Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

Основные понятия и их взаимосвязь

Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

Известно, что педагогические проблемы пронизывают всю школьную жизнь, они касаются каждого из нас. Решению педагогических проблем посвящены литературные произведения, они являются основой многих киносюжетов, стоят в центре обсуждения многочисленных телепередач. С педагогическими проблемами повседневно сталкивается каждый родитель. И решение педагогических проблем в повседневной жизни, как правило, происходит по-разному: интуитивно, с опорой на жизненный опыт, часто неосознанно.

В научной терминологии понятие «педагогическая проблема» тесно связано с такими понятиями, как «педагогическая задача» и «педагогическая ситуация». Попытаемся соотнести их между собой, начав с определения педагогической ситуации.

«Ситуация» в переводе с французского означает положение, обстановку, совокупность обстоятельств. Педагогическая ситуация – совокупность условий и обстоятельств, специально задаваемых учителем или возникающих спонтанно в педагогическом процессе. По мнению Л.Ф.Спирина, педагогическая ситуация отражает объективное состояние педагогического процесса в определенном временном промежутке. Педагогическая ситуация характеризуется следующими признаками: цель, место, время, субъекты, характер взаимодействия и содержание деятельности субъектов, социальный контекст, межличностные отношения, социально-психологический климат, причем с изменением одного из признаков меняется и сама ситуация.

В педагогической практике все ситуации проблемны. Выход из той или иной проблемной ситуации всегда требует от учителя постановки и решения педагогической задачи, и здесь она рассматривается как средство решения проблемы. Поэтому можно заключить, что когда в педагогической ситуации возникают противоречия, то она становится педагогической проблемой. Педагогическая задача является средством устранения выявленных в проблеме противоречий.

Технология решения педагогической проблемы в научной литературе описывается по-разному, представим некоторые подходы к выделению этапов решения педагогической проблемы.

Источник

Педагогическая задача и педагогическая ситуация

Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

1 курс, факультет педагогики и методики начального образования,

ФГБОУ ВПО «Таганрогский государственный педагогический

Руководитель: канд. пед. наук, доцент

Педагогическая задача и педагогическая ситуация

Эта статья сообщает о том, что такое педагогическая задача и педагогическая ситуация. Какова сущность педагогической ситуации. Специфика педагогической задачи.

Педагогическая задача, педагогическая ситуация, педагогическая деятельность, специфика педагогической задачи, педагогика.

Профессиональное общение педагога представляет собой определенную цепь педагогических ситуаций.

«Педагогическая ситуация –это факт, жизненная история, с которой воспитатель столкнулся в повседневной работе и которая породила педагогические задачи, требующие решения. Цель создания: формирование и развитие учащегося.

«Сущность педаго­гической ситуации выражается через:

• противоречие между имеющимися педагогическими знаниями студента и новыми для него фактами, явлениями, для объяснения которых ему прежних знаний недостаточно, и которые требуют осмысления, установления связей и отношений между собой;

• развитие этого противоречия;

• его разрешение» [3, с. 53].

Педагoгическая ситуация может быть стандaртной и нестандартной, oсознаваемой или не oсознаваемой педагoгом. Не осoзнаваемы обычнo привычные, стандартные ситуации. Осoзнание педагoгом педагoгической ситуации приводит к ее прoблематизации. А проблемная ситуация – cитуация перед началом поиска решения, когда решение в момент постановки задачи потенциально не известно. Если при постановке задачи (в широком смысле) путь к ее решению и необходимые для этого средства могут быть известны разработчику и остается только реализовать решение, то имеет место лишь узкая задача. Когда педагог сталкивается с проблемной ситуацией, oн вынужден сделать ее предметом свoего анализа, выяснить причины, сoздающие эту ситуацию, определить ее характер и попытаться найти подходящий спoсоб дoстижения целей.

Педагогическая деятельность представляет собой процесс осознанного целенаправленного решения бесчисленного множества стандартных и нестандартных проблемных ситуаций. Но как только педагог начинает действовать осмысленно, подчиняя свои действия каким-либо (пускай самым мелким) осознаваемым целям, проблемная педагогическая ситуация превращается в педагогическую задачу.

«Педагогическая задача – это система особого рода, представляющая собой основную единицу педагогического процесса» [2, с. 47]. В основе педагогической задачи лежит система, компонентами которой являются стороны и отношения между ними. Сторонами чаще всего являются:

2) учитель – ученик – ученики.

Отношения между сторонами могут проявляться как на уровне поведения, так и на уровне ожиданий. Педагогическая задача возникает тогда, когда есть рассогласование между ожиданиями и поведением сторон. Таким образом, педагогическая задача – осмысленная проблемная педагогическая ситуация, решение которой требует познания и ликвидации рассогласованности между сторонами при помощи психолого-педагогических средств.

Можно считать, что педагогическая задача – это основная клеточка педагогического мастерства, решение которой отражает уровень профессионализма педагога. Они создаются как учителем, так и учениками, спонтанно и специально.

Мастерство педагога – в умении превратить педагогическую ситуацию в педагогическую задачу, т. е. направить сложившиеся условия на перестройку отношений, приближая к поставленной педагогической цели.

Источник

Педагогическая задача и педагогическая ситуация

Педагогическая задача и педагогическая ситуация- сравнение.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая задача и педагогическая ситуация»

Что такое профессиональная задача?

Профессиональная задача- это конкретные пути достижения профессиональной цели.

Виды и характеристика педагогических задач?

Каково значение профессиональной задачи в педагогической деятельности?

Педагогическая деятельность может быть представлена как последовательное решение множества задач разного уровня сложности.

Определение «задача» и «профессиональная задача»?

Задача- это проблемная ситуация с явно заданной целью, которую необходимо достичь

Профессиональная задача- конкретная цель профессиональной деятельности, отражающаяся в виде поэтапного преодоление педагогом противоречий между проблемной ситуацией и способами решения это ситуации.

Что такое педагогическая ситуация? Примеры с детьми.

Ситуация 1: Конец учебного дня. Учитель сопровождает класс в раздевалку, ученики балуются и кричат. На сказанные в шутку слова учителя о возможном наказании, одна из девочек спрашивает:«Побьёте?» На вопрос учителя, почему она так думает, она отвечает: «Наказывают – значит бьют».Учитель в шоке, ведь девочка из благополучной семьи, её родители – порядочные люди, однако она даже не понимает, что сказала, воспринимая это как нечто обыденное.

Оценка:
Конечно, девочка могла и просто пошутить, однако пятый класс – ещё не возраст для подобных шуток. Учитывая характеристики её семьи варианта два – либо родители очень умело показывают себя добрыми и хорошими людьми, не являясь таковыми на самом деле, либо же это – влияние кого-то из подружек или телевидения и интернета.

Прогнозирование:
Правили заложившиеся в этом возрасте, сохраняются в подсознании человека на всю жизнь, поэтому тенденция складывается довольно тревожная. В будущем девочка может связаться с плохой компанией и вырасти жестокой и злой на весь мир.

Решение:
На месте учителя я бы тщательнее присмотрелся к её семье, провёл беседу с родителями и порекомендовал им получше следить за кругом общения дочери и тем, что она смотрит. С самой девочкой – провёл бы разговор на тему наказания и взаимоотношений, чтобы дать ей понять, что в жизни всё ещё есть много хорошего.

Учитель вызывает не самого лучшего ученика к доске. Он долго пытается вспомнить то, что у него спрашивают. Ученики посмеиваются, глядя на него, он сначала краснеет, смущается, и вдруг не выдерживает и, крикнув, что материал чересчур сложный, ему с ним не справиться, и вообще он хочет, чтобы его оставили в покое, в слезах выбегает из класса.
Оценка
Слабый, затравленный насмешками учеников мальчик, нуждается в поддержке со стороны и поощрении. Иначе у него разовьется комплекс неполноценности, он так и останется двоечником, отсталым учеником и вырастет слабым, неуверенным в себе человеком, озлобленным на весь мир. Остальные же дети ошибочно считают, что имеют право надсмехаться над другими, более слабыми, и не догадываются, что нужно помочь сверстнику. В них разовьются такие негативные черты характера, как эгоизм и жестокость. Так же, учителю не стоило держать ученика у доски так долго. Увидев, что от него невозможно добиться результата, следовало сразу посадить его на место, а не продлять его конфуз перед сверстниками.
Прогнозирование

Чтобы восстановить гармонию отношений в классе, учителю необходимо поддержать слабого ученика, помочь ему заявить о себе. Для этого надо дать ученику специальное задание, например творческое, знакомство с результатом которого может вызвать интерес всего класса. Это поможет мальчику раскрыться, показать его дремлющие способности и нераскрытые возможности. К тому же, стоит дать ученикам понять, что они не имеют права издеваться над более слабыми людьми, а самому учителю пересмотреть свои методы контроля знаний.

Источник

Охарактеризовать понятие педагогической ситуации и педагогической задачи

Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

Составной частью процесса обучения являются педагогические ситуации, которые характеризуют его состояние в определенное время и в определенном месте. Ситуации всегда конкретны, они создаются или возникают в процессе проведения лекций, практических занятий, лабораторных работ и т.д. и, как правило, разрешаются здесь же. Значение педагогических ситуаций для описания и анализа процесса обучения огромно, через них он проявляется. В педагогической ситуации концентрируются достоинства и недостатки педагогического процесса.

Динамичность процесса обучения, его способность к самодвижению и саморазвитию обеспечивается, обусловливается педагогическими ситуациями. Педагогический процесс можно рассматривать как непрерывную цепь взаимосвязанных, взаимопродолжающихся педагогических ситуаций. Это наиболее подвижные, быстро поддающиеся изменению элементы процесса обучения.

Структура педагогических ситуаций внешне проста. В нее входит педагог, обучающийся, их эмоционально-интеллектуальное взаимодействие. Но такая простота обманчива, так как оно проявляется в совместном действии двух сложных внутренних миров педагога и обучающегося.

Педагогические ситуации могут создаваться целенаправленно или возникать стихийно. В любом случае они должны разрешаться осторожно, продуманно, с предварительным проектированием выхода из них. Это всегда согласование педагогического процесса с интересами его участников и оперативный учет индивидуально-типологических особенностей конкретных людей и реальной обстановки.

Способом разрешения проблемной педагогической ситуации является педагогическая задача. Она определяется как педагогическая проблема, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления. Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи.

Охарактеризовать виды педагогических задач: стратегические, тактические, операционные.

Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:

1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина);

2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы;

3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.

Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Смотреть картинку Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Картинка про Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация. Фото Чем отличаются педагогическая проблема педагогическая задача педагогическая ситуация

В содержательном плане педагогические задачи могут быть сведены к следующим задачам:

1) задачи возбуждения (выявления актуального состояния формируемых качеств личности и коллектива);

2) задачи предвосхищения (прогнозирования изменений формируемых качеств личности и коллектива);

3) задачи преобразования (перевода) формируемых качеств личности и коллектива на новый, более высокий уровень развития.

Источник

Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации

2. Чем отличается педагогическая задача от педагогической ситуации

Педагогическая задача – это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике.

Педагогическая задача возникает всегда, когда нужно подготовить переход человека от «незнания» к состоянию «знания», от «непонимания» к » пониманию», от «неумения» к «умению», от беспомощности к самостоятельности.

То есть педагогическая задача — это результат осознания педагогом цели обучения или воспитания, а также условий и способов ее реализации на практике. У человека как субъекта и объекта взаимодействия с педагогом в процессе решения педагогической задачи в результате должно появиться новообразование в форме знания, умения или качества личности.

Поскольку каждый человек неповторим, постольку решение педагогической задачи сложно и неоднозначно. Поэтому существуют различные способы перевода человека от одного состояния к другому.

Все педагогические задачи делятся на два больших класса — задачи по обучению и задачи по воспитанию человека. Каждый из основных классов подразделяется на группы задач.

Например, задачи обучения — это изложение материала о млекопитающих, проверка на знание таблицы умножения, использование различных способов пересказа книги, отработка навыка работы с компьютером в программе Internet.

Задачи воспитания способны пробудить у человека веру в успех, в положительную сторону изменить его отношение к коллективу, стимулировать ответственные поступки, выработать творческое отношение к учебно-познавательной и трудовой деятельности.

Педагогическая ситуация определяет комплекс условий, при которых решается педагогическая задача. Эти условия могут, как способствовать, так и препятствовать успешному решению задачи. Однако для человека большую ценность представляют ситуации педагогической помощи, а именно поддержка в процессе адаптации к новым условиям и в состояниях и ситуациях, сопровождающих данный процесс: растерянности и депрессии, конкуренции, возникающего конфликта и эмоционального взрыва, а также при достижении успеха.

На практике иногда путают педагогические и функциональные задачи. В чем заключается разница между ними? В отличие от педагогических, функциональные задачи связаны с реализацией профессиональной функции педагога. Примерами функциональных задач являются — чтение лекции, проведение беседы со студентами по проблемам экономики и политики в России, организация математического кружка или спортивной секции.

Выделяют профессиональное и непрофессиональное решение педагогической проблемы или задачи. Причиной такого разделения послужило чрезвычайно распространенное в современном обществе мнение, что можно обучить и воспитать ребенка в течение часа, перевоспитать подростка за несколько минут и. Однако, как показывает жизнь, подобный тезис подтверждается крайне редко.

В связи с этим современно звучат слова известного русского педагога К. Д. Ушинского: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким — и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение, т. е. навык; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и навыка необходимы еще и специальные знания» (Ушинский К. Д. Избр. пед.соч.В 2 т. М., 1974. Т. 1.С.231).

Профессиональное решение педагогической задачи характеризуется тем, что при анализе ситуации педагог сознательно опирается на определенную систему правил и требований. Он целенаправленно выбирает из «арсенала» педагогической науки и практики эффективные средства для решения данной задачи применительно к конкретным условиям. Одновременно педагог планирует порядок своих действий и поступков. В завершение проделанной работы он с позиции психологической науки анализирует данные о происшедших с человеком изменениях.

Для профессионального решения педагогических задач надо специально готовиться, овладевая особенностями работы в области образования и воспитания человека. Профессиональный опыт и мастерство обретаются в ходе решения педагогических задач. Для педагога-профессионала значимы следующие вопросы — как провести проблемный урок, как разработать новую или совершенствовать известную образовательную программу, как сочетать групповую, коллективную и индивидуальную работу учащихся на уроке, как обеспечить в ходе занятия развитие творческих способностей, как стимулировать интерес к учебному предмету.

На практике педагогическая деятельность осуществляется в конкретной ситуации. Ситуации, в которых решаются педагогические задачи, называют педагогическими.

3. Методические особенности преподавания истории психологии

История психологии — отрасль психологической науки, изучаемая на психологических факультетах университетов и академий. Но это не прикладная наука, а теоретическая, объясняющая современное состояние психологии на основе ее ретроспективного анализа. История психологии реконструирует процесс развития науки в его динамике, начиная с взглядов древних на психику (душу) и кончая сегодняшними научными представлениями о ней.

При изучении истории психологии студентам важно усвоить логику развития науки во времени, т. е. какие общественные потребности ее породили и как она помогла удовлетворить их. История психологической науки прослеживает и объясняет ее ход со времен древности до наших дней, позволяет глубже понять современные теории и гипотезы, учит подходить к ним исторически.

Понимание логики и истории развития науки помогает студентам проникнуться чувством оптимизма и уверенности в своих возможностях в овладении научными психологическими знаниями не только по литературным источникам, но и приходить к новым научным или практическим выводам в собственных исследованиях хотя бы в узких, прикладных областях научной психологии или в конкретных сферах практической психологии.

Поэтому преподавание истории психологии ни в коей мере не должно создавать у студента впечатления о «копаниях в далеком прошлом», не имеющем якобы значения для современности, а призвано помочь понять именно сегодняшние проблемы и теории, которые не могли бы быть решены без тех предшественников, которые вписаны в историю науки.

Таким образом, «трансформация научной мысли происходит закономерно. При всем многообразии отдельных гипотез, моделей, фактов, обобщений, которые запечатлеваются различными психологическими направлениями и школами, в этой полифонии и многокрасочности представлена постоянно звучащая «мелодия». Она проходит через всю историю науки. Это есть логика ее развития. Она охватывает устойчивые структуры этого развития, служит его осью» [62, 6]. Изучая современную психологическую науку, человеку необходимо пройти по этой осевой линии. И тогда он не собьется с пути и пройдет до конца — до овладения научным психологическим мышлением. Повышенного внимания и бережного отношения требует история развития отечественной психологии как в России до 1917 г., так и в современных условиях, которая мало известна рядовым психологам. Советский период получил некоторое освещение в научной исторической литературе (СНОСКА: См.: Петровский А.В. История советской психологии. — М., 1967). Он известен по делам крупных отечественных психологов, имена которых названы во всех учебниках. С дореволюционной психологией в советское время студентов не знакомили, имена ученых в большинстве своем замалчивались. Более или менее подробно изучались психологические взгляды физиологов И. М. Сеченова и И. П. Павлова, упоминалось имя психолога А. Ф. Лазуровского, врача по образованию, руководившего лабораторией психологии в Психоневрологическом институте, созданном В. М. Бехтеревым. Имя самого В. М. Бехтерева становилось известно обычно в связи с рефлексологией, но почти не упоминались идеи В. М. Бехтерева о всестороннем (комплексном) изучении человека, получившие свое развитие в последующих исследованиях отечественных психологов. Более или менее известна деятельность психологов, продолжавших работать в СССР в 20-30-е годы (Г. И. Челпанов, П. П. Блонский, К. Н. Корнилов). Но в официальной (подцензурной) литературе сколько-либо подробно дооктябрьский и ранний послеоктябрьский периоды развития отечественной психологии до недавнего времени не анализировались.

Другое дело сейчас, когда появилась возможность изучить всю историю отечественной психологии после октября 1917 г. без каких-либо изъятий. Настала пора включить ее в учебные программы, по крайней мере в лекционные курсы для психологических факультетов вузов. Тем более что стали появляться публикации на эту тему.

Особенности истории психологии как науки теоретической, являющейся одновременно и исторической, и психологической, требуют от преподавателя и особого методического подхода к ее преподаванию. Существенное значение имеет последовательность преподавания двух теоретических дисциплин — общей психологии и истории психологии. Иногда история преподается раньше, иногда наоборот, а нередко они идут параллельно. Если в лекциях по истории психологии излагаются взгляды, которые потом были преодолены как ошибочные, но современных взглядов на эти проблемы студенты еще не знают, то тогда у них возникают серьезные трудности в адекватном понимании логики исторического процесса развития науки. Они, не владея категориальным аппаратом современной психологии, не зная открытых на сегодняшний момент законов функционирования психологических механизмов и многого другого, лишены возможности критически воспринимать историческую информацию о сменявших друг друга теориях и взглядах разных психологов и психологических школ и со знанием дела подходить к оценке их места в истории науки, их вклада в прогресс психологической науки. Студентам бывает порой трудно понять, почему некая теория, казавшаяся когда-то прогрессивной, была впоследствии забыта и в современной психологии не играет никакой роли. Они не видят, например, принципиального различия в понятии рефлекса у Декарта и у Сеченова: в чем же суть новизны в рефлекторной теории И. М. Сеченова по сравнению с открытой в XVII в. Р. Декартом «рефлекторной дугой», произведшей, как зафиксировано в истории, настоящую революцию в психологии. Таких примеров можно приводить много. Они свидетельствуют именно о трудности усвоения истории психологии без предварительного знакомства с современными психологическими взглядами.

Если история изучается после общей психологии или хотя бы параллельно с ней, то данная трудность в значительной мере снимается. Для лучшего понимания исторической логики развития психологической мысли студенту постоянно нужно обращаться к современным теориям общей психологии, понять причины несостоятельности тех или иных теорий, взглядов, концепций, которых придерживались психологи прошлого.

Другая трудность в познании истории психологии связана с непониманием необходимости изучения давно забытых и порой абсолютно наивных психологических представлений древности и средневековья, равно как и некоторых современных теорий и направлений научной психологической мысли, которые признаны ошибочными или тупиковыми. Непонимание и недооценка роли правдивой истории для лучшей ориентировки в современности и прогнозирования будущего, а главное, для творческого усвоения объективных закономерностей общественно-исторического процесса развития психологии мешает формированию у студента действенной мотивации, не способствует появлению интереса к самостоятельной учебе, превращая ее в некое принудительное занятие, состоящее из «прохождения» учебной программы, выполнения контрольных работ и сдачи экзамена (зачета). Чтобы помочь студенту направить свою мысль на анализ связи истории психологии как с общей психологией, так и с ее конкретными отраслями, можно использовать такое методическое средство, как проблемные учебные задачи. Вопросы в задачах ставятся так, чтобы, изучая историю психологии, студент обращался к современной теории и, наоборот, изучая общую психологию или другую современную отрасль психологии, сопоставил ее положения с тем, как они зарождались и развивались в истории науки. Это поможет студенту понять смысл изучения не только современной, остро актуальной психологической теории, но и древней и ближней истории ее развития, понять объективную общественную востребованность каждой новой идеи, возникшей в истории науки и продвигавшей человечество вперед в объяснении психического.

По названным выше особенностям изучения истории психологии и трудностям ее усвоения студентами можно сделать однозначный вывод: управление учебной деятельностью студентов, начиная от слушания ими лекций и кончая самостоятельной работой, представляет для преподавателя специфическую методическую задачу. Удаленность во времени исторических фактов и в силу этого невозможность их непосредственного наблюдения оставляет для познающего субъекта «только один шанс» — понять историю силой мышления. Отсюда для преподавателя остается тоже «один выход» — управлять мыслительной работой студентов, предоставляя им для самостоятельного выполнения соответствующие учебные задачи. Да и лекции должны читаться не в манере поверхностного описания фактов, простого пересказа книжных текстов, а в стиле проблемного изложения, в рассуждающей манере. А что касается самостоятельной работы и последующего семинарского занятия, то лучше всего управлять тем и другим с помощью метода программированного обучения: составить серию проблемных вопросов (учебных задач), четко и однозначно ориентирующих студентов в содержании и логике учебного материала, изложенного в лекциях и рекомендованной литературе. На семинаре может быть развернута дискуссия по обсуждению содержания тех же вопросов, которые легли в основу самостоятельной работы и над которыми студенты уже размышляли.

Отсюда основная забота преподавателя в области методики преподавания истории психологии может быть выражена примерно в такой формуле: от проблемного изложения лекции — через программирование самостоятельной работы студентов — к творческой дискуссии на семинарском занятии. Словом, лекции по истории психологии нужно стремиться превратить в разговор о современности на основе ретроспективного анализа пройденного ею пути, приведшего к нынешнему ее состоянию. Конечно, большинству студентов не будут доступны оригинальные произведения по истории психологии, и, возможно, единственным источником знаний по предмету могут оказаться лекции преподавателя, поэтому его ответственность за их качество очень высока. Какие требования к лекции обязательно нужно соблюдать в расчете на крайне неблагоприятную для студента обстановку — отсутствие литературы, отвечающей требованиям учебной программы?

Во-первых, содержание лекции нужно стремиться скомпоновать так, чтобы в сжатой форме и строго логично были изложены основные вехи и этапы в истории психологии. Важно, чтобы студент видел в этих вехах ступеньки, ведущие вверх, к прогрессу науки.

Во-вторых, изложение исторической (хронологической) последовательности событий, связанных со значительными научными открытиями, нужно построить так, чтобы были видны логика их вызревания на базе предшествующих научных данных и объективная подоплека их появления именно в этот исторический момент. Важно, чтобы студент разглядел за хронологией событий не только и не столько связь времен, сколько движение научной мысли, подчиненной определенной логике и запросам общественной практики.

В-третьих, излагая историю психологии как определенную череду событий в развитии науки в логической и временной связях, преподавателю нельзя не помнить об изменении научного содержания основных понятий (или категорий, как предельно широких понятий данной науки), хотя термины могут сохраняться прежние. Так, например, в разное время вкладывался разный смысл в толкование понятий рефлекс, образ, мотив, личность, инстинкт и т. д. Возможно, нужно будет посвятить одну из лекций специально понятийному анализу истории психологии, пользуясь последними публикациями в этой области.

В-четвертых, было бы очень хорошо, если бы преподавателю удавалось каждое значительное событие в науке, приведшее когда-то к принципиально новому выводу, показать в связи с современными взглядами на данную проблему.

В концепции «Учебная деятельность» (в отличие от дидактических концепций) заложены предпосылки для понимания ученика как субъекта познания. Сам образовательный процесс трактуется не как трансляция научных знаний, их усвоение, воспроизводство, а как развитие познавательных способностей, основных психических новообразований.

Педагогическая задача ничем принципиально не отличается от любой другой задачи. Каждому педагогу в работе приходится сталкиваться с проблемными ситуациями.

Существует три основных подхода к понятию «педагогическая задача»:

1) педагогическая задача связана с прогрессивным изменением знаний, отношений, умений ученика (Б. Г. Ананьев, Н. В. Кузьмина);

2) педагогическая задача находит свое выражение в планируемых эффектах роста, развития, продвижения учащихся, в которых проявляются способности человека успешно решать жизненные проблемы;

3) педагогическая задача выступает как некоторая знаковая модель педагогической ситуации и изменяется в соответствии с логикой целей педагогического процесса.

Педагогической ситуации имеют анализ. Он включает в себя оценку исходных условий педагогических действий, объяснение и предвидение педагогических явлений, выработку и принятие диагностических решений, диагностику индивидуального или группового поступка, диагностику личности и коллектива, прогнозирование результатов обучения и воспитания, возможности трудных ответов учащихся и их ответные реакции.

Итак, действенность методики преподавания зависит в первую очередь от ясной осознанности цели преподавания и подчинения ей всей совокупности методических приемов.

Методика преподавания как наука рассматривает вопрос о целях, задачах обучения психологии. Без ответа на этот вопрос она не может решать другие вопросы. Определенное время целью обучения считалось вооружение студентов, учащихся психологическими знаниями, умениями и навыками. В настоящее время все больше возрастает роль науки, растет объем знаний. Поэтому важным является привитие обучаемым стремления самостоятельно приобретать знания.

Методика преподавания психологии как наука решает вопрос об общих закономерностях и дидактических принципах, на основе которых строиться процесс обучения психологии

Методика преподавания психологии рассматривает вопрос «Чему учить?». Какой объем знаний дать обучаемым на разных ступенях их подготовки.

1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии: Учеб.-метод, пособие для преподават. и аспирантов вузов. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. — 304 с. 145-158с

2. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.

3. Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *