Чем отличаются джазовые музыкальные произведения какие имеют особенности
основные черты джаза.
Основные черты джаза – основополагающая роль ритма, мелодические акценты, порождающие ощущение волнообразного движения, импровизационное начало. Джазом также называют оркестр, состоящий преимущественно из духовых, ударных и шумовых инструментов, предназначенных для исполнения такой музыки. Для джазового стиля свойственен новый ритм – «бит»: «биение» ударных, внутренняя пульсация, синкопирование, акценты на слабых долях четырехдольного такта, свингование, полиритмия. Как утверждал Д. Эллингтон в одной из названий композиции, без свинга нет джаза. Свинг – это прием джазовой полиритмии, несовпадение метроритмических акцентов мелодии и основного метра пьесы.
Особенности джазовой ритмики создают специфическую фразировку, которая связана мелодически с интонациями речи, а фонетически – близка тембру человеческого голоса. Фразировка, выражаемая в том, что сильные доли тембрально «затемняются», а «слабые» – «высветляются», называется офф-бит («между долями»). Это явление имеет истоки в барабанной музыке африканцев и в жанре спиричиуэл.
Для джазовой музыки свойственна четырехдольность. Темп в джазовой композиции обычно не меняется, хотя она может давать впечатление нарастающего темпа – это так называемый «драйв» («напряжение»). Другой важнейшей стороной джазового стиля является гармонический язык. Для джаза свойственно гармоническое мышление септаккордами, диссонантность, аккорды с добавленными ступенями, альтерированные аккорды
О,ДЖАЗ
я узнаю твои черты
из ритма и акцентов ты
и волны, волны по моей вселенной
и этот драйв
ловлю прекрасные мгновенья.
Черты джазового стиля в музыке
Содержание статьи
Что такое джаз
Джаз – направление в музыке, характеризующиеся соединением ритмичности с мелодичностью. Отдельной особенностью джаза является импровизация. Свою популярность музыкальное направление получило благодаря необычному звучанию и сочетанию нескольких совершенно разных культур.
История джаза началась в начале XX века в США. В Новом Орлеане сформировался традиционный джаз. Впоследствии во многих других городах стали зарождаться новые разновидности джаза. Несмотря на все многообразие звучания разных стилей, джазовую музыку можно сразу отличить от другого жанра благодаря ее характерным чертам.
Импровизация
Музыкальная импровизация – одна из главных особенностей в джазе, которая присутствует во всех его разновидностях. Исполнители создают музыку спонтанно, никогда не обдумывают заранее, не репетируют. Чтобы играть джаз и импровизировать, требуется опыт и умение в данной области музицирования. К тому же джазист должен помнить о ритме и тональности. Не малое значение имеют отношения между музыкантами в группе, потому что успех получаемой мелодии зависит от понимания настроения друг друга.
Импровизация в джазе позволяет каждый раз создавать что-то новое. Звучание музыки зависит только от воодушевления у музыканта в момент игры.
Нельзя говорить, что если в исполнении нет импровизации, то это уже не джаз. Этот вид музицирования достался джазу от африканских народов. Так как африканцы не имели понятия о нотах и репетиции, музыку передавали друг другу только путем заучивания ее мелодии и темы. И каждый новый музыкант уже мог играть одну и ту же музыку по-новому.
Ритм и мелодичность
Второй важной чертой джазового стиля является ритм. Музыканты имеют возможность спонтанно создавать звучание, так как постоянная пульсация создает эффект живости, игры, волнения. Ритм также и ограничивает импровизацию, требуя извлекать звуки согласно заданной ритмичности.
Как и импровизация, ритм пришел в джаз от африканских культур. Но именно эта черта является главной характеристикой музыкального течения. Первые исполнители свободного джаза полностью отказались от ритма, чтобы быть абсолютно свободными в создании музыки. Из-за этого новое направление в джазе на протяжении долгого времени не признавалось. Ритм обеспечивают ударные инструменты.
От европейской культуры джазу досталась мелодичность музыки. Именно сочетания ритмичности и импровизации с гармоничной и мягкой музыкой придает джазу необычное звучание.
Что нужно знать о джазе, чтобы сойти за своего: гид по стилю
Сегодня джаз плавно, но настойчиво перетекает в хрустальный музыкальный сосуд с ярлычком «Классика»: приезжие звезды выступают в академических залах, а не знать имя Чарли Паркера или Майлза Дэвиса уже неприлично. Как разобраться в этом музыкальном явлении, если джаз прошел мимо вас?
Понять, кто есть кто в джазе, не так уж просто. Направление коммерчески успешно, а потому нередко о «единственном концерте легендарного Васи Пупкина» кричат изо всех щелей, а действительно важные фигуры уходят в тень. Под напором лауреатов «Грэмми» и рекламы с радио «Джаз» легко потерять ориентиры и остаться равнодушным к стилю. Если вы хотите научиться разбираться в такой музыке, а может, даже и полюбить ее, усвойте самое главное правило: никому не доверяйте.
Выносить суждения о новых явлениях нужно с осторожностью или как Юг Панасье — знаменитый музыковед, который провел черту и заклеймил весь джаз после 50-х, назвав его «ненастоящим». В конечном итоге он оказался неправ, но на популярность его книги «История подлинного джаза» это не повлияло.
Лучше отнестись к новому явлению с молчаливой подозрительностью, так вы точно сойдете за своего: снобизм и приверженность к старому — одна из ярчайших характеристик субкультуры.
В разговорах о джазе часто вспоминают Луи Армстронга и Эллу Фицджеральд — казалось бы, тут не ошибешься. Но подобные ремарки и выдают неофита. Это эмблематичные фигуры, и если о Фицджеральд еще можно говорить в подходящем контексте, то Армстронг — это Чарли Чаплин джаза. Вы же не будете беседовать с любителем артхаусного кино о Чарли Чаплине? А если и будете, то уж во всяком случае не в первую очередь. Упоминание обоих прославленных имен возможно в определенных случаях, но, если кроме этих двух тузов у вас в кармане ничего нет, придержите их и дождитесь подходящей ситуации.
Во многих направлениях бывают явления модные и не очень, но в наибольшей степени это свойственно именно джазу. Зрелому хипстеру, привыкшему выискивать редкие и странные вещи, будет непонятно, почему чешский джаз 40-х — это неинтересно. Найти что-то условно «необычное» и козырять своей «глубокой эрудицией» тут не удастся. Чтобы представлять себе стиль в общих чертах, следует перечислить его основные направления начиная с конца XIX века.
Регтайм и блюз иногда называют протоджазом, и если первый, будучи не совсем полноценной с современной точки зрения формой, интересен просто как факт истории музыки, то блюз актуален до сих пор.
Регтайм — это выписанное нотами произведение, чаще фортепианное и без импровизации, которая теоретически возможна, но до известных пределов; левая рука при исполнении таких композиций играет довольно статичный аккомпанемент — «бас-аккорд». Наиболее популярными стали регтаймы Скотта Джоплина.
Регтаймы Скотта Джоплина
Понятие хонки-тонк тоже имеет отношение к этому стилю: так называли бары с живой музыкой, где нередко исполняли и регтаймы на расстроенных от времени пианино. Сейчас этим затейливым словом чаще обозначают тембр такого инструмента и употребляют его, когда речь идет о стилях, зародившихся в ту эпоху, — буги-вуги, кантри и рок-н-ролле.
Регтайм The Entertainer на хонки-тонк-пианино
Кантри и буги-вуги на хонки-тонк-пианино
Блюзом изначально называли грустную афроамериканскую песню. С течением времени этот жанр превратился в целое направление, которое развивалось скорее как самостоятельный стиль, а не ветвь джаза. Кроме того, блюз — это и джазовая форма, причем одна из наиболее популярных, служащая визитной карточкой любого исполнителя: по импровизации на блюзовую тему его встречают и судят, насколько он хорош.
Жизнерадостный регтайм отличается от печального блюза не только настроением, но и тем, что во втором жанре огромное значение имеет импровизация, хотя в ранних блюзовых формах она или слишком простая, или вовсе отсутствует. Отчасти это объясняет широкую популярность печального стиля в постсоветской России.
И хотя исследователи причиной такого всплеска любви к блюзу в 90-х называют психологическое состояние россиян и тотальное ощущение безнадеги, на деле все может быть куда проще.
Подборка 100 популярных блюзовых песен
Буги-вуги, как и регтайм, — это фортепианный стиль, для которого характерен «ломаный» аккомпанемент в левой руке. Наравне с блюзом он является прямым предшественником ритм-н-блюза и его белого «отпрыска» — рок-н-ролла.
Классический буги-вуги
Как и в европейской культуре, у афроамериканцев музыка делилась на светскую и духовную, и если блюз относился к первой группе, то спиричуэл и госпел — ко второй.
Спиричуэлы более строгие, нежели госпелы, они исполняются хором верующих, часто с аккомпанементом в виде хлопков на четные доли такта — важная черта всех стилей джаза и проблема для многих европейских слушателей, которые хлопают невпопад. Музыка Старого Света чаще всего заставляет нас кивать на нечетные доли. В джазе все наоборот. Поэтому если вы не уверены, что чувствуете эти необычные для европейца вторую и четвертую доли, лучше удержаться от хлопков. Или посмотрите, как это делают сами исполнители, а затем попробуйте повторить.
Сцена из фильма «12 лет рабства» с исполнением классического спиричуэла
Современный спиричуэл в исполнении группы Take 6
Госпелы чаще исполнялись одним певцом, в них больше свободы, чем в спиричуэлах, поэтому они стали популярны как концертный жанр.
Классический госпел в исполнении Махалии Джексон
Современный госпел из фильма «Радостный шум»
В 1910-х годах формируется традиционный, или новоорлеанский, джаз. Музыку, из которой он возник, исполняли уличные оркестры, пользовавшиеся тогда большой популярностью. Значение инструментов резко возрастает, важное событие эпохи — появление джаз-бэндов, небольших оркестров из 9–15 человек. Успех негритянских коллективов мотивировал белых американцев, которые создавали так называемые диксиленды.
Традиционный джаз ассоциируется с фильмами об американских бандитах. Это связано с тем, что его расцвет пришелся на времена сухого закона и Великой депрессии. Один из ярких представителей стиля — уже упоминавшийся Луи Армстронг.
Отличительные черты традиционного джаз-бэнда — устойчивое положение банджо, лидирующая позиция трубы и полноценное участие кларнета. Последние два инструмента с течением времени потеснит саксофон, который станет бессменным лидером такого оркестра. По характеру музыки традиционный джаз более статичный.
Джаз-бэнд Джелли Ролла Мортона
Современный диксиленд Marshall’s Dixieland Jazz Band
Что не так с джазом и почему принято говорить, что никто не умеет играть эту музыку?
Все дело в ее африканском происхождении. Несмотря на то, что к середине XX века белые отстояли свое право на этот стиль, до сих пор распространено мнение, что афроамериканцы обладают особым чувством ритма, позволяющим им создавать ощущение раскачивания, которое называется «свинг» (от англ. to swing — «раскачивать»). Спорить с этим рискованно: большинство великих белых пианистов начиная с 1950-х и до наших времен прославилось благодаря своему направлению или интеллектуальным импровизациям, выдающим глубокую музыкальную эрудицию.
Поэтому если в беседе вы упомянули белого джазиста, говорить что-то вроде «как он здорово свингует» не стоит — ведь он свингует либо нормально, либо никак, такой вот обратный расизм.
А само слово «свинг» слишком поистерлось, произносить его лучше в самую последнюю очередь, когда это наверняка уместно.
В конце 20-х наступает эпоха свинга, которая продлится два десятилетия. Нельзя сказать, что в традиционном джазе его не было, — скорее, он присутствовал только в солирующей партии каждого инструмента, тогда как ритмическая секция — чаще всего контрабас, барабаны, фортепиано и гитара — играли статический аккомпанемент с акцентом на каждую долю.
В свинге как стиле появляется более четкое разделение на секции. Например, медные духовые: трубы, тромбоны и саксофоны — часто играли tutti (все вместе), выделяя характерный ритмический рисунок. А ритм-группа подчеркивала вторую и четвертую доли, за счет чего возникало особое ощущение времени. Одними из самых популярных бэндов того времени были оркестры под управлением Бенни Гудмена, Гленна Миллера и Дюка Эллингтона.
Каждый джазист обязан уметь исполнять «джазовые стандарты» (главные мелодии, или, иначе, evergreen), которые, однако, делятся на оркестровые и ансамблевые. Например, In the Mood относится скорее к числу первых.
In the Mood. Исполняет оркестр Гленна Миллера
Тогда же появляются знаменитые произведения Джорджа Гершвина, которые считаются и джазовыми, и академическими одновременно. Это «Рапсодия в стиле блюз» (или «Голубая рапсодия»), написанная в 1924 году, и опера «Порги и Бесс» (1935), знаменитая своей арией Summertime. До Гершвина джазовые гармонии использовали такие композиторы, как Чарлз Айвз и Антонин Дворжак (симфония «Из Нового Света»).
Современные поджанры джаза
Благодаря популярным и новейшим музыкальным направлениям джаз становится разнообразнее и приобретает иное звучание. По-настоящему неутомимые в творческом поиске музыканты неустанно продолжают экспериментировать со стилями. В результате слияния с хип-хопом, трансом, эмбиентом, прогрессивной музыкой и другими стилями формируется современный джаз.
Трип-хоп и джаз
Трип-хоп представляет собой поджанр электронной музыки, который появился на музыкальном горизонте в начале 90-х годов. Звучание этого направления носит экспериментальный характер: ему присущи невысокий темп, довольно хмурое звучание и часто используемый речитатив. Трип-хоп объединил в себе элементы хип-хопа, рока, дабстепа и соула. Современный джаз на основе трип-хопа или только с его элементами обретает характерное звучание с меняющимся ритмом и динамикой. Трип-хоп композиции имеют ярко выраженное атмосферное настроение, которого музыканты добиваются, используя уникальное звучание электро-пианино Rhodes, саксофона, трубы, флейты и терменвокса. Часто синтез джаза и трип-хопа можно встретить с вокальным сопровождением, поддерживающим мистическое звучание этого стиля.
Панк и джаз
Сам по себе музыкальный жанр «панк» возник в Великобритании в конце 1960-х годов и изначально имел отношение к политической тематике. По звучанию панк не отличается особыми музыкальными изысками и утонченностью, имеет грубые дисгармоничные звуки. Часто для исполнения панк-композиций используются всего несколько аккордов. Совмещая «сырой» звук панк-музыки и джаз можно получить необычное произведение, которое будет иметь минималистическое звучание, тяжелый ритм и в то же время уникальную мелодию. Первая идея объединения этих двух направлений принадлежит экспериментальным сценам клубов Нью-Йорка еще в конце 1970-х годов. Цель задумки была – обнаружить первоначальную простоту джазового ритма и его энергии. Слушайте Punk Jazz — Jaco Pastorius Big Band на Яндекс.Музыке
Гараж и джаз
Название этого музыкального жанра происходит от одноименного нью-йоркского клуба, где он и возник в середине 1980-х годов. По своему содержанию гараж напоминает очень популярное современное направление хаус с четким ритм-битом и семплингом. Но благодаря добавлению к основным идеям хаус-музыки элементов соула и даже госпела, гараж приобрел принципиально новое, узнаваемое звучание. Совмещение танцевальных ритмов и джазовой гармонии дает на выходе необычное сочетание двух противоположных культур. Использование новых электронных звуковых эффектов, вокала в той же электро-обработке и различных джазовых ритмов становится все более популярным не только в Америке, но и в других странах. Слушайте Agara — Jaroslav Šimíček Quartet на Яндекс.Музыке
Эйсид и джаз
Современный джаз-эйсид нередко называют «кислотным» из-за его откровенно динамичного ритма, инструментальной насыщенности доминирования электронных эффектов. Для этого направления характерны широта тембра, громкий звук, изобилие ритмических оборотов с использованием самых разных инструментов. Движение зародилось в 1987 году на британской сцене, взяв за основу фанковую гармонию и постепенно добавляя к ней классический джаз, хип-хоп, соул и латиноамериканскую музыку. По своей динамике эйсид-джаз практически не уступает другим современным музыкальным стилям. Сам по себе этот поджанр стал составляющей джазового возрождения, объединив эпоху джазовой классики и современных музыкальных течений. Слушайте Blue Ammons — Gene Ammons на Яндекс.Музыке
Дарк-джаз
Современный джаз, имеющий в своей основе ярко выраженное сюрреалистическое звучание. Это направление совершенно точно не имеет аналогичного по стилю исполнения жанра. В переводе с английского dark значит «темный», и это определение действительно лучше всего характеризует музыку, обладающую мистическим, мрачным и в то же время притягательным звуком. Одним из ярчайших и главных представителей этого направления является итальянский композитор Анджело Бадаламенти, написавший саундтреки к известному сюрреалистическому сериалу «Твин Пикс». Отличительной особенностью дарк-джаза стали приглушенные инструментальные партии, на фоне которых ярко выделяется соло-исполнитель – как вокалист, так и инструменталист. Нередко использование стаккато для создания тревожной атмосферы в композициях и резких звуков. Слушайте Audrey’s Dance — Angelo Badalamenti на Яндекс.Музыке
Техно и джаз
На первом месте в описании техно-джазовой музыки сразу же встанет повышенное использование электронных «старых» звуков в стиле середины 80-х годов. Большую часть композиций этого поджанра занимает использование электронных эффектов в комбинации с классическим джазовым ритмом. Иногда для усиления динамики и характерной стилистики направления в нем появляются элементы дабстепа, подчеркивающие мощные басовые партии. Существуют и медленные треки того же направления, но практически всегда на фоне звучащего соло-инструмента имеется четкий ритмический рисунок в виде электронных звуков и даже элементов регги. Слушайте Embryo — Hanna на Яндекс.Музыке Источник