Чем отличаются два оператора вывода print a и print a
Чем отличаются два оператора вывода print a и print a
Вывод данных
В предыдущей теме мы познакомились со структурой программы на языке Pascal, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода write :
Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на экран. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.
Произвольный набор символов, заключённый в апострофы, считается строковой константой. Строковая константа может содержать любые символы, набираемые на клавиатуре.
Оператор write (‘s= ‘, s) выполняется так:
Если значение переменной s равно 15 и она имеет целочисленный тип, то на экране появится: s=15
Если значение переменной s равно 15, но она имеет вещественный тип, то на экране появится: s=1.5Е+01
При выполнении оператора вывода все элементы списка вывода печатаются непосредственно друг за другом. Так, в результате работы оператора write (1, 20, 300) на экран будет выведена последовательность цифр 120300, которая будет восприниматься нами как число 120300, а не как три отдельные числовые константы. Сделать выводимые данные более доступными для восприятия можно разными способами:
Вариант организации вывода | Оператор вывода | Результат |
---|---|---|
Добавить разделители — запятые | write (1, ‘,’, 20, ‘,’, 300) | 1,20,300 |
Добавить разделители — пробелы | write (1, ‘ ‘, 20, ‘ ‘, 300) | 1 20 300 |
Указать формат вывода | write (1:3, 20:4, 300:5) | 1 20 300 |
Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина. Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.
Для вывода вещественного числа в списке вывода для каждого выражения указываются два параметра: 1) общее количество позиций, отводимых под число; 2) количество позиций в дробной части числа:
Оператор вывода | Результат выполнения оператора |
---|---|
write (‘s=’, s:2:0); | s=15 |
write (‘s=’, s:3:1); | s= 15.0 |
write (‘s=’, s:5:1); | s= 15.0 |
Первая программа на языке Pascal
Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходным данным в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины c — длина окружности и s — площадь круга. c, s и r — величины вещественного типа.
Эта программа верна и решает поставленную задачу. Запустив её на выполнение, вы получите следующий результат:
Первая программа
И всё-таки составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания. Внесение изменений в существующую программу, по меньшей мере, не всегда удобно (например, когда программа большая и операторов присваивания много). Ниже вы познакомитесь с оператором, позволяющим вводить исходные данные в процессе работы программы, не прибегая к изменению текста программы.
Ввод данных с клавиатуры
Для ввода в оперативную память значений переменных используется оператор ввода read :
Первое введённое пользователем значение переменной помещается в ячейку памяти, имя которой расположено первым в списке ввода, и т.д. Поэтому типы вводимых значений (входного потока) должны соответствовать типам переменных, указанных в разделе описания переменных.
var i, j: integer; x: real; a: char;
Присвоим переменным i, j, x, а значения 1, 0, 2.5 и ‘А’. Для этого воспользуемся оператором
и организуем входной поток одним из следующих способов:
Пример ввода
Здесь мы не только использовали различные разделители (пробел, запятая), но и представляли входной поток в виде одной, двух и четырёх строк.
Результат работы усовершенствованной программы
Теперь наша программа может вычислить длину окружности и площадь круга для любого значения r. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод получаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Организация ввода и вывода данных
Организация ввода и вывода данных
Вывод данных
В предыдущей теме мы познакомились со структурой программы на языке Python, научились описывать данные, рассмотрели оператор присваивания. Этого достаточно для того, чтобы записать программу преобразования данных. Но результат этих преобразований нам виден не будет.
Для вывода данных из оперативной памяти на экран монитора используется оператор вывода print :
Здесь в круглых скобках помещается список вывода — список выражений, значения которых выводятся на экран. Это могут быть числовые, символьные и логические выражения, в том числе переменные и константы.
Произвольный набор символов, заключённый в апострофы, считается строковой константой. Строковая константа может содержать любые символы, набираемые на клавиатуре.
Оператор print (‘s= ‘, s) выполняется так:
Если значение переменной s равно 15, и она имеет целочисленный тип, то на экране появится: s=15
Вариант организации вывода | Оператор вывода | Результат |
---|---|---|
По умолчанию | print (1, 20, 300) | 1 20 300 |
Убрать разделители — пробелы | print (1, 20, 300, sep=») | 120300 |
Добавить другой разделитель | print (1, 20, 300, sep=’,’) | 1,20,300 |
Формат вывода — это указываемое после двоеточия целое число, определяющее, сколько позиций на экране должна занимать выводимая величина. Если цифр в числе меньше, чем зарезервированных под него позиций на экране, то свободные позиции дополняются пробелами слева от числа. Если указанное в формате вывода после двоеточия число меньше, чем необходимо, то оно автоматически будет увеличено до минимально необходимого.
Оператор вывода | Результат выполнения оператора |
---|---|
a = 4 print (‘a=’, ‘<:5d><:5d>‘.format(a, a * a)) | a= ◦◦◦◦4◦◦◦16 |
a = 1 / 3 b = 1 / 9 print («<:7.3f><:7.3f>«.format(a, b)) | ◦◦0.333◦◦0.111 |
a = 1 / 3 b = 1 / 9 print (‘<:10.3e><:10.3e>‘.format(a, b)) | ◦3.333e-0.1◦◦1.111e-01 |
Первая программа на языке Python
Пользуясь рассмотренными операторами, составим программу, вычисляющую длину окружности и площадь круга радиуса 5,4 см.
Исходным данным в этой задаче является радиус: r = 5,4 см. Результатом работы программы должны быть величины c — длина окружности и s — площадь круга. c, s и r — величины вещественного типа.
Эта программа верна и решает поставленную задачу. Запустив её на выполнение, вы получите следующий результат:
Первая программа
Первая программа с выводом по формату
И всё-таки составленная нами программа имеет существенный недостаток: она находит длину окружности и площадь круга для единственного значения радиуса (5,4 см).
Для того чтобы вычислить длину окружности и площадь круга для другого значения радиуса, потребуется вносить изменения непосредственно в текст программы, а именно изменять оператор присваивания. Внесение изменений в существующую программу, по меньшей мере, не всегда удобно (например, когда программа большая и операторов присваивания много). Ниже вы познакомитесь с оператором, позволяющим вводить исходные данные в процессе работы программы, не прибегая к изменению текста программы.
Ввод данных с клавиатуры
Есть задачи, в которых вводимые данные заданы в одной строке, например, 10 20. Чтобы была возможность работать с такими данными, их надо разделить.
Для этого нужно применить следующий синтаксис:
Здесь есть правило: количество данных должно соответствовать количеству переменных. В примере выше в одной строке передаются два целых числа, разделенных пробелом. Соответственно, нужно эти данные передать также двум переменным. Осталось не забыть, что определенные таким образом переменные имеют строковый тип. Для арифметического сложения их нужно привести к типу целого числа.
Также добавим, что если в одной строке введены данные одного единственного типа (только целые числа, вещественные числа или строки), то определение переменных и задание им одного и того же типа можно выполнить одной строкой кода, используя следующий синтаксис:
При вызове функции input в скобках можно записать сообщение-подсказку:
Результат работы усовершенствованной программы
Теперь наша программа может вычислить длину окружности и площадь круга для любого значения r. Иначе говоря, она решает не единичную задачу, а целый класс задач. Кроме того, в программе понятно и удобно организован ввод исходных данных и вывод получаемых результатов. Это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Ввод исходных данных и вывод результатов должны быть организованы понятно и удобно; это обеспечивает дружественность пользовательского интерфейса.
Функции input и print ввода/вывода
Начнем с первой. Вызвать функцию input можно таким образом:
и после ее запуска среда выполнения будет ожидать от нас ввода данных. Введем, допустим, число 5 и нажмем enter. Смотрите, эта функция возвратила нам это число, но в виде строки:
В действительности, данная функция всегда возвращает строку, чего бы мы не вводили с клавиатуры. Ну хорошо, а как нам сохранить в переменной введенное значение? Это можно сделать так:
Теперь, на все введенные данные будет ссылаться переменная a.
Несмотря на то, что input всегда возвращает строки, нам в программах в ряде случаев будет требоваться ввод чисел. И здесь возникает вопрос: как число из строки преобразовать в обычное число, которое можно будет в последствие использовать в арифметических операциях? Это делается с помощью функции
Данная функция пытается переданный аргумент преобразовать в число и вернуть уже числовое значение. Например:
вернет число 5, или
преобразует значение a в числовое. Однако, здесь следует быть осторожным и иметь в виду, что если аргумент не удается преобразовать в число, то возникнет ошибка:
Отлично, с этим разобрались. Теперь мы можем преобразовывать строки в числа, используя такую конструкцию:
Здесь сначала сработает input, а затем, введенное строковое значение будет преобразовываться в число и переменная a уже будет ссылаться на числовое значение. Благодаря этому, данную переменную можно в дальнейшем использовать в арифметических операциях, например:
и так далее (об арифметических операциях речь пойдет на следующем занятии).
По аналогии с int работает функция
которая преобразовывает строку в вещественное число. С ее помощью можно выполнять, например, такие преобразования:
Каждый раз мы будем получать вещественные значения. То есть, можно записывать и такую конструкцию:
и вводить любые вещественные числа.
В качестве примера рассмотрим простую программу вычисления периметра прямоугольника:
Но здесь есть небольшое неудобство: при вводе значений пользователь не знает, что именно ему вводить. Нужно написать подсказки. Это реализуется так:
Теперь, он видит сообщение и понимает что нужно вводить с клавиатуры.
О функции print мы уже немного говорили на предыдущем занятии, здесь рассмотрим подробнее различные возможности ее использования. Например, эту функцию можно записывать в таких вариациях:
И так далее, число аргументов может быть произвольным. Соответственно все эти значения в строчку будут выведены в консоли. Причем, значения разделяются между собой пробелом. Это разделитель, который используется по умолчанию. Если нужно изменить значение этого разделителя, то для этого используется специальный именованный аргумент sep:
то есть, здесь можно прописывать самые разные строки-разделители.
Далее, вы уже заметили, что каждый вызов функции print делает перевод строки. Этот символ автоматически добавляет в конец выводимых данных. Но, мы также можем его изменить. Для этого используется именованный аргумент end:
Смотрите, теперь у нас после первой строчки нет перевода строки, а поставлено двоеточие с пробелом, которые мы указали в аргументе end. После второго вывода в конце была добавлена строчка и указан символ ‘\n’ перевода строки.
В качестве примера все это можно использовать для более гибкого вывода значений с помощью print:
Но это не самый удобный вывод значений. Функция print позволяет делать довольно гибкий форматированный вывод данных с применением спецификаторов. Например:
Вот основные возможности функций input и print в Python.
Видео по теме
#1. Первое знакомство с Python Установка на компьютер
#2. Варианты исполнения команд. Переходим в PyCharm
#3. Переменные, оператор присваивания, функции type и id
#4. Числовые типы, арифметические операции
#5. Математические функции и работа с модулем math
#6. Функции print() и input(). Преобразование строк в числа int() и float()
#7. Логический тип bool. Операторы сравнения и операторы and, or, not
#8. Введение в строки. Базовые операции над строками
#9. Знакомство с индексами и срезами строк
#10. Основные методы строк
#11. Спецсимволы, экранирование символов, row-строки
#12. Форматирование строк: метод format и F-строки
#14. Срезы списков и сравнение списков
#15. Основные методы списков
#16. Вложенные списки, многомерные списки
#17. Условный оператор if. Конструкция if-else
#18. Вложенные условия и множественный выбор. Конструкция if-elif-else
#19. Тернарный условный оператор. Вложенное тернарное условие
#20. Оператор цикла while
#21. Операторы циклов break, continue и else
#22. Оператор цикла for. Функция range()
#23. Примеры работы оператора цикла for. Функция enumerate()
#24. Итератор и итерируемые объекты. Функции iter() и next()
#25. Вложенные циклы. Примеры задач с вложенными циклами
#26. Треугольник Паскаля как пример работы вложенных циклов
#27. Генераторы списков (List comprehensions)
#28. Вложенные генераторы списков
#29. Введение в словари (dict). Базовые операции над словарями
#30. Методы словаря, перебор элементов словаря в цикле
#31. Кортежи (tuple) и их методы
#32. Множества (set) и их методы
#33. Операции над множествами, сравнение множеств
#34. Генераторы множеств и генераторы словарей
#35. Функции: первое знакомство, определение def и их вызов
#36. Оператор return в функциях. Функциональное программирование
#37. Алгоритм Евклида для нахождения НОД
#38. Именованные аргументы. Фактические и формальные параметры
#39. Функции с произвольным числом параметров *args и **kwargs
#40. Операторы * и ** для упаковки и распаковки коллекций
#41. Рекурсивные функции
#42. Анонимные (lambda) функции
#43. Области видимости переменных. Ключевые слова global и nonlocal
#44. Замыкания в Python
#45. Введение в декораторы функций
#46. Декораторы с параметрами. Сохранение свойств декорируемых функций
#47. Импорт стандартных модулей. Команды import и from
#48. Импорт собственных модулей
#49. Установка сторонних модулей (pip install). Пакетная установка
#50. Пакеты (package) в Python. Вложенные пакеты
#51. Функция open. Чтение данных из файла
#52. Исключение FileNotFoundError и менеджер контекста (with) для файлов
#53. Запись данных в файл в текстовом и бинарном режимах
#54. Выражения генераторы
#55. Функция-генератор. Оператор yield
#56. Функция map. Примеры ее использования
#57. Функция filter для отбора значений итерируемых объектов
#58. Функция zip. Примеры использования
#59. Сортировка с помощью метода sort и функции sorted
#60. Аргумент key для сортировки коллекций по ключу
#61. Функции isinstance и type для проверки типов данных
#62. Функции all и any. Примеры их использования
#63. Расширенное представление чисел. Системы счисления
#64. Битовые операции И, ИЛИ, НЕ, XOR. Сдвиговые операторы
#65. Модуль random стандартной библиотеки
© 2021 Частичное или полное копирование информации с данного сайта для распространения на других ресурсах, в том числе и бумажных, строго запрещено. Все тексты и изображения являются собственностью сайта