Чем отличается знания социальные и гуманитарные

Разница между социальными и гуманитарными знаниями

Важная часть науки — социальные и гуманитарные знания. В чем их специфика? Чем отличаются социальные знания от гуманитарных?

Факты о социальных знаниях

Под социальными понимаются знания об обществе, о тех процессах, что происходят в нем. Это может быть взаимодействие людей друг с другом на уровне решения бытовых вопросов, в области бизнеса, в сфере политики. Социальные знания призваны обеспечивать лучшее понимание особенностей данного взаимодействия, а также содействовать успешному разрешению отмеченных вопросов. Это возможно за счет изучения исторических фактов, проведения различных исследований, анализа общественных процессов.

Главные научные дисциплины в рамках социальных знаний — социология, история, политология. В некоторых случаях ученые задействуют инструментарий из иных наук — например, математики (как вариант, если стоит задача — вывести ту или иную статистику), экономики (если нужно выявить влияние хозяйственных процессов на общество), географии (для определения закономерностей, характеризующих общественные процессы в тех или иных регионах).

Основными ресурсами социального знания можно считать:

Посредством соответствующего научного инструментария исследователь выявляет то, какие факторы влияют на ход тех или иных событий и процессов, а также то, каким образом они могут влиять на развитие общества.

Факты о гуманитарных знаниях

Под гуманитарными понимаются знания о человеке как самостоятельном субъекте мышления и действия. В большинстве случаев они связаны с общественными процессами, поскольку люди так или иначе взаимодействуют между собой. Но исследование коммуникаций человека с другими людьми в гуманитарном знании осуществляется прежде всего исходя из рассмотрения личных мотивов, целей, духовных ценностей, приоритетов участников взаимодействия.

Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть картинку Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Картинка про Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные

Главные научные дисциплины в рамках гуманитарных знаний — философия, психология, лингвистика, антропология. Но, безусловно, значительный объем исторических, политологических и социологических знаний также, по сути, изучает гуманитарные процессы.

Основным ресурсом гуманитарного знания можно считать некий первоисточник, характеризующий действия и установки человека или группы людей. Он может быть реальным и представлять собой, к примеру, отраженные в документах цитату, публичное выступление, дневник, художественное произведение конкретного человека или группы людей. Он может быть абстрактным, выраженным в виде культурного наследия, правовых традиций, обычаев. Посредством научного инструментария изучается то, что повлияло на формирование того или иного первоисточника — реального или абстрактного, и как это может воздействовать на сложившиеся научные подходы к пониманию сущности действий и мотивов человека.

Сравнение

Главное отличие социальных знаний от гуманитарных в том, что первые изучают общество, а вторые — человека. Безусловно, их объект во многом совпадает, поскольку современный человек в большинстве случаев является частью общества. Которое, в свою очередь, состоит из людей.

Социальное знание достаточно легко сочетается с гуманитарным. Научные методы, что характерны для второго направления науки, как правило, всегда можно дополнить концепциями, свойственными первой научной сфере, — и наоборот. Например, в антропологических исследованиях могут рассматриваться факты, выявляемые учеными-историками. В политологии, в свою очередь, для изучения тенденций в социально-политических процессах могут потребоваться знания из сферы психологии, лингвистики.

Определив, в чем разница между социальными и гуманитарными знаниями, зафиксируем выводы в таблице.

Источник

Праздник — вот он!

Попасть на праздник? Легко! Сделай праздник сам!

Социальные и гуманитарные знания – описание и отличия — основное особенности

Многие думают, что социальные и гуманитарные знания не различаются, ведь те и другие изучают, в первую очередь, человека. Однако это заблуждение – отличия у этих областей знаний всё-таки есть (и довольно значительные).

Чтобы лучше понять, чем отличаются знания социальные и гуманитарные, необходимо дать чёткое определение каждому из них.

Гуманитарные знания

Гуманитарные науки часто резко противопоставляют точным или естественным наукам. Точные науки основаны на конкретике. В гуманитарных науках также существую чёткие определения понятиям и явлениям, но они, в то же время, свободны для интерпретации. К гуманитарным наукам относят: историю, право, эстетику, этику, литературу, языки и другие.

Они представляют собой знания о человеке: о его духовной сущности, культуре, нравственности, отношении с обществом и складе его ума.

Социальные знания

Социальные знания представляют собой определённые аспекты жизни человека, которые связаны с его общественной жизнью. Социальные науки используют гуманитарные знания из педагогики, психологии, этики и из других наук в своих исследованиях.

Иногда социальные науки относят в подраздел гуманитарных, ведь они одинаково передают субъективное понимание действительности.

Отличия

Некоторые науки можно одновременно отнести и к социологическим, и к гуманитарным. Например, историю.

Если историк изучает тенденции в развитии человечества в целом, то он рассматривает историю с обществоведческой точки зрения. А если историк анализирует личностные факторы, влияющие на конкретного человека, – он мыслит как гуманитарий.

Получается, что социальные и гуманитарные знания взаимопроникают друг в друга. Следовательно, социальные и гуманитарные знания отличаются проекцией, в которой они рассматривают человека.

Источник

Тема 7. Социальное и гуманитарное знание

Вопрос об уникальности социальных знаний является в истории философской мысли предметом дискуссий.

Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть картинку Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Картинка про Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные

Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть картинку Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Картинка про Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные

Социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества.

Особенности гуманитарного знания: понимание; обращение к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий и т. д.; невозможность сведения знания к однозначным, всем признанным определениям.

Гуманитарное знание призвано воздействовать на человека, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию его человеческих качеств.

Социальное и гуманитарное знания – результат социального познания.

Социальное познаниепроцесс приобретения и развития знаний о человеке и обществе.

Познание общества, протекающих в нем процессов имеет, наряду с общими для всей познавательной деятельности чертами, также и существенные отличия от познания природы.

Особенности социального познания

1. Субъект и объект познания совпадают. Общественная жизнь пронизана сознанием и волей человека, она, по существу, субъект-объектна, представляет в целом субъективную реальность. Получается, что субъект познает здесь субъекта же (познание оказывается самопознанием).

2. Получаемое социальное знание всегда связано с интересами индивидов-субъектов познания. Социальное познание задевает непосредственно интересы людей.

3. Социальное знание всегда нагружено оценкой, это ценностное знание. Естествознание насквозь инструментально, в то время как обществознание – это служение истине как ценности, как правде; естествознание – «истины разума», обществознание – «истины сердца».

4. Сложность объекта познания – общества, которое обладает разнообразием различных структур и находится в постоянном развитии. Поэтому установление социальных закономерностей затруднено, а открытые социальные законы носят вероятностный характер. В отличие от естествознания в обществознании невозможны (или очень ограничены) предсказания.

5. Поскольку общественная жизнь изменяется очень быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин.

6. Ограничена возможность применения такого метода научного познания, как эксперимент. Наиболее распространенном методом социального исследования является научная абстракция, в социальном познании исключительно велика роль мышления.

Описать и понять социальные явления позволяет правильный подход к ним. Это означает, что социальное познание должно опираться на следующие принципы.

– рассматривать социальную действительность в развитии;
– изучать общественные явления в их многообразных связях, во взаимозависимости;
– выявлять общее (исторические закономерности) и особенное в общественных явлениях.

Всякое познание общества человеком начинается с восприятия реальных фактов экономической, социальной, политической, духовной жизни – основы знаний об обществе, деятельности людей.

Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть картинку Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Картинка про Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные

Наука различает следующие виды социальных фактов.

Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть картинку Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Картинка про Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные

Чтобы факт стал научным, его следует интерпретировать (лат. interpretatio – истолкование, разъяснение). Прежде всего факт подводится под какое-либо научное понятие. Далее изучаются все существенные факты, из которых складывается событие, а также ситуация (обстановка), в которой оно происходило, прослеживаются многообразные связи изучаемого факта с другими фактами.

Таким образом, интерпретация социального факта – это сложная многоступенчатая процедура его истолкования, обобщения, объяснения. Только интерпретированный факт является действительно научным фактом. Факт, представленный только в описании его признаков, – всего лишь сырье для научных выводов.

С научным объяснением факта связана и его оценка, которая зависит от следующих факторов:

– свойства изучаемого объекта (события, факта);
– соотнесение изучаемого объекта с другими, одно порядковыми, или идеалом;
– познавательные задачи, которые поставил исследователь;
– личная позиция исследователя (или просто человека);
– интересы той социальной группы, к которой исследователь принадлежит.

Прочитайте текст и выполните задания С1С4.

Специфичен в обществознании не только объект (субъект-объект), но и субъект. Везде, в любой науке кипят страсти, без страстей, эмоций и чувств нет и не может быть человеческого поиска истины. Но в обществознании их накал, пожалуй, самый высокий» (Гречко П. К. Обществознание: для поступающих в вузы. Часть I. Общество. История. Цивилизация. М., 1997. С. 80–81.).

C1. Опираясь на текст, укажите главный фактор, который определяет специфику познания общественных явлений. Каковы, по мнению автора, особенности данного фактора?

Ответ: Главным фактором, который определяет специфику познания общественных явлений, выступает его объект – само общество. Особенности объекта познания связаны с уникальностью общества, которое пронизано сознанием и волей человека, что делает его субъективной реальностью: субъект познает субъекта же, т. е. познание оказывается самопознанием.

C2. В чем заключается, по мнению автора, отличие обществознания от естествознания?

Ответ: По мнению автора, отличие обществознания от естествознания заключается в различии объектов познания, его методов. Так, в обществознании объект и субъект познания совпадают, а в естествознании или разведены, или существенно различаются, естествознание – это монологическая форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней, обществознание – это диалогическая форма знания: субъект как таковой не может восприниматься и изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным; в обществознании познание осуществляется как бы изнутри, в естествознании – извне, отстраненно, с помощью абстрактно-общих объяснений.

C3. Почему автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким? Дайте свое объяснение и приведите с опорой на знания обществоведческого курса и факты общественной жизни три примера «эмоциональности» познания общественных явлений.

Ответ: Автор считает, что в обществознании накал страстей, эмоций и чувств является самым высоким, поскольку здесь всегда присутствует личностное отношение субъекта к объекту, жизненная заинтересованность в том, что познается. В качестве примеров «эмоциональности» познания общественных явлений могут быть приведены: сторонники республики, изучая формы государства, будут искать подтверждение преимуществ республиканского строя перед монархическим; монархисты особое внимание уделят доказательствам недостатков республиканской формы правления и достоинств монархической; всемирно-исторический процесс рассматривался в нашей стране в течение длительного времени с точки зрения классового подхода и др.

C4. Специфика социального познания, как отмечает автор, характеризуется рядом особенностей, две из которых раскрыты в тексте. Опираясь на знания обществоведческого курса, укажите любые три особенности социального познания, не отраженные во фрагменте.

Ответ: В качестве примеров особенностей социального познания могут быть приведены следующие: объект познания, которым является общество, сложен по своей структуре и находится в постоянном развитии, что затрудняет установление социальных закономерностей, а открытые социальные законы носят вероятностный характер; в социальном познании ограничена возможность применения такого метода научного исследования, как эксперимент; в социальном познании исключительно велика роль мышления, его принципов и методов (например, научная абстракция); поскольку общественная жизнь изменяется достаточно быстро, то в процессе социального познания можно говорить об установлении только относительных истин и др.

Источник

Разница между социальными и гуманитарными науками

Куда пойти учиться? Стать социальным педагогом или выбрать гуманитарную профессию? А как определиться, если возможности огромны, а понять что есть что достаточно сложно? Вопросы, вопросы, вопросы… И они волнуют многих молодых людей, да и не только их. Мы попробуем ответить на них и привести основные показатели того, чем гуманитарные науки отличаются от социальных.

Определение

Гуманитарные науки — если описать их простым языком, то они изучают человека с точки зрения его духовной, культурной, нравственной, общественной и умственной сферы. Существует также определенные пересечения с общественными науками, в то же время противопоставляясь точным или естественным. Если в математике, физике или химии необходима конкретика и точность, то в литературе, психологии, этике и т. п. есть четкие определения, но при этом предмет дается во всей возможной многогранности и интерпретации. Так, чтобы каждый человек мог найти в этом нечто свое. Среди гуманитарных наук можно выделить: литературу, право, историю, педагогику, эстетику и многие другие.

Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Смотреть картинку Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Картинка про Чем отличается знания социальные и гуманитарные. Фото Чем отличается знания социальные и гуманитарные

Социальные науки — здесь есть определенные сходные черты и пересечения с такими предметами, как история, педагогика, психология, но предмет изучения подается с несколько иной позиции. В этой группе академических дисциплин важно изучать аспекты бытия человека в проекции на его общественную деятельность. То есть, не просто в таком-то году произошли такие-то события, а как именно произошедшее повлияло на жизнь человека, а человек на события. Что произошло в мировоззрении, какие были сдвиги, выводы и последующие действия.

Социальные науки – это субъективное понимание вопроса для каждого человека, не смотря на существование четких определений. И подобно гуманитарному циклу, они очень отличаются от точных дисциплин с их конкретикой и объективностью.

Сравнение

Прежде всего, стоит отметить несомненное сходство социального и гуманитарного. Даже можно сказать, что социальные науки это своего рода подраздел гуманитарных со своими определенными чертами.

Социальные науки ориентированы на общество и конкретных людей. Изучается бытие человека и то, как оно связано с обществом. В то же время гуманитарный цикл предполагает изучение дисциплин не обязательно связанных с конкретными людьми в проекции на общественную деятельность. Здесь важнее рассмотреть вопрос так, чтобы каждый человек мог найти нечто свое.

Социология это не только теория, но и практика — различные исследования, опросы, тестирование личностных качеств человека. Гуманитарные предметы в больше степени теоретические, а там где требуется практика, нет четкой ориентации на общество, а часто рассматриваются отвлеченные понятия.

Источник

Социальное и гуманитарное знание

СОЦИАЛЬНЫЕ И ГУМАНИТАРНЫЕ ЗНАНИЯ
Общественные науки выявляют объективные законы, выражающие существенные, всеобщие и необходимые связи явлений и процессов, происходящих в обществе. Социальное знание как продукт этих наук — это прежде всего знание об относительно устойчивых и систематически воспроизводимых отношениях между народами, классами, социально-демографическими и профессиональными группами и т. д.
Социальное знание имеет и свои специфические особенности.Если представитель общественных наук — историк, социолог, философ — обращается к фактам, законам, зависимостям общественно-исторического процесса, то результатом его исследований является социальное знание. Если же он рассматривает мир человека, цели и мотивы его деятельности, духовные ценности, личностное восприятие мира, то в этом случае научным результатом выступает гуманитарное знание. Когда историк исследует общественные тенденции в развитии человечества, он выступает как обществовед, а когда изучает индивидуально-личностные факторы, то действует как гуманитарий. Таким образом, социальное и гуманитарное знания взаимопроникаемы. Без человека нет общества. Но и человек не может существовать без общества. Истории без людей не бывает. Однако без изучения закономерных процессов, без объяснения сути исторического развития она не была бы наукой.
К гуманитарному знанию также относится и философия, поскольку обращена к духовному миру человека.
Гуманитарий рассматривает действительность в круге целей, мотивов, ориентации человека. Задача гуманитария— понять его помыслы, побуждения, намерения. Понимание — одна из особенностей гуманитарного знания. Вот как об этом писал выдающийся отечественный ученый М. М. Бахтин (1895—1975): «Гуманитарные науки — науки о человеке в его специфике, а не о безгласной вещи и естественном явлении. Человек в его человеческой специфике всегда выражает себя (говорит), т. е. создает текст (хотя бы потенциальный). Там, где человек изучается вне текста и независимо от него, это уже не гуманитарные науки (анатомия и физиология человека и др.). Увидеть и понять автора произведения — значит увидеть и понять другое, чужое сознание и его мир. »
Обращаясь к текстам писем и публичных выступлений, дневников и программных заявлений, художественных произведений и критических рецензий, философских сочинений и публицистических статей, гуманитарий стремится понять смысл, который вложил в них автор. Это возможно лишь рассматривая текст в контексте той среды, в которой жил его создатель, в привязке к его жизненному миру.
Понимание текста не может быть таким же строгим, как объяснение объективных социальных связей. Напротив, возможны такие толкования текста, которые не являются необходимыми, единственно верными, несомненными, но имеют право на существование, тем более что пьесы А. П. Чехова и У. Шекспира сегодня наполняются иным смыслом, чем в момент их создания. Поэтому гуманитарное знание не имеет точности естественных и технических наук, активно использующих математические выкладки.
Возможность придания текстам различных смыслов, обилие случайных отношений, невозможность сведения знания к однозначным, всеми признанным определениям не обесценивают гуманитарное знание. Напротив, такое шишие, обращенное к внутреннему миру человека, способно воздействовать на него, одухотворять, преображать его моральные, идейные, мировоззренческие ориентиры, способствовать развитию в человеке всех его человеческих качеств.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

Культура и духовная жизнь

Критерием наличия и сформированности субкультуры является совокупность всех ее параметров.

Составляющие и признаки субкультуры: знание (картина мира в узком смысле слова); ценности; стиль и образ жизни; социальные институты как системы норм; навыки, умения, способы осуществления, методы; социальные роли и статусы; потребности и склонности.

Массовая и элитарная культуры не враждебны друг другу. Достижения, художественные приемы, идеи «элитарного искусства» через некоторое время перестают быть новаторскими и перенимаются массовой культурой, повышая ее уровень. В то же время массовая культура, приносящая прибыль, дает возможность кинокомпаниям, издательствам, домам моделей оказывать поддержку «творцам» элитарного искусства.

Молодежная субкультура часто рассматривается как девиантная (отклоняющаяся), выражающая некую степень оппозиции господствующей культуре. Она развивается чаще всего на основе своеобразных стилей в одежде и музыке и связана с развитием общества потребления, создающего все новые и новые рынки продукции, нацеленные прежде всего на молодежь. Молодежная культура — это культура демонстративного потребления. Ее возникновение связано также с повышением роли и значения свободного времени, досуга, вокруг которого и формируются все отношения. Молодежная субкультура сосредоточивается также в большей степени на дружбе в группе сверстников, а не на семье. Кроме того, рост жизненного уровня позволяет осуществлять масштабные эксперименты с образом жизни, поиск иных, отличных от культуры взрослых, культурных оснований своего существования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *