Чем отличаются классы военных кораблей
Классификация кораблей ВМФ России. Ликбез
Приветствую вас, други мои! Этот год начинаю с того, что предлагаю вам разобраться в том, как же разделяют наши корабли в ВМФ. Очень много путаницы и несуразицы. Поэтому, собрав всю доступную информацию и вспомним, чему меня учили в институте, выкладываю свою версию. Специальные суда и вспомогательный флот трогать не буду.
Основы классификации корабельного состава ВМФ РФ кратко изложены в статье 4 Корабельного устава Военно-Морского Флота 2001 года:
«в зависимости от тактико-технических элементов. а также для определения старшинства командиров и норм обеспечения материально-техническими средствами корабли делятся на ранги».
Всего в ВМФ установлено четыре ранга кораблей, высшим рангом является первый.
По решаемым задачам в ВМФ РФ корабли разделены на 5 групп: боевые корабли, боевые катера, корабли специального назначения, морские суда обеспечения, катера и рейдовые суда обеспечения.
Деление кораблей на классы, подклассы и ранги определяется «Руководством по классификации кораблей и судов Военно-Морского Флота» (Данное руководство периодически корректируется и утверждается приказом Главнокомандующего ВМФ. В свободном доступе руководства нет).
Корабли по принципу поддержания при движении делятся на:
– надводные корабли (нк) и подводные лодки (пл);
— корабли с динамическими принципами поддержания (КДПП), перемещающиеся над поверхностью воды (глиссирующие, на воздушной подушке – КВП, на подводных крыльях – КПК, экранопланы).
по роду материала корпуса:
— с крыльчатыми движителями;
по количеству гребных валов:
по конструктивным особенностям корпуса:
Классы и подклассы подводных лодок и кораблей
1. Авианесущие корабли:
— тяжелый авианесущий крейсер.
2. Ракетно-артиллерийские корабли:
— тяжелый атомный ракетный крейсер;
— ракетный корабль 2 ранга;
— малый ракетный корабль на воздушной подушке;
— малый ракетный корабль;
— малый артиллерийский корабль.
3. Противолодочные корабли:
— большой противолодочный корабль;
— малый противолодочный корабль.
4. Многоцелевые корабли:
5. Минно-тральные корабли:
6. Десантные корабли:
— большой десантный корабль;
— средний десантный корабль;
— малый десантный корабль на воздушной подушке;
— десантный катер на воздушной подушке.
7. Ракетные подводные лодки стратегического назначения:
— тяжелый атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами;
— атомный подводный крейсер с баллистическими ракетами.
8. Многоцелевые подводные лодки:
— атомный подводный крейсер с крылатыми ракетами;
— крейсерская атомная подводная лодка;
— большая атомная подводная лодка;
— большая дизельная подводная лодка;
— малая дизельная подводная лодка.
Классификация боевых кораблей по зонам действия
Чёткой и однозначной классификации боевых надводных кораблей ВМФ России по зонам действия не существует. Поэтому за основу берутся общепринятые понятия ВМС иностранных кораблей.
Хочу обратить ваше внимание на то, что ряд подклассов кораблей находится на границе дальней и ближней морских зон. Например, к таким кораблям относятся: фрегат пр.22350, корвет пр.20380, ракетный корабль 2 ранга пр.11661К и малый ракетный корабль пр.1234.1.
Классификация кораблей
Эту статью пытается создать KOT_ACTPOHOM_B_MOPE. Просьба воздержаться от правок.
Содержание
Парусный флот
Корабль
Корабли 1, 2, 3 и 4 рангов
Во времена парусного флота корабли делились на ранги по количеству установленных на них орудий и/или по их водоизмещению. В подавляющем числе случаев корабли были деревянными парусниками и несли порядка 40-100 разнообразных орудий.
Линейный корабль
Во времена парусного флота линейными, назывались самые крупные и вооружённые корабли, которые создавались специально для линейного боя и способные противостоять в перестрелке любым кораблям противника. Часто имели более сотни орудий.
Фрегат
Изначально фрегатом назывался парусный, как правило, трёхмачтовый корабль. Отличался от линейных кораблей меньшими размерами и меньшим количеством орудий на борту (порядка, 20-45). Фрегаты могли действовать, как в составе линейных флотов, так и самостоятельно.
Корвет
Исторически корветом назывался парусный трёхмачтовый корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам, и нёсшим порядка 15-30 орудий. Обычно использовался для разведки или курьерской службы.
Шнява
Двухмачтовое судно с прямым парусным вооружением фок-мачты и грот-мачты и одним косым гафельным парусом на гроте
Достаточно неопределённый термин, изначально обозначающий парусный корабль, уступающий по размерам и вооружению фрегатам.
Так же словом «шлюп» в настоящее время обозначается тип парусного вооружения, для кораблей с одной мачтой.
Шхуна
Шхунами называют корабли, имеющие косые паруса.
Клипер
Парусный или парусно-винтовой корабль, отличающийся высокой скоростью.
Люгер
Люгеры — небольшие трехмачтовые суда первой половины XIX в., вооруженные 8–14 пушками и предназначенные для посыльной службы.
Артиллерийские, торпедные и ракетные винтовые корабли
Броненосец
Броненосцы появились во второй половине XIX века, когда стало возможным создавать корабли, оснащённые мощной бронёй, мощным вооружением и имеющими достаточную силовую установку, чтобы корабль со всем этим мог передвигаться. Характерной особенностью броненосцев является наличие нескольких (обычно трёх) групп артиллерии, различающихся по калибру: крупная, средняя, малая.
Батарейный броненосец
Казематный броненосец
Барбетный броненосец
Башенный броненосец
Линейный корабль
В XX веке линейными кораблями (сокр. линкорами) стали называться бронированные корабли, которые пришли на смену броненосцам. Они были самыми мощными и защищёнными артиллерийскими кораблями за всё время. Отличались от броненосцев тем, что у них был сделан акцент на максимальное использование артиллерии крупного калибра.
Крейсер
Исторически слово «крейсер» вначале обозначало корабль, который мог самостоятельно выполнять боевые задачи в любой точки моря. Обычно этим словом могли называть шлюпы, корветы, фрегаты или бриги, которые совершали дальние путешествия (рейды).
Как самостоятельный класс крейсера стали выделять в XIX веке, относя к нему лёгкобронированные артиллерийские корабли, оснащённые паровым двигателем и способными передвигаться по морю
Броненосцый крейсер
Броненосные крейсера отличаются сравнительно толстым бронированием бортов.
Бронепалубный крейсер
Бронепалубные крейсера отличаются бронированием только бронепалубы и скосов.
Лёгкий и Тяжёлый крейсер
Лёгкие и тяжёлые крейсера отличаются друг от друга водоизмещением и калибром артиллерии. Это, несколько искусственное, разделение стало актуально в первой половине XX века, когда между морскими державами периодически заключались договора на ограничение количества флота.
Линейный (большой) крейсер
Линейные крейсера появились в первой половине XX века одновременно с линейными кораблями. При этом по бронированию и вооружению они гораздо ближе к линейным кораблям, чем к тяжёлым крейсерам. Отличались от линейных кораблей повышенной скоростью.
Крейсер ПВО
Условный подкласс крейсеров, который можно выделить в середине XX века. Его появление обусловлено подавляющей доминацией авианосцев во время Второй мировой в результате которой от крейсеров часто требовалась не столько огневая мощь артиллерии, сколько сила ПВО.
Ракетный крейсер
Ракетные крейсера появляются во второй половине XX века. Отличаются наличием ракетного вооружения, которое является и атакующим, и защитным вооружением. Артиллерийское вооружение если и есть, то носит второстепенный характер.
Крейсер УРО (с управляемым ракетным вооружением)
Крейсера УРО можно выделить среди других ракетных крейсеров по тому признаку, что он способен защищать не только себя, но и другие корабли при помощи зональной системы ПВО.
Миноносец
Корабль небольшого водоизмещения, основным вооружением которого являются торпеды
Торпедный катер
Сверхмалый корабль, вооружённый торпедами
Эскадренный миноносец
Изначально эскадренные миноносцы (эсминцы) предназначались для ведения боёв в составе эскадр, противостояния вражеским торпедным кораблям.
В последствии на них легла задача противостоять подводным лодкам и даже авиации противника.
Эсминец УРО
В послевоенное время, как и другие корабли, эсминцы стали вооружаться ракетным вооружением. Эсминцы, вооруженные ракетами, которые активно управляются с корабля (обычно, средней или большой дальности) стали называть эсминцами УРО
Фрегат
Во второй половине XX века в некоторых странах, например США и Великобритании, фрегатами стали называть корабли, ранее называемые эскортными эсминцами и лидерами эсминцев. Позже этим же словом назвали корабли, в том числе с ракетным вооружением (фрегат УРО), уступающие по размерам эсминцам. Водоизмещение порядка 3000-6000 тонн
Корвет
Во второй половине XX века корветами стали называть небольшие корабли, водоизмещением 500-1600 тонн.
В начале XX веке в Англии к шлюпам относили эскортные корабли, не предназначенные для действий в составе эскадры.
Катер
Катерами традиционно обозначали боевые корабли малого водоизмещения. Может быть гребным, парусным или моторным. В настоящее время в США катерами называют корабли, уступающие по водоизмещению корветам.
Классификация военных кораблей
Современные боевые корабли это прямые потомки кораблей сражавшихся в Первой и Второй мировой войне, но технический прогресс развивается так быстро, что сейчас мы видим уже четвертое поколение военных кораблей построенных после 1945 года. Прогнозы о ненужности кораблей в ядерную эпоху оказались полностью несостоятельными. Сегодня на вооружении мировых флотов состоят сверхмощные авианосцы, ракетные крейсеры, эсминцы и другие типы кораблей.
Корабль (от греческого «κάραβος, κάραβι» — корабль, судно) — обобщающий морской термин, который употребляется параллельно с термином судно, но не полный его аналог.
Сегодня в большинстве случаев под кораблем понимается военный корабль — судно, имеющее вооружение и другие технические средства для выполнения боевых задач, имеет военный экипаж и входит в состав военно-морских сил своего государства.
Военный корабль, предназначенный для выполнения боевых задач, считается боевым кораблем. Основным боевым назначением корабля является уничтожение или ослабление сил и средств противника боевым воздействием. С этой целью боевые корабли вооружаются несколькими видами корабельных средств — ракетное вооружение, артиллерийское, минное, средства противолодочной обороны, средства противовоздушной обороны и различные средства радиоэлектронной разведки. Каждый корабль выполняет боевые задачи как самостоятельно, так и во взаимодействии с другими кораблями, авиацией и морской пехотой.
Классификация кораблей и судов — это разделение военных кораблей (судов) на классы и подклассы в зависимости от их предназначения, вооружения, водоизмещения и других тактико-технических данных. Класс составляют корабли, имеющие одинаковое боевое предназначение и основное вооружение. В подкласс входят корабли одного и того же класса, отличающиеся друг от друга водоизмещением и специализацией.
Исходя из вышесказанного, следует, что в различных странах различные принципы классификации военных кораблей, поэтому мы разделили зарубежную и постсоветскую классификацию на две отдельные публикации дабы четко увидеть отличия.
По зарубежной классификации современные военные корабли подразделяются на:
Боевые корабли основных классов
Авианосцы
Авианосцы предназначены для нанесения авиационных ударов по кораблям и судам противника в море и базах, по береговым объектам, для поддержки сухопутных войск, высадки морских десантов, осуществления противовоздушной и противолодочной обороны соединений боевых кораблей и конвоев на переходе морем и в бою, а также для обеспечения морских коммуникаций. К авианосцам относятся авианесущие корабли, основным боевым средством которых являются палубные самолеты и вертолеты.
Линейные корабли
Крейсеры
Крейсер создавался как корабль для действия на морских коммуникациях противника. Во время войны эти корабли должны были непрерывно рыскать в море, пересекая его вдоль и поперек, как бы «скрещивать» моря и океаны. Именно от слова «крест» на всех языках и произошло название кораблей, со временем переросшее в отдельный класс «крейсер». Корабль, бороздивший моря и океаны во всех направлениях — это и есть крейсер.
Крейсеры-вертолетоносцы представляют собой боевые корабли, оборудованные в основном для базирования вертолетов и предназначенные для решения задач преимущественно противолодочной обороны, а также десантирования на вертолетах подразделений морской пехоты и огневой поддержки их действий. На таких крейсерах могут также базироваться самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки, что существенно расширяет круг боевых задач.
Эскадренные миноносцы (эсминцы)
Фрегаты (корветы)
Фрегаты (корветы) предназначены для поиска и уничтожения подводных лодок, противолодочной, противовоздушной и противоракетной обороны кораблей и транспортов при действиях в составе поисково-ударных групп или сил охранения авианосных ударных групп, десантных отрядов и конвоев.
Боевые корабли прибрежной зоны
Десантные корабли и катера
Десантные корабли обеспечивают высадку десанта на не оборудованный берег с помощью своих десантно-высадочных средств, а также обладают возможностью воздушного десантирования войск с использованием вертолетов, входящих в состав их вооружения. Десантные корабли, как правило, имеют вместительную доковую камеру, взлетно-посадочную площадку и ангар для вертолетов. Особенностью универсальных десантных кораблей является наличие сплошной полетной палубы и надстройки островного типа. В состав авиагруппы десантных кораблей входят самолеты вертикального или укороченного взлета и посадки, так что по своим боевым возможностям эти корабли не уступают легким авианосцам.
Существует два класса десантных кораблей: десантные корабли, способные пересекать океаны и десантные катера, предназначенные для доставки войск с крупных кораблей на побережье, в момент высадки.
Десантные корабли
Десантные катера
Патрульные корабли и катера
Патрульными считаются корабли, назначение которых может выходить за рамки прибрежных действий, и имеющие достаточную мореходность и автономность для самостоятельных действий в открытом море не более двух суток.
Корабли тылового обеспечения
Противоминные корабли
Основное назначение противоминных кораблей — проведение постановки минных заграждений в целях нанесения потерь и сковывания действий сил флота противника, блокирование пунктов базирования кораблей, прикрытие своих морских рубежей, и проведение противоминных операций на море связанных с поиском и уничтожением мин с применением телеуправляемых самоходных тралов или прорывателей минных заграждений.
Подводные лодки
Подводные лодки — это корабли, способные погружаться и действовать в подводном положении. Основным тактическим свойством подводных лодок является скрытность. Подлодки предназначаются для уничтожения кораблей и судов противника, поражения его наземных объектов, постановки минных заграждений, ведения разведки, высадки диверсионных групп и выполнение других боевых и специальных задач. В зарубежной классификации подводные лодки подразделяются на боевые подводные лодки, вспомогательные подлодки и исследовательские субмарины.
Боевые подводные лодки
Вспомогательные подводные лодки
Исследовательские субмарины
Вспомогательные суда
Вспомогательные суда обеспечения
Вспомогательные корабли и суда обеспечения предназначены для выполнения множества функций по поддержке боевых кораблей и действий на море, в широком диапазоне ветров и волнения, обеспечивая общее обеспечение боевых соединений и береговых сооружений.
Служебные суда
Служебные суда, включая несамоходные, являются частью военно-морских сил. Служебные суда предназначены для обслуживания, как боевых сил флота, так и военно-морских баз. Литера «N» относится к несамоходным вариантам. Литера «Y» присваивается вспомогательным плавсредствам судостроительных верфей.
Данный подкласс судов включает: плавучие краны, плавучие доки, плавучие казармы, несамоходные лихтеры, баржи, плавучие мастерские, портовые буксиры, а также суда с литерами «IX», не получившие классификацию.
В чем разница между корветом, эсминцем, фрегатом и крейсером
Российский корвет «Стерегущий»
Водоизмещение корвета может варьироваться от 500 до 1600 тонн, скорость редко превышает 20 узлов или 37 километров в час.
Кроме этого, корветы обладают гидроакустическими и радиолокационными средствами воздушного и подводного обнаружения.
В современном виде корветы появились незадолго до начала Второй Мировой войны. Что интересно, в отечественной классификации до недавнего времени они относились к типу сторожевых кораблей, а корвет, как отдельный класс был выделен лишь после распада СССР.
Эсминец
Эсмнец или эскадренный миноносец получил свое название в честь вооружения первых кораблей этого типа. Изначально они предназначались для создания морских минных полей, а также обладали торпедными аппаратами и малокалиберной артиллерией для борьбы с кораблями противника.
Сегодня главными целями эскадренных миноносцев является борьба с воздушными, подводными и надводными целями в составе эскадры.
Среди вооружения этих кораблей имеются ракетные установки (ранее артиллерия), средства ПВО и торпедные аппараты.
Говорить о размерах и скорости этого типа кораблей несколько некорректно, так как понимание эсминцев в разных странах несколько варьируется.
К примеру, в Японии водоизмещение эсминцев может достигать 10000 тонн, в некоторых странах оно не превышает 2500. В России же стандартным водоизмещением эсминца считается 6500 тонн, а скорость может достигать 35 узлов.
Фрегат
Фрегат проекта 22350
По размерам и маневренности современные фрегаты очень близки к эсминцам. Однако, если эскадренный миноносец способен бороться со всеми типами целей: надводными, подводными, воздушными, то фрегаты концентрируются лишь на борьбе с подводными лодками и авиацией противника.
Они также имеют ракетное вооружение, но его недостаточно для эффективного противодействия кораблям противника.
Крейсер
Ракетный крейсер «Москва»
Крейсер, пожалуй, является самым универсальным современным типом кораблей, так как это единственное судно, способное выполнять задачи как самостоятельно, так и в составе эскадры.
В настоящее время этот тип кораблей активно используется лишь ВМС США и России. В других странах, если фрегаты и встречаются, то очень малым числом.
Основная задача этих кораблей заключается в борьбе с надводными силами противника.
Крейсера преимущественно несут ракетное вооружение, а также могут обладать небольшим количеством средств ПВО.
До недавнего времени крейсера имели обширную собственную классификацию. К примеру: линейные крейсера, крейсера ПВО, легкие, тяжелые, линейные и даже авианесущие крейсера. Тем не менее, к концу XX века эта классификация была упразднена.
Водоизмещение современных крейсеров: до 10 000 тонн. Скорость: 30-40 узлов.
Линкоры
Линкор Российского/Советского флота «Севастополь» выведенный из эксплуатации в 1956 году
Авианосцы
Единственный российский авианосец «Адмирал Кузнецов»
Именно эти корабли затмили собой линкоры. Не менее огромные, они служили полноценными аэродромами посреди океана, обеспечивая поддержку с воздуха остальным кораблям.
Эсминец и фрегат: разговор о будущем
Вроде бы все ясно и понятно с современными классами военных кораблей, но это если просто посмотреть на термины «эсминец» и «фрегат». А если вдумчиво – начинаются вопросы и недоумения.
Да, с первого взгляда все понятно – корабли теоретически различаются по водоизмещению, вооружению, размерам, задачам… Это теоретически. А вот на практике…
А на практике имеет место мировой военно-морской бардак. В общем, явление на волнах насквозь обыденное и привычное, примерно как злой боцман на утреннем построении.
И выясняется, что, собственно, как такового четкого определения классов-то и нет! Совсем нет!
Вот как пример всем известный тип «Арли Берк». Полное водоизмещение 9 000 тонн. Это эсминец.
Вот его оппонент, «Сарыч». Тоже эсминец. Водоизмещение полное под 8 000 тонн.
А вот иранский эсминец «Джамаран» класса «Moudge».
И его водоизмещение… 1500 тонн! То есть, вроде бы это фрегат или даже корвет, но в Иране эти корабли называют эсминцами!
Есть «Замволт» с его почти 15 000 тонн водоизмещения. Есть китайский «Тип 055» с 12 000 тонн. Строится пока, но ведь будет построен.
А уж если в эту эскадру добавить задумку эскадренного миноносца проекта 23560 «Лидер», водоизмещение которого приближалось по бумагам к 19 000 тонн…
То есть, кто что хочет, то и творит.
С фрегатами тоже не все так просто, это вообще, наверное, самый такой противоречивый класс в океанских волнах. Достаточно вспомнить, откуда вообще он произошел. От французов, которые и изобрели этот небольшой, но верткий корабль с одной (позже с двумя) орудийной палубой для борьбы с пиратами.
Так как в основном фрегат занимался патрульной службой, разведкой, эскортом торговых судов и рейдерской службой, которую тогда называли крейсированием. Так и получилось, что некоторые по сути фрегаты стали крейсерами. А когда получили паровые машины, башни и броню, то стали сперва пароходофрегатами, а потом официальными крейсерами.
Орудийная палуба ушла в прошлое, а с ней и само понятие фрегата исчезло примерно в конце 19 века и не появлялось до середины 20-го.
Зато в это время появился миноносец.
Маленький, но очень зловредный корабль с самоходными минами, а позднее торпедами. А позднее появились эсминцы, более крупные корабли, с более сильной артиллерией, основной задачей которых было топить миноносцы, защищая от них эскадры крупных кораблей.
А во время Второй Мировой войны снова возникли фрегаты. Их вернули британцы, которые для защиты конвоев были вынуждены придумать новый класс кораблей.
Новый фрегат был не так хорошо вооружен, как эсминец и был меньше. Но этот корабль был крупнее сторожевого катера, и мог конвоировать транспорты через океан. А его вооружения было достаточно, чтобы отбиться от самолетов немцев, и – главное – прогнать от конвоя подводные лодки, которые были в то время настоящим бичом божьим для Великобритании.
Получился промежуточный класс между эсминцами и сторожевыми катерами, по факту – корабль противолодочной обороны.
После войны они были переклассифицированы в океанские эскорты, поскольку до переклассификации 1975 года «фрегатами» назывались легкие ракетные крейсера, построенные в размерах эскадренных миноносцев. А затем американцы перешли в британскую систему классификации.
Действительно, британский фрегат был между эсминцем и катером, а американский – между крейсером и эсминцем. А НАТО требовало хотя бы примерного единообразия.
Сегодня грань между фрегатом и эсминцем постепенно стирается. В целом, эсминец пока немного больше фрегата, вооружен несколько тяжелее, возможно быстрее.
Если взять как пример старый эсминец проекта 956 «Сарыч» и сравнить его с фрегатом проекта 22350 «Адмирал Горшков», то по водоизмещению «Сарыч» больше фрегата, 8 000 тонн против 5 400 тонн. Скорость тоже выше у эсминца, 33 узла против 29 у фрегата. Дальность у кораблей примерно одинакова, около 4500 миль.
А вот в плане вооружения все не так однозначно.
Артиллерийское вооружение сильнее у эсминца. 2 артустановки АК-130 (4 ствола 130-мм) против одной 130-мм установки А-192М.
Зенитная артиллерия сильнее на эсминце. 4 х 6 х 30 мм ЗАУ АК-630 против 2 х 1 х 30 мм ЗАК «Палаш».
Ну и главное вооружение корабля – тактическое ракетное. 2 х 4 ПКР П-270 «Москит» у эсминца против 2 х 8 «Оникс», «Циркон», «Калибр» у фрегата. А в перспективе, у следующих моделей, будет 4 х 8, то есть, 32 пусковых ячейки.
Ну и скажем честно – «Москит» устарел давно. И даже если его заменить на что-то современное, все равно у фрегата получается больше «стволов».
Минно-торпедное вооружение тоже лучше у фрегата.
В общем, понятно, что сегодня новый фрегат намного эффективнее старого эсминца. Кроме того, фрегаты несколько дешевле, правда, так было всегда. Это позволяло штамповать фрегаты, как пирожки.
Примерно такая же развесовка и у японского флота. Только фрегаты типа «Абукума», которых всего-то 6, еще легче по вооружению, чем китайские корабли. Ну а японские эсминцы, что «Конго», что «Атаго», они вообще родственники «Арли Беркам».
Примерно то же самое будет твориться и классом ниже, где корветы (например, корветы проекта 20385 типа «Стерегущий») вполне себе наступают на пятки фрегатам. Те же 2 500 тонн водоизмещения, те же 8 ячеек для пуска ПКР типа «Калибр», «Оникс», «Циркон», тот же «Редут» в качестве ПВО и так далее.
И такой корвет запросто один на один может иному фрегату навалять. Или иранскому «эсминцу», если тот под форштевень подвернется.
Простите, но где тогда разница?
По-хорошему, в мире остается всего два класса кораблей океанской зоны, помимо авианосцев. Это большие корабли (крейсера, эсминцы) и малые (фрегаты и корветы). Грубо говоря, как не вспомнить классификацию Советского флота, где были корабли 1 и 2 рангов.
И главной силой (авианосцы не беру в расчет) в основном большинстве мировых приличных флотов станет эсминец. Который не будет уступать по своим возможностям крейсерам. Те же 112 УВП китайского «Тип 055» мало чем уступают 122 УВП «Тикондероги».
В общем и целом, крейсера уйдут в историю, как когда-то ушли сперва их линейные родственники, а потом и линейные корабли.
Главной ударной силой на море по-прежнему будет авианосец и мутировавший до размеров крейсера эсминец. А в качестве кораблей прикрытия и различных эскортных операций (и пиратов погонять) будут работать фрегаты и корветы, которые очевидно тоже сольются в один класс.
По крайней мере, сегодня весьма непросто становится отличить фрегат от корвета. Но это тема отдельного разговора.