Чем отличаются гаммы в мажоре и миноре
Музыкальные лады: мажор и минор
Можно долго смотреть в словарь, но так ничего и не понять. Мы постарались объяснить сложные термины простыми словами. Сегодня разберемся в сложных понятиях, чем они отличаются друг от друга, и как определить, что к чему относится. А в конце вы узнаете, как строить тональности по специальным формулам, которые легко запомнить.
Основы
Лад – это согласованные звуки, среди них есть устойчивые и неустойчивые. Чтобы создать музыку, используют оба вида, они должны дополнять и чередоваться друг с другом.
Так из обычного звукоряда получается красивая и гармоничная мелодия, которая имеет начало и конец, развивается и приходит к своему завершению.
Устойчивые звуки не зря так называются, они выступают основой, расставляют акценты, привносят покой, вносят равновесие.
Вторые – развивают мелодию, постоянно отходят от устойчивых и обратно возвращаются к ним, создают динамику и движение. Они всегда стремятся к устойчивым, и как незавершённая мысль, находятся в движении, и только когда достигают того, к чему стремились, музыкальная мысль завершается. Все произведения заканчивают устойчивыми звуками, как бы ставят точку, это называется разрешение.
Какие звуки можно считать устойчивыми, а какие нет? В ладу семь звуков. Обычно, их представляют в виде рисунка – семь ступеней. I, II и III из них устойчивые.
Ступень I самая главная, её называют тоникой.
Виды лада
Пришло время разобраться, чем отличается мажор от минора.
Мажор – происходит от латинского «major», что означает больший. Это потому, что аккорд, на котором он строится, начинается с большой терции. Обозначается как «dur».
Минор – от латинского «minor», означающего меньший. Здесь аккорд строится на малой терции. Обозначается как «moll»
Их легко отличить на слух даже тем, кто не сильно разбирается в музыке.
Мажорный и минорный лад нужны для того, чтобы передать настроение и характер, с помощью них композитор выражает эмоции, переживания и вектора движения всего произведения. Если нужно передать радость, торжество, что-то светлое и игривое, произведение пишут в мажоре. Для того, чтобы показать скорбь, тревогу, печаль используют минор.
Но это не значит, что мажорная музыка не способна отразить тревогу и переживания, а минорная – радость, или что они не могут встретиться в одном произведении.
Например, «Цыганочка», несмотря на игривость, написана в миноре, а некоторые представители лиричного американского блюза – в мажоре.
Виды мажора и минора бывают разные, в статье мы рассматриваем натуральные виды. Они встречаются и используются чаще всего.
Также есть гармонический мажор (идет понижение шестой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени понижаются). Гармонический минор (идет повышение седьмой ступени на 0,5) и мелодический (шестая и седьмая ступени повышаются).
Как их определить? Чтобы отличить мажор это или минора, нужно внимательно слушать произведение, разница именно в окраске звучания, мелодии, настроении.
Тональность и гамма
Тональность — это определение лада, у которого есть тоника.
У всех них есть название. Оно состоит из двух частей – тоники и лада. Например, До мажор это название тональности, которая строится на тонике До.
Гамма – звуки, расположенные по порядку. Она всегда начинается с тоники и заканчивается ею. Гамма C-dur известна всем, её дают в школьной программе. Если вы вспомните её, то согласитесь, что тоникой всё начинается и заканчивается.
Но если посмотреть на другие гаммы, то можно увидеть, что появляются бемоли и диезы. Что это такое и зачем нужны?
Бемоль понижает звук на полутон.
Полутон – это самое короткое расстояние между звуками.
Представьте раскладку клавиш на фортепиано, если вы пройдетесь по ним, ни одну не пропуская, то от одной клавиши до другой, вы будете проходить расстояние в один полутон.
Как используются знаки рассмотрим на примерах.
Мажор
Есть общее правило, по которому выстраивается звукоряд, выглядит оно так: 2 тона – полутон – 3 тона – полутон (2-1/2-3-1/2)
Давайте проверим это правило на гамме C-dur. Для удобства представьте перед собой фортепианную клавиатуру, можете даже нарисовать, это облегчит понимание.
До-Ре разделяет одна черная клавиша – это один тон, Ре-Ми тоже. Дальше идет Ми-Фа, между этими звуками один полутон, их ничего не разделяет. От Фа до Си три тона. Завершает звукоряд Си-До.
Всё согласно правилу. Но здесь нет знаков. Давайте попробует сделать то же самое от Фа.
Сначала выстроить звукоряд. Теперь необходимо привести то, что получилось к общему правилу.
Две первые пары складываются из Фа-Соль, Соль-Ля. Дальше, следуя правилу, идет полутон, но между Ля и Си расстояние больше, понижаем Си, для этого добавляем бемоль. Три следующих тона выглядят так: Си бемоль-До, До-Ре, Ре-Ми. Последняя пара Ми-Фа. Мы пришли к тонике.
Это правило действует от любой ноты.
Минор
Минор отличается только последовательностью построения: 1-1/2-2-1/2-2. Давайте посмотрим, как будет выглядеть C-moll.
Итак, у нас есть звуковой ряд. В начале идет один тон – До-Ре, затем полутон. Но расстояние от Ре до Ми больше, поэтому нужно понизить Ми. Получаем До-Ре-Ми бемоль. Дальше идут два полных тона. От Ми бемоль до Фа, от Фа до Соль. У нас выстраивается ряд: До-Ре-Ми бемоль-Фа-Соль. Следующий на очереди полутон, чтобы выстроить его от Соль, нужно понизить Ля. Полный тон от Ля бемоль – это Си бемоль, а от него – До. Это тоника, значит мы закончили. Получается, что в C-moll три бемоля.
Чтобы лучше запомнить строение мажорных и минорных тональностей, потренируйтесь строить их самостоятельно от разных тоник. На практике информация запоминается лучше. Главное помнить, что залог любого результата – регулярность. Сначала всё может показаться сложным и непонятным, но чем больше времени вы будете уделять практике и тренировкам, тем легче вам будет становиться.
В чем отличия между минором и мажором
Слова «мажор» и «минор» латинского происхождения. Первое в переводе обозначает «большой» или «веселый», второе – «малый» и «грустный». Соответственно, различить виды тональностей можно по звучанию. Произведение, написанное в мажоре, звучит бодро и жизнеутверждающе. Пьеса в миноре – печально. Имейте в виду, что к темпу это не имеет отношения: вещи, написанные в минорных тональностях, могут быть быстрыми, а мажорные – медленными.
Легче всего представить строение мажорной или минорной гамм, если перед глазами есть фортепианная клавиатура. Найдите звук «до». Гамма до-мажор играется только на белых клавишах, а если ее записать, никаких знаков при ключе не будет. Клавиша «до» находится левее группы из двух черных клавиш. Учтите, что на фортепиано расстояние между соседними клавишами, будь они белые или черные, составляет половину тона. Соответственно, между до и ре – тон, между ре и ми – тоже тон, между ми и фа – половина тона. То есть первая часть мажорной гаммы может быть представлена как 2Т-1/2Т.
Точно так же посчитайте вторую часть. От фа до соль – тон, от соль до ля – тон, от ля до си – тон, от си до верхнего до – полтона. Вторая часть в формуле будет выглядеть как 3Т-1/2Т. Соответственно, вся структура мажорной гаммы выглядит как 2Т-1/2Т-3Т-1/2Т. Таким же образом строится и любая другая мажорная гамма. Если между соседними белыми клавишами не то расстояние, которое требуется по структуре – берется черная, вот и все. Есть еще гармонический мажор с повышенной четвертой ступенью, по звучанию он напоминает минор.
Таким же образом можно определите строение минора. Минорная гамма, которая играется на одних белых клавишах, строится от звука ля. Соответствующая клавиша находится в группе, где три черных, между средней черной и правой. От ля до си – тон, между си и до – полтона, между до и ре – тон, ре и ми – тон, ми-фа – полтона, фа-соль – тон, соль-ля – тон. Формула натурального минора выглядит как Т-1/2Т-2Т-1/2Т-2Т. В сборниках гамм вы можете встретить еще гармонический и мелодический миноры. У первого – повышена седьмая ступень, у второго – шестая и седьмая при движении вверх. При движении вниз мелодический минор звучит как натуральный.
Существенные различия имеют мажорные и минорные аккорды. Оба тонических трезвучия состоят из большой и малой терций. Но у мажорного трезвучия большая терция находится внизу, а у малого – наоборот. Например, до-мажорное трезвучие состоит из звуков до, ми и соль. Между до и ми – два тона, между ми и соль – полтора. Если рассмотреть параллельный минор, то тоническое трезвучие выглядит как ля-до-ми, то есть между ля и до – полтора тона, между до и ми – два.
Виды мажора и минора. Натуральный, гармонический, мелодический.
В предыдущих статьях на нашем сайте Вы уже могли прочитать, что такое лад и тональность.
Но знаете ли Вы о том, что даже привычные нам мажор и минор имеют свои разновидности? За счёт изменения высоты некоторых ступеней лад меняет своё строение, по-другому звучит, приобретает определённый характер. Композиторы используют разные виды мажора и минора, чтобы придать своей музыке красочность и выразительность.
Давайте разберем подробно, какие виды этих ладов существуют.
И мажор, и минор делятся на 3 вида: натуральный, гармонический и мелодический.
Натуральные мажор и минор
Они называются так, потому что их происхождение — самое естественное, можно сказать, «природное». Эти лады сформировались довольно рано относительно многих других.
Строение натуральных видов мажора и минора вы наверняка уже знаете. В мажоре это: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон
Минор строится так:
тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Натуральный мажор звучит светло, радостно.
Это можно услышать на примере веселой детской песни, которая написана в натуральном фа-мажоре:
Натуральный минор, наоборот, звучит печально. Обратимся к строению минорной гаммы: между VII и верхней I ступенью здесь целый тон. Мы помним, что VII ступень крайне неустойчива и разрешается в I. Но большой разрыв между звуками (а тон — это большой шаг) делает тяготение не таким острым. Звучание лада приобретает спокойный, созерцательный характер. Русские народные лирические песни чаще звучат в натуральном миноре:
Рассмотрим нотный пример, чтобы в этом убедиться:
Гармонический и мелодический мажор
Чтобы их построить, нужно взять за основу натуральный мажор, и уже исходя из него изменить некоторые ступени.
В гармоническом мажоре понижается VI ступень. Чтобы отметить это в нотах, перед звуком нужно поставить знак Ь (бемоль).
Обратите внимание: если в натуральном виде перед VI ступенью стоит # (диез), то нужно написать знак «бекар» — он отменяет действие предыдущих знаков, и тем самым, звук понижается.
Так происходит в тональности си-мажор:
Гармонический мажор звучит очень ярко, красочно. Он характерен для восточной национальной музыки, и многие композиторы использовали его, чтобы передать особый восточный колорит.
Однако этот вид мажора встречается не только в восточной музыке, но и любой другой, где нужно передать мечтательное, томное настроение.
Например, в «Мелодии» Чайковского для скрипки и фортепиано:
В мелодическом мажоре понижается уже 2 ступени — VI и VII. Принцип такой же — перед данными звуками пишется Ь или «бекар».
Этот вид мажора также звучит красиво и необычно, часто используется в музыке.
Как правило, он «раскрывается» при нисходящем движении гаммы:
Это видно по знакомому нам музыкальному примеру — песне Евгения Крылатова «Крылатые качели»:
Гармонический и мелодический минор
В гармоническом виде минора повышается VII ступень — в нотах это обозначается знаком # перед нужным звуком.
Он звучит остро, напряженно — за счёт усиленного тяготения VII# ступени к I (между ними всего полтона):
Этот вид минора широко распространён в музыке, в частности, в русских романсах:
Глинка, романс «Ах ты, ночь ли, ноченька»
И, наконец, разберем последний вид минора — мелодический. В нём повышается не только VII, но и VII ступень
Напомним, что, если в натуральном виде перед этими ступенями стоит Ь, в мелодическом нужно поставить «бекар», т. к. он отменит действие предыдущих знаков.
При нисходящем движении по мелодической минорной гамме действие знаков отменяется, т. е. минор звучит, как натуральный.
Мелодический минор получил широкое распространение в эпоху барокко, особенно, в творчестве И. С. Баха:
И. С. Бах, Хорошо темперированный клавир том I. Фуга до-минор
Итак, мы разобрали все виды основных ладов — мажора и минора.
Надеемся, что эта статья помогла Вам освоить эту несложную, но интересную тему.
Гамма: мажорная, минорная и параллельная тональность
Гамма — восходящая или нисходящая последовательность звуков, в пределах одной или нескольких октав. Гаммы делятся на две основные группы, мажорные и минорные, так же на диезные и бемольные. Гамма может быть: натуральная,гармоническая и мелодическая.
Мажорная гамма и ее виды
Натуральный мажор — стандартная мажорная гамма со ступенями, не имеющими повышения или понижения, четко соответствующая мажорной системе тонов/полутонов: тон-тон-полутон-тон-тон-тон-полутон.
Пример: До-мажор.
Гармонический мажор — мажорная гамма с шестой пониженной ступенью, исполняется, как при игре вверх, так и при игре вниз: тон-тон-полутон-тон-полутон-полтора тона-полутон. Гармонический мажор приобретает окраску свойственную восточной музыке.
Пример: До-мажор.
Мелодический мажор — мажорная гамма с шестой и седьмой пониженными ступенями, исполняется, при игре вверх как натуральный мажор, при игре вниз с применения знаков альтерации понижения.
Пример: До-мажор.
Минорная гамма и ее виды
Натуральный минор — стандартная минорная гамма со ступенями четко соответствующими минорной системе тонов/полутонов: тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон.
Пример: Ля-минор.
Гармонический минор — минорная гамма с седьмой повышенной ступенью, исполняется, как при игре вверх, так и при игре вниз: тон-полутон-тон-тон-полутон-полтора тона-полутон. Гармонический минор на слух имеет оттенки, встречающиеся в арабской музыке.
Пример: Ля-минор.
Мелодический минор — минорная гамма с шестой и седьмой повышенными ступенями, исполняется, при игре вверх с альтерацией, а и при игре вниз происходит отмена данных знаков. Мелодический минор — лирический, хорошо подходит для легких красивых мелодий, романсов.
Пример: Ля-минор.
Параллельная тональность
Параллельная гамма — звукоряд, содержащий идентичные ступени и знаки альтерации. Возьмите на заметку, если композиция идет, к примеру, в миноре, то вы можете смело импровизировать в параллельной мажорной тональности.
Мажор и минор
Мажор и минор
Основы лада
Звуков в песне очень много и они разные. Есть звуки устойчивые – опорные, и есть неустойчивые – подвижные. Для того чтобы получилась музыка, нужны и те, и другие, и они должны чередоваться между собой и помогать друг другу.
Строение музыки можно уподобить строительству кирпичной стенки. Как стенка получается из кирпичей и цемента между ними, так и песня рождается только тогда, когда есть звуки устойчивые и неустойчивые.
Устойчивые звуки вносят в музыку покой, они притормаживают активное движение, на них обычно завершается музыкальная пьеса. Неустойчивые звуки нужны для развития, они постоянно уводят развитие мелодии от устойчивых звуков и вновь приводят к ним. Все неустойчивые звуки стремятся перейти в устойчивые, а устойчивые, в свою очередь, как магниты притягивают к себе неустойчивые.
Для чего так неустанно трудятся устойчивые и неустойчивые звуки в ладу? Для того чтобы получилась какая-нибудь песня – веселая или грустная. То есть звуки лада могут влиять и на настроение музыки, они словно окашивают мелодии в разные эмоциональные оттенки.
Виды мажорных гамм
В этой статье я бы хотел поговорить о мажорных гаммах, какие они бывают, для чего нужны те или иные звуки, которые не входят в “обычную” знакомую последовательность. Все мы знаем гамму до-мажор – она совсем не содержит ключевых знаков.
Ключевой знак стоит рядом с ключом, скрипичным, басовым, поэтому говорят “при ключе столько-то знаков”, знаки бывают бемоль и диез, они показывают какая тональность перед нами. Бемоль понижает ноту, на уровне которой он стоит, диез повышает, что ни для кого не секрет, наверное.
Собственно, разница между двумя гаммами состоит в количестве ключевых знаков, кстати одноименные гаммы (то есть в названии тональности содержащие одну и ту же ноту: До-мажор, До-минор) отличаются друг от друга ровно на три ключевых знака – от мажора в бемольную, а от минора в диезную сторону.
Если же у нас исходная минорная тональность, то мы можем сделать из нее мажор, уже добавив три диеза при ключе. Рассмотрим на примере ля-минора – повысив звуки фа, до и соль на полтона при ключе получается тональность ля-мажор.
Итак, вернемся, все таки, к гамме до-мажор – очень простая гамма и не содержит ключевых знаков.
Это “обычный” вариант до-мажора, его еще называют натуральным или диатоническим (слово это означает “неизменный” то есть отсутствуют диезы, бемоли). Смотрите, кстати, как просто построить гармонию в этой тональности в статье гармония.
Таким образом, мы получаем гармонический мажор (или с шестой пониженной ступенью). Что же нам дает это небольшое изменение в “обычной” до-мажорной гамме? В общем, это нужно для гармонии (чувствуете? у нас же гармонический мажор).
Работает это так – если мы в качестве тоники берем до-мажор, и нам нужно перейти на субдоминанту (допустим хотим взять её от четвертой ступени, которой будет нота “фа”), то в аккорде фа-мажор, который по-идее там должен стоять мы понижаем звук ля на полтона.
Мы его понижаем не просто так, а потому что ля – это шестая ступень в гамме до-мажор, та самая, которая делает из натурального мажора – гармонический. В итоге получается не мажорный аккорд, а фа-минор, вот так.
Там надо взять септаккорд от ре и он будет минорным (о септаккордах читайте в статье обозначение аккордов, а о том почему на второй ступени берется именно минорный септаккорд, а не какой-либо другой рассказывается в статье лады народной музыки), и в нем также присутствует нота ля (для ре-минора – это пятая ступень).
Понизив её на полтона мы получим ре-минор с пониженной пятой ступенью или полууменьшенный. Получается, мы полууменьшенный аккорд можем брать и на второй ступени при до-мажорной тонике, просто понизив ноту ля в аккорде ре-минор септ.
Но применение гармонического мажора и на этом не заканчивается. Проанализировав гармонию в до-мажор можно еще найти ноту “ля” в составе полууменьшенного аккорда, взятого на седьмой ступени гаммы. Он, выполняет в отличие от предыдущих двух, роль доминанты и стоит обычно перед тоникой.
При этом последний звучит более напряженно и применяется в зависимости от того, что вы хотите сделать в гармонии, то есть от контекста.
Мелодический, является третьим видом мажора. Для его получения нам необходимо в мажоре натуральном понизить на полтона 6-ую и 7-ую ступени.
Мелодический мажор, почему-то, очень редко применяется композиторами. Использовать же его можно по аналогии со вторым видом. То есть находим седьмую ступень главной тональности (в случае с нашим до-мажором нота си), и понижаем её в аккорде какой-то группы.
Рассмотрим на примере соль-семь – этот аккорд, если вы помните, выполняет функцию доминанты при до-мажорной тонике.
Не забывайте, что со сменой аккорда меняется еще и мелодическая линия, обыгрывающая его и в ней поэтому также надо изменить тот звук, который мы понизили в аккорде. Как видно, ноты гармонического и мелодического мажора используются для построения мелодических линий.
Итак, мы рассмотрели три мажорные гаммы и каждую из них можно использовать в своих целях, возможно для построения мелодии или с целью расширить свои гармонические возможности.
Под гармоническими возможностями мы подразумеваем замены каких-то аккордов, развивающих основную тональность (субдоминант, доминант) на их другие варианты, что мы выше уже показали.
Есть еще один интересный вид мажора – дважды гармонический (или по-другому арабский). Чтобы построить арабский до-мажор необходимо в натуральном понизить 6-ую и 2-ую ступени, сделайте это и наслаждайтесь звуками, прямиком из какой-нибудь восточной сказки.
Использовать его можно для создания колоритных мелодий, привнесения специфического звучания в свою музыку.
Итак, мажорные гаммы обычно подразделяют на три вида и каждый из них вносит как в мелодию так и в гармонию свой смысл.
Гармонический мажор
В гармоническом мажоре, в отличие от натурального, понижается шестая ступень. Понижение происходит на полтона с помощью знака бемоль (если до понижения ступень была чистой нотой, то есть без альтерации), дубль-бемоль (если до понижения ступень и без того уже была низкой, бемольной), либо с помощью знака бекар (в том случае, если до понижения ступень была диезной нотой).
Так, например, в гармоническом Ми-бемоль мажоре (Es-dur) кроме собственных трех бемолей (СИ, МИ, ЛЯ-БЕМОЛИ) появится еще и ДО-БЕМОЛЬ (VI пониженная ступень). В гармоническом Си-мажоре (H-dur) в результате понижения шестой ступени появится СОЛЬ-БЕКАР (в этой тональности исходная, натуральная шестая ступень – СОЛЬ-ДИЕЗ).
Гармоническая пониженная VI ступень в мажоре меняет структуру звукоряда гаммы, а также вызывает появление в такой разновидности лада новых увеличенных и уменьшенных интервалов. Так, например, между III и VI пониженной ступенью образуется интервал уменьшённой кварты (ум.4), которого нет в натуральном мажоре. Между VI пониженной и VII ступенями появляется интервал увеличенная секунда (ув.2).
Кроме того, изменение всего одной ступени влияет и на образование аккордов в тональности. Так, из-за VI пониженной ступени субдоминантовое трезвучие – S53 (субдоминанта – это IV ступень, одна из главных ступеней лада) становится минорным, в то время как в натуральном мажоре оно было мажорным. Трезвучие VI ступени, бывшее в натуральном мажоре минорным, становится увеличенным (Ув.53).
Понижение VI ступени с удовольствием применяют композиторы для того, чтобы повысить красочность музыки, создать новый колорит звучания. Ведь неожиданный минорный аккорд в условиях мажорного лада создаёт оттенки мягкости, необычности звучания, иногда привносит восточные краски. Самое главное, что это простое средство никогда не остается не замеченным слушателями, понижение VI ступени всегда воспринимается по-особому.
Чтобы вы сами могли оценить красоту и интересное звучание гармонического мажора, предлагаем вам прослушать пример из музыкальной литературы. Это мелодия из оперы Н.А. Римского-Корсакова «Ночь перед Рождеством».
Гармонический мажор – Теория музыки
Редактор, корректор: Полина Полянская
Вы изучили мажорный лад и знаете, что можно построить его от любой ступени, главное — соблюдать правильные интервалы между ступенями. Скажем больше: меняя интервалы между ступенями, вы будете менять и сам лад. Т.е.
как бы много видов ладов не существовало, у каждого из них будет свой вполне определённый набор интервалов. Вроде бы что такого: взять и использовать вместо, например, большой секунды — малую? Ан нет! На звучание, даже лучше сказать «настроение» произведения, такие изменения влияют крайне сильно.
Начиная с этой главы, мы расскажем Вам про существующие лады, их «изюминку», где и как обычно они используются. Итак, начнём:
Гармонический мажор
Мажорный лад, у которого понижена VI ступень, называют гармоническим. Заметьте, что VII ступень остаётся на своём месте, что автоматически увеличивает интервал между ступенями VI и VII (это и логично: если Вася, находящийся между Катей и Машей, идёт к Маше, он одновременно уходит от Кати).
Так что же даёт понижение VI ступени на полтона? Это увеличивает тяготение VI ступени к V ступени. На слух начинает улавливаться лёгкий оттенок минора. И это в мажорной тональности!
На рисунке ниже изображён гармонический До-мажор:
Рисунок 1. Гармонический До-мажор
Прослушайте этот пример. Вы услышите, что понижения одной ступени вполне достаточно для заметного отличия от мажорного лада. Пониженные ступени мы выделили красным цветом (ля-бемоль). Тяготение VI ступени к V ступени хорошо слышно во втором такте, т.к. ноты идут друг за другом. Постарайтесь услышать это тяготение.
Поэтому мы настоятельно рекомендуем прослушивать прилагаемые звуковые примеры. В момент написания статьи, на сайте были выложены примеры в формате mid.
Для лучшего звучания мы планируем всё-таки использовать настоящие звуки, что и сделаем в ближайшее время.
Отвлеклись немного, возвращаемся к гармоническому мажору. Рассмотрим используемые интервалы: все интервалы представляют собой секунды. Порядок следующий: б.2, б.2, м.2, б.2, м.2, ув.2, м2. Изменившиеся интервалы мы выделили жирным шрифтом.
Мелодический мажор
При движении вверх эта разновидность звучит, как натуральный мажор, а вот при движении вниз понижены две ступени: VI и VII. Звучание очень близко к минорному. Применяется мелодический мажор, как правило, при движении мелодии в нисходящем направлении.
Если гармонический мажор используется довольно широко, особенно в классической музыке, то мелодический мажор используется гораздо реже.
Так выглядит мелодический До-мажор:
Рисунок 2. Мелодический До-мажор
Пониженные ступени мы выделили красным цветом. Послушайте, постарайтесь уловить минорный оттенок в звучании звукового фрагмента
Обратите внимание на уверенное движение мелодии вниз к тонике
Итоги
Вы познакомились с двумя видами мажорного лада: гармонический мажор и мелодический мажор. Если на слух не уловили нюансы звучания, не расстраивайтесь — это придёт со временем.
Натуральный мажор
Это простейшая гамма, построенная по такому принципу чередования тонов и полутонов: «2 тона – полутон – 3 тона – полутон». Всего в такой гамме восемь музыкальных ступеней (I, II, III, IV, V, VI, VII и снова I).
И, согласно формуле строения этой гаммы, между I и II ступенями должно быть расстояние в один целый тон, между II и III ступенями также должен быть целый тон, III и IV ступени отстоят друг от друга на половину тона (полутон). Далее по той же формуле между IV и V, V и VI, VI и VII ступенями также нужно взять целый тон, чтобы все получилось. Наконец, замыкает цепочку полутон между VII и повторенной наверху I ступенью.
Очень подробно технику построения гамм по этой формуле мы уже разбирали в уроке «Лад в музыке: мажор и минор» – там можно найти и примеры, и разъяснения по поводу тонов и полутонов.
Сейчас для краткости рассмотрим только один пример. Допустим, нам нужно получить гамму Ля мажор (буквенное обозначение – A-dur). Гамма эта начинается со звука ЛЯ и заканчивается им же. Соответственно, для начала мы можем просто написать звукоряд нот от ЛЯ до следующей, более высокой ЛЯ, то есть сделать своеобразную заготовку.
Затем, нужно навести порядок в этой гамме, по формуле. Возможно, появятся какие-нибудь знаки альтерации – диезы или бемоли. Для удобства и наглядности при работе с тонами и полутонами на этом этапе обычно предлагается воспользоваться фортепианной клавиатурой.
Итак, приведем расстояние между ступенями нашей заготовки в соответствие с формулой натурального мажора.
СТУПЕНИ | РАССТОЯНИЕ ПО ФОРМУЛЕ | КОРРЕКЦИЯ |
I-II | Тон | ЛЯ и СИ – между этими нотами один целый тон, так и должно быть, здесь никаких изменений не нужно, идём дальше. |
II-III | Тон | СИ и ДО – между этими звуками полутон, но по формуле необходим целый тон, поэтому здесь требуется коррекция. Так как нам до целого тона не хватает еще одного полутона, мы добавляем его путем повышения ноты ДО – берем ДО-ДИЕЗ, тем самым расстояние увеличивается, и у нас возникает первый знак. |
III-IV | Полутон | ДО-ДИЕЗ и РЕ – полутон: так и должно быть. Как видим, изменение на предыдущей позиции благотворно сказалось и здесь: в результате у нас полный порядок с обеих сторон. |
IV-V | Тон | РЕ и МИ – целый тон, так и должно быть, идем далее. |
V-VI | Тон | МИ и ФА – полутон, а нужен целый тон. Устраняем этот недостаток, повышаем ступень ФА, берем вместо нее ФА-ДИЕЗ, и теперь расстояние между ступенями МИ и ФА-ДИЕЗ стало целотонным. |
VI-VII | Тон | ФА-ДИЕЗ и СОЛЬ – снова полутон, и снова по формуле требуется тон. Поступаем также – добавляем недостающее, и получаем, таким образом, СОЛЬ-ДИЕЗ. |
VII-I | Полутон | СОЛЬ-ДИЕЗ и ЛЯ – полутон, так и должно быть, здесь все нормально. |
В ходе работы над гаммой у нас появились три новых знака, три диеза – ФА-ДИЕЗ, ДО-ДИЕЗ и СОЛЬ-ДИЕЗ. Причина их появления – соответствие отношений звуков формуле мажорной гаммы. Если бы хотя бы один из этих знаков не принять, то настоящей мажорной гаммы не получится, то есть она будет звучать или минорно, или еще как-нибудь иначе.
Однако для того, чтобы узнать какие диезы или бемоли должны присутствовать в той или иной гамме натурального мажора, совсем не обязательно каждый раз заново выстраивать гамму по формуле. Можно использовать таблицу уже готовых результатов – так называемый квинтовый круг тональностей, а также научиться мгновенно определять знаки в тональностях по способу, предложенному нами в уроке «Как запомнить знаки в тональностях». Профессиональный музыкант ни на секунду не должен задумываться о том, какие знаки есть в той или иной гамме, а должен просто это знать «как дважды два» (выучить, вызубрить, освоить).
Натуральный мажор очень часто встречается как в народной музыке, так и в классической музыке, сочиненной композиторами. Так, например, в тональности натурального До мажора записана мелодия Государственного гимна Российской Федерации.
Таблица мажорных гамм
Если ориентирование в гаммах пока вызывает у вас затруднения, то первое время для самопроверки вы можете пользоваться нашей таблицей с подсказками. Со временем, все наладится, и вы будете ориентироваться в гаммах так же легко и естественно, как плавает рыба в воде.
Итак, что содержит таблица? Во-первых, слоговое и буквенное обозначение мажорной тональности (их, кстати, всего 15). Во-вторых, ключевые знаки, которые, сформируют вам первый – натуральный – вид гаммы. В третьем и четвертом столбцах показаны изменения, которые происходят в гармоническом и мелодическом видах звукорядов.
Так, согласно данной таблице, в натуральной гамме Ре мажора присутствуют только основные ключевые знаки: ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ. Гармонический Ре мажор включает в себя вдобавок СИ-БЕМОЛЬ, мелодический Ре мажор – ДО-БЕКАР и СИ-БЕМОЛЬ.
Или ещё пример: Ля-бемоль мажор натуральный – в его гамме только четыре бемоля: СИ, МИ, ЛЯ, РЕ. В гармоническом виде к ним добавится ФА-БЕМОЛЬ, а в мелодическом – и ФА-БЕМОЛЬ, и СОЛЬ-БЕМОЛЬ.
На этом пока все. До встречи в последующих уроках!
Устойчивые и неустойчивые звуки в мажоре
И в мажорной, и в минорной гамме семь ступеней, три из которых устойчивые, а четыре – неустойчивые. Устойчивыми ступенями являются первая, третья и пятая (I, III, V). Неустойчивые – это все остальные – вторая, четвертая, шестая, седьмая (II, IV, VI, VII).
Устойчивые ступени, если их собрать вместе, образуют тоническое трезвучие, то есть трезвучие, построенное от тоники, от первой ступени. Слово трезвучие обозначает аккорд из трех звуков. Сокращенно тоническое трезвучие обозначается T53 (в мажоре) или с маленькой буквы t53 (в миноре).
В мажорной гамме тоническое трезвучие мажорное, а минорной – соответственно, минорное. Таким образом, трезвучие из устойчивых ступеней дает нам полное представление о тональности – о ее тонике и ладе. Звуки тонического трезвучия являются своеобразным ориентиром для музыкантов, по ним они настраиваются на начало произведения.
В качестве примера давайте рассмотрим устойчивые и неустойчивые звуки в Ре мажоре и в до миноре.
Ре мажор – светлая тональность с двумя диезами (ФА-ДИЕЗ и ДО-ДИЕЗ). Устойчивые звуки в ней – это РЕ, ФА-ДИЕЗ и ЛЯ (первая, третья и пятая нотки из гаммы), вместе они дают нам тоническое трезвучие. Неустойчивые – это МИ, СОЛЬ, СИ и ДО-ДИЕЗ. Посмотрите на пример: неустойчивые ступени для большей наглядности закрашены:
До минор – это гамма с тремя бемолями (СИ-БЕМОЛЬ, МИ-БЕМОЛЬ И ЛЯ-БЕМОЛЬ), она минорная и потому звучит с легким оттенком грусти. Устойчивые ступени здесь – ДО (первая), МИ-БЕМОЛЬ (третья) и СОЛЬ (пятая). Они дают нам минорное тоническое трезвучие. Неустойчивые ступени – это РЕ, ФА, ЛЯ-БЕМОЛЬ и СИ-БЕМОЛЬ.
Итак, в данном выпуске мы с вами познакомились с такими музыкальными понятиями, как лад, тональность и гамма, рассмотрели строение мажора и минора, научились находить устойчивые и неустойчивые ступени. Из следующих выпусков вы узнаете о том, какие есть разновидности мажора и минора и какие есть другие лады в музыке, а также о том, как быстро определять диезы и бемоли в любых тональностях.
Виды лада: мажор и минор
Итак, лад – это всегда целая команда звуков, которые неустанно трудятся над созданием песен всяких настроений. Ладов в музыке очень много, но есть два самых главных. Они называются мажор и минор.
Мажорный лад или просто мажор – это лад света и веселья. Годится он для создания музыки радостной, бодрой и веселой. Минорный лад или просто минор – это мастер печальной и задумчивой музыки.
Мажорный лад – это яркое солнце и чистое голубое небо, а минорный лад – это алый закат и темнеющие под ним пики елового леса. Мажорный лад – это ярко-зеленая весенняя трава на лужайке, которой с огромным удовольствием лакомится серая козочка. Минорный лад – это наблюдать из окна вечером, как падают осенние листья и капают осенние хрусталики-дождинки. Красота бывает разной, и мажор с минором – два художника, которые своими звуками готовы нарисовать любую картину.
СОВЕТ. Если вы занимаетесь с детьми, то полезно будет поработать с картинками. Покажите ребенку ряд картинок, пусть он представит, как они могли бы звучать – мажорно или минорно? Готовую подборку вы можете скачать у нас. В качестве творческого задания ребенку можно предложить создать свою галерею мажорных и минорных образов. Это пробудит в нем творческое воображение.
ПОДБОРКА КАРТИНОК «МАЖОР И МИНОР» — СКАЧАТЬ
В мажорном ладу сочинены такие известные песни, как «В лесу родилась елочка», торжественный Гимн Российской Федерации, солнечная «Улыбка». В минорном ладу сложены песни «В траве сидел кузнечик» и «Во поле береза стояла».
ВИКТОРИНА. Послушайте два музыкальных фрагмента. Это два танца из «Детского альбома» Петра Ильича Чайковского. Один танец называется «вальс», другой – «мазурка». Как вы думаете, какой из них написан в мажоре, а какой в миноре?
Фрагмент №2 «Мазурка»
Правильные ответы: «Вальс» — это мажорная музыка, а «Мазурка» — минорная.
Мелодический минор – эмоциональный и чувственный
Гамма мелодического минора разная, когда по ней движутся вверх или вниз. Если идут вверх, то в ней повышают сразу две ступени – шестую (VI#) и седьмую (VII#). Если играют или поют вниз, то эти изменения отменяют, и звучит обыкновенный натуральный минор.
Например, гамма ля минора в мелодическом восходящем движении будет представлять собой звукоряд следующих нот: ля, си, до, ре, ми, фа-диез (VI#), соль-диез (VII#), ля. При движении вниз эти диезы исчезнут, обратившись в соль-бекар и фа-бекар.
Или гамма до минор в мелодическом восходящем движении – это: до, ре, ми-бемоль (при ключе), фа, соль, ля-бекар (VI#), си-бекар (VII#), до. Повышенные бекарами ноты снова превратятся в си-бемоль и ля-бемоль при движении вниз.
По названию этого вида минора ясно, что он предназначен для использования его в красивых мелодиях. Так как мелодический минор звучит разнообразно (неодинаково вверх и вниз), он способен отражать при своём появлении самые тончайшие настроения и переживания.
При восхождении гаммы последние её четыре звука (например, в ля миноре – ми, фа-диез, соль-диез, ля) совпадают со звукорядом одноимённого мажора (Ля мажора в нашем случае). Следовательно, они могут передавать светлые оттенки, мотивы надежды, тёплые чувства. Движение в обратную сторону по звукам натуральной гаммы впитывает в себя и строгость натурального минора, и, может быть, какую-то обречённость, а может и крепость, уверенность звучания.
Своей красотой и гибкостью, своими широкими возможностями в передаче чувств мелодический минор очень полюбился композиторам, наверное, поэтому его так часто можно встретить в знаменитых романсах и песнях. В качестве примера напомним вам песню «Подмосковные вечера» (музыка В. Соловьева-Седого, стихи М. Матусовского), где мелодический минор с повышенными ступенями звучит в тот момент, когда певец рассказывает о своих лирических чувствах (Если б знали вы, как мне дороги…):
Давайте разберемся с тонами и полутонами
Если вы забыли, что такое тона и полутона, то давайте это повторим. Полутон – это кратчайший промежуток от одного звука до следующего. Очень наглядно полутона между звуками нам показывает клавиатура фортепиано. Если играть все клавиши подряд, не пропуская ни белых, ни черных, то при переходе от одной клавише к следующей мы как раз будем проходить расстояние в один полутон.
Как видите, полутон можно сыграть, поднимаясь с белой клавиши на ближайшую черную, или спускаясь с черной на белую, которая тут же, рядышком. Кроме того, которые образуются только между «белыми» звуками: это МИ-ФА и СИ-ДО.
Полутон – это половинка, а если воссоединить две половинки вместе, то получится нечто целое, получится один целый тон. На клавиатуре фортепиано целые тона можно легко найти между двумя соседними белыми клавишами, если их разделяет черная. То есть ДО-РЕ – это тон, и РЕ-МИ – тоже тон, а вот МИ-ФА – это не тон, это полутон: эти белые клавиши ничто не разделяет.
Чтобы получить целый тон от ноты МИ в пару нужно взять не простую ФА, а ФА-ДИЕЗ, то есть добавить еще полтона. Или можно оставить ФА, но тогда придется понизить МИ, взять МИ-БЕМОЛЬ.
Что касается черных клавиш, то на пианино они расположены группами – по две или по три. Так вот, внутри группы две соседние черные клавиши тоже удалены друг от друга на один тон. Например, ДО-ДИЕЗ и РЕ-ДИЕЗ, а также СОЛЬ-БЕМОЛЬ и ЛЯ-БЕМОЛЬ – это все сочетания нот, которые дают нам целые тона.
А вот в больших промежутках между группами черных «кнопочек», то есть там где между двумя черными клавишами помещены две белых, расстояние будет уже полтора тона (три полутона). Например: от МИ-БЕМОЛЯ до ФА-ДИЕЗА или от СИ-БЕМОЛЯ до ДО-ДИЕЗА.
Еще больше подробностей о тонах и полутонах можно узнать из статьи «Знаки альтерации».