Чем отличаются этика мораль и нравственность

Различие понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Наряду с моралью употребляется слово «нравственность». Это русское слово, происходящее от корня «нрав». Оно впервые попало в словарь русского языка в 18 веке. Одни исследователи полагают, что мораль и нравственность – это синонимы, другие видят между ними определенную разницу. Нравственность – это термин, употребляемый для характеристики тех форм поведения и деятельности, которые считаются по существу правильными и неправильными; он употребляется для характеристики правил, которыми руководствуются при осуществлении этих форм деятельности, а также для характеристики ценностей, которые внедряются в сознание, обогащаются и реализуются в указанных формах деятельности и поведения.

Слово «этика» греческого происхождения (ethos) является аналогом римского «mors» и означает «привычка, обычай, правило, нрав». Первоначально под этосом понималось привычное место совместного проживания, дом, человеческое жилище, звериное логово, птичье гнездо. В последующем оно стало по преимуществу обозначать устойчивую природу какого-либо явления, обычай, нрав, характер (это изменение смысла выражает связь между кругом общения человека и его характером). Впервые термин «этика» ввел Аристотель (4 в. до н.э.) для обозначения особого класса человеческих качеств (этических добродетелей), таких как умеренность, мудрость, щедрость и др. Они существенно отличаются от качеств ума (например, памяти) и от проявлений телесной природы (например, ярости), их также называют душевными качествами. Аристотелю принадлежат также первые систематические труды по этике, например, «Никомахова этика». С 3 в. до н.э. этика стала считаться одной из трех частей философии (наряду с физикой и логикой).

Для точного перевода аристотелевского понятия этического с греческого на латинский Цицерон сконструировал термин «moralis» (моральный). Он образовал его от слова «mors» (mores – мн. число) – латинского аналога греческого «этос», означавшего характер, темперамент, моду, покрой одежды, обычай.

Оба этих слова (одно греческого, другое – латинского происхождения) входят в новоеропейские языки. Наряду с ними в ряде языков возникают собственные слова, обозначающие ту же самую реальность, которая обобщается в терминах «этика», «мораль». В русском языке – это «нравственность».

В первоначальном значении «этика», «мораль», «нравственность» – разные слова, но один термин. Со временем ситуация меняется. В процессе развития культуры, по мере выявления своеобразия этики как области знания, за разными словами начинает закрепляться разный смысл: под этикой подразумевается ветвь знания, наука; а под моралью (нравственностью) – изучаемый ею предмет. Существуют также различные попытки разведения понятий морали и нравственности.

Согласно наиболее распространенной из них, восходящей к Гегелю, под мораль – то, каким видятся поступки индивиду в его субъективных оценках, умыслах, переживаниях вины (субъективный аспект соответствующих поступков), а нравственность – то, какими на самом деле являются поступки человека в реальном опыте жизни семьи, народа, государства (сами поступки в их объективной развернутой полноте).

Культурно-языковая традиция понимает под нравственностью высокие основополагающие принципы, а под моралью – приземленные, исторически изменчивые нормы поведения; в этом случае, например, заповеди бога именуются нравственными, а наставления школьного учителя – моральными.

В целом попытки закрепить за разными словами разный смысл не вышли за рамки академических опытов. В общекультурной лексике все три слова продолжают употребляться как взаимозаменяемые (этические нормы, моральные нормы, нравственные нормы).

В рамках данной учебной дисциплины мы будем придерживаться позиции, что «этика» – это раздел философии, изучающий феномен морали, то, как складывались моральные нормы и законы, какова структура морали, как соотносится мораль с другими формами и видами человеческой деятельности. Можно сказать, что мораль – это практика человеческой жизни, а этика – это теория морали.

Отличие морали от этики: Мораль – это то, что должен делать человек, чтобы соответствовать общественным нормам поведения, в то время как этика занимается изучением философских доводов «за» или «против» норм морали, существующих в социальной среде. Мораль – это убеждения о добре и зле, посредством которых мы управляем нашим поведением. Этика – это рефлексивное осознание наших моральных убеждений и правил поведения.

Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность

Категории этики: категория – это основное понятие, используемое той или иной наукой при изучении своего предмета.

1. Категория добра (выражает положительную нравственную характеристику) и зла (отрицательная нравственная оценка);

2. Идеал – некий высший образец, конечная цель нравственной деятельности;

3. Норма – условия, которые должен выполнять человек, чтобы соответствовать идеалу;

4. Долг – нравственная форма осознания необходимости действия; личная задача человека, его обязанность;

5. Совесть – способность человека понимать, критически оценивать и эмоционально переживать несоответствие своего поведения должному;

6. Выбор – предпочтение одного нравственного стандарта другому;

7. Свобода, Вина, Милосердие, Честь, Удовольствие и др.

Виды этики.

Немецко-американскому философу, психологу, социологу Эриху Фомму (1900 – 1980 гг.) принадлежит учение о двух видах этики – гуманистической и авторитарной, учение наиболее адекватно объясняющее моральные проблемы современности. Гуманистическая и авторитарная этика различаются по следующим основаниям:

1. По «авторству» и «исполнению». В гуманистической этике человек сам и творец, и исполнитель нравственных норм. В авторитарной этике «автором» выступает авторитет, определяющий законы и нормы поведения, которые люди лишь исполняют.

2. Гуманистическая этика считает человека, его жизнь, свободу и собственность высшей ценностью и целью. Соответственно, все, что служит самореализации человеческой сущности – признается средством и гарантом достижения цели. В авторитарной этике высшей ценностью и целью является не человек, а нечто внешнее по отношению к нему – интересы общества или государства, высшая идея, вождь, Бог и т.д. Человек же теряет свою самоценность и начинает рассматриваться лишь как средство достижения цели.

4. Гуманистическая этика базируется на принципе индивидуализма, понимаемого как любовь к себе, стремление к самоутверждению и самореализации, в результате чего человек обретает «самость», предъявляет себя миру и несет за себя ответственность, признавая те же права за другими. В основе авторитарной этики лежит принцип коллективизма, требующий от личности ориентации на общественный интерес, независимо от интереса личного, подчинения воле общества или большинства и унификации личностных качеств, взглядов и интересов – быть «как все».

В истории философско-этической мысли сложились различные подходы к вопросу о происхождении и сущности морали. Основными из них являются:

1. Религиозно-теологические концепции (А. Аврелий, Ф. Аквинский)

2. Теория изначального «присутствия в человеке идей о добре и зле» (Платон, Декарт, Дюринг)

3. Гедонистические теории (Демокрит, Л. Кар, Б. Спиноза)

4. Гуманистические теории (Л. Фейербах, Л.Толстой, Э.Фромм)

5. Авторитарные теории (Т.Гоббс, М. Вебер)

6. Ригористическая концепция И. Канта

7. Теория трудовой деятельности человека.

Специфика морали состоит в том, что она основана на свободном, сознательном и добровольном усвоении, принятии и реализации в практической деятельности моральных принципов, норм, моральных ценностей, выбора своей нравственной позиции, поступков поведения.

Мораль как общественное явление, одна из областей духовно-практической жизни общества в содержательном отношении включает в себя три компонента: 1. моральное (нравственное) сознание, 2. моральные (нравственные) отношения, 3. моральная (нравственная) деятельность.

Итогом формирования морального сознания становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента:

1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали.

2. Понимание сущности моральных норм и принципов, и необходимости их применения.

3. Принятие моральных принципов и норм, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».

Социальная роль морали находит свое выражение в выполняемых ею функциях – в жизни человека и общества. Главными из них являются мировоззренческая, регулятивная, познавательная, оценочная, воспитательная.

Таким образом, мораль, нравственность, один из основных способов нормативной регуляции действий человека в обществе; особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность

Последнее изменение этой страницы: 2019-05-18; Просмотров: 2930; Нарушение авторского права страницы

Источник

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность

Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность

Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность

Этика – это философская наука, предметом которой является мораль и нравственность. Это – учение о сущности морали, ее структуре, функциях, законах, ее историческом развитии и роли в общественной жизни. Термин «этика» употребляется в значении системы норм нравственного поведения человека, общественной или профессиональной группы и как способ оценки человеческих поступков (одобрение, осуждение). Этика дает ответ на вопрос как надо правильно жить. Этика исполняет роль «социального регулятора» в поведении и отношениям между людьми. Этика старается указать человеку общее направление в жизни.

Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Мораль – это индивидуальные и общественные формы человеческих отношений, основанные на различении добра и зла. Мораль, как предмет изучения этики проявляет себя в конкретных человеческих взаимоотношениях. Сущность морали состоит в том, чтобы обеспечить баланс личного и общественного блага, регулируя и упорядочивая поведение людей в коллективе.

Нравственность – внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами. В данном определении она сводится к определенным духовным качествам человека, а также к определенным внутренним нормам и принципам поведения. Но не охватывает все как мораль. Мораль, как правило, ориентирована на внешний оценивающий субъект (других людей, общество, церковь и т.д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения. Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и позицию к окружающей среде.

Этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие – «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая – полагает, что они имеют различное содержание. Немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770-1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства.

Источник

Чем отличаются этика мораль и нравственность

Раздел ЕГЭ: 1.1.3. Мораль | Раздел ОГЭ: 2.5. Мораль. Гуманизм. Патриотизм, гражданственность

Мораль выступает в качестве регулятора поведения человека в обществе. Понятие морали становится актуальным при оценке поступков индивида по отношению к природе и другим живым существам. Мoрaль ставит ограничения на свободу действий индивида, поскольку он всегда должен учитывать мнение других людей и общества, в котором живёт.

Мораль — традиционно сложившаяся система норм и правил поведения, которая определяется общественно принятыми понятиями о добре и зле, хорошем и плохом.

Этика — идеология, изучающая понятия морали и нравственности. Существует и другое определение: этика — обобщённые нормы поведения и морали для определённой общественной группы или профессии.

В процессе формирования понятие морали прошло несколько ступеней.

ФУНКЦИИ МОРАЛИ

ПОДХОДЫ К ПРОИСХОЖДЕНИЮ МОРАЛИ

Существует несколько точек зрения, трактующих наличие морали.

НРАВСТВЕННОСТЬ

Нравственность — ряд правил, соблюдение которых определяет поведение человека. Также под нравственностью понимается совокупность духовных и душевных качеств, которые необходимы человеку для комфортного нахождения в обществе, и соответствующее поведение, отвечающее этим правилам.

Таким образом, мораль обобщает в себе высокие идеалы общества, а нравственность определяет повседневную жизнь.

Этапы формирования нравственности:

Формирование нравственности происходит с изменением мыслей человека о себе и своих поступках.

Вы смотрели конспект «Мораль, этика, нравственность».

Источник

5 различий между моралью и важнейшей этикой

Разница между моральным и этическим более важным является то, что одно является основой другого. Мораль является основой этики, таким образом, этика не становится изменяющейся идеологией в соответствии с удобствами и внешними факторами..

Этика относится к правилам, которые приходят из внешних источников, например, на рабочих местах или религиозных принципов; в то время как мораль связана с собственными принципами личности, в отношении которых поведение является правильным или неправильным.

Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть фото Чем отличаются этика мораль и нравственность. Смотреть картинку Чем отличаются этика мораль и нравственность. Картинка про Чем отличаются этика мораль и нравственность. Фото Чем отличаются этика мораль и нравственность

Хотя во многих случаях слова моральные и этические называются почти как синонимы, каждый из них имеет разную коннотацию и затрагивает разные области человеческого состояния..

Конечно, они могут быть взаимодополняющими и настолько тесно связанными, что если бы слова были большой семьей, это были бы сестры.

5 основных различий между моральным и этическим

1- Внутренний фокус и внешний фокус

Мораль включает в себя набор ценностей, которые усваиваются в человеке с детства.

Это связано с отчуждением, которое происходит естественным образом в процессе социализации, подразумеваемой в воспитании, на которое всегда будет сильно влиять культурный мир, в котором развивается человек..

Таким образом, можно сказать, что мораль относительна, поэтому существуют проблемы, которые в некоторых культурах могут считаться крайне безнравственными, и что одновременно она может быть наиболее нормальной и принятой в других..

Мораль относится к обычаям, которые передаются из поколения в поколение во всех обществах и населенных пунктах..

Очень наглядный пример можно увидеть в практике практики многоженства в некоторых обществах на Ближнем Востоке, в отличие от моногамии, которая морально пропагандирует западную культуру..

Защитники каждой позиции могут приводить логические аргументы, но мораль не обязательно тесно связана с логикой.

Мораль относится к структуре верований, коренящихся в каждом человеке.

Вместо этого этика выражается в сфере человеческих отношений; то есть поведения, а не внутреннего мира людей.

Конечно, та структура убеждений, которая называется моральной, определенно влияет на действия людей и то, как они решают вести себя изо дня в день в профессиональной среде..

Этика стремится быть универсальной и, как правило, ограничивается коммерческими, а не личными отношениями..

Достоинство этики проявляется в честности и цели выбора поведения, которое строго соблюдает уважение к другим, а также способствует и способствует гармоничному сосуществованию..

Очевидно, что мораль окажет заметное влияние на то, как люди относятся друг к другу и, следовательно, на твердость своей этики.

Тогда можно сказать, что мораль идет внутрь, а этика публично.

2- Подсознание и сознание

Мораль обитает в подсознании человека, поскольку дает тело воображаемому или мировоззрению, которое приобретает человек..

Это ценности, привитые в основном с детства, и это в принципе неоспоримо.

Эти ценности молчаливо и постоянно подкрепляются сообщениями, которые лежат в основе семейной среды, в личном общении и в современных средствах массовой информации. Мораль интимна.

Этика проявляется в ведомости личности, в его профессиональной деятельности или в качестве члена любого социального субъекта с положениями и правилами обязательного соответствия.

Именно правильность их шагов в отношении этих норм удостоверяет этическое состояние любого человека..

Этическое качество измеряется в соответствии с установленной процедурой в соответствии с установленными законами. Этика публичная.

Этика может выходить за рамки стандартов. Когда кто-то из авторитетных чиновников воздерживается от произнесения какой-либо темы или уходит в отставку, чтобы оказаться в центре конфликта интересов, он действует в этической форме.

Таким образом, этическое поведение является результатом поведенческого проявления морали.

Может ли кто-нибудь полностью соблюдать этику как аморальную? Только человек, который действует за пределами своей культурной сферы, то есть тот, кому не хватает веры, чтобы адекватно относиться к чуждой им среде, или человек с двойной индивидуальностью..

3- Подход к закону

Мораль не обязательно руководствуется законами. Напротив, законы могут быть продуктом морали, которая преобладает в момент их принятия.

И мораль, и законы могут изменяться со временем диаметрально.

50 лет назад считалось безнравственным даже повышать его, и в настоящее время все больше и больше стран рассматривают его в своей правовой системе..

Что касается этики и ее отношения к законам, то, поскольку внешний фактор требует изучения, требуется предварительное знание правил, как правило, профессиональная подготовка..

Это не что-то внушаемое человеку в раннем возрасте, но приобретенное посредством академического образования и интеллектуальной подготовки.

Мораль строит законы, а этика зависит от законов. Целью законов является гармонизация человеческих отношений.

То есть они выражают аспекты морали, настолько широко принятые в обществах, что становятся обязательными, даже устанавливая наказания, если они не выполняются.

4- Реакция и рефлексия

Мораль имеет тенденцию быть реактивной, поскольку она основана на наборе ценностей, заложенных в воспитании и которые принимаются как законы жизни.

Не исключено, что в определенные периоды, применяя свои собственные критерии, они могут подвергать сомнению и даже принимать ценности или позиции, которые противоречат любому наследию..

Вместо этого, этика требует подготовки, критерия для распознавания, которая приобретается благодаря специализированному образованию и укрепляющим критериям, которые процветают во взрослом возрасте..

5- Личная среда и социальная среда

Ценности, составляющие мораль, формируются и выражаются в личной или интимной среде индивида, а этика практикуется во взаимодействии с другими членами общества..

Личная среда включает в себя не только дом и расширенную семью, но также дружбу и других людей, с которыми установлены узы привязанности.

Социальную среду составляют остальные люди, известные или нет, с которыми делится академическая, коммерческая, профессиональная или профессиональная деятельность, будь то обычная или временная.

Определения этики и морали

моральный

Это эксклюзивная концепция каждого человека, индивидуального и внутреннего, и связана с их поведенческими принципами и убеждениями.

Мораль обычно непротиворечива и меняется только в случае изменения личных убеждений индивида. Их концепции имеют тенденцию выходить за рамки культурных норм разных обществ.

Мораль, как правило, имеет то же понятие, что и «принятое» или «хорошее». В общем, это не объективно по отношению к тому, что правильно или неправильно, но просто есть действия и вещи, которые считаются подходящими, а другие неадекватны.

этика

Этика является частью социальной системы и является поведением, внешним по отношению к человеку. Вот почему он зависит от других для своего развития и определения и может варьироваться в зависимости от контекста и ситуации.

Источник

Реферат: Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра экономики сервиса

Реферат по дисциплине «Профессиональная этика и этикет»

Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»

Новосибирск, 2008 г.

1. Возникновение этики.

3. Понятие нравственности.

4. Мораль и нравственность.

6. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Список использованной литературы

Дополнительные источники информации

Понятия морали, нравственности, этики являются одними из самых распространённых в языке, и в то же время одними из самых многозначных и неопределённых. Нравственные проблемы при этом предстают одними из самых важных для человека.

Вопросом сущности этики, морали и нравственности, а также их различиями и взаимосвязями задавались многие философы и мыслители, начиная еще с Аристотеля.

Этот вопрос остается актуальным и в наше время, в связи с тем, что в настоящее время в российском обществе происходит определённая «переоценка ценностей».

Целью моего реферата является установление соотношения понятий «этика», «мораль» и «нравственность».

Я ставила перед собой следующие задачи :

1. определить точное объяснение данных терминов в отдельности;

2. соотнести эти понятия и выявить их сущность во взаимодействии между собой.

1. Возникновение этики

О возникновении этики, как системы нравственных норм, нельзя говорить в том же смысле, в каком говорят о возникновении наук или философии вообще. Этика не создаётся путём теоретического интереса к той или иной области действительности, как большинство наук, она обусловливается самим фактом общественной жизни. Мораль не возникает в человеческом обществе в определённый момент времени, но присуща ему, в той или иной форме, на всех стадиях его развития. Везде и во все времена воля человека, живущего в обществе себе подобных, связывалась нравственными нормами самого разнообразного содержания, имеющими вид обычаев, религиозных или государственных установлений. В этом смысле мораль предшествует познанию и часто является даже могущественным стимулом его развития: по преимуществу в области морали зарождается философская мысль. Моральное, сознаваемое сначала как безотчётно-должное, требует с течением времени своего обоснования, как необходимого для достижения открывающихся разуму целей. При этом моральная телеология неизбежно приводит к философской онтологии: «должное» выясняется при помощи философского познания «сущего». Несмотря на этот приоритет морали в развитии общественного и индивидуального человеческого сознания, первые исторически известные попытки научной этики возникают сравнительно поздно, уже на почве вполне ясно обозначившейся философской космологии. Если мораль, как житейскую мудрость общественных законодателей, следует признать существовавшей в самой глубокой древности, то мораль, как философскую теорию, можно констатировать только после Сократа.

Мора́ль (лат. moralis — касающийся нравов) — один из основных способов нормативной регуляции действий человека. Мораль охватывает нравственные взгляды и чувства, жизненные ориентации и принципы, цели и мотивы поступков и отношений, проводя границу между добром и злом, совестливостью и бессовестностью, честью и бесчестием, справедливостью и несправедливостью, нормой и ненормальностью, милосердием и жестокостью и т. д.

Существует точка зрения о физических основах морали, мораль объективна, представляет собой совокупность неизменных законов Природы, соблюдение которых способствует развитию высшего сознания, а их нарушение вызывает падение жизненной энергии и деградацию человека. Однако данное мнение далеко не бесспорно и практически безосновательно.

Мораль направлена на единообразие регуляции отношений и снижение конфликтности в обществе.

Следует разделять идеальную (пропагандируемую) и реальную моральные системы.

Мораль служит предметом изучения этики. Более широким понятием, выходящим за рамки морали, является этос.

3. Понятие нравственности.

Критериологический подход к категории нравственности требует, прежде всего, достижения понимания и ориентации в пространстве жизненных и вообще природных критериев с тем, чтобы построить систему оценок знаний высшего уровня. Подобное желание весьма трудно исполнимо, ибо нравственность сама по себе является уже такой оценочной системой высокого уровня, позволяющей человечеству и каждой личности соотносить друг с другом фактически любые действия и мысли.

Когда мы стараемся осмыслить это понятие, то, прежде всего, отмечаем, что в понятии нравственности особым образом, если не сказать удачно, соединились знания человеческой цивилизации об идеале и реальности: идеал притягивает к себе реальность, заставляя её меняться по нравственным принципам.

Кроме того, эта категория как расширенное понятие объединяет в себе сущностную социальную первопричину реальных действий людей: они добровольно берут на себя личностные обязанности по соответствию своих действий неким общим представлениям (общим нравам) и по соотнесению этих действий и своих мыслей целям, задачам, критериям общества. По-другому, жизнь превращается при этом в Игру с Выигрышем для Всех и каждого.

Поэтому говорить о нравственности можно лишь с позиций добровольно взятых на себя обязанностей человека перед обществом или перед той Высшей Силой из пространства Сознания Природы, которая соответствует общему представлению, эгрегорному образу, Богу, стоящему над данным обществом и человеком и которое ведёт данное общество и данного человека по жизненному пути.

Нравственности эгоистической быть не может. Поэтому можно снять упрёк либерального (эгоистического) толка о том, что Иисус Христос принёс человечеству коммунистическую идеологию: любое духовно-нравственное учение, в том числе и возникшие до Иисуса Христа, заставляет, прежде всего, расставлять оценки с вершины общества. И СССР развалился совсем не потому, что коммунистическая идеология нежизненна, наоборот, ей не хватило именно духовной высоты, такой, какая наличествует, например, в конфуцианстве и даосизме.

Однако, эгрегоры, как и ведомые ими личности и общества, могут быть разной высоты по уровню духовного потенциала, и потому разными по качеству, силе, заряду (позитив-негатив), широте охвата и так далее. И потому представление о Боге одного человека не совпадает с представлением о Нём другого, личный Бог одного человека никогда не будет совпадать с личным Богом другого. И хотя духовная высота эгрегора каждого человека оценивается, «измеряется», с высоты общих нравов нравственностью, тем не менее, понимание нравственности у разных людей разное. Нравственность так же относительна, как и любая другая истина.

4. Мораль и нравственность.

В русском языке существуют два родственных понятия – мораль и нравственность. Каково отношение между ними? В этике существуют попытки «развести» данные понятия. Наиболее известна идея Гегеля, который мораль связывал со сферой должного, идеального, а нравственность со сферой сущего, действительного. Существует ведь большая разница между тем, что люди признают за должное, и тем, что они в действительности выполняют.

Дать определение «морали» («нравственности») значительно сложнее, нежели дать определение «этики», что обусловлено сложностью, многоаспектностью самого предмета. Можно выделить следующие, наиболее общезначимые определения «нравственности».

1) Нравственность есть «внутренние, духовные качества, которыми руководствуется человек; этические нормы, правила поведения, определяемые этими качествами». В данном определении мораль сводится к определённым духовным качествам человека, а также к определённым нормам и принципам поведения, т.е. к определённой форме сознания. Однако здесь не учитывается в должной мере моральное измерение общества, а также практическая нравственная деятельность. Поэтому в русскоязычной советской этике в 70-е годы XX века было предложено другое, более широкое понятие морали.

2) Мораль есть особый, императивно-оценочный способ освоения действительности через дихотомию (противоположность) добра и зла. Очевидна связь данного понятия морали с человеком, который только и может оценивать и повелевать. Мораль, таким образом, понимается как субъективная форма бытия, хотя и всеобщая для человека. Но как быть с отношением к природе, может ли оно быть нравственным? Обладают ли нравственной самоценностью другие, кроме человека, живые существа? Нравственная интуиция положительно отвечает на эти вопросы, однако они оказываются неразрешимыми для субъективистского подхода к морали, который связывает мораль лишь с человеком, с межличностными и общественными отношениями. Поэтому правомочно ещё более широкое определение морали.

3) Мораль есть совокупность ценностей добра и зла, а также соответствующих им форм сознания, отношений, действий. Данное определение морали и будет нами рассматриваться как основное.

В русском языке понятия морали и нравственности имеют разные оттенки. Мораль, как правило, подразумевает наличие внешнего оценивающего субъекта (других людей, общество, церковь и т. д.). Нравственность в большей степени ориентирована на внутренний мир человека и его собственные убеждения.

Нравственность в широком смысле — особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Нравственность в узком смысле — совокупность принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу.

Нравственность представляет собой ценностную структуру сознания, способ регуляции действий человека во всех сферах жизни, включая труд, быт и отношение к окружающей среде.

Этимологический анализ слова «этика» говорит о том, что термин «этика» происходит от древнегреческого слова «ethos», что означало «обычай», «темперамент», «характер». Древнегреческий философ Аристотель (384—322 гг. до н.э.) от термина «этос» образовал прилагательное «ethicos» — этический. Он выделил два типа добродетелей: этических и интеллектуальных. К этическим добродетелям Аристотель отнес такие положительные качества характера человека как мужество, умеренность, щедрость и др. Этикой он назвал науку, которая изучает эти добродетели. Позднее за этикой закрепилось обозначение ею содержания науки о морали. Таким образом, термин «этика» возник в IV веке до н.э.

Термин «мораль» произошел в условиях Древнего Рима, где в латинском языке было слово, аналогичное древнегреческому «этос» и этим словом является «mos», означающее «нрав», «обычай», то есть почти то же, что и древнегреческое слово «этос». Римские философы и среди них Марк Туллий Цицерон (106-43 гг. до н.э.) образовали от термина «mos» прилагательное «moralis», а от него затем возникает термин «moralitas» — мораль. По этимологическому происхождению древнегреческий термин «этика» и латинский «мораль» совпадают.

Термин «нравственность» происходит из древнеславянского языка, где он происходит от термина «нравы», обозначающего обычаи, утвердившиеся в народе. В России слово «нравственность» по своему употреблению в печати определяется в «Словаре Академии Российской», вышедшем в 1793 году.

В чем различие между этикой и моралью?

Имеются и другие теоретические ракурсы, в которых могут быть сопоставлены этика и мораль. Так, в англо-американской однотомной энциклопедии по этике в специальной статье, посвященной рассматриваемому вопросу, различие между этикой и моралью усматривается в том, что первая включает в себя всеобщие, фундаментальные, неизменные принципы, выражающие важнейшие ценности и убеждения личности и общества, тогда как вторая содержит более специфические и изменчивые правила, через которые реализуются эти общие принципы(4). Но если трактовка морали как выражения «высших ценностей» в социальных нормах и человеческих поступках действительно является одним из принятых способов дефинирования этого понятия, то увязывание этики именно и только с этими высшими ценностями выглядит достаточно произвольным. Очевидно, автор статьи «Ethics/moralitydistinction» имел в виду то обстоятельство, что классическая этика всегда отправлялась от того или иного высшего принципа, на основе которого выстраивалось соответствующее жизнеучение; однако из этого факта вовсе не следует, будто этика тождественна самим этим исходным принципам, а мораль представляет собою лишь их конкретизацию.

Безусловно, уже античные мыслители, как явствует из дошедших до нас текстов, замечали особое положение тех ценностей, которые мы сейчас называем «моральными», среди прочих ценностных установок, однако этот особый статус не был концептуально и терминологически оформлен, границы между собственно моральными (в более позднем понимании этого слова) и иными ценностями были размытыми и легко нарушаемыми. Поэтому ценностный спектр этических учений всегда был (и остается поныне) гораздо более богатым и разнообразным, нежели действительные расхождения философов в их моральных позициях (особенно если иметь в виду расхождения не в конкретных моральных оценках и нормах, а в трактовке общих принципов морали).

6. Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность».

Таким образом, этимологически термины «этика», «мораль» и «нравственность» возникли в разных языках и в разное время, но означающие единое понятие — «нрав», «обычай». В ходе употребления этих терминов слово «этика» стало обозначать науку о морали и нравственности, а слова «мораль» и «нравственность» стали обозначать предмет исследования этики как науки. В обычном словоупотреблении эти три слова могут употребляться как тождественные. Например, говорят об этике учителя, имея в виду его нравственность, то есть выполнение им определенных моральных требований и норм. Вместо выражения «моральные нормы» употребляется выражение «этические нормы».

На соотношение содержания слов «мораль» и «нравственность» существует две точки зрения, первая из которых считает содержание этих слов тождественным, а вторая — полагает, что они имеют различное содержание. Известно, что немецкий философ Г. В. Ф. Гегель (1770—1831 гг.) разделял содержание терминов «моральность» и «нравственность». В содержании моральности он видит такие понятия как умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть, а в содержание нравственности он включает особенности трех компонентов: семьи, гражданского общества и государства. (См.: Гегель Г. В. Ф. Философия права. М.,1990, с. 154—178). Под понятием «моральность» Гегель имел в виду сферу морали, а под понятием «нравственность» — то, что сейчас определяется как социально-политическая сфера общества. Среди современных авторов некоторые из них разделяют содержание терминов «мораль» и «нравственность», считая, что мораль — это сфера должного, того, как нужно делать, как следует поступать, а нравственность — это сфера сущего, система реализованного морального сознания, область практических нравов, осуществление морали в конкретных поступках людей. Многие авторы считают мораль и нравственность как тождественные понятия, как термины, имеющие одинаковое содержание, а этику полагают как науку о морали и нравственности.

Итак, этика является более широким понятием, по отношению к понятиям нравственности и морали, наукой, изучающей нравственность и мораль.

Мораль и нравственность – понятия близкие по значению, однако они не являются синонимами и имеют различные значения, функции и выполняют отличные друг от друга задачи.

Считаю, что задачи реферата решены, цель выполнена.

Список использованной литературы:

1. Матюшин Г. Г.»Этика. Курс лекций» 2007.

3. Ефимов В.Т. Этика и моралеведение // Вопросы философии. 1982. № 2.

4. Гусейнов А.А. Этика // Новая философская энциклопедия: В 4 т. М.. 2001. 4

5. Апресян Р.Г. Мораль // Этика: Энциклопедический словарь. М., 2001.

6. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003.

7. Мораль и рациональность — ИФРАН, 1995

Дополнительные источнки информации:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Название: Соотношение понятий «этика», «мораль», «нравственность»
Раздел: Рефераты по этике
Тип: реферат Добавлен 19:19:48 26 мая 2008 Похожие работы
Просмотров: 20841 Комментариев: 21 Оценило: 5 человек Средний балл: 4 Оценка: неизвестно Скачать