Чем отличаются понятия стыд и совесть
Почему стыд делает нас изгоями, а совесть — объединяет
Вы совершили некрасивый поступок, и вас что-то беспокоит. Возможно, муки стыда или голос совести. В чем разница? Почему культура стыда разрушительно действует на личность? И как происхождение этих слов влияет на самооценку? Разобраться в этом поможет лингвист и психолог Наталия Ивлева.
«Ему не стыдно!»
«Ему даже не стыдно, — говорила пожилая учительница маме второклассника, который третий раз за неделю написал слово «февраль» через букву «И». — Вы должны объяснить ему, что стыдно делать такие ошибки».
Мама второклассника, недавно получившая второе высшее по психологии, выдохнула, ощутила ступни ног в мягких уггах, пошевелила пальцами и, может быть, впервые в жизни оспорила авторитетное учительское мнение: «Я не хочу, чтобы моему сыну было стыдно». Знакомая сцена, правда? Она символизирует слом традиции и переход от культуры стыда к…. К чему же?
Культуры стыда и культуры вины
В социологии и культурной антропологии выделяют культуры стыда и культуры вины. Считается, что восточные и восточноевропейские (славянские) культуры ориентированы на стыд (shame). Он выступает главным регулятором поведения. В западных, прежде всего протестантских, культурах произошел переход от стыда к переживанию вины (guilt).
Стыд — действительно мощный инструмент управления поступками. Вы наверняка встречали людей, которые убеждены, что стыд — «дрожжи» воспитания. Откуда маленький человек узнает, как себя вести, если не стыдить его? Как может ребенок стремиться стать лучше, если ему не стыдно?
Надо сказать, что сторонники воспитательной функции стыда не имеют в виду ничего плохого. Они не предлагают внушать детям стыд за слишком высокий рост, пару лишних килограммов, очки или немодные кроссовки. Нет, речь идет исключительно о нравственном стыде.
Дышу Православием
О православии с любовью… Миссионерский портал. Здесь вы найдете множество ответов на самые разные вопросы о православии
ПОПУЛЯРНОЕ
Наши друзья
Совесть и стыд — в чем разница и как отличить одно от другого?
Совесть и стыд — в чем разница и как отличить одно от другого?
Совесть, вина и стыд – универсальные понятия, чувства, знакомые каждому человеку. Вина – это осознание своей личной ответственности за поступки, высказывания и даже мысли и чувства, она не обязательно связана с восприятием других людей. Стыд, напротив, может не подразумевать никаких дурных поступков, но он обязательно связан с негативным мнением окружающих.
«Ни стыда, ни совести» – так принято говорить об очень плохом человеке. Но в чем, собственно, разница между этими двумя понятиями?
Проще говоря, вина – это чувство горечи при воспоминаниях о некоторых моих поступках, о которых может никто не знать, а стыд – ощущение неловкости, когда человек оказывается в публичном пространстве в грязной или рваной одежде, даже если в этом нет никакой его вины.
Таким образом, стыд – нечто внешнее, а вина – внутреннее.
Принято считать, что в одних культурах люди стараются избегать чувства вины, в других – стыда. Часто говорят, что «культуры вины» скорее западные, «культуры стыда» – скорее восточные. Так, японский самурай совершает ритуальное самоубийство (харакири), чтобы покончить с непереносимым стыдом, даже если в том нет его вины – например, ему нанес незаслуженное оскорбление его господин.
Для человека западной культуры это кажется бессмысленным и жестоким… но в то же время японское общество не знает таких мучительных размышлений о коллективной ответственности простых граждан за преступления против человечности, совершавшихся во время Второй мировой, какие характерны для европейских стран, прежде всего Германии.
Впрочем, в последнее время культурологи всё чаще задаются вопросом: а не есть ли само это противопоставление чисто западный конструкт?
Ведь всегда приятнее думать, что ты руководствуешься внутренними убеждениями, а не впечатлением, которое произвел на окружающих. Безусловно, полярное противопоставление тут неуместно, стыд и вина присутствуют в любой человеческой культуре, но они по-разному действуют, и разнится их «удельный вес».
В Библии представление о стыде значат намного больше, чем в современных западных обществах (включая и российское). Представления о вине или правоте связаны, прежде всего, с судом, который устанавливает вину или невиновность, и суд нам прекрасно понятен, потому что он играет важную роль и в нашем обществе. Он устанавливает, виновен или невиновен данный человек.
Читайте так же:
А кто устанавливает, чего и когда нам стыдиться? Культуры мира выглядят такими разными – в одних женщине неприлично появляться на людях с открытым лицом, в других – вполне допустимо прийти на совместный нудистский пляж.
Откуда мы узнаем, что почетно и что позорно? Кто определяет степень почета и позора данного индивида в данном социуме?
В библейской культуре, как и во многих других, почет или позор применяются, прежде всего, к «имени» – это и социальное положение, и родство, и репутация. Соответственно, внутри этих социальных групп почетом или позором можно поделиться или «заразиться»: оскорбление посла является оскорблением пославшего его царя, а действия мудрого слуги добавляют почета его господину.
В библейских текстах почет и позор занимают гораздо больше места, чем в современных, и в результате переводчики и комментаторы нередко упускают из вида нечто важное. Вот притча о злых виноградарях из 21-й главы Евангелия от Матфея. Почему хозяин виноградника безрассудно посылает к этим злым арендаторам сына, надеясь, что они его «постыдятся»?
Для той культуры это было понятно: не воздав чести сыну хозяина, они тем самым обесчестят хозяина, а это противоречит правилам общественной жизни и навлечет позор на них самих.
А вот притча о званых и избранных из следующей главы того же Евангелия. Гости, приглашенные на пир, один за другим отказываются прийти, и вот кульминация: «Прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их» (22:6). Если они их всё равно убили, какая разница, оскорбляли ли они их перед смертью? Для человека библейской культуры это очень важно: убийство было не простым уголовным преступлением, оно было намеренным и тяжелым оскорблением господина, отправившего своих слуг (как, кстати, и в прошлом примере).
Особенно наглядно это выглядит там, где речь идет о богословских идеях, выраженных при помощи метафор. В Послании к Евреям (6:6) упоминаются некие люди, для которых закрыта возможность покаяния – уникальная ситуация для Нового Завета, где всё время говорится о возможности покаяния для всех и в любой ситуации. Что именно делают эти люди, не очень понятно – вероятно, отрекаются от некогда принятой веры. Об этом сказано так: ἀνασταυροῦντας ἑαυτοῖς τὸν υἱὸν τοῦ θεοῦ καὶ παραδειγματίζοντας. Синодальный перевод: «Они снова распинают в себе Сына Божия и ругаются Ему».
Опять-таки, если они распинают Христа, то уже не очень важно, что при этом они «ругаются», по крайней мере, с нашей точки зрения. Но здесь мы видим важнейшую составляющую распятия: демонстративный позор, крайнюю степень публичного унижения. Человечество, к сожалению, изобрело много способов постепенно замучить отдельного человека до смерти. Но далеко не все из них предполагают такую степень унижения, беспомощности и демонстративности, как римское распятие, для евреев к тому же отягощенное обнажением и древним проклятием всякого, кто «повешен на древе».
Таким образом, здесь говорится, что эти люди не только заново убивают своими поступками и словами Христа, но и стремятся Его опозорить. Я бы предложил такой вариант перевода: «Сына Божьего заново предают распятию и выставляют на позор».
Чтобы представить себе, как это выглядело в первые века нашей эры, можно взглянуть на карикатуру на первых христиан, граффити в Риме (около Палатинского холма) с малограмотной надписью на греческом: «Алексамен почитает бога».
Мы видим здесь человека в традиционном жесте приветствия, он воздает почет… существу с ослиной головой, распятому на кресте.
Неизвестный карикатурист соединил здесь давний антииудейский мотив: иудеи поклоняются ослиной голове, – с христианским почитанием Распятого. Он изобразил, с его точки зрения, самое бессмысленное зрелище: воздание высших почестей самому позорному, что только можно себе представить – ослу, да еще и распятому!
«Для иудеев соблазн, для эллинов безумие» – именно об этом и говорил Павел такими словами (1Кор. 1:22), и всё христианство рождается из принятия этого абсурда и парадокса.
Христос принимает на себя наивысший мыслимый позор, чтобы наделить Своих последователей наивысшим мыслимым почетом.
В истории христианства представления о совести (виновен ли я) и стыде (опозорен ли я) вступали меж собой в причудливые отношения. Но в целом можно сказать, что христианство, начиная с Голгофы – преодоление архаичных представлений о позоре и постепенное осознание индивидуальной вины, которая может быть снята в покаянии.
Но удержаться на этой высоте трудно, и человек то и дело соскальзывает в старую добрую архаику с ее представлениями о коллективном почете: мы самое великое племя, у нас самый крутой вождь, самые позолоченные храмы и самая обширная империя, и так будет всегда. Вопрос о вине и личной ответственности при этом, как правило, снимается: будем поступать не так, как правильней, а так, чтобы выглядеть как можно почетней. Похоже, нынешнее российское общество испытывает именно такое искушение.
Только одно мешает в этом увлекательном деле христианину: память о Голгофе.
Стыд и совесть
Даниил Гранин в своей книге «Причуды мей памяти» о совести пишет:
«В последние годы своей жизни Дмитрий Сергеевич Лихачев упорно возвращался к проблеме совести. Он с печалью видел, как она перестает быть мерилом нравственности, как Россия становится страной без стыда и совести.
После замечательного русского философа Владимира Соловьева Лихачев, пожалуй, единственный, кто так настойчиво занимался категорией совести.
Соловьев считал, что совесть есть развитие стыда. Должен быть стыд, нет стыда — тогда совесть молчит.
Стыд был первым человеческим чувством, которое отличило человека от животных. Можно считать, что человек — животное «стыдящееся». Господь обнаружил первородный грех Адама и Евы по тому, как они устыдились своей наготы. И изгнал их из рая.
Человек постепенно начинал понимать, что «должно по отношению к людям и к богам», и тогда инстинкт стыда стал превращаться в голос совести, то есть Адам и Ева устыдились совершенного ими, и этот стыд, который заставил их прикрыть себя фиговыми листьями, и был первым голосом совести.
Лихачев сумел развить это положение, дополняя его ролью памяти. Он показывал, как память формирует совесть. Без памяти нет совести, память сохраняет наши грехи, память семейная, культурная, народная питает совесть, требует от нее. Она побуждает совестливость отношения к старшим, к друзьям, родным. Вспоминает, правильно ли мы жили, хорошо ли обращались со своими родными. Позднее наше раскаяние — это работа памяти, которая тревожит совесть. Память, как историческая категория, — когда, побывав в Гамбурге на кладбище русских солдат, жертв Первой мировой войны, я вдруг сообразил, что у нас в России не видел и не знаю ни одного кладбища, где сохранялся бы прах русских солдат, погибших в ту Первую мировую войну.
А что такое действия вандалов на наших кладбищах, или что они творят в Летнем саду. Это что? Это свидетельства жизни без памяти.
Лихачев обращал наше внимание на некоторые особенности совести.
«Совесть противостоит давлениям извне, она защищает человека от внешних воздействий!» И в самом деле, к человеку порой может достучаться только совесть, внутренний его голос, он куда действенней, чем бесконечные призывы, пропаганды учителей, воспитателей, даже родителей.
«Поступок, совершенный целиком по совести, — это свободный поступок».
Я спрашиваю себя: а зачем человеку придали (навязали) эту самую совесть, ведь никто не мешает отмахнуться от нее, какой от нее прок, если она не приносит никаких выгод, если не дает человеку преимуществ ни для карьеры, ни материальных? Благодаря чему она существует, совесть, которая грызет и мучает, от которой порой не отвяжешься, не отступишься. Откуда она взялась? На самом деле в течение жизни мы убеждаемся, что она исходит из глубины души и не бывает ложной. Она не ошибается. Поступок по совести не обесценивается, не приводит к разочарованию.
Когда я говорю поступок по совести, мне приходят на память некоторые удивительные примеры, впечатлившие меня надолго».
Чем являются совесть и стыд для человека?
Когда люди начинают обманывать и поступать против принятых обществом норм? Так ли наша совесть эфемерна, как кажется, или ее можно увидеть? Как выглядит стыд и что может заставить покраснеть любого человека за несколько минут? Стыд и совесть способны доставить нам множество неприятных переживаний. Так может быть нам лучше было бы без них? Совесть – она не присуща нам с рождения и не является базовым инстинктом. Как и когда она формируется?
Детская совесть
Был проведен небольшой эксперимент на честность с четырьмя дошкольниками. Легко ли дети смогут переступить через совесть? Дети получили от психолога практически невыполнимое задание. Нужно было переложить шарики от настольного тенниса из одной миски в другую, используя только абсолютно прямую лопатку. За выполнение этого задания детям обещали «вкусную» награду. На время выполнения задания ребенок оставался один. Все взрослые выходили из помещения, но видеокамеры были включены. Дети были поставлены в непростую ситуацию. Психологи называют это конфликтом мотивов. С одной стороны каждому ребенку хотелось справиться с заданием и получить приз, с другой было условие, которое перед ними поставил взрослый.
Дети хотят, чтобы их похвалили. Они хотят получить какую-то награду даже просто в качестве так называемого психологического «поглаживания» от родителей или любого другого взрослого. Им необходимо показать, что они хорошие. Для детей – это важно. Им приятно быть позитивными, хорошими, чтобы их одобрили.
В эксперименте трое детей поступили честно. Они не стали нарушать правило и доставать шарики руками. Некоторые участники даже не смогли справиться со своими эмоциями и у них появились «слезки на колесиках». Но честно поступили не все. Последний испытуемый решил схитрить и нарушил правило. Желание справится с заданием, и выиграть приз оказалось у него сильнее, чем необходимость соблюсти условия. Но это исключение. Большинство детей относится к такому понятию как честность серьезно и категорично. Ребенок — совестливое и целостное существо. Он еще не договорился с миром и не подстроился под него, поэтому он действует от самого себя и он честен.
Когда мы взрослеем
Психологи называют совесть внутренним родителем. Мама и папа, чтобы было проще управлять ребенком, прививают ему понятия, что такое «хорошо» и что такое «плохо». Когда запреты родителей становятся уже внутренними требованиями к себе – совесть сформирована.
По мере взросления человек вырастает из старых правил. Первый переломный момент – подростковый возраст. Это специфически определенный этап в развитии человека. Внутренний голос подростка будет его всегда как-то оправдывать, будет ему все разрешать. Подростки в этом возрасте могут вытворять бог знает что, но при этом чувствовать себя всегда правыми.
Позже у человека формируется внутренняя философия и жизненная позиция. Развиваясь духовно, он перерастает родительские нормы, чтобы сформировать свои собственные. Совесть становится невидимым инструментом самоконтроля. Но так ли она абстрактна и эфемерна, как кажется?
Можно ли увидеть совесть?
В институте мозга человека города Санкт-Петербурга впервые в мире «увидели» совесть. Ее механизм основан на так называемом детекторе ошибок. Мозг постоянно отслеживает: все ли действия человека соответствуют привычной схеме и сигнализирует, если мы что-то делаем неправильно. Например, если вы вдруг оставили включенным дома утюг и, не заметив этого, вышли на улицу, то вами начинает овладевать чувство беспокойства. Вы возвращаетесь и выключаете прибор. Этот механизм мозга сигнализирует вам, что что-то не так, что-то вы делаете неправильно. И это является основанием для того, чтобы внимательно присмотреться к своим действиям. Это и есть механизм самоконтроля.
Ученые задались исследовать, как работает детектор ошибок при намеренном отклонении от нормы. Например, мы это делаем, когда лжем, преследуя корыстные цели. Другими словами, переступаем через свою совесть. Этот механизм мозга сигнализирует вам, что что-то не так, что-то вы делаете неправильно. И ученые задались вопросом, как этот механизм ошибки будет срабатывать в той ситуации, когда эти некорректные действия будут выгодны человеку.
Они создали экспериментальные условия, при которых ложь была бы выгодна. Испытуемого попросили обмануть компьютер (была разработана специальная компьютерная программка для этого эксперимента). Когда это, получается, сделать человек получает вознаграждение. К испытуемому подключили электроэнцефалограф – прибор, который измеряет электрическую активность мозга. Ученые измеряют ее пики при выполнении задания.
В ходе эксперимента выяснилось, что наш мозг воспринимает ложь как отклонение от нормы. Это нужно для того, чтобы человек сам не поверил в свой обман. Такой природный детектор ошибок не удерживает от бессовестных поступков, но он мешает получать от них удовольствие. Мы не можем вмешиваться в работу этого механизма и именно поэтому мы не можем наслаждаться бессовестными поступками.
Внутренняя систем самоконтроля есть у всех, а значит и бессовестных людей не бывает. Но работа такого механизма индивидуальна. Она зависит от воспитания и культуры. Например, для европейцев каннибализм — это недопустимо, но для некоторых африканских племен — считается нормой.
Человек не может контролировать свой детектор ошибок, но он может притуплять его действия. Ученые доказали, что при действии алкоголя реакция организма модифицируется, и некорректное действие перестает восприниматься как нечто неправильное. Когда же человек протрезвеет, то он воспринимает свои действия в момент опьянения тоже как неправильные. Появляется некое ощущение вины перед самим собой.
Итак, совесть формируется вместе с установлением личности человека. Бессовестных людей не бывает. Но что может заставить людей пойти в разрез со своими нравственным принципами и что наоборот заставляет соблюдать нормы приличия?
Социум стимулирует развитие стыда и совести
Зачастую поведение человека зависит от ситуации. Иногда механизм самоконтроля просто не успевает срабатывать. Например, в условиях стихийного бедствия или катастрофы любой добропорядочный человек может стать мародером. Что убивает в человеке совесть? Влияние толпы? Безнаказанность?
По мнению специалистов, голос совести особенно «громко звучит» в одиночестве. Если речь идет о каком-то дискомфорте связанным со страхом, и мы понимаем, что мы что-то не должны были делать, потому что будем наказаны, то это не та ситуация, когда говорит наша совесть. Совесть – очень интимное чувство, которое мы можем ощутить в себе только в ситуации полного одиночества. Никто не знает о моем поступке, но я-то знаю об этом!
Фактор, который способен повлиять на нашу совесть – это мнение окружающих. Люди более склонны к эгоизму, когда они находятся в одиночестве и некому оценить их действия, направленные лишь на благо себя любимого. Когда же человек находится в социуме, то сразу начинают возникать какие-то вопросы по оценкам общества по отношению к нему. То есть, как на тебя посмотрит другой член коллектива при том или ином действии. И все это происходит практически на бессознательном уровне. Человек хочет обязательно посмотреть, как же его оценивает социум.
Отличия совести, стыда и чувства вины
Итак, совесть – это внутренний контролер, который есть у всех. Но особенности воспитания и личностные качества заставляют человека по-разному реагировать на ее призывы. Людей, которые веду себя в одиночестве так же как в обществе – единицы. У каждого имеется своя матрица моральных стандартов. При отклонении от нее человек испытывает угрызения совести или чувство вины. Что это такое и чем оно отличается от стыда?
Разница между стыдом и виной заключается в том, что вина возникает тогда, когда человек раскаялся за содеянное. То есть ему стало неприятно, что он совершил этот поступок. Это внутренне состояние. В этот момент человек обычно опускает голову, уходит внутрь себя и начинает переживать эмоции.
Стыд возникает только при наличии свидетелей. Это чувство страха быть отвергнутым, непринятым обществом. Стыд может появиться, когда мы отличаемся от других.
У детей желание быть, как все развито сильнее, чем у взрослых. Чувство стыда – это социальное чувство. Оно формируется в социуме и когда человек чувствует свою принадлежность к определенной группе, он чувствует себя, таким образом, более защищенным. Но при этом он является и более уязвимым в этот момент. Ведь нужно быть, как все, даже если кое-что приносит ему при этом какой-либо дискомфорт.
Со временем чувство стыда меняется. Взрослые люди стараются избегать действий, за которые им может быть стыдно. Основные характерные для стыда черты – это опущенные глаза, наклон головы, покраснение кожных покровов, изменение интонации голоса. Если человек пытается что-то скрыть, то одним из способов маскировки истинных эмоций является – улыбка.
Итак, стыд – это сугубо социальное понятие. Оно может возникнуть только при свидетелях, когда человек отклоняется от общепринятых норм морали и нравственности. Муки совести, напротив, сугубо интимное чувство. Оно проявляется в одиночестве и съедает человека изнутри. Подавленное чувство вины способно вызвать серьезные расстройства нервной системы, тревожности и фобии. Возможно, нам лучше не иметь представления о совести. Ведь порядочным, совестливым, честным, нравственным быть крайне невыгодно. Потому что это всегда игра против своего удобства и комфорта.
4 thoughts on “Чем являются совесть и стыд для человека?”
В Советском Союзе чувство стыда было развито. Стыдили всех на собраниях, начиная от школ, и заканчивая заводами и фабриками. Однако партийные босы почему-то этого чувства были лишены. Да и сейчас, у кого мошна полна — тому не до стыда. Отсюда вывод — стыд и совесть есть только у простого народа, у которого в карманах пусто и от этого ему очень стыдно 😀
Интересный вывод))) в принципе я полностью согласен — стыд и совесть есть только у простого народа, и то только пока он является простым. Как только кто-то начинает подниматься, богатеть, расти по лестнице власти, тут же стыд и совесть куда-то исчезают, и человек даже не помнит, что буквально некоторое время назад, думал совершенно иначе, о том, какие же это козлы, воры, и взяточники те кто стоят у власти и имеют миллионы на банковских счетах. ))))
Не нужно обобщать, не все мы воры и взяточники, среди нас много порядочных людей, для которых стыд и совесть не пустой звук… Мы честно выполняем свою работу и получаем только утвержденные государством оклады… Конечно же и среди нас руководителей имеются не очень достойные люди, но это касается также и простого народа…не все из них имеют стыд и совесть. Иначе тюрьмы не были бы заполнены до отказа именно выходцами из низов…
Тюрьмы поэтому и заполнены, что всякие уроды пишут дырявые законы и ворье может заплатить, чтобы избежать наказания, а простой человек даже за пустяк может загреметь на нары…Что ни чиновник то — вор. Посмотрите какие у них загородные коттеджи отгроханы — целые замки. А что? Велика ли их официальная зарплата, чтобы за какой то год построить такие домища?
Урок ОРКСЭ. Тема » Совесть и стыд»
Выбранный для просмотра документ Основы светской этики пре.pptx
Описание презентации по отдельным слайдам:
Основы светской этики Тема «Совесть» Подготовила: Учитель начальных классов МБОУ « СОШ № 89 Г. Челябинска» Емельянова Елена Леонидовна
Пусть этот день несёт нам радость общения, Наполнит сердце благородными чувствами.
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило!
Ответим на вопросы 1.Нужна ли человеку совесть? 2. Различаются ли понятия «стыд» и «совесть»? 3. Когда появилось понятие «совесть»?
Компоненты совести Долг Честь Достоинство Справедливость
Словарь Ожегова Совесть – внутреннее сознание добра и зла, «тайник души», в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, способность распознавать качество поступка.
Игра «Честный и нечестный сказочный герой»
Как понять выражения? Муки совести Меня мучает совесть Бессовестный человек Моя совесть молчит Моя совесть чиста Совестливый человек
Домашнее задание. 1) Расспросите родителей о значении совести в их жизни. 2) Найти 5 пословиц и поговорок о совести. 3) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр.48-49
Интернет-ресурсы http://dic.academic.ru http://www.solnyshko.ee http://vkids.km.ru http://www.ug.ru
Выбранный для просмотра документ Тема урока Совесть.docx
Курс «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»
Урок по теме «Совесть»
Подготовила учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 89 г Челябинска» Емельянова Елена Леонидовна
Цель: создать условие для уточнения детских представлений о понятиях « совесть» и «стыд»;
развития умения анализировать собственные поступки и соотносить их с общечеловеческими ценностями;
развития связной речи и обогащения словаря учащегося.
формирование осознанной необходимости нравственного поведения человека, обусловленного принятыми в обществе представлениями о совести;
развитие самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
формирование способности формулировать собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм.
усвоить понятия «совесть», «стыд», «раскаяние», «воля», « чувства»;
объективно оценивать свои и чужие поступки;
понимать значимость толерантного отношения к другим людям;
совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную задачу;
выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации ;
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в различных формах (текстах, иллюстраций);
перерабатывать полученную информацию: делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи.
доносить свою позицию до других учеников;
уметь слушать и слышать;
сотрудничать в совместном решении задачи, выполняя разные роли в группе, в паре.
Стихи О. Воротынского, А. Барто;
Рассказ Н. Артюховой « Совесть заговорила» на партах;
Толковыый словарь С Ожегова;
Конверты сос словами пословиц для каждой команды;
Ход урока
1.Организация деятельности
Пусть этот день несет нам
Радость общения,
Наполнит сердце
Благородными чувствами. ( слайд № 2)
2.Актуализация опорных знаний по теме.
Послушайте притчу.
Нашел человек чужой кошелек. А в нем – столько денег, что ему, жившему на пороге бедности, на всю жизнь бы хватило. Да еще и осталось! Обрадовался человек. Но не деньгам. А тому… что в кошельке визитка хозяина оказалась. С адресом, по которому находку можно было вернуть. Иначе – вся эта сытая и безбедная жизнь была бы сплошной мукой. Да еще б и на вечность хватило! (слайд № 3)
Автор притчи: Монах Варнава (Евгений Санин). Из книги: Маленькие притчи для детей и взрослых.
— Как поступит герой притчи?
-Почему он вернет кошелек хозяину?
-Что помогает человеку отличить добро от зла?
Конечно же, это совесть. Сегодня на уроке мы будем искать ответы на вопросы:
Нужна ли человеку совесть?
Различаются ли понятия стыд и совесть?
Когда появилось понятие совесть? ( слайд № 4)
Искренне переживая последствия плохого поступка, обвиняя себя, раскаиваясь, давая зарок не совершать ничего подобного впредь, человек чаще всего не понимает, не отдает себе отчета, что в этот момент звучит голос его собственной совести, не знает, как назвать происходящее с ним.
Совесть – это голос, звучащий внутри нас. Он говорит, что можно делать и чего нельзя. Это очень важная штука. Если что-то не так сделал, тебя совесть мучает, говорит: пойди и извинись. Тебе стыдно. Совесть и стыд – близкие вещи. Надо уметь слушать совесть.
5. Работа с текстом учебника.
Разобраться чем отличаются понятия «стыд» и «совесть» нам поможет учебник. Откройте, пожалуйста, страницу 48 учебника (читают часть текста самостоятельно)
— Что удивило, может быть, поразило вас при чтении текста?
— Изменилось ли представление о совести в наши дни?
— Приведите примеры проявления чистой совести.
— Какие компоненты имеет совесть? (долг, честь, достоинство, справедливость) (слайд № 5)
— Послушайте стихотворение хорошо вам известной детской поэтессы Агнии Львовны Барто, которое так и называется «Совесть»:
Я кошку выставил за дверь,
Сказал, что не впущу.
Весь день ищу ее теперь,
Везде ее ищу.
Из-за нее
Вторую ночь
Все повторяется,
Точь-в-точь,
Во сне, как наяву:
Я прогоняю кошку прочь,
Я прогоняю кошку прочь,
Потом опять зову. А.Барто
Почему оно так названо? Какое чувство испытывает герой?
6. Комментированное чтение рассказа Нины Артюховой «Совесть заговорила»
Сейчас мы познакомимся с замечательным произведением детской писательницы Нины Михайловны Артюховой – советской писательницы, посвятившей свою жизнь созданию произведений для детей. Читать будем по очереди «цепочкой». Если вам встретится непонятное слово, то воспользуйтесь нашим помощником- «Толковым словарем русского языка».
Вопросы для обсуждения:
Почему Дима перестал списывать у товарищей?
Чем честный человек отличается от обманщика?
Можно ли услышать совесть другого человека?
Как ты понимаешь слова «голос совести»?
Можно ли увидеть совесть?
Как проявляется совесть?
Как можно отличить совестливого человека от бессовестного?
Если бы все люди стали бессовестными, что бы произошло?
Может ли бессовестный человек быть хорошим человеком? А добрым?
Зачем людям нужна совесть?
Есть ли совесть у плохих людей?
Можно ли иметь одну совесть на двоих?
Отличается ли твоя совесть от совести твоего друга?
Что такое раскаяние?
7. Работа в группах (игра)
А сейчас я предлагаю вам игру.
Задание первое. «Честный и нечестный сказочный герой» (слайд № 8)
Кто из перечисленных сказочных героев был честным, а кто – нет:
-Кот Базилио и Лиса Алиса;
-Маша из сказки «Маша и Медведь»;
В переполненный автобус вошла бабушка с палочкой. Сидящий у окна мальчик сделал вид, что уснул. Девочка уступила место бабушке, а потом помогла ей выйти из автобуса. Кого из героев истории можно назвать совестливым человеком?
Задание третье. «Муки совести»( слайд № 9)
Как понять выражения:
-меня мучает совесть;
-моя совесть молчит;
-моя совесть чиста?
Задание четвертое. «Раскаяние»
Как вы понимаете значение слова «раскаяние».
Согласны ли вы с утверждениями:
-у всех людей есть совесть;
-«голос совести» можно услышать только после совершения плохого поступка;
-плохих людей, преступников совесть не мучает;
-бессовестному человеку жить легче?
Нужно собрать пословицы ( у каждой команды лежат на столе конверты со словами пословиц )
Без совести и при большом уме не проживешь. (русская пословица)
Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека (русская пословица)
Вода все отмывает, кроме нечистой совести. (сербская пословица)
Вечно живет в страхе тот, у кого совесть нечиста. (итальянская пословица)
Бессовестный любит того, у кого есть совесть, потому что его легче обмануть.(цыганская пословица)
В ком стыд, в том и совесть. (русская пословица)
— Кто выиграл в наших соревнованиях?
-Правильно, выиграли все мы, потому что узнали много нового о себе и о совести.
-Можете ли вы назвать себя людьми с чистой совестью? Людей с чистой совестью иногда еще называют порядочными людьми.
Преимущества человека с чистой совестью (порядочного человека).
Чистая совесть обеспечивает уважение – даже низкий человек испытывает уважение к человеку порядочному.
Чистая совесть даёт силы – для принятия справедливых решений.
Чистая совесть даёт свободу – от корыстолюбия, злобы и душевной пустоты.
Чистая совесть даёт возможность – видеть и ценить лучшие качества в каждом человеке.
Чистая совесть даёт надежду – на изменение мира к лучшему.
Правила порядочных людей просты и хорошо всем известны:
Не берите чужого без разрешения.
Не желайте никому зла
Не допускайте грубости
Во всём помогайте ближним
Будьте добрым человеком
Каждый из вас сейчас получит памятку с «золотыми» правилами порядочного человека.
Прочтите сами, раздайте друзьям.
-Есть ли в памятке правила, которые вы не знали? Зачитайте.
Не забывайте использовать слова….
Мне было интересно…
9. Домашнее задание. ( слайд № 10)
Дома вы продолжите работу по данной теме.
1)Расспросите родителей о значении совести в их жизни.
2) Найти 5 пословиц и поговорок о совести.
3) Подготовить ответы на вопросы и задания учебника стр.48-49.
Расставаясь, я хочу пожелать:
Выбранный для просмотра документ аннотация к уроку по теме Совесть.docx