Чем отличаются календари древности

История календаря

Общепризнанным считается григорианский календарь, в котором для учета нецелого числа суток в году используется 4-летний цикл. При этом в обычном году 365 дней, а каждый четвертый год считается високосным, продолжительностью 366 дней. Новый год сейчас наступает 1 января, хотя с точки зрения точности календаря это не имеет значения, — например, раньше год начинался 1 апреля. Под такое описание подходит и старый, юлианский календарь, принятый Юлием Цезарем на основании рекомендаций астронома Сосигена.

История календарей

Юлианский календарь отличался крайней простотой и фактически решал единственную задачу: согласовать продолжительность календарного года с продолжительностью солнечного года. При этом начало года, продолжительность и начало месяцев никак не связывались с лунными и солнечными циклами. Папа Григорий XIII в 1582 году, ввел незначительное изменение, улучшевшее согласованность календаря с солнечным годом.

Средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365,25 суток, в то время как солнечный год равен 365,2422 дня. Такое несоответствие в юлианском календаре приводило к запаздыванию на сутки за 128 лет, и к 1582 году отставание составило 10 дней.

Папа Григорий утвердил следующее изменение в юлианском календаре: года, кратные 100 годам, которые не делятся на 4 без остатка после деления на 100, високосными не считаются. Это уменьшило погрешность календаря до одних суток в 4240 лет, а по сути означает, что 1900 и 2100 года високосными не считаются, в отличие от 2000.

Неточные даты

Впрочем, как григорианский так и юлианский календари можно считать гражданскими, поскольку даты многих религиозных праздников рассчитываются специальным образом. Например, христианская Пасха не имеет фиксированной даты в календаре, а празднуется в первое воскресенье после полнолуния, происшедшего после дня весеннего равноденствия и через неделю после еврейской Пасхи.

До сих пор существует два разных отношения к григорианскому календарю. Первое заключается в том, что поскольку он самый простой и понятный, то пусть он будет стандартом (де-факто, он им и является для западных стран). Некоторые считают, что такая «простота хуже воровства», и используют календарь, синхронизированный с солнечными и лунными циклами, то есть попытаются объединить гражданское и религиозное время. Такие «плавающие» календари используются во многих азиатских и исламских государствах.

Чем отличаются календари древности. Смотреть фото Чем отличаются календари древности. Смотреть картинку Чем отличаются календари древности. Картинка про Чем отличаются календари древности. Фото Чем отличаются календари древности

К сожалению, разработать идеальный календарь невозможно, так как для циклов Земли, Луны и Солнца нельзя найти абсолютно точный общий знаменатель. На роль временного «скелета» календаря в разных странах выбирали разные циклы, что определялось географией и основным родом занятий населения.

Наиболее известным является 19-летний метонов цикл, который греческий математик Метон описал в V веке до н.э. За такой срок Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд, что и в начале периода. Этот цикл, равный 235 лунным (синодальным) месяцам, имеет значение для некоторых современных календарей.

Во многих восточных лунных календарях он используется для лунно-солнечной синхронизации. Свои вычисления Метон делал с помощью вертикального гномона (фактически, солнечных часов) в Афинах.

Погрешности

Для оценки разных календарей можно ввести такой показатель, как его погрешность — то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой.

За эталон можно было бы взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198. Это продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, посчитанная относительно неподвижных звезд с учетом прецессии, то есть вращения земной оси. Полный цикл прецессии занимает 25800 лет, а в древней астрономии он известен под названием платонов год.

Таким образом, если учесть это движение, то полный оборот Земли вокруг Солнца будет происходить чуть-чуть быстрее, чем это происходит в рамках солнечной системы. Однако с точки зрения гномоники более естественным будет взять за эталон тропический год, то есть промежуток между двумя точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2424 суток.

Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.

Чем отличаются календари древности. Смотреть фото Чем отличаются календари древности. Смотреть картинку Чем отличаются календари древности. Картинка про Чем отличаются календари древности. Фото Чем отличаются календари древности

Сравнивая календари по точности, стоит иметь в виду, что любой календарь — это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Именно поэтому представления о времени обладают крайней консервативностью и постоянством и просто поменять их, пусть даже в угоду точности, вряд ли получится.

Древние календари

Задолго до нашей эры в Шумере, Египте, Китае, Индии и Америке велись сложнейшие астрономические наблюдения с помощью гномона и примитивных инструментов.

В Китае за тысячу лет до нашей эры наклон земной оси был вычислен как 23°54′. Известное нам отклонение отличается от расчетного меньше чем на полградуса и составляет около 23°27′ (такую погрешность и школьный транспортир не сможет измерить).

Помимо Солнца и Луны наши предки наблюдали за Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, а также некоторыми яркими звездами. Все эти крайне сложные и достаточно точные наблюдения легли в основу того, что сейчас принято называть астрономией, а в то время являлось частью гномоники и астрологии.

Изначально гномоном пользовались для определения локального меридиана (направления север-юг), а также наблюдения за циклами прохождения звезд и планет через локальный меридиан. Обычная же жизнь строилась по такому расписанию, который предполагал понятный народу счет дней года и совпадал с ритмом коллективных работ. Поэтому солнечные циклы ложились в основу календарей земледельческих сообществ, а лунные циклы были важны для скотоводов, охотников и рыбаков.

Календарь индейцев Майя

В нем была сделана попытка объединить сразу два времени: гражданское и сакральное. 260-дневный цикл определял культовый распорядок, в нем повторялись названия дней и числа недели, он назывался цолькин. Следующий цикл — четырехлетний, и в нем повторяются название дня и числа месяца.

Гражданский год — тун — Майя равнялся 365 дням и состоял из 13 месяцев по 20 дней и 5 праздничных дней в конце. Через четыре года новый год приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа 13-дневной недели. 20 тунов образовывали катун, 20 катунов — бактун и, наконец, 13 бактунов составляли великий цикл в 5130 лет.

Был еще и 52-летний цикл (13 раз по 4 года), который синхронизировал циклы в 365 и 260 дней. Точность солнечного календаря майя составляет 365,242129 суток! Обычно факт столь высокой точности, а также близость к году астрономическому сильно будоражит воображение уфологов.

Чем отличаются календари древности. Смотреть фото Чем отличаются календари древности. Смотреть картинку Чем отличаются календари древности. Картинка про Чем отличаются календари древности. Фото Чем отличаются календари древности

Впрочем, истинные причины выбранных индейцами циклов так и остаются неизвестными. Непонятно также почему, майя испытывали такое благоговейное отношение к числам 13 и 20, в отличии от шумерских 12, 24, 30 и 60, которые лежат в основе нашего современного счета времени.

Китайский календарь

Типичный пример «плавающего» календаря, в основе которого лежат циклы Луны и двух планет: Юпитера (примерно 12 раз по 12 лунных месяцев) и Сатурна (около 30 раз по 12 лунных месяцев). Пять лет, то есть количество 12-летних циклов в 60-летнем, совпадает с количеством символических первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл и вода.

Чем отличаются календари древности. Смотреть фото Чем отличаются календари древности. Смотреть картинку Чем отличаются календари древности. Картинка про Чем отличаются календари древности. Фото Чем отличаются календари древности

Каждому элементу соответствует свой цвет: синий (или зеленый), красный, желтый, белый, черный; своя планета: Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, и время года: весна, лето, конец лета, осень, зима. Данная система счета времени является одновременно и общепринятой (гражданской), и сакральной, поскольку неразрывно связана с восточной астрологией.

Еще ее можно считать коммерческой, с учетом того, сколько денег зарабатывает Китай на изготовлении разноцветных зверюшек к новому году. Китайский календарь распространен в некоторых юго-восточных странах.

Кельтский календарь

Кельтская цивилизация оставила нам целый храм Времени в виде мегалитов Стоунхенджа. Это было сделано жрецами-друидами около 4000 лет тому назад на юге Англии.

Чем отличаются календари древности. Смотреть фото Чем отличаются календари древности. Смотреть картинку Чем отличаются календари древности. Картинка про Чем отличаются календари древности. Фото Чем отличаются календари древности

Интересно, что кельты знали точный 56-летний цикл повторения солнечных и лунных циклов (18,7 года). То есть они использовали более точный метонов цикл за 1500 лет до уважаемого грека и можно с уверенностью говорить о том, что кельты в своем календаре использовали комбинацию лунных и солнечных циклов.

Солнечные и лунные календари

Более понятные календари появились позже. Исторически, охотники и рыбаки строили свои календари на фазах Луны. Луна играла главную роль и в магических обрядах, и в привязке гражданского времени к месяцам и годам. Такие календари построены на лунном (синодическом) месяце, продолжительность которого некратна суткам — около 29,53.

Поэтому во многих лунных календарях продолжительность месяцев чередуется: то 29, то 30 дней. Начало года или «плавает», или периодически корректируется вставкой дополнительных месяцев. Лунные календари лежали в основе культур Востока: вавилонян, китайцев, евреев, индусов, японцев.

Чем отличаются календари древности. Смотреть фото Чем отличаются календари древности. Смотреть картинку Чем отличаются календари древности. Картинка про Чем отличаются календари древности. Фото Чем отличаются календари древности

Земледельцы предпочитали строгое сезонное деление года по фазам Солнца. Типичным был египетский календарь.

Год длился ровно 360 дней, состоял из 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 суток представляют извечную проблему тех, кто хочет взять за основу календаря фазы Солнца. Поскольку эти дни нарушают идеальную гармонию, то и относились к ним обычно негативно. Был период, когда их не считали, а просто верили жрецам, которые объявляли, что «в этом году в конце будет столько-то дней, неугодных богам».

Такой подход очень напоминает гражданский год индейцев майя, за исключением того, что 360 дней майя делили на 13 месяцев по 20 дней. В Египте начало года связывали с появлением Сириуса над горизонтом (момент совпадал с разливом Нила), но естественнее считать началом солнечного года день весеннего равноденствия, ближайшее полнолуние от которого считается началом и во многих лунных календарях.

На эпоху Юлия Цезаря пришлась полная путаница со временем, поэтому введение нового календаря было необходимостью. С его появлением счет времени стал полностью гражданским и доступным простым людям. Дело в том, что до юлианского календаря время в Риме было тайной для народа и его объявляли жрецы-понтифики на основании астрономических наблюдений, а потом просто личных соображений. Очевидно, что такая скрытность в отношении времени ничего общего не имела с сакральным смыслом.

Юлианский календарь в своей основе является типичным солнечным календарем. Названия месяцев пришли частью из греческой, частью из римской мифологии. Точность юлианского календаря — 365,25 солнечных дней, а григорианского — 365,2425. То, что начало года фиксируется и никак не связано с астрономическими явлениями, делает григорианский календарь очень удобным и простым.

Единый календарь

Из относительно современных солнечных календарей, успешно сочетающий в себе лунные и солнечные циклы, незаслуженно забыт персидский календарь. Как и григорианский, он основан на периоде обращения Земли вокруг Солнца.

Год в таком календаре привязан к сезонам и начинается в день весеннего равноденствия. В годе 12 месяцев, первые шесть по 31 дню, следующие – по 30, последний месяц равняется 29 дням в обычный год и 30 дням в високосный.

Довольно точно такой календарь соответствует Зодиаку. Началом года считается момент перехода Солнца (по местному времени) из южного полушария в северное. В среднем на 33 года приходится 8 високосных. Високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30. Одно время этот календарь использовался в Иране. Его точность очень хороша — 365,24242 суток. В разработке этого календаря участвовал известный арабский математик, поэт и суфий Омар Хаям.

Говоря о современном счете времени, приходится затрагивать достаточно деликатную тему: от чего считать? Григорианский и юлианский календари считают время от рождения Исуса Христа. Счет времен в мусульманском календаре ведется от хиджры, то есть даты переезда Мухаммеда из Мекки в Медин, что соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю. По еврейским представлениям новолуние Мироздания, то есть начало отсчета времени жизни, происходило в 3761 году до рождества Христова, в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.

Введение единого календаря вряд ли возможно именно потому, что начало счета времени представляет собой фундаментальную основу разных религиозных представлений. То, что григорианский календарь, де-факто, является «эсперанто-календарем», лишний раз доказывает его удобство и простоту, но внутренний ритм разных культур неизмеримо сложнее и разнообразнее.

Источник

История появления и виды календарей

Что такое календарь? Юрий Рубан

Что такое календарь?

Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия

Этимология термина

Слово «календарь» приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – «провозглашать», «созывать», потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).

Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).

Необходимость календаря

Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.

Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:

1) смену дня и ночи,

2) смену фаз луны и

3) смену времен года.

На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.

Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).

Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.

Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.

Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.

Три рода календарей

Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:

1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;

2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,

3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.

Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. – вставка). Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – «беременный». Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.

1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:

1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и

2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).

Библейский календарь

Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.

Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.

В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.

Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999

Справка о календарях

1. Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь («но­вый стиль») вве­ден в 1582 г. н. э. па­пой Гри­го­ри­ем XIII для то­го, чтобы день ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия со­от­вет­ство­вал опре­де­лен­но­му дню (21 мар­та).

2. Юли­ан­ский ка­лен­дарь («ста­рый стиль») был вве­ден в 46 г. до н. э. Юли­ем Це­за­рем и на­счи­ты­вал 365 дней; ви­со­кос­ным яв­лял­ся каж­дый тре­тий год. Эту ошиб­ку ис­пра­вил им­пе­ра­тор Ав­густ: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. до­пол­ни­тель­ные дни ви­со­кос­ных го­дов про­пус­ка­лись.

3. Дни неде­ли. Семь дней неде­ли ста­ли стан­дар­том при­мер­но в III ве­ке на­шей эры. Име­на дни неде­ли по­лу­чи­ли по небес­ным те­лам:

DayRoman Dayв честь:
1Mondaydies LunaeThe Moon
2Tuesdaydies MartisMars
3Wednesdaydies MercuriiMercury
4Thursdaydies IovisJupiter
5Fridaydies VenerisVenus
6Saturdaydies SaturniSaturn
7Sundaydies SolisThe Sun

Зачем ввели новый стиль?

Гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь да­ёт го­раз­до бо­лее точ­ное при­бли­же­ние к ре­аль­ной дли­тель­но­сти го­да. С те­че­ни­ем ве­ков по­сте­пен­но сме­ща­лись аст­ро­но­ми­че­ские дни, к ко­то­рым при­вя­зы­ва­лись сель­ско­хо­зяй­ствен­ные ра­бо­ты и ре­ли­ги­оз­ные празд­ни­ки: ве­сен­нее и осен­нее рав­но­ден­ствие и т.п.

Глав­ным по­во­дом к вме­ша­тель­ству па­пы Рим­ско­го и при­ня­тию но­во­го ка­лен­да­ря ста­ло по­сте­пен­ное сме­ще­ние по от­но­ше­нию к юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю дня ве­сен­не­го рав­но­ден­ствия, по ко­то­ро­му опре­де­ля­лась да­та Пас­хи. До па­пы Гри­го­рия XIII уточ­не­ние ка­лен­да­ря уже пы­та­лись осу­ще­ствить па­пы Па­вел III и Пий IV, но успе­ха не до­стиг­ли. Под­го­тов­ку ре­фор­мы по ука­за­нию Гри­го­рия XIII осу­ществ­ля­ли аст­ро­но­мы Хри­сто­фор Кла­вий и Ало­и­зий Ли­лий.

В 1583 го­ду Гри­го­рий XIII на­пра­вил Кон­стан­ти­но­поль­ско­му пат­ри­ар­ху Иере­мии II по­соль­ство с пред­ло­же­ни­ем пе­рей­ти на но­вый ка­лен­дарь. В кон­це 1583 го­да на со­бо­ре в Кон­стан­ти­но­по­ле пред­ло­же­ние бы­ло от­верг­ну­то, как не со­от­вет­ству­ю­щее ка­но­ни­че­ским пра­ви­лам празд­но­ва­ния Пас­хи.

Пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь по­влёк сле­ду­ю­щие из­ме­не­ния:

Процесс перехода на григорианский календарь

В ря­де слу­ча­ев пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь со­про­вож­дал­ся се­рьёз­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми. На­при­мер, ко­гда поль­ский ко­роль Сте­фан Ба­то­рий ввёл в Ри­ге но­вый ка­лен­дарь в 1584 го­ду, мест­ные куп­цы под­ня­ли мя­теж, за­явив, что сдвиг на 10 дней сры­ва­ет их сро­ки по­ста­вок и при­во­дит к зна­чи­тель­ным убыт­кам. Мя­теж­ни­ки раз­гро­ми­ли риж­скую цер­ковь и уби­ли несколь­ко му­ни­ци­паль­ных слу­жа­щих. Спра­вить­ся с «ка­лен­дар­ны­ми бес­по­ряд­ка­ми» уда­лось толь­ко ле­том 1589 го­да.

В неко­то­рых стра­нах, пе­ре­шед­ших на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, впо­след­ствии воз­об­нов­ля­лось юли­ан­ское ле­то­счис­ле­ние в ре­зуль­та­те их при­со­еди­не­ния к дру­гим го­су­дар­ствам.

В пе­ре­шед­шей по ре­ше­нию ко­ро­ля Ге­ор­га II на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь 2 сен­тяб­ря 1752 го­да Бри­та­нии при­шлось сдви­гать да­ту впе­рёд уже не на 10, а на 11 дней, по­сколь­ку с мо­мен­та вступ­ле­ния в си­лу но­во­го ка­лен­да­ря в кон­ти­нен­таль­ной Ев­ро­пе ми­но­вал уже це­лый век и на­ко­пил­ся ещё один лиш­ний день. По­сле 2-го сра­зу на­сту­пи­ло 14 сен­тяб­ря. Под­дан­ные оста­лись недо­воль­ны ре­ше­ни­ем, сде­лав­шим их стар­ше. В стране бы­ли за­ме­че­ны про­те­сты под ло­зун­гом: «Вер­ни­те нам на­ши один­на­дцать дней!». Вре­ме­на­ми вспы­хи­ва­ли бун­ты, ино­гда при­во­див­шие к ги­бе­ли лю­дей, на­при­мер, в Бри­сто­ле.

В Шве­ции ре­ши­ли пе­ре­хо­дить на но­вый ка­лен­дарь по­сте­пен­но, от­ме­няя ви­со­кос­ные дни с 1700 по 1740 го­ды. В 1700 го­ду был от­ме­нён пер­вый ви­со­кос­ный день. По­том на­ча­лась вой­на и про пе­ре­вод за­бы­ли. Та­ким об­ра­зом, стра­на жи­ла по сво­е­му соб­ствен­но­му швед­ско­му ка­лен­да­рю. В 1711 го­ду Карл XII при­знал это непрак­тич­ным, ре­шил вер­нуть­ся к ста­ро­му сти­лю и до­ба­вить в фев­ра­ле 2 дня. По­это­му в Шве­ции бы­ло 30 фев­ра­ля 1712 го­да. Лишь в 1753 го­ду был вве­дён но­вый стиль. При этом по­сле 17 фев­ра­ля по­сле­до­ва­ло сра­зу 1 мар­та. Вве­де­ние но­во­го ка­лен­да­ря име­ло так­же и се­рьёз­ные финан­со­вые по­след­ствия. В 1753 го­ду — пер­вом пол­ном го­ду по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю, бан­ки­ры от­ка­за­лись пла­тить на­ло­ги, до­жи­да­ясь по­ло­жен­ных 11 дней по­сле при­выч­ной да­ты окон­ча­ния сбо­ров — 25 мар­та. В ре­зуль­та­те финан­со­вый год в Ве­ли­ко­бри­та­нии на­чал­ся лишь 6 ап­ре­ля. Эта да­та со­хра­ни­лась и до се­го­дняш­них дней, как сим­вол боль­ших пе­ре­мен, про­изо­шед­ших 250 лет на­зад.

Раз­ни­ца дат юли­ан­ско­го и гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­рей

Раз­ни­ца, днейПе­ри­од (по юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю)Пе­ри­од (по гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю)105 ок­тяб­ря 1582 — 29 фев­ра­ля 170015 ок­тяб­ря 1582 — 11 мар­та 1700111 мар­та 1700 — 29 фев­ра­ля 180012 мар­та 1700 — 12 мар­та 1800121 мар­та 1800 — 29 фев­ра­ля 190013 мар­та 1800 — 13 мар­та 1900131 мар­та 1900 — 29 фев­ра­ля 210014 мар­та 1900 — 14 мар­та 2100141 мар­та 2100 — 29 фев­ра­ля 220015 мар­та 2100 — 15 мар­та 2200151 мар­та 2200 — 29 фев­ра­ля 230016 мар­та 2200 — 16 мар­та 2300

Неко­то­рые стра­ны пе­ре­хо­ди­ли на но­вый стиль ча­стя­ми, на­при­мер раз­лич­ные кан­то­ны Швей­ца­рии при­ни­ма­ли ре­фор­му ка­лен­да­ря на про­тя­же­нии по­чти 120 лет!

Необыч­ным был пе­ре­ход на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь на Аляс­ке по­сле её про­да­жи Рос­си­ей, так как там он со­че­тал­ся с пе­ре­но­сом ли­нии пе­ре­ме­ны да­ты. По­это­му по­сле пят­ни­цы 5 ок­тяб­ря 1867 го­да по ста­ро­му сти­лю сле­до­ва­ла ещё од­на пят­ни­ца 18 ок­тяб­ря 1867 го­да по но­во­му сти­лю.

В 1872 го­ду ре­ше­ние о пе­ре­хо­де с тра­ди­ци­он­но­го (лун­но-сол­неч­но­го) ка­лен­да­ря на гри­го­ри­ан­ский при­ня­ла Япо­ния, так что сле­ду­ю­щим днём по­сле «вто­ро­го дня две­на­дца­то­го ме­ся­ца пя­то­го го­да Мэйд­зи» ста­ло 1 ян­ва­ря 1873 го­да, в ре­зуль­та­те че­го ка­лен­дарь Япо­нии был при­ве­дён в со­от­вет­ствие с ка­лен­да­рём ос­нов­ных за­пад­ных дер­жав (за ис­клю­че­ни­ем Рос­сии). Тем не ме­нее, в офи­ци­аль­ных до­ку­мен­тах од­новре­мен­но про­дол­жа­ет ис­поль­зо­вать­ся си­сте­ма нэн­го. На­при­мер, год 1868 мо­жет быть за­пи­сан как пер­вый год Мэйд­зи, 1912 — Тай­сё 1, 1926 — Сё­ва 1, 1989 — Хэй­с­эй 1, и так да­лее. В обыч­ной прак­ти­ке, од­на­ко, при­ме­ня­ет­ся ле­то­счис­ле­ние от Рож­де­ства Хри­сто­ва по «за­пад­но­му ка­лен­да­рю» (seireki), став­ший в те­че­ние XX ве­ка в Япо­нии ос­нов­ным.

Ко­рея при­ня­ла гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь 1 ян­ва­ря 1896 го­да. Хо­тя со­глас­но при­ня­то­му ка­лен­да­рю уста­но­ви­лась вер­ная ну­ме­ра­ция ме­ся­цев и дней, но ещё в про­дол­же­нии 1895–1897 го­дов про­дол­жи­лась ста­рая ну­ме­ра­ция лет по пер­во­му го­ду прав­ле­ния ди­на­стии Чо­сон, по ко­то­рой 1896 год гри­го­ри­ан­ско­го ка­лен­да­ря со­от­вет­ство­вал 1392 го­ду Чо­сон. За­тем при­ме­ня­лись от­сче­ты лет от раз­лич­ных ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, по­ка с 1962 го­да не уста­но­вил­ся от­счет лет, иден­тич­ный гри­го­ри­ан­ско­му ка­лен­да­рю. В Се­вер­ной Ко­рее с 8 июля 1997 го­да при­ня­то но­вое «ле­то­счис­ле­ние чучхе», на­ча­лом ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся 1912 год — год рож­де­ния Ким Ир Се­на.

Ки­тай­ская Рес­пуб­ли­ка офи­ци­аль­но при­ня­ла гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь при сво­ём про­воз­гла­ше­нии с 1 ян­ва­ря 1912 го­да. С объ­еди­не­ни­ем Ки­тая под вла­стью Го­минь­да­на в ок­тяб­ре 1928 го­да На­цио­наль­ное пра­ви­тель­ство по­ста­но­ви­ло, что с 1 ян­ва­ря 1929 го­да бу­дет ис­поль­зо­вать­ся гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь. Тем не ме­нее, Ки­тай со­хра­нил ки­тай­скую тра­ди­цию ну­ме­ра­ции ме­ся­цев, а на­ча­лом ле­то­счис­ле­ния был на­зна­чен пер­вый год про­воз­гла­ше­ния Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки — 1912 год. Эта си­сте­ма всё ещё ис­поль­зу­ет­ся на Тай­ване, счи­та­ю­щий се­бя пре­ем­ни­ком Ки­тай­ской Рес­пуб­ли­ки. По­сле про­воз­гла­ше­ния в 1949 го­ду Ки­тай­ской На­род­ной Рес­пуб­ли­ки, кон­ти­нен­таль­ный Ки­тай про­дол­жил ис­поль­зо­вать гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь, но бы­ла от­ме­не­на ну­ме­ра­ция и ле­то­счис­ле­ние, вве­дён­ное преж­ним пра­ви­тель­ством, и уста­нов­ле­но со­от­вет­ствие с ле­то­счис­ле­ни­ем от Рож­де­ства Хри­сто­ва, при­ня­тым в СССР и на За­па­де.

В Рос­сии (на тер­ри­то­рии, на­хо­див­шей­ся под кон­тро­лем Со­ве­тов) гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь вве­дён де­кре­том от 26 ян­ва­ря 1918 го­да Сов­нар­ко­ма, со­глас­но ко­то­ро­му в 1918 го­ду по­сле 31 ян­ва­ря по­сле­ду­ет 14 фев­ра­ля. На тер­ри­то­ри­ях быв­шей Рос­сий­ской им­пе­рии, на­хо­див­ших­ся под кон­тро­лем дру­гих го­судар­ствен­ных об­ра­зо­ва­ний, воз­ник­ших по­сле па­де­ния Вре­мен­но­го пра­ви­тель­ства, да­ты офи­ци­аль­но­го вве­де­ния но­во­го сти­ля от­ли­ча­ют­ся. Так, Вре­мен­ное Си­бир­ское пра­ви­тель­ство вве­ло но­вый стиль де­кре­том от 31 ав­гу­ста 1918 го­да, по­ста­но­вив счи­тать день 1 ок­тяб­ря 1918 днём 14 ок­тяб­ря 1918 го­да.

Од­ни­ми из по­след­них на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь пе­ре­шли Гре­ция в 1924 го­ду, Тур­ция в 1926 го­ду и Еги­пет в 1928 го­ду. До сих пор не пе­ре­шли на гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь лишь Эфи­о­пия и Та­и­ланд.

Смена календарей в Церкви

С 1923 го­да боль­шин­ство По­мест­ных Пра­во­слав­ных Церк­вей, за ис­клю­че­ни­ем Рус­ской, Иеру­са­лим­ской, Гру­зин­ской и Серб­ской, при­ня­ло по­хо­жий на гри­го­ри­ан­ский «но­во­юли­ан­ский» ка­лен­дарь, бо­лее точ­ный и сов­па­да­ю­щий с гри­го­ри­ан­ским до 2800 го­да.

Так­же гри­го­ри­ан­ский ка­лен­дарь был вве­дён пат­ри­ар­хом Ти­хо­ном для упо­треб­ле­ния в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви 15 ок­тяб­ря 1923 го­да. Од­на­ко это но­во­вве­де­ние, хо­тя и бы­ло при­ня­то прак­ти­че­ски все­ми при­хо­да­ми, вы­зва­ло смя­те­ние у мно­гих иерар­хов церк­ви, что бы­ло из­лишне в это слож­ное вре­мя, по­это­му уже 8 но­яб­ря 1923 го­да пат­ри­арх Ти­хон рас­по­ря­дил­ся «по­все­мест­ное и обя­за­тель­ное вве­де­ние но­во­го сти­ля в цер­ков­ное упо­треб­ле­ние вре­мен­но от­ло­жить». Та­ким об­ра­зом, но­вый стиль дей­ство­вал в Рус­ской Пра­во­слав­ной Церк­ви толь­ко 24 дня.

В 1948 го­ду на Мос­ков­ском со­ве­ща­нии Пра­во­слав­ной Церк­ви по­ста­нов­ле­но, что Пас­ха, так же, как и все пе­ре­хо­дя­щие празд­ни­ки, долж­на рас­счи­ты­вать­ся по алек­сан­дрий­ской пас­ха­лии (юли­ан­ско­му ка­лен­да­рю), а непе­ре­хо­дя­щие — по то­му ка­лен­да­рю, по ко­то­ро­му жи­вёт По­мест­ная Цер­ковь.

Как пересчитывать прошлые даты?

Ес­ли бы ис­то­ри­ки все­го ми­ра не до­го­во­ри­лись о том, как и ка­кой ка­лен­дарь ис­поль­зо­вать для да­ти­ров­ки ис­то­ри­че­ских со­бы­тий, это при­ве­ло бы к раз­но­бою и су­мя­ти­це в опре­де­ле­нии дат.

Ка­кие бы­ва­ют ошиб­ки пе­ре­сче­та дат?

Во из­бе­жа­ние по­доб­ной пу­та­ни­цы при­ня­ты пра­ви­ла пе­ре­во­да дат:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *