Чем отличаются формы методы и средства досуговой деятельности приведите конкретные примеры
Формы, методы и средства досуговой деятельности
ПК 2.1. Основы теории досуга и досуговой деятельности.
Свободное время – часть нерабочего времени, которое освобождено от непреложных временных затрат, т.е. семейных, общественных, бытовых забот, а так же от сна, питания и прочего.
Досуг – часть свободного времени, совокупность занятий, выполняющую функцию восстановления физических и психических сил человека, деятельность ради собственного удовольствия. Досуг – это не просто свободное время, а время, заполненное разнообразными занятиями, играми, общением, самосовершенствованием и т.д.
Отдых – предполагает осуществление человеком одной из фундаментальных своих потребностей в релаксации, расслаблении, переключении внимания с одного предмета на другой.
Рекреация – биологическая активность человека, которая направлена на восстановление физического, физиологического потенциала, на оздоровление душевных сил, которые становятся слабыми в процессе работы, однообразных занятий или болезни.
Досуг тесно связан и пересекается с отдыхом и рекреацией.
Разновидности досуга и квалификации досуговой деятельности:
1. Культурно-творческий тип. Набор занятий, который характеризуется одним общим признаком, создания, воспроизводства материальных и духовных ценностей. Включает в себя художественное и научно-техническое творчество.
2. Культурно-потребительский тип. Эти занятия объединяет одно общее свойство – потребление духовных ценностей.
3. Рекреативный тип. Объединяет различные виды отдыха и развлечений (туризм, отдых в компаниях, танцы, кафе).
По критериям досуговое время выделяют:
1. Микро досуг. Небольшой промежуток времени за разглядыванием кроссворда, чтением книг…
2. Макро досуг. Больший временной интервал. Выходные или праздничные дни. Активный отдых, экскурсии, хобби…
3. Мега досуг. Отпуск, каникулы, новогодние праздники, дача.
Квалификация досуга по числу участников:
1. 2-7 человек, небольшая группа
3. От 30 до 100. Большая группа.
4. Более 100. Сверх группа.
Функции досуговой деятельности:
1. Рекреационная и терапевтическая функция.
2. Творческо-развивающая функция.
3. Воспитательные и просветительные функции.
4. Поддержание социальной солидарности.
1. Принцип всеобщности и доступности.
2. Принцип самодеятельности реализуется на всех уровнях.
3. Принцип индивидуального подхода.
4. Принцип систематичности и целенаправленностей.
5. Принцип преемственности.
6. Принцип занимательности.
Формы, методы и средства досуговой деятельности.
Средство – инструмент, орудие, для достижения цели.
Метод – путь, способ достижения целей.
Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.
Для организации различных досуговых мероприятий используются различные средства:
1. Технические – светопроекционная, звукоусиливающая, звуковоспроводящая, теле-видео-аудио аппаратура.
2. Сенсорные – музыкальная аппаратура, музыкальные инструменты, подлинные предметы, реквизит, театральное оборудование, макеты.
3. Знаковые средства – печатная реклама, карты, схемы, графики, символика.
4. Динамические средства – живое слово, музыка, мимика, диалог.
5. Модальные средства – цвет, объем, пространство, тембр.
Технология досуговой деятельности использует 4 метода:
1. Монтаж – способ организации драматургического материала. Поиск документального и художественного материала. Отбор и фрагментированные. Соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы.
2. Иллюстрирование – организация содержательного материала в виде показа.
3. Театрализация – суть метода в соединении движении света, звука, предметов, людей во времени и пространстве.
4. Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально используя свои знания, умения, опыт, по установленным правилам в своих временных рамках.
Игры: подвижные, интеллектуальные, атракционы, аукционы.
Фольклерные – народные игры, песни, танцы, хороводы.
Шоу программы состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.
Считается, что чем крупнее форма досуг.меропр., тем больший объем методов и средств задействован в нем.
Самой крупной формой досуга является праздник.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ В ДЕЯНОЛОГИЯХ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1. Подготовительный этап – моделирование и построение досуг.программы.
Воплощением досуг.программы занимается режиссёр. В его задачи входит идейное истолкование сценария драматургии, распределение ролей, решение по постановки по времени и пространстве. Проведение репетиций, подбор выразительных средств – музыка, свет, костюмы, декорация.
1. Экспозиция (начало события).
2. Завязка, исходное событие, в котором заложено начало драматического конфликта, заставляющее следить за развитием событий.
1. Основное развитие действия – самая обширная часть сценария, в которой указывается практически весь сюжет программы. Основная часть может быть рассыпано по композиции, может быть собрано в один блок (общие песни, игры, конкурсы, забавы).
2. Кульминация – наивысшая точка эмоционального накала досуговой программы.
3. Развязка – завершение сюжетной линии мероприятия. Заключительно событие, разрешение конфликта.
4. Финал – часть полного завершения сценического действия (бурные продолжительные аплодисменты, фейерверк, награждение, раскрытие секретов, общая песня, коллективная оценка).
3. Заключительный этап работы – анализ ее проявления.
НОМЕР, КАК ЕДИНИЦА ДЕЙСТВИЯ ДОСУГОВОЙ ПРОГРАММЫ:
Номера объединяются в эпизоды, а эпизоды в единое предствавления (монтаж).
Номера подразделяются на несколько групп:
— Речевые, основаны на литературном материале. Они могут появляться или звучать в разных интерпретациях. Понятном и непонятном языках, на национальном или ино.языках, но могут и на «тарабарском».
— Пластические, группу пластичных, хореографических номеров представляют: танец, пантомима, акробатика. Танцевальные номера наиболее насыщены динамикой.
— Музыкальные, представляют собой песенный жанр, инструментальный, частушечный. В песенных номерах основным выразительным средство, является вокал, который так же может сопровождаться хореографическим, пластическим, световым или пиротехническим эффектами.
— Оригинальные – цирковые (жонглирование, фокусы, иллюзион, дрессировка), либо номера, основанные на оригинальном подходе к использованию выразительных средств (буффонада, клоунада, звукоподражание, игра на необычных инструментах).
В каждой группе номеров есть свои виды:
2. Интермедия – сценка. Не менее двух персонажей. Продолжительность до 20 минут. Иногда выступают, как связующее звено между основными элементами, связующее программы.
3. Массовка (массовая сцена, объединяющая людей, против одного соперника, действия).
Организация праздничных мероприятий:
Праздники бывают, как в выходные, так и в рабочие дни. Они делятся на государственные, неофициальные, профессиональные. Государственные праздники РФ объявлены дополнительными выходными днями (НГ, Рождество, 7 января, 23 февраля, 1 мая, 9 мая, 12 июня, 4 ноября). К неофициальным праздникам относятся – 14 января (СТГ), 14 февраля, 1 апреля. Профессиональные, дни рождения и юбилеи.
1. Люди? Соседи, родственники, знакомые, друзья, коллеги по работе…
3. Знакомы ли эти люди?
1. Сезон (зима, лето) особенности.
2. Одежда людей, по времени года.
3. Тема. Какой именно вид праздника. Приурочено ли к какой-нибудь дате, юбилейное.
4. Место проведения.
5. Игры, конкурсы, развлечение, шутки, анекдоты, поздравления. При планировании праздника, надо сделать заготовку на наибольшее количество игр, конкурсов, даже если что-то пойдет не так, можно будет сгладить, заменив одно другим.
6. Музыка для праздника – торжественная для создания настроения при встречи. Фоновая, легкая музыка – для застолья. Танцевальная для дискотеки. Веселая и задорная для конкурсов. Медленная – танцы.
7. Внешние атрибуты мероприятия: афиша праздника должная быть яркой и запоминающейся. Изобразительный язык афиши предельно условен. Значение программы праздника так же очень важно. Здесь преобладает не изображение, а текст. Возможны самые разные варианты: «Только у нас… Спешите видеть… Чудо концерт…»
9. Композиция праздника состоит из следующих составляющих: 1 – встреча гостей, 2 – знакомство и представление (игры для знакомства, формирование пар, групп), 3 – застольный период (застольные игры), 4 – игры для повышения активности (командные, художественные, творческие), 5 – танцевальный блок, 6 – музыкальный блок (караоке, живая музыка).
Праздник. «У наших ворот, всегда хоровод». Пример.
Задачи: сформировать интерес у детей и родителей интерес к русским народным праздникам.
Праздник. «Осенние посиделки. Дождинки. Или праздник последнего снопа». Пример.
Задачи: создать условия для развития чувства ответственности и осушения важности вклада каждого участника в решении общей задачи.
Рождественское представление. «Рас в крещенский вечерок». Пример.
Задачи: создать условия для творческого раскрытия учащихся.
«Игра по станциям. Масленица». Пример.
Задачи: Создание условий по творческой реализации.
Общая характеристика содержания форм, средств и методов культурно-досуговой деятельности
В методической литературе употребляются понятия «общая методика» и «частная методика». Под общей методикой понимается система знаний о средствах, формах и методах, применяемых учреждениями культуры. Частной методикой называют совокупность средств, форм и методов, используемых при решении отдельных задач, стоящих перед учреждениями культуры. Деление методики на общую и частную сложилось в процессе ее развития как особой области знания и практического действия. Такое деление позволяет работникам культуры более систематизированно осваивать знания и совершенствовать навыки.
Методика деятельности учреждений культуры находится в функциональной зависимости от решаемых ими задач. Содержание культурно-досуговой деятельности можно идентифицировать с понятием ценности. Каждый человек может пользоваться лишь теми ценностями, которые имеются в его обществе. Поэтому ценности жизни отдельного человека в основе своей суть ценности окружающей его общественной жизни. Эти ценности условно делятся на ценности материальные, социально-политические и духовные.
Через содержание культурно-досуговой деятельности удовлетворяются духовные, потребности и интересы населения. Содержание обусловливается задачами, решаемыми учреждениями культуры по развитию личности. Это формирование цельной и стройной системы философских, экономических и социально-политических взглядов, повышение общекультурного и научно-технического уровня, трудовое и эстетическое воспитание граждан.
В содержании культурно-досуговой деятельности находят отражение изменения обстановки в стране и за рубежом, реформы жизни общества. Организационно-методической основой содержания деятельности учреждений культуры является система государственных и общественных праздников и обрядов. Они определяют содержание деятельности на каждый период времени (год, квартал, месяц, день). Деятельное участие в определении содержания деятельности принимает актив учреждения культуры, который хорошо знает интересы, потребности и особенности потенциальной аудитории.
Содержание всегда облекается в ту или иную форму. Форма есть организация, структура содержания. Содержание и форма в деятельности учреждения культуры отражаются в планах работы, репертуаре демонстрируемых кинофильмов, коллективов художественной самодеятельности, программах вечеров, тематике лекций, сценариях праздников или обрядов и т.д.
Содержание реализуется через функции и принципы культурно-досуговой деятельности. Оно раскрывает проблему, обеспечивает решение задач, являясь одним из основных условий эффективности деятельности учреждений культуры.
Содержание культурно-досуговой деятельности, как бы оно ни было умело определено и воплощено в соответствующие формы, останется мертвым капиталом, если не будет донесено до посетителей учреждения культуры. Вот почему большое значение имеет вопрос о способах реализации содержания или, иначе говоря, о путях доведения его до потребителя.
В практической деятельности учреждений культуры особенно широко применяются: живое слово, кино, искусство всех видов и жанров, технические средства, то есть те средства, которые придают деятельности учреждений культуры особую эмоциональную окраску.
Каждое средство служит носителем (передатчиком) того или иного содержания. В зависимости от характера содержания и назначения выбирается определенное средство или, чаще, набор средств. Арсенал средств культурно-досуговой деятельности разнообразен. Кадры должны уметь в каждом конкретном случае выбрать и использовать те из них, которые дадут наибольший эффект, будут наиболее действенными, обеспечат наилучшее выполнение задачи.
Понятие формы применительно к деятельности учреждений культуры также может иметь различное значение. Прежде всего форма является выражением содержания культурно-досуговой деятельности. Под формой понимают также структурное оформление отдельных документов (форма плана, форма сметы доходов и расходов, форма статистического отчета о деятельности учреждения культуры, форма афиши и т.п.) и, наконец, формами называют способы организаций культурно-досуговой деятельности.
Методами культурно-досуговой деятельности принято называть способы, приемы, образы действий по использованию средств воздействия на аудиторию.
В культурно-досуговой деятельности имеется три родовых метода: метод иллюстрирования, метод театрализации и методы игры. Все остальные методы привнесены в нее извне.
Средства, методы и формы культурно-досуговой деятельности
Лекция 4
Содержание, цели, мотивы и функции
Культурно-досуговой деятельности.
В разные исторические периоды ККД называлась:
-внешкольное образование (до 1920 г.)
-политико-просветительская работа (с 1920 по 1970 гг.)
-культурно-просветительская работа (с 1270 по 1990 гг.)
-культурно-досуговая работа (до середины 90-х годов)
-социально-культурная деятельность (с сер.90-х годов)
До 90-х годов ХХ века культурно-досуговая работа была политизирована и тесно связана с идеологией КПСС. Затем деятельность КД учреждений была деполитизирована, деидеологизирована, т.е. стала свободной от партийного воздействия и наполнилась новым содержанием, отсюда и новое название – СКД.
СКД – это деятельность, направленная на создание условий для наиболее полного развития, самоутверждения и самореализации личности и группы (студии, кружки, любительские объединения) в сфере досуга. Она включает в себя все многообразие проблем по организации свободного времени: общение, производство и усваивание культурных ценностей и т.д. Педагогам-организаторам приходится участвовать в решении проблем семьи, детей, в решении проблем в историко-культурной, экологической, религиозной и др. сферах, в создании благоприятной среды для СКД и инициатив населения в сфере досуга.
КДД (культурно-досуговая деятельность) – составная часть СКД, помогает в решении многих социальных проблем своими своеобразными средствами, формами, методами (искусство, фольклор, праздники, обряды и т.д.)
Важность СКД в том, что это не просто организация досуга, а организация в социально-значимых целях: удовлетворение и развитие культурных потребностей и интересов как отдельной личности, так и социума в целом. Деятельность КДУ (учреждений) в настоящее время организуется на основе документа, вышедшего в 1992 году – «Основы законодательства РФ о культуре». В нем четко определены «культурная деятельность», «культурные ценности», «культурные блага», «творческая деятельность» и т.д., основные сферы деятельности государства в области культуры (охрана памятников, народное творчество, художественные промыслы, художественная литература, кинематография и т.д.), а также основные права граждан в области культурной деятельности (См. «Закон о культуре»).
-осуществляется в свободное время
-отличается свободой выбора, добровольностью, активностью и т.д.
-характеризуется многообразием видов
-РФ располагает большим количеством институтов, создающих условия для СКД (музей, библиотека, клуб и т.д.)
Отличительные черты СКД:
Средства, методы и формы культурно-досуговой деятельности
Досуг – это деятельность, которая наполняет свободное время человека. Существуют две формы организации досуга: общественная и индивидуально-личностная.
Виды досуговой деятельности:
потребление культурных ценностей
Туризм и путешествия
Общение с природой
Антисоциальные виды досуга
Рациональный досуг – это тщательно спланированный досуг, включающий в себя большое количество полезных мероприятий: развлекательный, познавательный, созидательный и праздничный виды досуга. Формировать культуру досуга несложно на примере других людей. Основными задачами КДУ являются удовлетворение культурных потребностей людей, возвышение их и расширение их диапазона.
В основе организации досуга лежат следующие методы:
1. Сочетание отдыха с различными просветительными и воспитательными задачами (игры, конкурсы, викторины и др.)
2. Многообразие форм и методов организации и добровольность в их выборе (кружки, любительские объединения, клубы по интересам, вечера отдыха, массовые праздники и др.)
Одной из форм досуга являются праздничные мероприятия, рассчитанные как на массовую аудиторию (Новый год, проводы зимы, балы, карнавалы, танцевальные вечера) так и на более камерную (вечера отдыха и т.д.) Популярны и развлекательно-образовательные формы досуга (конкурсы, интеллектуальные игры, викторины, а также экскурсии), поскольку позволяют аудитории в игровой форме повышать свой интеллектуальный уровень.
Как и во всякой социальной системе, в культурно-досуговой деятельности все элементы тесно взаимосвязаны. Для этого достаточно, хотя бы и мысленно, оставить воображаемое учреждение культуры без кадров или денег, средств аудиовизуальной пропаганды или транспорта. Не лучше выглядит ситуация, в которой перед учреждением культуры нет четкой цели деятельности, а его работники и культактив вообще не знают толком, чем им заниматься и перед кем отчитываться о своей работе.
В технологии культурно-досуговой деятельности принято выделять несколько подсистем:
1. Организационная подсистема (структура организаций, штатное расписание, сложившаяся система распределения полномочий между сотрудниками и др.);
2. Методическая подсистема (принятый алгоритм разработки и осуществления отдельно взятых культурно-досуговых акций, включая сценарную разработку, режиссуру, степень участия в работе волонтеров, т.е. активистов-общественников, сложившаяся практика обобщения и распространения передового опыта, освоения инновационных технологий деятельности);
3. Социально-психологическая подсистема (система формальных и неформальных отношений внутри организаций, отношения с внешней средой, сложившаяся практика подготовки и проведения внутриорганизационных мероприятий);
4. Управленческая подсистема (овладение маркетинговыми технологиями, рекламные процессы, связь с общественностью, сложившаяся практика работы с персоналом и др.).
Многообразие форм культурно-досуговой деятельности неизбежно ставит работника культуры перед необходимостью выбора оптимального решения: какую именно форму, в том или ином случае, предпочесть. Аксиома «форма должна соответствовать содержанию» не всегда является ключом к конкретному решению. При этом замечено: чем опытнее специалист культурно-досугового учреждения, тем сложнее ему выбирать конкретную форму проведения какой-либо работы, тем требовательнее он к окружающим его коллегам и к самому себе.
Принятие решения о форме осуществления той или иной культурно-досуговой акции целесообразно проводить в таком порядке:
1. Анализ ситуации (изучение спроса потребителей, сбор информаций, изучение демографических характеристик аудитории); в случае, когда речь идет о коммерческом проекте или платной программе, полезно провести маркетинговое исследование, изучить потенциальный рынок, выбрать интересующий сегмент и позиционировать планируемую услугу на избранном сегменте.
2. Далее следует выбрать оптимальную форму проведения мероприятия. Потребуется оценить возможные альтернативы с точки зрения критериев и ограничений. Последние могут носить экономический, социально-демографический и даже личностный характер. Принимаются во внимание такие условия и факторы, как наличие ресурсов, квалификация исполнителей, имеющееся в распоряжении организаторов мероприятия время и др.
Остаются актуальными проверенные временем рекомендации относительно активного характера планируемого мероприятия, участия в нем активистов-общественников, широты и разнообразия используемых средств раскрытия темы и др.
Профессиональное мастерство культработника проявляется при отборе им содержания будущей культурно-досуговой акции, под которым принято понимать «определенный объем воспитательного, информационного материала: исторические факты, современные проблемы, актуальные задачи, художественные образы и аналогии, документы, идеи, законодательные акты и прочее».
Вот здесь-то и должны приниматься во внимание духовные интересы и потребности потенциальных участников акции, планируемого мероприятия. Отказавшись от партийной пропаганды и агитации, культработники почему-то ушли от пропаганды знаний экономических, эстетических, правовых, педагогических. Между тем потребность в них сегодня как никогда велика.
Поскольку только массовыми мероприятиями не исчерпывается содержание культурно-досуговой деятельности, в равной мере важно заботиться и о других видах занятий: репетициях, занятиях в кружках и студиях, включая и индивидуальную справочно-консультационную, и образовательную работу.
В коммерческой и хозрасчетной деятельности последнее условие имеет особо важное значение.
С переводом культурно-досуговых учреждений на новые условия хозяйствования заметно снизилась культурная активность населения. Культработники чаще полагаются только на собственные силы, не стремясь создать клубный актив, дать ему «досуговую квалификацию».
Разумеется, профессиональный культработник быстрее волонтера поставит и решит административно-управленческую или художественно-творческую задачу, нежели активист-общественник. Но ведь сущностный смысл профессий культработника как раз и кроется в умении привлечь людей и помочь им в самоорганизации, самоопределении, самовоспитании и самообразования. В этом одна из сложностей данной профессии, в этом ее отличительная особенность. Более того, прежде чем культурная потребность будет удовлетворена, она должна быть целенаправленно сформирована тем же культработником. Когда же придет время для удовлетворения конкретной потребности, потребитель услуги не просто присутствует при ее производстве и реализации (нельзя оказать услугу в отсутствие ее потребителя), но собственными усилиями эту услугу. создает. Да еще и платит за это! Это очень важная информация к размышлению.
Как и прежде, работник культурно-досугового учреждения редко реализует свои задачи в одиночку. При любом учреждении культуры найдется хотя бы один спонсор или инвестор, партнер или поставщик, или конкурент, не говоря уже о потребителях услуг. А ведь есть еще органы управления, профсоюзные и иные организации и движения, творческие союзы, средства массовой информации и т.п.
В условиях рыночной экономики немаловажное значение имеет реклама. Информационно-рекламной деятельностью учреждения культуры занимались и прежде. Другое дело, что работа эта велась бессистемно, а эффективность рекламы никто всерьез не изучал. Оставляли желать лучшего и рекламные средства. На сегодняшний день недостатка в специальной литературе по проблемам рекламной работы достаточно, необходимо ею воспользоваться.
Для этого вполне подойдут презентации, газетные репортажи о состоявшихся мероприятиях, радиопередачи о коллективах и объединениях и др.
Наконец, необходимо сказать о менеджменте, о перестройке всей системы работы с персоналом культурно-досуговых учреждений. В классической теории маркетинга отдельно рассматривается так называемый ИНТЕРНАЛЬНЫЙ МАРКЕТИНГ, предполагающий целенаправленную работу с персоналом организации: переподготовка, овладение смежными профессиями, мотивация и стимулирование, помощь в самообразовании, улучшение бытовых условий.
Доклад «Понятие, виды и формы досуговой деятельности»
Евгения Муравская
Доклад «Понятие, виды и формы досуговой деятельности»
Проблема организации досуга не нова, ее издавна интересовались прогрессивные педагоги и психологи. К. Д. Ушинский писал, что «когда человек остается без работы в руках, без мысли в голове, именно в эти минуты портится голова, сердце, нравственность».
В словаре С. И. Ожегова досуг трактуется как свободное от работы время. И. И. Поддьяков определяет досуг детей как свободное от обязательных учебных занятий время, используемое для игр, прогулок и спорта, чтения, занятий искусством, техникой и видами полезной деятельности по собственному влечению детей. Свободное время-это время досуга, которым ребенок располагает сам, по собственному усмотрению или под присмотром взрослых.
Можно вывести следующие характеристики досуга:
-досуг имеет ярко выраженные физиологические, психологические и социальные аспекты;
-досуг основан на добровольности при выборе рода занятий и степени активности;
-досуг предполагает не регламентированную, а свободную творческую деятельность;
-досуг формирует и развивает личность;
-досуг способствует самовыражению и самоутверждению, а также саморазвитию личности, через свободно выбранные действия;
-досуг стимулирует творческую инициативу;
-досуг есть сфера удовлетворения потребностей личности;
-досуг способствует формированию ценностных ориентаций ;
-досуг обеспечивает удовлетворение, весёлое настроение и персональное удовольствие;
-досуг способствует самовоспитанию личности.
На сегодняшний день многие дети дошкольного возраста не умеют пользоваться своим свободным временем и проводят его пассивно. Многие не умеют самостоятельно воспользоваться имеющимся свободным временем для проведения интересного и содержательного досуга. Все дети, в основном, в свободное время, стремятся получить развлечения, а не знания. Самая основная проблема в том, что взрослые не приучают ребёнка с детства относиться к досугу как к источнику удовлетворения своих познавательных потребностей и стремлений. В основном, это неправильное отношение взрослых к организации свободного времени детей.
Проведение досуговых мероприятий, способствует укреплению детского организма в целом, создаёт положительный и эмоциональный настрой в детском коллективе. Досуг является важной составляющей деятельностью, которая помогает формировать характер и личность ребёнка. Каждый ребёнок обладает своей собственной индивидуальностью, имеет свои собственные интересы, привычки, свой маленький собственный внутренний мир.
Задача ДОО состоит в том, чтобы организовать оптимальную для возраста ребёнка, состояния его здоровья и для эмоционального комфорта досуговую деятельность.
М. Б. Зацепина выделяет три типа отношений к организации досуга:
1)Первое-педагогическая безнадзорность, т. е полное безразличие.
2)Второе-излишняя зоорганизованность, когда ребёнок не имеет права выбора, а взрослые настаивают.
3) Третье-поиск путей, форм и средств, методов, которые соединяют в единое целое познание и развлечение.
В современных исследованиях (А. В. Антонова, А. В. Даринский, М. Б. Зацепина, Т. С. Комарова, Л. Н. Галигузова, А. Д. Жарков, В. М. Чижиков) досуг рассматривается как сложное социальное явление, включающее отдых, развлечение, праздник, самообразование и творчество.
2)Развлечение имеет компенсаторный характер: позволяют выйти за пределы будничной рутины и однообразной обстановки, поэтому в жизни детей всегда должны присутствовать яркие моменты, обогащающие их впечатления и развивающие творческую активность. Развлечения способствуют всестороннему развитию ребенка,который в ходе их знакомится с различными видами искусства: музыкальным, изобразительным, литературным, театральным и др. Развлечения пробуждают радостные чувства, поднимают настроение и жизненный тонус. На таких мероприятиях ребенок получает возможность проявить инициативу, самостоятельность, а значит, обрести уверенность в себе, веру в свои способности; при этом развиваются такие положительные качества, как доброжелательность, взаимопомощь, доброта, симпатия, жизнерадостность, таким образом, происходит гашение агрессивности у детей.
К развлечениям относятся:
* явлениям нравственной жизни ребенка (Дни «спасибо», доброты, друзей и др.);
* окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
* миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
* традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
* наиболее важным профессиям (воспитатель, врач, почтальон, строитель и др.);
* событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День Государственного флага, День России, День защитника Отечества и др.).
Творческая деятельность ребенка, как вид досуговой деятельности не обязательно приводит к желательному результату, но участие в ней не проходит бесследно. У всех детей есть способности. Они любознательны и полны желания делать что-то интересное, но не всегда обладают необходимыми навыками и умениями, поэтому следует создать необходимую для их развития творческую среду.
Для обеспечения условий, необходимых для самореализации в процессе досуговой деятельности, необходимо заботится о том, чтобы впечатления, которые получают дети, носили разносторонний характер. Чем больше впечатлений, тем шире интересы детей, тем они любознательны, увлеченные. Если дети сохранят увлеченность, то смогут не только оптимистически воспринимать действительность, но и будут стремиться к культурному времяпрепровождению.
В дошкольном возрасте дети начинают ориентироваться на мир взрослых и стремятся воссоздать его в игре, чтобы ощутить себя социально значимым лицом или преобразовать какую-либо ситуацию и тем самым приблизить ее к себе. При этом досуговая деятельность способствует личностному росту и развитию ребенка, но лишь при условии участия в ней взрослых. Наблюдая за поведением ребенка во время досуговой деятельности, родители учатся понимать его проблемы, невысказанные переживания, признавая право ребенка на выражение своих чувств и эмоций. А сами дети, участники досуговых мероприятий, учатся взаимодействию друг с другом, именно досуговая деятельность является эффективным методом снятия агрессивности у детей.
Доклад «Игра — важнейший вид детской деятельности» Личностные качества ребенка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей,.
Фотоотчет о досуговой деятельности «Нарисуем лето» Наиболее подходящее для творческих проявлений детей на является летний период. Дети много двигаются. играют. Музыка еще сильнее стимулирует.
Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в старшей группе Тема. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». «ДЕНЬ.