Чем отличаются календари древности
История календаря
Общепризнанным считается григорианский календарь, в котором для учета нецелого числа суток в году используется 4-летний цикл. При этом в обычном году 365 дней, а каждый четвертый год считается високосным, продолжительностью 366 дней. Новый год сейчас наступает 1 января, хотя с точки зрения точности календаря это не имеет значения, — например, раньше год начинался 1 апреля. Под такое описание подходит и старый, юлианский календарь, принятый Юлием Цезарем на основании рекомендаций астронома Сосигена.
История календарей
Юлианский календарь отличался крайней простотой и фактически решал единственную задачу: согласовать продолжительность календарного года с продолжительностью солнечного года. При этом начало года, продолжительность и начало месяцев никак не связывались с лунными и солнечными циклами. Папа Григорий XIII в 1582 году, ввел незначительное изменение, улучшевшее согласованность календаря с солнечным годом.
Средняя продолжительность года в юлианском календаре составляет 365,25 суток, в то время как солнечный год равен 365,2422 дня. Такое несоответствие в юлианском календаре приводило к запаздыванию на сутки за 128 лет, и к 1582 году отставание составило 10 дней.
Папа Григорий утвердил следующее изменение в юлианском календаре: года, кратные 100 годам, которые не делятся на 4 без остатка после деления на 100, високосными не считаются. Это уменьшило погрешность календаря до одних суток в 4240 лет, а по сути означает, что 1900 и 2100 года високосными не считаются, в отличие от 2000.
Неточные даты
Впрочем, как григорианский так и юлианский календари можно считать гражданскими, поскольку даты многих религиозных праздников рассчитываются специальным образом. Например, христианская Пасха не имеет фиксированной даты в календаре, а празднуется в первое воскресенье после полнолуния, происшедшего после дня весеннего равноденствия и через неделю после еврейской Пасхи.
До сих пор существует два разных отношения к григорианскому календарю. Первое заключается в том, что поскольку он самый простой и понятный, то пусть он будет стандартом (де-факто, он им и является для западных стран). Некоторые считают, что такая «простота хуже воровства», и используют календарь, синхронизированный с солнечными и лунными циклами, то есть попытаются объединить гражданское и религиозное время. Такие «плавающие» календари используются во многих азиатских и исламских государствах.
К сожалению, разработать идеальный календарь невозможно, так как для циклов Земли, Луны и Солнца нельзя найти абсолютно точный общий знаменатель. На роль временного «скелета» календаря в разных странах выбирали разные циклы, что определялось географией и основным родом занятий населения.
Наиболее известным является 19-летний метонов цикл, который греческий математик Метон описал в V веке до н.э. За такой срок Луна и Солнце возвращаются почти в то же положение относительно Земли и звезд, что и в начале периода. Этот цикл, равный 235 лунным (синодальным) месяцам, имеет значение для некоторых современных календарей.
Во многих восточных лунных календарях он используется для лунно-солнечной синхронизации. Свои вычисления Метон делал с помощью вертикального гномона (фактически, солнечных часов) в Афинах.
Погрешности
Для оценки разных календарей можно ввести такой показатель, как его погрешность — то есть продолжительность года, рассчитанная в солнечных сутках в соответствии с данной календарной системой.
За эталон можно было бы взять астрономический год, который в сутках равен 365,242198. Это продолжительность полного оборота Земли вокруг Солнца, посчитанная относительно неподвижных звезд с учетом прецессии, то есть вращения земной оси. Полный цикл прецессии занимает 25800 лет, а в древней астрономии он известен под названием платонов год.
Таким образом, если учесть это движение, то полный оборот Земли вокруг Солнца будет происходить чуть-чуть быстрее, чем это происходит в рамках солнечной системы. Однако с точки зрения гномоники более естественным будет взять за эталон тропический год, то есть промежуток между двумя точками весеннего равноденствия. Тропический год равен 365,2424 суток.
Как будет ясно, далеко не все календари привязаны к солнечным циклам, поэтому показатель солнечной точности для них не будет иметь смысла.
Сравнивая календари по точности, стоит иметь в виду, что любой календарь — это закрепление временного символизма в глубинной памяти народа. Именно поэтому представления о времени обладают крайней консервативностью и постоянством и просто поменять их, пусть даже в угоду точности, вряд ли получится.
Древние календари
Задолго до нашей эры в Шумере, Египте, Китае, Индии и Америке велись сложнейшие астрономические наблюдения с помощью гномона и примитивных инструментов.
В Китае за тысячу лет до нашей эры наклон земной оси был вычислен как 23°54′. Известное нам отклонение отличается от расчетного меньше чем на полградуса и составляет около 23°27′ (такую погрешность и школьный транспортир не сможет измерить).
Помимо Солнца и Луны наши предки наблюдали за Меркурием, Венерой, Марсом, Юпитером, Сатурном, а также некоторыми яркими звездами. Все эти крайне сложные и достаточно точные наблюдения легли в основу того, что сейчас принято называть астрономией, а в то время являлось частью гномоники и астрологии.
Изначально гномоном пользовались для определения локального меридиана (направления север-юг), а также наблюдения за циклами прохождения звезд и планет через локальный меридиан. Обычная же жизнь строилась по такому расписанию, который предполагал понятный народу счет дней года и совпадал с ритмом коллективных работ. Поэтому солнечные циклы ложились в основу календарей земледельческих сообществ, а лунные циклы были важны для скотоводов, охотников и рыбаков.
Календарь индейцев Майя
В нем была сделана попытка объединить сразу два времени: гражданское и сакральное. 260-дневный цикл определял культовый распорядок, в нем повторялись названия дней и числа недели, он назывался цолькин. Следующий цикл — четырехлетний, и в нем повторяются название дня и числа месяца.
Гражданский год — тун — Майя равнялся 365 дням и состоял из 13 месяцев по 20 дней и 5 праздничных дней в конце. Через четыре года новый год приходился на один и тот же день месяца, но в разные числа 13-дневной недели. 20 тунов образовывали катун, 20 катунов — бактун и, наконец, 13 бактунов составляли великий цикл в 5130 лет.
Был еще и 52-летний цикл (13 раз по 4 года), который синхронизировал циклы в 365 и 260 дней. Точность солнечного календаря майя составляет 365,242129 суток! Обычно факт столь высокой точности, а также близость к году астрономическому сильно будоражит воображение уфологов.
Впрочем, истинные причины выбранных индейцами циклов так и остаются неизвестными. Непонятно также почему, майя испытывали такое благоговейное отношение к числам 13 и 20, в отличии от шумерских 12, 24, 30 и 60, которые лежат в основе нашего современного счета времени.
Китайский календарь
Типичный пример «плавающего» календаря, в основе которого лежат циклы Луны и двух планет: Юпитера (примерно 12 раз по 12 лунных месяцев) и Сатурна (около 30 раз по 12 лунных месяцев). Пять лет, то есть количество 12-летних циклов в 60-летнем, совпадает с количеством символических первоэлементов: дерево, огонь, земля, металл и вода.
Каждому элементу соответствует свой цвет: синий (или зеленый), красный, желтый, белый, черный; своя планета: Юпитер, Марс, Сатурн, Венера, Меркурий, и время года: весна, лето, конец лета, осень, зима. Данная система счета времени является одновременно и общепринятой (гражданской), и сакральной, поскольку неразрывно связана с восточной астрологией.
Еще ее можно считать коммерческой, с учетом того, сколько денег зарабатывает Китай на изготовлении разноцветных зверюшек к новому году. Китайский календарь распространен в некоторых юго-восточных странах.
Кельтский календарь
Кельтская цивилизация оставила нам целый храм Времени в виде мегалитов Стоунхенджа. Это было сделано жрецами-друидами около 4000 лет тому назад на юге Англии.
Интересно, что кельты знали точный 56-летний цикл повторения солнечных и лунных циклов (18,7 года). То есть они использовали более точный метонов цикл за 1500 лет до уважаемого грека и можно с уверенностью говорить о том, что кельты в своем календаре использовали комбинацию лунных и солнечных циклов.
Солнечные и лунные календари
Более понятные календари появились позже. Исторически, охотники и рыбаки строили свои календари на фазах Луны. Луна играла главную роль и в магических обрядах, и в привязке гражданского времени к месяцам и годам. Такие календари построены на лунном (синодическом) месяце, продолжительность которого некратна суткам — около 29,53.
Поэтому во многих лунных календарях продолжительность месяцев чередуется: то 29, то 30 дней. Начало года или «плавает», или периодически корректируется вставкой дополнительных месяцев. Лунные календари лежали в основе культур Востока: вавилонян, китайцев, евреев, индусов, японцев.
Земледельцы предпочитали строгое сезонное деление года по фазам Солнца. Типичным был египетский календарь.
Год длился ровно 360 дней, состоял из 12 месяцев по 30 дней. Оставшиеся 5 суток представляют извечную проблему тех, кто хочет взять за основу календаря фазы Солнца. Поскольку эти дни нарушают идеальную гармонию, то и относились к ним обычно негативно. Был период, когда их не считали, а просто верили жрецам, которые объявляли, что «в этом году в конце будет столько-то дней, неугодных богам».
Такой подход очень напоминает гражданский год индейцев майя, за исключением того, что 360 дней майя делили на 13 месяцев по 20 дней. В Египте начало года связывали с появлением Сириуса над горизонтом (момент совпадал с разливом Нила), но естественнее считать началом солнечного года день весеннего равноденствия, ближайшее полнолуние от которого считается началом и во многих лунных календарях.
На эпоху Юлия Цезаря пришлась полная путаница со временем, поэтому введение нового календаря было необходимостью. С его появлением счет времени стал полностью гражданским и доступным простым людям. Дело в том, что до юлианского календаря время в Риме было тайной для народа и его объявляли жрецы-понтифики на основании астрономических наблюдений, а потом просто личных соображений. Очевидно, что такая скрытность в отношении времени ничего общего не имела с сакральным смыслом.
Юлианский календарь в своей основе является типичным солнечным календарем. Названия месяцев пришли частью из греческой, частью из римской мифологии. Точность юлианского календаря — 365,25 солнечных дней, а григорианского — 365,2425. То, что начало года фиксируется и никак не связано с астрономическими явлениями, делает григорианский календарь очень удобным и простым.
Единый календарь
Из относительно современных солнечных календарей, успешно сочетающий в себе лунные и солнечные циклы, незаслуженно забыт персидский календарь. Как и григорианский, он основан на периоде обращения Земли вокруг Солнца.
Год в таком календаре привязан к сезонам и начинается в день весеннего равноденствия. В годе 12 месяцев, первые шесть по 31 дню, следующие – по 30, последний месяц равняется 29 дням в обычный год и 30 дням в високосный.
Довольно точно такой календарь соответствует Зодиаку. Началом года считается момент перехода Солнца (по местному времени) из южного полушария в северное. В среднем на 33 года приходится 8 високосных. Високосным считается год, при делении числового значения которого на 33 остаток составляет 1, 5, 9, 13, 17, 22, 26 или 30. Одно время этот календарь использовался в Иране. Его точность очень хороша — 365,24242 суток. В разработке этого календаря участвовал известный арабский математик, поэт и суфий Омар Хаям.
Говоря о современном счете времени, приходится затрагивать достаточно деликатную тему: от чего считать? Григорианский и юлианский календари считают время от рождения Исуса Христа. Счет времен в мусульманском календаре ведется от хиджры, то есть даты переезда Мухаммеда из Мекки в Медин, что соответствует 16 июля 622 года по юлианскому календарю. По еврейским представлениям новолуние Мироздания, то есть начало отсчета времени жизни, происходило в 3761 году до рождества Христова, в понедельник, в 5 часов и 204 части пополудни.
Введение единого календаря вряд ли возможно именно потому, что начало счета времени представляет собой фундаментальную основу разных религиозных представлений. То, что григорианский календарь, де-факто, является «эсперанто-календарем», лишний раз доказывает его удобство и простоту, но внутренний ритм разных культур неизмеримо сложнее и разнообразнее.
История появления и виды календарей
Что такое календарь? Юрий Рубан
Что такое календарь?
Юрий Рубан,
канд. ист. наук, канд. богословия
Этимология термина
Слово «календарь» приобретало в своей истории разные значения. Сам термин восходит к латинскому calendae, календы – это название первого дня каждого месяца в Древнем Риме. В свою очередь это существительное происходит от архаического глагола cal(e)o – «провозглашать», «созывать», потому что когда-то в Риме начало месяца провозглашалось учеными жрецами. Затем возникло слово calendarium – так назвали долговую книгу, в которую кредиторы записывали проценты, вносившиеся по долгам в первый день каждого месяца. А еще позднее, в Средние Века, появилось современное значение. Таким образом, календарь (calendarium) – это определенная система счета продолжительных промежутков времени с подразделениями их на отдельные более короткие периоды (годы, месяцы, недели, дни).
Характерная особенность христианского календаря в том, что он сочетает в себе принципы двух календарей – еврейского лунно-солнечного и римского солнечного. Первому соответствуют праздники подвижного цикла; причем, сохраняются даже названия двух важнейших еврейских праздников – Песах (в греч. транскрипции Пасха) и Пятидесятница. Второму календарю соответствуют праздники неподвижного цикла; причем, главный из них – Рождество Христово – Церковь совместила с зимним солнцеворотом (25 декабря) – днем важного языческого солярного праздника – Днем Рождения Непобедимого Солнца, Dies Natalis Solis Invicti. Римский солнечный календарь дважды реформировался: сначала кардинально Юлием Цезарем в 46 г. до н. э. (поэтому назван юлианским), а затем, с целью сделать его более точным, – папой Григорием XIII в 1582 г. (это и есть наш григорианский календарь).
Необходимость календаря
Потребность измерять время возникла у людей очень давно. Без системы счета просто нельзя жить, будь то измерение пространства (метрология) или времени (календарь и хронология). Чем выше уровень культуры и науки, тем совершеннее становятся системы счета или измерения.
Природа – или Господь Бог, как кому больше нравится – предоставила людям три периодических (наблюдаемых даже невооруженным глазом первобытного человека) процесса, позволяющих вести учет времени:
1) смену дня и ночи,
2) смену фаз луны и
3) смену времен года.
На их основе и сложились такие понятия как сутки, месяц и год. Совершенно ясно, что число суток и в календарном месяце и в календарном году может быть только целым. Между тем, их астрономические прообразы – синодический месяц и тропический год – содержат дробные части суток.
Синодический месяц (от греч. «сближение»; во время новолуний Луна как бы сходится с Солнцем) – это промежуток времени между двумя новолуниями; он колеблется от 29,25 до 29,83 дня (причина – эллиптичность лунной орбиты). Средняя продолжительность синодического месяца – 29,53059 дня (= 29 дней, 12 часов 44 минуты 3,0 секунды).
Тропический год (от греч. – поворот) – это промежуток времени, по истечении которого высота Солнца над горизонтом в полдень, достигнув наибольшей величины, снова уменьшается. Иными словами – это период времени, за который Земля совершает один оборот вокруг Солнца. Т = 365,24220 суток.
Таким образом, ни синодический месяц, ни тропический год не содержат целого числа средних солнечных суток; следовательно – все эти три величины несоизмеримы. Это значит, что невозможно достаточно просто выразить одну из этих величин через другую, – то есть нельзя подобрать некоторое целое число солнечных годов, в которых содержалось бы целое число лунных месяцев и целое число средних солнечных суток. Именно в этом – вся сложность календарной системы и вся путаница, которая в течение многих тысячелетий царила в вопросе счисления больших промежутков времени.
Неудивительно, что создание и совершенствование календарных систем было доступно ранее лишь жрецам – интеллектуалам древности, определявшим даты праздников, которые были одновременно и церковными и гражданскими, и по которым сверяли время простые люди. Достаточно вспомнить, что календарь, по которому Европа жила 1600 лет (а Русская Православная Церковь живет до сих пор) был введен верховным языческим жрецом Рима (Юлием Цезарем); реформу этого (юлианского) календаря провел в 1582 г. папа Римский Григорий XIII (верховный христианский «жрец»), а летосчисление по которому ныне сверяет время все человечество (эра от Рождества Христова, или Anno Domini, сокращенно AD) разработал и ввел в 525 г. римский архивариус аббат Дионисий Малый.
Три рода календарей
Стремление хотя бы до некоторой степени согласовать между собой сутки, месяц и год привело к появлению трех календарных систем:
1) солнечный календарь, основанный на движении Солнца, в котором стремились согласовать между собой сутки и год;
2) лунный календарь, основанный на движении Луны, цель которого – согласование суток и лунного месяца; наконец,
3) лунно-солнечный, в котором делается попытка согласовать между собой все три единицы времени.
Лунно-солнечные календарные системы намного сложнее, чем лунные и солнечные календари. Здесь необходимо, чтобы начала календарных месяцев возможно ближе располагались к новолунию, а сумма некоторого числа целых лунных месяцев возможно точнее соответствовала истинной продолжительности тропического года. Календарные месяцы имеют двадцать девять или тридцать дней. Основой почти всех действовавших лунно-солнечных календарей является так называемый цикл Метона, по имени древнегреческого астронома и математика Метона, установившего этот девятнадцатилетний цикл в 432 г. до н. э. Он служит для того, чтобы лучше всего согласовать изменения лунных фаз с движением Солнца. В этом цикле 12 лет по 12 лунных месяцев и 7 лет – по 13 месяцев. Вставные месяцы получили название «эмболисмических» (от греч. – вставка). Год с 13-ю месяцами – високосный; древние евреи называли его иббур – «беременный». Они располагаются так: 3, 6, 8, 11, 14, 17, 19.
1 Триодь – это богослужебная книга, содержащая службы с изменяемыми молитвословиями для богослужений подвижного (пасхального) цикла, начиная с Недели о мытаре и фарисее и кончая Неделей Всех святых. Название Триодь, греч. Триодион, букв. «Трипеснец», происходит от наличия в ней большого количества т. н. «неполных» канонов, состоящих из трех песней. В настоящее время в русской традиции делится на две книги:
1) Триодь Постная (от Недели мытаря и фарисея до Великой субботы включительно), и
2) Триодь Цветная (начиная с Пасхальной недели и заканчивая Неделей Всех святых).
Библейский календарь
Гражданский год начинался и кончался осенью (ср. Исх.23:16, 34:22), после уборки урожая (в месяце тишри). В Библии встречается счет месяцев и по священному и по гражданскому году.
Начало месяца определялось по появлению видимого серпа новой луны; этот день, новомесячие, был праздничным (Числ.10:10, 28:11). От одного новолуния до другого проходит 29,5 суток, поэтому месяцы имели продолжительность в 29 и 30 дней попеременно. 12 лунных месяцев составляют год в 354 дня, что на 11 дней меньше солнечного года. За три года разница между лунным и солнечным годом составит целый месяц, поэтому примерно раз в три года добавлялся 13-й месяц и получался год продолжительностью в 384 дня. Это делалось для того, чтобы авив оставался весенним месяцем.
В прилагаемой таблице указаны названия месяцев в священном и гражданском году (т.е. первый месяц, второй и т.д.), а также древние (ханаанские и финикийские) и послепленные (ассиро-вавилонские названия в том виде, в каком они приведены в русской Библии. Обозначено количество дней в месяце, перечислены библейские праздники и посты и показано приблизительное соответствие библейских месяцев современным.
Источник: Библия в русском переводе. РБО, Москва, 1999
Справка о календарях
1. Григорианский календарь («новый стиль») введен в 1582 г. н. э. папой Григорием XIII для того, чтобы день весеннего равноденствия соответствовал определенному дню (21 марта).
2. Юлианский календарь («старый стиль») был введен в 46 г. до н. э. Юлием Цезарем и насчитывал 365 дней; високосным являлся каждый третий год. Эту ошибку исправил император Август: с 8 г. до н. э. и до 8 г. н. э. дополнительные дни високосных годов пропускались.
3. Дни недели. Семь дней недели стали стандартом примерно в III веке нашей эры. Имена дни недели получили по небесным телам:
№ | Day | Roman Day | в честь: |
---|---|---|---|
1 | Monday | dies Lunae | The Moon |
2 | Tuesday | dies Martis | Mars |
3 | Wednesday | dies Mercurii | Mercury |
4 | Thursday | dies Iovis | Jupiter |
5 | Friday | dies Veneris | Venus |
6 | Saturday | dies Saturni | Saturn |
7 | Sunday | dies Solis | The Sun |
Зачем ввели новый стиль?
Григорианский календарь даёт гораздо более точное приближение к реальной длительности года. С течением веков постепенно смещались астрономические дни, к которым привязывались сельскохозяйственные работы и религиозные праздники: весеннее и осеннее равноденствие и т.п.
Главным поводом к вмешательству папы Римского и принятию нового календаря стало постепенное смещение по отношению к юлианскому календарю дня весеннего равноденствия, по которому определялась дата Пасхи. До папы Григория XIII уточнение календаря уже пытались осуществить папы Павел III и Пий IV, но успеха не достигли. Подготовку реформы по указанию Григория XIII осуществляли астрономы Христофор Клавий и Алоизий Лилий.
В 1583 году Григорий XIII направил Константинопольскому патриарху Иеремии II посольство с предложением перейти на новый календарь. В конце 1583 года на соборе в Константинополе предложение было отвергнуто, как не соответствующее каноническим правилам празднования Пасхи.
Переход на григорианский календарь повлёк следующие изменения:
Процесс перехода на григорианский календарь
В ряде случаев переход на григорианский календарь сопровождался серьёзными беспорядками. Например, когда польский король Стефан Баторий ввёл в Риге новый календарь в 1584 году, местные купцы подняли мятеж, заявив, что сдвиг на 10 дней срывает их сроки поставок и приводит к значительным убыткам. Мятежники разгромили рижскую церковь и убили несколько муниципальных служащих. Справиться с «календарными беспорядками» удалось только летом 1589 года.
В некоторых странах, перешедших на григорианский календарь, впоследствии возобновлялось юлианское летосчисление в результате их присоединения к другим государствам.
В перешедшей по решению короля Георга II на григорианский календарь 2 сентября 1752 года Британии пришлось сдвигать дату вперёд уже не на 10, а на 11 дней, поскольку с момента вступления в силу нового календаря в континентальной Европе миновал уже целый век и накопился ещё один лишний день. После 2-го сразу наступило 14 сентября. Подданные остались недовольны решением, сделавшим их старше. В стране были замечены протесты под лозунгом: «Верните нам наши одиннадцать дней!». Временами вспыхивали бунты, иногда приводившие к гибели людей, например, в Бристоле.
В Швеции решили переходить на новый календарь постепенно, отменяя високосные дни с 1700 по 1740 годы. В 1700 году был отменён первый високосный день. Потом началась война и про перевод забыли. Таким образом, страна жила по своему собственному шведскому календарю. В 1711 году Карл XII признал это непрактичным, решил вернуться к старому стилю и добавить в феврале 2 дня. Поэтому в Швеции было 30 февраля 1712 года. Лишь в 1753 году был введён новый стиль. При этом после 17 февраля последовало сразу 1 марта. Введение нового календаря имело также и серьёзные финансовые последствия. В 1753 году — первом полном году по григорианскому календарю, банкиры отказались платить налоги, дожидаясь положенных 11 дней после привычной даты окончания сборов — 25 марта. В результате финансовый год в Великобритании начался лишь 6 апреля. Эта дата сохранилась и до сегодняшних дней, как символ больших перемен, произошедших 250 лет назад.
Разница дат юлианского и григорианского календарей
Некоторые страны переходили на новый стиль частями, например различные кантоны Швейцарии принимали реформу календаря на протяжении почти 120 лет!
Необычным был переход на григорианский календарь на Аляске после её продажи Россией, так как там он сочетался с переносом линии перемены даты. Поэтому после пятницы 5 октября 1867 года по старому стилю следовала ещё одна пятница 18 октября 1867 года по новому стилю.
В 1872 году решение о переходе с традиционного (лунно-солнечного) календаря на григорианский приняла Япония, так что следующим днём после «второго дня двенадцатого месяца пятого года Мэйдзи» стало 1 января 1873 года, в результате чего календарь Японии был приведён в соответствие с календарём основных западных держав (за исключением России). Тем не менее, в официальных документах одновременно продолжает использоваться система нэнго. Например, год 1868 может быть записан как первый год Мэйдзи, 1912 — Тайсё 1, 1926 — Сёва 1, 1989 — Хэйсэй 1, и так далее. В обычной практике, однако, применяется летосчисление от Рождества Христова по «западному календарю» (seireki), ставший в течение XX века в Японии основным.
Корея приняла григорианский календарь 1 января 1896 года. Хотя согласно принятому календарю установилась верная нумерация месяцев и дней, но ещё в продолжении 1895–1897 годов продолжилась старая нумерация лет по первому году правления династии Чосон, по которой 1896 год григорианского календаря соответствовал 1392 году Чосон. Затем применялись отсчеты лет от различных исторических событий, пока с 1962 года не установился отсчет лет, идентичный григорианскому календарю. В Северной Корее с 8 июля 1997 года принято новое «летосчисление чучхе», началом которого является 1912 год — год рождения Ким Ир Сена.
Китайская Республика официально приняла григорианский календарь при своём провозглашении с 1 января 1912 года. С объединением Китая под властью Гоминьдана в октябре 1928 года Национальное правительство постановило, что с 1 января 1929 года будет использоваться григорианский календарь. Тем не менее, Китай сохранил китайскую традицию нумерации месяцев, а началом летосчисления был назначен первый год провозглашения Китайской Республики — 1912 год. Эта система всё ещё используется на Тайване, считающий себя преемником Китайской Республики. После провозглашения в 1949 году Китайской Народной Республики, континентальный Китай продолжил использовать григорианский календарь, но была отменена нумерация и летосчисление, введённое прежним правительством, и установлено соответствие с летосчислением от Рождества Христова, принятым в СССР и на Западе.
В России (на территории, находившейся под контролем Советов) григорианский календарь введён декретом от 26 января 1918 года Совнаркома, согласно которому в 1918 году после 31 января последует 14 февраля. На территориях бывшей Российской империи, находившихся под контролем других государственных образований, возникших после падения Временного правительства, даты официального введения нового стиля отличаются. Так, Временное Сибирское правительство ввело новый стиль декретом от 31 августа 1918 года, постановив считать день 1 октября 1918 днём 14 октября 1918 года.
Одними из последних на григорианский календарь перешли Греция в 1924 году, Турция в 1926 году и Египет в 1928 году. До сих пор не перешли на григорианский календарь лишь Эфиопия и Таиланд.
Смена календарей в Церкви
С 1923 года большинство Поместных Православных Церквей, за исключением Русской, Иерусалимской, Грузинской и Сербской, приняло похожий на григорианский «новоюлианский» календарь, более точный и совпадающий с григорианским до 2800 года.
Также григорианский календарь был введён патриархом Тихоном для употребления в Русской Православной Церкви 15 октября 1923 года. Однако это нововведение, хотя и было принято практически всеми приходами, вызвало смятение у многих иерархов церкви, что было излишне в это сложное время, поэтому уже 8 ноября 1923 года патриарх Тихон распорядился «повсеместное и обязательное введение нового стиля в церковное употребление временно отложить». Таким образом, новый стиль действовал в Русской Православной Церкви только 24 дня.
В 1948 году на Московском совещании Православной Церкви постановлено, что Пасха, так же, как и все переходящие праздники, должна рассчитываться по александрийской пасхалии (юлианскому календарю), а непереходящие — по тому календарю, по которому живёт Поместная Церковь.
Как пересчитывать прошлые даты?
Если бы историки всего мира не договорились о том, как и какой календарь использовать для датировки исторических событий, это привело бы к разнобою и сумятице в определении дат.
Какие бывают ошибки пересчета дат?
Во избежание подобной путаницы приняты правила перевода дат: