Чем отличаются главные и неглавные социальные институты
Билет №8. Типология социальных институтов
Институты можно проклассифицировать по разным критериям – по главным/неглавным, времени возникновения и существования, санкциям, условиям существования, наличия/отсутствия бюрократического управления, наличия/отсутствия формальных правил и процедур.
Социальные институты бывают главными и неглавными.
Главные – это институты, осуществляющие основные потребности всего общества: потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака), потребность в безопасности и социальном порядке, потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты), потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования), потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
К неглавным относятся общественные практики, т.е. частные виды деятельности, например, экономические институты включают в себя такие механизмы и практики, как конвертация валюты, защита частной собственности и др., в один главный политический институт входят институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти, президентства и т.д.
Помимо классификации социальных институтов на главные и неглавные, институты еще различаются по времени возникновения и продолжительности существования, по условиям существования, по видам санкций, по наличию или отсутствию бюрократической системы управления, но наличию либо отсутствию формальных правил и процедур.
Типология социальных институтов, основанная на потребностях, которые они выполняют:
1. Экономические– это все институты, которые обеспечивают процесс производства и распределения материальные благ и услуг, регулируют денежный оборот, занимаются организацией и разделением труда и т.д. (банки, биржи, корпорации, фирмы, заводы.)
2. Политические– это институты, которые устанавливают, исполняют и поддерживают власть. Они выражают существующие в данном обществе политические интересы и отношения. Совокупность политических институтов позволяет определить политическую систему общества (государство с его центральными и местными органами власти, политические партии, полиция или милиция, юстиция, армия). Формы институализированной деятельности в данном случае строго определены: выборы, митинги, демонстрации, предвыборные кампании.
3. Воспроизводства и родства – это институты, благодаря которым поддерживается биологическая непрерывность общества, происходит удовлетворение сексуальных потребностей и родительских стремлений, регулируются отношения между полами и поколениями и т.д. (институт семьи и брака).
4. Социально-культурные и воспитательные – это институты, главная цель которых заключается в создании, развитии, укреплении культуры для социализации молодого поколения и передачи ему накопленных культурных ценностей всего общества как целого (семья как воспитательный институт, образование, наука, культурно-воспитательные и художественные учреждения и т.п.).
5. Религиозные– институты, организующие связь человека с трансцедентными силами. Потусторонний мир для верующих людей существует реально и определенным образом влияет на их поведение и социальные отношения. Институт религии играет заметную роль во многих обществах и оказывает сильное влияние на многочисленные человеческие отношения.
Можно также классифицировать соц. институты в зависимости от жесткости и способов регламентации их деятельности:
—формальныесоциальные институты, в которых взаимодействие между субъектами осуществляется на основе формально оговоренных установлений, правил, норм, положений и т.п.
—неформальные социальные институты, которые не обладают жесткой регламентацией, а нормативно-ценностные взаимоотношения в них не оформлены четко в виде предписаний, установлений, уставов и т.п.
Парсонс выделяет следующие типы социальных институтов:
Во-первых,институты отношений, которые устанавливают взаимные ролевые ожидания независимо от содержания интересов и потребностей людей. Такими могут быть семья, вуз, деньги и т. п.
Во-вторых,регулятивные институты, которые определяют границы законной реализации частных интересов с учетом целей и средств. Такими являются правовые (законы) и моральные (общественное мнение) институты.
В-третьих,культурные (духовные) институты, устанавливающие обязательные культурные модели мотивации поведения: а) познавательные убеждения (законы Ньютона, социальное равенство и т. п.); б) экспрессивные (потребностные) символы (джинсы, сотовые телефоны и т. п.); в) частные моральные обязанности (дружба, сыновья верность, патриотизм и т. п.).
*Различают два вида социальных институтов: 1) организационные (государство, партии, профсоюзы и т.д.); 2) нормативные (система законов, обычаев, традиций, моральных ценностей, стандартов поведения). Формальные нормативные институты (конституции, законы, административные нормы, партийные программы) придают легитимность институтам политической власти и детерминируют их деятельность. Внутри основных институтов существуют более мелкие образования, которые тоже являются институтами, но неосновными и неглавными. В отличие от основных институтов неосновные институты выполняют специализированные функции. Так, например, в рамках института судебной власти функционируют институты судопроизводства, судебной экспертизы, адвокатуры, присяжных. Внутри института религии существуют институты епархии, епископата, крещения и исповеди в православии, монашества и т.д.
Дата добавления: 2018-04-04 ; просмотров: 2587 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Типология социальных институтов
Вы будете перенаправлены на Автор24
Типология социальных институтов
Выстраивая классификацию социальных институтов можно подразделить их на главные или фундаментальные и неглавные или частые. Неглавные социальные институты являются как бы частью главных, находятся внутри их структуры, являясь более мелким образованием.
Помимо данной классификации социальные институты можно классифицировать и по другим критериям. Например, они могут отличаться по времени своего возникновения и продолжительности своего существования – это постоянно действующие и кратковременные социальные институты. Еще одни пример это наличие или отсутствие жестких санкций за нарушение установленных норм и правил, установленных данным социальным институтом для граждан.
Классификация социальных институтов
На современном этапе развития общественных отношений можно выделить пять институциональных порядков, которые также можно назвать главными социальными институтами:
Политические институты осуществляют каждый свою специфическую политическую деятельность и включает в себя те слои населения и группы, которые специализируются на реализации деятельности по управлению обществом:
Готовые работы на аналогичную тему
Целью существования и функционирования социальных институтов является удовлетворение жизненно важных потребностей общества как единого целого организма. Таких основных потребностей выделяют пять, и соответственно им соответствуют пять социальных институтов:
К неглавным социальным институтам можно отнести, например, политические институты судебной экспертизы, паспортной прописки, судопроизводства, адвокатуры, присяжных, судебного контроля за арестами, судебной власти и т.д. То есть, как и говорилось ранее, они являются составными частями большого, главного социального института.
Типология социальных институтов
Все социальные институты обычно подразделяют на главные и неглавные. Вторые скрываются внутри первых, представляя собой более мелкие образования. Помимо деления институтов на главные и неглавные, их классифицируют и по иным критериям. К примеру, институты различаются временем своего взаимодействия и продолжительностью существования (постоянно действующие и кратковременные институты), жесткостью применяемых санкций за нарушение правил, условиями существования, наличием или отсутствием формальных правил и процедур.
Р. Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных подходов, подразумевая главные институты:
1. экономический – институт, организующий хозяйственную деятельность;
3. семейный – институт, регулирующий половые отношения, рождение и социализацию детей;
4. военный – институт, организующий законное наследие;
5. религиозный – институт, организующий коллективное почитание богов.
Пять основных потребностей и институтов:
1. потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака);
2. потребность в безопасности и социальном порядке (политические институты, государство);
3. потребность в средствах существования (экономические институты, производство);
4. потребность в получении знаний, в социализации подрастающего поколения, подготовка кадров (институты образования в широком смысле, т.е. включая науку и культуру);
5. потребность решения духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
Институты возникли в глубокой древности. Социологи определяют производству не менее 2 млн. лет, если отправной точкой считать первое орудие труда, созданное человеком, Семье антропологи отводят второе место и полагают, что нижняя граница проходит по отметке 500 тыс. лет. С тех пор семья постоянно эволюционировала, принимая множество форм и разновидностей: полигамия, полиандрия, моногамия, сожительство, нуклеарная, расширенная, неполная семья и т.д. Государство существует примерно столько же, сколько и образование, а именно 5-6 тыс. лет. Религия в своих первобытных формах (фетишизм, тотемизм, анимизм) появилось примерно 30-40 тыс. лет назад, хотя некоторые археологи, учитывая возраст древнейших настенных рисунков (15 тыс. лет) и миниатюрных скульптур, отображающих зарождение культа Матери-Земли (25 тыс. лет), считают её возраст несколько меньшим.
Типология социальных институтов. «Главные» институты современного общества
Социальный институт – это организованные объединение людей выполняющих определенные социально значимые функции, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполненного членами своих социальных ролей, задаваемых социальными ценностями, нормами и образцами поведения.
Социальные институты – учреждение, призванные удовлетворять фундаментальные потребности общества.
Типология социальных институтов.
Социальный институт разделяют на главные (основные, фундаментальные) и неглавные (неосновные, частые). Вторые скрываются внутри первых, являясь частью их как более мелкие образования.
Ч.Миллс насчитывал в современном обществе пять институциональных порядков, фактически подразумевая под этим главные институты:
— экономические – институты, организующие хозяйственную деятельность;
— политические – институты власти;
— семейные – институты, регулирующие половые отношения, рождение и социализацию детей;
— военный – институты, осуществляющие защиту членов общества от физической опасности;
— религиозные – институты, организующие коллективное почитание богов.
Предназначение социальных институтов состоит в том, чтобы удовлетворять важнейшие жизненные потребности общества как единого целого. Известно пять таких основных потребностей, им соответствуют пять основных социальных институтов:
— потребность в воспроизводстве рода (институт семьи и брака).
— потребность в безопасности и социальном порядке (институт государства и др. политические институты).
— потребность в добывании и производстве средств существования (экономические институты).
— потребность в передаче знаний, социализации подрастающего поколения, подготовке кадров (институт образования).
— потребности в решении духовных проблем, смысла жизни (институт религии).
22. Социальная мобильность
Все перемещения в условиях социальной реальности включаются в процесс мобильности. Таким образом, социальная мобильность является всеобщим универсальным процессом.
Социологи рассматривают два основных типа социальной мобильности: горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная мобильность представляет собой переход индивида или социального объекта от одной позиции другой, лежащей на том же уровне, например, переход индивида из одной семьи в другую, из одной религии в другую, а также смена места жительства. Пр такой мобильности индивид, группа или социальный объект не меняет своего социального слоя, к которому он принадлежит, или социального статуса.
Наиболее важным показателем для анализа общественных явлений является вертикальная мобильность. Вертикальная мобильность рассматривается как совокупность социальных взаимодействий, способствующих переходу индивида, группы или социального объекта из одного социального слоя в другой. К этому виду мобильности относится, например, служебное повышение (профессиональная вертикальная мобильность), существенное улучшение благосостояния (экономическая вертикальная мобильность) или переход в более высокий социальный слой, на другой уровень власти (политическая вертикальная мобильность).
Горизонтальную и вертикальную мобильности часто бывает трудно отличить. Например, когда человек меняет место жительства (горизонтальная мобильность) он предполагает улучшение условий своего существования, повышение по службе (вертикальная мобильность).
Типология социальной мобильности
Помимо разделения на горизонтальную и вертикальную мобильность, существуют также такие виды мобильности, как индивидуальная и групповая мобильность. Индивидуальная мобильность представляет собой более сложное социальное явление, так как в данном случае принимается во внимание не только проницаемость границ между статусными группами, но и личностные качества индивида и особенности социальных ного окружения.
Групповая социальная мобильность должна учитывать проницаемость социальных границ, а также групповые характеристики.
Существуют также восходящая и нисходящая социальная мобильность.
Восходящая мобильность означает переход индивида, социальной группы или социального объекта от низшей к высшей страте. Пpи восходящей мобильности индивид испытывает чувство удовлетворенности и реальное ощущение достигнутой цели, после чего он ставит перед собой новые ориентиры.
Нисходящая мобильность означает переход индивида, группы или социального объекта на низкий уровень и ухудшение статуса и социальных характеристик.
23. Социальная сущность, структура и функции семьи
“Семья – основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью”
(Советский энциклопедический словарь)
ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ ИНСТИТУТОВ
Социальные институты подразделяются на главные и неглавные (неосновные), которые входят в главные. Социологи выделяют пять главных институтов (групп институтов), призванных удовлетворять базовые потребности людей.
Неосновные институты, в отличие от главных, выполняют более частные задачи. Например, в состав экономических институтов входит институт собственности, призванный
регулировать отношения владения, пользования, распределения. Институт семьи включает институт брака, связанный с положением, правами и обязанностями супругов. Среди государственных институтов назовем, например, институт президентства, институт монархии.
Одной из черт социального института является его исто-ричность. Институты возникают на определенном этапе раз-вития общества, видоизменяются с течением времени, часть из них в какой-то момент прекращает свое существование. Проследим эволюцию социального института на примере та-кой хорошо вам известной организации, как школа. Из курса истории вы знаете, что в эпоху Средневековья школа не играла той роли, которую обрела в последующие эпохи. По-требность общества в социализации подрастающих поколе-ний удовлетворяла преимущественно семья.
Со вступлением общества в индустриальную стадию развития обнаружилась недостаточность прежних форм социализации. Ее и призвана была компенсировать превращающаяся в самостоятельный социальный институт школа. Именно она должна была подготовить человека к выполнению им основных социальных ролей. Государство брало на себя задачу объединения разрозненных учебных заведений в единую систему. Постепенно школа, сперва начальная, а за-тем и средняя, становилась общедоступной, обязательной для всех; особое внимание стало уделяться так называемым реальным предметам, основанным на научных знаниях и представлениях.
Социальные институты взаимодействуют между собой (один из примеров приведен выше). Выделяют несколько видов такой взаимосвязи. Институты могут сотрудничать между собой, особенно если они выполняют сходные функции. Так, для определения содержания школьного образования объединяют свои усилия учреждения науки и педагогические организации. В решении задачи социализации подрастающих поколений призваны координировать свои усилия семья и школа.
Бывает, что взаимодействие институтов приобретает конфликтный характер. Из курса истории вы знаете, как в средневековой Европе противоборствовали в борьбе за влияние на жизнь общества государство и католическая церковь. Одной из причин возникновения конфликтов на институциональном уровне являются разные темпы изменений, эволюции отдельных институтов. Особенно это становится очевидным в переходные эпохи. Попытайтесь самостоятельно проиллюстрировать это явление известными вам фактами из прошлого и современности.