Чем отличаются опрос и тестирование в форме теста опросника
Чем отличаются опрос и тестирование в форме теста опросника
Вступление
Данная заметка адресована людям, которые регулярно организуют тесты в процессе учебной диагностики.
Когда ко мне обращаются с подобными запросами, я обычно рекомендую вместо теста провести опрос (либо тест в сочетании с опросом).
Отличие теста от опроса
Под тестом и опросом я здесь подразумеваю следующее.
В тесте сотруднику задаются вопросы и дается несколько вариантов ответа. Подразумевается, что среди них есть правильные и неправильные. Сотрудник отмечает те, которые он считает правильными. После этого в автоматическом или ручном режиме происходит сверка ответов сотрудника с эталонами, задаваемыми разработчиками теста.
Также в тесте могут быть вопросы, подразумевающие ответ в свободной форме, ранжирование и т.д. Но все равно правильность ответа определяется по степени расхождения с заданным разработчиком эталоном.
Опрос же не предполагает наличия правильных и неправильных вариантов ответа. Вместо этого в опросе сотруднику предлагается самостоятельно оценить свою подготовку в той или иной области.
Пример теста и опроса
Предположим, что нам необходимо проанализировать уровень владения сотрудниками текстовым редактором Word.
Чтобы узнать, умеет ли сотрудник работать в режиме правки, мы можем сделать несколько тестовых вопросов, например:
1. В какой панели включается режим правки?
2. Что произойдет, если в режиме правки удалить текст, написанный другим сотрудником?
3. Как показать итоговую версию документа с учетом всех правок, без выделения в нем самих правок?
И т.д.
При желании мы можем даже сделать несложную симуляцию: предъявить сотруднику скриншот программы MS Word и попросить щелкнуть в то место на скриншоте, которое позволит добиться нужного результата, или сделать серию щелчков и т.д. Это тоже можно назвать своеобразным тестом.
Если же мы проводим опрос, направленный на самооценку, то вопросы будут несколько другими. В этом случае мы спросим, например:
1. Умеете ли Вы работать в режиме правки?
2. Как часто Вам случалось работать в режиме правки?
3. Какие сложности у Вас возникают при работе в режиме правки?
И т.д.
Преимущества опроса перед тестом
1. Возможность легко признать отсутствие знаний, навыков
При диагностическом тестировании может возникнуть такая ситуация: человек не знает ответа на какой-то вопрос или вообще плохо разбирается в теме, по которой проводится тестирование. Он мог бы признать это и отказаться отвечать на вопрос / тест. Он и без ответа на тест мог бы согласиться, что ему необходимо обучение / развитие. Либо выразить мнение, что ему и не нужно это знать, поэтому и обучение не нужно.
Если он формально произведет такой отказ и информация об этом сохранится в виде, подходящем для последующего анализа, это полностью удовлетворит наши диагностические цели, ради которых мы хотели провести тест.
Но формат теста, как правило, не дает возможности отказаться от ответа на вопрос. Тестируемый обычно вынужден выбрать один из предложенных в тесте вариантов, даже если он и понятия не имеет, какой из них правильный. Приходится гадать.
Также немаловажно, что человек часто нервничает и переживает, что сделает ошибку и получит низкий балл. Школа нас всех приучила бояться плохих оценок. В результате человек часто пытается обмануть, списать, подсмотреть ответ соседа и т.д., лишь бы не получить низкую оценку.
Таким образом, если человек не разбирается в некоторой области, но вынужден проходить тест, то он может списать, угадать, выучить только те вопросы, которые есть в тесте и т.д. Оценка за тест может быть существенным завышением его реальных знаний, умений, навыков. Если же он проходит опрос, не разбираясь в предметной области, то шансы на то, что он честно ответит, что не разбирается в ней, гораздо выше.
2. Атмосфера доверия
Люди часто не любят, когда их оценивают. А вот предоставление им возможности самооценки, интерес к их собственному мнению, создают доверие. А доверие всегда является прекрасной мотивацией к сотрудничеству. Если человек Вам доверяет, он гораздо лучше усвоит материал Ваших курсов, будет относиться к ним серьезно, внимательно, вдумчиво. Если не доверяет, то будет пропускать все мимо ушей, относиться к обучению как к неприятной формальности, с высокой вероятностью будет готов пойти на обман при контрольном тестировании.
3. Опрос разработать проще, чем тест
Хотя разработку опроса нельзя назвать элементарной задачей, она все-таки проще, чем разработка теста.
Адекватности теста добиться можно, но задача это довольно трудоемкая. Необходимо грамотно формализовать предметную область, после чего на основе полученной модели правильно составить тест.
Опрос требует менее высокого уровня формализации предметной области, поэтому его проще сделать адекватным.
Тем не менее, научиться составлять опросы проще, чем тесты:
• Существуют стандартные вопросы, которые почти всегда стоит включать.
• Возникает меньше сложностей с придумыванием альтернативных вариантов ответа.
• Неудачные вопросы могут быть скомпенсированы более общими вопросами со свободным вводом ответа.
4. Получение дополнительной информации
Проводя опрос, мы можем узнать дополнительную информацию о нашей целевой аудитории. Часто бывает удобным вместе с вопросами об уровне знаний и развитости навыков и умений включить в опрос и вопросы такого рода:
• Какой у Вас опыт работы с анализируемой предметной областью?
• Какие трудности возникают при работе?
• Какие возникают организационные сложности?
• Есть ли у Вас идеи по улучшению работы?
• Есть ли методы работы, которые Вы используете в своей практике и которые помогают Вам улучшить результаты?
И т.д., вплоть до некоторых элементов коучинга.
В ситуациях, когда необходима диагностика знаний, умений и навыков, дополнительная информация такого рода обычно также является весьма полезной.
5. Осознание потребностей целевой аудитории
В конце опроса можно вставить вопросы вроде:
• Что, на Ваш взгляд, можно сделать для улучшения результатов работы?
• Требуется ли Вам обучение в этой предметной области? Если да, то что бы Вы хотели увидеть в этом обучении? Какая из предложенных учебных программ Вам могла бы подойти?
Сформулированная осознанная потребность в обучении значительно повышает его эффективность. Если человек заранее решит, что обучение ему необходимо, то он получит больше пользы во время прохождения учебной программы.
Сочетание опросов и тестов
В некоторых ситуациях опросы могут быть полноценной заменой тестам. В других имеет смысл использовать сочетание опросов и тестов.
Если человек указал в опросе, что он хорошо разбирается в определенных темах, то можно затем дать ему тест по этим темам. Если же по некоторым темам он не слишком высоко оценил свои знания, то сразу же проводить тестирование по таким темам нет смысла. Нужно предварительно провести обучение.
Резюме
С моей точки зрения, в большинстве практических ситуаций, требующих диагностики знаний, опросы дают лучший результат, чем тесты, при меньших затратах. Также они могут быть успешно применены и в ряде других ситуаций.
Если Вы не пробовали проводить опросы при диагностике знаний, рекомендую попробовать. Если есть сомнения в том, что это хорошо сработает, то начните с сочетания опроса с тестом, как было описано выше. В этом варианте Вы в любом случае ничего не теряете.
Чем опросник отличается от теста?
Чем опросник отличается от теста?
Но попробуем разобраться, чем же опросник отличается от теста?
В «Энциклопедическом словаре: Психология труда, управления, инженерная психология и эргономика», изданном в 2005 году, читаем:
Опросник одна из разновидностей психологических тестов.
От анкеты опросники отличаются своей целью (анкета не изучает личность), а также наличием заранее подготовленных ответов на каждый вопрос (что сближает опросник с тестом).
Опросник может дать представление как об отдельной черте личности, так и рассказать о их комплексе. В последнем случае вопросы, диагностирующие разные черты, распределяются в случайном порядке, а в процессе обработки группируются так, чтобы дать характеристику каждой черте личности опрашиваемого.
Каждая такая группа вопросов называется шкала. Результаты опросников переводят чаще всего в стандартизированные баллы, поэтому опрашиваемых можно сравнивать либо с заранее установленной нормой, либо друг с другом.
Чтобы повысить правдоподобность ответов, некоторые опросники предлагают ответить на такие вопросы, смысл и цель которых завуалирована.
Какая разница?
Теперь, когда мы имеем представление о том, что собой представляют опросники, разберёмся с тестами. Читая определение, мы сразу увидим разницу. Если опросник сравнивают с тестом и анкетой, то тест сравнить не с чем, потому что он представляет собой систему заданий, которые позволяют измерять уровень развития различных психологических качеств.
То есть главным отличием опросника является следующее:
Тест изучает психологические качества, то есть внимание, память, воображение и так далее и тому подобное.
Кроме того, в отличие от стандартизированных опросников, тесты в проведении и обработке довольно-таки трудоёмки, проводятся индивидуально с каждым человеком и очень редко применяются в коллективе или группе.
И последнее очень важное отличие опросника от теста:
Результатом проведения опросника является количественное выражение той или иной черты личности.
Результатом проведения теста является сравнение полученного результата с некоторой установленной нормой, которая присуща конкретному типу людей. То есть у каждого теста есть так называемая шкала значений, позволяющая сразу же получить вполне определённый результат, который расскажет о человеке достаточно.
В качестве примеров опросников можно назвать следующие:
Чтобы ещё лучше понять, чем же опросник отличается от теста, нужно просто изучить себя с помощью одного из них. Тогда вы сможете полностью прочувствовать все отличия!
Чем отличается анкетирование от тестирования?
Доброго времени суток! Надеюсь, вы сможете уделить моей сегодняшней публикации немного благосклонного внимания. Сегодня я хочу рассказать вам, что такое анкетирование, чем оно отличается от тестирования, зачем вообще нужно анкетирование и стоит ли участвовать во всевозможных опросах.
Я попытаюсь раскрыть для вас суть некоторых специальных терминов, касающихся различных форм проведения опросов, рассказать о методах и формах анкетирования. Мы поговорим о правилах составления анкет и попробуем избежать ошибок при формулировании вопросов.
Что такое анкетирование?
Наверняка вы уже участвовали в анкетировании хоть пару раз в жизни. Вот скажите, вы отвечали на вопросы относительно организации лечения или образования, заполняли мини-анкетки на каких-то сайтах, участвовали в опросах в соцсетях? Если да, то вы уже представляете себе анкетирование как явление.
Обратимся к определению:
Анкетирование – это исследование, включающее перечень вопросов, касающихся событий, фактов или мнений, чувств и предпочтений опрашиваемого относительно чего-либо.
Анкетирование часто отождествляется с тестированием, но это не совсем верно. Тестирование служит для определения уровня каких-либо компетенций (знаний, уровня интеллекта и так далее), в то время как анкетирование служит всего лишь для сбора информации и использования ее в обобщенном виде. Изучается мнение, определяется наличие/отсутствие чего-либо, выясняются перспективы и так далее.
Анкетирование:
Тестирование:
Сферы применения анкетирования
Анкетирование, как метод исследования актуально для многих сфер нашей жизни. Наиболее часто оно применяется при социологических опросах, при определении картины общества в целом либо неких социальных групп.
Анкетирование используется и в маркетинговых исследованиях, когда производителю или продавцу продукта нужно изучить мнение потребительской аудитории. В данном случае анкетирование способно решить массу маркетинговых задач: изучить спрос на продукт, определить портрет целевой аудитории, узнать мнение представителей ЦА о названии, свойствах или упаковке продукта, определить перспективы продаж и так далее.
Нельзя сбрасывать со счетов и прочие сферы нашей жизни: науку, культуру, образование, здравоохранение и так далее. С помощью подобных исследований можно определить векторы развития социальных сфер и улучшить качество обслуживания населения государственными, общественными и коммерческими организациями. Незаменимо анкетирование и в кадровой политике.
Подытожим: анкетирование особенно прочно прижилось в социологии, психологии, педагогике, маркетинге.
Плюсы и минусы анкетирования
Среди очевидных достоинств подобных методов исследования стоит упомянуть:
Наиболее весомым недостатком этого метода является большой процент невозврата анкет при некоторых способах их распространения. Ну и непонимание ряда вопросов, их произвольную трактовку или пропуск, а также заведомую ложь также нельзя сбрасывать со счетов.
Виды анкетирования:
Существует множество подходов к классификации подобных исследований. Например, опрос может проходить в индивидуальном или групповом порядке. Существует даже вариант с обменом заполненными опросниками, когда участники анкетирования анализируют результаты других членов группы. Этот вариант порой используется в фокус-группах.
Одним из наиболее важных моментов является способ донесения информации до респондентов. Сразу оговорюсь: очные опросы при участии явной персоны интервьюера – это несколько другой вид исследования, близкий, но не тождественный анкетированию. При интервьюировании можно задавать уточняющие вопросы, что при анкетировании исключено.
Зачастую несведущие люди задаются вопросом, чем анкетирование отличается от тестирования и даже путают эти понятия. При анкетировании люди высказывают свое мнение либо отвечают на вопросы касательно общеизвестных фактов. Тестирование же используется преимущественно для проверки знаний (например, ЕГЭ).
Несколько в стороне находятся и телефонные опросы – они занимают некое промежуточное положение между интервью и анкетированием. Для проведения телефонных опросов зачастую нанимают случайных людей, не имеющих понятия о правилах коммуникации с потенциальными респондентами, что увеличивает риски отказов и отрицательно сказывается на объективности ответов.
Сейчас мы поговорим именно о «чистокровных» вариантах – буквы, слова, письменные вопросы – и ничего более.
Раздаточное анкетирование
Перед вами классический тип исследования, когда опросные листы печатаются на бумаге и раздаются участникам. Это наиболее чистый в плане корректности данных вариант, особенно если речь идет о группе участников, собранных в одном месте в конкретное время (например, по месту работы или проведения какого-либо мероприятия).
В данном случае процент невозврата анкет крайне мал, отказы от заполнения и пропуски вопросов редки. Однако это трудоемкий вариант, по сложности уступающий лишь индивидуальной раздаче, когда собрать анкеты у участников, находящихся на приличном расстоянии друг от друга (например, по домам) весьма затруднительно.
Онлайн-опросы
Интересным вариантом являются всевозможные интернет-опросы. Их иногда размещают на тематических сайтах (коммерческих и информационных), в соцсетях, на форумах, в мессенджерах и так далее. Темы для опросов задаются заказчиком. Время заполнения опросников если и ограничивается, то в достаточно широких рамках.
Однако в таких формах кроется существенный недостаток – люди крайне неохотно тратят время на опросы, если они не связаны непосредственно с их интересами. Исключение составляют, разве что, весьма социально активные персоны, но таких в современном обществе не много, а среди некоторых слоев населения – и вовсе исчезающе мало. Если человек действительно занят, привлечь к участию в анкетировании его можно только финансовым поощрением.
Сейчас я хочу вам рассказать о специальных онлайн-опросниках, где аккумулируются предложения по анкетированию. Заказчиками исследований выступают всевозможные организации: коммерческие, общественные, социальные, политические и так далее.
Основная аудитория заказчиков – это сотрудники маркетинговых отделов компаний, рекламные агентства, организации, специализирующиеся на проведении социологических исследований. Им достаточно создать опрос по шаблону в соответствии со своими целями и разместить его на соответствующей площадке.
Онлайн-анкетирование за денежку – это верный способ достучаться до труднодоступной целевой аудитории и провести отсев нецелевых пользователей. Правила проведения подобных опросов крайне просты: по профилям отбираются потенциальные участники, им предлагаются перечни вопросов, на которые нужно отвечать.
А теперь информация для потенциальных респондентов. Площадки-опросники типа You Think, Survey Harbor, Анкетка, Iberia System и иже с ними являются общедоступными и открытыми для регистрации. Так что стать респондентом на постоянной основе может любой желающий, располагающий компьютером или смартфоном, доступом в сеть и желанием поработать в интернете за деньги.
Перечисляю по порядку этапы подготовки к регистрации и участию в проектах-опросниках:
Иные виды анкетирования
Среди других форм анкетирования стоит упомянуть, прежде всего, почтовую рассылку. Опросники в распечатанном виде отправляются по адресам потенциальных респондентов (обычно с вложением оплаченных конвертов). Альтернативным вариантом является распространение опросников через печатные СМИ: следует вырезать анкету, заполнить ее и отправить по почте по указанному адресу.
Как вы сами понимаете, процент возврата заполненных анкет в этих случаях крайне мал. Поэтому распространение анкет по почте и через СМИ используется сейчас крайне редко: при очевидно высокой стоимости они крайне малоэффективны.
Правила составления анкет
При составлении анкеты следует учесть несколько основополагающих моментов:
Типовая структура анкеты
Классическая печатная анкета состоит из трех структурных частей:
Классификация вопросов
Попробуем разобраться в классификации вопросов. Итак, первая типология вопросов – по содержанию. Существуют вопросы, касающиеся фактов и событий, то есть, объективные. Например, «Бывали ли вы за границей за последние пять лет?», «Есть ли у вас высшее образование?» – только факты и ничего более.
Им противопоставляются вопросы, касающиеся мнений, суждений, предпочтений, то есть, субъективные. Например, «В какой стране вы хотели бы побывать больше всего?», «Планируете ли вы получить высшее образование?».
Переходим к классификации вопросов по функциям:
И, наконец, еще одна типология – по структуре. Согласно этой классификации, вопросы принято дифференцировать на:
Кроме того, можно дифференцировать вопросы на прямые и косвенные. Прямые обращены непосредственно к респонденту и требуют высказывания личного мнения. Это щекотливый момент, особенно если суждение информанта отличается от общественного мнения или каких-то моральных догм.
Поэтому особо щекотливые вопросы лучше задавать в косвенной, то есть условной или обезличенной форме, причем максимально деликатно. А вообще чрезвычайно полярных (резко положительных или отрицательных), смущающих и откровенно гипотетических (не предполагающих четкого ответа) вопросов лучше по возможности избегать.
Подведение итогов
Обработка анкет – это очень важная часть исследования. Причем исследовательская работа серьезно осложняется тем, что часть опросников оказывается испорченной или заполненной лишь частично. Кстати, онлайн-анкетирование на специализированных площадках практически исключает подобные нюансы – система попросту не принимает неполные данные.
Естественно, обрабатывать анкеты с закрытыми вопросами значительно проще, можно даже автоматизировать процесс. С открытыми вопросами приходится повозиться: только вручную и только профессионально и вдумчиво. Для систематизации данных используют некие ключевые слова и соответствующие категории. Потом производятся математические подсчеты, позволяющие выявить процентные соотношения к общему числу опрошенных.
Обработанные данные обычно визуализируются и представляются в виде графиков, диаграмм, гистограмм, демографических карт и прочих подобных средств наглядности.
Сфера применения анкетирований поистине необозрима. Чтобы познакомить со всеми тонкостями этого классического метода исследований потребуется с десяток статей, но надеюсь, что общее понятие вы уже получили.
Опросные методы: беседа, интервьюирование, анкетирование, тестирование.
ОПРОСНЫЕ МЕТОДЫ получили распространение вследствие оперативности, практичности, надежности, эффективности, возможности широкого охвата большого количества объектов исследования, получения большого эмпирического материала. К вопросам предъявляются требования: вопросы формулируются заранее; имеют четкую формулировку, являются понятными, тактичными, предполагают однозначность ответов, доверительность.
Вопросы бывают: 1) открытые и закрытые; 2) прямые и косвенные. Открытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее не предусмотрен исследователем. Например, почему ты выбрал педагогическую специальность? Закрытые вопросы – это те, характер ответов на которые заранее предусмотрен. Например, какие учебные занятия тебе больше нравятся: по педагогике, иностранному языку, философии, психологии, методике, лингвистике? Закрытые вопросы легче поддаются математической обработке.
Прямые вопросы еще называют вопросами в лоб. Например, собираешься ли ты работать в школе? Нецелесообразно спрашивать подростка: «Как ты относишься к родителям? Следуешь ли ты их советам? Предпочтительнее предложить ему: «Назови наиболее авторитетных людей, к которым можно обратиться за советом». Таким образом, выясняется, попадают ли родители в эту категорию родители.
БЕСЕДА – динамический, гибкий метод изучения педагогических явлений и процессов. Ее данные во многом объективны. Беседы могут быть индивидуальные, групповые, коллективные. Беседа предполагает предварительную серьезную подготовку исследователя. Для успешного применения беседы определяют ее цель, программу, объект, предмет, вопросы, место и время проведения. Ее успех зависит от заинтересованности исследователя в предмете разговора, умения вызвать собеседника на открытость. Она требует раскрепощенности эмоциональных реакций, доверия и взаимопонимания. Во время беседы необходимо поддерживать доброжелательные отношения, предупреждать возникновение психологической отчужденности и барьеров общения. Беседа предполагает непосредственный контакт с испытуемым. В зависимости от получаемых ответов на вопросы и высказываемых суждений необходимо быстро реагировать и вносить изменения в ход беседы. Целесообразно начинать беседу с тем, интересных для собеседника, а затем переходить к темам, представляющим исследовательский интерес.
АНКЕТИРОВАНИЕ – это письменный метод массового сбора фактического материала. Она позволяет выявить типичные сильные или слабые стороны в решении различных педагогических задач, причины педагогических явлений. Анкеты не должны содержать слишком много вопросов, т. к. это приводит к поверхностным ответам. Вопросы анкет должны быть взаимосвязаны. Многие анкеты могут быть анонимными.
ИНТЕРВЬЮИРОВАНИЕ – разновидность беседы. Отличается от беседы, которая носит характер взаимного обмена информацией тем, что в интервью спрашивает один, воздерживаясь от собственных высказываний, чтобы не влиять на мнение собеседника. Интервью бывают групповыми и индивидуальными. Как беседа, так и интервью могут быть нестандартизированными, полустандартизированными и стандартизированными. Их особенности раскрыты в таблице 1.
Таблица 1.
Нестандартизированное интервью 1. 1. Формулировка и последовательность вопросов могут меняться 2. 2. Используются открытые вопросы | Полустандартизированное интервью 1.Может меняться формулировка или последовательность вопросов 2. Вопросы – закрытые. Респонденту предоставляется возможность выбрать один или несколько ответов из предложенных вопросов и высказать собственное мнение. | Стандартизированное интервью 1. Формулировка и последовательность вопросов не меняются. 2. Применяются закрытые вопросы, формулировка которых задана. |
«ТЕСТИРОВАНИЕ – это исследовательский метод, который позволяет выявить уровень знаний, умений и навыков, способностей и других качеств личности, а также их соответствие определенным нормам путем анализа способов выполнения испытуемым ряда специальных заданий». Тесты обычно содержат вопросы и задания, требующие краткого, иногда альтернативного ответа («да» или «нет», «больше» или «меньше» и т. д.), выбора одного из приводимых ответов или ответов по балльной системе. Тестовые задания отличаются диагностичностью, их выполнение и обработка не отнимают много времени. Но важно видеть, что они могут выявить, чтобы не подменять предмет исследования.
В. И. Загвязинский и Р. Атаханов рекомендуют при подготовке тестовых заданий соблюдать следующие условия:
1) определить и ориентироваться на некоторую норму. Это помогает объективно сравнивать между собой результаты и достижения различных испытуемых. Например, тесты на выявление уровня знаний, умений и навыков по предмету составляются на основе представлений о критериях оценки и норм отметок;
2) испытуемые должны находиться в одинаковых условиях выполнения задания
Норма каждого теста определяется путем нахождения среднего показателя. Результаты каждого испытуемого сравниваются с нормой и соответствующим способом оцениваются.
Существуют определенные правила проведения тестирования и интерпретации полученных результатов. Они включают:
1) информирование испытуемых о целях проведения тестирования;
2) ознакомление испытуемых с инструкцией по выполнению тестовых заданий и достижение уверенности исследователя в том, что инструкция понята верно;
3) обеспечение ситуации спокойного и самостоятельного выполнения заданий; сохранение нейтрального отношения к испытуемым, отсутствие подсказки и помощи;
4) соблюдение исследователем методических указаний по обработке полученных данных и интерпретации результатов;
5) обеспечение конфиденциальности психодиагностической информации;
6) ознакомление испытуемого с результатами тестирования, сообщение ему информации с учетом принципа «Не навреди»;
7) накопление сведений, полученных другими методами, их соотнесение друг с другом и определение согласованности
В. И. Загвязинский и Р. Атаханов выделяют несколько типов тестов, отмечая, что каждому из них соответствуют определенные процедуры тестирования: тесты способностей (интеллектуальные тесты), тесты достижений (экзаменационные испытания, ЕГЭ); личностные тесты (опросники мотивации деятельности, определения черт характера личности и отношений).
К личностным тестам относятся т. н. проективные тесты, построенные на признании существования механизма «проектирования» человеком своего внутреннего мира на внешний, когда он невольно приписывает другим людям свои влечения и потребности, которые подавлены в обычном состоянии. Существуют также графические проективные методики, где исследователь ставит испытуемого в ситуацию проектирования своего состояния, особенностей личности и отношений к реальности путем изображения дома, дерева, семьи, человека, несуществующего животного и его интерпретации.
ИЗУЧЕНИЕ ПРОДУКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – это метод, позволяющий опосредованно изучать сформированность знаний и навыков, интересов и способностей на основе анализа продуктов его деятельности. В широком смысле это изучение последствий предпринятых усилий, внесенных изменений, реальных сдвигов в жизненных позициях и ценностях человека. В узком смысле это изучение материализованных результатов деятельности воспитанников: сочинений, контрольных и поверочных работ, рисунков, поделок, моделей и т. п. Полученные представления о творческих возможностях испытуемого дают основания для переосмысления взаимосвязи всех имеющихся данных и характеристики его личности.
ОЦЕНИВАНИЕ (другие названия – метод компетентных судей, рейтинг) – это метод, связанный с привлечением к оценке изучаемых явлений наиболее компетентных людей, мнения которых дополняют друг друга и позволяют объективно охарактеризовать изученное. При экспертном оценивании (метод экспертных оценок) необходимо тщательно подобрать экспертов, знающих исследуемую область и способных к объективной и непредвзятой оценке результатов. Оценки могут быть как качественными (характеристики, рекомендации), так и количественными (в баллах). Важным является выбор точной и удобной системы оценок и соответствующих шкал, снабженных пояснениями, за что выставляется тот или иной балл. Совпадающие или близкие мнения экспертов позволяют считать их оценки объективными. Оценивание используется для выяснения социального заказа школе, выявления педагогического потенциала среды, перспективности организационных форм и методов социального посредничества и партнерства и т. д.
ЭКСПЕРТНОЕ ОЦЕНИВАНИЕ может проявляться и как метод ОБОБЩЕНИЯ независимых характеристик, которое включает письменные отзывы (характеристики) исследуемого объекта и сопоставление полученных оценок, прогнозов, рекомендаций. Совпадение оценок и рекомендаций дает основание полагать, что они близки к истинным. Несовпадение или дополнение дает возможность выявить скрытые качества или проявляющиеся только в определенных условиях. Это помогает найти индивидуальный подход к развитию личности ребенка. Например, если у равнодушного или недисциплинированного в школе и семье ученика обнаруживается инициатива, настойчивость и организованность в спорте, возможно при соответствующих условиях эти качества могут развиваться по отношению к учебе.
Своеобразным «коллективным» вариантом метода оценивания выступает психолого-педагогический консилиум. Сущность его заключается в коллективном анализе причин неудач, общем поиске мер, необходимых для улучшения результатов. Консилиум проводится как совещание учителей класса, психолога, медика и других заинтересованных педагогов с целью осуществления глубокого анализа данных по изучаемому объекту и выработки согласованных действий всех участников образовательного процесса.
Сочетание имитации реальных ситуаций жизни или профессиональной деятельности с методом оценивания может проявиться как метод диагностических ситуаций. Этот метод связан с использованием специально подобранных заданий-ситуаций, требующих для своего решения (преобразования) владения определенными знаниями и практическими умениями. Ситуации также помогают диагностировать жизненные установки, направленность, ценностные ориентации, предпочтения, умения сделать правильный выбор, дать оценку. Различают ситуации, требующие только анализа и оценки, и ситуации, требующие принятия решения и его обоснования. Используются стандартные и нестандартные (творческие) ситуации. Ситуации могут быть имитирующими, моделирующими, воссоздающими реальность и реальными (сложившимися естественно или специально организованными).