Чем отличаются формы слова

Разница между формой слова и однокоренными словами

Похожие на первый взгляд слова могут вызвать сомнения: являются они однокоренными или представляют собой формы одного и того же слова. На этот счет грамматика дает четкий ответ.

Определение

Языковое понятие «форма» означает принадлежность слова к конкретным грамматическим категориям. Например, слово «писатели» имеет форму существительного, употребленного во множественном числе.

Однокоренными являются слова с общей главной морфемой – корнем. Не следует путать между собой одинаковые и омонимичные корни. К примеру, слова «водный» и «водить» не являются однокоренными.

Сравнение

Таким образом, чтобы поставить слово в другую форму, нужно изменить его по какому-либо грамматическому признаку. Непостоянные признаки у различных частей речи не всегда совпадают. Так, слова из группы существительных изменяются по падежам (мяч – мячу – мячом) и числам (кот – коты), но их род постоянен («стол» никогда не будет женского рода). А прилагательные по родам свободно изменяются (синий – синяя – синее).

Отличие формы слова от однокоренных слов состоит в том, что при формообразовании часть речи остается прежней. Сохраняется в этом случае и смысл изменяемого слова – оно продолжает указывать на тот же предмет или некую характеристику. Чаще всего другим становится лишь окончание. Некоторые слова образуют формы с разными корнями (идти – шла).

Чем отличаются формы слова. Смотреть фото Чем отличаются формы слова. Смотреть картинку Чем отличаются формы слова. Картинка про Чем отличаются формы слова. Фото Чем отличаются формы слова

У однокоренных слов, в свою очередь, часть речи не обязательно одна и та же (гора – горный). К тому же, несмотря на общий корень, они могут заметно расходиться в лексическом значении (лесник – перелесок). Очень часто в образовании однокоренных слов участвуют приставки и суффиксы.

Две обсуждаемые категории слов отличаются и выполняемыми функциями. Однокоренные слова делают язык полней, богаче, в то время как формообразование необходимо для построения связных словосочетаний и предложений, где все части конструкции должны согласовываться друг с другом.

В чем разница между формой слова и однокоренными словами еще? В том, что у каждого слова есть фиксированный набор форм и невозможно добавить к имеющемуся что-то новое. Вместе с тем образование однокоренных слов практически не имеет ограничений. Например, слово «летчик» возникло, когда появилась соответствующая профессия. Между тем слова «летать», «полет» существовали к тому времени уже очень давно.

Источник

Чем отличаются формы одного и того же слова от одно коренных слов?

Ответ или решение 2

Чем отличаются формы слова. Смотреть фото Чем отличаются формы слова. Смотреть картинку Чем отличаются формы слова. Картинка про Чем отличаются формы слова. Фото Чем отличаются формы слова

Чем отличаются формы слова. Смотреть фото Чем отличаются формы слова. Смотреть картинку Чем отличаются формы слова. Картинка про Чем отличаются формы слова. Фото Чем отличаются формы слова

Общим элементом для однокоренных слов и форм одного слова становится корень. Например: мороз, морозный, морозильная, морозить, морозно — однокоренные слова; мороз, морозу, о морозе, морозы, морозами — формы одного и того же слова. Объединяет все эти слова корень мороз- в значении «холод». Но между ними есть различия.

Формы слова

Формы слова — это варианты одного слова. При образовании форм не изменяется лексическое значение слова и часть речи. Но они отличаются грамматическим значением, которое заключено в окончании, например:

Меняется форма, но морфемный состав слова остаётся прежним.

Однокоренные слова

Однокоренные слова — это слова с одним и тем же смысловым корнем, но имеющие разные лексические значения. При образовании однокоренных слов с использованием различных приставок, суффиксов и постфиксов от одного и того же корня можно получить целые гнёзда слов. Например, лёд (замёрзшая вода), ледокол (судно для прохождения льдов), ледовый (происходящий на льду), леденеть (превращаться в лёд) — слова с одним и тем же корнем лед-, но с разным лексическим значением. Эти слова и будут однокоренными, имеющими один корень-предок. В ряду однокоренных чаще встречаются слова разных частей речи, но могут принадлежать и к одной.

Источник

Русский язык

Закажи карту Tinkoff Junior сейчас и получи 200 ₽ на счет

С этой картой можно накопить на мечту, жми ⇒

План урока:

Родственные слова

Прочитай текст. Представь героя, которого описывает автор. Какое слово из скобок ты выберешь для него? Объясни, почему.

Верно, так как цыпленок только недавно вылупился из яйца, он еще совсем маленький, а значит, к его описанию больше подойдут слова: комочек, ножках, голоском.

Еще раз посмотри на пары слов, которые даны в скобках. О таких словах говорят, что они – родственные. Как думаешь, что это может означать?

Действительно, они похожи друг с другом по значению. Например, ножки – это маленькие ноги и т.д.

Давай порассуждаем: можно ли назвать слова сахар и конфета родственными, ведь они похожи – оба имеют сладкий вкус?

Проверь свою догадку, для этого прочитай важную информацию.

Получается, что сахар и конфета – это не родственные слова, потому что у них нет общей части слова. А вот соль и солить – родственные, потому что имеют общую часть «сол»,а солить – значит «посыпать солью».

Давай потренируемся. Найди среди слов родственные и объясни, как ты это сделал.

Рыбак, грибной, рыба, гриб, рыбка, грибочки, рыбалка, грибок, рыбочка, грибник.

Каждая группа слов имеет общую часть, а объяснить значения каждого из слов можно с помощью родственного (гриб, рыба).

Синонимы и их отличие от родственных слов

Прочитай стихотворение. Что ты можешь сказать про выделенные слова?

Все верно, каждая пара слов имеет одинаковое или очень схожее значение:

Иду – шагает, смеюсь – хохочет, грустно – печалится.

Можешь ли ты сказать, что это – родственные слова? Почему?

Правильно, это не родственные слова, потому что они не имеют общей части слов, хоть и похожи по значению.

Они помогают точно выражать свои мысли и не повторяться, делают речь более красивой.

Один и тот же предмет можно назвать сразу несколькими синонимами. Например:

Прочитай слова. Найди среди них пары слов-синонимов. Что они обозначают?

Снег, летчик, скоро, снеговик, клейкий, верный, снежок, быстро, снегири, пилот, правильный, Снегурочка, липкий.

Летчик – пилот (тот, кто управляет самолетом)

Липкий – клейкий (тот, который все склеивает)

Быстро – скоро (за очень маленький промежуток времени)

Правильный – верный (тот, который соответствует нормам и правилам)

Какие слова остались не распределены? Что ты можешь про них сказать?

Снег, снеговик, снежок, снегири, Снегурочка – это однокоренные слова. Все они имеют общую часть снег и их значение связано со снегом.

Корень – главная часть слова. Однокоренные слова

Посмотри внимательно на рисунок дерева и слова, которые написаны на ветках и корне. Догадайся, почему они так записаны?

Правильно, все это родственные слова, их общая часть: сад. Именно поэтому она находится на корне дерева – остальные слова словно выросли из этого слова.

Что еще необычного можно здесь заметить?

Верно, одинаковая часть в каждом из слов обозначена дугой.

В любом слове должен быть корень, давай проверим, что произойдет, если он исчезнет:

Теперь мы убедились в том, что без корня слова не может существовать, и значение всех однокоренных слов без него не определить.

Посмотри на домики и прочитай слова-«родственники», которые хотят в них заселиться. Все ли слова можно заселить? Почему?

Если ты внимательно выполнял задание, то заметил, что слова «нежный» и «морской» нельзя заселить в дома, потому что они не однокоренные. Морской не имеет ничего общего с морозом также, как и нежный с корнем снеж.

Определение корня в слове, его обозначение

А теперь вспомни все, что узнал сегодня, и попробуй найти корни в словах:

Расскажи, как ты рассуждал.

Если затрудняешься, прочитай памятку «Как найти корень слова»:

Выбери, какие из родственных слов подойдут к твоим словам «солонка» и «сахарница».

А теперь проверь, как правильно должно быть выполнено задание.

Солонка – соль, солить, соленый.

Сахарница – сахар, сахарить, сахарный.

Ты хорошо справился с заданием!

Подбор однокоренных слов

Важно не только уметь выделять корень в словах, но и подбирать родственные слова, придумывать их к другому слову.

Прежде чем ты начнешь тренироваться, обрати внимание на важную мысль:

Посмотри на группы слов. Есть ли среди них родственные? По вопросу подбери еще одно. Есть ли где-то лишние слова?

А теперь посмотри на картинку с опавшими листьями. Помоги им вернуться на свое дерево, подобрав подходящий корень слова.

Вот какие группы слов должны были получиться:

Лес – лесок, лесочек, лесной

Ход – поход, ходить, ходячий, выход

Стар – старый, старик, старушка

Отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова

Посмотри на два столбика слов. Можно ли оба из них назвать однокоренными словами?

Однокоренные слова находятся только во втором столбике.

Чтобы убедиться в этом, объясни значение каждого из слов.

А что можно сказать про значения слов в первом столбике?

Верно, это все одно и то же слово: цветок. Но употребляется оно в разных формах.

Еще раз посмотри на рисунок:

Чтобы отличить однокоренные слова от формы слова, нужно помнить, что формы слова различаются лишь окончанием, а однокоренные слова – еще и своим значением.

Сегодня на уроке ты хорошо поработал и узнал много нового. Все эти знания понадобятся тебе и дальше. Это значит, что нужно хорошо понять и запомнить весь материал.

Источник

Морфемика, словообразование (общие понятия). Формы слова и однокоренные слова. Основа слова и окончание

Морфемика (от греч. «морфе» – форма) – раздел науки о языке, в котором изучается состав (строение) слова.

Слова состоят из значимых частей, или морфем: корней, приставок, суффиксов, окончаний.

Морфемы – это минимальные части слова. Они образуют морфемный состав языка.

Каждая морфема имеет свое значение.

Например, подводник. Данное имя существительное состоит из 4 морфем:

Для разных морфем есть свои условные знаки:

Словообразование – раздел языкознания, в котором изучается формально-смысловая производность слов языка, средства и способы словообразования.

Окончание – это морфема, которая обычно стоит в конце слова и указывает на связь данного слова с другими словами. Окончание выражает значения рода, числа, падежа, лица. Окончание часто называют изменяемой частью слова. Ср.: книга – книги – книгу. Это значит, что изменение окончания не приводит к изменению лексического значения слова. Окончания не участвуют в словообразовании. Это всегда формообразующие морфемы. Они используются при образовании форм одного и того же слова.

Окончания выражают грамматические значения

Окончание может быть выражено одним или несколькими звуками: нет ножа, резать ножом.

Окончание может быть нулевым. Нулевое окончание не выражено звуком и на письме не обозначено буквой, однако именно отсутствие материально выраженного окончания имеет определённое грамматическое значение, например: нож ☐ – нулевое окончание указывает на мужской род, единственное число, именительный падеж.

Нулевые окончания обнаруживаются в следующих формах:

Окончание обычно находится в конце слова. Исключения составляют:

Однокоренные слова и формы одного и того же слова

Источник

Формы слова и однокоренные слова. Образование формы слова

Чем отличаются формы слова. Смотреть фото Чем отличаются формы слова. Смотреть картинку Чем отличаются формы слова. Картинка про Чем отличаются формы слова. Фото Чем отличаются формы словаТема однокоренных слов детьми воспринимается без особых проблем, но проблема возникает, когда требуется разграничить понятия однокоренные слова и форма слова. В чем же различие однокоренных слов и формы одного и того же слова. Разберемся.

Образование форм слова

В русском языке слова в составе словосочетаний в предложении связаны друг с другом с помощью окончаний.

Маша рисовала синей краской.
Дети рисовали синими красками.
Витя рисовал синюю бабочку.

Во всех примерах глагол рисовать обозначает одно и то же действие, прилагательное синий — один и тот же цвет, а существительное краска — один и тот же предмет.

Это значит, что их лексическое значение не изменилось.

Но в этих словах разные окончания, значит формы этих слов разные. Существительные, прилагательные, глаголы связаны друг с другом в предложении с помощью окончаний.

Окончания образуют форму слова.

Окончание — формообразующая морфема. Такие морфемы позволяют изменить слово, а не образуют новые слова. Окончание служит для связи слов в предложении и образует формы слова. Окончание может выражать грамматические значения числа, падежа, рода и лица.

Правила и примеры образования форм слова

Форма существительных образуется с помощью числа и падежа. Примеры: карандаш, карандаши, карандашу, о карандаше.
Форма слова изменяется под влиянием падежа (именительного, родительного, дательного, винительного, творительного и предложного), в котором оно используется, или числа (единственного или множественного). Другими словами, склоняется.

Форма прилагательных образуется с помощью числа, падежа и рода. Примеры: красный, красные, красную, красная.

Форма глаголов образуется с помощью числа и лица в наст./буд. времени (рисую, рисуешь, рисуют) и с помощью числа и рода в прош. времени (рисовала, рисовал, рисовали).
Глагол изменяет окончание в зависимости от лица (первого, второго и третьего) и числа (единственного или множественного), в которых он употребляется, то есть спрягается.

Сосн [а], сосн [Ы], сОсн [ы], сосн [е], сосн [ой], о сосн [е].

Важно понять, что слово фактически одно и то же, его лексический смысл не изменился, а свою грамматическую «одежду» оно меняет при каждом использовании в зависимости от речевой ситуации.

Есть формы слов, в которых окончания не выражены звуками. Такие окончания называются нулевыми. Примеры: подоконник□, (много) книг□, окон□ мамин□, лисий□, лежал□, облокотил(□)ся.

Наречия (слева, сверху, здесь) не изменяются, то есть имеют только одну форму. Не изменяются служебные слова (и, под, в, же) и междометия (ну, ах). Такие слова не имеют окончаний.

Формообразующие суффиксы

Для образования некоторых форм глаголов используются особые суффиксы. Эти формообразующие суффиксы показывают, что слово изменяет свою форму, а не лексическое значение, и выражают грамматическое значение слова.

В школьной программе эти суффиксы некоторые учителя некорректно выделяют как окончания.

При формообразовании лексическое значение слова сохраняется, а изменяется форма слова и его грамматическое значение (книга, книге, книгу и т. п; читал, читаю и буду читать).

Однокоренные слова

Старшина почувствовал сильную боль в груди. Его болезнь прогрессировала. Больному срочно требовалось лекарство. Все палаты в больнице были заполнены пациентами. Болельщики «Спартака» отличаются неспортивным поведением на трибунах. Врач назначил мне обезболивающее. Дезинфицирующие средства убивают болезнетворные бактерии.

Применение приставок и суффиксов позволяет образовывать ветви слов с одним и тем же корнем. Эти слова и называются однокоренными. При словообразовании образуется новое слово с новым лексическим значением.

Все на самом деле просто:

1. Общим элементом для формы слова и однокоренных слов является их корень.
2. Формы слова – это формы одного и того же слова, а однокоренные слова – это разные слова.
3. Форма слова может меняться, сохраняя смысл, а в однокоренных же словах меняется смысл.

Надеемся, что теперь и вы разобрались в этой теме на «отлично». Потренируемся?

Задания для самопроверки:

1) Под сосной, о сосне, сосенка, сосновый, сосняк, сОсны.

Сосна (однокоренные слова): сосенк [а], соснов [ый], сосняк [].
Сосна (формы слова): под сосн [ой], о сосн [е], сОсн [ы].

2) Играть, в игре, до игры, игрушки, игрушечный, игрок.

Игра (однокоренные слова): игра /ть\, игрушк [и], игрушечн [ый], игрок [].
Игра (формы слова): в игр [е], до игр [ы].

Стрела (однокоренные слова): стрелок [], стреля /ть\, перестрелк [а].
Стрела (формы слова): стрел [ы], без стрел [ы], к стрел [е], со стрел [ой], о стрел [е].

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *