Чем отличаются понятия спрос и потребность

Разница между потребностью и спросом

В экономической науке при исследовании различных закономерностей рынка могут анализироваться такие явления, как потребности и спрос. Что они собой представляют?

Что понимается под потребностью?

С точки зрения экономических исследований потребность — это индивидуализированное ощущение необходимости в приобретении человеком какой-либо вещи или пользования какой-либо услугой. Потребность может быть:

В ряде случаев потребность может перерасти в спрос. Изучим его специфику подробнее.

Что понимается под спросом?

С точки зрения экономических исследований спрос — это индивидуализированное или же групповое поведение, которое выражается в устойчивом стремлении, соответственно, отдельных людей или их групп с той или иной периодичностью покупать какие-либо товары или пользоваться некоторыми услугами.

Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть фото Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия спрос и потребность. Картинка про Чем отличаются понятия спрос и потребность. Фото Чем отличаются понятия спрос и потребность

Классификация спросов может быть осуществлена по схеме, похожей на рассмотренную нами выше — по которой потребности делятся на различные категории. Так, спрос может:

Сравнение

Главное отличие потребности от спроса в том, что первое экономическое явление имеет пассивный, непостоянный характер, а второе — активный и сформировавшийся. Человек, имеющий потребность, необязательно пойдет тут же ее удовлетворять в магазине. В свою очередь, у него может сформироваться устойчивый спрос на те или иные товары и услуги — в этом случае он будет стремиться при первой возможности его удовлетворить.

Но стоит отметить, что потребность — в большинстве случаев обязательное условие появления спроса. При ее отсутствии у человека не будет формироваться спрос на товары и услуги.

Потребность практически всегда носит индивидуализированный характер. Покупательские предпочтения одного человека могут значительно отличаться от тех, что характеризуют личности других людей, даже если у них много общего и их правомерно отнести к одной социальной группе. Потребность можно довольно приблизительно отразить в конкретных показателях — например, в единицах товаров или услуг, поскольку в силу различных причин она способна часто меняться.

В свою очередь, спрос может быть, как мы отметили выше, как индивидуализированным, так и групповым. Его можно отразить в конкретных цифрах — соответствующих, например, такому-то количеству вещей или услуг в месяц в привязке к той или иной группе покупателей.

Определив, в чем разница между потребностью и спросом, отразим выводы в небольшой таблице.

Источник

Отличие потребности от спроса

Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть фото Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия спрос и потребность. Картинка про Чем отличаются понятия спрос и потребность. Фото Чем отличаются понятия спрос и потребность

На уроках экономической теории, да и некоторых других экономических дисциплин, студенты сталкиваются с понятиями спроса, предложения и потребности. И если спрос легко отличить от предложения, то среди понятий потребности и спроса может быть путаница.

Чем отличается спрос от потребности?

Чтобы ответить на данный вопрос обратимся к экономической сущности данных понятий. Под понятием потребности понимают индивидуализированное чувство необходимости какого-то объекта, товара, услуги.

Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть фото Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия спрос и потребность. Картинка про Чем отличаются понятия спрос и потребность. Фото Чем отличаются понятия спрос и потребность

Потребности могут быть различными, они возникают постоянно, системно или разово, но их много и они усложняются. Могут иметь объективное начало или субъективное. Потребности могут быть навязанными другими людьми, рекламой, а могут формироваться в силу своих личных убеждений.

Зачастую потребность обусловлена внутренними психологическими факторами, а также культурой и уровнем жизни человека.

Потребность первична, она может трансформироваться в спрос. Без потребности человек не будет удовлетворять спрос, не пойдет покупать товар. А что в свою очередь спрос?

Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть фото Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия спрос и потребность. Картинка про Чем отличаются понятия спрос и потребность. Фото Чем отличаются понятия спрос и потребность

Спрос — это поведение людей или одного индивидуума, выраженное в устойчивом стремлении покупать с определенным интервалом товары или услуги. Из этого определения четкой разницы можно не увидеть, мы разберем ее ниже в таблице.

Спрос тоже может быть классифицирован по различным признакам, даже тем, что и потребность. Спрос может быть объективным и субъективным, навязанным извне или личным, может быть системным или несистемным.

Возникает на основе потребностей

Как правило носит не системный не устойчивый характер

В большинстве своем устойчив и системен

Не всегда удовлетворяется

Как правило удовлетворяется

Может быть и групповым

Трудно измерима, сложно представить в количественных показателях (штуки, количество вещей)

Измеряется в количественных показателях, как правило, это не составляет труда

Источник

Понятие о спросе и величине спроса. Потребности и спрос

Потребности нельзя отождествлять со спросом, но необходимо учитывать, что эти две категории связаны между собой. Не существует спроса без потребностей. Наличие потребностей и потребительского спроса предполагает создание таких товаров, которые способны их удовлетворить. Потребности управляют спросом. Однако спрос не равен потреблению. Спрос как экономическая категория отражает потребности людей, но не все, а лишь в той их части, которая может быть оплачена потребителями.

Очень наглядно это определение спроса иллюстрирует современная ситуация в России. Производство продукции во многих отраслях народного хозяйства страны сокращается не потому, что нет потребности в соответствующих товарах, а потому, что на них нет спроса: потребители не могут оплачивать необходимую им продукцию. Другими словами, спрос определяет количество продукта, которое потребители готовы и в состоянии купить по некоторой цене в течение определенного периода времени. Максимальная цена, по которой покупатель согласен купить определенное количество данного товара, называется ценой спроса.

Спрос всегда конкретен, поскольку ориентирован на покупку определенного товара или услуги. В микроэкономическом плане спрос рассматривается по отношению к рынку какого-то конкретного товара на уровне одного лица или группы лиц. С макроэкономической точки зрения спрос охватывает определенную группу товаров в масштабе общества. Поэтому различают индивидуальный и совокупный спрос.

Объем спроса, объединяющего всех потребителей товаров, зависит от многих факторов: от объема спроса на товар; от цены за единицу товара; от цен на другие товары; от денежного дохода потребителей; от вкусов и предпочтений потребителей, а также моды; от ожидания цен; от количества покупателей; от государственных расходов и величины налогов; от степени влияния производителя на рынок.

Спрос обладает объемом или величиной. Под объемом спроса понимают количество товаров или услуг, которое покупатели хотели бы приобрести за определенный период времени. Если население готово заплатить за поставленные товары больше денег чем раньше, то говорят об изменении уровня спроса.

Перечисленные выше факторы воздействуют на величину спроса, как в сторону повышения, так и понижения.

Основное свойство спроса заключается в следующем: при неизменности всех прочих факторов снижение цены на товар ведет к соответствующему возрастанию величины спроса на данный товар. И наоборот, при прочих равных условиях повышение цены приводит к соответствующему уменьшению величины спроса. Данную закономерность можно выразить в виде закона спроса: чем больше количество товара, который необходимо продать, тем ниже должна быть назначаемая на него цена, или, другими словами, величина спроса возрастает при снижении цены и уменьшается при повышении цены товара. В основе этого закона лежат следующие обстоятельства:

В реальной жизни действительности на объем спроса оказывают воздействие неценовые факторы. К ним можно отнести следующие:

В результате кривая спроса перемещается влево или вправо:

Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть фото Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия спрос и потребность. Картинка про Чем отличаются понятия спрос и потребность. Фото Чем отличаются понятия спрос и потребность

Кроме этих факторов состояние спроса в той или иной стране определяется уровнем экономического, социального, культурного и политического развития общества, структурой производимого валового национального продукта, размерами национального дохода и характером его распределением, уровнем жизни населения, политикой государства в конкретный период времени.

Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Это позволяет дать определение закону спроса: между уровнем цены и величиной спроса на него существует обратная зависимость. Иначе говоря, чем ниже цены – тем больше величина спроса, а чем выше цена – тем меньше величина спроса.

Обратная зависимость динамики спроса от уровня цен определяется тремя причинами:

Доходы населения. Как правило, при росте дохода увеличивается спрос на более дорогие, качественные товары. Товары, спрос на которые изменяется в прямой связи с изменением дохода, называются товарами высшей категории или нормальными товарами. Вместе с тем существуют товары, потребление которых с ростом дохода уменьшается. Эти товары называют товарами низшей категории. К ним можно отнести хлеб, картофель, низкокачественную одежду. Спрос на такие товары изменяется в противоположном направлении при изменении дохода: при росте дохода происходит снижение потребления, а при уменьшении дохода – увеличение потребления.

Спрос и цены на сопряженные ( взаимозаменяемые и взаимодополняемые) товары. Взаимозаменяемыми называют такие товары, которые могут быть использованы для одних и тех же целей. Они удовлетворяют одну потребность ( сок и фруктовый напиток, чай и кофе, масло растительное и животное). Когда цена на один товар повышается, то спрос на него снижается, одновременно повышается спрос на другой товар – заменитель первого.
Взаимодополняемые товары дополняют друг друга или сопутствуют друг другу в процессе потребления или использования. В этом случае изменение спроса на один товар вызывает такое же изменение спроса на другой. Так, если увеличивается спрос на велосипеды, то растет спрос и на спортивную одежду.

Размер рынка (размер предложения). Как правило, чем в большем объеме предлагается товар, тем меньше его цена (сказывается конкуренция) и, следовательно, тем больше спрос на него.

Число покупателей. Здесь прямая зависимость: чем больше на рынке потребителей, тем выше спрос, и, наоборот, уменьшение числа потребителей означает сокращение спроса.

Вкусы, предпочтения покупателей, национальные особенности. Учитывая национальные особенности, надо исходить из того, что спрос не измениться или измениться незначительно, если вырастет цена на товар, являющийся предметом повседневного спроса у людей, живущих на данной территории. Например, таким товаром для японцев и китайцев является рис, для русских – картофель. В то же время вкусы и предпочтения людей меняются так же, как меняются потребности с развитием производства и общества. Так с появлением колготок постоянно снижался спрос на чулки. Такому изменению способствует и реклама. Она влияет на изменение потребительских вкусов и предпочтений.

Ожидания. Потребительские ожидания связаны с изменением цен на товары и услуги или с изменением доходов. Ожидания высоких цен в будущем заставляет покупателя больше покупать товара сегодня. То же можно сказать относительно будущих доходов: если ожидается их рост, то люди не экономят, а больше тратят на текущие потребности, увеличивая спрос, и наоборот.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что на спрос в первую очередь влияют цена и доход. Почему же снижение цены товара увеличивает спрос на него? Самое очевидное заключается в том, что удешевление делает товар доступным для тех категорий покупателей, которым он раньше был «не по карману». Кроме того часть покупателей приобретала данный товар в меньшем размере, чем испытывала в нем потребность. Приведенные два объяснения справедливы, но выходят за рамки «закона спроса», поскольку раскрывают связь динамики цены то с числом покупателей, то с величиной потребности. Поэтому экономисты предложили объяснение в виде трех «эффектов», возникающих при снижении цены на товар.

Эффект роста выгоды. Любая покупка имеет объективным пределом равенство расходов на приобретение товара и полезности от него. Снижение цены уменьшает расходы при прежней полезности товара, то есть изменяет соотношение расходов на товар и полезности от него к большей выгоде покупателя. Поэтому, сохраняя прежние объемы расходов, покупатель получает больше выгоды, чем раньше.

Эффект дохода. Сниженная цена позволяет на прежнюю сумму расходов на данный товар приобрести его в большем размере. Это равнозначно увеличению денежного дохода покупателя, но только по отношению к данному товару, только при покупке данного товара. Чем больше покупатель покупает подешевевшего товара, тем больше он самостоятельными действиями реализует открывшуюся возможность увеличения своего дохода.

Эффект замещения. Подешевевший товар относительно удорожает другие товары, хотя их собственные цены могут и не измениться. Поэтому, замещая другие товары подешевевшим, покупатель обеспечивает себе дополнительный эффект дохода.

Закон спроса – величайший закон рыночной экономики, ибо он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены.

Но в действительности встречаются факты, противоречащие закону спроса. Объясним первую ситуацию, когда повышение цены сопровождается ростом спроса. Дело в том, что повышение цены показывает наметившуюся тенденцию изменения цены на данный товар в обозримый период. Между тем сознание потребителей уже продлило эту тенденцию ожиданием еще большего роста цены. И покупателю нетрудно сообразить, что большие затраты сегодня, даже по возросшей цене, обернутся очевидной выгодой завтра – экономией на непокупке по еще большей цене. Рост величины закупок при росте цены на данный товар отражает ожидание покупателем еще большего роста цены. Понятно, что здесь покупатель рискует, ибо его ожидания могут и не оправдаться, но продавцу выгодно поддерживать эти опасения путем распространения слухов, намеков. Вторая ситуация. Рост цены «пошел вниз», и глупо покупать сегодня то, что завтра может быть будет стоить еще дешевле. И третья ситуация – это устойчивый, «нереагирующий» спрос на традиционно дорогие товары. Эти товары именно потому и покупаются, что они устойчиво дорогие, и выгода, которую получает покупатель, состоит в надежде на беспроигрышное помещение денежных сбережений (покупка золота, драгоценностей, земли, домов, изделий прикладного искусства).

Спрос можно рассматривать с двух сторон, как индивидуальный и рыночный (совокупный). Индивидуальные различия спроса могут быть весьма значительными. Связь рыночного спроса с совокупностью индивидуальных различий определяется следующей закономерностью: объем рыночного спроса при каждом значении цены равен сумме объемов спроса отдельных потребителей при данном значении цены.

Предположим, что на рынке какого-либо товара есть три потребителя: А, В, С. исходные данные для соответствующих кривых спроса этих потребителей приведены в таблице.

Источник

1.5. Потребности, спрос и качество

1.5. Потребности, спрос и качество

Если вы выяснили характер реальной потребности, определили ее объем, выявили закон распределения во времени, пространстве и по группам потребителей, то не думайте, что все задачи решены и можно приступать к созданию и производству продукции нужного качества. Есть еще одно важное явление, характеризующее рынок, рыночные отношения. Оно определяет коммерческий успех производителя, и его необходимо знать. Это явление называется спросом, которому противостоит предложение. Причем оба явления имеют как количественную, так и качественную составляющие. Наибольший экономический, коммерческий результат достигается при совпадении количественной и качественной характеристик.

Спрос — это форма выражения реальной потребности, представленной на рынке, обеспеченная соответствующей суммой денежных средств покупателей, которые, имея эту потребность, могут стать потребителями, совершив акт купли-продажи.

Иногда спрос называют платежеспособной потребностью. С помощью этого определения стремятся выразить экономические преобразования реальной потребности в ее рыночную сущность, в рыночную форму.

Платежеспособность — это одна сторона, характеризующая спрос, другая — связана c качеством. Спрос предъявляется не на товары вообще, а на изделия, которые способны по своим свойствам удовлетворить вполне определенные потребности. В тех случаях, когда свойства предлагаемой покупателю продукции не соответствуют имеющимся у него потребностям, задача соответствия спроса и предложения становится нерешаемой, и даже не может быть предметом рассмотрения.

Исследуя сущность платежеспособного спроса, следует помнить, что его определяет не только наличие суммы средств для приобретения товаров, но также и отражение требований потребителя к продукции и ее качеству. Качество продукции относится к числу факторов, в решающей степени обеспечивающих соответствие между спросом и предложением.

Между потребностями, производством, предложением, спросом и потреблением объективно существуют взаимосвязи. Опосредует такие взаимосвязи именно качество продукции, и этим определяется его уникальная экономическая и социальная значимость для бытия человека, воспроизводства товаров и их участия в экономическом обороте. Фактически это звенья одной цепи, но масштабы теперешней экономической деятельности сделали их специализированными сферами, со своими правилами, функциями и инфраструктурами. Весь этот огромный механизм должен работать четко, слаженно, эффективно. Именно эта потребность (оказывается, есть и такие потребности!) вызвала к жизни необходимость управления качеством. По этой причине при управлении качеством продукции спрос рассматривается в единстве двух его сторон — платежеспособности и качественной определенности.

Спрос обладает глубокой дифференциацией, спецификой и плохо предсказуемой подвижностью, а условия и обстоятельства, его определяющие, находятся, в свою очередь, под влиянием множества объективных и субъективных факторов рынка. Тем не менее, c позиций управления качеством дело обстоит не так уж безнадежно. Товарное обращение, а следовательно, и рынок, всегда существуют лишь при парном экономическом отношении: «продавец — покупатель». Через эти отношения осуществляется взаимосвязь, взаимодействие между производством и потреблением.

На рынке невозможно представить себе ситуацию, при которой товар определенного качества для удовлетворения реальной потребности перейдет от производителя к потребителю, если последний не располагает некоторой суммой денег, равной цене этого товара. По этой причине при управлении качеством на этапе маркетинговых исследований после того, как всесторонне выяснена реальная потребность в изделии, производитель должен понять, может ли потребность превратиться в спрос. Корпоративность, биржевая торговля значительно облегчают дело.

Здесь возникают вопросы, ответы на которые ищутся при управлении качеством: как распределяется спрос во времени, в пространстве, когда он начнется, по какому закону будет нарастать, когда достигнет максимума, как будет угасать и когда прекратится. Отвечая на эти вопросы, вы сталкиваетесь c проблемой доходов потребителя и шкалой его предпочтений. Можно серьезно ошибиться, если не иметь в виду, что на спрос влияют: цена товара, денежные доходы потребителя, структура предпочтительного потребления.

В соотношении спроса и предложения как по отдельным товарам и их группам, так и по товарной массе в целом проявляется конъюнктура рынка. Конъюнктура может складываться положительно для товаропроизводителя — это в случае превышения спроса над предложением или их совпадения. Но может быть и неблагоприятной, когда предложение превышает спрос. Как действовать в каждом из этих случаев, широко известно.

Но бывают ситуации, в которых опасность скрывается за благополучным состоянием дел. Такие ситуации возникают при рыночном равновесии, когда спрос равен предложение равны друг другу, сбалансированы. Благополучие равновесия таит в себе субъективные предпосылки к благодушию и пассивности товаропроизводителя. В такой ситуации очень легко не заметить усилий конкурента, опоздать c обновлением продукции, c подготовкой производства новой более качественной продукции. В итоге — коммерческий проигрыш и потеря рынков.

Конъюнктура на рынке непостоянна. Она зависит от масштаба производства и качества продукции, размеров запасов, уровня и динамики цен, денежных доходов потребителей и динамики их потребностей, организации торговли, сервиса и рекламы. При анализе конъюнктуры, потребностей, спроса и предложения необходимо иметь в виду также противодействие конкурентов, свои издержки производства при разных объемах выпуска, уровень рентабельности и ожидаемый коммерческий успех.

В условиях, как говорят, цивилизованных рыночных отношений борьба против монополизма производителей представляет собой форму реализации одной из функций управления качеством со стороны государства.

Выше мы предупреждали читателя об опасности упрощений при изучении спроса. Именно от точности результатов изучения зависят стратегия качества и экономическое благополучие товаропроизводителя. В этой связи хотелось бы посвятить читателя еще в одну тонкость, связанную c разновидностями спроса. При управлении качеством следует знать, что спрос имеет, по крайней мере, шесть разновидностей.

Скрытый спрос. Его выявление играет решающую роль в управлении качеством, так как позволяет своевременно подготовить и развернуть производство нужной продукции[5]. Трудность выявления скрытого спроса состоит в том, что потребитель, как правило, еще нечетко представляет, чего же он хочет. Порой ему требуется помощь со стороны товаропроизводителя, чтобы он осознал свою потребность, ее характер и способы удовлетворения.

Полноценный спрос. Его проявлением служит удовлетворенность производителя объемами продаж продукции и получаемыми доходами. Задача состоит в том, чтобы всемерно способствовать сохранению уровня такого спроса. Наиболее успешно это достигается путем поддержания высокой репутации фирмы, качеством продукции и ее четким послепродажным обслуживанием. При такой политике производитель достигает не только хороших текущих результатов, но и работает на свой авторитет, закладывает в сознание потребителей уважение к фирме, выпускающей продукцию, что в будущем обязательно положительно отразится на спросе других изделий данного изготовителя.

Нерегулярный спрос. Этот вид спроса характеризуется неустойчивой динамикой. Как правило, нерегулярный спрос связан c изменениями потребностей в зависимости от сезона, дня недели и даже времени суток. Такие колебания зависят не столько от качества, сколько от образа жизни, характера труда и отдыха потребителей.

Чрезмерный спрос. Это явление часто рассматривается в рамках маркетинговых исследований. Там оно изучается в тех случаях, когда уровень спроса выше возможностей производителя. На западном рынке в этих случаях принимаются меры искусственного снижения спроса путем монополизации высоких цен, свертывания сервиса, ослабления усилий по рекламе и использования других подобных мер. Таким действиям даже придумано специальное название — демаристинг.

В наших условиях чрезмерный спрос — хорошо знакомое явление, и называется оно дефицит. Явление дефицита в своей основе имеет хроническое отставание производственных мощностей по изготовлению нужного товара от быстро растущих и изменяющихся потребностей. Дефицит возникает из-за неумелого планирования, пассивности в хозяйственном маневрировании, отсутствия экономического давления рынка на производителя.

В настоящее время, когда меняются условия хозяйствования, когда рыночные отношения все больше и больше начинают влиять на производство, предприимчивые хозяйственники начинают использовать дефицит — чрезмерный спрос — в интересах развития своих производств и захвата зон отечественного рынка.

Падающий спрос. После полноценного спроса рано или поздно наступает снижение объема потребности или смена одной потребности другой и, как следствие, начинает, падать спрос. Это лишь одна из причин, можно сказать, естественная причина падения спроса. Другая причина связана c возможными изменениями денежных доходов потребителей, обострением инфляционной ситуации. Желательно предвидеть момент, c которого начинается падение спроса, и заблаговременно принять меры. Но если спрос стал падать неожиданно для производителя, то в экономических интересах необходимо безотлагательно принимать меры по улучшению качества, обновлению ассортимента, стимулированию спроса или свертыванию производства.

Нерациональный спрос. Такой вид спроса связан c той продукцией, которая хотя и пользуется спросом, удовлетворяет некоторые личные или производственные потребности, но при этом наносит ущерб здоровью человека или окружающей среде. Проблему c нерациональным спросом иногда стремятся или не замечать, или преуменьшать ее значение. Ни c одной из этих позиций соглашаться нельзя по вполне понятным гуманным соображениям.

Однако одно дело не соглашаться, а другое — найти и предложить эффективные технические, организационные или экономические способы исключения такого вида спроса, а иногда и перевода нерационального спроса в рациональный.

Теперь попытаемся дать несколько обобщающих характеристик спроса.

Спрос непосредственно организует и регулирует прямые и обратные взаимосвязи:

— между качеством продукции, товара, услуги и характером потребности;

— между объемом производства и тем объемом потребности, который будет реально удовлетворен продукцией, товаром, услугой необходимого качества;

— между издержками производства продукции, товара, услуги, их качеством и рыночной ценой;

— между реальными расходами и реальными доходами товаропроизводителей;

— между качеством, массой потребительной стоимости и денежным обращением.

Вот сколь разнообразны функции и задачи явления, которое называется спросом.

Само собой разумеется, что в условиях товарного производства и рыночных отношений опосредованно через спрос реализуются многие действия по управлению качеством.

Теперь, приближаясь к окончанию изложения рассматриваемых вопросов, нетрудно себе представить, что неудовлетворенные потребности возникают не только в случаях, когда производство не предлагает товары нужного качества в нужном количестве, но и тогда, когда носитель потребности, потенциальный потребитель, неплатежеспособен, когда потребность и платежеспособный спрос не совпадают.

Обратимся к одному высказыванию К. Маркса. Он писал: «Пределы, в которых представленная на рынке потребность в товарах — спрос — количественно отклоняется от действительной общественной потребности, конечно, очень различны для различных товаров; я имею в виду разницу между количеством товаров, на которые фактически предъявлен спрос, и тем количеством их, на которые был бы предъявлен спрос при иных денежных ценах товаров или при иных денежных, соответственно жизненных, условиях покупателя»[6].

Отношения между производством и потреблением лучше, правильнее понимаются и оцениваются, если при их анализе используется не просто понятие потребности или ее характер и объем, а степень удовлетворения потребности. Под степенью удовлетворения понимается доля удовлетворенной потребности в общем ее объеме. Математически это выглядит так (1):

Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть фото Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия спрос и потребность. Картинка про Чем отличаются понятия спрос и потребность. Фото Чем отличаются понятия спрос и потребность

где Пуд — объем удовлетворенной потребности;

Поб — общий объем потребности.

Показатель степени удовлетворения потребности (1) используется для оценки динамики емкости потенциального рынка, сбалансированности производства и потребления c учетом качества продукции.

Чем выше степень удовлетворения потребностей, тем устойчивее производство, денежное обращение и ниже уровень негативных последствий от неудовлетворенной части потребностей. При этом снижается давление потребностей на производство.

Чем меньше степень удовлетворения потребностей, тем больше нарушается баланс производства и потребления (рис. 1.3). При этом число и масштабы негативных последствий увеличиваются. Значительные объемы неудовлетворенных потребностей, как говорилось выше, способны порождать кризисные явления как экономического, так и социального характера.

Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть фото Чем отличаются понятия спрос и потребность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия спрос и потребность. Картинка про Чем отличаются понятия спрос и потребность. Фото Чем отличаются понятия спрос и потребность

Рис. 1.3. Дисбаланс между производством и потреблением («отрицательный» дисбаланс)

Идеальное соотношение между потреблением и производством имеет место при стопроцентном удовлетворении потребности. Тогда экономика достигает своего оптимального состояния c высокой эффективностью. При этом исчезает противоречие между производством и потреблением, но возникает опасность застойных явлений и иллюзии благополучия.

Таким образом, при всем внешнем благополучии уравновешенно сти, удовлетворенности потребностей возникают опасности другого свойства, другого характера. Новые опасности порождаются как раз устранением противоречия, сбалансированностью, равновесием.

С удовлетворенностью исчезают стимулы к развитию производства, улучшению качества. Наступает производственная апатия. Такую ситуацию можно назвать парадоксом. Преодолеть его помогает закон возвышения потребностей. В результате действий этого закона, как уже говорилось, рождаются новые потребности более высокого уровня, оживают стимулы, возникает необходимость опять создавать и производить продукцию еще более высокого качества. Начинается этап нового подъема производства и потребления на основе новых потребностей и нового качества. И так постоянно осуществляется цикл расширенного воспроизводства на основе роста качества продукции.

Читайте также

3. Спрос на мегапроекты

3. Спрос на мегапроекты Прогнозирование спроса является основой для социально-экономической и экологической оценки крупных инфраструктурных проектов. Более того, оценка финансовой жизнеспособности проектов напрямую зависит от точности таких прогнозов. Исходя из

2. Спрос на деньги[353]

2. Спрос на деньги[353] При золотом стандарте государство не влияет прямо на формирование ценности денежной единицы. Производство золота свободно, и на него влияет исключительно возможность получения прибыли. Все то золото, которое не потребляется в качестве товара,

Спрос

Спрос Рынок пока не насыщен, спрос превышает предложение и будет расти еще долго. Вот почему:• емкость рынка услуг эвакуации неисправных автомобилей и перевозок на малотоннажных эвакуаторах растет теми же темпами, что и покупательная способность населения и парк

Спрос определяет все

Спрос определяет все Почему уровень безработицы так высок, а объем экономики так низок? Потому что мы — под местоимением «мы» я подразумеваю потребителей, бизнес и правительство — недостаточно тратим. После того как лопнули два мыльных пузыря на рынках недвижимости в

7.4. Рыночный спрос и его эластичность

7.4. Рыночный спрос и его эластичность До сих пор мы говорили об индивидуальном спросе, принимая без обсуждения аксиому независимости потребителя, смысл которой сводится к тому, что удовлетворение отдельного потребителя не зависит от объема и структуры потребления

10.2.1. Рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции

10.2.1. Рыночный спрос и спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренции В условиях совершенной конкуренции фирма настолько мала по сравнению с рынком как целостной системой, что принимаемые ею решения практически не влияют на рыночную цену. Сложившееся при

Коллективный спрос

Коллективный спрос Закон «О суде народа» должен быть построен таким образом, чтобы не превратить суд народа в демократическую декорацию наподобие всеобщих выборов. Участие всех избирателей в процедуре суда и вынесение вердикта на основании личного убеждения

2.3. Социальные потребности (потребности принадлежности и причастности)

Спрос и предложение

Спрос и предложение Со времен Сэя и Рикардо экономисты-классики учили: предложение само порождает спрос; при этом они подразумевали весьма важное, хотя и не слишком четко определенное положение, что вся стоимость продукции должна быть израсходована прямо или косвенно на

Рыночный спрос

Рыночный спрос После анализа интересов и навыков нужно оценить реальный спрос на рынке труда. К сожалению, некоторые люди сначала действуют, а потом изучают рыночный спрос. Хороший пример – история Джоуи Терриена, нью-йоркского преподавателя театрального

Потребности

Потребности Поджигателя часто считают самовлюбленным, эгоцентричным смутьяном. Он всегда держится так, точно знает все лучше всех. Он беспрестанно дает советы, но терпеть не может прислушиваться к рекомендациям других. На самом деле он ведет себя так, поскольку остро

ПОТРЕБНОСТИ

ПОТРЕБНОСТИ Необходим систематический подход к развитию руководителей, поскольку все более жесткие требования, предъявляемые к линейным менеджерам, говорят о том, что от них сейчас требуется гораздо более широкий спектр навыков, чем когда-либо раньше. Тэмкин с

2.5. Предполагаемое качество и качество проекта

2.5. Предполагаемое качество и качество проекта «Цветы опадают, а плоды еще только завязываются. Было бы несправедливо требовать от завязи качеств спелого плода: можно только предугадать эти будущие качества,» — так сказал наш мудрый соотечественник Вл. Соловьев. Какая

Спрос

Спрос Спрос на тему можно оценить по количеству запросов в поисковой системе «Яндекс». Сначала наберите название вашего направления в поисковой строке и посмотрите, много ли ответов появится. Затем с помощью сервиса http://wordstat.yandex.ru определите количество поисковых

Спрос – это важно

Спрос – это важно Чтобы продажи в том или ином бизнесе были эффективными, прежде всего нужно определиться со спецификой отрасли, в которой вы собираетесь работать. В одном бизнесе продажи долгие, в другом – короткие, спрос на одни товары оказывается импульсивным, на

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *