Чем отличаются понятия трудовые ресурсы и экономически активное население география 9 класс
Чем отличаются понятия трудовые ресурсы и экономически активное население география 9 класс
Подробное решение параграф 4 по географии для учащихся 9 класса, авторов Дронов В.П., Савельева Л.Е. 2017
Вопрос 1. Как будет изменяться численность населения страны?
Динамика численности населения зависит от нескольких факторов:
1.числа рождений и числа смертей в стране;
2.количества людей, въезжающих в страну (иммиграция) и выезжающих из неё (эмиграция).
Кроме того, на численность населения могут влиять войны и эпидемии, природные катастрофы. Изменение численности населения той или иной территории в результате процессов рождаемости и смертности людей называется естественным движением населения.
Вопрос 2. Каково соотношение населения разных возрастных групп России?
По официальным данным Госстата на 2015 год:
2.население в трудоспособном возрасте — 58 %
3.население старше трудоспособного возраста — 24 %
Изменения в последние десятилетия происходят в группе «дети» (уменьшение) и в группе «население старше трудоспособного возраста» (увеличение). Главная причина — социально-экономическая. Если рассматривать по разным регионам страны, то больше всего детей рождается на территории Европейского Юга. Люди трудоспособного возраста преобладают на территории Европейского Севера, Центральной России, Дальнего Востока, Западной Сибири и Восточной Сибири. Пенсионеры преобладают на территории Европейского Юга, Северо-Западного района. Причины: доля детей выше там, где люди зарабатывают хорошо и где существуют традиции многодетности. Доля людей трудоспособного возраста выше там, где развита промышленность. Доля людей пенсионного возраста выше, где благоприятные климатические условия и плодородные почвы.
Вопрос 3. Как миграции влияют на численность населения страны?
МОИ ГЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Вопрос 1. Определите районы страны с наиболее высокой долей занятых в сфере услуг.
Высокая доля занятости в сфере услуг в Московском регионе, Ленинградской области, побережье Краснодарского края.
Вопрос 2. Укажите, в какой части страны такие районы преобладают.
Сфера услуг преобладает в европейской части России.
Вопрос 3. Выявите районы с наиболее низкими показателями.
Низкая доля в Республике Саха (Якутия), в Чукотском АО, Магаданской области и др.
Вопрос 1. Какую часть населения считают трудовыми ресурсами? С чем связано их сокращение?
В России трудоспособными считаются мужчины в возрасте от 16 до 59 лет и женщины в возрасте от 16 до 54 лет.
Вопрос 2. Чем отличаются понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?
Трудовые ресурсы — это все трудоспособное население.
Экономически активное население — эта та часть населения, которая может создавать прибавочный продукт (прибавочную стоимость), получать прибыль и платить с прибыли налоги для жизнеобеспечения деятельности государства.
Вопрос 3. От каких факторов зависит уровень безработицы?
Безработица — это типичное явление, сопровождающее рыночную экономику. Главная причина, по которой возникает безработица. Несоответствие между спросом и предложением на рынке труда, проще говоря, когда рабочей силы больше, чем требуется для текущей экономической ситуации.
Объясните, чем различаются понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»
Обсуждение вопроса:
Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны.
В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14 — 16 лет, значительная часть работающего населения в возрасте старше трудоспособного.
Экономически активное население включает лиц, занятых в экономике (работающих по найму или имеющих собственный бизнес) и безработных.
Понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» различается тем, что часть населения составляющая «трудовые ресурсы» не занята в трудовом процессе, но получающая содержание от государства, в отличие например от безработных входящих в «экономически активную часть населения», но не все безработные получают государственную поддержку.
К трудовым ресурсам относят вообще всё население страны, которое может осуществлять рабочую деятельность. Это население имеет достаточные физические данные и/или документы о полученном образовании. При этом, не факт, что это население сейчас работает. Некоторая часть является безработной.
А экономически активное население это люди, которые обладают источником доходов, они работают и зарабатывают, принимают активное участие в работе экономики страны.
Экономически активное население включает 2 категории: занятых и безработных.
Конспект урока по географии для 9 класса по теме «Трудовые ресурсы России»
Тема урока: Трудовые ресурсы России
Цели: сформировать представление о понятиях «трудовые ресурсы», «экономически активное население», «рынок труда»; познакомить причинами безработицы, требованиями к современному работнику; способствовать профессиональному самоопределению учащихся.
Оборудование: презентация «Трудовые ресурсы России», модуль «Трудовые ресурсы» для заполнения, учебник А.И. Алексеев, В.В. Николина «География: население и хозяйство России. 9 класс» Издательство «Просвещение», политико-административная карта России, атласы.
Здравствуйте. Садитесь. Сегодня 12 апреля знаменательный день. День космонавтики и на территорию посёлка Дубровка благополучно приземлился Космический корабль с нашими гостями – учителями географии Белохолуницкого района. Давайте их поприветствуем.
Какая тема урока? Как вы думаете,
Какие задачи поставим на урок?
Дать определение понятий « трудовые ресурсы», «экономически активное население», «рынок труда»;
Узнать причины безработицы;
Называть разнообразные профессии,
Научить правильному выбору профессии
Объяснять причины безработицы
Для работы на уроке нам нужны сл. Знания…
Проверка домашнего задания.
1.Разница между рождаемостью и смертностью….Естественный прирост
3.Скопление городов вокруг крупного города… агломерация
4.Механическое движение населения… миграция
5.Выезд людей из страны… эмиграция
6.Процесс роста городов и городского населения, распространение городского образа жизни… урбанизация
8.Непрерывный процесс смены поколений… воспроизводство
На какие группы можно поделить всё население страны. ( дети, взрослые, пожилые0).
Это зависит от отраслевого состава хозяйства, спроса на « мужские» и женские» профессии
1Что такое трудовые ресурсы
Кто к ним относится называют группы.
Что такое экономически активное население
Кто относится к категории безработных?
Для решения наших задач обратимся к демографическому портрету улицы.
II. Изучение нового материала.
Ребята, почему мама Артёма ездит на вахту в г.Усинск?
Расскажите о демографическом портрете своей улицы?
Для решения наших задач обратимся к демографическому портрету семьи, улицы посёлка Дубровка.
В п. Дубровка 24 улицы. Рассматривая портрет улицы какой вывод можно сделать?
1) преобладает взрослое население, пенсионеры
2)Детей мало( детский сад посещает 30 человек)
3) больше женщин, чем мужчин (верно)
4) население занято в сфере услуг, и торговле
Занятость в области
Занятость в России
Предложите пути решения проблем занятости населения области?
Какая закономерность прослеживается? В области большая часть населения работает в промышленности. Меньше в сфере услуг.
Защита мини проектов. География безработицы.
Существует проблема безработицы? ( Диалог КФХ)
Как вы думаете, какую профессию необходимо выбрать, что бы не стать безработным., чтобы чувствовать конкурентноспособным на рынке труда. Проранжируйте профессии самые престижные поработайте в парах, Какие качества личности необходимы для получения той или иной профессии.
Фотография на память
« Не позволяй душе лениться…» ( Н. Заболоцкий)
Задания для групповой работы: выводы…
Что такое трудовые ресурсы? Какая часть населения к ним относится?
Какой возраст в России принято считать трудоспособным? Какие группы выделяются среди населения относительно трудоспособного возраста?
Какие две группы выделяются среди населения в трудоспособном возрасте?
Какие категории населения входят в состав трудовых ресурсов?
Экономически активное население. Какие группы населения к нему относятся?
Могут ли входить экономически активного населения люди старше трудоспособного возраста?
Что такое рынок труда?
Что определяет соотношение спроса и предложения на рабочую силу?
Каковы действия работодателя и работника при низкой оплате труда (заработной плате)? Изменения, происходящие на рынке труда при низкой оплате труда?
Каковы действия работодателя и работника при высокой оплате труда (заработной плате)? Изменения, происходящие на рынке труда при высокой оплате труда?
Назовите и покажите на карте районы России с высоким уровнем безработицы.
Назовите и покажите на карте России районы с низким уровнем безработицы.
От чего зависит география безработицы?
Почему районы с высоким естественным приростом населения имеют высокий уровень безработицы? Как зависит безработица от структуры хозяйства?
Как решается проблема безработицы?
В 90-х годах прошлого столетия в нашем городе был очень высокий уровень безработицы в связи с предприятий. Как была решена данная проблема в нашем городе?
Какие требования предъявляются к работнику в современных условиях рынка?
Во время выступления каждой группы все остальные учащиеся заполняют модуль «Рынок труда и занятость населения»
Тема: Рынок труда и занятость населения.
Шаг 1. Продолжите предложение: трудовые ресурсы – это……
Шаг 2. Заполните схему:
Население в трудоспособном возрасте
Шаг 3. Заполните пропуски в предложении:
Трудоспособным возрастом в России принято считать у мужчин……, у женщин….
Шаг 4. Заполните схемы:
Население России – 142 млн. человек
Трудовые ресурсы – это трудоспособное население
Экономически активное населени
Шаг 5. Закончите предложение:
Соотношение спроса и предложения на рабочую силу определяется….
Шаг 6. Заполните пропуски в предложении:
Ответьте на вопрос: выгодно ли работодателю при низкой оплате труда уменьшить объем ручного труда и произвести техническое перевооружение производства? Почему?
Шаг 7. Подчеркните названия субъектов РФ с высоким уровнем безработицы : Ростовская область, Смоленская область, Чеченская республика. Ненецкий автономный округ, Якутия, Ингушетия, Тыва, Кабардино-Балкария.
Подчеркните названия субъектов РФ с низким уровнем безработицы: Ингушетия, Москва, Псковская область. Мурманск, Санкт-Петербург, Кировская область, Ленинградская область.
Шаг 8. Заполните пропуски:
География безработицы зависит:
Ответьте на вопрос: Почему районы с высоким уровнем естественного прироста населения имеют высокий уровень безработицы?
Как влияет уровень развития экономики на количество безработных в регионе?
Шаг 9. Положительные и отрицательные черты безработицы. Верно ли утверждение (да или нет):
Полная занятость населения тормозит развитие экономики.
Безработица способствует закрытию устаревших и экономически невыгодных производств.
Безработица снижает уровень преступности.
Безработица повышает конкуренцию на рынке труда.
У безработного человека много личного свободного времени.
Безработица способствует повышению уровня образования и квалификации работников.
Безработица стимулирует рост экономики.
Шаг 10. Заполните пропуски:
Меры, предпринимаемые для сокращения уровня безработицы – это….
III.Подведение итогов урока:
Учитель: За хорошие рабочие места идёт жестокая конкуренция. Предприниматели сейчас имеют возможность выбрать работников более квалифицированных, опытных, инициативных, трудолюбивых, дисциплинированных. Любой работник тем более ценен, чем он больше умеет. Поэтому приобретение разнообразных навыков труда – необходимое условие успешной трудовой карьеры. Кроме этого требуются активность, самостоятельность в принятии решений, умение оценивать современную ситуацию на рынке труда, перспективы её изменения. Сделать это могут люди, обладающие глубокими знаниями и широким кругозором, постоянно занимающиеся самообразованием. Не менее важное свойство – умение общаться с людьми, достойно вести себя в самых разных ситуациях. Я вам сейчас предлагаю несколько ситуаций на выбор, попробуёте найти пути выхода из них.
Ситуация 1. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.
вы – молодой специалист, который желает устроиться на работу в престижное учреждение. Ваши действия.
вы – руководитель престижного учреждения, который желает принять на работу естественно хорошего работника и не ошибиться.
Ситуация 2. 3 человека обыгрывают данную ситуацию.
– подчинённый, которому доверили выполнить определённую работу, но по каким-то причинам вы это не сделали. Ваши действия по оправданию себя.
вы – лицо, которому подчиняется человек, не выполнивший своё поручение. Как вы поступите по отношению к этому работнику.
вы – руководитель предприятия, где произошла данная ситуация, и в присутствии вас происходит её разбор. За вами последнее слово. Ваше решение.
Ситуация 3. 2 человека обыгрывают данную ситуацию.
вы – работник, в очередной раз опоздавший на работу. Как вы сможете оправдать себя перед начальником?
вы – начальник, который должен обязательно принять меры по поводу систематических опозданий своего работника. Ваши действия.
Домашнее задание: параграф 13, ответы на вопросы после параграфа.
Открытый микрофон. Почему вы выбрали профессию учителя?
Я фотокорреспондент Давай те сделаем фотографию на память.
В чём заключается различие понятий «трудовые ресурсы» и «экономически активное население»?
Обсуждение вопроса:
Трудовые ресурсы — часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны.
В состав трудовых ресурсов входят: всё трудоспособное население, часть нетрудоспособного населения (работающие инвалиды и льготные пенсионеры, вышедшие на пенсию в относительно молодом возрасте), работающие подростки в возрасте 14-16 лет, значительная часть работающего населения в возрасте старше трудоспособного.
Экономически активное население включает лиц, занятых в экономике (работающих по найму или имеющих собственный бизнес) и безработных.
Понятия «трудовые ресурсы» и «экономически активное население» различается тем, что часть населения составляющая «трудовые ресурсы» не занята в трудовом процессе, но получающая содержание от государства, в отличие например от безработных входящих в «экономически активную часть населения», но не все безработные получают государственную поддержку.
К трудовым ресурсам относят вообще всё население страны, которое может осуществлять рабочую деятельность. Это население имеет достаточные физические данные и/или документы о полученном образовании. При этом, не факт, что это население сейчас работает. Некоторая часть является безработной.
А экономически активное население это люди, которые обладают источником доходов, они работают и зарабатывают, принимают активное участие в работе экономики страны.
Конспект урока на тему: Экономически активное население и трудовые ресурсы, их роль в развитии и размещении хозяйства. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Проблемы безработицы.
Тип урока : комбинированный
Форма организации работы с учащимися: групповая
— изучить обеспеченность России трудовыми ресурсами
1) познакомиться с понятиями «трудовые ресурсы», «ЭАН»;
2) сформировать представление о рынке труда, причинах безработицы, о требованиях к современному работнику ;
3) рассмотреть обеспеченность России трудовыми ресурсами;
3) научиться правильно подходить к выбору будущей профессии;
4) научиться прогнозировать ситуацию на рынке трудовых ресурсов России
1) продолжить развивать умение и навыки анализировать аналитические и картографические материалы, систематизировать информацию;
2) развивать аккуратность, усидчивость, логическое мышление, умение применять полученные навыки на практике;
3) развивать навыки работы со справочным материалом;
1) формировать чувство ответственности;
2) способствовать профессиональному самоопределению учащихся;
3) воспитывать уважение к людям разных профессий
Технология критического мышления, элементы модульной технологии
«Что я знаю», «Корзина», «Ключевые слова», «Круги по воде», «верно – неверно», «Бином фантазии»
По способу преобладающей деятельности:
Оборудование урока: цифровой образовательный ресурс «География. 8 класс» , электронные материалы по теме , компьютеры , проектор , раздаточный материал
Здравствуйте. Сегодня в вашем классе я проведу конкурсный урок. Надеюсь на вашу активность и поддержку.
Объяснение нового материала
Формулирование темы урока.
Посмотрите на экран. О чем все эти пословицы? (о труде) Кто является ключевой фигурой в данных пословицах? (человек, люди)
Землю солнце красит, а человека – труд.
О человеке судят по его труду.
Труд человека кормит, а лень портит.
Учитель Вам осталось немного времени для выбора профессии. А для этого необходимо представление о ситуации на рынке труда России. Как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке? (о трудовых ресурсах, их размещении, безработице). Дети формулируют тему урока.
Поскольку эта тема достаточно большая, мы проведем исследование на темы, которые указаны на ваших партах. Для работы, разделимся на команды. Назовите тему вашего исследования (команды называют). На парте размещены таблички с названиями команд: «Трудовые ресурсы. Экономически активное население», «Безработица», «Размещение трудовых ресурсов по территории России».
Что вам известно по данной теме (трудовые ресурсы, размещение, безработица)? Какими сведениями по данной теме вы готовы поделиться с окружающими? (по одному от команды)
Теперь в предложенных текстах найдите данные определения.
Команды будут заниматься составлением проектов о трудовых ресурсах, размещении трудовых ресурсов по территории России и безработице.
Для успешной работы вам необходимо:
Сформулировать тему проекта (заглавие) (прием «Ключевые слова»)
Сформулировать цель проекта (устно)
Определить задачи (устно)
Оформить проект из предложенного материала
Подготовиться к защите проекта
После этого мы проведем самооценку и взаимооценку.
Прием «Бином фантазии»
— Время пошло, начинаем работу. При необходимости, можно пользоваться компьютером, в котором подобран материал по теме вашего исследования, принтером, можете найти необходимую информацию в интернете.
Учитель подходит к каждой группе и определяет вместе с ребятами цель работы.
— Итак, заслушаем наши группы.
Примерные дополнительные вопросы для групп.
— А вы, учащиеся 8 класса к какой группе относитесь?
— Существует такое предположение, что полная занятость всего трудоспособного населения считается тормозом для изменения структуры хозяйства. Так ли это? Выскажите свою точку зрения на этот счёт.
— А какой же тогда выход?
— А вы можете уже сейчас побеспокоиться о том, что проблема безработицы вас не коснулась?
Наши группы продуктивно поработали. Спасибо.
Предлагаю вам подобрать слова, на каждую букву данного слова ТРУД. Какими качествами должны обладать люди, желающие найти себе хорошую работу?
Т творчество, талант, терпение, трудолюбие
Р работоспособность, радость, респектабельность
У успешность, усердие, удовлетворение
Д доброжелательность, деловитость, добропорядочность
Трудовые ресурсы – часть населения страны, способная работать в хозяйстве страны. +
В России насчитывается около 142 млн трудоспособного населения –
Все области России одинаково хорошо обеспечены трудовыми ресурсами –
Безработица — наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу. +
На работу можно устроиться, начиная с 10 летнего возраста. –
Профессию надо выбирать обдуманно, с учетом своих способностей и внутренних убеждений. +
В настоящий момент наблюдается недостаток квалифицированных специалистов рабочих профессий, людей, способных быстро переучиваться на другие специальности +
Сегодня на уроке вы узнали, что такое «трудовые ресурсы», «ЭАН», рассмотрели обеспеченность России трудовыми ресурсами, узнали о ситуации на рынке труда.
Мы переходим к этапу, который называется самооценка и взаимооценка. На парте у вас лежат листочки. Вам необходимо подчеркнуть правильный, на ваш взгляд, ответ.
На уроке я работал (активно, пассивно)
Своей работой на уроке я (доволен, не доволен)
Мое настроение (стало лучше, стало хуже)
Материал урока мне был (полезен, бесполезен)
За работу на уроке я ставлю себе оценку 5 4 3
Назовите не менее двух ребят из вашей группы, которые заслуживают оценку «5» ___________________________________________________
Можно попросить поднять руку тех, кто поставил себе «5», «4», «3»
Спасибо всем за работу. С вами было удивительно легко работать. Молодцы!