Чем отличаются портальные и туннельные мойки
Чем отличаются портальные и туннельные мойки
Портальные и туннельные автомойки. Описание и принцип работы
В настоящее время в бизнесе автомоек существует большое количество различных производителей автомоек. Иногда они сильно различаются по характеристикам и производительности, иногда – нет. Но их можно разделить на две большие группы – это портальные и туннельные автомойки.
Такое разделение возможно из-за различных технологий мойки автомобиля. В портальных автомойках машина клиента, попадая в моечные боксы, стоит на месте до тех пор, пока не будет полностью вымыта. При этом, время, требуемое на мытье одного автомобиля, может меняться в зависимости от выбранной программы. Так, один автомобиль может быть отмыт как всего за несколько минут, так и за 15-20, а то и больше.
Конструктивно, чаще всего, портальная автомойка представляет собой П-образную конструкцию, на которой размещено различное оборудование. Прежде всего, это щетки, которыми осуществляется мойка кузова автомобиля, их может быть разное количество, в зависимости от модели автомойки (есть, например, 3-х щеточная модель, встречаются также и 5-ти щеточные). В состав этого оборудования также входит контур высокого давления, через который на автомобиль подается вода, а также контур моющей химии, с помощью которого на автомобиль наносятся чистящие средства. Также, в моечном боксе располагается оборудование для мойки днища и дисков, а для быстрой сушки машины используются вентиляторы.
Портальные автомойки могут использовать комбинированный и бесконтактный режим мойки. В случае комбинированного режима, машина клиента сначала моется водой под высоким давлением, а потом домывается щетками. Такой вариант позволяет начисто отмыть даже довольно грязную машину. В то время как бесконтактный режим мойки больше подходит для тех случаев, когда автомобиль клиента бывает на автомойках регулярно и больших загрязнений не имеет.
В портальной автомойке может быть легко отмыт любой легковой автомобиль, а также любые микроавтобусы. Высота транспортного средства может быть не более 2,9 метров.
В портальных автомойках настраивается большое количество программ мойки. В них можно регулировать количество и порядок моечных операций. В последнее время появилась возможность диагностики неисправностей и контроля работы через интернет.
Туннельные или конвейерные автомойки по сравнению с портальными имеют большую производительность. Связано это с тем, что мойка автомобиля в них производится несколько иначе. В туннельной автомойке машина не стоит на месте, а передвигается с одного этапа на другой. По мере движения над ней выполняются все моечные действия. Такая технология позволяет одновременно мыть до 4 автомобилей, что существенно повышает производительность работы.
Длина конвейера может составлять от 12,5 до 32 метров, но, исходя из практического опыта, можно сказать, что оптимальная длина – от 22 до 32 метров. Также как и в портальной автомойке, возможна комбинированная и бесконтактная мойка автомобиля.
Еще одним общим и довольно важным элементом является необходимость использования оборудования для очистки сточных вод. Дело в том, что оборудование автомойки, не зависимо от типа, является достаточно чувствительным к качеству воды. Ведь не вся вода целиком берется из водопровода. При мойке автомобиля одна часть воды составляет чистая (водопроводная), а другая часть – очищенная вода. Кстати соотношение получается приблизительно один к трем. Так вот, некачественно очищенная вода довольно быстро выведет оборудование автомойки из строя.
Таким образом, можно подвести итог: портальные автомойки прекрасно подходят при небольшом потоке клиентов. Неплохим вариантом будет размещение портальной автомойки рядом с магазинами автомобильных частей или СТО. Туннельные же автомойки позволяют отмыть гораздо больше автомобилей, чем портальные, а значит, их рациональнее использовать в местах с большим скоплением автомобилей.
Автор: Clip
Количество статей, опубликованных этим автором: 4. Более полная информация об авторе будет доступна позже.
Все об автоматических мойках
Безопасный портал!
Быстро, качественно и сравнительно дешево очистить свой автомобиль от грязи можно, только воспользовавшись услугами автоматических моек. Кстати, в Европе именно автоматические мойки занимают более 70% рынка профильных услуг, тогда как в России их доля пока не превышает 10%. По конструкции автоматические мойки делятся на портальные и туннельные (конвейерные).
Портальные мойки
Общая последовательность операций такова:
обязательная предварительная подготовка кузова ручной мойкой под высоким давлением;
нанесение активной пены (раствора очистителя);
мойка кузова щетками с раствором шампуня;
мойка водой под высоким давлением по контуру кузова;
ополаскивание свежей водой;
нанесение горячего воска (осушителя) или пенного воска;
сушка (обдув) воздухом.
У многих водителей вопрос оператора автоматической мойки о том, нужно ли обрабатывать кузов его автомобиля жидким воском, вызывает легкое замешательство: «а действительно, надо или нет, да и что это за жидкий воск такой?»
По своему составу жидкие воски представляют собой смесь катионных ПАВ, растворителей, спиртов и алифатических углеводородов. При обработке автомобильного кузова жидким воском состав глубоко проникает во все поры и микротрещины лакокрасочного покрытия, вытесняя из них влагу и придавая обработанной поверхности гидрофобные свойства.
Различают следующие виды жидких восков: «холодные», «горячие» и «пенные». «Холодные воски» применяют для улучшения качества сушки. Включенные в их состав ПАВ(ы), значительно снижают поверхностное натяжение воды. При смешивании «холодных восков» с водой, полученный состав уже не растекается тонкой пленкой по лакокрасочному покрытию автомобиля, а собирается в капли, которые легко сдуваются направленным воздушным потоком.
Портальные мойки могут быть доукомплектованы автоматическим мойщиком колесных дисков и мойщиком днища.
Наряду с трехщеточными можно встретить двухпортальные мойки с четырьмя щетками (правда, реже): двумя крышными и двумя боковыми, а также шестью агрегатами сушки. Благодаря большему числу щеток удается сократить время, необходимое для мойки автомобиля, до 2,5-5 минут.
Туннельные мойки
В отличие от портальной, в туннельной мойке автомобиль позиционируется и закрепляется на конвеере, который последовательно продвигает его через функциональные порталы, щеточные станции, арки, служащие для выполнения тех или иных функций (нанесения растворов химических веществ, опрыскивания, ополаскивания, мойки щетками), станцию полировки кузова и агрегатов сушки.
Главным преимуществом туннельных моек является то, что они позволяют провести весь комплекс услуг по мойке и полировке автомобиля всего за 3-4 минуты.
Благодаря своим конструкционным особенностям туннельная мойка превосходит портальную по количеству опций. Например, она позволяет реализовать не один, а несколько вариантов чистки колес и порогов. Имеется возможность установить различные щеточные станции с числом щеток от 3 до 7, расположить сразу несколько воздушных сушек различной конструкции, ввести щеточные и полотенчатые сушители, организовать два варианта полировки кузова.
Несомненно, главным и неоспоримым преимуществом автоматических моек является их способность быстро очистить от грязи кузов автомобиля. В то же время в процессе автоматической мойки не всегда удается качественно удалить грязь из щелей автомобильного кузова, с поверхности различных элементов декора, тюнинга, а также справиться с трудновыводимыми пятнами на лакокрасочном покрытии. Устранение подобных пробелов автомоек входит в обязанности оператора. Квалифицированный оператор должен самостоятельно определить проблемные места каждого автомобиля, куда не сможет проникнуть ворс щеток, и промыть их вручную.
Но в целом невысокие трудозатраты персонала и высокая пропускная способность автоматических моек благоприятно сказываются на стоимости всей услуги в целом. С учетом почти всегда качественного результата становится понятно, почему семь из десяти европейских автовладельцев регулярно делают свой выбор в пользу автомоек.
Мы же, в свою очередь, пока такой статистикой похвастаться не можем. Во-первых, это объясняется сравнительно небольшим числом таких моек в нашей стране, а во-вторых, многие отечественных автовладельцы уверены в том, что щетки автомоек обязательно исцарапают или затрут лакокрасочный слой автомобиля. Попробуем разобраться, насколько справедливо подобное утверждение.
Щетки
До недавнего времени традиционными материалами, из которых изготавливались щетки для автоматических моек, были текстиль и полиэтилен, но появившиеся сравнительно недавно на рынке вспомогательных моющих средств щетки из различных видов вспененного полиэтилена уже начали теснить своих предшественников.
Но и текстильные или с полиэтиленовым ворсом (с характерными распушенными кончиками-кисточками) щетки при соблюдении правил их эксплуатации способы хорошо отмыть автомобиль от грязи, не причиняя вреда покрытию. Только грязный или изношенный ворс таких щеток может действительно навредить кузову.
Чтобы перестраховаться от попадания в неприятную ситуацию, лучше всего пользоваться услугами уже проверенных или недавно открытых автомоек. Ну а если необходимость все-таки прижмет, то прежде чем «нырнуть» в портал или туннель незнакомой мойки не поленитесь
зайти и поинтересоваться качеством установленных ней щеток, а заодно и взглянуть на работу обслуживающего персонала.
Бесконтактные мойки
В отдельных случаях в качестве альтернативы автоматическим щеточным мойкам можно рассматривать услуги автоматических бесконтактных моек.
Бесконтактные (бесщеточные) мойки могут быть как портальными, так и туннельными (или иметь особую конструкцию). В мойках такого типа основным моющим инструментом является консоль с форсунками высокого давления, сквозь которые струи воды под давлением порядка 80-100 бар льются на поверхность автомобильного кузова. У наиболее совершенных моделей бесконтактных моек водяные форсунки способны совершать вращательные или колебательные движения, за счет чего значительно повышается их моющая способность.
Но даже столь мощный напор воды не в состоянии справиться со всеми загрязнениями, скапливающимися на поверхности кузова. Поэтому на бесконтактных мойках приходится пользоваться специальными химически агрессивными средствами, которые способны за считанные минуты разрыхлить верхние слои грязи и снизить адгезию прочной грязевой пленки к поверхности лакокрасочного покрытия. Но использование агрессивных моющих средств может пагубно отразиться на декоративных качествах этого самого покрытия, а также на внешних пластиковых и резиновых деталях.
Правила пользования автоматическими мойками
Благодарим компанию ACIS в лице Иванова Алексея Викторовича
за помощь в подготовке данного материала
Особенности автомобильных моек: Все по-чистому
Теоретически самое лучшее качество дают ручные мойки с АВД – непосредственное участие человека в процессе позволяет не пропустить ни одного пятна, тщательно и бережно отмыть и очистить весь кузов. Однако в действительности об этом остается только мечтать.
У конструктора
Профессиональные автомойки по принципу совершения процедуры разделяются на две группы: ручная аппаратная и автоматизированная. В первом случае все операции мойки машины осуществляются человеком, использующим специальное оборудование, а во втором все главные операции выполняет автоматическая установка, а человек уже играет роль оператора, задавая программу с пульта.
Основой технического оснащения ручных аппаратных моек является специальный аппарат высокого давления (АВД). В типичном исполнении внешне он выглядит, как поставленный на колеса обтекаемый «короб», к которому с одной стороны присоединяется шланг с подачей воды и провод электропитания, а с другой – выведен шланг с рукояткой-«пистолетом», откуда выбрасывается моющая струя высокого давления. Имеются также стационарные АВД в виде «шкафа»-поста с гнездами для подключения моечных шлангов.
В целом АВД выпускаются различных классов, существует несколько видов любительских и профессиональных аппаратов. Главным элементом конструкции любого АВД является водяная помпа, нагнетающая рабочее давление. Ее производительность, мощность и материал во многом определяют класс агрегата – в профессиональных АВД используются латунные помпы производительностью не менее 500 л/ч и обеспечивающие максимальное давление не менее 120 бар.
Ценной функцией для профессиональных АВД является наличие подогрева воды, позволяющее получать температуру воды до 80 °С, а также паровую струю температурой до 140 °С. Другой важный элемент конструкции профессиональных аппаратов – это система охлаждения рабочих агрегатов, способствующая использованию АВД непрерывно в течение долгого времени. Также для АВД профи-класса разработан комплект специальных насадок на «пистолет» для мойки днища, колесных дисков и т.д.
Сама технология ручной аппаратной мойки в принципе проста и общеизвестна. Сперва машину обдают сильной струей теплой воды, сбивая всю крупную грязь. Затем проходят водой с шампунем, растворяющим и отмачивающим оставшиеся загрязнения. После этого растворенную грязь смывают сильной струей простой воды. Если на кузове остаются различные сложносмываемые пятна (от дорожного битума, въев-шегося масла, застывших потеков «жидкого ключа» и пр.), то используют специальные «сильнодействующие» аэрозоли и спреи, которые из баллончика наносятся локально на пятно и после его растворения смываются струей из АВД.
Финальная часть мойки может быть разной. В одних сервисах машину просто вытирают вручную салфетками. В других применяют специальный «сушильный» воск, которым обдают машину, и вода собирается в крупные капли, скатываясь с кузова. Потом автомобиль обдувают теплым воздухом – и готово.
Интересной технологией в области ручных моек стало использование т.н. активной пены. После того, как сбита струей крупная грязь, автомобиль покрывается целиком получаемой пеной, наподобие снежного сугроба, которая после 1-2-минутной выдержки смывается водой.
Группа автоматизированных моек насчитывает два вида: портальные и туннельные.
Основа портальной мойки – это платформа-пост, куда заезжает автомобиль, и перемещающаяся вдоль его кузова П-образная рама, на которой монтируется моечное оборудование. По типу последнего порталы подразделяются на щеточные и бесщеточные (они же портальные мойки высокого давления).
Главный элемент оборудования щеточного портала – две горизонтальные и одна вертикальная моечные щетки (они бывают ворсовыми, тряпичными и поролоновыми), системы для подачи воды и шампуня, а также вентиляторы для сушки. Это составляет комплектацию-минимум, которая есть у любой портальной мойки. В зависимости от производителя и модели портала его можно доукомплектовать рядом дополнительного оснащения: системой подачи «сушильного» воска, круглыми щетками для мытья колесных дисков, распылителем для мытья днища и модулем для предварительной мойки струей воды (т.н. замачивания).
Основа бесщеточной мойки – это мощный стационарный аппарат высокого давления и система раздачи воды по соплам, располагающимся по периметру подвижной рамы. Здесь также, в зависимости от модели, есть возможность различного дооснащения портала дополнительными соплами с насадками для мытья дисков, распылителем для чистки днища, модулем предварительного мытья с активной пеной и пр.
Туннельные мойки отличаются от портальных тем, что в них автомобиль не стоит на месте, обрабатываемый подвижными агрегатами, а наоборот – сам передвигается на специальном транспортере относительно неподвижного оборудования, последовательно проходя все стадии мойки, как на конвейере въезжая из участка в участок. Туннельные мойки также бывают щеточными и бесщеточными и в целом по функциям применяемого на них оборудования практически не отличаются от портальных. Единственно, в туннельных мойках не встречаются простые комплектации. Такие мойки строятся как полностью автоматизированный цикл, при котором с одного конца въезжает машина с улицы, а с другого, без всякого участия человека на каком-либо этапе, она же выезжает уже чистой и сухой – можно тут же садиться за руль и ехать.
У автовладельца
Теоретически самое лучшее качество дают ручные мойки с АВД – непосредственное участие человека в процессе позволяет не пропустить ни одного пятна, тщательно и бережно отмыть и очистить весь кузов. Однако в действительности об этом остается только мечтать – разве что в кино возможен эдакий мойщик-романтик, который стал бы до соринки вылизывать чужой автомобиль. Обычно мойщики выполняют свою работу механически, и в той или иной степени «недомыв» и «недосушка», особенно в различных неприметных местах, здесь вполне типичное явление. Не реже встречается и нарушение технологий мойки, когда, в конце процесса, вдруг заметив плохо вымытую область, мойщик просто протирает ее тряпкой, шаркая грязью по краске. Особенно заметным весь этот «человеческий фактор» становится, когда на ручной мойке с АВД образуется очередь – тут уставшие мойщики вообще начинают работать просто «на отцепись», лишь бы только сдать машину.
Автоматизированные мойки не знают усталости и обслуживают быстрее: портальные (в зависимости от модели) – за 3 – 7 минут, тоннельные – за 2 – 4 минуты, против 10 – 20 минут у ручных с АВД. Но и здесь есть свои проблемные моменты. И в первую очередь это полнота оснащения и наличие приспособлений для мытья днища, колес, нанесения воска, модуля предварительной мойки и т.д. При этом крайне важным оказывается техническое состояние всего оборудования и степень его износа. Не редко случается так, что выйдя из портала, автомобиль оказывается вымытым неодинаково: одни участки блестят чистотой, а другие имеют мутноватый вид. От состояния оборудования напрямую зависит и безвредность мойки для ЛКП кузова, где плохо отрегулированная подача воды и шампуня, старые щетки могут незаметно для глаз стирать верхний слой краски. Кроме того, в автоматизированных щеточных мойках проблемой оказываются различные сильно выступающие части автомобиля, такие как длинные антенны-«удочки», слишком высокие спойлеры-«крылья», дворники заднего стекла, которые под действием валика могут быть испорчены.
На практике сравнивать эффективность и качество ручных и автоматизированных моек достаточно сложно. С одной стороны, хорошо обученные и вышколенные мойщики цивильного сервиса сделают свое дело намного лучше, чем какой-нибудь имеющий уже приличную амортизацию портал простой комплектации. И наоборот – современная, с широким набором функций и грамотно обслуживаемая автоматическая мойка обеспечит гораздо более высокое качество, чем какой-нибудь замотанный паренек, который вчера сильно покутил с друзьями. Поэтому, пожалуй, при выборе мойки целесообразно отдавать предпочтение сервису классом повыше, где стремятся к культуре работ и используют современную новую технику.
У предпринимателя
Стоимость профессионального АВД без нагрева воды составляет в среднем 40 тысяч рублей, с нагревом – 120 тысяч. Портальная мойка обойдется, в зависимости от комплектации, от 30 до 50 тысяч евро. Цены на туннельные мойки начинаются примерно со 120 тысяч в европейской валюте.
Данные расценки на оборудование рисуют достаточно ясную картину. Для небольшого сервиса расчет простой: три аппарата АВД с лихвой обеспечивают производительность одной портальной мойки, причем угроза полной остановки предприятия из-за отказа оборудования здесь меньше и практически равна нулю. И при наличии на рынке труда в России и странах СНГ достаточно недорогой рабочей силы для фирмы, где доход от мойки планируется как крупная часть бюджета, организация ручной аппаратной мойки оказывается наиболее разумной и рентабельной.
Иначе выглядит вопрос с выбором оборудования у крупных сетевых и дилерских СТО, т.е. там, где доход от мойки не является бюджетообразующим. Здесь хорошая автоматизированная мойка полностью оправдает себя. Срок окупаемости у нее более длительный, однако наличие такого оборудования поднимает имидж фирмы в глазах клиентов, повышает доверие к ней и привлекает к другим услугам компании.
Сравнение портальных и туннельных автомоек
Автоматические мойки бывают двух видов: туннельные и портальные. В первом случае автомобиль на конвейерной ленте перемещается относительно моечного оборудования. Во втором автомобиль стоит неподвижно, а оборудование, которое имеет П-образную форму и на нем располагаются, как правило, три большие щетки — две вертикальные и одна горизонтальная, перемещается относительно него.
Кроме того, и портальные, и туннельные системы могут работать по принципу бесконтактной мойки. Бесконтактные автомойки исключают воздействие щеточных механизмов и основаны на применении струй воды под высоким давлением для удаления загрязнений с поверхности автомобиля. Бесконтактный вариант сокращает время необходимое для мойки на портале, но результат бесконтактной мойки заметно хуже.
Особенности портальных автомоек
Портальные автомойки идеально подходят для установки в небольших боксах. Такая автомойка представляет собой одиночный модуль, оснащенный щетками, форсунками высокого давления, устройствами для нанесения пены и сушки автомобилей. Благодаря системе компьютерного сканирования портальная мойка вымоет любой автомобиль. Портальная мойка обладает большей пропускной способностью нежели ручная, так как весь процесс автоматизирован и тем самым гарантировано неизменное качество мойки.
Многие владельцы машин считают, что автоматическая мойка царапает машину. Однако если Ваш персонал будет правильно и своевременно ухаживать за автомойкой данного типа, и Вы не будете жалеть денег на качественные щетки, то клиенты будут довольны работой Вашей автомойки. Также важным фактором здесь является обязательное применение систем предварительной мойки.
Достоинства портальных моек: занимает мало места, эффективно справляется с любыми типами автомобилей, достаточно хорошая производительность – около 12 автомобилей в час, не требует больших затрат на обучение (мойка по заданным программам не требует высокой квалификации персонала). Кроме щеточных портальных моек существуют также мойки бесконтактного типа.
Особенности туннельных автомоек
Стандартная туннельная автомойка должна быть 30-35 метров в длину; если длина конвейера будет меньше, то это будет отрицательно сказываться на качестве мойки. Автомобиль закрепляется левыми колесами на специальной конвейерной ленте и перемещается вперед через все устройства на линии.
Туннельные мойки являются наиболее высокопроизводительными: когда автомобиль прошел в мойке несколько метров, к въезду можно готовить следующую машину. Таким образом туннельная мойка может с высоким качеством по индивидуальной программе мыть, полировать и сушить до 120 автомобилей в час.
Качественная автоматическая туннельная мойка абсолютно безвредна для автомобиля. Скептическое мнение об автоматических мойках в России сложилось из-за использования устаревших конструкций и материалов, отсутствия своевременного их обслуживания и из-за этого, действительно имевших место случаев повреждения лакокрасочного покрытия. Сейчас же в современных туннельных мойках используются новые технологии, где вместо устаревших пластика и лески применяются мягкий вспененый полиэтилен (Sensofil+), текстильный материал (Sensotex+), а также исключительно бережный материал полировки Teddytex, а усилие прижима щетки к кузову автомобиля регулируется электроникой.