление Госстандарта РФ от 03.03.2003 N 65-ст «О принятии и введении в действие государственного стандарта Российской Федерации» (вместе с «ГОСТ Р 6.30-2003. Государственный стандарт Российской Федерации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов»)
— Приказ Минкультуры РФ от 25.08.2010 N 558 «Об утверждении «Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения»
— Постановление Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты»
В каждой компании есть распоряжения руководителя, связанные с деятельностью компании и требующие официального оформления. Как правило, их ведет секретарь компании. Но когда к нам приходят проверяющие органы, они запрашивают определенные приказы, которые являются обязательными в компании. И вот тут кроется большой риск для компании. Все мы знаем, что часто руководитель издает приказы, которые идут вразрез с действующим законодательством.
Например: как руководитель я была обязана выходить на работу в праздничные дни по графику и это не оплачивалось. Это называлось «дежурство». Но, как мы знаем, эти дни должны быть оплачены в двойном размере, что не происходило. Увидев такой приказ, сотрудник трудовой инспекции обязательно проверит в бухгалтерии начисления за эти дни.
Кроме того, мы подписываем у руководителя приказ о введении в действие штатного расписания, и копия этого приказа должна остаться у секретаря (если приказы лежат в секретариате). Это прямое нарушение Закона о персональных данных.
Хочу заострить ваше внимание на том, что приказы на подпись генеральному директору (руководителю) мы с вами носим лично (или начальник отдела кадров). Никогда не оставляйте папку с приказами в секретариате «на подпись». Всегда дожидайтесь окончания визирования документов руководителем и забирайте их лично.
Я рекомендую в отделе кадров (в отделе персонала) завести отдельные папки: для приказов по кадрам, для приказов по отпускам, для приказов по командировкам и приказы по основной деятельности. Последняя папка как раз будет содержать приказы руководителя, касающиеся работников, и обязательные приказы.
Какие папки приказов будем формировать?
1. Приказы по личному составу (по кадрам):
— о приеме на работу,
— о переводе на другую работу (перемещении)
— об увольнении
2. Приказы о командировках.
3. Приказы о предоставлении отпуска
4. Приказы по основной деятельности компании
— о дисциплинарных взысканиях,
— о совмещении,
— о поощрении,
— об установлении надбавки к окладу,
— об изменении персональных данных работника,
— о присвоении разрядов, классности,
— об изменении условий труда,
— обязательные приказы.
Приказы формируются по срокам хранения. Приказы по кадрам (прием, перевод, увольнение) хранятся в компании 50 или 75 лет, приказы по отпускам и командировкам – 5 лет. Затем, составляется акт и приказы уничтожаются.
Приказы по кадрам, как мы уже говорили ранее, могут вестись в свободной форме (с учетом обязательных реквизитов) или в формах, утвержденных Госкомстатом. На мой взгляд эти приказы достаточно удобны и не требуют изменений.
Обязательные приказы по основной деятельности я бы хотела рассмотреть подробнее. Кстати, эти приказы запрашиваются при проведении любых проверок, поэтому, я рекомендую их издать и сделать копию, положив в отдельную папку, чтоб не запрашивать при необходимости из архива.
Какие же это приказы?
1. Приказ об утверждении используемых форм документов. Образец этого приказа можно посмотреть ниже.
Даже если вы в работе используете унифицированные формы документов, необходимо это зафиксировать в приказе. К этому приказу необходимо приложить образцы всех форм, о которых идет речь. Или образцы форм, разработанных в компании. Кстати, этим же приказом можно утвердить и форму трудового договора компании.
На наших занятиях студенты часто задают вопрос: изучив материал курса, поняли, что договор требует доработки. Можно ли переподписать договоры с работниками заново?
Нет. Договор заключается один раз. Необходимые дополнения вносим дополнительным соглашением, а вот с вновь принятыми работниками можно заключить уже новые формы трудовых договоров с внесенными поправками и утвержденные приказом.
2. Приказ о введении в действие Локально-Нормативных актов.
Этот приказ издается в первый день создания компании. Но до сих пор встречаются фирмы, в которых Локально-Нормативные акты не разработаны.
Тогда алгоритм действий будет таким:
1. Приказ о том, что через 2 месяца (а если есть профсоюзная компания, то через 3 месяца) вступят в действие следующие Локально-Нормативные акты:
— Правила внутреннего трудового распорядка
— Положение о защите персональных данных
— Положение о заработной плате и премировании.
Список актов можно продолжить, добавив при необходимости Положение о командировках (Положение об аттестации), т. е. те, которые необходимы для нормальной деятельности компании.
2. Знакомим с этим приказом под роспись всех сотрудников компании и обеспечиваем возможность ознакомления с Актами.
3. Через 2 месяца издаем приказ о вступлении в действие этих Локально-Нормативных актов и вновь собираем подписи об ознакомлении всех работников с этим приказом и отдельно с Актами.
Если возникла необходимость внесения изменений в эти регламентирующие документы, то порядок действий будет таким же. Не забывайте, что если Акты вводились в действие Приказом, то изменения должны вводиться Приказом, а не Распоряжением.
Сейчас малым предприятиям дано право не разрабатывать данные Положения, а их содержание включить в Трудовой договор. На мой взгляд удобнее работать с Актами, т. к. численность компании может измениться и вам все равно придется их вводить.
3. Приказ о введении в действие (об утверждении) Штатного расписания.
Тут все просто. Скорее всего, вы уже делали этот приказ. Он очень короткий по содержанию и многие начинающие кадровики начинают «для солидности» добавлять туда пункты об отмене предыдущего Штатного расписания, пункт о периоде действия и так далее. Как мы уже говорили на наших занятиях по кадровому делопроизводству, обязанности вводить Штатное расписание с какой-то периодичностью у работодателя нет. Утверждаем по мере необходимости. Приложение к Приказу — Штатное расписание.
4. Приказ об утверждении графика отпусков.
Напомню, что приказ издается не позднее, чем за 2 недели до нового календарного года.
Если в компанию трудоустраиваются работники после утверждения графика, то можно периодически делать Приказы об утверждении дополнения к графику отпусков. Этот документ носит плановый характер, не является Локально-Нормативным актом и обязанности у работодателя знакомить работников с графиком отпусков нет.
5. Приказ о назначении лица, ответственного за учет, ведение и выдачу трудовых книжек.
Часто в компании игнорируют этот приказ и по умолчанию ответственным является генеральный директор. Он же подписывает трудовые книжки. При увольнении работника делается запись в трудовую книжку и заверяет ее именно ответственное лицо, назначенное приказом. Самая распространенная ошибка в этом приказе: не оговаривается, кто исполняет эти функции в случае отсутствия менеджера по персоналу в офисе.
6. Приказ о назначении ответственного за обработку и хранение персональных данных работников.
Этот приказ необходим в компании, так как, согласно нашему законодательству, все персональные данные сотрудников должны быть строго учтены и невозможны для доступа случайных лиц.
Помните знаменитый фильм «Место встречи изменить нельзя»? Там был замечательный диалог между Жигловым и Шараповым, в котором Жиглов рассказывал, что все документы лежат у него на столе в перевернутом виде. Увы, не все, кто приходит к нам в отдел персонала, приходят по делу. Некоторые приходят «за новостями».
Все документы в отделе кадров (персонала) лежат в закрытых шкафах или сейфах.
7. Из предыдущего приказа вытекает следующий обязательный Приказ об организации работы по защите персональных данных работников.
Казалось, зачем издавать отдельный приказ, когда и так понятно, что документы разбрасывать нельзя? Однако, в своей практике я столкнулась с таким случаем, когда менеджер по продажам, идя по офису и разговаривая по телефону, попросил секретаря черновик, на котором сделал необходимые пометки. Затем он направился в кабинет генерального директора, где они продолжили обсуждение условий сделки, и в один момент листок перевернули. Это была испорченная ксерокопия паспорта генерального директора. Как вы понимаете, что такая халатность со стороны секретаря просто недопустима.
8. Приказ о назначении ответственного за ведение воинского учета.
Согласно нашему закону, мы обязаны вести учет военнообязаных граждан. Это большая и серьезная работа. Учет может вести отдельный человек, а может быть сотрудник отдела кадров, на которого возложены данные обязанности. Отсюда вытекает необходимость приказа.
Согласно нашему законодательству, все приказы, которые мы ведем, должны быть зарегистрированы. Форма регистрационного журнала может быть произвольной. Но нужно соблюсти обязательные разделы, а именно: номер по порядку, номер самого приказа, дату издания, краткое название приказа. Я бы еще предусмотрела раздел «Примечание». Для того, чтобы была возможность уточнить о каком человеке идет речь (для быстрого поиска). Если мы ведем делопроизводство в программе (например, 1С), то все приказы (кроме основной деятельности) нумеруются автоматически и можно распечатать Журнал приказов из программы.
Бывает, что вы приходите на новую работу, а до вас кадровое делопроизводство велось от случая к случаю, и вы получаете «в наследство» приказы с номерами 1,2,6,8,15 и так далее. Пропущенных приказов нет и возможности восстановить их тоже нет. Как быть?
В журнале регистрации приказов так и пишем «Приказы с № 3 по № 5 — отсутствуют».
А как быть, если издали два приказа за одним номером? Можно поставить дробь с дополнительным номером, но эти ситуации очень привлекают внимание проверяющих органов.
Какие еще приказы по основной деятельности мы оформляем в процессе работы?
— Если на сотрудника возлагают дополнительные обязательства по совмещению профессий или расширению зон обслуживания, то это требует оформления, с указанием причин такой необходимости, согласия работника и перечнем дел для исполнения;
— Приказы по дисциплинарным взысканиям. Самая частая ошибка в этих приказах – денежный штраф, накладываемый на работника. Это категорически запрещено законом. Как это оформить правильно? Приходите на мой курс – разберем подробно;
— Приказы о начислении премий сотрудникам;
— Приказы о работе в выходные и праздничные дни и так далее.
Существуют обязательные приказы по основной деятельности, регламентирующие охрану труда, но это тема отдельной статьи.
Общее правило для всех приказов: печать на внутренние документы компании не ставится!
Еще очень важный момент: приказ подписывает руководитель или лицо, уполномоченное доверенностью. Факсимильная подпись на приказы не ставят!
Вы прочитали статью и поняли, что некоторых приказов в компании нет. Что делать? Издавать и подписывать задним числом? Точный ответ на этот вопрос не существует.
Я бы никакие документы задним числом в компании не оформляла. Вы можете упустить незначительные (на ваш взгляд) нюансы, которые могут перерасти в большие проблемы. Я считаю, что нужно делать документы с того момента, как вы обнаружили их отсутствие. В случае проверки вы будете говорить, что действительно, документы должны были сделаны ранее, но мы исправились и сделали их позднее. Это гораздо лучше, чем их отсутствие или при проверке всплывет поддельная подпись работника.
Успехов и помните, что каждый мастер когда-то был любителем!
Последние публикации
Новости
Главные темы месяца
Чем отличаются приказы по личному составу, по основной деятельности, по АХВ?
Деление приказов на приказы по личному составу, по основной деятельности, по административно-хозяйственным вопросам
Трудовым кодексом РФ не предусмотрено деление приказов на группы «по личному составу», «по основной деятельности», «по административно-хозяйственной деятельности» и др.
Такие группы приказов упоминались в разное время в нормативных актах, которыми устанавливались сроки хранения разных приказов.
В настоящее время такие сроки установлены «Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков их хранения», утвержденным Приказом Росархива от 20.12.2019 N 236.
В данном документе упоминаются:
Приказы имеют различные сроки хранения и помещаются в разные дела. Приказы по основной деятельности традиционно группируются отдельно от приказов по личному составу и приказов по административно-хозяйственной деятельности.
Важно отличать, к какому виду относится конкретный приказ, чтобы правильно выбрать дело, в которое его поместить, чтобы зарегистрировать его в подходящем журнале регистрации приказов. Примерная форма журнала регистрации приказов размещена на нашем сайте здесь >>
Чтобы определить, к какой группе относится конкретный вид приказа, обозначим, чем отличаются приказы по личному составу от приказов по основной деятельности и по административно-хозяйственным вопросам.
Отличие приказов по личному составу от приказов по основной деятельности и приказов по АХВ
Приказы по личному составу отличаются от других групп приказов тем, что они регулируют отношения «работник-работодатель» (прием на работу, перевод, увольнение и др.). Каждый приказ по личному составу содержит распорядительное предписание в отношении какого-то работника, имеет непосредственно для него прямые последствия. Т.е. приказы по личному составу адресованы персоналу.
Соответственно, в приказе по личному составу присутствует реквизит ознакомления работника (работников).
Приказ по личному составу обычно содержит указание на его основание. Например, в приказе о предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в качестве основания может быть указано заявление работника. А вот в приказах по основной деятельности основание зачастую не указывается.
Приказы по основной деятельности издаются для регулирования основной и оперативной деятельности организации. Приказами по основной деятельности оформляются властные полномочия руководства по отношению к одному или нескольким органам управления, к целой системе подведомственных организаций. Приказы по основной деятельности издаются:
во исполнение нормативных правовых актов органов государственной власти и вышестоящих организаций (в том числе разъяснительного характера);
в целях осуществления управленческой деятельности, вытекающей из функций и задач организации.
Приказы по основной деятельности утверждают локальные нормативные акты, создают контрольные (ревизионные) органы, определяют порядок организации воинского учета, оформляют создание новых структурных подразделений (отделов, филиалов), проведение каких-то мероприятий (конкурсов, сокращение штата) и др.
Приказы по административно-хозяйственным вопросам направлены на решение административно-хозяйственных задач, стоящих перед организацией. Это приказы об эксплуатации зданий и помещений, о транспортном обслуживании, внутренней связи, об организации общей и противопожарной охраны организации и др.
Книги «Курс кадрового делопроизводства. Самоучитель» в электронном виде доступны подписчикам журнала «Кадровик-практик» в разделе «Книжная полка». Подписчикам также доступны другие книги, большая справочная база по кадрам и другие ресурсы ИКС.
Цена подписки на журнал
7 руб./день при годовой подписке. Подписаться >>
Вы в рубрике: ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ
Поделиться в соц сетях
Материалы по теме:
Образец приказа об утверждении форм кадровых документов, в том числе кадровых приказов
Приложения к приказу об утверждении форм кадровых документов (приказы по кадрам)
Ошибки при указании периода, за который предоставляется отпуск
Можно в одном приказе принять на работу одного человека на две должности одновременно: основную и по совместительству?
Вовремя не оформили соглашение о совмещении и не зарегистрировали его в журнале. Теперь есть более поздние записи в журнале регистрации. Как быть?
ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ: → Всё о приказах
Уважаемые коллеги! Мы подготовили для Вас тематический выпуск о приказах
+ доступ к справочной базе, книгам, семинарам, курсу и другим ресурсам
ОТКРЫВАЕТСЯ ДОСТУП В ЗАКРЫТЫЕ РАЗДЕЛЫ САЙТА
Подписчикам доступны: новые журналы и архив, удивительно большая справочная база по кадровому делопроизводству (150 пошаговых инструкций, тысячи консультаций, статей, образцов кадровых документов и др.), «Книжная полка» по кадрам, записи семинаров, курс основ кадрового делопроизводства, все тесты
Подписка
Порядок применения дисциплинарного взыскания очень подробно регулируется ст. 193 Трудового кодекса РФ. В ней же установлен и срок объявления приказа о применении дисциплинарного взыскания работнику под роспись (ч. 6 ст. 193 ТК РФ):
«Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт.
Насущным остается вопрос о том, как определить дату окончания срока ознакомления с данным приказом? Входит ли день издания приказа в срок ознакомления с ним?
Зачем нужен приказ о разработке графика отпусков на следующий календарный год, что он дает и как его составить?
Приказы по административно-хозяйственным вопросам (административно-хозяйственной деятельности) и другие группы приказов: по основной деятельности, по личному составу
Чем отличаются приказы по административно-хозяйственным вопросам от других видов приказов?
Виды (список, перечень) приказов, которые относятся к приказам по административно-хозяйственным вопросам
Деление приказов по административно-хозяйственным вопросам на подгруппы
Регистрация приказов по АХВ. Коды (индексы) приказов
Во исполнение ст. 185 ТК РФ отпускаем работников на диспансеризацию. Обязательно ли издавать об этом приказ?
Приказы по основной деятельности и другие группы приказов: по личному составу, по АХВ
Чем отличаются приказы по основной деятельности от других видов приказов?
Виды (список, перечень) приказов, которые относятся к приказам по основной деятельности
Деление приказов по основной деятельности на подгруппы
Особенности регистрации приказов по основной деятельности. Коды (индексы) приказов
Образцы приказов по основной деятельности, которые Вы можете скачать на нашем сайте
В какой срок работодатель обязан знакомить работников с приказом о повышении их окладов? В приказе не только должности указаны, но и фамилии. Если работников ознакомили с этим приказом через 2 недели после его издания – это нарушение?
Приказы по личному составу и другие группы приказов
Виды (список, перечень) приказов, которые относятся к приказам по личному составу
Деление приказов по личному составу на подгруппы
Особенности регистрации приказов по личному составу. Коды приказов
Приказы по личному составу, которые обязывает издавать Трудовой кодекс РФ
Образцы приказов по личному составу, которые Вы можете скачать на нашем сайте
Работникам в июле повысили оклады (проиндексировали, приняли новое штатное расписание), но в трудовых договорах это не отражали. Хотя должны были! Что теперь делать? Какие даты ставить в дополнительных соглашениях к трудовым договорам? Директор сменился, задним числом документы сделать не можем. Работники-то согласны подписать соглашения, но вопрос в том, какие даты в них теперь ставить?
Устроилась в компанию кадровиком. Тут в трудовых договорах оклад написан цифрами. Я же всегда раньше писала цифрами и прописью. Как правильно?
Мы от личных карточек не отказались, ведем по форме Т-2, утвержденной Госкомстатом. Надо ли отражать совмещение должностей в Т-2? Если да, то где именно?
Что делать, если в трудовом договоре обнаружено незаконное условие? Например, установлен испытательный срок тому работнику, которому устанавливать его было нельзя. Казалось бы, можно ничего не делать, ибо по закону такое условие и так не подлежит применению (ст. 9 ТК РФ). Но ведь если придет Гострудинспекция и увидит незаконное условие в трудовом договоре, то возможен штраф. Как же быть?
Допустимо ли издание кадровых приказов и заключение трудовых договоров без номеров, если у нас коммерческая негосударственная организация?
ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ: → Ошибка в нумерации приказов
У нас общество с ограниченной ответственностью. Приказы регистрируются. Произошла ошибка при регистрации – несколько приказов зарегистрированы под одним номером, далее идет нумерация по порядку. Может ли наступить за это ответственность в случае проверки Гострудинспекции?
В частной организации работники ходят в отпуск по графику отпусков. Уведомления вручаются. Обязательно ли издание приказов об отпуске в этом случае? Может ли Гострудинспекция наказать за отсутствие приказов?
В связи с изменением региональных МРОТ у нас в организации (частной, негосударственной) будут повышены оклады по некоторым должностям. Обязательно ли издавать приказ о повышении окладов?
Составляю соглашение о временном переводе работника на другую работу, но возник такой вопрос: это соглашение является «Дополнительным соглашением к трудовому договору от № «(основному) или же как самостоятельное Соглашение, не имеющее отношение к трудовому договору?
Работник подает заявление о выдаче ему документов (копий документов), связанных с работой, на основании ст. 62 ТК РФ. Должен ли работник указывать в заявлении причину, зачем ему понадобились те или иные документы?
Согласно ч. 3 ст. 123 ТК РФ о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала. Оптимальный вариант для извещения работника о времени начала отпуска – это вручение ему письменного уведомления под роспись. Но на практике встречаются и иные варианты уведомления.
Иногда при передаче дел от прежнего кадровика к новому, при кадровому аудите или проверке Гострудинспекции выясняется, что потеряны дополнительные соглашения к трудовому договору. Кадровик обращается к работнику, просит принести его экземпляр соглашения, но и работник ничего найти не может у себя дома. По журналу регистраций же видно, что соглашения были. Как их восстановить?
Работнику было объявлено замечание. Ознакомить работника с приказом о применении дисциплинарного взыскания в день его издания не успели, а на следующий день он по графику ушел в отпуск. Как нам теперь ознакомить работника? Надо ли на приказе делать запись о невозможности ознакомления?
Работник потерял экземпляр своего допсоглашения о переводе. Сейчас просит выдать копию нашего экземпляра. Должны ли мы выдавать ему эту копию?
Мы изредка направляем работников в непродолжительные (на 3-5 дней) командировки в соседнюю область. Сколько нам хранить приказы о подобных командировках?
Работник, не согласный с размером премии, может потребовать у Вас копию приказа о премировании. Если в данном приказе был упомянут лишь он один, то выдача заверенной копии не нарушит прав других работников. Но чаще в приказе о премировании перечисляются многие работники. И, прежде чем делать копию такого приказа, остановитесь и задумайтесь: а не нарушите ли Вы нормы закона о передаче персональных данных?
ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ: → Приказ о переносе выходных
Надо ли издавать приказ по предприятию о том, что мы отдыхаем с 12 по 14 июня? У нас обычный график, с понедельника по пятницу.
У работодателя нет подразделений, отделов. В трудовых договорах и приказах о приеме на работу не указывается структурное подразделение, в которое принят работник. Отсутствие сведений о подразделении в приказе и договоре является нарушением?
В делопроизводстве часто встречаются такие документы, как служебные записки, докладные записки, объяснительные записки и некоторые другие виды записок. На практике особенно у новичков нередко возникают следующие вопросы:
1) как отличаются и соотносятся эти понятия?
2) как правильно составлять эти документы?
У курьера какое рабочее место должно быть указано в трудовом договоре? Он носит заказы по клиентам, в офисе не сидит. Пришел, забрал, ушел.
ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ: → Типовой трудовой договор
Обязательно ли в организации иметь типовые формы трудовых договоров?
Нередко при попытке уведомить работника об изменении условий трудового договора или об увольнении работодатель получает отпор – работник отказывается знакомиться с уведомлением и ставить свою подпись. Присутствующие при отказе сотрудники традиционно составляют соответствующий акт и жизнь продолжается. Но, к сожалению, некоторые при этом допускают досадные ошибки.
Обязательно ли издание приказа об объявлении нерабочими дней с 4 по 7 мая 2021 г.? Или это просто целесообразно? Отсутствие такого приказа – не нарушение? Рассмотрим эти вопросы.
ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ: → Аннулирование приказов
Устроилась в организацию кадровиком и обнаружила, что в организации частенько издавались приказы об отмене приказов о приеме на работу. Текучка тут большая и новых работников стараются оформить заранее, но не все «новобранцы» действительно приступают к работе в назначенный день. Но разве можно отменять приказ о приеме на работу или приказ необходимо аннулировать?
В каких случаях составлять акт об отказе работника ознакомится с приказом и/или делать запись на приказе?
Работника призывают на военные сборы. Извещение работодателю (отрывную часть повестки) он принес. Помогите составить приказ о призыве работника на эти сборы.
Работник через пару часов после начала рабочего дня ушел, на звонки не отвечает. В этом случае необходимо ставить в табель прогул? Ведь прошло более четырех часов отсутствия.
По запросу работника ему выдали копию приказа. Работнику не понравилась печать на копии. По его мнению, «печать не та». Он вновь подал заявление о выдаче копии данного приказа, заверенной надлежащим образом. Обязан ли работодатель заново выдавать копию того же приказа и заверять ее так, как хочет работник, а не так, как принято у работодателя?
В какой последовательности указывать реквизиты документов (дата, номер, заголовок, автор), упоминаемых в кадровом приказе или указываемых в приложении к нему?
Что писать в приказе об увольнении в основании (реквизит «документ, номер, дата»), если срок трудового договора истек и трудовой договор расторгается? Указывать номер и дату трудового договора или другое?
ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ: → Приказ об отмене И.О.
Работнику А поручено исполнение обязанностей временно отсутствующего (пребывающего в отпуске) работника Б. без освобождения от работы, определенной трудовым договором (по ст. 60.2 ТК РФ). Работник Б выходит из отпуска. Обязательно ли в этом случае издавать приказ об отмене исполнения обязанностей временно отсутствующего работника?
Каков срок действия приказа о назначении ответственного за работу с трудовыми книжками? Необходимо ли его обновлять ежегодно?
Трудовой кодекс РФ не говорит, что работодатель обязан издавать приказ (распоряжение) об отстранении работника от работы. Пользуясь этим упущением законодателя, на практике некоторые работодатели отстраняют работников от работы устно.
Предоставляем работнице отпуск по уходу за ребенком. Как правильно указывать в приказе о предоставлении отпуска работнику данный вид отпуска: отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет или можно меньшей продолжительности, например, отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет или до достижения другого возраста?
Если Вы недавно устроились на работу кадровиком в новую компанию или Вас кто-то замещал на кадровом поприще во время отпуска, больничного и т.д., пролистайте трудовые договоры, заключенные с работниками в Ваше отсутствие.
Принимая от работника заявление о предоставлении отпуска без сохранения зарплаты, кадровику нужно проверить его формулировки. Хорошо, если работник написал: «по семейным обстоятельствам прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью ХХ календарных дней с ХХ.ХХ.ХХХХ» или «прошу предоставить мне отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью ХХ календарных дней с ХХ.ХХ.ХХХХ в связи с …».
Однако на практике работники нередко допускают неточности, приводящие к спорам и прочим трудностям.
Можно ли издавать приказ в отношении работника, когда он на больничном? Трудовой кодекс РФ напрямую не запрещает работодателю издавать распорядительные акты в отношении работника, когда он находится на больничном. Но на практике кадровые специалисты не стремятся готовить на подпись руководителю приказы без оглядки на нетрудоспособность работника – «героя» приказа. Они учитывают цель, причины, последствия всякого приказа.
Уважаемые коллеги! Мы подготовили для Вас тематический выпуск об оформлении договоров и соглашений с работниками.
Обязательно ли издавать приказ о направлении работников на медосмотр? У нас не было таких приказов, но работники медосмотры проходили своевременно. Будут ли претензии Гострудиснпекции при проверке?
По общему правилу, все документы (в т.ч. по кадровому учету) от имени организации подписывает её руководитель. Однако в крупных организациях документооборот может быть настолько объёмным, что подписание всех документов главой компании не только нецелесообразно, но и невозможно. К тому же в каждой организации руководитель может отсутствовать в течение более или менее продолжительного времени – директор может находиться в отпуске, в командировке, на переговорах, на больничном и т.д. Поэтому почти во всех компаниях возникает необходимость передать право подписи другому сотруднику. Сегодня мы поговорим о порядке оформления передачи права подписи документов кадрового учета.
Сотрудник написал заявление на отпуск без сохранения заработной платы на два дня: 27 и 30 октября. Работодатель согласен. Могу ли я оформить это одним приказом и предоставить отпуск с 27-го по 30-е?
«У нас магазин. Решили на время пандемии запустить на своем сайте интернет-магазин на товары из нашего стационарного магазина и делать доставку. На доставку переводятся по желанию наши же сотрудники, у которых есть машины.
Как правильно оформить поручение работы именно на машине сотрудника?»
У нас в регионе вводится «масочный» режим. Работодателям нужно, в частности, обеспечить масками и перчатками работников, которые придут без своих. До этого мы издавали приказ о мерах в соответствии с рекомендациями Роспотребнадзора, но в нем не было упоминания о масках и перчатках за счет работодателя и обязанности работников их носить. Как теперь это оформить? Маски и перчатки уже купили
Нередко дистанционные работники работают в выходные и нерабочие праздничные дни по собственной инициативе, а затем требуют считать это работой в выходные или праздники и оплачивать в повышенном размере. В случае, когда в трудовом договоре с такими работниками ничего не сказано о рабочем времени, возникает спор.
С развитием технологий слова «телеграф» и «телеграмма» уходят из нашей повседневной речи. Можно ли сейчас отправить телеграммой, например, заявление об увольнении или какое-то другое заявление работника?
В кадровых документах нередко можно встретите факсимиле. Давайте задумаемся, а законно ли использовать факсимиле на кадровых документах? Если не законно, то что будет в случае, если уже использовали?
«Мы никогда не оформляли личные карточки. В этом году у нас планируется проверка ГИТ. Наша ГИТ требует, чтоб личные карточки были. Как восстановить личные карточки, какие даты составления в них указывать?»
От работницы, находящейся в отпуске, пришло письмо 20 сентября с просьбой уволить ее 18 сентября по собственному желанию. Письмо было отправлено работницей 18 сентября. Работодатель не против уволить ее 18 сентября. Вопрос в том, можно ли это сделать 20 сентября?
Работникам выдаются сим-карты компании и оплачиваются разговоры по этим номерам, поскольку они много общаются с клиентами. Вносится ли в трудовой договор условие об использовании служебных номеров телефонов корпоративной мобильной связи?
ГИТ при проверке запросила приказ об организации проведения медосмотров. У нас такого приказа нет, но есть локальный нормативный акт о проведении медосмотров. Этот приказ по закону обязателен?
Обязательно ли вносить в трудовой договор условия о предоставлении дней диспансеризации?
Изменился юридический адрес работодателя. Нужно ли вносить изменения в трудовые договоры?
На практике юридический адрес работодателя встречается в разных местах текста трудового договора, например:
в условии о месте работы,
в реквизитах сторон (сведения трудового договора).
А может и нигде не упоминаться.
Разберемся, где его нужно прописывать и в каком случае, как при изменении юридического адреса работодателя вносят изменения в трудовой договор. А когда их вовсе не вносят.
ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ: → Приказ о перенесении отпуска
Обязательно ли издавать приказ о перенесении ежегодного отпуска?
Устроилась на работу бухгалтером, и мне поручили кадровую работу. Обнаружила, что с некоторыми работниками заключены срочные трудовые договоры, но срок в них установлен незаконно. Что делать?
Посмотрите на это заявление работника и угадайте, какого числа он хочет, чтоб его уволили. Ситуация осложнена тем, что заявление было подано именно 14.12.2018. Не раньше. Как быть кадровику в этом случае?
Наверняка опытные кадровики не раз сталкивались с такими заявлениями.
Работник потерял свой трудовой договор, просит копию или дубликат. Что лучше выдать: копию или дубликат? Как оформить дубликат трудового договора, что это вообще такое? Распечатать и выдать второй экземпляр договора теперь невозможно, потому что директор сменился, а новый директор подписывать старый договор задним числом не хочет.
ПРИКАЗЫ, ДОГОВОРЫ И СОГЛАШЕНИЯ, УВЕДОМЛЕНИЯ, АКТЫ, ЗАЯВЛЕНИЯ: → И.о. директора в подписи
Директор в командировке. На время своего отсутствия он поручил издавать приказы своему заместителю. Заместителю что писать в приказах при оформлении подписи:
1) заместитель директора или
2) и.о. директора…?
Можно ли использовать самостоятельно разработанную форму личной карточки работника?
Можно ли вести личную карточку в электронном виде?
Какие документы и сведения необходимы для заполнения личной карточки?
Что делать, если работник отказывается предоставить дополнительные документы или сведения для занесения в личную карточку?
Не является ли отражение сведений о составе семьи нарушением порядка получения и обработки персональных данных?
Как быть, если работник отказывается подписывать личную карточку, в том числе и при ознакомлении его с записями в трудовую книжку?
Нужно ли вносить запись в личную карточку работника при изменении оклада, если отсутствует перевод на другую должность?
Как вносить исправления и изменения в личную карточку?
Какие виды поощрений необходимо вносить в раздел VII «Награды (поощрения), почетные звания» личной карточки работника?
Как быть, если в каком-либо из разделов личной карточки закончилось место для внесения записей?
Является ли указание кодов в личной карточке работника обязательным?
Работник сообщил руководству о своем намерении уволиться по собственному желанию. Ему было предложено написать заявление об этом. Работник написал заявление с формулировкой “Прошу уволить меня с должности экономиста”. В заявлении отсутствует уточнение “по собственному желанию” или “по моей инициативе”. Что делать?
С работником заключен трудовой договор, в котором сразу прописано, что наряду с основной работой работник совмещают работу по второй должности. За совмещение работнику трудовым договором устанавливается доплата в размере 10% от оклада по основной должности. В организации используется унифицированная форма приказа о приеме на работу. Нужно ли в этом случае в строке «надбавка» указывать доплату за совмещаемую должность? И как ее указывать, если форма предполагает указание суммы цифрами, а в трудовом договоре указана выплата в процентах? Разъяснение Роструда из Доклада с руководством по соблюдению обязательных требований, дающих разъяснение, какое поведение является правомерным, а также разъяснение новых требований нормативных правовых актов за 3 квартал 2017 г.
Приказом Минтруда России от 23.11.2017 N 805н внесены изменения в приложение N 2 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. N 1122н «Об утверждении типовых норм бесплатной выдачи работникам смывающих и (или) обезвреживающих средств и стандарта безопасности труда «Обеспечение работников смывающими и (или) обезвреживающими средствами»
При подготовке приказа кадровые работники включают в него необходимые реквизиты и сведения. Заметьте, состав реквизитов документа по ГОСТу 6.30-2003 не совпадает с составом реквизитов, установленных ст. 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ.
У нас есть папки (дела) с истекшим сроком хранения (графики отпусков, приказы и др.). Кадровика и секретаря нет. Кто и куда должен нести эти папки сдавать на хранение или что с ними делать?
ГОСТ 6.30-2003 устанавливает состав реквизитов документов, требования к оформлению реквизитов документов; требования к бланкам документов, схемы расположения реквизитов документов.
В самом стандарте указано, что его требования являются рекомендуемыми, а не обязательными. Таким образом, ориентироваться на них можно, а досконально соблюдать все прописанные в нем детали не обязательно.
+ Правила перепечатки данного материала
При этом перепечатка допускается только полная и дословная без исключения слов, фраз, абзацев данного материала и без дополнения его.
Запросить разрешение на перепечатку и согласовать условия можно по e-mail.
Хотите доступ в закрытые разделы сайта?
Там тысячи образцов кадровых документов, консультаций и статей по кадровому делу, тома книг по кадрам, записи семинаров, курс основ кадрового делопроизводства, все наши пошаговые инструкции и многое другое.
Тогда подписывайтесь на журнал «Кадровик-практик» >> Подписка Вам откроет все доступы. Это всего примерно 7-8 руб. в день
Вам также помогут в работе:
Книги по кадровому делопроизводству
Книги по 1С
Программы 1С
Журналы регистрации и книги учета для кадровых служб