Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Есть ли разница в датчиках кислорода до и после катализатора в Форд Мондео

Форд Мондео IV, 2.0 л.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Добрый день. Скажите, что означает классификация, при диагностике автомобиля, в части лямбда зонда и кислородного датчика? Что к чему относится и почему два «Bank» и у каждого по д.

Датчики могут быть одинаковыми, а вот разница в длине провода делает их разными — разница в сопротивлении, а значит в показаниях. При установке универсальных датчиков приходится соблюдать длину провода и пайка проводов запрещена.

У них разные задачи и потому лямбды разные.
Даже и цена отличается.

Первый датчик кислорода используется мозгами автомобиля для контроля смесеобразования.
Второй датчик анализирует количество кислорода после катализатора, можно сказать его задача контролировать исправен катализатор или нет.

Спасибо, но не совсем убедительно.

Теперь по функционалу: смотрим на EMEX, оригиналы и аналоги

Датчик верхний (код: 1 376 444)

Аналог: Denso код: DOX01-50 (Япония)

Аналог: Denso код: DOX01-50 (Япония)

Коды аналогов одинаковые (конкретно в данном случае и у конкретного производителя), что для верхнего, что для нижнего датчиков.

По принципу работы. Принцип работы одинаковый (контроль кислорода), оба контролируют один и тот же поток отработанных газов, до и после катализатора. Соответственно их устройство, чувствительность и принцип действия должен быть одинаковым. Оба подают на выходе электрический сигнал, соответствующий уровню содержания кислорода. Только сигнал с первого датчика управляет смесеобразованием, а сигнал со второго датчика контролирует исправность первого датчика.

Если напряжение сигналов одинаковое, значит: или не исправен катализатор или не исправен первый датчик, так как он не управляет составом смеси.

Соответственно, сами датчики должны быть одинаковыми, а отличие в кодовой маркировке отражает только необходимую длину проводки от места установки датчика до соединительного разъема.

Логика следующая, что бы измерить изменения какого либо параметра на входе и на выходе, измерительный инструмент на входе и на выходе должен быть идентичным по своим характеристикам.

Источник

Лямбда-зонд и катализатор. Взаимозаменяемость датчиков от различных автомобилей. Эксплуатация кислородного датчика

Лямбда-зонд

Как взаимосвязаны лямда-зонд и катализатор?

Можно ли отключить лямбда-зонд?

Взаимозаменяемы ли датчики от различных автомобилей?

Лямбда-зонды отличаются друг от друга резьбовой частью, наличием подогрева, количеством проводов и соединительным разьёмом. А принцип работы и сам рабочий элемент у всех датчиков практически одинаковые. Поэтому если у вашего датчика три провода и резьба 18х1.5, то можете смело ставить универсальный датчик с такими же параметрами или, например, от ВАЗ 2110. Датчик работать будет правильно, а его надёжность и долговечность будет зависеть уже от производителя. Если не доверяете «жигулёвским деталям», а нужного вам датчика нет в наличии, то в магазинах можно найти универсальный датчик практически любого типа. Главное не перепутать при перепаивании провода. Даже различие резьбы не так страшно. На большинстве японских автомобилей резьба лямбда-зонда меньшего диаметра, чем у европейских, и если только датчик стоит не в чугунном коллекторе, то можно просто вварить гайку с нужной резьбой. Единственно нужно помнить о том, что попытка съэкономить небольшую сумму очень часто выливается в ещё большие потери, и прежде чем что-либо переделывать в своей машине, лучше как следует подумать.

Чего не любит кислородный датчик?

Рабочий элемент датчика очень чувствительный и быстро выходит из строя, если подвергается воздействию различных вредных присадок, содержащихся в некачественном бензине, особенно вреден свинец. Попадающие в камеру сгорания антифриз или масло, перегрев или плохие контакты в электропроводке также отрицательно сказываются на его долговечности. Проверять работоспособность можно как осциллографом, так и лямбда-тестером, но последний редко встречается в отечественных автосервисных предприятиях, хотя и более точен в своих показаниях.

Источник

Что такое лямбда зонд (датчик кислорода)

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Лямбда зонд (он же датчик кислорода) — специальное устройство, один из видов датчика. Задача — контроль объема кислорода в коллекторе силового узла.

С помощью устройства оценивается общий объем кислорода или несгоревшей топливной смеси в выхлопе транспортного средства.

Часто лямбда зонды устанавливаются в дымоходах отопительных котлов и прочих системах, где необходим кислородный контроль.

Назначение

Знание особенностей работы и назначения лямбда зонда весьма полезны для автолюбителя.

Во-первых, уже никто не сможет обмануть владельца транспортного средства, а во-вторых, в случае поломки можно самому поставить «диагноз».

Задача лямбда-зонда — создать условия для выполнения функций каталитическим нейтрализатором, который осуществляет фильтрацию выхлопа автомобиля.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

По сути, катализатор снижает вредность выхлопа, а лямбда-зонда осуществляет контроль работы данного устройства.

Название зонда произошло от известной греческой буквы «лямбда», которой обозначается объем кислорода в подготовленной горючей смеси.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Величина лямбды составляет 14.7 единиц на одну единицу топлива. Пропорциональность обеспечивается, благодаря электронному впрыску топливной смеси и работе лямбда-зонда.

Назначение устройства зависит и от его позиции в транспортном средстве.

Как правило, датчик кислорода монтируется перед катализатором, что позволяет точно измерять уровень кислорода в горючей смеси, а в случае дисбаланса давать сигнал блоку управления впрыска.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Чтобы повысить эффективность работы, на новых моделях авто ставится не один, а два датчика, закрепляемые с одной и другой стороны катализатора.

Такая конструкция позволяет с большей точностью анализировать состав выхлопа.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Эволюция развития

Раньше датчики кислорода были резистивными, что снижало точность измерений и надежность самих устройств.

Современный лямбда-зонд работает как пороговое устройство. При этом сигнал, полученный от датчика, позволяет точно фиксировать уровень отношения кислорода в выхлопе и корректировать его.

Впервые лямбда-зонд был изготовлен в 1960 году предприятием Robert Bosch GmbH. Руководителем проекта был Гюнтер Бауман.

В серийное производство устройство поступило лишь через 16 лет (в 1976 году). Первыми производителями, которые занялись выпуском, стали компания Сааб и Вольво.

Основные типы устройств

Сегодня можно выделить несколько типов кислородных датчиков. Все они могут отличаться по нескольким критериям:

Каждый из типов устройств имеет свои особенности.

Одно контактные устройства.

Оборудованы одним сигнальным проводом. Именно по нему передается сигнал, генерируемый устройством.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

2-контаткные датчики

Оборудуются двумя проводами. Один является сигнальным, а второй выполняет функцию заземления через корпус устройства.

С помощью заземляющего проводника можно точно определить показатели сигнального провода.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

3-контактные

Здесь предусмотрен сигнальный провод, один «массовый» провод и третий провод, направляемый к нагревательному устройству.

Особенность таких датчиков — быстрое достижение нужной температуры, повышенный период службы устройства, а также меньшие требования к выхлопной системе.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Нагревательный элемент, который монтируется в системе, имеет мощность 12 или 18 Вт.

4-контактные

В них предусмотрено четыре провода:

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Может быть такое положение контактов.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

К примеру, его можно использовать в качестве заземления или же для питания нагревательного элемента.

Особенность современных лямбда-зондов в том, что они взаимозаменяемы и имеют схожую конструкцию.

К примеру, можно менять датчики с подогревом на устройства без подогрева. При этом возможны проблемы с разъемами или невозможностью запитать устройство.

В случае нехватки проводов их можно проложить самостоятельно, а в качестве разъема использовать контакты автомобиля.

Маркировка может отличаться, но провод подачи сигнала всегда окрашивается в черный цвет.

«Масса» может быть желтой, серой или белой.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Устройство современных датчиков кислорода

В составе датчика кислорода есть два электрода — внутренний и внешний.

Первый делается из циркония, а второй — из платинового напыления, что делает его более чувствительным к воздействию кислорода.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Лямбда-зонд смонтирован таким образом, чтобы он пропускал весь объем отработавших газов транспортного средства.

В процессе прохождения газов внешний электрод оценивает уровень кислорода в отработавших газах, что приводит к изменению потенциала между электродами.

Чем больше объем кислорода, тем выше уровень напряжения. Рабочая температура циркония, которым покрыт электрод — 300-1000 градусов Цельсия.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Вот почему датчики кислорода конструктивно дополняются подогревателями, необходимыми в момент пуска.

Датчики бывают двух типов — двухточечными и широкополосными. Внешне они похожи, но отличаются конструкцией и принципом действия.

Так, 2-точечный датчик состоит из двух электродов. Его задача — фиксация коэффициента повышенного объема воздуха в топливной смеси.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Что касается широкополосного устройства, то это более современная конструкция. Главная его особенность — применение силы тока закачивания.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

При этом конструктивно широкополосный датчик состоит из двух керамических устройств — закачивающего и 2-точечного.

Принцип действия

В кислороде присутствуют отрицательно заряженные ионы. Они собираются на электродах из платины и при достижении нужной температуры датчика (где-то 400 градусов Цельсия) создается разность потенциалов (напряжение).

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Если смесь слишком обеднена, то объем кислорода в газах будет высоким, и наоборот, если смесь обогащена, то кислорода будет мало.

В первом случае напряжение равно 0,2-0,3 Вольта, а во втором — 0,7-0,9 Вольта.

Система управления мотора поддерживает уровень напряжения около 0,4-0,6 Вольт, то есть уровень лямбда равен 1.0.

В процессе движения происходит изменение режимов работы мотора, что способствует корректировке параметра напряжения в обе стороны. При этом узкополосный датчик может улавливать лишь те параметры, которые выше нуля.

Лямбда-зонд, который установлен после катализатора, имеет такой же принцип действия.

После обработки газов катализатором, уровень кислорода остается неизменным. Это, в свою очередь, позволяет поддерживать оптимальную разницу потенциалов в пределах 0.4-0.6 Вольта.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Широкополосный лямбда-зонд: главные отличия, принцип работы

Широкополосный датчик для измерения уровня кислорода — лямбда-зонд, который монтируется в современных авто.

Его особенность — выполнение функций катализатора на входе в устройство. Измерение необходимых параметров происходит благодаря использованию силы входного тока.

Главное отличие широкополосного датчика заключается в том, что в его составе есть два рабочих элемента — закачивающий и 2-точечный керамический обогреватель.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

В процессе закачивания кислород пропускается через соответствующий элемент под действием силы тока.

Принцип действия широкополосного зонда построен на поддержании напряжения в пределах 450 мВ.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Сама разность потенциалов появляется между электродами двухточечного элемента. Достижение нужного напряжения гарантируется, благодаря изменению силы тока закачивания.

Если объем кислорода в выхлопе снижается, то напряжение между электродами растет, а ЭБУ получает соответствующую команду.

После этого формируется сигнал требуемой силы тока, что приводит к выравниванию напряжения.

Сила тока анализируется в ЭБУ, после чего блок управления воздействует на систему впрыска.

Нормальная работа датчика кислорода возможна при температуре в 300 градусов Цельсия, которая достигается с помощью нагревателя.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

К чему приводит неисправность зонда?

Первая неприятность, к которой приводит выход из строя зонда — повышение «прожорливости» авто и ухудшение общей динамики.

Главная причина — искажение показаний датчика, что приводит к отклонению отношения кислорода и топлива.

В случае выхода из строя одного датчика машина остается на ходу (здесь многое зависит от самого транспортного средства).

Есть модели, в которых отказ механизма приводит к расходованию топлива в больших объемах. Как следствие, может понадобиться срочный ремонт.

В случае поломки лямбда-зонда его замена должна производиться только на аналогичный механизм.

Если же установить устройство другого типа, то бортовой компьютер транспортного средства может попросту не воспринимать сигналы нового датчика.

При поломке сразу двух датчиков авто и вовсе оказывается обездвиженным.

Причины поломки

Стоит отметить, что датчик кислорода имеет повышенную чувствительность к поломкам.

Причиной выхода из строя может стать:

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Решается проблема посредством установки нового датчика. Что касается ремонта, то при таких поломках он бесполезен.

3. Чрезмерные объемы топлива, подаваемые в цилиндры мотора, попросту не успевают сгорать и вылетают в систему выхлопа в виде сажи.

Через время черный налет скапливается на узлах системы выхлопа машины и на датчике кислорода в том числе. Как следствие, лямбда зонд начинает работать неправильно.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

В качестве «лечения» можно использовать специальные очистители и тряпки, позволяющие убрать загрязнения. Если же датчик забивается регулярно, то лучше его поменять.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Как выявить поломку?

Распознать неисправность лямбда зонда можно по следующим признакам:

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Также важно знать как проверить лямбда зонд на исправность.

Можно ли отключать лямбда зонд?

Отключение датчика кислорода — дело нескольких минут для специалиста. Только вот польза такой работы вызывает большие сомнения.

С момента отключения лямбда зонда ЭБУ переходит на средние параметры подачи топлива в двигатель, что сказывается на надежности и расходе топлива (как правило, в худшую сторону).

Кроме этого, в случае отключения датчика кислорода может понадобиться и перепрошивка самого ЭБУ автомобиля, ведь постоянно будет «вылазить» ошибка.

Поэтому если лямбда зонд вышел из строя его желательно заменить.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Обманка лямбда зонда: что это?

При замене катализатора пламегасителем или демонтаже устройства сигналы двух лямбда зондов будут идентичны. Это, в свою очередь, неизбежно приведет к ошибкам.

Проблема решается путем установки обманки лямбда зонда.

Она бывает двух видов:

По своей конструкции это проставка, выполненная из бронзы и имеющая определенные размеры. Внутри узла есть специальная крошка с каталитическим напылением, которая помогает вредным веществам догореть.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатораЧем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Такая обманка представляет собой прибор на основе микропроцессора, анализирующего весь процесс прохода выхлопных газов и осуществляющего обработку данных с первого датчика.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Задача — обеспечить корректную работу системы управления мотором в условиях, когда катализатор поломан или удален.

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Смотреть картинку Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Картинка про Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора. Фото Чем отличаются кислородные датчики до и после катализатора

Несмотря на свою компактность, лямбда зонд является одним из наиболее важных узлов автомобиля. Он не только снижает вредность выброса, но и отвечает за ряд других функций.

Отсутствие данного устройства может стать причиной повышения расхода топлива, ухудшения динамики мотора или полной невозможности эксплуатации автомобиля.

Источник

Кислородные датчики: подробное руководство

Введите название продукта, который вы ищете, и мы предоставим необходимую информацию.

Кислородные датчики: подробное руководство

Вы наверняка знаете, что в вашем автомобиле установлен кислородный датчик (или даже два!)… Но зачем он нужен и как он работает? На часто задаваемые вопросы отвечает Стефан Верхоеф (Stefan Verhoef), менеджер DENSO по продукту (кислородные датчики).

B: Какую работу выполняет датчик кислорода в автомобиле?
O: Датчики кислорода (также называемые лямбда-зондами) помогают контролировать расход топлива вашего автомобиля, что способствует снижению объема вредных выбросов. Датчик непрерывно измеряет объем несгоревшего кислорода в выхлопных газах и передает эти данные в электронный блок управления (ЭБУ). На основании этих данных ЭБУ регулирует соотношение топлива и воздуха в топливовоздушной смеси, поступающей в двигатель, что помогает каталитическому нейтрализатору (катализатору) работать более эффективно и уменьшать количество вредных частиц в выхлопных газах.

B: Где находится датчик кислорода?
O: Каждый новый автомобиль и большинство автомобилей, выпущенных после 1980 г., оснащены датчиком кислорода. Обычно датчик установлен в выхлопной трубе перед каталитическим нейтрализатором. Точное местоположение датчика кислорода зависит от типа двигателя (V-образное или рядное расположение цилиндров), а также от марки и модели автомобиля. Для того чтобы определить, где расположен датчик кислорода в вашем автомобиле, обратитесь к руководству по эксплуатации.

В: Почему состав топливовоздушной смеси нужно постоянно регулировать?
O: Соотношение «воздух — топливо» крайне важно, поскольку оно влияет на эффективность работы каталитического нейтрализатора, который снижает содержание оксида углерода (CO), несгоревших углеводородов (CH) и оксида азота (NOx) в выхлопных газах. Для его эффективной работы необходимо наличие определенного количества кислорода в выхлопных газах. Датчик кислорода помогает ЭБУ определить точное соотношение «воздух — топливо» в смеси, поступающей в двигатель, передавая в ЭБУ быстроизменяющийся сигнал напряжения, который меняется в соответствии с содержанием кислорода в смеси: слишком высокого (бедная смесь) или слишком низкого (богатая смесь). ЭБУ реагирует на сигнал и изменяет состав топливовоздушной смеси, поступающей в двигатель. Когда смесь слишком богатая, впрыск топлива уменьшается. Когда смесь слишком бедная — увеличивается. Оптимальное соотношение «воздух — топливо» обеспечивает полное сгорание топлива и использует почти весь кислород из воздуха. Оставшийся кислород вступает в химическую реакцию с токсичными газами, в результате которой из нейтрализатора выходят уже безвредные газы.

В: Почему на некоторых автомобилях устанавливаются два кислородных датчика?
O: Многие современные автомобили дополнительно кроме датчика кислорода, расположенного перед катализатором, оснащаются и вторым датчиком, установленным после него. Первый датчик является основным и помогает электронному блоку управления регулировать состав топливовоздушной смеси. Второй датчик, установленный после катализатора, контролирует эффективность работы катализатора, измеряя содержание кислорода в выхлопных газах на выходе. Если весь кислород поглощается химической реакцией, происходящей между кислородом и вредными веществами, то датчик выдает сигнал высокого напряжения. Это означает, что катализатор работает нормально. По мере износа каталитического нейтрализатора некоторое количество вредных газов и кислорода перестает участвовать в реакции и выходит из него без изменений, что отражается на сигнале напряжения. Когда сигналы станут одинаковыми, это будет указывать на выход из строя катализатора.

В: Какие бывают датчики?
О: Существует три основных типа лямбда-сенсоров: циркониевые датчики, датчики соотношения «воздух — топливо» и титановые датчики. Все они выполняют одни и те же функции, но используют при этом различные способы определения соотношения «воздух — топливо» и разные исходящие сигналы для передачи результатов измерений.

Наибольшее распространение получила технология на основе использования циркониево-оксидных датчиков (как цилиндрического, так и плоского типов). Эти датчики могут определять только относительное значение коэффициента: выше или ниже соотношение «топливо — воздух» коэффициента лямбда 1.00 (идеальное стехиометрическое соотношение). В ответ ЭБУ двигателя постепенно изменяет количество впрыскиваемого топлива до тех пор, пока датчик не начнет показывать, что соотношение изменилось на противоположное. С этого момента ЭБУ опять начинает корректировать подачу топлива в другом направлении. Этот способ обеспечивает медленное и непрекращающееся «плавание» вокруг коэффициента лямбда 1.00, не позволяя при этом поддерживать точный коэффициент 1.00. В итоге в изменяющихся условиях, таких как резкое ускорение или торможение, в системах с циркониево-оксидным датчиком подается недостаточное или избыточное количество топлива, что приводит к снижению эффективности каталитического нейтрализатора.

Датчик соотношения «воздух — топливо» показывает точное соотношение топлива и воздуха в смеси. Это означает, что ЭБУ двигателя точно знает, насколько это соотношение отличается от коэффициента лямбда 1.00 и, соответственно, насколько требуется корректировать подачу топлива, что позволяет ЭБУ изменять количество впрыскиваемого топлива и получать коэффициент лямбда 1.00 практически мгновенно.

Датчики соотношения «воздух — топливо» (цилиндрические и плоские) впервые были разработаны DENSO для того, чтобы обеспечить соответствие автомобилей строгим стандартам токсичности выбросов. Эти датчики более чувствительны и эффективны по сравнению с циркониево-оксидными датчиками. Датчики соотношения «воздух — топливо» передают линейный электронный сигнал о точном соотношении воздуха и топлива в смеси. На основании значения полученного сигнала ЭБУ анализирует отклонение соотношения «воздух — топливо» от стехиометрического (то есть Лямбда 1) и корректирует впрыск топлива. Это позволяет ЭБУ предельно точно корректировать количество впрыскиваемого топлива, моментально достигая стехиометрического соотношения воздуха и топлива в смеси и поддерживая его. Системы, использующие датчики соотношения «воздух — топливо», минимизируют возможность подачи недостаточного или избыточного количества топлива, что ведет к уменьшению количества вредных выбросов в атмосферу, снижению расхода топлива, лучшей управляемости автомобиля.

Титановые датчики во многом похожи на циркониево-оксидные датчики, но титановым датчикам для работы не требуется атмосферный воздух. Таким образом, титановые датчики являются оптимальным решением для автомобилей, которым необходимо пересекать глубокий брод, например полноприводных внедорожников, так как титановые датчики способны работать при погружении в воду. Еще одним отличием титановых датчиков от других является передаваемый ими сигнал, который зависит от электрического сопротивления титанового элемента, а не от напряжения или силы тока. С учетом данных особенностей титановые датчики могут быть заменены только аналогичными и другие типы лямбда-зондов не могут быть использованы.

В: Чем отличаются специальные и универсальные датчики?
O: Эти датчики имеют разные способы установки. Специальные датчики уже имеют контактный разъем в комплекте и готовы к установке. Универсальные датчики могут не комплектоваться разъемом, поэтому нужно использовать разъем старого датчика.

B: Что произойдет, если выйдет из строя датчик кислорода?
O: В случае выхода из строя датчика кислорода ЭБУ не получит сигнала о соотношении топлива и воздуха в смеси, поэтому он будет задавать количество подачи топлива произвольно. Это может привести к менее эффективному использованию топлива и, как следствие, увеличению его расхода. Это также может стать причиной снижения эффективности катализатора и повышения уровня токсичности выбросов.

B: Как часто необходимо менять датчик кислорода?
O: DENSO рекомендует заменять датчик согласно указаниям автопроизводителя. Тем не менее следует проверять эффективность работы датчика кислорода при каждом техобслуживании автомобиля. Для двигателей с длительным сроком эксплуатации или при наличии признаков повышенного расхода масла интервалы между заменами датчика следует сократить.

Ассортимент кислородных датчиков

• 412 каталожных номеров покрывают 5394 применения, что соответствует 68 % европейского автопарка.
• Кислородные датчики с подогревом и без (переключаемого типа), датчики соотношения «воздух — топливо» (линейного типа), датчики обедненной смеси и титановые датчики; двух типов: универсальные и специальные.
• Регулирующие датчики (устанавливаемые перед катализатором) и диагностические (устанавливаемые после катализатора).
• Лазерная сварка и многоэтапный контроль гарантируют точное соответствие всех характеристик спецификациям оригинального оборудования, что позволяет обеспечить эффективность работы и надежность при длительной эксплуатации.

В DENSO решили проблему качества топлива!

Вы знаете о том, что некачественное или загрязненное топливо может сократить срок службы и ухудшить эффективность работы кислородного датчика? Топливо может быть загрязнено присадками для моторных масел, присадками для бензина, герметиком на деталях двигателя и нефтяными отложениями после десульфуризации. При нагреве свыше 700 °C загрязненное топливо выделяет вредные для датчика пары. Они влияют на работу датчика, образуя отложения или разрушая его электроды, что является распространенной причиной выхода датчика из строя. DENSO предлагает решение этой проблемы: керамический элемент датчиков DENSO покрыт уникальным защитным слоем оксида алюминия, который защищает датчик от некачественного топлива, продлевая срок его службы и сохраняя его рабочие характеристики на необходимом уровне.

Дополнительная информация

Более подробную информацию об ассортименте кислородных датчиков DENSO можно найти в разделе Кислородные датчики, в системе TecDoc или у представителя DENSO.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *