Чем отличаются периоды древней греции

История Древней Греции

Периодизация и особенности греческой культуры

История Древней Греции — это стройная система периодов. Разберемся в периодизации эпохи, чтобы легко отличать Троянскую войну от Марафонской битвы.

Начнем с периодизации.

✅ Крито-микенская цивилизация (20-18 века до нашей эры — 11 век до нашей эры).

🗺 В этот период люди, которые будут составлять основу греческого этноса, находятся в зависимости от крито-микенской цивилизации — заморских завоевателей с острова Крит.

🌋 От них греки перенимают многое в плане азбуки, языка или мифологии. Произойдет катастрофа, которая уничтожит всех, кто окажется на острове Крит. Что интересно, до катастрофы критская цивилизация была иноэтичной, после — ранеегреческой в языковом плане. Те, кто останутся, переберутся на территорию Балканского полуострова и Малой Азии. Начнется период царей и героев.

✅ Темные века (11 век до нашей эры — 7-8 века до нашей эры).

🤔 На руинах Крито-микенской цивилизации постепенно начинает формироваться эллинская цивилизация. По сравнению с прошлым периодом это время упадка и запустения старых центров, упрощения социальной, экономической и культурной сфер.

✅ Период архаики (7-8 века до нашей эры — 6-5 века до нашей эры).

👀 Формируется классическая греческая цивилизация. Появляются полисы, первые законы, письменные памятники, философия. На начало периода приходится деятельность Гомера и Гесиода.

✅ Классическая Греция (5 в до нашей эры — середина 4 века до нашей эры).

💪 Это период наивысшего расцвета греческой цивилизации, когда создаются все ключевые греческие памятники. Это время греко-персидских войн, противостояния Афин и Спарты. Создается античная демократия и другие формы правления, происходит пик колонизации.

🌊 Греческий мир становится на ноги, крепнет и становится важной частью всего Средиземноморья. Формируется военная мощь греков, которая в следующем периоде сыграет большую роль.

✅ Эллинизм (середина 4 века до нашей эры — 5 век нашей эры).

☝️ Этот период связан с именами Филиппа и Александра Македонских. Мы до сих пор продолжаем питаться эллинской мудростью и культурой, опираемся на возникшие в ту эпоху архитектурные сооружения и литературу.

Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть фото Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть картинку Чем отличаются периоды древней греции. Картинка про Чем отличаются периоды древней греции. Фото Чем отличаются периоды древней греции Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть фото Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть картинку Чем отличаются периоды древней греции. Картинка про Чем отличаются периоды древней греции. Фото Чем отличаются периоды древней греции

Давайте подробнее поговорим о греках и общих особенностях их культуры.

❗️ Есть цивилизации, которые недолго переживают государственно-политический расцвет, но их влияние сохраняется на тысячелетия. Речь о шумерах, арабах или греках.

✍️ Несмотря на недолгий пик расцвета, шумерская культура еще две тысячи лет влияла на все культуры Бронзового века. Клинопись и шумерский язык будут широко известны культуре Ближнего Востока.

🗺 Арабская культура тоже испытала пик развития в 7-9 веках нашей эры. В это время происходит расселение арабов и развивается арабское государство. Она начинает затухать под натиском турок и персов, но сам арабский язык и культура остаются невероятно влиятельными в регионе.

🇬🇷 Похожая ситуация и с греческой культурой. Испытав короткий всплеск развития (6-4 века до нашей эры), она будет поглощена другими империями, но продолжит оставаться влиятельной. Греческий язык и философия будут основой этого мира. Это настоящее «эллинское чудо».

👅 Греки никогда не называли себя греками. Это название пришло из латинского языка. Одна из первых провинций, присоединенных к Римской республике, называлась Грайкиа. В позднеевропейской латыни она читалась как Graecia.

🌍 Сами греки называли себя эллинами, а свою страну — Элладой. Страна — это не государство, а территория, пространство, где живут эллины. Оно совпадает с территорией современного Балканского полуострова, полуострова Малой Азии и пространства между ними. Географически это небольшой клочок суши, который не представляет из себя особого богатства.

🌱 Там нет заливных полей, невероятного количества полезных ископаемых или богатства торговых путей. По сравнению с плодородной Италией, Месопотамией, Египтом и Восточным Средиземноморьем это настоящее захолустье. К тому же, в Греции довольно суровый климат. Чтобы добыть урожай, нужно приложить немало усилий. Даже хлеб в эпоху Архаики приходится везти из колоний.

☀️ Чем же занимаются древние греки? Рыболовством, разведением мелкого рогатого скота (козы, бараны) и сельским хозяйством, но пашенного земледелия здесь нет. Почву надо привозить на кораблях. Хорошо растут разве что оливки — они неприхотливые и им подходит каменистая почва. При этом солнце палит нещадно. Чтобы урожай не засох, нужно искать воду, но пресных источников не так много.

🐐 Пока из-за этих особенностей другие народы Бронзового века не особенно стремятся расселяться по этому региону, античные греки создают все, что им необходимо. Например, строят корабли для путешествий по островам. Привозят землю и воду. Выводят породы животных, подходящие для этого климата. Используют козье молоко для производства сыров.

💪 Другие культуры Бронзового века испытывают кризис (12-11 века до нашей эры), а греков никто не зажимает, не завоевывает и не уничтожает. Это сильно влияет на их расцвет.

Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть фото Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть картинку Чем отличаются периоды древней греции. Картинка про Чем отличаются периоды древней греции. Фото Чем отличаются периоды древней греции

Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть фото Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть картинку Чем отличаются периоды древней греции. Картинка про Чем отличаются периоды древней греции. Фото Чем отличаются периоды древней греции

Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть фото Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть картинку Чем отличаются периоды древней греции. Картинка про Чем отличаются периоды древней греции. Фото Чем отличаются периоды древней греции

Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть фото Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть картинку Чем отличаются периоды древней греции. Картинка про Чем отличаются периоды древней греции. Фото Чем отличаются периоды древней греции

Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть фото Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть картинку Чем отличаются периоды древней греции. Картинка про Чем отличаются периоды древней греции. Фото Чем отличаются периоды древней греции

1 — Карта Древней Греции.
2 — Олива считалась наиболее высокодоходной сельскохозяйственной культурой. Оливковые посадки приносили хозяину доход в два раза больший по сравнению с виноградником такой же площади.
3 — Рабы, собирающие оливки. Чернофигурная амфора. Аттика, около 520 года до н. э.
4 — Сбор винограда. Мозаика, начало 4 в. Храм Святой Констанции, Рим.
5 — Греческий торговый корабль (ок. 300 г. до н.э.).

Греческая культура античности впитала в себя многое из уже существовавшего наследия.

🌍 Греческий алфавит через крито-микенскую цивилизацию или напрямую пришел от финикийцев. Архитектурные принципы греки усвоили от общения с египтянами, культурами Месопотамии и Крито-микенской культуры. Греческие ремесла тоже испытали влияние более развитых соседей.

🗣 Греки — люди устной культуры. В первую очередь ценилось умение говорить и высказывать свои мысли публично. Многие построения — например, математические — производились в уме.

🏆 Их культуре присущ агональный (соревновательный) дух. Им важно соревноваться в том, что они делают.

🛶 Греки любят путешествовать. Они достигают северное Причерноморье и Гибралтар, ищут плодородные земли, заселяют множество территорий и осваивают новые города.

😱 Эллины — страшные ксенофобы. Все, кто не действует, как они (не говорит на греческом, не усваивает их уклад), считаются варварами. В представлениях греков варвары всегда хуже. Даже обожаемый эллинами Египет для них — варварская страна.

😖 Презрение к остальным глубоко проникает в греческую культуру. Это заметно в столкновении со странами Востока. Греки страшно конфликтуют с Александром Македонским за то, что он якшается с варварами.

😎 Эллины активно участвуют в общественной жизни и политических событиях. Не случайно политика — однокоренное слово с термином «полис». Если ты не участвуешь в жизни полиса, ты изгой (по-гречески — «идиотос» — идиот).

🔮 Греки верят в рок. Одна из главных задач грека — узнать свою судьбу, понять, что стоит за событиями, которые с ним происходят, благоволят ему Боги или нет. Сделать это можно через оракула и мантические гадания.

❗️ Греки не такие рациональные, какими представляются по учебникам истории. Они верят в приметы, у них много знамений и гаданий. Есть поговорка «иудеи ищут знамения, а эллины — доказательств». Она не совсем верна, потому что греки тоже ищут знамения.

🤔 Греческая религия неотделима от того, что происходит внутри Греции. Единого пантеона не существует. Аполлон в Дельфе и Аполлон в Коринфе — это разные Аполлоны и могут друг с другом воевать.

😳 У каждого божества есть две (или больше) ипостаси. Они бывают олимпийскими (светлые, высокие, про душу и разум) и хтоническими (божества Подземного мира). Если это Аполлон олимпийский, то он покровитель муз и поэт. В знак поклонения ему сжигают на горе внутренности животных. А если хтонический, то он насылает чуму или избавляет от мора. Ему нужны совсем другие жертвы — ритуалы, предполагающие убийства.

☝️ Для греческой культуры важно чувство меры. На храме Аполлона в Дельфах выбито важное высказывание: «Ничего слишком». Когда чего-то становится слишком мало или много (людей, богатства, славы), это плохо. Когда происходит расцвет греческой культуры, многие мыслители сокрушаются: «К чему мы скатились, в чем мы погрязли! Роскошь и богатство — это свидетельство упадка».

🏛 Греческая скульптура очень лаконична. Если для храма нужно 56 колонн, не нужно удваивать их количество, чтобы показать, какой ты богатый.

🤷🏻‍♀️ При этом греческое представление о прекрасном не совсем соответствует тому, что мы думаем об античной Греции и считаем хорошим вкусом. Прекрасная беломраморная скульптура и архитектура, которую мы привыкли видеть, в греческие времена была не такой.

😅 Все было окрашено в красный, зеленый или синий («вырви глаз»). То, что мы сейчас считаем строгим классическим античным стилем, появилось уже в эпоху Возрождения.

😏 Насколько хорошо вы разбираетесь в греческой мифологии? Попробуйте пройти тест и узнать это 👇

Источник

Чем отличаются периоды древней греции

Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть фото Чем отличаются периоды древней греции. Смотреть картинку Чем отличаются периоды древней греции. Картинка про Чем отличаются периоды древней греции. Фото Чем отличаются периоды древней грецииИ стория Древней Греции одна из наиболее захватывающих, величественных и интересных. Всю историю Древней Греции принято делить на пять основных периодов: эгейский или крито-микенский (3—2 тыс. до н. э.), гомеровский (11—9 вв. до н. э.), архаический (8—4 вв. до н. э.), классический (5—4 вв. до н. э.) и эллинистический (вторая половина 4 — середина 1 в. до н. э.). Кроме того, первые три эпохи часто объединяют под общим именем доклассического периода. В этом случае вся история Древней Греции разбивается на три больших основных периода: доклассический, классический и эллинистический.

О заселении территории Греции человеком свидетельствуют археологические раскопки, обнаружившие палеолитические стоянки на территории от Македонии до Элиды, относящиеся к периоду среднего палеолита (около 100-го — 40-го тыс. до н. э.). К этому времени относится череп неандертальского человека, найденный на полуострове Халкидика. В период неолита (около середины 7-го тыс. до н. э.) население Греции освоило земледелие, занималось скотоводством, ведя оседлый образ жизни. В этот период родовой строй, складывавшийся ещё в эпоху среднего палеолита, достиг полного развития.

Эгейский период (3—2 тыс. до н. э.)

Именно к этому времени относиться возникновение первых раннеклассовых обществ. Историю Греции данной эпохи хронологически принято делить на ранний, средний и поздний периоды. Различия культурных традиций отдельных частей Греции позволили выделить географические варианты: культура Крита получила название минойской культуры, материковой Греции — элладской культуры, островов Эгейского моря — кикладской культуры.

Укрепленное поселение с дворцом (т. н. «Дом черепиц») на вершине холма в Лерне (Арголида) отражает рост власти племенных царьков на побережье южной Г. На остальной территории материковой Г. родовой строй сохранял полную силу. Между 2200—2000 племенные войны и передвижения уничтожили ряд процветавших центров на островах и материке. Этнический состав населения в 3-м тыс. сложен: среди племён сначала преобладали пеласги, позднее их оттеснили и частью ассимилировали протогреческие племена. Среди протогреческих племён усиливались ахейцы и ионийцы.

Период средней бронзы (около 20—17 вв. до н. э.). Этот период отмечен значительным прогрессом Крита в хозяйственной и социальной жизни. Здесь возникли небольшие раннерабовладельческие государства (Кнос, Фест, Агия-Триада, Маллия). Быстро эволюционировало критское письмо: от пиктографического к иероглифическому (в 23—17 вв.). Около 18 в. была выработана новая система — т. н. слоговое письмо А. Создав большой флот, критяне подчинили себе ряд островов Эгейского моря. Широкие торговые и дипломатические связи с Египтом и государствами Передней Азии обеспечили Криту первенство в Эгейском бассейне.

Внутреннюю историю материковой Г. в 20—17 вв. характеризует сравнительно медленное развитие, способствовавшее устойчивости общинных отношений. Лишь с 17 в. началось формирование раннерабовладельческих государств Микен, Тиринфа, Пилоса и др. Открытые в Микенах погребения царских семей в больших колодцеобразных (т. н. шахтовых) могилах содержали огромное количество драгоценных вещей (оружие, украшения, золотые маски и т. д.), свидетельствуя об усилении значения власти ахейских династов уже в середине 17 — конце 16 вв.

Период поздней бронзы (около 16 — около 12 вв. до н. э.). Продолжался подъём критских государств. В так называемый новодворцовый период (около 1700—1450) перестроены и расширены дворцы Кноса и Феста, заново воздвигнут дворец в Като-Закро. Росли города, расширялись внешние связи. Морское владычество (талассократия) критян этого времени сохранялось в памяти греков много веков спустя. Около 1470 тектоническая катастрофа на о. Фера повлекла за собой губительное землетрясение на Крите. Разрушение городов и деревень, гибель населения и флота — все эти обстоятельства определили запустение острова. В Кносе дворец был восстановлен; приблизительно до 1380 здесь сохранялось небольшое государство.

Материковая Греция достигла наивысшего подъёма в 16—13 вв. Прогресс в земледелии и ремёслах повлек рост населения. Междоусобия соседей, оборонительные и военные союзы династов характерны для истории того времени. Это получило отражение в богатой легендарной традиции и в эпическом наследии ахейцев. Микенская культура ахейцев оказала влияние на соседние страны, в том числе и на Египет. Флоты царей Иолкоса, Микен, Пилоса, Фив и др. государств позволили ахейцам вести обширную заморскую торговлю ремесленными изделиями, которые иногда производились специально на вывоз. Для 15—14 вв. характерно широкое распространение ахейских изделий на Восток (в Троаду и др. районы Малой Азии, на Кипр, в финикию, Сирию, Египет) и на Запад (в Сицилию и Южную Италию). Усложнение государственной жизни ахейцев привело к развитию письменности: приспособив к своему диалекту критское письмо, ахейцы создали более совершенное, т. н. слоговое письмо.

Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.)

В гомеровский период происходило дальнейшее формирование классовых обществ. Из северных районов вторглись новые греческие племена дорийцев, занявших часть земель в Средней и Южной Греции. Только Афины смогли сохранить свою независимость, и туда бежала часть населения из побеждённых ахейских государств Пелопоннеса. Вторжение дорийских племён, живших ещё в условиях родового строя, повлекло за собой быстрый распад ахейских государств и оживление родовых отношений в греческом обществе. Основой дальнейшего развития производительных сил стало постепенное распространение железных орудий труда и вооружения. Дорийцы унаследовали от ахейцев и критян плуг, колёсные повозки, парусные суда, прессы, гончарный круг, др. орудия труда, зачатки архитектуры (особенно храмовой и крепостной).

После дорийского завоевания в Г. сложились мелкие самостоятельные общины; у власти стояли басилеи, всюду усилилась родовая знать. Во многих районах собственность рода на землю стала основой землевладения. Покорённое местное население становилось собственностью родов завоевателей, распадавшихся на большесемейные общины. Процесс порабощения местного населения протекал неодинаково. В Спарте членам общины завоевателей — спартиатам — противостояли периэки — бывшее коренное население территории Спарты, покорённое и оттеснённое к границам Лаконики; периэки сохраняли ограниченное самоуправление, занимались ремеслом и торговлей. Др. категорией зависимого населения в Спарте были илоты — покорённое спартиатами земледельческое население Мессении и др. областей; они считались собственностью государства и были прикреплены к земельным участкам спартиатов. Подобные илотам категории зависимого населения существовали в Фессалии (пенесты), на Крите (клароты) и в др. областях Г. В Афинах закабаление земледельцев происходило путём долговой зависимости и концентрации земли в руках родовой знати — евпатридов.

К 9 в. греческие племена заселяли: эолийцы — Северную Г., дорийцы — Среднюю Г. и восточной часть Пелопоннеса, ионийцы — Аттику, ахейские племена, сохранившие самостоятельность, были оттеснены в Аркадию и Ахайю. Важнейшее событие этого периода — начало колонизации греками островов и побережья Малой Азии: северные районы заселялись эолийцами, центральные районы (Иония) — ионийцами, южные — дорийцами.

Возникновение и развитие полисного строя (8—6 вв. до н. э.). Дальнейшее распространение железных орудий труда привело к выделению ремесленников. Отделение ремесла от земледелия означало переход к более широкому обмену, производству на рынок, к развитию городов.

Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.)

Для городов Греции стало жизненно важным установление регулярных торговых связей и снабжение населения городов сырьём и недостающими продуктами питания. В городах скапливались обезземеленные крестьяне. Возрастала в то же время нужда в рабах. Экономической необходимостью стал вывод колоний. Он был вызван прежде всего классовой борьбой внутри греческих городов-государств и проводился с целью смягчения резких социальных противоречий. В середине 8 в. была выведена первая колония городов о. Эвбеи — Кумы (в Италии). Расцвет колонизации падает на 7—6 вв. Греческие колонии распространились по северному побережью Эгейского моря, восточному побережью Сицилии, побережью Тарентского залива в Италии и продвинулись на побережье Чёрного моря. Только Милетом было основано 75 колоний на Чёрном море.

В результате греческая торговля уже в 6 в. приобрела международный характер; ремесленные изделия греков находили широкий сбыт и на западном, и на восточных рынках. В Грецию поступали рабы; она ввозила хлеб и др. продукты питания, сырьё, предметы роскоши. Повсеместное распространение получили монеты, заимствованные греками у лидийцев в 7 в. Некоторые города превратились в общегреческие религиозные центры (Дельфы, Олимпия). Рост количества рабов в городах усиливал позиции рабовладельцев, связанных с торговлей, ремеслом и денежным хозяйством. Однако основное средство производства — земля и политическая власть по-прежнему оставались в руках родовой знати, экономическое могущество которой базировалось на семейно-родовой собственности на землю и порабощении и закабалении мелких земледельцев.

Борьба демоса против родовой аристократии и долгового рабства составляет главную особенность периода 8—6 вв. В результате упорной борьбы демос добился в некоторых городах Греции отмены долговой кабалы (например, в Афинах в результате реформ Солона 594/593 до н. э.). Однако подавить сопротивление родовой знати проведению реформ было возможно лишь с помощью насилия. Такой силой стала тирания — единоличная власть, установленная путём вооруженной борьбы и опиравшаяся на движение крестьянской бедноты и поддержку торговцев и ремесленников.

В результате реформ тиранов были ликвидированы экономические и политические привилегии родовой аристократии. В период 8—6 вв. до н. э. сформировалась особая форма социально-экономические и политические организации древнегреческие общества — полис (город-государство) как коллектив свободных граждан, противостоявших рабам и др. категориям зависимого населения (кларотам, пенестам, илотам и др.), а также чужеземцам — метекам. Принадлежность к полису обеспечивала коллективу полноправных граждан право собственности на землю и рабов.

В зависимости от степени победы земледельцев и ремесленников над родовой знатью конституция полиса была либо олигархической (например, в Спарте, на Крите), либо демократической (например, в Афинах). К концу 6 в. до н. э. рабство широко распространилось в некоторых высоко экономически развитых полисах (Коринф, Афины), где рабы и рабовладельцы стали антагонистическими классами. В то же время в ряде др. полисов (Спарта, полисы Крита, Аргос и др.) наряду с рабством в течение длительного времени сохранялись пережитки родового строя. В Средней и Южной Г. существовали ещё племенные земледельческие общины, в которых сохранялось натуральное земледельческое хозяйство и племенной строй (Фокида, Этолия, Акарнания и др.).

Между полисами развернулась борьба, вызывавшаяся различными экономическими и политическими причинами. В конце 6 в. возникло первое крупное объединение городов — Пелопоннесский союз под главенством Спарты, созданный для объединения военных сил Пелопоннеса (кроме Аргоса) и для организации помощи Спарте во время восстаний илотов.

Классический период (5 — 4 вв. до н. э.)

5—4 вв. до н. э. в истории Греции — период наивысшего экономического, политического и культурного расцвета полисного строя. Хозяйственную систему экономически передовых торгово-ремесленных полисов в основном определял труд рабов, использовавшийся в ремесле (рабские мастерские), на рудниках, а также спорадически в сельском хозяйстве. Мелкое крестьянское хозяйство и мелкое свободное ремесло играли значительную роль. Период расцвета Греции связан с возвышением Афин в результате победы афинской демократии в греко-персидских войнах (500—449) и создания в борьбе с персами Делосского союза во главе с Афинами (или Первого Афинского морского союза) из государств, расположенных на островах Эгейского моря и его северном, восточном и западном побережьях.

Время наибольшего могущества Афин, наибольшей демократизации политического строя и расцвета культуры падает на годы правления Перикла (443—429). Однако этот период был сравнительно кратковременным. Превращение союзников в подданных, перенос всех важнейших дел в афинский суд, ограничение свободы торговли, взыскание подати — фороса, карательные экспедиции, выведение клерухий на территории союзников вызывали стремление последних к освобождению, особенно со стороны олигархических кругов. Одновременно назревал и конфликт внешнеполитического характера: борьба Афин и Коринфа за торговые пути на З., борьба Афин и Спарты за гегемонию в Г. Все эти противоречия привели к Пелопоннесской войне (431—404), которая охватила большинство греческих полисов.

Война вскрыла всю непрочность Афинского союза и завершилась полным поражением Афин. Они лишились почти всех внешних владений, флот был передан Спарте. Начался период спартанской гегемонии в Греции.

Не только Афины, но и многие греческие города вышли из войны ослабленными. Усиление имущественных контрастов вызывало острые столкновения и вооруженную борьбу внутри полисов. В каждом городе образовались два лагеря: бедноты и богачей. Дальнейшее развитие рабства, обмена, ремесла, денежного хозяйства начало подрывать основы государственной общины (полиса), экономической базой которой было мелкое и среднее землевладение.

Скопление денег в руках богатых метеков разрушало замкнутые рамки полисной экономики. Разорение крестьян и ремесленников создало в полисах бедноту, не находившую применения в сфере экономики. Была подорвана и военная мощь полиса: народное ополчение в ряде полисов заменяли отряды наёмников, т. к. война становилась единственно возможной профессией для бедноты. Постоянные междоусобные войны полисов ещё более усиливали их тяжёлое положение.

В 395 началась развязанная Спартой Коринфская война (395—387); в войне Спарте противостояла коалиция государств (Афины, Коринф, фивы и др.). Ослабление полисов и упадок финансового хозяйства ставили в тот период все полисы в зависимость от богатой Персии, которая фактически продиктовала воюющим сторонам условия мира (царский, или Анталкидов мир): Персия восстанавливала свою власть над малоазийскими городами, в Греции запрещались союзы городов, наблюдение и контроль за греческими городами передавались Спарте, политика которой выражалась в нарушениях автономии государств, в расправе с демократами, установлении олигархических порядков.

Спарта становилась главным врагом греческой свободы и независимости. В Фивы был введён спартанский гарнизон, но фиванские демократы в 379 под руководством Пелопида и Эпаминонда изгнали спартанцев и восстановили существовавший ещё в 6 в. Беотийский союз. В 378/377 возник Второй Афинский морской союз для борьбы со Спартой, куда вошли и Фивы. В 371 в битве при Левктрах фиванцы нанесли спартанским войскам поражение, которое развеяло миф о непобедимости Спарты. После гибели фиванского полководца Эпаминонда в битве при Мантинее (362) закончился краткий период возвышения Фив, чему способствовало и враждебное отношение к Фивам Афин, напуганных их усилением. Однако попытка Афин установить во Втором Афинском морском союзе порядки, существовавшие в Первом союзе, встретила отпор союзников и привела к Союзнической войне 357—355 до н. э.,закончившейся распадом союза.

В этот период на севере Греции возникла новая сила — Македония. К 346 македонским царём Филиппом II были завоёваны сначала Фессалия, затем Фокида, Халкидика и фракийское побережье. В Афинах и других полисах Греции происходила борьба промакедонской (Исократ, Эсхин, Филократ и др.) и антимакедонской (Демосфен, Гиперид и др.) партий. Усилиями Демосфена против Македонии была создана коалиция греческих городов, потерпевшая, однако, полное поражение в битве при Херонее (338), где, по словам Ликурга, одного из руководителей антимакедонской партии, «вместе с телами павших была зарыта и свобода греков». Конгресс в Коринфе в 338—337, созванный Филиппом II, окончательно оформил подчинение Греции Македонии, на нём было объявлено о создании союза греческих государств во главе с Македонией. Во всех полисах был установлен олигархический режим, поддерживаемый македонскими гарнизонами.

Битва при Херонее и завоевания греко-македонской армии на востоке под командованием Александра Македонского открыли период эллинизма. Монархия Александра Македонского распалась сразу после его смерти (323). Долгая борьба диадохов и их преемников — эпигонов привела к созданию ряда самостоятельных эллинистических государств (самыми крупными из них были монархии Селевкидов, Птолемеев и сама Македония).

Для Греции эллинистического периода характерно преобладание государств и союзов военизированного типа (Македония, Ахейский союз, Этолийский союз, Спарта), продолжавших оспаривать господство в Греции. В большинстве государств у власти находились олигархия или цари. Борьба государств во главе с Афинами против Македонии после смерти Александра (Ламийская война 323/322) закончилась победой Македонии и расправой с греческими демократами. После вторичного поражения в Хремонидовой войне (267—261; названа по имени афинского полководца Хремонида) Афины были разгромлены, став всецело зависимыми от Македонской монархии.

Однако Македония не смогла восстановить свою власть над всем Балканским полуостровом. Против неё боролись, то объединяясь друг с другом, то порознь, два новых могущественных союза — Ахейский (возродившийся около 280) и Этолийский (созданный около 320). Ахейский союз охватывал большую часть Пелопоннеса (кроме Спарты, которая вошла в союз после 192) и крупнейшие города (Сикион, Коринф, Мегара). В Этолийский союз, кроме Этолии, входили районы Средней Г. (кроме Афин), южная Фессалия и некоторые др. города. Борьба преемников Александра, а позже Македонии и двух союзов за власть в Греции приводила к массовому разрушению городов, продаже жителей в рабство, заселению центров новыми колонистами. Опустошали греческие города и пираты, которых использовали этоляне, продавая им в рабство жителей захваченных городов (из одной только Лаконики было продано до 50 тыс. чел.). Результатом борьбы были медленная агония городов, разорение средних слоев греческого населения, рост бедноты, волнения которой становились обычным явлением (в Коринфе, Аргосе, Милете).
После поражения, нанесённого римлянами Македонии в битве при Киноскефалах в 197 г., римляне постоянно вмешивались во внутренние дела греков, поддерживая олигархические слои против демократии. Летом 196 римский полководец Фламинин провозгласил на Истмийских играх «свободу» греков, вера в которую на короткий срок сделала Рим популярным в Греции. С этого времени Греция постоянно находилась под римским влиянием. Фактически Греция оказалась под властью Рима. С утверждением Римской империи (27 до н.э.) Греция была превращена в римскую провинцию Ахайя (кроме Афин, номинально считавшихся свободным городом) и мало чем выделялась среди других восточных провинций Римской империи. С 4 в. н.э. Греция составила ядро Восточной Римской империи — Византии.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *