Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян

Черносошные крестьяне

Процесс закрепощения крестьян в России протекал длительно, постепенно большая часть населения, трудившаяся на земле, оказалась под властью помещиков, которым эта земля принадлежала. Особым оставалось положение черносошных крестьян, имевших не только обязанности (как крепостные), но и некоторые личные права.

Правовой статус черносошных крестьян

Черносошными назывались земледельцы лично свободные и владевшие общинными землями. Нельзя сказать, что обрабатываемый земельный участок был их полностью их личной собственностью – скорее, крестьянам принадлежало право до некоторой степени распоряжаться своим наделом. Так, они могли продать его, передать по наследству, передать кому-то в пользование. При этом покупатель (или лицо, получившее землю), был обязан «тянуть в общинные разрубы» (иными словами, уплачивать все подати и пошлины, наложенные общиной) или сразу выкупить участок, уплатив все пошлины. Тем самым участок «обелялся».

Чернотяглые крестьяне в России XVI-XVII вв. были уникальным явлением: у них не было господина, это были свободные крестьяне. Этим их правовой статус отличался от статуса владельческих. Черносошные «сидели» на землях, формально принадлежавших князю, а позднее – государю. Но князь в данном случае владел землей не как частный собственник, а как представитель государственной власти. Поэтому крестьяне считались государственными.

Владельческие крестьяне

Кроме черносошных, существовала вторая категория населения, обрабатывающего землю. Это были владельческие крестьяне. В истории России процесс закрепощения происходил в несколько этапов, а после отмены Юрьева дня статус таких крепостных окончательно определился. Правовое положение владельческих – это крестьяне, принадлежавшие помещику на правах собственности. В этом заключалось отличие в положении черносошных и владельческих крестьян: если первые считались лично свободными, то у вторых не было ничего: ни свободы, ни земли. Все принадлежало господину. Степень зависимости у владельческих была абсолютной: помещик мог продать их, с землей или без земли, обменять на лошадей или собак, подарить кому-либо.

Хозяйственная деятельность

В хозяйственной деятельности положение черносошных и владельческих не слишком различалось: и те и другие обрабатывали землю. При этом черносошные несли повинности в пользу общины, владельческие – в пользу господина.

В XVIII в. с личной свободой для крестьянского сословия было покончено: в 1775 году вышел указ, согласно которому все крестьяне объявлялись чьей-либо собственностью. Черносошные были «приписаны» к казенным палатам.

Если сравнивать положение черносошных и владельческих, то, несомненно, первые оказывались в менее тяжелом положении: они хотя бы могли перейти на новое место жительства, сменить свой участок на другой. Они обладали главным – личной свободой и свободным выбором, чего владельческие крестьяне были изначально лишены.

Источник

Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян?

Крепостные или владельческие крестьяне были подневольными. Они не могли уходить от помещиков, выполняли для них разные повинности, фактически помещикам принадлежали. Черносошные крестьяне были лично свободными, но таких оставалось всё меньше, особенно в экономически развитых районах страны. Черносошные оставались в недавно присоединённой Сибири и малонаселённом из-за сурового северного климата Поморье.

ЧЕРНОСО́ШНЫЕ КРЕСТЬЯ́НЕ, категория сельского населения России в 14—17 веков, лично свободного, владевшего общинными землями и несшего государственные повинности. В Центральной России черносошные крестьяне исчезли к середине 16 века, но сохранились на европейском Севере и в Сибири («пашенные люди»). В конце 17 века насчитывалось свыше 50 тысяч дворов черносошных крестьян. В 16—17 веках пашня и часть угодий находились в частнодолевом владении семей черносошных крестьян, а основные пастбища, леса, реки — в общинно-волостном пользовании. Повинности черносошных крестьян, как правило, были легче, чем у частновладельческих крестьян. Среди черносошных крестьян были развиты промыслы (соледобыча, пушная охота, рыбная ловля), ремесло, торговля. Их имущественное и социальное положение было различным, из черносошных крестьян вышли крупные купцы-предприниматели: Амосовы, Босые, Гусельниковы, Строгановы. Земская реформа Ивана IV (см. ИВАН IV Грозный) расширила административные, судебные и финансовые функции выборных органов в черносошных волостях, во главе которых встали местные крестьян. С конца 16 века усиливался рост государственного обложения черносошных крестьян, ограничивались права распоряжения землей, сужалась компетенция земского самоуправления. В результате реформ Петра I черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.

Источник

Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян

Подробное решение параграф § 19 по истории для учащихся 7 класса, авторов Арсентьев Н.М., Данилов А.А., Курукин И.В. 2016

Как изменилась социальная структура российского общества в XVII в.? Кто составил основную категорию землевладельцев в России?

В XVII в. изменилась социальная структура российского общества. Основную категорию землевладельцев в России составляли поместные дворяне. Полностью была закрепощена значительная часть крестьянства. Было запрещено увеличение церковного землевладения. Ликвидированы права белых слобод в городах.

Что такое феод? Кого в Европе называли феодалами?

Феод – участок земли в частном владении. Феодалами в Европе называли владельцев земли.

Что такое посад? Кто проживал в посадах?

Посад – городское поселение. В посадах проживало городское население: ремесленники, служилые люди.

Вспомните, как управлялись казацкие общины.

В казацких общинах было самоуправление. Казацкий круг – общее собрание, на котором выбирался старшина. Он выполнял функции командира, руководителя.

Стр. 49. Вопросы и задания к тексту параграфа

1. В чем вы видите причины изменения положения дворянства в XVII в.?

Причины изменения положения дворянства в XVII в.: происходило возвышение дворянства за честную службу в армии, в государственном аппарате, при дворе. Дворянство – главная опора царской власти.

2. Чем различалось положение черносошных и владельческих (крепостных) крестьян?

Положение черносошных и владельческих (крепостных) крестьян различалось тем, что первые сохраняли личную свободу, владели общинными землями и несли государственные повинности. Вторые были полной собственностью бояр, дворян, царской семьи и духовенства.

3. Перечислите основные повинности, которые несли крестьяне.

Основные повинности, которые несли крестьяне: барщина, натуральный и денежный оброк.

4. Кто составлял население белых слобод? Какими привилегиями пользовались их жители?

Население белых слобод составляли ремесленники, торговцы, стрельцы, купцы, дворяне, бояре, духовенство.

Жители белых слобод пользовались привилегиями – не несли повинности в пользу государства.

5. Какие категории духовенства существовали в XVII в.?

В XVII в. существовали следующие категории духовенства: приходские священники, епископы, архиепископы, митрополиты, возглавлял церковь патриарх

6. Что принципиально отличало первое сословие от остальных?

Принципиально отличало первое сословие от остальных то, что оно не платило государственных податей и налогов, но владело землей и крепостными крестьянами.

7. Какие экономические выгоды давало казачество государству?

Казачество давало государству экономические выгоды в том, что охраняли границы на юго-востоке и, значит, не требовалось содержать на границе армию, что было очень дорого. К тому же, казаки и сами вели хозяйство, осваивая приграничные территории.

8. Можно ли утверждать, что в XVII в. бояре и дворяне были окончательно уравнены в правах? Свое мнение аргументируйте.

Да, можно утверждать, что в XVII в. бояре и дворяне были окончательно уравнены в правах. В доказательство этого можно привести следующие факты:

— отмена местничества в 1682 г

— в собственности дворян 60% крепостных крестьян, в собственности бояр – 10%

9. На основе материалов параграфа составьте (в тетради) схему «Социальная структура российского общества в XVII в.»

Социальная структура российского общества в XVII в.

Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Смотреть фото Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Смотреть картинку Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Картинка про Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Фото Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян

Стр. 57. Работаем с картой

Покажите на карте территории, где преимущественно расселялись черносошные крестьяне. Объясните причины того, что в этих районах было мало владельческих крестьян.

Черносошные крестьяне расселялись в основном в нечерноземных районах. Причины того, что в этих районах было мало владельческих крестьян в низкой урожайности земли и неэффективности земледелия.

Стр. 36. Думаем, сравниваем, размышляем

1. Объясните происхождение слова «крепостной». С помощью дополнительной литературы и Интернета соберите материал о жизни крепостных крестьян в России в XVII в. На его основе подготовьте сообщение (сопроводив его электронной презентацией).

Крепостной — от крепость.

«Крепостью в древнерусском праве назывался акт, символический или письменный, утверждавший власть лица над известной вещью…»

Жизнь крепостных крестьян в России в XVII в.

Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Смотреть фото Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Смотреть картинку Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Картинка про Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Фото Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян

После окончательного утверждения крепостничества нормами сначала Соборного уложения Василия Шуйского, а затем – и Соборного уложения Алексея Михайловича, это явление стало определяющим в жизни всей страны на долгие два с половиной столетия. И чтобы оно стало ее украшением – сказать тяжело. Но не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли еще с предыдущих времен (еще с XIV в.) черносошными (или же черными), а крепостных – владельческими.

Положение этих двух основных крестьянских групп было различным.

Крестьяне черные (черносошные):

— лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца;

— за ними сохранилась значительная степень личной свободы (среди прочего – право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования);

— сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей.

В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность – платили подати и исполняли различные работы. Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян.

Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. Уважая христианскую мораль, закон требовал семью не разрывать. Женясь на крепостной или же выходя за крепостного замуж, человек понимал, что он может последовать за любимым в крепостную неволю: крепостными навсегда останутся и его дети.

Со временем, но уже к концу XVII в. усилилось и давление на лично свободных, тягловых, черносошных крестьян и со стороны государства. Они облагались все возрастающими подушными податями, все большим оброком, переводились в разряд государственных.

В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России – на Севере (в Поморье), в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне.

Вторую, и при этом все увеличивающуюся группу составляли крепостные.

В среде владельческих крестьян также имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на:

— Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу XVII в. они составляли только 10% от общей численности крепостных.

— Помещичьи. К концу XVII в. основным хозяином земли и крепостных крестьян стало все больше укрепляющееся дворянство. Ему к концу XVII в. принадлежало больше половины (около 60%) всех крестьянских дворов.

— Монастырские (церковные). Церковь, которая превратилась в крупного феодала, владела в пределах 15% от всех крепостных.

— Дворцовые (царские). Государство, царская семья владела в общей сложности 10% крепостных, и доля эта постепенно возрастала.

В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение XVII в., переводились и другие категории незащищенного населения – бобыли (не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне) и холопы. Со времен «Русской правды» их положение часто определяется как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства.

Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. ч. – оброк (сначала – натуральный, позже – денежный).

Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными – это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Потому и считается обычно, что среди многих других элементов социально-экономического и морально-нравственного характера, в первую очередь, крепостную зависимость крестьян характеризует понятие барщина.

По сути своей, барщина являлась принудительным трудом находящихся в крепостной зависимости от землевладельца крепостных. За пользование получаемым от собственника наделом, они обязаны отрабатывать (причем, собственным инвентарем и рабочим скотом) в его пользу определенное количество дней. Законодательно число их ограничено не было. Все зависело от доброй воли (или ее отсутствия) у помещика.

Обычно барщина оставляла от 3 до 5 дней. Но могло быть установлено прихотью помещика и все шесть дней в неделю. Вот только в воскресенье и в христианские праздники работать заставить было практически невозможно. На защиту крепостного всем своим возрастающим авторитетом мощно вставала Церковь. Не удивительно, поэтому, что в православной традиции такое почитание Святых! Они в условиях ужасающей деспотии кровопивцев-помещиков и действительно были защитниками угнетенных и обездоленных.

Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина.

Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Смотреть фото Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Смотреть картинку Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Картинка про Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян. Фото Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян

Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты.

Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Как жили крепостные крестьяне в России семнадцатого века хорошо известно из различных источников.

Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей.

Простой дом, а вернее – изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительстве. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижения в настоящее искусство.

Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод – все это тоже из крестьянского быта той мрачной (и это правда!) эпохи.

Чем занимались крепостные крестьяне зимой, – отдельный вопрос. «Зима! – передает поэт радостное ощущение этого времени года. – Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…». Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного – больше. Это – время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников. Рождество, Масленица – главнейшие из них. В народных песнях, под балалайку – народный русский инструмент – вершится, продолжается народная крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным.

2. Оцените значение монастырей в хозяйственной жизни в России. Какие виды продукции производили монастыри в XVII в.?

Значение монастырей в хозяйственной жизни в России было велико. Монастыри отличала высокая культура хозяйствования. Например, обрабатывали землю, разводили скот, заготавливали сено, содержали мельницы, имели обширную торговлю. Занимались этими работами в основном монастырские крестьяне. Они охотно селились рядом с монастырями, так как повинности там были заметно легче, чем у помещиков. Платили они оброк деньгами и продуктами своего труда: мясом, маслом, орехами, ягодами и изделиями промыслов: телегами, санями, хомутами, вожжами. В женских монастырях было широко развито рукоделие, главным образом, ткачество и вышивание.

Таким образом, монастыри играли важную роль в хозяйственной жизни России.

3. Какие обстоятельства, на ваш взгляд, способствовали формированию сословий в России? Обоснуйте свое мнение.

Способствовали формированию сословий в России следующие обстоятельства: оформление и усиление царской власти, развитие, усложнение общественной, государственной жизни, развитие экономических отношений.

4. С помощью словарей выясните происхождение понятия «сословие». Сравните положение различных сословий в XVII в. в Европе и России.

Сословие — социальная прослойка, группа, члены которой отличаются по своему правовому положению от остального населения.

Сословное деление было характерно для средневековой Европы, и обычно включало аристократию, священников и общинников. В ряде государств последние разделялись на бюргеров (буржуа, мещан) и крестьян. Принадлежность к сословиям, как правило, передаётся по наследству.

Положение различных сословий в XVII в. в Европе и России существенно различалось. В большинстве европейских стран уже не было крепостничества, крестьяне превращались в фермеров на собственной земле, либо нищали и уходили в город наниматься на работу, предлагая свои свободные рабочие руки, ремесленники превратились в держателей мануфактур, фабрик, появлялись и заводы, развивался капитализм. Владельцы капиталов – капиталисты стали новой ведущей социальной группой. В России же еще только закрепился феодальный порядок деления сословий: землевладельцы – крепостные.

Источник

Чем отличалось положение крепостных крестьян от черносошных?

Крепостные или владельческие крестьяне были подневольными. Они не могли уходить от помещиков, выполняли для них разные повинности, фактически помещикам принадлежали. Черносошные крестьяне были лично свободными, но таких оставалось всё меньше, особенно в экономически развитых районах страны. Черносошные оставались в недавно присоединённой Сибири и малонаселённом из-за сурового северного климата Поморье.

ЧЕРНОСО́ШНЫЕ КРЕСТЬЯ́НЕ, категория сельского населения России в 14—17 веков, лично свободного, владевшего общинными землями и несшего государственные повинности. В Центральной России черносошные крестьяне исчезли к середине 16 века, но сохранились на европейском Севере и в Сибири («пашенные люди»). В конце 17 века насчитывалось свыше 50 тысяч дворов черносошных крестьян. В 16—17 веках пашня и часть угодий находились в частнодолевом владении семей черносошных крестьян, а основные пастбища, леса, реки — в общинно-волостном пользовании. Повинности черносошных крестьян, как правило, были легче, чем у частновладельческих крестьян. Среди черносошных крестьян были развиты промыслы (соледобыча, пушная охота, рыбная ловля), ремесло, торговля. Их имущественное и социальное положение было различным, из черносошных крестьян вышли крупные купцы-предприниматели: Амосовы, Босые, Гусельниковы, Строгановы. Земская реформа Ивана IV (см. ИВАН IV Грозный) расширила административные, судебные и финансовые функции выборных органов в черносошных волостях, во главе которых встали местные крестьян. С конца 16 века усиливался рост государственного обложения черносошных крестьян, ограничивались права распоряжения землей, сужалась компетенция земского самоуправления. В результате реформ Петра I черносошные крестьяне вошли в состав государственных крестьян.

Источник

различия в положении владельческих и черносошных крестьян в 17в? если можно написать различия по отдельности)))

Черносошные крестьяне сохраняли личную свободу, вели хозяйство на государственных землях и имели право продажи, заклада, передачи своих земельных наделов по наследству. Черносошные крестьяне жили общинами и выбирали на мирских сходах сельского старосту и сотских. Будучи независимыми и не неся повинностей в пользу феодалов, черносошные крестьяне платили высокую цену за свою свободу. Для них были установлены самые большие подати. На протяжении XVII в. земли черносошных крестьян постоянно сокращались за счет пожалования феодалам и прямого расхищения. Черносошные земли остались нетронутыми в основном в Поморье и Сибири.

Владельческие крестьяне являлись феодальнозависимым населением.

Положение, в котором очутилась к концу XVII века масса владельческих крестьян, характеризуется полной зависимостью крестьян от землевладельцев. владельческие крестьяне, потеряв право уходить с земель, по-прежнему должали неоплатно землевладельцам, беря у них взаймы деньги, хлеб, сельскохозяйственные орудия. Неоплатный должник по закону того времени должен был становиться холопом своего кредитора. Не удивительно поэтому, что в жизни между помещиками и крестьянами устанавливались отношения, как между господами и холопами. А так как, с другой стороны, в быте холопов имелось много житейски-общего с устройством крестьянской жизни, то общая зависимость их землевладельцев неминуемо должна была вести к слиянию этих двух групп населения.

Однако уже в 1695 году указом царя Петра стали брать подати с обрабатываемых холопами земель. Возлагая на пашенных холопов ту же тягость, какую несли крестьяне, правительство, можно сказать, приравняло одних к другим. Если жизнь заставляла крепостных крестьян становиться в холопье положение, то закон поставил холопов в положение крепостных. Установившаяся с XVII века практика продажи крестьян без земли также стирает грань между крестьянами и холопами. Даже Пётр чувствовал себя бессильным искоренить куплю-продажу людей. Осуждая в одном указе 1721 годапродажу крестьян, Пётр сомневается в возможности прекратить её.

Указом 1705 года на холопов распространяется рекрутская повинность. В жизни холопство до такой степени полно проникло в крестьянство, и, наоборот, крестьянство так сблизилось с холопством, что разграничить их становится чрезвычайно трудно. Дальнейшая жизнь быстро стёрла и последние различия, какие ещё можно было улавливать в этих двух, по существу столь различных состояниях. Слияние холопства и владельческого крестьянства в один разряд и по закону произошло в эпоху переписей и ревизий, сопровождавших введение подушной подати.
Тут читайте: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]. ru/culture/2c0b65635b2bd78b4c53a89421206c27_0.html (уберите пробел перед ру)

Владельческие крестьяне, проживающие на землях вотчинников и помещиков, были феодалнозависимым населением (принадлежали помещикам). Владельческие крестьяне потеряли право уходить с земель, они были полностью зависимыми от землевладельцев: брали взаймы сельскохозяйственное орудие, деньги и хлеб. Крестьяне превращались в неплательщиков, что по законам того времени превращало их из неоплатного должника в холопов своего кредитора. Крестьян все чаще стали называть крепостными.

Черносошные крестьяне, проживающие на государственных землях, были свободными и работали на государство. Они имели право продавать, закладывать и передавать свои земельные наделы по наследству. Черносошные крестьяне жили общинами и имели право выбирать сельского старосту и сотских. Однако они должны были платить большие подати, такова была цена за их свободу. На протяжении XVII века, за счет прямого расхищения и пожалования феодалам, земли черносошных крестьян постоянно сокращались.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *