Чем отличаются народная и национальная культура

Народная культура: понятие, признаки, примеры, отличия от национальной культуры

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Сегодня в обществе принято выделять три основных формы культуры: народную, массовую и элитарную. В этой статье мы изучим специфику народной культуры, узнаем в чём её особенности. Рассмотрим примеры.

Что такое народная культура?

Народная культура — форма культуры, созданная неизвестными и непрофессиональными авторами. В произведениях народного характера демонстрируется особенный, уникальный национальный опыт, раскрываются менталитет, нормы и ценности морали, нравственности, религии. Благодаря существующим традициям народная культура передается в бесписьменной форме от одного поколения к другому. В качестве наиболее распространенных примеров можно назвать сказки, танцы, обряды.

Отличительная черта народной культуры – отсутствие автора. Ее автором считается народ. Поскольку такая культура имеет в основном устную форму, народной культурой можно не только сказки, легенды, танцы, но и анекдоты, былины, рецепты национальных блюд. Для народной культуры характерна уникальность. Она возникает на основе специфики прошлого исторического периода населения страны, своеобразия природного мира, климата, географического местоположения, менталитета.

Для содержания традиционной культуры характерны такие черты, как простота, доступность, понятность и наглядность. В ней иррациональные ценности и действия преобладают над рациональными, доминируют принципы естественности, глубины, основательности, древности, низких индивидуальных притязаний личности. В отличие от других культурных форм ее можно заметить в каждой жизненной сфере народа. Например, в воспитании детей, домашнем хозяйстве.

Признаки и примеры народной культуры

Рассмотрим основные признаки народной культуры, и приведём соответствующие примеры.

Как появляется народная культура?

Корни народной культуры берут свое начало в далеком прошлом. В ее состав входят элементы, структуры, имеющие этническую особенность, осуществляющие этно-интегрирующую функцию народа.

Классическую культуру формируют люди, которые существуют в закрытом общественном и географическом пространстве, связанные происхождением, экономической деятельностью. Реализация культурной коммуникации происходит за счет активных контактов в рамках общества, обыденного воспитания детей в семье, общине. Познания, навыки, общий культурный опыт дети получают непосредственно от родителей, ученики – от мастера, прихожане – от священника без участия прочих институционально-организационных форм. Им не нужны особенная подготовка для восприятия, технические средства для хранения и воспроизводства культурного наследия.

Для народной культуры характерны непрофессиональность и анонимность. У нее нет точной специализации, конкретных авторов. Она считается творческим продуктом коллектива людей, в котором роль отдельной личности весьма мала. Поэтому нельзя сказать, кто именно придумал определенную песню, легенду и т.д. При наличии в культуре специализации она обладает довольно слабым фрагментарным уровнем. Человек, который выполняет роль гармониста, может быть плотником и торговцем. В некоторых случаях профессионализм все-таки существует, если во внимание берутся сложные области деятельности, но это чаще исключение, чем правило.

Значение народной культуры

Говоря о значении народной культуры, необходимо понимать, что пару десятков назад у людей были совершенно иные моральные ценности, и другой жизненный уклад, что нашло свое отражение в массовых продуктах прошлого времени. Культура – то, что мы совершаем ежедневно, наши мысли, действия. И в этом плане народная культура помогает человеку прикоснуться к прошлому своего народа, почувствовать самобытность и уникальность предыдущих поколений, где каждый очень серьезно относился к тому, чтобы любой человек был личностью, его действия имели конкретный смысл.

Народная культура подразумевает уважение к человеку. Ее авторами стали обыкновенные люди, которым приходилось сталкиваться с несчастьями, пороками. Они понимали реальную стоимость труда, с презрением относились к бездеятельности. В примерах народной и элитарной культуры можно было увидеть морально-нравственные посылы, о которые представители предыдущих поколений пытались поведать доступным и простым языком.

Отличия народной от национальной культуры

Как мы уже сказали, народная культура появляется и передаётся преимущественно в устной речи — принадлежность к ней не означает наличие познаний в области письма, чтения. В данном смысле безграмотность не является тождественным понятием бескультурья. В народной культуре почти нет текстов. Поэтому ее исследование осуществляют этнология, этнография и другие аналогичные науки. Можно утверждать, что народная культура — коллективная личность, за пределами которой находится отдельный человек.

Что же касается конкретно «нации», то она раскрывает свое существование именно благодаря межкультурным связям, возникшим у него с остальными нациями, тем самым обретая свою уникальность. Этого удается добиться за счет принадлежности к единой цивилизации. Нация не способна существовать изолирована — она входит в состав культурной коммуникации с другими нациями. Таким образом, базисом национальной культуры считается персональное, авторское творчество, и это решительно отличает национальную культуру от народной, которая считается анонимной. В этом плане, например, Есенин считается именно национальным поэтом, а не народным, поскольку все его произведения являются исключительно авторскими, а так же выпускаются в письменном виде.

Заключение

Сегодня в обществе в рамках социальных и культурных изменений происходит естественная потеря народной культурой своей сущности. Имитацией ее форм, методов и механизмов функционирования занимается теперь массовая культура. Однако, при изучении указанного вопроса наибольшее количество ученых делает вывод, что подлинно народная культура не имеет ничего общего с массовой культурой. Напротив, массовая культура относится враждебно к настоящей народной культуре.

Важно учесть тот факт, что сейчас в мире происходит смешивание различных культурных форм. Они оказывают непосредственное влияние друг на друга. В качестве примера можно привести классическую музыку, которая подвергается современной аранжировке и обретает «второе дыхание».

Источник

Лекция 6. Национальная культура

2. Традиционная культура и ее функции. О важности приобщения подрастающего поколения к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к культурному наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Именно акцент на знание истории своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к национальной культуре других народов. Для любого народа всегда свойственно дорожить своим историческим прошлым и его достижениями, опираться на это прошлое в своем образе будущего и в своих устремлениях в будущее. Любая форма, любое проявление человеческой культуры всегда связаны с этносом, ибо не существует культуры вне человека, вне его творчества, традиций, ценностей и норм. А человек всегда является и чувствует себя членом того или иного этноса. Cущность человека так тесно связана с его обычаями, верованиями, ценностными предпочтениями, что человека, на которого бы не повлиял «жизненный мир» (Э.Гуссерль) его народа, никогда не существовало, не существует и существовать не может.

Анализ содержания наиболее распространенных современных интерпретаций культуры и ее функций показывает, что практически все они обязательно выделяют этническую компоненту. Тем самым подчеркиваются этнические функции культуры, выполняющие этнодифференцирующие и этноинтегрирующие задачи. Этнические компоненты культуры отличаются стабильностью и устойчивостью и поэтому составляют генетическое «ядро» этноса. Все этнические функции культуры служат важнейшей цели: психологической защите индивида. Они дают ему возможность определить себя в мире и получить такой образ мира, в котором он мог бы безопасно и надежно существовать. То есть этническая (традиционная) культура содержит в себе защитные механизмы этноса
Важнейшими функциями культуры этноса являются адаптационная, коммуникативная, сигнификативная (знаковая), интеграционная, функция социализации, информационная функции, нормативно-регулятивная и идентификационная.

Интегративная функция. Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Потому что среди членов общности распространяется единая совокупность взглядов убеждений ценностей идеалов характерных для данной культуры. Эти явления определяют сознание и поведение людей, у них формируется чувство принадлежности к одной культуре. Сохранение культурного наследства национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строится историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении долгого времени общности людей.
Функция социализации. Культура это важнейшее средство включения индивидов в социальную жизнь, усвоения ими социального опыта, знаний ценностей, норм поведения, соответствующих данному обществу социальной группе и социальной роли. Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры сложившихся в нем форм жизни. В ходе социализации люди осваивают хранящиеся в культуре программы поведения, учатся жить мыслить и действовать в соответствии с ними.

Информационная функция культуры. С возникновением культуры у людей появляется особая отличающаяся от животных «надбиологическая» форма передачи и хранения информации. В культуре информация кодируется внешними по отношению к человеку структурами. Информация как бы приобретает собственную жизнь и способность к собственному развитию. В отличие от биологической, социальная информация не исчезает со смертью добывшего ее индивида. Благодаря этому в обществе, возможно то, что никогда не будет возможно в животном мире – историческое умножение и накопление информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа.
Нормативно-регулятивная функция. В основе нормативно-регулятивной функции лежат исторические культурные ценности этноса, со временем превратившиеся в нормы жизни (этические, правовые, бытово-поведенческие и т.д.) и обычаи.

О высоком развитии культуры свидетельствуют как памятники материальной культуры: древние города и крепости, антиквариат, каменные статуи-надгробья, культура одежды, предметы быта и т.д., так и бессмертные творения духа (устная и письменная литература, богатейший фольклор, эпос, музыкальное, поэтическое и философское наследие и др.). Города Отрар, Испиджаб, Тараз стояли на Великом Шелковом пути, который соединял в древности и средневековье Запад и Восток: Японию, Корею и Китай с Центральной Азией, Ираном, государством сельджуков, Русью и Византией, Францией и Италией. По Великому Шелковому пути распространялись искусство танца и живопись, зодчество и музыка. По нему двигались религии: манихейство и буддизм, христианство (арианство и несторианство). А с приходом арабов начиная с VIII в. распространяется ислам.

Важным компонентом традиционной национальной культуры является письменность. Начиная с VIII в., после арабского завоевания, когда древнетюркские племена приняли ислам, тюркская письменность начала вытесняться арабским письмом. Но, несмотря на это, какая-то часть ее не пропала бесследно. Самые ранние образцы письменности дальних предков называются орхоно-енисейским или древнетюркским руническим письмом.
Еще в 1889 г. русский этнограф и археолог Николай Михайлович Ядринцев обнаружил на берегу р. Кокшин-Орхон в Северной Монголии два больших рунических памятника в честь Бильге-кагана (680-734) и в честь его брата, полководца Кюльтегина (684-731), воздвигнутые в 732-735 гг. По месту находок письмена были названы «орхоно-енисейскими». Примечательно и то, что многие, художественные образы, крылатые слова, меткие сравнения, содержащиеся в надписях на каменных стенах в честь Кюльтегина, Тоньюкука, Бильге-Кагана, и поныне бытуют в современном казахском языке. В этих письменных документах заложены первоначальные идеи обучения и воспитания («Стыд сильнее смерти», «Мой брат сделал меня человеком», «Народ, у которого есть доблесть, сильный народ» и т. д.). Интересно то, что идея благополучия всего тюркского народа проходит красной нитью через обе надписи: «Народ, у которого есть доблесть, сильный народ». «Слушай внимательно, сообрази глубоко», «Сыны человеческие все рождены с тем, чтобы умереть», «Мой брат сделал меня человеком» и др.
Большой вклад в изучение памятников рунического письма внесли финские и русские ученые под руководством Василия Васильевича Радлова. По результатам их научных экспедиций созданы два атласа со снимками, схемами и шесть сборников трудов, которые стали настольной книгой последующих поколений тюркологов, историков, востоковедов научных школ различных стран. Датский ученый, лингвист Вильгельм Томсен прочитал слово «тюрк» и «тенгри» из рунических текстов, найденных на берегах Орхона. Как отмечают ученые, широта распространения древнетюркских рунических надписей в Казахстане очень велика – это долины р. Талас, Или, Сырдарья, Иртыш. Надписи на керамике близ Тараза, на глиняной печати, найденной при раскопках городища Актобе близ Чардары, на нижней части сосуда из Алтынтобе близ Шымкента и другие свидетельства.

Традиционным в степи было гостеприимство. Путник мог заночевать в юрте любого человека, даже ему не знакомого. Угощение и различные услуги оказыва- ли гостю совершенно бескорыстно. Гость имел даже право потребовать лучшего обхождения с ним. Если хозяин плохо принимал гостя, то последний имел право обратиться в суд биев. По адату гость пользовался полной защитой хозяина юрты до своего отъезда. Это право распространялось на гостя даже в том случае, если он являлся врагом хозяина очага. Последний не мог мстить гостю до тех пор, пока тот находился под его крышей. Наоборот, хозяин был обязан защищать своего гостя от других его врагов. (xreferat.ru/47/5039- 1-kultura. )

Жырау и акыны создавали устную литературу и передавали из поколения в поколение. XV- начало XIX вв. по праву называют эпохой жырау. Жырау были поэтами-импровизаторами, авторами песен-толгау-размышлений и наставлений в стихах. Издревле жырау считались вещими поэтами, предвидящими будущее, поэтому зачастую они были советниками ханов, представителями всего народа в ханской ставке. Эпические стихи-песни назывались жырами, поэтому поэтов – творцов называли жырау (в отличие от жырши – исполнителей). «Предками» жырау были камы (шаманы). По мере развития кочевого общества, а в особенности после возникновения «кочевых» тенгрианских каганатов, функции камов, как хранителей традиций, исполнителей эпоса, прорицателей и целителей увеличились и усложнились. Прорицатели и исполнители героического эпоса стали специальными хранителями исторических традиций и стали называться жырау, а целители, заклинатели и знатоки обрядов стали называться баксы. Талантливые жырау, а также акыны, ;ленши, кюйши, высоко чтились народом и стояли в одном ряду со знаменитыми правителями, выдающимися государственными деятелями и полководцами. Нередко жырау cами были вождями племен, родов, батырами, предводителями военных дружин, видными политическими деятелями, советниками ханов. Именно в те века сложился степной героический эпос, в возникновении которого значительную роль сыграли песни-оды, восхваляющие подвиги реальных воинов-предков, вождей и военачальников. Эти оды исполнялись после смерти людей, памяти которых посвящались, с целью умилостивить их, ставших теперь аруахами, путем восхваления подвигов, совершеннных ими при жизни. Недаром непременным элементом казахских поминок, асов в прошлом было исполнение жырау од-ма;тау (восхваления) погибших героям эпоса.

Суть феномена жырау становится более понятной, исходя из его сравнительной характеристики с а;ынами. А;ын всегда – представитель рода. Во время айтыса он выступает от имени рода, восхваляя свой род, лучших людей, обычаи и достижения своего рода, высмеивая при этом по всем этим пунктам род своего соперника. А;ыны, сообразно своей сути, никогда не упускали случая вступить в очередное межродовое словесно-музыкальное состязание. Ведь айтыс, как проявление бескровной формы соперничества степных родов, является основным жанром творчества а;ынов. Жырау же изначально является представителем всего народа, всего союза племен. И потому жырау, будучи духовным проводником идеи межродового, общенационального единства и согласия, в айтыс никогда не вступает. А;ын живет в ауле, среди сородичей, разъезжает по аулам, вступая в айтыс с другими акынами, которые также являются представителями своих родов. Место же жырау – в ставке хана.
В ситуациях, которые касаются судеб всего ханства, жырау в поэтической форме дают наставление хану и всему народу, предлагая такое решение вопроса, к которому одинаково прислушиваются как сам хан, так и народ. Даже при встрече а;ынов как представителей разных союзов племен, уровень проблем, затрагиваемых в айтысе, остается тем же, что при встречах а;ынов двух родов: в отличие от духовно-творческой деятельности жырау, проблемы над родовой государственной важности и вопросы общенациональной политики во время айтыса а;ынов никогда не ставятся. Кроме того, а;ын – не просто участник обряда, он исполняет в первую очередь функции руководителя обряда.

Источник

Чем отличается этническая культура от национальной?

Кровное родство, то есть общее происхождение, совместная хозяйственная деятельность и проживание – именно этими основными принципами связи изначально определяется этническая культура народа. Поэтому еще говорят, что этническая культура – это единство «почвы и крови».

Понятие этнической культуры

Этническая культура — определенный набор поведения участников конкретного этноса в тех или иных условиях, совокупность его стереотипов. Понятие этнической культуры неразрывно связано с понятием этноса, принадлежность к которому определяется наследием предков, историей, общим языком и/или диалектом, системами символизма, такими, как религия, мифология и ритуалы, а также внешним видом и народным творчеством.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Быт, специфика внешнего вида и поведения, пища, моральные ценности, обычаи и традиции, народное ремесло – вот те сферы, которые охватывает этническая культура.

Факторы формирования этнической культуры

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Этническая и национальная культура

Осознание разными этносами своей принадлежности к определенной нации и является моментом зарождения национальной культуры. Отличие этнической культуры от национальной заключается в том, что кровного родства и близкого проживания на местности национальная культура не требует.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Единственная территория, которой может быть ограничена национальная культура, является территория государства, совокупностью чьих этносов она оказалась, поскольку нация невозможна без государства. Она всегда стремится к государственности и ассимиляции этнических общностей, наполняющих ее.

А вот этническая культура вполне обходится без государственных границ. Вспомним хотя бы даже пример такой этнической группы, как цыгане, которые не имеют своего государства, расселены по всему миру, от Европы и США до Южной Америки и Африки, но при этом обладают собственной, уникальной этнической культурой. Или евреи, чье расселение по земному шару выходит далеко за пределы Израиля, но их этническая культура сохраняется даже в рамках разных государств.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Между национальной и этнической культурой можно провести параллель, как между общим и частным. Этническая культура является основой для национальной – и таких этнических культур может быть много, поскольку у каждого этноса она своя. Возьмем для примера Швейцарию. В этой стране сосуществуют аж четыре этнические культуры: культура германошвейцарцев, италошвейцарцев, франкошвейцарцев и даже ротерошвейцарцев, которые вместе составляют национальную швейцарскую культуру.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Однако, это не значит, что национальная культура – это банальная совокупность этнических культур; она объединена большим, а именно – синтезом этнического и социального. Другими словами, если этническая культура определяется нравами, фольклором, языком, поведением, как мы заметили выше, то национальная культура находит свое определение через социальные и политические институты, а также средства массовой информации. Интеллигенция: ученые, художники, поэты и т. д. – вот кто является создателем национальной культуры определенного общества. В отличие от коллективизма этнической культуры, здесь главную роль играет индивидуальное творчество.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Основой развития национальной культуры может стать доминирующая этническая культура – та, которую выражает большинство граждан общества. Например, если рассматривать культуру народов России, то подавляющее большинство среди этнических групп составляют русские. Это значит, что культура этого этноса и имеет наибольшее влияние на всю культуру нации в целом.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Можно подойти к определению следующих признаков национальной и этнической культуры:

Узнать также и о подробностях этнической структуры в России можно здесь:

Источник

«В сравнении»: Национальный не значит народный. Несколько слов о культурологической дихотомии

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

В обыденной речи мы часто употребляем слова «народ» и «нация» как синонимы, но стоит ли различать эти понятия? Concepture публикует небольшую статью о дихотомии народ/нация.

Дихотомию этих понятий предлагает осуществлять современный российский философ культуры В. Межуев. Он считает, что латинское слово «нация» не имеет эквивалента в русском языке. На это впервые указал Белинский в своей статье о Петре Первом, определив, что «народность» относится к «национальности» как вид к роду. Таким образом, по Межуеву, «народ» есть понятие субстанциальное, а «нация» – функциональное. Что это значит?

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Это значит, что такой феномен как «народ» получает свое существование в силу чисто онтологических факторов таких как: кровное родство и общее место проживания (почва). В этом отношении народ обладает такой отличительной чертой как самодостаточность. Народ может существовать сам по себе, представляя собой замкнутое культурное пространство. Народная культура основана на традиции, которая, как правило, является анонимной, то есть, артефакты народной культуры лишены именного авторства. То, что составляет народную культуру (фольклор): предания, песни, сказки, пословицы, поговорки и т. д. является продуктом народного творчества.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

То есть, народная культура возникает в стихии устной речи и принадлежность к ней не подразумевает владения навыками письма и чтения. В этом смысле, быть безграмотным – не значит быть бескультурным, если речь идет именно о народной культуре. Поскольку народная культура практически не представлена текстами, ее изучением занимаются такие науки как: этнология, этнография и культурная антропология. Можно сказать, что народная (этническая) культура – это коллективная личность, за пределами которой отдельный человек – не более чем биологическая особь.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

А вот «нация» обретает свое существование исключительно в силу тех межкультурных связей, в которые она вступает с другими нациями. Это становится возможным благодаря принадлежности к единой цивилизации. Например, европейские нации существует постольку, поскольку приобщены к европейской цивилизации, основу которой составляют, если говорить словами Шестова, «Афины и Иерусалим» (то есть, традиции Античности и Христианства). Нация не может существовать сама по себе, будучи исключенной из культурной коммуникации с другими нациями. Основой национальной культуры, в отличие от народной, является не анонимная традиция, а индивидуальное авторское творчество. В этом плане, Пушкин – именно национальный, а не народный поэт, поскольку его творчество представляет собой результат рецепции английского и французского романтизма. Поэтому Пушкина читают и понимают за пределами России, а вот песни Кирши Данилова – нет.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Говоря о народной идентичности, мы определили его основу как безличную традицию, коллективное творчество. В случае же нации речь идет об индивидуальном авторском начале, поэтому в отличие от народа, который является «коллективной личностью», нация представляет собой «коллектив личностей». В этом коллективе каждый человек расценивается как неповторимая индивидуальность, обладающая собственной позицией и правом ее выражать и отстаивать. Если народная культура рождается в устном предании, то национальная – в письменной речи, поэтому изучением национальной культуры занимаются филология и история, как науки, опирающиеся на текстовые источники.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Умение писать, читать и понимать написанное и прочитанное требует от человека уже не коллективных, а индивидуальных усилий. Из этого следует вывод, что одним из самых главных факторов, формирующих нацию, является высшее образование (нация формируется не на улицах, а в университетах). Конечно, не следует полагать, что оно может дать ключ к пониманию всех существующих культур, но к национальным – точно. Наличие европейского образования позволит человеку понимать и взаимодействовать с английской, немецкой, французской, итальянской и другими национальными культурами. Однако это образование никак не поможет в случае интеракции с вышеперечисленными народными культурами, которые сохраняются в исконном виде где-то на перифериях, но в скором времени грозят исчезнуть под влиянием урбанизации, рост которой инициирует глобализация.

Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть фото Чем отличаются народная и национальная культура. Смотреть картинку Чем отличаются народная и национальная культура. Картинка про Чем отличаются народная и национальная культура. Фото Чем отличаются народная и национальная культура

Важно понимать, что несмотря на концептуальное разведение этих понятий, в реальности народ и нация существует в неразрывном единстве. В любой нации народ сохраняется как ее неизменная субстанция. Однако как только народ он есть «нация в возможности, а не в действительности». Народ заключает в себе потенциальную возможность существования нации, но еще не является нацией в полном смысле этого слова. Нельзя сказать, что представитель национальной культуры порывает со своими народными корнями. Они остаются в нем как этническая основа, как неотрефлексированный комплекс когнитивных, этических и эстетических установок, верований и предубеждений, об эвристическом потенциале которых много писал Гадамер. Национальная культура в большинстве случаев является надстройкой над этническим базисом. Однако не будем забывать, что по законам диалектики с какого-то момента надстройка начинает определять базис.

Рекомендуем прочесть:

1. Х. Ортега-и-Гассет – «Идеи и верования».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *