Чем отличаются машины автомат и механика
Что лучше: механика или автомат?
К сведению поклонников механической коробки переключения передач: вас становится все меньше. Если когда-то автомат был экзотикой, то теперь редкостью становится водитель, который привык ездить на механике и брать контроль над вождением только в свои руки.
Последние несколько лет количество продаваемых автомобилей с МКПП и АКПП было практически равным, теперь произошло изменение, автоматы покупают чаще. Но означает ли это, что механика хуже АКПП? Чтобы дать объективный ответ, нужно изучить плюсы и минусы автомата и механики.
Вопрос, что выбрать, встает не только перед приобретением автомобиля, а раньше. Учеников в автошколах учат в отдельных группах, разделение происходит именно по типу выбранной трансмиссии. Выходит, что сделать выбор приходится еще до того, как впервые сядешь за руль с инструктором. Но как понять, что тебе подходит, если ты на самом деле еще никогда не сидел за рулем?
Перечисленные в этой статье преимущества и недостатки определяют, чем отличается автомат от механики в машине. Это особенности, на которые стоит обращать внимание при выборе автомобиля.
Переломный момент
Он произошел в первом квартале 2019 года, статистика продаж изменилась, АКПП стали более покупаемыми. По данным за тот период число проданных транспортных средств, включая вариаторы и роботизированные коробки, составило 58,7% от общего количества. Тенденция к вытеснению механики с рынка наметилась очень давно. Нельзя не заметить, что многие модели авто в топовой комплектации можно купить только на автомате.
Производители всячески демонстрируют, что теперь автолюбителям не надо напрягать левую ногу, выжимая сцепление, и параллельно отвлекаться на переключение скоростей. Насколько они правы, ты поймешь после сравнения, механика против автомата. Под понятие автомат также попадают решения с двумя сцеплениями, как преселективная DSG, а также роботизированные и гидромеханические коробки.
Преимущества механики
Неоспоримые плюсы — это экономичность в плане топлива, более простой и недорогой ремонт, а также надежность. Даже обладатели автомата не будут спорить, что надежнее автомат или механика. Современные МКПП в большинстве случаев имеют пять ступеней, но в совокупности с мощным двигателем скоростей может быть шесть и больше. Обладатель такого авто может динамично разогнаться, получать полный контроль, раскручивать двигатель до предела и всегда получать мощную отдачу.
Автолюбитель сам выбирает стиль вождения и при необходимости регулирует его. Он может переходить на пониженные и повышенные передачи, катиться накатом на нейтральной, тормозить двигателем. Чем выше его мастерство, тем экономичнее будет расход топлива.
Вероятность поломки электрики в коробке передач минимальная. На 60-80 тысяч километров расходуется не более 3-4 литров масла. Для сравнения: гидромеханическая АКПП может съесть до десяти литров, и фильтры на ней менять нужно значительно чаще.
Из практики: механическое авто проще завести зимой, оно будет более выносливым в экстремальных условиях. При пробуксовках в снегу и грязи масло не нагревается, как это происходит на коробках с гидротрансформатором. Их можно буксировать, они могут взять на буксир другое транспортное средство, к ним можно прицепить прицеп, чтобы перевезти что-то габаритное. Казалось бы, сплошные преимущества, но это не совсем так.
Недостатки МКПП
Самый очевидный ответ на вопрос, разница между механикой и автоматом, это степень комфорта. На механической коробке ездить сложнее, особенно когда только начинаешь водить. На ней сложнее тронуться с места, многим кажется тяжелой и необходимость постоянно выбирать передачи. В условиях загруженных городских дорог для новичка это действительно непросто.
Следующая трудность вытекает из предыдущей: когда новичок не умеет обращаться со сцеплением, он может его сжечь. Замена обходится достаточно дорого. Также для новичка не актуальна возможность полностью контролировать авто, для этого нужна не только коробка, но и навыки, которых у него пока что нет. Своим неумелым обращением он не продлит, а снизит ресурс двигателя. Неопытность может стать причиной ДТП, если водитель не учтет всех факторов или просто растеряется.
Преимущества АКПП
Каждый из недостатков механической коробки — это преимущество автоматической. Теперь рассмотрим второй тип, чтобы понять, какая коробка передач лучше: механика или автомат.
Управлять машиной на автомате будет гораздо проще. Тебе не придется принимать решение по выбору передач и переключать их в ручном режиме. Все происходит автоматически, и это самый ощутимый плюс.
Важная особенность: сейчас на многих автоматических и роботизированных коробках есть возможность перейти на полуавтоматический или ручной режим. В таком случае владелец машины-автомата сможет управлять ей самостоятельно. Именно по этой причине на АКПП сейчас переходит все больше автолюбителей: новичкам важна простота, опытных привлекает возможность выбора, а кто-то просто очень ценит свой комфорт.
Такие автомобили легко начинают движение с места, не будут срываться, трогаясь в горку. Это проще и приятнее, особенно в плотном городском дорожном движении. Плюс еще и в том, что такая езда более безопасная, и чем больше автоматов на дорогах — тем безопаснее движение в целом.
Трансмиссия автоматического типа делает срок службы самой коробки и двигателя более продолжительным. Новичок не сможет воткнуть неподходящую передачу или перекрутить двигатель. Автоматика защищает его от таких ошибок.
Недостатки АКПП
Но и у этого варианта есть минуса. Во-первых, это начальная стоимость модели с АКПП, роботом или вариатором. Она будет выше, и эта разница может стать решающим фактором для многих. Добавим к этому более дорогое и сложное обслуживание, меньший ресурс трансмиссии, сложности с ремонтом, связанные с ним расходы.
Важным аргументом становится и расход топлива. Если рассчитывать относительно классической автоматической коробки, то расход будет на 20-25% выше МКПП, даже при учете блокировки ГДТ. Для тех, кто любит скорость, минусом станут показатели разгона, здесь у механики нет равных.
Однако, стоит отметить, что с коробкой-роботом все иначе, по динамике разгона она не уступает механической. Но при этом роботы с одним сцеплением не будут переключать передачи плавно, водитель постоянно ощущает паузы и рывки. Современные коробки с двумя дисками сцепления работают без таких недостатков, но и стоят они намного дороже, для многих людей — слишком дорого. При этом даже самый современный автомат на самой дорогой машине не сможет гарантировать стопроцентное считывание объективной ситуации на дороге. При определенных обстоятельствах это приводит к авариям на дорогах.
Сопоставив плюсы и минусы автомата и механики, можно прийти к простому выводу: среди них нельзя выявить лидера. Каждый водитель выбирает то, что ему больше подходит.
Коробка переключения передач: виды, чем отличаются и как работают
Коробка переключения передач (КПП) — элемент трансмиссии автомобиля, который передает мощность от двигателя внутреннего сгорания (ДВС) на ведущие колеса, при этом расширяя диапазон частоты вращения и крутящего момента мотора. Этот узел отвечает за эффективную работу мотора, влияет на динамику движения и расход топлива. Базовым для КПП считается предустановленный набор передаточных чисел — это коэффициент, на который увеличивается или уменьшается крутящий момент, поступающий от двигателя.
Передача, а в современных авто их может быть от 5 до 10, помогает работе двигателя в каждом из диапазонов скоростей. Для старта обычно применяется 1-я передача, но реже — 2-я (например, на грузовиках).
В зависимости от степени участия водителя, «коробка» может быть с ручным управлением (механическая) или автоматическая, где выбор передачи выполняет электроника. К таким агрегатам, как правило, относят не только классическую гидромеханику, но также «роботов» и вариаторы [1]. Отдельный класс — секвентальные КПП, которые чаще всего используют для гоночных автомобилей. Разбираемся в устройстве каждой из них и в том, как они работают.
Механическая
Самый простой и надежный в эксплуатации тип трансмиссии. Визуально определить МКПП несложно: по третьей педали (это педаль сцепления) и рычагу переключения передач. В современных автомобилях ступеней может быть 5, 6 или даже 7, плюс нейтральное положение и режим заднего хода.
Основные рабочие элементы механической коробки, в самом упрощенном варианте, это:
Все они расположены на валах, которых может быть два или три.
Первичный или ведущий вал напрямую связан с двигателем через сцепление. Это сделано для возможности «отсоединять/присоединять» трансмиссию к ДВС. Для передачи крутящего момента на конце входного вала жестко зафиксирована шестерня, которая вращает следующий, промежуточный вал.
На нем равно числу передач установлены разноразмерные ведущие зубчатые шестерни. Каждая работает в сцепке с шестеренками (ведомыми) на вторичном или выходном валу. На нем шестерни, в отличие от первых двух валов, свободно вращаются на оси. Образованные зубчатые пары отвечают за передаточное число и динамические характеристики передачи («короткая», «длинная» итд).
В МКПП переключение происходит в ручном режиме. Переводя в салоне рычаг в нужное положение, водитель двигает в сторону соответствующей зубчатой пары муфту. Чтобы избежать удара при смыкании, нужно выровнять частоты вращения валов — для этого применяются синхронизаторы.
Плюсы: долгий опыт эксплуатации в автопроме, простое устройство и ремонт, возможность вручную влиять на динамику авто.
Минусы: утомительное «втыкание» передач и нажатие педали сцепления в плотном трафике, ограниченный набор передач.
Автоматическая
Под классической АКПП, как правило, подразумевают гидромеханическую коробку переключения передач. В этом случае у водителя всего две педали, а вместо рычага КПП — селектор, который может быть выполнен в виде шайбы или кнопок, или подрулевой переключатель режимов: P — парковка, D — движение, N — нейтральная и R — задний ход.
В отличие от «механики» передача крутящего момента здесь сложнее, а электронный блок управления (ЭБУ) отвечает за выбор передачи. В современных автоматических трансмиссиях их может быть до 10 включительно.
Принцип работы строится на силе давления трансмиссионной жидкости, отсюда и слово «гидро» в названии. Главные рабочие элементы — гидротрансформатор и планетарная КПП [2].
Плюсы: за редким исключением — надежный и проверенный временем агрегат; обычно обеспечивает плавную и тихую езду.
Минусы: очень привередлив к качеству трансмиссионной жидкости, простые агрегаты могут быть «задумчивыми», дорогой и сложный ремонт в случае поломки.
Бесступенчатая
CVT или вариатор — это кардинально другой в техническом плане тип КПП [3], который, по большому счету, даже нельзя называть коробкой передач, так как передач в нем как раз-таки нет.
В отличие от классического «автомата» или «механики», он не имеет фиксированного количества предустановленных передач и выдает по сути неограниченное количество передаточных чисел. Такая гибкость достигается за счет работы двух противоположных шкивов конической формы, которые соединены цепью или ремнем.
В бесступенчатой коробке один конус соединен с валом двигателя, а другой — направляет мощность на ведущие колеса. Передаточные числа изменяются по мере того, как шкивы перемещаются все ближе и дальше друг от друга. Решение, на сколько сдвинуть шкивы, принимает электроника.
Эти изменения теоретически происходят все время, чтобы двигатель работал на наиболее эффективных оборотах. Однако современные CVT умеют имитировать фиксированные ступени, так как такое поведение более привычно водителям.
Плюсы: теоретически вариаторы считаются более капризными, чем классические «автоматы», однако наиболее удачные варианты по сроку службы не уступают гидромеханическим КПП.
Минусы: вариаторы не любят пробуксовки и заезда на высокие препятствия, от чего цепь (или ремень) стачивает поверхность шкивов.
Роботизированная
РКПП или просто «робот» — это гибрид автоматической и механической коробки передач. Для начала движения водитель, также как и на «автомате», выбирает один из режимов (D, P, N, R).
Механическая схема в ней аналогична МКПП, но для переключения передач и смыкания/размыкания сцепления здесь отвечают сервоприводы. Момент выбора нужной ступени контролируется электроникой.
Проще говоря, вместо педали сцепления и рычага коробки стоят электромоторы, которые по команде электроники «выжимают» сцепление и меняют ступени.
Плюсы: недорогая в обслуживании; освобождает водителя от необходимости переключать передачи вручную
Минусы: электронике нужно время, чтобы понять действия водителя и включить передачу, из-за этого разгоны происходят с характерными провалами потока мощности; высокая стоимость актуаторов.
Преселективная
По сути это та же роботизированная коробка переключения передач. Главное ее отличие в количестве сцеплений — их два [4]. Этот тип трансмиссии относительно новый — активно внедрение началось с 2003 года. Сегодня их ставят на все классы автомобилей: от небольших хэтчбеков до спорткаров.
Принцип работы такой коробки заключается в том, что каждое из сцеплений управляет своим набором передач: четными и нечетными. В итоге, когда автомобиль работает на одной передаче, следующая уже выбрана и готова к включению.
Например, машина едет на второй передаче и ускоряется. В этот момент электроника подает сигнал, и автоматика двигает муфту к следующей, 3-й передаче. Когда приходит время муфта, которая была включена для 2-й передачи, отключается, и теперь включается та, на которой была предварительно выбрана 3-я передача. В это время освободившееся сцепление уже выбирает 4-ю передачу.
Плюсы: быстрое переключение передач; высокая экономичность.
Минусы: инженерам не сразу удалось сделать этот тип КПП надежным, из-за чего автомобилисты часто избегают таких коробок; «преселективы» не всегда аккуратно работают на низких скоростях — в пробках могут чувствоваться толчки.
Секвентальная
Секвентальная или последовательная коробка передач — это разновидность механической трансмиссии, которая чаще всего используется в спортивных и гоночных автомобилях.
В отличие от классической «механики», где переключение происходит по Н-образной схеме, здесь «движение» возможно только последовательно [5]. То есть водитель не может стартовать со 2-й и сразу уйти на 4-ю передачу. В случае с «секвенталкой» ему понадобится пройти все передачи по очереди: от 1-й до 4-й.
Техническое устройство такой коробки схоже с классической «механикой», но есть ряд существенных отличий:
Плюсы: очень высокая скорость переключения между передачами; нет потери мощности в момент смены; экономия топлива.
Минусы: высокий износ деталей; дорогая в ремонте.
Неисправности коробки переключения передач
Как и любой рабочий элемент, КПП подвержены износу и поломкам. Хотя при бережном уходе некоторые «коробки» готовы служить по несколько сотен тысяч километров. Причину неисправности и особенно ремонт данного узла лучше доверять проверенным мастерам, например, официальным дилерам или специалистам в клубных сервисах.
Плюсы и минусы разных коробок передач
Деление трансмиссий на механические и автоматические уже не такое однозначное — последние успели обзавестись сразу тремя разновидностями. Поэтому мы расскажем подробнее о плюсах и минусах каждого типа коробок передач.
Механическая трансмиссия
Этот вариант предусматривает ручной переключение передач. Двигая рычаг в салоне, вы приводите в движение специальные муфты. Последние соединяют между собой шестерни первичного и вторичного вала. Разница в размерах шестерён позволяет регулировать величину крутящего момента, который передаётся колёсам. Выбирая нужное передаточное число, вы можете плавно трогаться с места, уверенно разгоняться и снижать нагрузку на двигатель при равномерном движении.
Основные преимущества механической коробки передач (МКПП) — простота конструкции и возможность контролировать процесс переключения на 100%. Отсюда следуют все плюсы такого типа трансмиссии:
Надёжность. Большинство МКПП сравнимы с двигателем автомобиля по сроку службы.
Меньшие расходы на обслуживание. Периодичность замены масла — до 100–150 тысяч километров пробега. Некоторые модели вовсе обходятся без этой процедуры.
Сниженный расход топлива. Простая конструкция снижает механические потери в трансмиссии и повышает коэффициент полезного действия.
Лучшая динамика при сравнимых характеристиках двигателя — по причине, описанной в предыдущем пункте.
Прогнозируемое поведение автомобиля — вы сами отвечаете за переключение, и потому можете выбрать оптимальную передачу перед обгоном, при экстренном торможении или при выполнении другого манёвра.
Механическая коробка передач повышает проходимость машины. Она позволяет использовать такие приёмы, как раскачка и пробуксовка до очистки твёрдой поверхности.
Стоимость автомобилей с МКПП на 5–10% ниже, чем у конкурентов с автоматическими трансмиссиями любого типа.
Главный минус «механики» — это необходимость ручного переключения передач. Даже опытные водители отвлекаются при этом на доли секунды, не говоря уже о новичках. А при долгом движении в городских пробках постоянное движение рычага попросту утомляет.
Автоматическая трансмиссия
Ещё лет 20 назад так называли только один тип коробок передач. Сейчас это целая группа, в которую входит по меньшей мере три вида механизмов. У всех автоматических коробок передач есть общий плюс — это комфорт передвижения. Процесс переключения возложен на бортовую электронику, тогда как вы можете следить за дорогой и получать максимум удовольствия от вождения. Другие преимущества и недостатки автоматических коробок передач мы рассмотрим более внимательно.
Гидромеханический «автомат»
Этот тип трансмиссии часто называют классической или планетарной коробкой передач. Последнее — от используемого механизма. Планетарная передача позволяет изменять крутящий момент, фиксируя определённые шестерни друг относительно друга. Результат будет зависеть от того, какая часть механизма подключена к вторичному валу.
Обязательный элемент автоматической коробки передач (АКПП), определяющий большинство плюсов и минусов — гидротрансформатор. Мотор автомобиля крутит насосное колесо, которое приводит в движение масло, а через него — турбинное колесо. Для повышения коэффициента полезного действия могут использоваться ещё два элемента — реакторное колесо и фрикционное сцепление. Первое повышает скорость циркуляции жидкости, а второе жёстко блокирует механизм, снижая потери при равномерном движении.
Теория кажется сложной, но современным водителям не обязательно разбираться во всех нюансах работы узла. Куда важнее плюсы автоматической коробки передач:
Удобство — переключение происходит без участия водителя. Хотя в некоторых автомобилях с АКПП это можно делать вручную. Для этого трансмиссию нужно перевести в режим Manual или Sport.
Надёжность по сравнению с другими видами автоматических коробок передач. «Гидромеханика» спокойно выдерживает до 200–250 тысяч километров пробега.
Выносливость — большинство автоматических трансмиссий устойчиво к пробуксовкам и резким разгонам.
Меньший риск перегрузить двигатель и другие узлы. Даже в коробках передач с ручным переключением есть защитный механизм, который допускает автоматическую смену ступени в экстренной ситуации.
Простота освоения — управляться с двумя педалями легче, чем с тремя. С другой стороны, если вы учитесь на «автомате», то для управления машиной с МКПП придётся сдавать дополнительный экзамен.
Конечно, у автоматической коробки передач есть свои минусы. Главный — более дорогое обслуживание, которое выражается в частой замене масла и высоких ценах запчастей. Кроме того, АКПП ограничивают динамику машины за счёт сложной конструкции. Некоторые водители жалуются и на отсутствие полного контроля — механизм может переключить передачу в неподходящий момент. Хотя для них созданы адаптивные «автоматы», которые приспосабливаются к определённому стилю езды.
Вариатор
Достаточно простая трансмиссия. Крутящий момент в ней передаётся пластинчатым ремнём, скользящим по двум коническим шкивам. Такой механизм позволяет плавно регулировать усилие, которое передаётся колёсам. Передаточное число меняется при смещении ремня на миллиметры — это можно делать на ходу, не разрывая поток мощности. Иногда вместо ремня используется цепь. Плюс таких вариаторов в надёжности, а минус — в высокой цене коробки передач.
Подобно классическому «автомату», вариатор не может обойтись без гидротрансформатора. Он поглощает избыточную нагрузку на старте и позволяет останавливаться с работающим двигателем. При равномерном движении узел также блокируется, повышая коэффициент полезного действия.
Плюсы вариатора в качестве автомобильной коробки передач:
Плавность движения в городских пробках — крутящий момент регулируется плавно, переключения передач и потери мощности нет.
Вариатор снижает нагрузку на двигатель. Он всегда выбирает оптимальные обороты и поддерживает их при незначительном изменении скорости.
Доступная цена по сравнению с гидромеханическим «автоматом» — ненамного больше, чем у машин с МКПП.
Главный минус вариатора по сравнению с другими коробками передач — чувствительность к перегреву. Езда по бездорожью и резкие рывки на старте сильно снижают ресурс трансмиссии. Зимой узел нужно долго прогревать — сначала на стоянке, а потом при движении с минимальной скоростью. По стоимости ремонта и обслуживания вариатор сравним с классической АКПП. Многим водителям также не нравится шум мотора, работающего на постоянных оборотах. Но они могут выбрать вариаторы с «виртуальными передачами», ступенчато изменяющие крутящий момент.
Роботизированная трансмиссия
Фактически, в основу этого гибрида положена механическая коробка передач. Но сцеплением и перемещением фрикционных муфт занимаются электронные приводы. Роботизированная коробка передач объединяет плюсы «механики» и «автомата»:
Быстрее ускорение, выше максимальная скорость.
Меньше расход топлива по сравнению с АКПП и вариатором.
Можно выбирать автоматическое или ручное переключение.
Есть защита от перегрузки двигателя и других узлов.
Нет педали сцепления, обучение намного проще.
К сожалению, у «робота» есть минусы по сравнению с другими коробками передач — внедрение электроники не решило всех проблем. По стоимости обслуживания он сравним с гидромеханическими АКПП или обходится дороже. Многие агрегаты чувствительны к резким ускорениям и долгой езде на высоких оборотах. В бюджетных машинах часто встречаются роботизированные коробки передач с одним сцеплением, у которых есть дополнительный минус. Они работают грубо и медленно, из-за чего автомобиль дёргается в момент переключения. Более дорогие модели с двумя сцеплениями лишены этого недостатка.
Заключение
Какую коробку передач выбрать?
Механическая трансмиссия снизит стоимость автомобиля и обойдётся дешевле. А ещё она улучшит динамику машины.
Гидромеханический «автомат» порадует сроком службы и выносливостью, хотя увеличит цену автомобиля и расходы на его обслуживание.
Вариатор обеспечит плавное передвижение в городе и снизит нагрузку на двигатель, но потребует аккуратного обращения.
Роботизированная трансмиссия сочетает удобство автоматической и экономичность механической. Но у неё самые высокие расходы на ремонт и обслуживание.