Чем отличаются эволюция и революция как эти процессы проявлялись в жизни
Школе NET
Register
Do you already have an account? Login
Login
Don’t you have an account yet? Register
Newsletter
Submit to our newsletter to receive exclusive stories delivered to you inbox!
Таня Масян
чем различаются эволюция и революция? как эти процессы проявились в жизни отдельныхнародов всего человечества? пожалуйста срочно надо
Лучший ответ:
Васян Коваль
Для того, чтобы понять в чем отличие понятий эволюция и революция нужно разобраться в значении каждого термина.
Примеры проявления обоих явлений повсеместны в жизни разных народов и, в целом, человечества. Всем известна знаменитая теория Дарвина об эволюции человека. Согласно ей нашими предками были определённые виды приматов. Тот вид развития, который мы сейчас имеем, если верить гипотезе, появился благодаря эволюции от примата к человеку разумному.
Примеры революции описываются в истории нашего народа. Так в 1917 году в ходе переворота рабоче-крестьянского объединения была свергнута власть царя. В результате этого Россия в корне изменила систему управления в стране. Была установлена власть Временного правительства, которое чуть позже тоже было свергнуто революционным движением и наконец была установлена советская власть. Произошёл переход от монархии и капитализма к попыткам построения социализма.
Эволюция и революция – перемены и перевороты в развитии
Эволюция и революция – диалектика перемен и переворотов
СОДЕРЖАНИЕ СТАТЬИ отвечает на такие вопросы:
Эволюция и революция – перемены и перевороты в развитии любой системы
Понятия эволюция и революция имеют значительно большее содержание, чем в него привыкли вкладывать не только обыватели, но и учённые мужи, включая политиков-социологов, и даже философов.
В самом деле, если эволюция, в большинстве голов, ассоциируется с теорией Дарвина, а революция — с государственными переворотами и социально-экономическими переустройствами, на фоне гражданских смут и войн, то:
Эволюция и революция представляются такими себе альтернативными способами жизни:
1. Эволюция – это когда всё развивается тихо и спокойно, с постепенными улучшениями.
Редко кто понимает, что прогресс и регресс в эволюционном развитии идут «под руку» — при эволюции, наряду с прогрессивными тенденциями, осуществляются и регрессивные изменения.
И именно борьба этих противоположных тенденций, по-современному: брендов, и есть источник развития того или иного объекта.
Более того, сразу нужно сказать, что любая эволюция неизбежно приводит к революционному перевороту.
2. Эволюция и революция, в головах метафизиков всех мастей, в том числе и в головах учёных и политиков самого высокого ранга, представляются не только противоположными, но и, я уже сказал, альтернативными способами развития, в частности, общества и государства.
3. Мол, эволюция – это, когда без социального напряжения и резких скачков в экономике и политике, – это нам годится.
Ну, ещё бы! – разве правящей элите, и обслуживающей её многочисленной армии «гуманитариев», нужны другие варианты?! Кто будет рубить собственный уютный сук на древе социума?
4. А вот, революция – кровь, смута, смена госаппарата и его структуры, разруха и созидание в экономике в социуме, и прочее – это всё, — есть плохо и никому не нужно.
Кроме революционеров, конечно. Да и те, как оказывается впоследствии, каются в содеянной революции, когда революция начинает «пожирать своих детей».
5. Эволюция, как и революция, представляется в глазах эволюционеров и революционеров, как истина в последней инстанции.
Тут, конечно, сложные философские вопросы соотношения сознания и действительности, которое оно отражает. Но, однозначно, что эволюция, что революция — это человеческие представления способов развития, которые лишь частично и не достоверно отражают сущность развития.
Ибо, дамы и господа: сие есть метафизика, и познания действительности, и её представлений в воображении человека. На самом деле, нет никакой эволюции и нет никакой революции, как отдельных способов развития. А есть эволюция и революция, как единый процесс.
6. Эволюция представляется эволюционерам, как самый гуманный и прогрессивный способ развития. А революционеры, наоборот, считают, что только революция может «смести прогнивший строй».
Впрочем, как правило, ни эволюционеры, ни революционеры, искренне не желают ничего плохого, а: Нам бы только до власти добраться, а там всё будет хорошо! И не только нам, а и всем!
На практике же, в истории и в настоящих, действующих государственно-экономических системах, не получается не только, чтобы всем было хорошо, но и элита, если и благоденствует, то с вечным страхом потерять всё «нажитое с таким трудом».
Почему? – почему, ни эволюционный путь развития, ни революции, не приносят, многострадальному социуму, ни умиротворения, ни стабильного, спокойного благоденствия? А потому что:
Эволюция и революция — единый процесс развития всего сущего
Чтобы понять, почему эволюция любого объекта, а не только общества и государства, непременно заканчивается революцией — взрывом старой его формы и содержания – приобретением новых свойств, нужно понять сам процесс эволюции.
Что такое эволюция и революция, как отправная точка процесса преобразований и её продукт, по сути?
1. Эволюция – это процесс постепенного качественно однообразного развития какой-либо системы.
2. Что является источником этого развития?
Если эта система включает людей – их разум, то они преследуют какие-то интересы и следуют каким-то идеям. Это относится к социальным эволюционным процессам, когда люди, постепенно, без коренной ломки социальных систем пытаются их улучшить.
Движущая сила здесь: борьба нового со старым, путём попыток, успешных и безуспешных, улучшить новым старое.
3. Что является источником эволюции системы, если она не наделена разумными началами?
А само существование этой системы: для того, чтобы существовать любой системе, ей необходимо развиваться – это единственная форма существования всего в нашем мире. А само развитие, по сути, и есть процесс усложнения, совершенствования системы.
4. Развитие – процесс такого существования системы, когда она находится в постоянном движении и изменении, на основе своих противоположностей в виде антагонистических своих сил, свойств, качеств, потенциалов.
То есть: антагонисты, буквально, толкаются – борются, и система живёт-существует.
Притом, очевидно, что, от того, что победило или побеждает, это и будет сущностными свойствами, силами и качествами этой системы – будет определять, что она представляет собой здесь и сейчас.
5. Эволюция — это такой период развития системы, когда в ней не происходит сущностных изменений – она остаётся самой собой.
При этом в ней самой и, что тоже очень важно, вне её — в её окружении, накапливаются количественные и качественные изменения, — возникают процессы, которые делают невозможной дальнейшую эволюцию.
6. То есть, любая эволюция любой системы, неизбежно приводит или к распаду системы или к её революционному переделу.
Довольно часто, эта революция, отсрочивается кризисами развития, — когда эволюция пытается продолжаться или её осознанно пытаются продолжить, буквально, «латанием дыр» — частичной модификацией системы, без изменения её сути.
Кризисы системы и их преодоление – лишь временные отсрочки революции – полной перестройки системы или её уничтожения и распада.
Иначе говоря, эволюция любой системы не может быть вечной по таким причинам:
— Доминирующие силы эволюции постепенно истощаются, в то время, как их антагонисты всё более набирают силу, буквально, «за спиной лидеров»;
— В любой системе происходит и системные и частные сбои, которые, буквально, старят и изнашивают систему, делая её всё менее жизнеспособной;
— В системе, неизбежно, начинает нарушаться структура, как следствия борьбы за лидерство, как отдельных элементов, так и подсистем – появляются противоречия в иерархии системы и стремление к независимости от этой системы – к жизни вне её или в новых связях, в новых системах;
— Любая система окружена и взаимодействует с другими системами, которые могут, как содействовать, сопутствовать её эволюции, так и могут привести к развалу или к революции в этой системе.
О значении знаний понятий эволюция и революция в жизни каждого человека
Конечно, я не буду утверждать, что рядовому обывателю нужно понимать диалектику эволюции и революции.
Хотя, он, обыватель, многое, что должен бы знать в своей жизни, в своих же интересах.
Но, может быть, прелесть обывательской жизни в том и состоит, что «меньше знаешь, — крепче спишь».
Дело то ведь в чём, дамы и господа? Я везде пишу: эволюция и революция СИСТЕМЫ. А ведь, этой системой может быть что угодно: от молекулы, извините, содержимого кишечника, до самого человека и его жизни.
От семьи, как социальной единицы, до самого социума. От отдельно взятого государственного служителя, до самого государства.
Всё, именно ВСЁ, подвергнуто развитию, а как следствие: эволюции и революции.
Несмотря на весь пафос, который люди вложили в эти понятия: мол, эволюция и революция – это нечто грандиозное и масштабное – касается того, что нам неподвластно и, по большому счёту, неведомо.
Всё это, позвольте заверить, дамы и господа, абсолютно неверно: эволюции и революции — вокруг и, более того, в каждом из нас.
И дело и судьба каждого, понимать это или быть их бездумными марионетками, — когда эволюция использует человека, лишь как расходный материал, а революция пожирает, как то, что вообще уже непригодно.
На мой взгляд, просто, каждому человеку необходимо понимать, что процессы его жизни и процессы жизни вокруг него, имеют такие формы своего развития, как эволюция и революция, то есть:
1. На бытовом уровне восприятия жизни, нужно понимать, что «всё переменится когда-то», как поётся в шлягере 80-х годов прошлого века. То есть: эволюция, как и революция, в любом процессе развития, неизбежны, ибо закономерны.
2. Вопрос, для любого человека, не в том, что, произойдут ли изменения или нет, а в том: А КОГДА ОНИ ПРОИЗОЙДУТ? – ибо жизнь человека скоротечна, и он попросту может не дождаться ни результатов эволюции, а, тем более, стать участником революции.
Или пережить последствия революции в своей жизни, и, тем более, революции в социуме и в государстве, в особенности.
3. Эволюции и революции развития или в развитии, — кому как понятней, происходят в жизни каждого человека и вовне её, постоянно и закономерно: ибо это способ существования всего в нашем мире.
Повторяю, дело каждого человека, как существа, наделённого разумом, понимать это или нет, использовать эти знания в своей жизни или подчиняться им не осознанно.
4. Нужно понимать, что эволюция и революция происходят именно в системе, а не только в отдельном её элементе.
Поэтому, например, эволюция и революция в системе государство-общество, могут быть относительно не взаимосвязаны: как правило, государство, не способное далее существовать, в тех формах и при том содержании, что ранее, революционизируется и создаёт революцию в обществе, разрушая и прекращая его эволюцию.
Или, например, человек не способен более эволюционировать в данном виде, и готов к революции в своём существовании, но вся система, в которой он существует, не готова и противится этому.
Хорошо, а с чем у вас ассоциируются понятия эволюция и революция?
Дополнительно читать по этой тематике:
Эволюция и революция в развитии общества
При рассмотрении первого вопроса отмечалось, что развитие сложных систем, в том числе социума, носит нелинейный, неравновесный, нестабильный, неопределенный, незавершенный характер. Эта многоплановость, многомерность процесса общественного развития проявляется в движении как от простых, элементарных форм к более сложным, от низших к высшим, так и в отклонениях от магистрального пути, тупиковых тенденциях, аберрациях (искажениях), возврате прошлого с традиционными архаичными структурами.
Исследователи выделяют различные тенденции, варианты исторического процесса, в том числе эволюционный и революционный типы развития общества. Одни представители социально-философской мысли абсолютировали борьбу, конфликты, войны, революции, другие отдавали приоритет мирному, эволюционному развитию, сотрудничеству, гармонии.
Основоположники марксизма видели магистральное направление прогресса человечества в социальных революциях. К. Маркс назвал революции локомотивами истории (герой одного из рассказов А. Платонова машинист воронежского депо творчески разовьет мысль Маркса: если революции – локомотивы истории, то мы машинисты – революционеры).
Необходимо соотнести «праздник» с повседневными буднями: революцию и эволюцию.
История свидетельствует о возрастающей деструктивности конфликтов, войн, социальных революций, а сейчас – регионального и международного (глобального) терроризма. При современных технических средствах эти «праздники угнетенных» ставят на грань катастрофы само бытие человечества – ему грозит небытие. Эволюционный путь развития – ведущая тенденция выживания человечества, альтернативы ему нет: или эволюция, или уход в небытие.
Революция (от лат. revolution – переворот) – резкий, бурный скачок активности какого-либо явления, в процессе которого оно изменяет свои качественные, сущностные, целостные определенности. Эволюция (от лат. evolutio – развертывание) – постепенные, количественные изменения в природе, реформы в экономической, социально-политической, культурной и других сферах общества.
Рассмотрим виды соотношения эволюции и революции в жизни социума.
1. Эволюция есть изменение, совершенствование, реформирование как отдельных институтов (армии, образование, федеральных и местных органов управления и др.), так и системы в целом, но в рамках правового пространства: на фундаменте конституции, существующих и вновь разрабатываемых и принимаемых законов, постановлений, кодексов, подзаконных актов. Революция, напротив, всегда есть разрушение права, правового пространства, правосознания граждан, что с неизбежностью влечет за собой произвол власти, опирающейся не на закон, а на вооруженную силу. Революция по природе своей – действие не правовое и моральное, а силовое. Правовой нигилизм в России как среди простого народа, так и среди правящей элиты в революционные смутные времена достигает невиданных размеров, вырастает в беспредел. Тонкий и глубокий аналитик, выдающийся историк В. О. Ключевский в начале ХХ в. с горечью отмечал: «Наша беда в нас самих: мы не умеем стоять за закон». И еще: «Не знаю общества, которое терпеливее, не скажу доверчивее, относилось к правительству, как не знаю правительства, которое так сорило бы терпением общества, точно казенными деньгами». С тех пор прошло сто лет, а эти мысли В. О. Ключевского не только не устарели, но еще более актуализировались.
2. Разрушение правового пространства, попрание элементарных человеческих прав, моральное и физическое уничтожение всех инакомыслящих, тех, кто не разделял идеологию большевиков, творивших «суд» на основе революционной целесообразности, классового чутья, привели к ликвидации целых классов, социальных групп: дворян, предпринимателей, кадрового офицерства, торговцев, финансистов, казачества, а в ходе революционных «праздников» индустриализации и коллективизации – кадрового рабочего класса и наиболее грамотных, самодеятельных крестьян – хозяев. Интеллигенция из интеллектуальной элиты была низведена до сервильного обслуживания идеологически управленческого аппарата КПСС, т. е. социальная структура общества революцией дезорганизуется, деструктурируется или примитивизируется, тогда как магистральным направлением в развитии всего живого (от одноклеточных до социума) является усложнение, генерирование новых конструктивных структур. Последнее инициируется эволюцией. Именно эволюция открывает оптимальные возможности для креативной, творческой деятельности как отдельных личностей, так и целых групп, общностей. Экспериментирование, выявление перспективных жизнеспособных структур, демаркация их от тупиковых, деструктивных; создание и деятельность региональных, международных и планетарных научных сообществ, нацеленных на решение актуальных социальных, демографических, экологических, энергетических и других проблем возможны только в условиях стабильности, упорядоченности, организованности. Это достигается только на путях эволюции, а не революционных потрясений, катаклизмов.
Понимание этого принципиального отличия эволюции от революции, особенно сейчас в России, переживающей несколько десятилетий, а если с 1917 г. (полагают многие исследователи), то и целое столетие системный кризис, требует настоятельно рефлексии, осмысления и извлечения уроков из истории нашего общества, публичного признания, промысливания как упущенных конструктивных возможностей, так и совершенных глупостей, ошибок и преступлений. Здесь уместно вспомнить пожелание-рекомендацию нобелевского лауреата Ф. А. Хайека: «Прежде всего нам надо освободиться от иллюзий, заставляющих нас верить, что все совершенное нами в недавнем прошлом было разумным либо неизбежным. Мы не поумнеем до тех пор, пока не признаем, что наделали много глупостей».
3. Важнейшее отличие революции от эволюции (органически связанное с первыми двумя) – революция ведет к разрушению материальных, культурных ценностей (во время пожаров сотен дворянских усадеб безвозвратно погибли тысячи ценнейших книг, произведений искусства, церковной утвари, древних уникальных рукописных изданий и т. д.). Но самое главное, катастрофическое по своим последствиям, это то, что происходит физическое и нравственное уничтожение людей – субъектов исторического процесса. Это ведет к деградации общества (оно отбрасывается на 50 – 100 лет), ибо истребляются, терроризируются в первую очередь наиболее активные члены общества в интеллектуально-нравственном и духовно-физическом отношении. «Судьба любого общества, – по аргументированному мнению П. А. Сорокина, – зависит, прежде всего, от свойств его членов. Общество, состоящее из идиотов или бездарных людей, никогда не будет обществом преуспевающим. Дайте группе дьяволов великолепную конституцию и все же этим не создадите из нее прекрасного общества. И обратно: общество, состоящее из талантливых и волевых лиц, неминуемо создаст и более совершенные формы общежития». В самом деле: за годы гражданской войны погибло 12 млн человек и выслано еще 2 млн (для сравнения: в Первой мировой погибло 995 тыс. солдат и офицеров России), т. е. Россия лишилась значительной части своего интеллектуального, духовно-нравственного потенциала, что привело к негативным последствиям: по мнению многих авторитетных исследователей, – к антропологической катастрофе: безмыслию, апатии, единодушному одобрению геноцида собственного народа – репрессий десятков миллионов сограждан.
Рассмотрев соотношение эволюции и революции, следует еще раз отметить – конструктивное, перспективное развитие социума и личности открывается эволюцией.
Социальная революция ведет, особенно в современных условиях, к деградации общества и одичанию человека. Уместно прислушаться к выстраданному мнению выдающегося отечественного мыслителя, общественного деятеля (депутат второй Государственной думы) С. Н. Булгакова: «Не надо забывать, что понятие революции есть отрицательное, оно не имеет самостоятельного содержания, а характеризуется лишь отрицанием ею разрушаемого, потому пафос революции есть ненависть и разрушение».
Эволюция и революция. — Эволюция — медленное, постепенное нарастание количественных изменений; революция— быстрое коренное, качественное изменение. Метафизическое представление о развитии сводится к признанию лишь количественного изменения, постепенного, эволюционного роста. Такое понимание развития отрицает скачки, революционные перевороты и неспособно объяснить возникновение качественно нового. Диалектический материализм борется против такого понимания развития и учит, что движение имеет двоякую форму: эволюционную и революционную. Эволюционно происходят незначительные, скрытые, непрерывные, количественные изменения, которые подготовляют коренные, качественные, революционные изменения. Качественные же изменения совершаются скачкообразно.
Поэтому развитие нужно понимать не только как количественное изменение, но и как развитие скачкообразное, революционное, как перерывы постепенности, превращение количества в качество. Таким образом, эволюцию и революцию нельзя отрывать друг от друга; они неразрывно связаны между собой, и действительное развитие есть единство эволюции и революции.
«Движение эволюционно, когда прогрессивные элементы стихийно продолжают свою повседневную работу и вносят в старые порядки мелкие, количественные, изменения.
Движение революционно, когда те же элементы объединяются, проникаются единой идеей и устремляются против вражеского лагеря, чтобы в корне уничтожить старые порядки и внести в жизнь качественные изменения, установить новые порядки.
На деле эта последняя тактика сводится к поджиданию «великих дней» при неумении собирать силы, создающие великие события». Главари современных правых социалистов используют буржуазно эволюциовистские теории для теоретического оправдания предательства интересов рабочего класса и всех прудящихся. Так, австрийский реформист Реннер в книге «Новый мир и социализм» проповедовал, что движение от капитализма к социализму должно осуществляться при постепенном продвижении «от успеха к успеху», путём реформистского обновления буржуазного строя, а не в итоге социалистической революции. Марксизм-ленинизм разоблачает этих прислужников капитала и 5?чит, что только путём революции, революционного скачка можно уничтожить капитализм и построить социализм.
Содержание
Эволюция и революция (лат. evolutio — развёртывание и revolutio — поворот, изменение) — понятия, применяемые для характеристики различных сторон развития. Под эволюцией в широком смысле понимается изменение бытия и сознания (в этом смысле понятие эволюции близко по содержанию к понятию развития), включающее в себя как количественные, так и качественные преобразования. Соотношение последних в развитии и выражается через соотнесение понятий эволюции (в узком смысле) и революции. Соответственно термином эволюция обозначаются более или менее медленные, постепенные, количественные изменения, а революция — коренные, качественные, скачкообразно осуществляющиеся преобразования. Критерий для различения эволюции и революции объективен. Эволюционные изменения — это увеличение или уменьшение того, что есть, а революционные изменения — это процесс возникновения нового, того, чего в старом не было.
Отношение эволюции и революции выражает закон перехода количественных изменений в качественные. Сложность этого отношения становится очевидной при анализе возникновения чего-либо нового. В самом деле: новое не может возникнуть из ничего, как продукт сверхъестественного творения (см. Креационизм), оно всегда результат предшествующих состояний. Вместе с тем предшествующие состояния сами по себе не могут породить нового, ибо новое есть нечто принципиально иное, чем те состояния, из которых оно возникло. В рамках метафизики это противоречие неразрешимо, поскольку метафизическое мышление отрывает одну сторону противоречия от другой и абсолютизирует её. Для метафизического мышления характерно стремление абсолютизировать либо количественные, эволюционные, либо качественные, революционные, изменения, разрывая их и противопоставляя одно другому. Развитие рассматривается либо как плоская эволюция (Ламарк, Спенсер), либо как процесс причинно необусловленных скачков (Кювье). Такая односторонность особенно вредна при анализе общественного развития, ибо приводит либо к отказу от революционных преобразований общества, либо к левацким идеям о беспредпосылочности «революции», о прямом «революционном» насилии как способе решения всех проблем, об «экспорте революции» (анархизм, маоизм).
Марксистско-ленинская философия понимает развитие как разрешение противоречия, имманентно присущего развивающемуся явлению. Поэтому в нём самом возникает его собственное отрицание, когда создаются все необходимые для этого условия (в ходе эволюции). Однако возникновение нового возможно только как перерыв постепенности, скачок, революция. Поэтому эволюция и революция — необходимые моменты всякого развития: эволюция подготавливает революцию, а революция завершает эволюцию. И наоборот, революция приводит к новому характеру эволюционных перемен. Это относится и социальным революциям.
Понятия эволюции и революции не только соотносительны, но и относительны: процесс революционный в одном отношении может быть эволюционным в другом.