Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность

Понятия безнадзорности и беспризорности. Причины возникновения

Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Картинка про Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Картинка про Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Картинка про Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Картинка про Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность

Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Картинка про Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность

Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Картинка про Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность

Безнадзорный ребенок, в отличие от беспризорного, как правило, живет под одной крышей с родителями, сохраняет связи с семьей, у него еще есть эмоциональная привязанность к кому-либо из членов семьи, но связи эти хрупки и находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные самим себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному времяпрепровождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка.

К безнадзорным относятся дети и подростки:

— потерявшие семейные и родственные связи;

— брошенные родителями или самовольно ушедшие из семей, не обесцечивших ребенку минимально необходимых условий для жизнедеятельности и полноценного развития, допускавших жестокое обращение с ними;

— убежавшие из интернатных учреждений;

— выпускники интернатных учреждений, оказавшиеся без работы и средств к существованию;

— занимающиеся бродяжничеством, попрошайничеством;

— совершающие мелкое воровство;

— получившие отсрочку отбывания наказания;

— являющиеся жертвами сексуальных преступлений;

К отличительным признакам беспризорности относятся:

— полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

— обитание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

— добывание средств для обеспечения жизни способами, не признаваемыми обществом социально позитивными;

— подчинение кастовым криминальным законам, предписанным беспризорникам «авторитетами».

Отсутствие собственного жилья обычно превращает беспризорников в бродяг, кочующих с места на место. Совокупность всех вышеперечисленных признаков отличает беспризорного ребенка от других детей.

Беспризорность часто связывают с противоправным поведением. Беспризорные дети не имеют родительского или государственного попечения, постоянного места жительства, соответствующих возрасту позитивных занятий, необходимого ухода, систематического обучения и развивающего воспитания. Среди бродяжничающих, беспризорных подростков, в зависимости от срока их пребывания в уличной среде, выделяют три уровня.

Ко второму уровню относят подростков, которые пробыли на улице более месяца (иногда до года). Как правило, они подверглись дополнительному риску жестокого обращения и насилия уже после побега из дома или детского учреждения. Такие подростки уже приобрели опыт употребления алкоголя, токсических средств, нередко и сексуальных связей. Спектр асоциального поведения их значительно расширен по сравнению с детьми первого уровня. Попрошайничеству они предпочитают воровство.

Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Картинка про Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность

К третьему уровню относят подростков, покинувших дом более года назад. Такие подростки уже приобрели криминальный опыт, их нередко вовлекают в свою деятельность разного рода преступники. Переход подростка в эту группу увеличивает риск его социально-психологической деформации и уменьшает его шансы попасть в социально-реабилитационное учреждение. В сегодняшних условиях эта группа имеет тенденцию к увеличению.

Беспризорные и безнадзорные дети имеют сложный социальный, медицинский и психолого-педагогический статус. Условия, в которых живут эти дети и подростки, тормозят их социальное, физическое, умственное развитие. Проживание вне семьи или интернатных учреждений, в подвальных и чердачных помещениях, в антисанитарных условиях, без медицинской помощи и регулярного питания подрывает состояние здоровья детей, ведет к их социальной дезадаптации, разрушает познавательную деятельность, без которой невозможна их дальнейшая социализация.

В социальные приюты дети поступают в состоянии истощения, отягощенного рядом серьезных заболеваний. Так, нарушение психики отмечено у 70% беспризорных детей, почти 15% имели опыт употребления наркотиков и психотропных веществ, они наиболее уязвимы с точки зрения заболевания ВИЧ-инфекцией. Социальное и психическое развитие беспризорных детей деформировано. Для них характерна низкая степень социальной нормативности, искаженность ценностных ориентации, мотивов поведения, низкий уровень знаний. Большинство начинают учиться читать, только попав в социально-реабилитационные учреждения.

Медицинское обследование беспризорных и безнадзорных детей показывает, что все они имеют соматические заболевания, которые у большинства носят хронический характер. Дети по нескольку лет не бывают на приеме у врача, а поскольку зачастую они не посещают детские дошкольные учреждения и школы, то полностью лишены какого-либо медицинского наблюдения. Здесь могут быть отклонения как в физическом, так и в психическом развитии. Нередко выявляется задержка умственного развития, искажение развития личности (от эмоциональной сферы до жизненной перспективы), нарушение половой идентификации. В этом источник склонности к наркотизации и формирования криминогенного поведения.

Длительное неудовлетворение основных психических потребностей ребенка в семье, школе, социальном окружении негативно влияет на его психологический статус. Большинство беспризорных и безнадзорных детей имеют эмоциональные расстройства различной степени выраженности, для них характерны невротические реакции, неврозоподобные состояния. Отмечается наличие страхов, тревожность, нарушение сна, замкнутость, агрессивность, низкая самооценка, нарушение доверия к окружающим людям.

У беспризорных детей пониженное самоуважение, их действия часто бывают неадекватны ситуации, что происходит из-за разочарования в семье и школе, они часто импульсивны, страдают из-за недостатка доверия, у них нередко возникают проблемы при выборе трудовой деятельности. Многие дети не имеют навыков счета, письма, чтения, объем знаний и общий кругозор их чрезвычайно скудны. В силу неблагоприятных жизненных обстоятельств эти дети не приучились к учебной деятельности и умственной работе. На первый план выходят выживание, поиск куска хлеба, страх перед насилием; стремление его избежать. Они привыкли к различным асоциальным формам жизнедеятельности: жизнь в подвалах, на чердаках и помойках, попрошайничество, воровство, бродяжничество.

Специалисты выделяют три основные группы причин возникновения безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних:

К социально-экономическим относят факторы, длительно нарушающие трудовой уклад жизни и деформирующие быт людей. Это экономический кризис, безработица, голод, эпидемии, интенсивные миграционные процессы в связи с военными конфликтами или природными катаклизмами.

Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом числа безнадзорных и беспризорных детей. Современная социальная и политическая ситуация в нашей стране характеризуется высокой нестабильностью, низкими доходами большинства семей, спадом производства, ухудшением качества питания.

Политическая ситуация во многих регионах напряжена. К концу перестройки по мере ухудшения экономического положения страны, обострения национальных конфликтов и нарастания продовольственного кризиса число детей, оставшихся без присмотра родителей, стало расти. Среди них все больше и больше хронически больных, вследствие врожденной патологии, из-за которой родителям предлагают оставить ребенка в детском учреждении, или плохого ухода за детьми в неблагополучных семьях, где родители пьют, ведут аморальный образ жизни и т. д.

Причиной увеличения числа безнадзорных детей является рост числа родителей, потерявших свои рабочие места вследствие свертывания производства, отсутствия программ создания новых рабочих мест, должного финансирования социальных программ и контроля со стороны правоохранительных органов за соблюдением законодательства в области охраны интересов детей. Определенное влияние на развитие безнадзорности оказывает также свертывание инфраструктуры, обслуживающей отдых детей, их досуговую деятельность, коммерциализация сферы образования и культуры и др.

Причины возрастающей безнадзорности детей и подростков коренятся, главным образом, в условиях жизни многих российских семей. Тяжелое материальное положение большинства населения, рост алкоголизма и наркомании, маргинализация общества создают серьезные перегрузки для семьи. Растет число неблагополучных семей, из которых дети вытесняются на улицу, становятся бомжами, попрошайками.

Каждый четвертый подросток, доставленный в органы внутренних дел за безнадзорность, занимался попрошайничеством. Ежедневно в Российской Федерации регистрируется более полутора тысяч разводов, в результате без одного родителя остаются около 1300 детей. Рождаясь в неблагополучной семье, ребенок изначально не получает удовлетворения основных жизненных потребностей: в любви, заботе, внимании и участии со стороны окружающих.

Именно семейное неблагополучие является предпосылкой разных деформаций процесса социализации личности ребенка, что проявляется, в конечном счете, в безнадзорности либо беспризорности несовершеннолетних.

Можно выделить следующие факторы семейного неблагополучия, ведущие к безнадзорности детей:

1) социально-экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия);

2) медико-санитарные факторы (хронические заболевания родителей и отягощенная наследственность, антисанитария и пренебрежение санитарно-гигиеническими нормами);

3) социально-демографические факторы (неполные и многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками и сводными детьми);

4) социально-психологические факторы (семьи с конфликтными отношениями супругов, родителей и детей, педагогической несостоятельностью родителей и их низким общеобразовательным, культурным уровнем, деформированными ценностными ориентациями);

5) криминальные факторы (алкоголизм, наркомания, аморальный и паразитический образ жизни родителей, семейные дебоши, проявления жестокости и садизма, наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира).

Наличие того или иного фактора не означает обязательного возникновения безнадзорности, но оно указывает на большую степень вероятности ее появления. Так, довольно стабильной среди семей безнадзорных детей является доля семей с низким прожиточным уровнем, алкоголизмом, наркоманией, аморальным образом жизни родителей и эмоциональной отчужденностью между детьми и родителями, семейной жестокостью.

Социальные факторы и медико-психологические особенности развития личности ребенка из неблагополучной семьи создают для него определенные сложности и в процессе обучения в школе. Такие дети плохо усваивают материал, пропускают занятия, конфликтуют с учителями и одноклассниками. Позиция школы стала дополнительным фактором риска.

При формальном соблюдении требований не отчислять ребенка из школы педагогические коллективы дистанцировались от подростков с трудными судьбами. Таким образом, школа также может выступать институтом, отторгающим проблемного ребенка, способствующим его безнадзорности. За последние годы резко увеличилось количество подростков в возрасте 14-15 лет, покинувших по разным причинам учреждения общего и профессионального образования и не начавших трудиться.

Отрицательную роль сыграло также ослабление работы с детьми по месту жительства (клубы, кружки, комнаты школьника и т. д.). На смену этой системе не создана новая, что фактически обезоруживает общество перед детской безнадзорностью. Бедность в условиях коммерциализации культурной, образовательной, спортивно-оздоровительной сферы закрыла детям и подросткам доступ к развивающим занятиям, разумному досугу и отдыху.

Необходимость поиска дополнительного заработка, возвращение в быт семьи многих видов работ, ранее выполнявшихся сферой услуг, сократили возможности общения родителей с детьми, совместных занятий, увеличивая тем самым опасность попадания детей в предкриминальные группировки. Усиливающаяся алкоголизация и наркотизация многих семей способствовала отчуждению родителей от детей, предоставляя их самим себе, толкая в уличные компании с асоциальной направленностью.

В реальной жизни социально-экономические, социально-психологические и психологические причины безнадзорности и беспризорности тесно связаны между собой и дополняют друг друга.

Источник

Соотношение понятий «беспризорность» и «безнадзорность»

Исследуя явление беспризорности и безнадзорности в рамках данной дипломной работы нами были изучены данные понятия через энциклопедический словарь и другие источники за последние 70-80 лет.

Так в Большой Советской Энциклопедии, изданной в 1930 г., даны следующее определение:

Термин «безнадзорность» в сочетании с детской беспризорностью появился в официальных документах и законодательных актах только с 1935 г. В годы Великой Отечественной Войны в постановлениях Правительства также использовались оба термина, однако их определений в законодательных актах того времени не было[3].

Не уделяется должного внимания различиям понятий детской беспризорности и безнадзорности и в действующем законодательстве. Например, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних (1967 г.) используется термин безнадзорность[4]. Положением предусмотрено, что одной из главных задач комиссий по делам несовершеннолетних является предупреждение детской безнадзорности (ст. 1). Однако определения этому понятию не дано. Термин «беспризорность» в указанном Положении вообще не упоминается.

Таким образом, в Положении о комиссиях по делам несовершеннолетних происходит слияние терминов «беспризорность» и «безнадзорность».

Впервые в Российском законодательстве определения понятий «беспризорность» и «безнадзорность» введены Федеральным законом от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних»[5]. В ст. 1 данного закона «Основные понятия» даны следующие определения:

Таким образом, в Законе определена грань между понятиями «беспризорный» и «безнадзорный», которой является наличие места жительства (пребывания). Однако, несмотря на то, что в указанном Законе присутствуют оба термина, упора на различия мер профилактики этих двух категорий несовершеннолетних нет.

Отсут­ствие четких границ между данными понятиями мы можем проследить не только в законодательных актах, но и в современной юридической литературе[6]. Кроме того, в последнее время все большее распространение приобретает термин «безнадзорность», объединяющий оба понятия. Так, например, в работе доктора юридических наук, профессора Э.Б. Мельниковой, беспризорные и безнадзорные дети объединены в общую категорию безнадзорных. Причем предложена следующая классификация детской безнадзорности[7]:

— дети полностью лишенные родительского попечения и оказавшиеся в бедственном положении, требующие неотложной помощи и защиты;

— дети частично лишенные родительского попечения, не требующие применения неотложных мер помощи и защиты, однако нуждающиеся в оздоровлении условий их жизни и воспитания;

Таким образом, Э.Б. Мельникова объединяя оба понятия в своей классификации определяет детскую безнадзорность и беспризорность под общей категорией, в которой определяет детей, которые лишены ( полностью или частично) родительского попечения и нуждаются в помощи и защите.

Смешение понятий «безнадзорность» и «бес­призорность» свойственно не только многочис­ленным исследованиям, посвященным различ­ным аспектам детской преступности. Оно имеет место и в официальных правительственных документах[8].

В отечественной правовой науке беспризорность и безнадзорность принято рассматривать как стадии одного процесса, одной «социальной болезни»[9]. Как отмечал еще в 20-е годы ХХ века П.И. Люблинский, говоря о беспризорности, она, «будучи подобной длитель­ному недугу, проходит через несколько стадий или фаз своего развития»[10]. Начальную фазу этой социальной болезни составляет безнад­зорность, а окончательной стадией, находящейся на грани необратимости, становится беспризорность как таковая, опреде­ляющая положение самого несовершеннолетне­го, его своеобразный социальный статус.

Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Смотреть картинку Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Картинка про Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность. Фото Чем отличаются понятия безнадзорность и беспризорность

На наш взгляд, наиболее полную отличительную характеристику беспризорности от безнадзорности дала доктор юридических наук А.М. Нечаева. К отличительным признакам, позволяющим считать ребенка беспризорником, по мнению автора, относятся[11]:

— полное прекращение всякой связи с семьей, родителями, родственниками;

— проживание в местах, не предназначенных для человеческого жилья;

— добывание средств к жиз­ни способами, не признаваемыми в обществе (по­прошайничество, воровство и пр.);

Мы также считаем, что основной отличительной чертой беспризорного ребенка от безнадзорного является не столько наличие (отсутствие) места жительства (пребывания), сколько полное прекращение связей с семьей, родителями, родственниками, опекунами.

Как отмечено в докладе Независимой комиссии по международным гуманитарным вопросам, посвященном деткой беспризорности, различия беспризорности от безнадзорности состоит в том, что они порывают вся­кую связь с обществом. «Дети улиц, они живут по неписаным законам того общест­ва, куда попадают, где поощряется, при­знается то, что чуждо человеческому обществу где своя мораль, своя правда, свои авторитеты, наделенные подчас безграничной властью»[12].

Таким образом, изучив соотношение понятий «беспризорность» и «безнадзорность» можно сделать вывод о том, что безусловно они имеют как общие черты, так и отличительные признаки. По сравнению с 20-30-ми годами 20 века оба эти термина в официальных документах присутствовали, но происходило смешение понятий. И только с принятием закона от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилак­тики безнадзорности и правонарушений несо­вершеннолетних» оба эти термина стали иметь отличительные черты. Так отличительной характеристикой «беспризорности» от «безнадзорности» является не только отсутствие надзора со стороны родителей, но и полное прекращение каких-либо связей с семьей и потеря основного местопребывания.

Поэтому в ходе данного дипломного исследования, одной из задач при рассмотрении теоретических понятий, мы ставили перед собой изучение причин детской беспризорности и безнадзорности.

Источник

Беспризорность и безнадзорность: о природе феноменов и соотношении юридических понятий

Супонина Елена Александровна

кандидат юридических наук

доцент, руководитель обособленного подразделения ООО «Национальная Юридическая Служба» в г. Воронеже.

394026, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, Московский проспект, 4, оф. 701

Suponina Elena Aleksandrovna

Docent, Head of separate subdivision of «National Legal Service» LLC in Voronezh.

394026, Russia, Voronezhskaya oblast’, g. Voronezh, Moskovskii prospekt, 4, of. 701

старший преподаватель, кафедра Административной деятельности органов внутренних дел, Воронежский институт МВД России

394065, Россия, Воронежская область, г. Воронеж, ул. Проспект Патриотов, 53

Gerasimova Evgeniya Valerievna

Senior Lecturer at the Department of Administrative Activities of Internal Affairs Bodies of Voronezh Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia

394065, Russia, Voronezhskaya oblast’, g. Voronezh, ul. Prospekt Patriotov, 53

Просмотров статьи: 2640 c 5.5.2015

Дата направления статьи в редакцию:

Ключевые слова: беспризорность, безнадзорность, несовершеннолетний, биологическое сиротство, социальное сиротство, дети улицы, правонарушения несовершеннолетних, профилактика правонарушений, семейное неблагополучие, повторное сиротство

Abstract: The authors of the article carry out the normative and doctrinal analysis of the terms “homelessness” and “neglect”, and identify the reasons and conditions of these antisocial phenomena in Russian society.
The research object is the legal and pedagogical aspects of the process of prevention of neglect and homelessness of minors and the activities of public authorities both in Russia and abroad. The research subject is the terms “homelessness” and “neglect” as legal terms.
Special attention is given to the reasons of homelessness and neglect of juveniles, in the first place, biological and social orphanage. The research is based on the dialectical, formal-logical (dogmatical), historical-legal, systems, linguistic and some other methods of scientific cognition. The priority methods were the sociological and formal-legal methods and the method of comparative jurisprudence. The scientific novelty of the research consists in the fact that based on the analysis of legal and essential roots of the two phenomena, the authors conclude that despite being formalized, they require fundamental review of the approaches to study and identification.
It is necessary to transform the understanding of the model of juvenile behaviour which is connected with the recently changed basic scientific approaches in pedagogical psychology and social pedagogics. Taking into account the size of the problem of orphanage, the authors suggest aiming public social politics not only at the protection of rights of orphans and their adoption, but also at avoiding the cases of deprivation of parental care. The most active instrument in this context is the prevention of social orphanage by the child protection services which includes pedagogical, psychological, legal, social, educational and medical assistance to families with and without family disadvantages risk factors.

prevention of offences, juvenile delinquency, street children, social orphanhood, biological orphanhood, minor, child neglect, homelessness, family problems, repeated orphanhood

Государство в лице компетентных органов использует комплекс мер правового, социального и административного воздействия для создания действенной превентивной системы, являющейся неотъемлемой частью государственной политики, основанной на принципах:

— наибольшего обеспечения интересов лиц, не достигших совершеннолетия, в ходе дальнейшего проведения административных преобразований правового, социального и экономического характера;

— приоритетности воспитания и развития детей и подростков в благополучной семье;

— гуманизации взаимоотношений общества и молодежи в целях приобретения положительного жизненного опыта и позитивной социальной ориентации;

— разделения полномочий, согласования деятельности и увеличения ответственности органов власти различных уровней в решении подростковых проблем;

— соответствия отечественного законодательства о лицах, не достигших совершеннолетия, международным юридическим стандартам;

— необходимости в доступном виде информировать лиц, не достигших совершеннолетия, об их обязанностях и правах;

— максимальной публичности при решении детских и подростковых проблем, обеспечения их законных прав на образование, воспитание, правовую и социальную защиту.

Необходимо учитывать, что на законодательном уровне, а также в подзаконных нормативно-правовых актах и иных официальных документах исполнительно-распорядительных органов безнадзорность и беспризорность чаще всего позиционируется как причины, а правонарушения несовершеннолетних, как следствие этих причин. Следовательно, безнадзорность и беспризорность является крайне негативным социальным явлением, обладающим огромным криминогенным потенциалом. Ее необходимо расценивать и учитывать в соответствующих условиях как одну из основных детерминант противоправного поведения лиц, не достигших совершеннолетия.

Безнадзорность и беспризорность в качестве особых феноменов выступают объектами исследования различных областей науки. Связано это, в первую очередь, со сложностью анализируемых явлений, требующих межотраслевого подхода к ним, а также сочетания научного, нормативного, философского и некоторых других уровней их исследования. Кроме того, подобный подход продиктован мультисубъектностью самой среды формирования безнадзорности и беспризорности.

На сегодняшний день проблемы психологического свойства, относящиеся к указанным категориям несовершеннолетних, нуждаются в глубоком анализе. Следует чётко определить сущностную основу беспризорности и безнадзорности, выявить их причину, изучить динамику роста. Всё это в комплексе поможет ученым и практикам положительным образом повлиять на негативно складывающуюся ситуацию. Однако, прежде чем приступить к решению обозначенных задач, заинтересованные лица должны вооружиться единообразно понимаемыми дефинициями беспризорности и безнадзорности вообще.

Термин «безнадзорность» не содержался в Большой Советской Энциклопедии, вместе с тем данное понятие в нынешнем его значении было включено в смысл общего понятия детской беспризорности. В официальных документах начального этапа советской власти вместо терминов «безнадзорность» и «беспризорность» также упоминалось понятие детской беспризорности, по смысловой нагрузке объединявшее в себе оба термина.

Вместе с тем, помимо индивидуальных дефиниций, каких-либо иных различий между данными понятиями по тексту нормативно-правового акта не прослеживается. Как следствие, на практике возникали известные сложности в профилактике конкретно беспризорности, представляющей явление с не менее высокой степенью социальной опасности для общества, чем безнадзорность.

Остановимся более подробно на интересующих нас понятиях, закрепленных в Федеральном законе от 24.06.1999 г. №120-ФЗ.

Иными словами, следуя букве закона, беспризорный представляет собой того же безнадзорного, находящегося в более сложной жизненной ситуации по причине отсутствия у него места постоянного, преимущественного либо временного проживания.

В зарубежных странах применительно к безнадзорным и беспризорным нередко используется словосочетание «уличные дети» или «дети улиц», то есть не достигшие совершеннолетия лица, постоянно или в значительной степени проводящие свое время на улице. Вместе с тем, по причине своего широкого толкования, данное понятие весьма неточно, так как оно не показывает специфики социального статуса подростка.

«Дети улицы» в любом государстве – это в большинстве своем выходцы из нижних слоев социальной иерархии. Основной причиной того, что ребенок уходит на улицу выступает семейное неблагополучие. Потребности в безопасности и защите, в понимании и любви, во взаимопомощи и общении эти дети вынуждены удовлетворять на улице.

Однако вернемся к понятиям «беспризорный» и «безнадзорный» применительно к отечественному правовому полю.

Разграничивая анализируемые термины, необходимо учесть, что безнадзорность традиционно определяется рамками педагогической науки. С точки зрения педагогики, надзор за лицами, не достигшими совершеннолетия, нельзя сводить к элементарному контролю за его времяпрепровождением и поведением в быту. Наука о воспитании и обучении подростка настаивает на необходимости установления и поддержания духовной связи с ребенком, позволяющей даже на удалении сохранять контакт с ним со стороны родителей или иных законных представителей. При отсутствии подобного надзора велика вероятность возникновения различного рода неприятностей как морального, нравственного, так и правового характера.

В отличие от беспризорного, безнадзорный подросток проживает в семье и сохраняет определенные связи с ней. У него присутствует эмоциональная связь с теми или иными членами семьи, однако связь эта чрезвычайно хрупка и легко может быть разрушена.

Несовершеннолетние, которые по сути предоставлены сами себе, как правило бросают учёбу, проводя большую часть своего свободного времени на улице. В их «досуге» преобладает бесцельное времяпрепровождение.

Зачастую безнадзорность выступает толчком к беспризорности, первой её ступенью, за которой неминуемо следует социальная дезадаптация, полная или частичная утрата способности приспосабливаться к условиям социальной среды.

Примечательно, что ни безнадзорность, ни беспризорность в их абсолютном значении нельзя именовать сугубо асоциальными явлениями, так как они обладают общественными корнями, а сами безнадзорные и беспризорные образуют группы лиц, не достигших совершеннолетия, со свойственными последним нормами, ценностями и правилами взаимоотношений.

Следовательно, поведение беспризорных и безнадзорных нельзя называть ненормативным лишь на основании их принадлежности к соответствующим социальным группам. Их среда характеризуется комплексом норм как легитимного, так и нелигитимного свойства, позволяющим им существовать в качестве особой социальной группы. Аналогичным образом некорректным является рассмотрение подростковой беспризорности только с позиции девиантного поведения.

Наиболее распространенной причиной беспризорности и безнадзорности выступает сиротство. Как таковое сиротство не регулируется нормативным образом, однако научная литература, нормы международного права, а также правовая доктрина позволяют выделить в сиротстве несколько категорий. В первую очередь, речь идет о социальном и биологическом сиротстве.

Биологическое сиротство представляет собой общественное явление, относящееся к жизни несовершеннолетнего, лишенного попечения родителей в связи с их смертью. Именно в отношении таких лиц, не достигших совершеннолетия, юридически верно употребление термина «дети-сироты». От общего числа лишенных родительской заботы детей биологические сироты составляют около 1/10 части.

Поскольку биологическое сиротство имеет гораздо более продолжительную историю существования на территории нашей страны, можно с уверенностью говорить о его истинных причинах, к которым относятся, в первую очередь, международные и внутренние военные конфликты – мировые и гражданская войны, революции и т.п.

Более сложным явлением является сиротство социальное, при котором дети и подростки остаются без попечения родителей при существовании последних. Как правило, речь идет о ситуациях, когда:

— родители отказались от своих детей после их рождения;

— родители лишены родительских прав по решению суда;

— родители признаны безвестно отсутствующими или недееспособными;

— родители без уважительных причин в течение длительного времени не участвуют в воспитании детей.

Также к числу социальных сирот следует отнести так называемых скрытых, «домашних» сирот. Речь идет о случаях формального наличия у детей и подростков опеки со стороны родителей, когда на поверку несовершеннолетние не получают в должной мере родительской заботы в следствие равнодушия последних и отсутствия у них подлинного интереса к жизни своих детей. Всё это также выступает серьезной причиной асоциального поведения, семейных конфликтов и, наконец, беспризорности и безнадзорности.

В отличие от биологического сиротства, сиротство социальное – явление гораздо более масштабное, охватывающее не менее восьмидесяти пяти процентов всех детей и подростков, которые лишены семейной заботы. Возникновение указанной проблемы связано с общим снижением нравственности в обществе, разрушением его моральных устоев, повсеместным распространением наркомании и алкоголизма, недостаточной государственной поддержки семьи и детства и т.д. Перечисленные факторы ставят социальное сиротство на первое место в ряду проблем, с которыми государство обязано бороться в приоритетном порядке.

Глобальные масштабы социальное сиротство приобрело в период исторического распада классического института семьи и общинности. Совместный уклад жизни представителей различных поколений, забота о младших детях со стороны старших, общинный характер хозяйства – всё это в совокупности препятствовало вероятности оставления детей без присмотра в результате смерти их родителей.

Анализ современных процессов трансформации семейного уклада позволяют ученым и исследователям сделать вывод о наличии двух основных причин социального сиротства в России:

— всеобщее ослабление института семьи в мире;

Первая причина охватывает все страны западной демократии, а её проявления можно увидеть в:

— увеличении среднего возраста лиц, регистрирующих брак и создающих самостоятельную семью;

— росте количества разводов;

— увеличении числа браков, не оформляемых в установленном законом порядке;

— старении населения и снижении рождаемости;

— росте количества детей, рождённых вне брака;

— пропаганде однополых браков и т.п.

Вторая озвученная причина характерна именно для Российской Федерации и некоторых стран – бывших республик в составе единого союзного государства. Сюда, в первую очередь, следует отнести:

— сложное финансовое положение семей с детьми (особенно многодетных);

— высокий процент наркоманов и алкоголиков среди родителей;

— невнятная семейная политика со стороны государственных органов;

— педагогическая и социальная неспособность молодых родителей к воспитанию своих детей;

— финансовые проблемы в семье, вынуждающие родителей трудиться на нескольких работах, создавая тем самым препятствия на пути эффективного воспитания своих детей, и т.д.

Подобная ситуация, сопряженная с некоторыми иными обстоятельствами, вызывает у родителей различные социальные девиации. Это может проявляться в равнодушии к судьбе свои детей, асоциальном поведении, пристрастии к вредным привычкам, уклонении от воспитания ребенка и т.д. По статистике именно такие родители в большинстве случаев лишаются родительских прав, тем самым превращая своих детей в социальных сирот.

Не менее опасным явлением, которое связано с судьбой оставшихся без родительского попечения детей, выступает так называемое вторичное или повторное сиротство. Под вторичным сиротством понимают отказ приемных родителей от детей, которые ранее были ими усыновлены либо взяты под опеку или попечительство. Подобный отказ приводит к психической и нравственной деградации подростка, повторно брошенного уже новыми родителями.

Причиной повторного сиротства становятся:

— противоречия, возникающие между интересами приемных родителей и детей;

— неготовность новых родителей к воспитанию ребенка в психолого-педагогическом плане;

— отсутствие взаимной симпатии и невербальных контактов;

— появление тех или иных болезней (в первую очередь – генетических), которые ранее у ребенка отсутствовали;

— наличие корыстных либо иной личной заинтересованности для установления опеки или усыновления и т.п.

Основной причиной указанного явления выступает недостаточная профилактика повторного сиротства со стороны государственных органов. Очевидно, что для ликвидации этой проблемы необходимо повысить эффективность деятельности государственных институтов сопровождения и контроля приемных семей.

Учитывая глубину проблемы сиротства в нашей стране государственная социальная политика должна быть направлена не только на защиту прав сирот и их семейное устройство, но и на недопущение случаев оставления детей без опеки родителей. Самым действенным инструментом в этом смысле следует признать профилактику социального сиротства органами опеки и попечительства, включающую в себя педагогическую, психологическую, правовую, социальную, образовательную и медицинскую помощь семьям, как имеющим, так и не имеющим факторов риска неблагополучия.

Таким образом, мы приходим к выводу, что понятия безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних, несмотря на нормативное закрепление, требуют не только пересмотра подходов к их изучению и идентификации. Необходимо существенное преобразование представлений о модели подросткового поведения, что, безусловно, сопряжено и с изменившимися в последнее время базовыми научными подходами в педагогической психологии и социальной педагогике. Впрочем, это уже совсем другая история.

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не раскрывается.
Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

РЕЦЕНЗИЯ на статью
Беспризорность и безнадзорность: о природе феноменов и соотношении юридических понятий

Название соответствует содержанию материалов статьи.
В названии статьи ясно просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.
Рецензируемая статья представляет научный интерес. Автор разъяснил выбор темы исследования и обосновал её актуальность.
В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования, методы, использованные автором. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования автором не вполне продуманы, что отразилось на его результатах.
Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи.
Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.
Автор избирательно опирался на источники и актуальные научные труды по теме исследования. В статье наблюдается дефицит ссылок на актуальную научную литературу.
Автор не разъяснил выбор и не охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.
Автор не разъяснил и не обосновал выбор географических рамок исследования.
На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала.
В качестве вступления автор указал на причину выбора темы исследования, обозначил её актуальность, заключив, что в современном «российском обществе отмечается высокий уровень социальной напряженности» и что «данная ситуация спровоцировала усиление негативных тенденций в среде молодежи».
В основной части статьи автор сообщил читателю о «профилактике безнадзорности и правонарушений лиц, не достигших совершеннолетия», предусмотренной федеральным законом от 24.06.1999 № 120-ФЗ и затем пространно перечислил принципы, являющиеся основой государственной политики детей и подростков. Вместо обобщения данного сюжета, формулирования частного вывода, последовательного перехода к следующему сюжету автор процитировал В.В. Путина о необходимости «наращивать активность» в данной сфере.
Далее автор констатировал, что «безнадзорность и беспризорность является крайне негативным социальным явлением, обладающим огромным криминогенным потенциалом» и «выступают объектами исследования различных областей науки» и перешёл к анализу определений понятий «беспризорность» и безнадзорность», указал на то, что данные понятия «нередко стали использоваться как синонимичные», неожиданно обратился к «официальным документам начального этапа советской власти» и вновь стремительно «вышел» к 1999 году, прокомментировал понятия, закрепленные в Федеральном законе от 24.06.1999 г. № 120-ФЗ, заключив, что «следуя букве закона, беспризорный представляет собой того же безнадзорного» т.д.
Затем автор неожиданно и абстрактно сообщил, что «в зарубежных странах применительно к безнадзорным и беспризорным нередко используется словосочетание «уличные дети» и что «международные организации, работающие в сфере помощи несовершеннолетним, дают различные определения словосочетания «уличные дети».
Далее автор разъяснил читателю «прочную связь» между беспризорностью и безнадзорностью, почему «безнадзорность выступает толчком к беспризорности», затем – почему «поведение беспризорных и безнадзорных нельзя называть ненормативным».
Следующий сюжет автор посвятил сиротству как причине беспризорности и безнадзорности, кратко описал сущность биологического сиротства и источники происхождения сиротства социального, объяснив, почему «сиротство социальное – явление гораздо более масштабное». Автор перечислил причины социального сиротства в России, не оформив никаких ссылок на источники или научную литературу. Автор уделил специальное внимание причинам появления вторичного сиротства, под которым «понимают отказ приемных родителей от детей, которые ранее были ими усыновлены либо взяты под опеку или попечительство», однако сделал это вновь абстрактно. В завершение основной части статьи автор заявил, что «самым действенным инструментом… следует признать профилактику социального сиротства органами опеки и попечительства, включающую в себя педагогическую, психологическую, правовую, социальную, образовательную и медицинскую помощь семьям, как имеющим, так и не имеющим факторов риска неблагополучия».
Выводы автора носят обобщающий характер, сформулированы ясно.
Выводы не позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. Выводы не отражают результатов исследования, проведённого автором, в полном объёме.
В заключительном абзаце статьи автор сообщил, что «понятия безнадзорности и беспризорности несовершеннолетних… требуют… пересмотра подходов к их изучению и идентификации» и что «необходимо существенное преобразование представлений о модели подросткового поведения».
Выводы, на взгляд рецензента, не проясняют цель исследования.
На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования достигнута автором отчасти.
Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. Статья требует доработки в части формулирования ключевых элементов программы исследования и соответствующих им выводов.

Просто выделите и скопируйте ссылку на эту статью в буфер обмена. Вы можете также попробовать найти похожие статьи

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *