Чем отличаются мюзикл и оперетта

Разница между опереттой и мюзиклом

Популярность жанра мюзикла достигла в последние годы небывалых высот, о чем свидетельствует появление всё новых и новых постановок. Не забыт и жанр оперетты, который по-прежнему востребован у истинных ценителей классики. Но не всякий, даже самый завзятый театрал способен без затруднений перечислить основные отличия одного вида музыкального искусства от другого. Чем же отличается оперетта от мюзикла? Попробуем разобраться.

Определение

Оперетта – театральный жанр, произведение с преимущественно комическим сюжетом, в котором музыкальные и танцевальные номера перемежаются с диалогами.

Мюзикл (иногда называемый также музыкальной пьесой или музыкальной комедией) – сценическое произведение, в котором наряду с музыкой используются пластика, хореография и постановочные эффекты.

Сравнение

Хотя в жанрах оперетты и мюзикла очень много общего, большинство исследователей склоняются к тому, чтобы отделять их друг от друга. Начнем с того, что оперетта европейского происхождения – она зародилась во Франции, в Париже. Мюзикл – дитя американской культуры. При этом мюзикл – близкородственный оперетте жанр, перенявший многие ее черты.

Чем отличаются мюзикл и оперетта. Смотреть фото Чем отличаются мюзикл и оперетта. Смотреть картинку Чем отличаются мюзикл и оперетта. Картинка про Чем отличаются мюзикл и оперетта. Фото Чем отличаются мюзикл и оперетта

Оперетта ближе к классической музыкальной форме, в ней развитие действия, сюжета и характеров решается посредством музыки. По сути, роль музыки в оперетте не меньшая, чем в опере, просто выражается она облегченными средствами, за счет чего этот жанр носит легкий, комический характер. Поэтому требования в первую очередь к вокалу певцов в оперетте весьма высоки. Сцены диалогов здесь выступают только как связующие звенья между главенствующими элементами – музыкальными номерами.

В мюзикле же музыка не ставится во главу угла, при этом танцевальные номера, в отличие от оперетты, тесно связаны с основным действом. Вокал здесь используется менее интенсивно, поскольку очень важны и пластика актеров, и сам литературный материал, являющийся основой произведения. В идеале актер мюзикла должен быть универсалом, умеющим синтезировать в одном образе речь, пение, мимику, пластику и танец. Считается, что если из хорошего мюзикла убрать всю музыку, то он должен превратиться в полноценную пьесу, пригодную для драматического театра. Сюжет мюзикла более сложен и разнообразен, чем сюжет оперетты. Оперетта пышет весельем, здесь присутствуют юмористические эпизоды, улыбки и смех. Мюзикл может быть и трагическим, и трагикомическим, и драматическим, и фарсовым. Здесь могут в сатирическом ключе обсуждаться социальные проблемы. В мюзикле герой может погибнуть, в то время как в оперетте такой поворот исключен.

Источник

LiveInternetLiveInternet

Метки

Рубрики

Музыка

Подписка по e-mail

Поиск по дневнику

Статистика

Мюзикл, опера и оперетта: в чем разница?

Мюзикл, опера и оперетта: в чем разница?

Чем отличаются мюзикл и оперетта. Смотреть фото Чем отличаются мюзикл и оперетта. Смотреть картинку Чем отличаются мюзикл и оперетта. Картинка про Чем отличаются мюзикл и оперетта. Фото Чем отличаются мюзикл и оперетта

Особенность мюзикла как жанра заключается в симбиозе направлений театрального искусства, включая такие популярные жанры как оперетта, водевиль и бурлеск. На протяжении длительного периода мюзикл не выделяли в качестве самостоятельного направления искусства. Впрочем, он до сих пор признаете далеко не всеми.

Мюзикл

Такие музыкальные спектакли в Москве – это музыкально-сценическая постановка, которая предполагает логическое сплетение диалогов, хореографии, музыки и песен, при этом музыкальной составляющей в мюзиклах существенно меньше, чем в опереттах. Тем не менее, мюзикл отличает необычайная зрелищность и разнообразие в формах актерского выражения. Это и стало ключевой особенностью мюзиклов. В современном понимании мюзикл – это сложная художественная интерпретация, которая давно вышла из категории развлекательных постановок.

Среди наиболее популярных американских постановок – «Иисус Христос – суперзвезда», «Нотр-Дам де Пари», в которых органично сочетаются хореографическое и вокальное мастерство с популярными мелодиями и песнями. При этом, если в опере используется оперный вокал, первенство в мюзикле всецело отдано эстрадному исполнению песен, который напрямую связан с сюжетной линией спектакля. Расписание свежих театральных премьер и мюзиклов в Москве вы можете найти на сайте Московского театра мюзикла.

Опера

Опера – это преимущественно музыкально-драматическое произведение, ключевой особенностью которого является вокальное исполнение. В операх редко встречается такое изобилие хореографии и зрелищных эффектов, которые свойственны мюзиклам. Оперы и оперетты ассоциируются у современного зрителя с балетными сценам, которые нередко прерывают сюжетную линию. Мюзиклы связывают подобные сцены с развитием сюжета и основной интриги спектакля.

Среди самых нашумевших оперных постановок – «Леди Макбет» и «Поворот винта» и лидеры по количеству постановок «Волшебная флейта», «Травиата».

Оперетта

Оперетта – это небольшое театральное произведение, в котором перемежаются диалоги, вокальные и инструментальные номера. Главная особенность оперетта – комический сюжет. Наиболее ранние постановки передавали явно выраженный сатирический характер, чуть позже отмечается лирическая направленность.

Как и в операх, особые требования предъявляются именно к вокальным данным актеров, при этом музыкальные номера и хореография уходит на задний план.

Источник

Хвост виляет собакой

Размер имеет значение?

Еще мюзикл ассоциируют с дорогими, напичканными спецэффектами шоу. В Америке такой мюзикл идет годами ежедневно, пока ходит публика. И каждый вечер в час назначенный в «Призраке оперы» на головы зрителей падает люстра. Такие приколы разрабатываются инженерами и становятся гвоздем спектакля. У нас этот принцип был использован в «Норд-Осте», где на сцену садился натуральный самолет. «Норд-Ост» может считаться и самым удачным опытом первого национального патриотического мюзикла. Это единственный в России случай, когда талантливый спектакль, как на Западе, шел более года ежедневно при полных залах. Он шел бы много дольше и стал бы вехой в истории жанра, но, увы, стал вехой в истории терроризма.

Так что кроме развлекательных, мюзикл преследует цели просветительские. Геннадий Чихачев рассказывал, что после просмотра его «Униженных и оскорбленных» молодые зрители говорили, что теперь почитают и Достоевского. А екатеринбуржцы наверняка подогреют интерес молодых к опере. Жанры взаимодействуют и сотрудничают: руководитель Екатеринбургского театра музыкальной комедии Кирилл Стрежнев недавно дебютировал в Екатеринбургской опере, изобретательно поставив там «Фальстафа».

А что же с опереттой? Пылью она покрылась только в Московском театре ее имени. Но уже рядом, в «Геликоне» и Театре Станиславского и Немировича-Данченко, «Летучую мышь» Штрауса играют свежо и молодо, и публика туда ломится, как всегда ломилась на шедевры. «Геликоновскую» «Мышь» даже пригласили на трехмесячные гастроли на родину мюзикла в США.

Источник

Чем отличаются мюзикл и оперетта

В обыденной речи понятие оперетты и мюзикла нередко смешивается.

С одной стороны, это жанры, несомненно, родственные, однако, если подходить к вопросу со всей осторожностью, которая необходима при рассуждении о произведениях искусства, когда нюанс в содержании может опровергнуть всякое формальное сходство, то окажется, что отличий значительно больше, чем представляется на первый взгляд.

Попробуем выявить общие и различные черты этих двух музыкальных жанров с помощью анализа присущих им характерных особенностей, показанных в историческом развитии.

«Enciclopedia Britannica» вкратце характеризует оперетту как «музыкально-драматическое произведение, по структуре схожее с оперой, но, как правило, с романтически-сентиментальным сюжетом, включающее в себя песни, оркестровую музыку и довольно тщательно поставленные танцевальные сцены, а также диалоги» [Enciclopedia Britannica].

Во французской комической опере музыка долго не имела самостоятельного значения. Ее создатели, в числе которых были такие драматурги, как Лесаж и Фавар, писали стихи на популярные мелодии, уже известные зрителям. Однако во второй половине XVIII века и отчасти под влиянием итальянской оперы-буфф, французские композиторы П. Монсиньи, А. Гретри, Ф. Филидор начали усовершенствовать музыкальную составляющую комической оперы. Возникшее в тот период сентиментальное направление превратило комическую оперу в чувствительную музыкальную драму, а в годы Революции породило героическую «оперу спасения». Комическому элементу был обязан своим происхождением французский водевиль, а в первой половине XIX столетия композиторы Буальдье, Герольд, Адан и Обер положили начало существованию французской оперетты.

В английской балладной опере тон задавали драматурги Дж. Гей, Г. Филдинг. Вероятно, самое известное произведение этого жанра в тот период – «Опера нищего» Дж. Гея (1728), двести лет спустя превращенная в «Трехгрошовую оперу» Б. Брехта и К. Вейля. В конце XIX века традиции этого жанра возродились в английской оперетте, однако «балладность» как таковая прочно вошла и в традиции американского мюзикла, о котором речь впереди.

Немецкий зингшпиль возник как подражание балладной опере, но быстро приобрел собственные черты. Важнейшую роль в этой трансформации сыграла Вена, где этой формой воспользовался Моцарт, создавая оперы «Похищение из сераля» (1782) и «Волшебная флейта» (1791). Из немецкой комической оперы первой половины XIX века, среди авторов которой можно назвать А. Лорцинга и О. Николаи, выросла и венская оперетта.

Годом рождения так называемой парижской оперетты традиционно считается 1854-q, когда композиторы Ф. Эрве и (несколько позже) Ж.Оффенбах открыли театры музыкально-сценической пародии и миниатюр «Фоли-Нувель» и «Буфф-Паризьен»). Они создали десяток одноактных оперетт для двух-четырех исполнителей (первоначально они не имели права использовать большее количество актеров). В 1858 году Оффенбах, затмивший соперника, получил возможность ставить многоактные спектакли. При всем отсутствии назидательности и развлекательном настроении оперетта Оффенбаха стала настоящим «зеркалом эпохи», так как отражала проблемы общества если и не во всей полноте, то, по крайней мере, со всей остротой, которых можно было ожидать от представителей французской ментальности, для которых суть понятий политической и публицистической культуры успела стать чем-то привычным и естественным.

Музыкальным языком оперетты во многом стал язык уличных песенок и куплетов, ритмикой – популярные танцевальные ритмы. Таким образом, оперетта стала своеобразной квинтэссенцией городского фольклора, а мастерство актеров сочетало отточенное владение вокалом с виртуозной комедийной игрой и высокой техникой сценической импровизации.

В 70-ые годы оперетта обратилась к историко-бытовым и лирико-романтическим сюжетам. В это время творили Ш. Лекок, Р. Планкет и Э.Одран. Однако характерное для того времени увлечение стилизацией привело к тому, что оперетта утратила разнообразие форм, а постановочная роскошь, заимствованная у входящего в моду ревю, не могла скрыть сюжетного схематизма и некоторой слащавости, уже не сглаживаемой злободневностью пародии.

Традиционные формы балладной оперы (песни-баллады, мадригалы) использовались и в английской оперетте. Композитор А. Салливан и его соавтор драматург Ф. Гилберт обратились к экзотической, сказочной тематике. Однако под фантастическими покровами отчетливо проступали иронически прокомментированные проблемы морали, политики, искусства. Эмоциональный колорит этих произведений был более сдержан, чем у парижской оперетты, зато авторы уделяли большое внимание зрелищности и широко использовали балет. Наиболее широкое распространение сочинения Салливана получили в США. Кроме того, снова забегая вперед, отметим и характерную роль хореографического элемента, которому в мюзикле отведена весьма значительная роль.

В Австрии пионером жанра стал Ф. Зуппе. Пройдя определенный период подражания Оффенбаху, венская оперетта утратила вкус к пародиям и злободневности. В либретто Ф. Целля и Р. Жене интрига обычно основывается на веселой путанице с переодеваниями и неожиданностями. Логика и юмор в них часто небезупречны, однако лирический оттенок во многом скрадывает ощущение невнятицы. Своей художественной ценностью венские оперетты обязаны, в первую очередь, музыке. Основой музыкального языка стали многообразные формы венского вальса, наряду с маршем, полькой, галопом, мазуркой, чардашем. В начале ХХ века облик австрийской оперетты существенно изменился. Наиболее яркие фигуры этого периода – Ф. Легар и И. Кальман. «Пытаясь увести оперетту от бездумной развлекательности и костюмно-исторических стилизации, они обращаются к современной теме, но замыкают ее в рамках салонно-бытовых лирических сюжетов. Они стремятся к серьезной, психологической трактовке жанра, но лишь в пределах стандартного любовного конфликта, порожденного социальным неравенством героев и разрешающегося традиционной счастливой развязкой. Неовенская оперетта далека от общественных проблем и, за редким исключением, от сатиры, которую она заменила буффонадой.» [Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Ленинград, 1977. – 384 с. (с.18)]

Драматургическим принципом оперетты стал резкий переход настроения. Значительное место заняли шлягеры, написанные в стандартной куплетной форме с ярким рефреном и танцевальной концовкой. Некоторые из этих номеров были очень отдаленно связаны с действием, другие, напротив, становились своего рода лейтмотивами. Мелодические, гармонические, оркестровые средства усложнились, в обиход оперетты вошли популярные танцевальные ритмы американского происхождения: регтайм, фокстрот, шимми, танго.

На этой ноте обратимся, наконец, к США.

В конце XIX столетия, после триумфальных показов произведений А. Салливана в Нью-Йорке, к оперетте обратились Р. де Ковен («Робин Гуд», 1890), В. Херберт («Нильскитй волшебник», 1895), Дж. Ф. Суза («Капитан», 1896). В течение несколько десятилетий американская оперетта следовала европейским курсом, тем более, что многие авторы родились и учились в Европе. Однако на рубеже 20-30-ых годов американская оперетта сомкнулась с балладной оперой, «Минстрел-шоу», джазовым ревю и породила музыкальную комедию Бродвея – Broadway Musical Comedy – этот термин, в полном соответствии с типичным для языковой культуры США стремлением к сокращениям, вскоре был «урезан» до ключевого слова «Musical», кальки с которого вошли и в другие языки. Более того, использование этого слова позволило не только объединить музыкальную комедию и некомедийную музыкальную пьесу, но и расставить акценты, т.е. подчеркнуть роль музыки в произведении.

Характерной чертой мюзикла является «равноправие» композитора и либреттиста, поэтому не приходится удивляться тому, что в историю этого жанра имена авторов вписаны попарно – «композитор-драматург»: Р. Роджерс и О. Хаммерстайн, Д. Гершвин и Дж. Кауфман, Ф. Лоу и А. Д. Лернер, Л. Бернстайн и А. Лорентс.

Так в чем же все-таки сходство и различие этих двух жанров?

Оценка культурного явления, в силу специфики оцениваемого объекта, не должна быть категоричной, поэтому определить весь комплекс причин, которые привели к такому положению вещей, в рамках этой работы не представляется возможным. Однако некоторые факторы все же должно упомянуть – тем более, что в них отчетливо проявляется разница между жанрами.
Как пишет Т. Адорно, «детальное сравнение оперетты 1900 и 1930 года, с одной стороны, и мюзиклов — с другой, выявило бы, по всей видимости, различия, в которых сказалось бы изменение форм хозяйственной организации. Мюзикл по сравнению с опереттой и ревю — streamlined [прямолинеен], хотя содержание и средства заметно не изменились. По сравнению с доведенными до блеска и упакованными в целлофан show, оперетты со всем своим семейством выглядят неряхами; они уж слишком, если можно так сказать, локоть в локоть идут с публикой, тогда как мюзиклы в определенной степени переносят на музыкальный театр технически обязательную объективированную форму кинофильма. С этим, должно быть, и связан интернациональный триумф жанра мюзикл.» [Михеева Л., Орелович А. В мире оперетты. – Ленинград, 1977. – 384 с. (с. 10)] Можно соглашаться или не соглашаться с этим категорическим суждением, содержащим значительную долю иронии, однако «объективная реальность» в нем определенно просвечивает.

Оперетта во многом сохранила черты выдержанной музыкальной формы с ансамблями и финалами, с лейтмотивами и элементами симфонического развития. Так проявилось стремление классиков жанра приблизить ее к опере.

Мюзикл же, согласно определению, приведенному в «Enciclopedia Britannica», в большей степени представляет собой театральную форму, в которой музыка является одним из средств музыкально-сценического монтажа наряду с хореографией, пластикой, постановочными эффектами и. т. п. Структура мюзикла имеет много общего с балладной оперой, то есть пьесой с музыкальными интермедиями, при этом «спаянность» элементов была одним из тех требований, которые не позволяли образовываться тем нарушающим динамику паузам, которые подчас имели место в оперетте – из-за упоминавшихся «вставных номеров».

Источник

Лекция «Мюзикл, Опера, Оперетта

Мю́зикл (англ. Musical, от «musical comedy» — музыкальная комедия) — музыкально-театральный сценический жанр, произведение и представление, сочетающее в себе музыкальное, драматическое, хореографическое и оперное искусства. Несмотря на то, что английский термин «мюзикл» является сокращением от «музыкальной комедии», он может представлять собой также трагедию, фарс или драму.

Ввиду большого жанрового сходства с опереттой, мюзикл как отдельный жанр театрального искусства долгое время не признавался, однако на протяжении своего существования он сформировал свои особенности, которые отличают его от других жанров.

Мюзикл является следствием развития американской и европейской оперетты, нарушения сложившихся традиций и канонов, расширения различных границ, выразительных средств и эффектности. Помимо оперетты, на мюзикл также оказали большое влияние такие жанры как комическая опера, водевиль и бурлеск, а также эстрадные музыкальные стили и направления XX века и начала XXI века.

Он стилистически раскованнее и разнообразнее в составе оркестра, в нем нашли признание многие приемы симфо-джаза, а также более современные направления, требующие острых, эпатирующих красок и электроакустической аппаратуры. В мюзикле переплетаются: диалоги, песни, музыка и шоу, важную роль играет хореография. Хореография мюзикла отличается от балетных и салонных танцев оперетты. Для мюзикла характерны острая драматическая коллизия, б́ольшая динамичность действия, разнообразие песенных музыкальных форм.

Мюзикл, в отличие от оперетты, практически не имеет собственной драматургии. Их основа обычно — литературные произведения, либо измененные либретто (в т.ч. либретто оперетт) и обработанные произведения, созданные изначально для драматического театра

Мюзикл — жанр, как правило, сложный в постановочном отношении и потому дорогой. Многие бродвейские мюзиклы славятся своими спецэффектами, что возможно только в условиях стационарного мюзикла, где спектакли идут ежедневно в течение многих лет, пока они пользуются успехом у публики. В России пример такого наиболее успешного стационарного мюзикла — «Норд-Ост».

Мюзикл — один из наиболее коммерческих жанров театра. Это обусловлено его зрелищностью, разнообразием тем для постановки, неограниченностью в выборе средств выражения для актеров.

По форме мюзикл чаще всего представляет собой двухактный спектакль.

О́пера (от итал. opera — дело, труд, работа; лат. opera — труды, изделия, произведения, мн. ч. от opus) — род музыкально-драматического произведения, основанный на синтезе слова, сценического действия и музыки. В отличие от драматического театра, где музыка выполняет служебные функции, в опере она является основным носителем действия. Литературной основой оперы является либретто, оригинальное или основанное на литературном произведении.

Условный термин «опера» появился позже, чем обозначаемый им род произведений. Впервые использованный в этом значении в 1639 году, он вошёл во всеобщее употребление только на рубеже XVIII и XIX веков.

Опере́тта (итал. operetta — уменьшительное от «опера») — музыкально-театральный жанр, сценическое произведение и представление, основанное на синтезе слова, сценического действия, музыки и хореографии.

Первые оперетты возникли во Франции и первоначально носили социально-сатирический, иронический характер («Орфей в аду» Оффенбаха). Но уже в 60-70-х годах, в английских (оперетты Салливена) и австрийских опереттах (Штраус-сын, Целлер, Зуппе), стал преобладать лирико-комедийный сюжет.

К концу 19 века, французская оперетта стала носить фарсовый и развлекательный характер, английская – приблизилась к мюзик-холлу, а в австрийской наступил период подъёма и всемирной популярности. Американская оперетта, возникшая в конце 19 века, в 20-х годах 20-го века видоизменилась и утвердилась как новый жанр – мюзикл.

Если в дореволюционной России оперетты не создавались, то уже в 20-х годах появились первые оперетты Дунаевского и Стрельникова, а позже Александрова, Милютина, Листова, Хренникова, Свиридова, Шостаковича и Кабалевского. Их опереточное творчество было неразрывно связано с массовой советской песней. Для советской оперетты характерна лирическая, романтическая и комедийная направленность, а также преобладание героико-патриотического духа. Также в СССР создаются оперетты и мюзиклы для детей.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *