Чем отличаются функции и задачи государства
Тема 7. Социальное назначение и функции государства
Социальное назначение государства. Задачи современного государства как проявление его сущности
Социальное назначение раскрывает, для чего предназначено государство, каким целям оно должно служить, в чём состоит полезность государства для общества.
Социальное назначение государства определяется его сущностью: какова сущность государства, таковы цели, задачи, которые оно ставит перед собой.
Попытки определить социальное назначение государства предпринимались в разные исторические эпохи. Как считали Платон и Аристотель, социальным назначением любого государства является утверждение нравственности. Этот взгляд позднее поддержал и Георг Гегель (1770–1831). По мнению Гуго Гроция (1583–1645), назначение государства – добиваться общего блага. Томас Гоббс (1588—1679) полагал, что назначение государства – поддерживать общую безопасность, по утверждению Жана Жака Руссо (1712 – 1778) – общую свободу. Фердинанд Лассаль(1825–1864) главную задачу государства видел в развитии и реализации свободы человека. Марксистская теория, напротив, исходила из того, что основное назначение государства – узаконивать угнетение одного класса другим, для чего создавался аппарат принуждения и насилия.
Профессор Л.А. Морозова указывает, что главное предназначение государства действовать во имя всеобщего блага, служить обществу [1].
В этих целях, по мнению Л.А. Морозовой, государство должно:
Понятие и признаки функций государства
По определению профессора В.М. Корельского, функции государства — это основные направления его деятельности, выражающие сущность и социальное назначение, цели и задачи государства по управлению обществом в присущих ему формах и присущими ему методами [2].
Из приведённого определения В.М. Корельский выделяет следующие наиболее существенные признаки функций государства:
По определению профессора Л.А. Морозовой, функции государства – это особый механизм государственного воздействия на общественные процессы и отношения, определяющий (механизм) главные направления и содержание его деятельности по управлению обществом [1].
Существенными признаками функций государства, по мнению Л.А. Морозовой, являются:
По определению профессора М.И. Байтина, функции государства – это основные направления деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его классовая и общечеловеческая сущность и социальное назначение [3].
Из приведённого определения М.И. Байтин выделяет следующие наиболее существенные признаки функций государства:
По определению профессора В.С. Нерсесянца, функции государства — это основные формы деятельности государства, выражающие его сущность [4].
По определению профессора Н.И. Матузова и профессора А.В. Малько, функции государства − это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним целей и задач [5].
Соотношение целей, задач и функций государства
Понятие функций государства не следует отождествлять с такими понятиями, как цели и задачи государства. Если цель государства есть то, к чему стремится общество, а задачи – средства её достижения, то функции – это основные направления деятельности государства по решению стоящих перед ним задач.
Таким образом, функции государства определяются целями и задачами, стоящими перед государством, и представляют собой средство достижения этих целей и реализации этих задач.
В разные периоды приоритетное значение приобретают те или иные цели и задачи государства, а следовательно, и различные его функции. На одних этапах развития общества центр тяжести переносится в сферу экономики, поэтому в деятельности государства ключевое место занимает экономическая функция; на других – в сферу политики, тогда повышенное внимание уделяется реализации функций государственной власти и т.д.
Классовое и общесоциальное в функциях государства
Однако трактовка функций государства исключительно с классовых позиций ведёт к искажённому представлению о выполнении им «общих дел». Поэтому государство, будучи механизмом управления обществом, осуществляет общесоциальную деятельность, в которой заинтересованы все классы и группы населения, все общество. К таким сферам деятельности относятся национальная безопасность, борьба со стихийными бедствиями и экологическими катастрофами, поддержание общественного порядка, борьба с преступностью, использование государственно-правовых средств для разрешения межнациональных конфликтов и др.
Общесоциальная деятельность обеспечивает определённую степень устойчивости отношений и связей внутри общества, его целостность и единение на базе общих интересов. Чем больший удельный вес общесоциального начала в функциях государства, тем выше его роль как инструмента преодоления противоречий, средства достижения общего компромисса, стабилизации общественных связей [1].
Функции государства и функции его отдельных органов
Функции государства не следует отождествлять с функциями отдельных его органов. В отличие от функций многочисленных государственных органов, специально предназначенных для определённого вида деятельности, функции государства охватывают его деятельность в целом, в них реализуются социальная ценность и сущность государства, их осуществлению подчинена работа всего государственного аппарата и каждого органа в отдельности. Так, если функцию охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка призваны выполнять так или иначе все органы государства, её наиболее полному выполнению должен быть подчинен весь механизм государства, то функцию надзора за соблюдением законности призваны осуществлять лишь органы прокуратуры, именно в этом заключается их главное предназначение.
Классификация функций государства
Профессор Н.И. Матузов и профессор А.В. Малько классифицируют функции государства следующим образом [5].
В зависимости от продолжительности действия функции государства классифицируются на постоянные (осуществляются на всех этапах развития государства, например, экономическая) и временные (прекращают своё действие с решением определённой задачи, как правило, имеющей чрезвычайный характер, например функция оказания помощи региону, где произошло землетрясение).
В зависимости от принципа разделения властей − на законодательные(правотворческие), исполнительные (управленческие) и судебные.
В зависимости от значения − на основные (например, функция охраны общественного порядка) и неосновные (например, функция рассмотрения споров).
В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они осуществляются, − навнутренние и внешние.
Интересен взгляд профессора В.С. Нерсесянца на классификацию функцию государства.
К числу отдельных основных функций государства В.С. Нерсесянц относит [4]:
В числе названных функций три первые являются внутренними функциями и связаны с осуществлением внутреннего суверенитета государства. Четвёртая функция является внешней функцией государства и характеризует осуществление внешнего суверенитета государства.
Внутренние и внешняя функции государства тесно взаимосвязаны, дополняют и подкрепляют друг друга.
Правоустановительная функция — это деятельность государства по установлению всех источников и норм действующего права (издание законов и иных нормативноправовых актов, установление прецедентов, санкционирование обычаев, официальное признание и закрепление приоритетного позитивно-правового значения естественных прав и свобод человека и т.д.).
В.С. Нерсесянц акцентирует внимание на том, что государство так же невозможно без права, как и право — без государства. Поэтому по своему внутреннему смыслуправоустановительная функция — это одновременно и государствоустановительная функция. Конституирование государства означает прежде всего его правовое оформление, т.е. определение правового положения людей и власти в условиях государственно-организованной жизни.
Правореализаторская функция — это деятельность государства по претворению в жизнь установленного права. Смысл этой функции состоит в том, чтобы установленное в государстве право постоянно и неуклонно действовало, чтобы право было подлинно действующим правом.
Вся деятельность государства (всех его органов и должностных лиц) носит характер правореализующих действий. Уже сама правоустановительная деятельность (законодательство и т.д.) представляет собой форму реализации правомочий соответствующих государственных органов и должностных лиц на издание в установленном порядке определённых нормативно-правовых актов и т.д. В форме реализации права протекает также исполнительно-распорядительная и правозащитная деятельность государства.
Правозащитная функция — это деятельность государства по защите прав и свобод человека и гражданина, утверждению законности и правопорядка во всех сферах общественной и политической жизни.
Важным аспектом правозащитной деятельности является борьба с правонарушениями и преступностью, осуществление соответствующих профилактических мероприятий.
Осуществление правозащитной функции — одна из главных обязанностей государства. Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 2) «признание, соблюдение и защита прав и свобод человека — обязанность государства».
Внешняя функция государства — это деятельность государства в качестве суверенного субъекта международных отношений.
Данная функция включает в себя многообразную деятельность государства по обеспечению обороноспособности страны и защиты населения от внешней агрессии, по организации и осуществлению сотрудничества (политического, экономического, научно-технического, культурного и т.д.) с другими государствами, защите прав и интересов своих граждан вне пределов страны, укреплению и развитию международного сообщества государств, преодолению войн и упрочению мира между народами.
Применительно к социальному государству в литературе принято в числе функций выделять и социальную функцию, под которой имеется в виду деятельность государства по социальной защите людей и обеспечению достойных условий жизни для всех членов общества.
Формы осуществления функций государства
В правовой литературе под формами осуществления функций государствапонимаются: во-первых, деятельность основных звеньев механизма государства, специфические виды государственной деятельности в отличие от деятельности негосударственных организаций (С.А. Голунский, Г.И. Петров, М.С. Строгович и др.); во-вторых, однородная по своим внешним признакам деятельность органов государства, посредством которой реализуются его функции (Н.Г. Александров, И.С. Самощенко, М.И. Байтин и др.).
Согласно первому критерию, основными формами осуществления функций государства являются:
Согласно второму критерию, различается правовая и организационная формы выполнения функций государства.
По утверждению М.И. Байтина, правовые формы всегда являются организационными. Однако далеко не все организационные формы – правовые [3].
По определению профессора М.И. Байтина, под правовыми формами осуществления функций государства понимается однородная по своим внешним признакам (характеру и юридическим последствиям) деятельность государственных органов, связанная с изданием юридических актов. Соответственно этому к правовым формам реализации функций государства относятся правотворческая деятельность иправоприменительная деятельность, которая, в свою очередь, подразделяется наоперативно-исполнительную и правоохранительную.
Правотворческая деятельность – это форма осуществления функций государства путём издания нормативных актов, издания или санкционирования, изменения или отмены юридических норм. Важнейшая составная часть, ядро правотворчества (нормотворчества) – законодательная деятельность.
Правоприменительная деятельность – это деятельность государственных органов по выполнению законов и подзаконных нормативных актов путём издания актов применения права. В правоприменительной деятельности, как отмечалось, выделяются оперативно-исполнительная и охранительная.
Оперативно-исполнительная деятельность представляет собой связанную с повседневным разрешением разносторонних вопросов управления делами общества властную, творческую исполнительно-распорядительную работу государственных органов по осуществлению функций государства путём издания актов применения норм права, служащих основанием для возникновения, изменения или прекращения правоотношений.
Правоохранительная деятельность – это форма осуществления функций государства посредством властной оперативной работы государственных органов по охране норм права от нарушений, защите предоставленных гражданам субъективных прав и обеспечению выполнения возложенных на них юридических обязанностей.
В результате правоохранительной деятельности издаются акты применения норм права (постановления следователей, представления прокуроров, решения судов и т.п.). Специфика этих актов в том, что они служат целям профилактики преступлений и иных правонарушений, восстановления нарушенного права, реализации юридической ответственности лица, совершившего правонарушение, а следовательно, во всех случаях, – охране прав личности, защите интересов граждан и общества в целом.
Организационными формами реализации функций государства М.И. Байтин называет формы реализации функций государства, которые заключаются в однородной по своим внешним признакам деятельности государства, не связанной с изданием юридических актов и потому не влекущей за собой юридических последствий. В то же время формы организационной деятельности так или иначе реализуются в пределах определённого правового урегулирования, на основе выполнения требований законности.
К организационным формам относятся:
Несколько иной взгляд на формы осуществления функций государства у профессора В.М. Корельского. Он пишет, что различаются правовые и неправовые формы реализации функций государства [2].
По его утверждению, в правовых формах отражаются связь государства и права, обязанность государства действовать при выполнении своих функций на основе права и в рамках закона. Обычно выделяют три правовые формы осуществления функций государства — правотворческую, правоисполнительскую и правоохранительную.
Правотворческая деятельность — это подготовка и издание нормативно-правовых актов, без которых реализация других функций государства практически невозможна.
От правоисполнительской деятельности зависит тот факт, будут ли законы и другие нормативные акты реализованы или они останутся лишь благими пожеланиями законодателя. Основное бремя по исполнению правовых норм лежит на органах управления (исполнительно-распорядительных органах), возглавляемых правительством страны. Это повседневная работа по разрешению разнообразных вопросов управленческого характера, для выполнения которой исполнительно-распорядительные органы издают соответствующие акты, контролируют выполнение обязанностей исполнителями и др.
Правоохранительная деятельность, т. е. властная оперативная и правоприменительная деятельность по охране правопорядка, прав и свобод граждан и т.д., включает в себя принятие мер по предупреждению правонарушений, разрешение юридических дел, привлечение к юридической ответственности и др.
В.М. Корельский пишет также, что в наше время возрастает роль договорной формы в осуществлении функций государства. Это обусловлено развитием рыночной экономики и децентрализацией государственного управления. Сейчас государственно-властные решения органов государства всё больше сочетаются с договорной формой, структурами гражданского общества и гражданами.
Неправовые формы охватывают большой объём организационно-подготовительной работы в процессе осуществления функций государства. Такая деятельность является и необходимой, и правомерной, но она не связана с юридически значимыми действиями, влекущими за собой правовые последствия. Это, например, подготовительная работа по сбору, оформлению и изучению различной информации при разрешении юридического дела, ознакомление с письмами и заявлениями граждан и т. п.
Методы осуществления функций государства
Методы осуществления функций государства, по определению Н.И. Матузова и А.В. Малько − это способы и приёмы, с помощью которых органы государства реализуют его функции [5].
Методы осуществления функций государства достаточно многообразны.
Н.И. Матузова и А.В. Малько пишут, что среди подобных методов прежде всего выделяют такие, как убеждение и принуждение, рекомендации и поощрение.
Убеждать – значит поощрять субъектов к определенной деятельности, соответствующей их воле, без силового давления, обеспечивая свободу выбора. Убеждение может осуществляться через такие позитивные юридические средства, как субъективные права, законные интересы, льготы и т.д. Государство прежде всего должно максимально использовать методы убеждения как основные, главные. Убеждение основывается на заинтересованности, доказательствах законности и целесообразности сознательного поведения, отвечающего нормам права.
Принуждать – значит склонять людей к определённой деятельности посредством силового давления (вопреки воле управляемых), ограничивая свободу их выбора. Принуждение может осуществляться через такие юридические средства, как меры пресечения, наказания и т.д.
Рекомендовать – значит ориентировать на конкретный вариант действий, желательных с точки зрения общества и государства.
Поощрять – значит с помощью системы вознаграждений побуждать следовать действиям, в которых заинтересовано общество и государство, стимулировать социально полезную деятельность.
Л.А. Морозова называет следующие укрупнённые группы методов, с помощью которых государство осуществляет свои функции:
Функции Российской Федерации на современном этапе
К внутренним функциям современного Российского государства профессор Н.И. Матузов и профессор А.В. Малько относят следующие [5]:
Функция охраны прав и свобод человека и гражданина, обеспечения правопорядка − это деятельность государства, направленная на защиту интересов личности и общества, на реальное воплощение в жизнь ст. 2 Конституции РФ, согласно которой «человек, его права и свободы являются высшей ценностью». Данное направление деятельности современного Российского государства должно быть связано с более надежным гарантированием прав и свобод человека и гражданина, с укреплением законности и правопорядка, с усилением борьбы с коррупцией, взяточничеством, беспределом криминала.
Экономическая функция современного Российского государства заключается в выработке и государственной координации основных направлений экономической политики в устойчивом режиме. На разных этапах развития общества эта функция может проявляться по-разному. Здесь весьма важна постановка вопроса о пределах вмешательства государства в экономическую сферу, о методах государственного управления экономическими отношениями. Если в условиях административной системы управления экономика регулируется преимущественно директивами, то в условиях рыночных отношений – прежде всего экономическими методами, т.е. посредством налогов, кредитов, льгот и т.д. Сейчас данная функция в современной России в основном сводится к формированию и исполнению бюджета, определению стратегии экономического развития общества, обеспечению равных условий для существования различных форм собственности, стимулированию производства, предпринимательской деятельности и т.д.
Функция налогообложения выступает самостоятельной основной функцией современного Российского государства, ибо налог всё больше становится главным методом новой системы управления, универсальным регулятором, который используется не только в экономической сфере, но и в социальной, юридической, внешнеполитической и т.п.
Функция социальной защиты есть направление деятельности государства, которое призвано обеспечить нормальные условия жизни для общества и социальную защищенность личности. Это наиболее злободневная ныне функция государства, которая выражается в комплексе мероприятий по оказанию социальных услуг членам общества, их социальной поддержке. Прежде всего речь идет об обеспечении нормальных условий жизни для тех категорий граждан, кто в силу различных объективных причин не может полноценно трудиться − инвалиды, пенсионеры, студенты и др. Кроме того, государство, выполняя данную функцию, призвано поддерживать жилищное строительство, здравоохранение, общественный транспорт, связь и т.п.
Экологическая функция − это новое развивающееся направление деятельности современного Российского государства, связанное с обострением экологической ситуации в мире и в стране. Она выражается в разработке природоохранного законодательства, с помощью чего государство устанавливает правовой режим природопользования, берёт на себя обязательства перед своими гражданами по обеспечению нормальной среды обитания, закрывает в случае необходимости экологически вредные предприятия, штрафует нарушителей закона и т.д. Культурная функция призвана поднять культурный и образовательный уровень граждан, свойственный цивилизованному обществу, создать условия их участия в культурной жизни общества, пользования соответствующими учреждениями и достижениями. Сегодня её содержание составляет разносторонняя государственная поддержка развития культуры – литературы, искусства, театра, кино, музыки, средств массовой информации, науки, образования и пр., хотя и осуществляемая в явно недостаточном объёме.
К внешним современного Российского государства профессор Н.И. Матузов и профессор А.В. Малько функциям относят следующие:
Функция обороны страны имеет первостепенное значение во все времена. Она базируется на принципе поддержания достаточного уровня обороноспособности общества, отвечающего требованиям его государственной безопасности, предназначается для защиты суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, пресечения угрожающих жизненно важным интересам России вооруженных конфликтов. Оборона страны предполагает выработку чёткой оборонительной стратегии, укрепление оборонной мощи, совершенствование вооруженных сил, охрану государственной границы и т.п.
Функция сотрудничества с другими государствами проявляется в разнообразной деятельности современной России, направлена на установление и развитие экономических, политических, правовых, информационных, культурных и иных отношений, гармонично сочетающих интересы данного государства с интересами других стран. Подобная функция призвана решать проблему интеграции России в мировую систему, международного разделения труда, обмена технологиями, товарами, финансовыми связями и т.п.
Глобальные проблемы современности и функции государства
Перед человечеством стоит целый ряд глобальных проблем, для решения которых государству требуется выполнять определённые функции.
Такие глобальные проблемы как голод и нищета в развивающихся странах, разгул насилия и преступности, проблема ресурсов, всеобщая заинтересованность мирового сообщества в предотвращении крупных экологических катастроф, которые перерастают территориальные пределы одного государства, по мнению Л.А. Морозовой, обусловили появление функции сотрудничества с другими государствами в различных сферах.
Нестабильная геополитическая обстановка обусловливает необходимость поддержания достаточного уровня обороноспособности страны, т.е. выводит на первые ролифункцию обороны.
Список использованных источников
[1] Теория государства и права: Учебник / Л. А. Морозова. − 4-е изд., перераб. и доп. − Москва: Эксмо, 2010. − 510 с.
[2] Корельский В.М. Теория государств и права: учебник для вузов. / Под общ. ред. Корельского В.М., Перевалова В.Д. — М.: Норма, 2005. — 496 с.
[3] М.И. Байтин, В.В. Борисов, Ф.А. Григорьев и др. / Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. – 2-е изд., перераб. и доп. − М.: Юристъ, 2001.– 776 с.
[4] Нерсесянц В.С. Теория права и государства: Краткий учебный курс. – М.: Норма, ИНФРА-М, 2013.— 272 с.
[5] Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. – М.: Юристъ, 2004. − 512 с.
Функции государства
Понятие и содержание функций государства
Функция, как и иные обществоведческие понятия, не является только юридическим или политическим понятием. Оно было заимствовано из других наук. Например, в физике, математике понятие функции выражает зависимость одной переменной величины от другой, т.е. непосредственно ту зависимость, когда при изменении одной величины другая величина также изменяется определенным образом.
В философском и общественно-социологическом плане термин «функция» понимается как внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений; совокупность обычных или специфических действий отдельных лиц или органов, обусловленных их природой или необходимостью выживания; наличие у отдельного лица или группы лиц специфических обязанностей, выполнение которых осуществляется ими в процессе служебной деятельности.
Функции государства наукой рассматриваются с различных точек зрения. Это вытекает из того, что несмотря на разнообразие теорий, объясняющих (доказывающих) причины и основания происхождения государства, изначально оно возникло как организация, основным предназначением которой является обязательное выполнение разнообразных функций публичного характера.
Например, в науке управления выделяют около пяти тысяч функций, которыми занимаются органы государственной власти. В отличие от функций государства они носят относительно локальный и узкий (в рамках имеющихся полномочий конкретного органа государственной власти или должностного лица) характер.
Основные черты функций государства:
1. Имеют комплексный, синтезирующий характер. Как основные направления деятельности государства они никогда не отождествляются и не могут отождествляться с самой деятельностью или отдельными аспектами деятельности государства. Содержание каждой функции складывается из множества однородных и однопорядковых аспектов деятельности государства. Однако это не механическое, не стихийное и не автоматическое сложение. За ним всегда стоит осознанная целенаправленная деятельность различных государственных органов, всего государственного аппарата. В политических и государственных системах, построенных на однопартийной основе, как это было, например, в СССР, координирующую и направляющую деятельность обычно выполняют стоящие у власти политические партии.
2. По своему характеру, содержанию и назначению функции государства никогда не бывают социально выхолощенными, нейтральными. Они всегда выражают и отражают социально-классовую сущность и содержание конкретного государства. В них проявляется реальная роль, которую выполняет государство в процессе решения задач развития экономики, общества и самого государства. Поэтому одни и те же функции у государств различного типа (рабовладельческие, феодальные, капиталистические, социалистические) всегда бывают разными по содержанию.
3. В функциях государства прослеживается прямая связь с основными целями и задачами государства, стоящими перед ним на том или ином этапе его развития. Цель представляет собой желаемый конечный результат деятельности государственных и негосударственных структур. Достижение цели предполагает необходимость согласованных и системных действий всех субъектов управленческого процесса. С изменением цели изменяется и характер действий всех взаимодействующих структур.
Приоритет и масштаб реализации функций обусловливается важностью и масштабностью задач и целей. Так, в условиях войны или надвигающегося военного кризиса, когда перед государством и обществом стоят задачи защиты страны от нападения извне, на первый план выступает функция обороны. Ее приоритетность в этот период не подлежит сомнению. В период же экономического спада на первом плане оказываются экономические функции.
Место в рейтинге | Задача | Мнение жителей, % | Мнение лидеров, % |
---|---|---|---|
1 | Экономический рост | 17 | 31 |
2 | Сокращение разрыва между богатыми и бедными странами | 16 | 17 |
3 | Ликвидация бедности | 12 | 12 |
4 | Защита окружающей среды | 14 | 9 |
5 | Восстановление доверия к органам власти | 7 | 14 |
6 | Борьба с терроризмом | 10 | 6 |
7 | Сокращение числа войн | 9 | 6 |
8 | Борьба за права человека | 4 | 2 |
9 | Усиление влияния к социальной сфере | 3 | 2 |
10-12 | Борьба со СПИДом | 2 | 1 |
10-12 | Борьба с организованной преступностью | 2 | 1 |
10-12 | Достижение полного равенства для женщин | 2 | 1 |
5. Функции государства отличаются своими методами и формами осуществления и не смешиваются со сферами их приложения. В соответствии с теми целями и задачами, которые стоят перед государством на том или ином этапе его развития, при осуществлении своих функций государство может использовать методы поощрения, убеждения или же, при необходимости, методы принуждения. Что касается сфер приложения функций государства, то они далеко не всегда совпадают друг с другом. В одной и той же сфере деятельности государства может осуществляться несколько функций и, наоборот, одна и та же функция может проявляться в нескольких сферах жизни общества.
В юридической науке существовали (некоторые из них до сих пор существуют) следующие критерии классификации функций государства, а именно:
Существуют и иные основания классификации функций государства. Однако наиболее распространенными являются следующие.
Надо отметить, что данная классификация является насколько традиционной, настолько же и спорной. Еще в 60-е годы в отечественной литературе дискутировался вопрос о том, что такое основные и неосновные функции государства и чем они отличаются друг от друга. Одновременно некоторыми авторами по вполне понятным и естественным причинам проводилась мысль о том, нужно ли вообще подразделять функции государства на основные и неосновные. По мере развития отечественной и зарубежной юридической литературы последний вопрос был решен положительно. Исследователи, занимающиеся проблемами государственно-правовой теории и практики, пришли к выводу о том, что классификация функций государства на основные и неосновные не только желательна, но и объективно необходима.
Но надо отметить то, что у современного государства, осуществляющего свою многогранную деятельность в весьма сложном и противоречивом мире, требующем его особого внимания не к одной, а сразу к нескольким сферам жизни общества, нет и не может быть только одной, единственно основной, главной функции.
Генезис развития функций советского государства
На реализацию внешних функций СССР из собственного бюджета ежегодно выделял более 20 млрд. долл. для оказания безвозмездной помощи развивающимся странам и странам, входящим в мировую систему социализма. Например, СССР ежегодно безвозмездно выделял Кубе помощь в размере трех миллиардов долларов. Подобную помощь в отношении своих союзников осуществляли и США. Объем их безвозмездной помощи Израилю составлял пять миллиардов долларов.
Внутренние функции
Внутренние функции государства представляют собой основные направления разнообразной внутренней деятельности государства, обусловленные необходимостью решения стоящих перед ним внутренних задач. Они очень разнообразны и охватывают практически все сферы общества и государства.
Для ее проведения государство создает соответствующую правовую базу, поощряя те области экономики и отечественного производителя (государственный кредит, финансовое субсидирование, освобождение от налогов и т.д.), которые играют особую роль в развитии экономики страны, создании новых рабочих мест и занятости населения.
В отношении некоторых особо важных отраслей экономики, таких как энергетика, атомная, оборонная промышленность, космонавтика, машиностроение, связь и т.д., государство, как правило, осуществляет непосредственное управление, выступая в качестве собственника или держателя акций.
Государственная программа по развитию экономики предусматривает также финансирование программ научно-технических и промышленных исследований, особенно в области перспективных и приоритетных направлений.
Таким образом, можно сказать, что вмешательство государства в экономику сводится, как правило, к:
Рассматриваемая функция государства прежде всего направлена на социально-политическую гармонизацию общественных отношений. Это предполагает также демократизм общественной жизни, свободу деятельности в рамках закона политических, общественных и религиозных организаций.
Экологическая функция (ранее она называлась природоохранной функцией) в последнее время приобретает все большую актуальность в деятельности государства и выдвигается в одну из основных. Она обусловлена социальной обязанностью государства обеспечивать экологическое благополучие граждан, их экологическую безопасность. Интенсивное использование природных ресурсов, применение современных технологий нарушают баланс в естественной среде и, таким образом, изменяют условия жизни на Земле.
Во многих государствах разработано обширное экологическое (природоохранное) законодательство, которое четко регулирует деятельность людей и организаций в области использования окружающей среды. К его нарушителям применяются жесткие правовые меры, начиная от предупреждений или весьма значительных штрафов и вплоть до закрытия предприятий, являющихся источниками загрязнения окружающей среды.
Деятельность по охране природы в рамках своей компетенции осуществляют все звенья механизма государства и его органов. В статье 9 Конституции Российской Федерации говорится: «Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории».
Многие нормы, регулирующие природоохранную деятельность, содержатся в основах земельного законодательства, основах законодательства о недрах, а также в земельных и водных кодексах.
В основе осуществления этой функции лежат следующие принципы:
16 февраля 2005 г. вступил в силу Киотский протокол. Подписавшие его государства (Россия в их числе) взяли на себя обязательство ужесточить экологическое законодательство («экологизация законодательства»). Пока влияние заключенного соглашения на российскую экономику еще носит ограниченный характер. В целом нормы экологического законодательства Российской Федерации содержат бланкетные (отсылочные) нормы, которые пока не находят логического отражения в системе законодательства.
В целях дальнейшей систематизации экологического законодательства принято решение о разработке экологического кодекса Российской Федерации. В отличие от иных кодексов, носящих ведомственный характер (Водный, Лесной, Земельный. ), экологический кодекс по своей сути должен представлять собой очень многоуровневый и комплексный закон.
Под его регулирующее воздействие должны подпадать: ресурсы компоненты окружающей среды; гражданские правоотношения; вопросы взаимодействия государства и бизнеса; международные обязательства. Концептуальные подходы к структуре и содержанию разрабатываемого кодекса предполагается разработать и утвердить на официальном уровне в течение 2006 г.
Сегодняшний уровень шума от работы российских самолетов не соответствует международным стандартам. Помимо прочих недостатков российские автомобили слишком «грязные» для окружающей экологии. Это влечет за собой трудности их сбыта даже в развивающихся странах.
Внешние функции
Внешние функции государства представляют собой основные направления деятельности государства, непосредственно связанные с решением стоящих перед ним на международной арене целей и задач. Последние никогда не были и практически не могут быть одинаковыми для всех государственных образований и государств. Они зависят от ряда факторов: характера существующего в стране политического режима и типов государств; этапов развития одного и того же государства; складывающейся в мире международной обстановки; характера взаимоотношений сосуществующих друг с другом государств. Одновременно внешние функции государства являются логическим продолжением его внутренней деятельности, а также содержанием проводимого им политического курса.
Например, победившее на парламентских выборах (февраль 2006 г.) в Палестине радикальное движение «Хамас» не хочет отказываться от своих базовых принципов, главным из которых является уничтожение Израиля как государства. В ответ на это мировое сообщество (в том числе и Израиль) готово применить к автономии ряд методов, в том числе и экономических. Израиль готов прекратить ежемесячное выделение из своего бюджета 50-55 млн. долл. Евросоюз и США также готовы прекратить оказание ежемесячной помощи примерно в 60-70 млн. долл.
Оборонная функция любого государства составляет важное направление его деятельности. Она носит комплексный характер и осуществляется экономическими, политическими, военными, дипломатическими, идеологическими и иными средствами. Нормами международного права войны, направленные на защиту Отечества, за освобождение территории своего государства признаются законными и справедливыми.
Эту функцию можно хорошо отразить на примере нашей страны. В соответствии с законодательством Российской Федерации она базируется на военной доктрине и осуществляется по следующим направлениям:
Согласно Конституции Российской Федерации «Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом».
В соответствии со ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (1998 г.) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Все более распространенной становится практика поступления на воинскую службу женщин. Национальное законодательство предусматривает возможность непосредственного участия женщин в выполнении оборонной функции государства. В ряде современных государств их численность составляет 15% от общей численности вооруженных сил. В ближайшей перспективе эксперты считают, что это соотношение достигнет 20%.
В государствах, где военная служба осуществляется не на профессиональной основе, а по призыву, существует проблема с уклонением от службы в армии. О положении дел с этим вопросом в России свидетельствует следующая таблица, составленная по данным Министерства обороны России. Численность уклонистов дается в процентном соотношении от общего числа призванных.
В Австрии граждане, более 30 дней уклоняющиеся от службы, могут быть наказаны лишением свободы сроком до 1 года или штрафом в размере до 180 его ежедневных заработков. Кроме того, он может быть подвергнут принудительному приводу к месту военной службы.
В Германии процедура призыва начинается с того, что паспортный стол, уведомив призывника, передает данные о нем в окружной военкомат. Не позднее чем за четыре недели до призыва он получает повестку от министерства обороны и вызов на медицинский осмотр. В отношении уклонистов может быть применено лишение свободы на срок до 5 лет.
В Израиле обязательная военная служба предусмотрена для мужчин и для женщин. За уклонение от воинской службы предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы до 5 лет.
После распада Советского Союза США, его союзники, да и другие государства не только не уменьшили, а постоянно увеличивают свои расходы на оборону. На долю США приходится 47% всех мировых расходов, тратящихся на военные цели. Только дополнительные расходы США на войну с терроризмом с 2002 по 2004 гг. составили около 238 млрд. долл. Это больше военных расходов всех развивающихся стран вместе взятых вместе с Китаем.
В 2006 г. в США был принят рассчитанный на четырехлетний срок военный план QDR (Quadrennial defence review). Он исходит из того, чтобы страна была готова к затяжной войне. В нем все угрозы для безопасности США разбиты на следующие четыре категории:
В своем послании Федеральному Собранию Российской Федерации 2006 г. Президент России обратил внимание на необходимость быть в постоянной готовности отразить «. потенциальную внешнюю агрессию и акты международного терроризма. Должны быть способны отвечать на чьи бы то ни было попытки внешнеполитического давления на Россию, в том числе с целью добиться укрепления своих собственных позиций за наш счет».
N п/п | Названия государств | 2003 г. | 2004 г. |
---|---|---|---|
1 | США | 414,4 | 455,3 |
2 | Великобритания | 51,1 | 47,4 |
3 | Франция | 45,4 | 46,2 |
4 | Япония | 42,7 | 42,4 |
5 | Китай | 33,1 | 35,4 |
6 | Германия | 34,8 | 33,9 |
7 | Италия | 27,6 | 27,8 |
8 | Россия | 18,5 | 19,4 |
9 | Саудовская Аравия | 18,8 | 19,3 |
10 | Южная Корея | 14,9 | 15,5 |
11 | Индия | 12,7 | 15,1 |
12 | Израиль | 10,0 | 10,7 |
13 | Канада | 10,0 | 10,6 |
14 | Турция | 10,3 | 10,1 |
15 | Австралия | 9,7 | 10,1 |
В 2004 г. из расчета на каждого живущего на Земле человека было потрачено 162 доллара. Во всем мире за 2005 г. в «горячей фазе» находилось 19 вооруженных конфликтов.
За счет вступления новых членов из числа бывших социалистических стран блок НАТО вплотную приблизился к границам России. По мнению бывшего начальника Главного разведывательного управления Генштаба России генерал-полковника Ладыгина Ф.И., сейчас по обычным вооружениям военная мощь России в три раза уступает НАТО. Исходя из экономических возможностей современная Россия не в состоянии конкурировать с США по размерам расходов на оборону и средств на закупку военной техники и вооружений, выделяемых из федерального бюджета государства. Об этом свидетельствуют следующие три таблицы.
Комментируя содержание табл. 3, следует отметить, что в настоящее время ни одно государство в мире не в состоянии эффективно отразить ракетную атаку. Речь может идти только об одиночных ракетах. Лучшими системами обороны располагают такие страны, как: США, Канада, Объединенная Европа, Израиль и Россия.
Весьма наглядной является и следующая таблица соотношения сил между Россией и США на современном этапе с учетом их экономических возможностей.
Показатели | Россия | США |
---|---|---|
Население | 143 млн. чел. | 298 млн. чел. |
Количество ядерных боеголовок | 4399 | 5966 |
Внутр. валовой продукт (ВВП) за 2005 г. | 774 млрд. долл. | 12500 млрд. долл. |
Рост ВВП в 2005 г. | 6,4% | 3,6% |
Доля страны в мировой экономике | 1,2% | 30,8% |
Военные расходы в 2006 г. | 23 млрд. долл. | 670 млрд. долл. (с учетом затрат в Ираке) |
Таким образом, эффективность реализации оборонной функции государством находится в прямой зависимости от его экономических возможностей. В то же время торговля военной продукцией является одним из источников формирования государственного бюджета. Российская Федерация является одним из активных участников торгового рынка.
Например, за период с 2000 по 2005 гг. совокупная стоимость экспорта российской продукции военного назначения только в Индию превысила 7 млрд. долл. В различной стадии проработки в 2006 г. находились контракты на общую сумму около 10 млрд. долл. Военная техника последних поколений обладает не только большой разрушительной мощью, но имеет и весьма высокую цену. Об этом свидетельствует следующая таблица.
Танк (страна) | Стоимость за единицу, млн. долл. |
---|---|
AMX Leclers (Франция) | 8,6 |
Ariete 2 (Италия) | 7,0 |
Arjun (Индия) | 5,6 |
Leopard 2 (Германия) | 5,3 |
Challenger 2Е (Великобритания) | 5,3 |
M1A1 Abrams (США) | 5,3 |
Merkava Mark 4 (Израиль) | 5,1 |
Т-90с (Россия) | 2,3 |
Функция сотрудничества с другими государствами
В основе этой функции заложены интересы каждого государства. В конституциях ряда стран подчеркиваются идеи дружбы и сотрудничества со всеми странами. Современная внешняя политика России все более основывается на принципах «прагматизма, предсказуемости и верховенства международного права».
Вот уже больше полувека международное сообщество сотрудничает в рамках ООН (ее Устав был принят в Сан-Франциско в 1945 г.), принципы которой носят универсальный характер и дают возможность заинтересованным сторонам найти общее решение по любому вопросу. Это самый представительный и универсальный мировой форум, объединяющий 191 государство. ООН продолжает «. оставаться несущей конструкцией современного мирового порядка». Однако в условиях процесса глобализации и определения новых подходов к созданию международной архитектуры ей требуется реформа, направленная на дальнейшее повышение эффективности ее деятельности. Этот процесс должен осуществляться при максимальной поддержке членов этой организации.
В рамках Устава ООН для всех государств сформирована единая система коллективной безопасности и выработан своеобразный кодекс поведения государств в военной, политической, экономической, экологической и гуманитарной областях. В мире существует ряд региональных организаций, среди которых:
Совет Европы, объединяющий 46 из 47 европейских государств (более 800 млн. населения);
Организация американских государств (ОАГ), в которую входят более 30 государств Латинской Америки, Карибского бассейна и США (вне ОАГ находятся Канада и исключенная в 1962 г. Куба);
Организация африканского единства (ОАЕ), включающая более 50 государств Африки;
Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН), в ее составе Индонезия, Малайзия, Сингапур и др.;
Содружество независимых государств (СНГ), включающее 13 государств (более 250 млн. населения). Идет постоянный процесс его реформирования. Острота многих межрегиональных проблем была снята при помощи этого союза. На территории этого союза идет сложный и активный поиск оптимальных моделей взаимодействия. В рамках СНГ на основе совпадающих интересов сторон: развивается процесс создания Союзного государства между Россией и Белоруссией; создается ЕврАзЭС; формируется единое экономическое пространство. Накопленный опыт позволил Содружеству стать «. хорошей основой для формирования Организации Договора о коллективной безопасности».
Его участниками стали страны, реально заинтересованные в необходимости тесного военно-политического взаимодействия. СНГ стало базой для создания оптимальной для всех и для каждого государства экономической системы.
Функция содружества с другими странами на современном этапе многогранна и преимущественно развивается по следующим направлениям:
Формы осуществления функций
Г.Ф. Шершеневич различал следующие три основные функции государственной власти: установление норм права; охрана норм права от возможных нарушений; применение норм права к отдельным жизненным случаям. Соответственно этим функциям ученый различал три стороны власти: законодательную, исполнительную и судебную. В этом, по его мнению, проявлялись три формы деятельности единой, неделимой государственной власти. Точку зрения знаменитого французского ученого XVIII в. Монтескье о необходимости разделения властей на три ветви он считал «теоретически ошибочной, а потому и практически не пригодной». Свою позицию он аргументировал тем, что не может одновременно существовать три равные по силе власти. Настоящей властью может быть только одна наиболее сильная, а остальные вынуждены будут ей подчиняться. Он считал, что государственная власть должна быть едина.