Чем отличаются креативные люди

Креативный человек. Кто он такой? Есть схожее определение, которое чаще остальных используется в повседневной жизни

Яркий, интересный, привлекающий к себе внимание. Таких называют креативными, точнее использует к ним определение креативности. На самом деле это упрощение и в большинстве случаев не имеющее к креативности никакого отношения.

Отправил три запроса в Яндекс картинки, чтобы посмотреть на креативного человека. Фотографии выбраны из первой 20 поисковой системы.

По определению психолога Чиксентмихайи, дети вообще не могут быть креативными (я не говорю о гениальном ребенке).

Чтобы стать по настоящему креативным новатором, нужно проделать большой труд в изучении материала и дисциплины, допустим изобразительного искусства, перед тем, как что-то в нем создать и изменить.

Дальше тебя должны признать специалисты этой дисциплины. Важная пометка: если поле специалистов не признает в тебе креативности, то ты автоматически не креативный. Через время, годы, столетия, о тебе могут вспомнить и возвести в статус новатора.

Признание экспертов обязательное условие креативности. Ван Гога работы признали спустя 10 лет. Работы Гогена признали после смерти. Таких примеров много, перечислять все их, не главная цель данной заметки.

А вот так выглядят в интернете все креативные люди Земли, в разделе картинки.

Эйнштейн, Дали, Да Винчи, Эддисон, Толстой, Шекспир, Дюма, Верн, Пикассо и многие другие не появляются даже промотав несколько окон интернет-браузера. Думаю с помощью такого запроса я их вообще там не найду.

Устоявшееся мнение: яркий, нестандартный, интересный — вот общее определение креативности человека.

Чтобы внести ясность, обращаюсь к сочинению известного психолога Михай Чиксентмихайи. Он дает определение креативным людям, разделив их на три группы.

Первое — использование термина в повседневной речи. Обычно креативным, творческим называют человека, который демонстрирует нестандартное мышление, интерес в общении и стимулирует мыслительный процесс у собеседников — в общем, очень умный человек. В этом смысле творческим человеком можно назвать блестящего собеседника, обладателя разнообразных интересов, человека живой мысли.

К этому можно отнести первую часть данной статьи, хотя в ней не затрагивал интеллектуальную составляющую.

Во втором варианте термин «креативный» используется применительно к людям, которые новым и оригинальным образом воспринимают мир. Это те, кто воспринимает происходящее вокруг нестандартно, глубоко судит о происходящем, может совершать важные открытия, о которых знает только он один. Таких людей я называю обладателями личной креативности и стараюсь рассказать о них как много больше.

И наконец, креативными, творческими людьми называют тех, кто, подобно Леонардо да Винчи, Эдисону, Пикассо или Эйнштейну изменяет какой-то важный аспект нашей культуры. Это и есть истинно креативные люди. Их достижения, безусловно, являются всеобщим достоянием.

Креативный человек и креативность — это НЕ яркие картинки, образы и внешние стимулы, — это изменения и люди, которые вносят эти изменения в общественную жизнь.

Источник

Что такое креативность: 5 главных составляющих, примеры

Чем отличаются креативные люди. Смотреть фото Чем отличаются креативные люди. Смотреть картинку Чем отличаются креативные люди. Картинка про Чем отличаются креативные люди. Фото Чем отличаются креативные люди

Креативность является одним из наиболее востребованных качеств личности в реалиях современного мира. Однако стоит отметить, что несмотря на то, что само слово «креативность» довольно плотно вошло в наш обиход, большинство людей не смогут объяснить, что оно характеризует. Давайте разберемся с тем, что такое креативность, из чего она состоит и как её развить.

Что такое креативность?

Креативность — это умение человека выходить за грани и рамки традиционных идей, правил и шаблонов, что позволяет создавать новые уникальные идеи, методы, формы интерпретации и т.д. Также креативность подразумевает наличие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности. Термин произошёл от английского «creativity», что переводится как «созидание».

Креативность сочетает в себе 2 характеристики – интеллект + воображение. Интеллект позволяет человеку думать, работать с информацией, анализировать причинно-следственные связи, а также формировать выводы на основе полученной информации. Благодаря воображению можно выйти за пределы привычных инструментов и шаблонов, которые обычно используются человеком в ходе его деятельности. Также воображение позволяет избавиться от наиболее распространенных стереотипов, обнаружить инновационные способы решения задач.

Креативным человеком называют того, чье нестандартное мышление, а также умение оценивать объект с различных точек зрения позволяет находить уникальное и неожиданное решение возникающих проблем, которое другим людям даже не придет в голову. К этой категории относятся люди-новаторы и революционеры, смелая деятельность которых позволяет обнаруживать новые горизонты и выходить за рамки стандартного мышления. Такие люди являются основным двигателем прогресса.

Главные составляющие креативности

Основные составляющие креативности были сформулированы и охарактеризованы известным американским психологом и исследователем креативности Эллисом Полом Торренсом. Он выделил 5 основных составляющих, используя которые можно определить степень креативности конкретного человека.

Примеры креативности

Рассмотрим несколько удивительных, и в то же время показательных примеров креативности:

Как решили проблему воровства в Nike

Когда Nike начала расширяться и налаживать производство по всему миру, некоторые заводы открывались и в достаточно бедных странах. Подобная деятельность стала приносить огромные убытки, поскольку высокий уровень воровства готовой продукции рабочими не позволял наладить процесс. Наибольший уровень воровства проявлялся в странах Африки и Азии, где был наиболее низкий уровень жизни.

Стоит отметить, что в этих странах стоимость одной пары кроссовок была сопоставима с годовым доходом рабочих, из-за чего те с большим желанием забирали готовую продукцию себе. Как результат, все жители деревень начали ходить в кроссовках Nike. Любые попытки нанять охрану или усилить ее не давали результатов, поскольку охранники также любили продукцию Nike. Проблема заключалась еще и в том, что в такой ситуации значительно возрастали траты на содержание всех представителей охраны.

Весь генеральный штаб Nike в течение долгого периода времени ломал себе голову, пытаясь придумать решение данной проблемы. И они нашли его благодаря своему креативному сотруднику. Он предложил разделить производство правых и левых кроссовок по разным заводам: один завод делал только левый кроссовок, а второй завод – только правый, и эти заводы находились далеко друг от друга. Это привело к тому, что смысла в воровстве у местных жителей не осталось — не ходить же им в одном кроссовке?

Как увеличили продажи каталогов в «Sears Roebuck»

Крайне интересной является и ситуация с компанией Sears Roebuck, произошедшая более 100 лет назад. В тот момент компания занималась выпуском каталогов по продаже товаров по почте, однако в один из моментов продажи серьезно упали из-за конкурента.

Один из специалистов предложил гениальную идею – начать делать каталоги меньшего размера. Подобный подход привел к тому, что на полках магазина их стали класть сверху, как самые маленькие, а более громоздкие образцы от конкурентов лежали снизу. Продажи пошли вверх а конкуренты разорились.

Отличия креативности от творчества

Если не вдаваться в глубокий смысл, то творчество – особый вид деятельности, а креативность – предрасположенность к данному виду деятельности. Здесь стоит отметить, что это не только природные способности и желание творить, но и совокупность черт личности, психики и характера, которые обеспечивают максимальную активность и целеустремленность человека, а также обеспечивающие его решительность.

Таким образом, далеко не все люди, у которых имеется высокий творческий потенциал, можно назвать креативными. Креативными являются только те люди, которые проявляют достаточную активность для воплощения собственных идей в жизнь. Также крайне важным фактором можно назвать не только умение генерировать идеи, но и способность воплощать их в жизнь.

Польза креативности

В том случае, если вы распознаете свой творческий потенциал и наконец решите стать креативным человеком, то ваша жизнь в значительной степени преобразится, поскольку креативность позволит вам полностью пересмотреть взгляды в жизни и испытывать больше положительных эмоций.

В жизни креативность может помочь:

Как развить креативность?

Существует 5 простых советов, которые помогут сделать первые шаги в развитии креативности:

1. Выработайте положительное отношение к процессу решения проблем

Процесс нахождения решения – крайне вдохновляющий с точки зрения креативного человека, поэтому, если вы хотите стать одним из них, то вы должны полюбить разбираться с определенными проблемами, которые требуют от вас нахождения соответствующего решения и выхода из ситуации. По мере того, как вы будете сталкиваться с новыми проблемами и находить их решение, вы будете становиться все более креативным.

2. Старайтесь находить не один, а несколько способов выхода из любой ситуации

Всегда пытайтесь придумать несколько вариантов решения проблемы, даже если первый пришедший в голову вариант кажется наиболее целесообразным. А вдруг всё же получился придумать что-то лучше? Не ограничивайте себя.

3. Расширяйте кругозор

В зависимости от того, как много вы знаете, вы можете находить подходящие решения, поскольку они не берутся из ниоткуда, а являются частью ваших знаний. Развивайтесь разносторонне — больше общайтесь с людьми, посещайте тренинги, семинары, приучите себя читать книги.

4. Творчески подходите к ежедневной рутине

Проявляйте творческий подход и изобретательность во всем, что вы делаете, даже если эти дела кажутся скучными и однообразными. А вдруг найдется более оптимальный и быстрый способ их выполнения? Никогда не останавливайтесь.

5. Учитесь видеть необычное даже в обычном

Пытайтесь заметить что-то уникальное даже в привычных для вас объектах. Это позволит обнаружить множество новых уникальных решений и возможностей.

Заключение

Креативность – это не только талант и умение создавать новые идеи, но и привычка. Без постоянных тренировок вы не сможете стать по-настоящему креативным человеком, потому этот навык требуется постоянно развивать.

Источник

Что такое креативность, для чего она нужна и как ее развить

Чем отличаются креативные люди. Смотреть фото Чем отличаются креативные люди. Смотреть картинку Чем отличаются креативные люди. Картинка про Чем отличаются креативные люди. Фото Чем отличаются креативные люди

Приветствую вас, друзья!

Креативность – очень распространенное понятие сегодня. О нем говорят по телевизору, пишут в умных статьях, указывают в анкетах и резюме, зачастую совсем не разбираясь в тонкостях его смысла. Давайте вместе простыми словами разберем, что такое креативность, для чего она нужна обычному человеку и как ее развить.

Чем отличаются креативные люди. Смотреть фото Чем отличаются креативные люди. Смотреть картинку Чем отличаются креативные люди. Картинка про Чем отличаются креативные люди. Фото Чем отличаются креативные люди

Определение

Креативность – это способность выходить за пределы привычного шаблона, смотреть на мир с разных точек зрения, генерировать качественно новые идеи и воплощать их. Креативность тесно связана с творчеством и воображением, но это не значит, что она применима лишь к сфере искусств.

Креативность – одно из главных качеств, определяющих успешность человека в современном мире. Она повышает адаптационные характеристики человека, т. е. его способность приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям.

Слово “креативность” происходит от английского creativity, что означает “созидание”. Креативный человек постоянно создает что-то новое: предметы, методы, концепции, подходы. Этим он обогащает наш мир и вносит свой вклад в эволюционное развитие.

Креативные способности опираются на 2 компонента психики: интеллект и воображение.

Интеллект позволяет человеку получать, анализировать и перерабатывать информацию, поступающую от окружающего мира. Он ищет причинно-следственные связи между объектами и явлениями, занимается прогнозированием возможных вариантов развития событий, оценкой перспектив и т. п.

Воображение берет в расчет данные, полученные с помощью интеллекта, и выходит за пределы их стандартного применения. Оно занимается поиском инновационных решений, разломом устаревших шаблонов и стереотипов.

Быть креативным человеком – значит быть способным выйти за рамки стандартного восприятия мира и сгенерировать уникальное и никогда ранее не применявшееся решение задачи. Такие люди – это революционеры и двигатели прогресса. Без них человечество все время топталось бы на месте.

Основные компоненты креативности

Креативность – сложное качество, в состав которого входят сразу несколько показателей. Они были выделены известным экспертом по креативности – американским психологом Эллисом Полом Торренсом. Чтобы понять, креативный ли вы человек, подумайте, в какой степени применимы к вам следующие характеристики личности.

Гибкость позволяет корректировать свои планы по ходу решения задачи, если что-то вдруг идет не так. Для гибкого человека не бывает безвыходных ситуаций. Он может приспособиться к любым условиям.

Умение быстро генерировать большое количество идей. Пока одни люди мучительно размышляют и пытаются выдавить из себя хотя бы парочку оригинальных идей, человек, отличающийся беглостью ума, штампует их как на конвейере. Это ему удается благодаря отсутствию излишней внутренней цензуры. Он не подвергает свои идеи анализу на этапе их генерации.

Умение посмотреть на объект или явление с непривычной точки зрения. Оригинальность позволяет выйти за рамки стандартных шаблонов и стереотипов, выдавая что-то принципиально новое. Необходимым условием развития оригинальности является внутренняя свобода и смелость. Без них невозможно бросить вызов общепринятым устоям.

Это умение доводить до ума свои инновационные идеи. Без этого качества все сгенерированные идеи, скорее всего, окажутся в мусорной корзине. Потому как зачастую они бывают оторванными от реальности и неспособными конкурировать с традиционными способами решения задач.

Так Торренс называл постоянную открытость новому опыту, способность не зацикливаться на каком-то одном способе решения проблемы и применять максимальное количество вариантов.

Чем креативность отличается от творчества

Творчество – особый вид деятельности, который направлен на создание чего-то нового. Творчество часто связывают с искусством, музыкой, живописью, скульптурой, поэзией, хотя оно и не ограничивается лишь ими.

Креативность же – это особый склад личности, который определяет в людях предрасположенность к творческой деятельности. В него входят природные задатки, приобретенные навыки, желание и готовность творить, совокупность черт характера, определяющих успешность и жизнеспособность генерируемых идей.

Рекомендую прочитать статью о понятии личности в психологии. Она поможет вам лучше понять себя и свои способности.

Как развить креативность: советы и упражнения

Предлагаю вам простые советы и упражнения, которые помогут развить креативность и перейти на новый уровень восприятия реальности.

Будьте азартны

Я сейчас не про тот азарт, который вынуждает человека спускать все деньги в казино. Речь идет про позитивный азарт, который помогает относиться к жизни как к увлекательному квесту. Человек, обладающим этим видом азарта, воспринимает жизнь с интересом и любопытством, принимает все ее вызовы, не пасует перед препятствиями. Любая проблема для него – возможность испытать свои силы на прочность.

Вам нужно полюбить сам процесс поиска решения проблем, найти прелесть в этом. Не впадать в уныние от безысходности, а испытывать драйв и приятное возбуждение от возможности принять вызов. Именно такой настрой поможет раскрыться вашей креативности, которая будет расти от каждой встречи с проблемами.

Укротите внутреннего критика

Внутренний критик – главный убийца оригинальных нестандартных идей на пару с ленью и прокрастинацией. Если хотите развивать креативность, вам нужно научиться отключать его или хотя бы сделать менее строгим.

Запомните: любая новая идея поначалу может казаться абсурдной. Так уж устроен наш мозг! Он неисправимый консерватор. Он всегда старается идти путем наименьшего сопротивления и экономить энергию и время.

Первое время просто не обращайте внимания на его сварливое ворчание на каждую вашу попытку сделать что-то нестандартное. Со временем мозг убедится в том, что ваши идеи не так плохи и имеют право на жизнь, и станет ворчать гораздо меньше.

Чем отличаются креативные люди. Смотреть фото Чем отличаются креативные люди. Смотреть картинку Чем отличаются креативные люди. Картинка про Чем отличаются креативные люди. Фото Чем отличаются креативные люди

Ищите несколько способов решения проблем

Никогда не ограничивайтесь единственным вариантом решения задач, а старайтесь находить как минимум 2-3. Этот совет относится не только к каким-то интеллектуальным задачам, но и к повседневным бытовым.

Эта привычка будет отличным плацдармом для развития креативности. С каждым разом решения будут все более адекватными и продуманными. Ваш мозг избавится от оков критичности, а вы начнете больше доверять ему.

Ищите необычное в обыденных вещах

Научитесь всегда смотреть на мир свежим взглядом. Как будто вы маленький ребенок и только-только знакомитесь с ним. Подмечайте детали, которые раньше скрывались от вашего взгляда, заглядывайте за ширму привычных вещей и ищите в них маленькие секреты, о которых мало кто догадывается.

Не позволяйте рутине поглотить вас и превратить в робота. Прямо сейчас оторвите глаза от экрана и посмотрите вокруг. Остановите свой взор на каком-то конкретном предмете и внимательно осмотрите его. Что интересного вы можете сказать о нем? Может, у него необычная причудливая форма или интересный цвет? Или он напоминает вам какое-то экзотическое животное? Проявите искренний интерес и немного фантазии – вы обязательно найдете то, что зацепит ваш взгляд.

Расширяйте кругозор

Очень полезно наполнять мозг новой информацией. Знания – это своеобразная пища для креативности. Чтобы слепить что-то качественно новое, нужно иметь необходимый материал. Какими бы революционными ни были идеи и решения, они основываются на накопленном ранее опыте, который нужно обязательно брать в расчет.

Поэтому начните интересоваться чем-то новым. Это может быть информация, непосредственно связанная с вашей сферой деятельности, а могут быть просто знания, которые вам интересны. Читайте книги, смотрите познавательные передачи, общайтесь с умными, эрудированными людьми. Наполняйте свой интеллектуальный сосуд знаниями, и спустя время он начнет фонтанировать новыми идеями.

Упражнение “Любимая песня”

У каждого из нас есть любимая песня или мелодия. Ваша задача – вспомнить ее и описать. Только описание должно быть не совсем обычным. Сначала постарайтесь использовать только визуальные образы. Какого цвета ваша любимая песня? Если в ней переплетаются несколько цветов, попробуйте воссоздать всю картину целиком. Подумайте, на что она похожа. Может, на холодный горный пейзаж, укутанный снегом? Или на натюрморт из сухих осенних листьев, пропитанных ностальгией по лету?

Когда у вас сформируется четкая и яркая визуальная картина, добавьте кинестетических ощущений. Как ваша любимая песня ощущается на коже? Как соленые морские капли, стекающие вниз? Или как ледяной ветер, пронизывающий до костей? А может, как мягкое касание пушистого хвоста любимой кошки?

Включите свою фантазию на максимум и наслаждайтесь коктейлем из чувств.

Упражнение “Сценарист”

Начните смотреть какой-нибудь фильм, который до этого не смотрели. Когда дойдете до середины, остановите трансляцию и попробуйте придумать несколько вариантов развития сюжета. Подумайте, что станет с героями, конец будет счастливым или грустным.

Предлагаю вам маленькую шпаргалку, какие варианты можно использовать. Итак, придумайте:

А затем досмотрите фильм и сравните свои варианты с оригиналом.

Упражнение “Непонятные фотографии”

Вбейте в поисковике фразу “непонятные фотографии” и выберите несколько самых странных изображений. Постарайтесь придумать логичное и правдоподобное объяснение тому, что вы видите на картинке. Хорошо, если у вас получится несколько вариантов.

Чем отличаются креативные люди. Смотреть фото Чем отличаются креативные люди. Смотреть картинку Чем отличаются креативные люди. Картинка про Чем отличаются креативные люди. Фото Чем отличаются креативные люди

Упражнение “Обратная перемотка”

Учитесь выстраивать логические цепочки не только в прямом, но и в обратном направлении. Например, вы имеете дело с какой-то конкретной ситуацией. Подумайте, какие события, ходы и действия могли привести к ней.

Можете также использовать картинки из предыдущего упражнения и тренироваться на них.

Упражнение “Аббревиатуры”

Запишите несколько слов из 3–5 букв. А теперь представьте, что это аббревиатуры, к которым вам нужно подобрать расшифровку. Вот вам несколько примеров:

Упражнение “Расфокусировка”

Креативное мышление не терпит никакого насилия и принуждения. Эта область тесно связана со спонтанностью и вдохновением, поэтому прямые методы воздействия на нее не работают. Бывает так, что нужно придумать креативную идею здесь и сейчас, а мозг, как назло, сопротивляется. В этом случае нельзя на него давить, а нужно, наоборот, постараться отпустить.

Как это делается? Примите комфортную расслабленную позу и начните воспринимать сигналы от всех органов чувств одновременно. Прислушайтесь к звукам, принюхайтесь к запахам, осмотритесь вокруг. Мозг будет пытаться сфокусироваться на какой-то одной модальности ощущений – не давайте ему такой возможности.

Через какое-то время он расфокусируется и достигнет состояния, близкого к трансу. Ваша задача – удержаться в нем как можно дольше. В этот момент открывается окно в бессознательное – настоящий кладезь оригинальных революционных идей.

Примеры креативного подхода

Чтобы вам было понятно, как креативность работает в повседневной жизни и в бизнесе, приведу несколько показательных примеров.

Тюбик пасты

В середине XX века всем известная компания по производству зубной пасты Colgate искала способы увеличить прибыль. Рынок был насыщен, оборот достигал миллионов долларов, казалось, что все способы уже исчерпаны.

Проводилось множество круглых столов и мозговых штурмов, где предлагалось увеличить вложения в рекламную кампанию, поглотить мелких конкурентов и т. п. Все эти советы не устраивали руководство компании.

В итоге одному рядовому сотруднику на производстве пришла гениальная идея: увеличить диаметр горлышка тюбика. Что и было сделано. Это позволило сократить использование одного тюбика пасты с двух недель до одной и принесло компании дополнительные 20 % прибыли.

Кроссовки крупным планом

Компания Puma заплатила футболисту Пеле за то, чтобы тот начал завязывать шнурки на своих кроссовках за несколько минут до начала финального матча чемпионата мира 1970 года между Бразилией и Италией.

Этот эпизод, естественно, попал в объективы телекамер, и весь мир увидел, что легендарный футболист играет в кроссовках Puma. Такой трюк обеспечил компании небывалую популярность и успех.

Бром по 27 центов

Американский предприниматель Герберт Дау придумал дешевый способ производства брома и основал свою компанию под названием Dow Chemical. Вскоре его продукция продавалась во всех американских штатах по цене 36 центов за фунт. Однако у Герберта не было возможности расширить бизнес, так как весь мировой рынок тогда контролировался немецким картелем, продававшим свою продукцию по цене 49 центов за фунт.

Пока американские производители держались в стороне от европейского рынка, немецкий химический гигант не совался в Америку – таков был негласный договор. Но Герберт решил рискнуть и направил в Англию первую партию своего товара, которая разошлась на ура. После этого ему удалось наладить регулярные поставки.

Все шло хорошо, пока не начали поступать угрозы от представителей немецкого картеля. Дау их проигнорировал и продолжил свое рискованное мероприятие. А немцы быстро перешли от слов к действиям. Вскоре на американском рынке появился немецкий бром по цене 12 центов за фунт. Картель задался целью уничтожить бизнес Дау.

Но американец оказался хитрее. Он полностью остановил свое производство в США и стал тайно скупать дешевый немецкий бром. Дау упаковывал его в этикетку своей фирмы и отправлял на продажу в Европу по цене 27 центов за фунт. Так ему удалось получить огромную долю рынка в Европе и разрушить монополию немецкого картеля. Потребители от этого, кстати, только выиграли.

Находчивый сосед

Однажды на просторах интернета мне попалась забавная история. Молодой человек делил комнату в студенческом общежитии с неряшливым и нечистоплотным соседом. Тот мог неделями не убираться, не мыть за собой посуду и т. п. В общем, серьезно омрачал жизнь своим присутствием. Никакие угрозы и уговоры на него не действовали.

Тогда парень придумал гениальный способ решения проблемы. Он зарегистрировался от имени девушки на сайте знакомств, на котором частенько зависал сосед. Разместил красивую фотографию и завязал общение с ничего не подозревающим неряхой. Спустя какое-то время сосед пригласил “новую знакомую” домой, на что та ответила согласием. Вот тут-то сосед взял себя в руки и буквально вылизал комнату до блеска.

Заключение

Теперь вы знаете, что в психологии означает слово “креативность”, и никогда не перепутаете это понятие с чем-то другим.

Надеюсь, мне удалось убедить вас в необходимости развития этого качества и вы воспользуетесь советами и упражнениями, представленными в статье. Они помогут вам не только более эффективно справляться с рабочими и жизненными задачами, но и сделают вашу жизнь более интересной, насыщенной и по-хорошему непредсказуемой.

А пока можете заглянуть в нашу подборку профессий для креативных людей и присмотреть себе несколько достойных вариантов.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *