Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Речь – это то, что произносят, или написано людьми. Речь есть только у человека.
Виды речи: устная, письменная, внутренняя.
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.
Письменная речь – это речь, передавая с помощью письма (букв, слов, высказываний).
Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Язык – это речь, которой владеет человек. Например, родной язык, иностранный язык, русский язык.
Родной язык – это язык, на котором говорит человек, проживающий на территории своей страны Родины.
Иностранный язык – это язык, на котором не говорят люди, проживающие в определенной местности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь.
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.
Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов).
Внутренняя речь — это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Речь − форма общения людей посредством языка.
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия), или малой Родины (например, Чечня, Татарстан) называется родным языком.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.
Речь и язык нужны человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Прочитайте пословицы. Зачеркните ту, которая лишняя.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Где слова редки, там они вес имеют.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Каков ум, такова и речь.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Подсказка: неверный ответ меняет цвет.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Где слова редки, там они вес имеют.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Каков ум, такова и речь.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Задание. Доброе слово.
Прочитайте. Когда так говорят? Закрасьте правильный ответ.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК».НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК. ВИДЫ РЕЧИ.»
УРОК 1. ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК».НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК. ВИДЫ РЕЧИ.
Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.
Тип урока: вводный урок.
Планируемые результаты ; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.
Формируемые УУД: Личностные: способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения. Метапредметные: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формировать умение поиска информации в учебнике. Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения познавательных задач; готовность слушать и вести диалог; признавать существование различных точек зрения. Предметные: углубить знания о видах речи; упражняться в использовании слов-приветствий в своей речи.
Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, словесные.
Основные понятия: учебник, речь устная и письменная.
Оборудование : учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, карточки для учащихся .
II . Самоопределение к деятельности
— Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.
— Сформулируйте тему урока.
— Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.
III . Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Кто автор этого учебника?
— Рассмотрите условные обозначения на с. 4.
— На с. 159 прочитайте содержание.
— Назовите тему стихотворения. (1 сентября )
— Выполните письменное задание к упражнению ( Взаимопроверка.)
( Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводятсвои примеры.)
— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)
— Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)
— Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)
— А какую речь называют внутренней? ( Ту, когда мы обдумываем.)
— А легко ли говорить?
Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.
Мы немного пописали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнём,
И писать опять начнём.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
V . Закрепление изученного материала
1. Работа по учебнику
— Объясните их смысл.
— Выполните письменное задание к упражнению.
— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?
— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)
— А дома я вам предлагаю записать свой текст.
2. Работа со словами из словаря
— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)
— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.
Дома в праздник не сиди,
Целый день ходи, гуляй,
Букву «Д» не пропускай!
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.
— Объясните смысл выражений.
• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость,торжество.)
• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)
— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответи объясните свой выбор.
• Чтобы сообщить что-то другим людям.
• Чтобы выражать свои мысли.
• Чтобы люди общались друг с другом.
• Чтобы слова были связаны друг с другом.
• Чтобы обдумывать свои мысли.
— Оцените свою работу на уроке.
VII . Подведение итогов урока
— Какие виды речи вы знаете?
Домашнее задание. Повторить виды речи. Упр. 3 (с. 7).
Русский язык. 3 класс
Конспект урока
Русский язык. 3 класс.
Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:
Речь – это то, что произносят, или написано людьми. Речь есть только у человека.
Виды речи: устная, письменная, внутренняя.
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.
Письменная речь – это речь, передавая с помощью письма (букв, слов, высказываний).
Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Язык – это речь, которой владеет человек. Например, родной язык, иностранный язык, русский язык.
Родной язык – это язык, на котором говорит человек, проживающий на территории своей страны Родины.
Иностранный язык – это язык, на котором не говорят люди, проживающие в определенной местности.
Основная и дополнительная литература по теме урока
Открытый электронный ресурс по теме урока:
Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь.
Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.
Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов).
Внутренняя речь — это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».
Речь − форма общения людей посредством языка.
Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия), или малой Родины (например, Чечня, Татарстан) называется родным языком.
Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.
Речь и язык нужны человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Прочитайте пословицы. Зачеркните ту, которая лишняя.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Где слова редки, там они вес имеют.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Каков ум, такова и речь.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Подсказка: неверный ответ меняет цвет.
Без русского языка не сколотишь и сапога.
Где слова редки, там они вес имеют.
Глупые речи – что пыль на ветру.
Не имей сто рублей, а имей сто друзей.
Каков ум, такова и речь.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Задание. Доброе слово.
Прочитайте. Когда так говорят? Закрасьте правильный ответ.
Доброе слово человеку – что дождь в засуху.
Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
Сен 17
Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10
1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?
Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.
2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?
3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?
4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?
. Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.
«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».
Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.
Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.
Урок русского языка: «Язык и речь»
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Неклюдова Е.А. учитель начальных классов
Предмет: Русский язык.
Класс: 3 класс
Тема: Язык и речь
Содержимое разработки
РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Автор: Неклюдова Е.А. учитель начальных классов
Предмет: Русский язык.
Цель: использование приемов технологии развития критического мышления, стимулирующих мыслительную и творческую деятельность учащихся.
Задачи:
— прививать любовь к родному языку;
— закреплять знания и умения, полученные на уроках;
— воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
— развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
— расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке;
— развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
— повышать общую языковую культуру.
УУД:
Личностные:
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы, контролировать действия партнера. Формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: высказывания писателей о русском языке, карточки с заданиями, словарь русского языка С. И. Ожегова, компьютер, проектор, экран, электронная физкультминутка
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
— Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
Самоопределение к деятельности
— Прочитайте эпиграф к нашему уроку:
Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу мысли
— Для чего нужно изучать русский язык?
— На уроках русского языка, мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов. Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.
На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.
В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?
— Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь? Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды:
слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.
Работа по теме урока
— Какие виды речи иллюстрируют рисунки?
Упр. 2, с. 6 (учебник Русский язык 3 класс. Школа России. Авт.: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).
Подберите к рисунку нужную подпись.
Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык, язычок, русский язык» по образцу:
Я яя яг ял ям ся ня тя
язык, язычок, русский язык
(Работа над многозначностью слова язык)
— Говорят: Хорошо говорить и писать люди учатся всю жизнь.
— Докажите, что это предложение.
— Сколько в нём слов?
— Запишите это предложение. Какая мысль заключена в предложении? Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?
Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.
Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют
многозначными. Слово язык – многозначное слово.
Работа с толковым словарем С.И. Ожегова
— Посмотрите в толковом словаре значение слова язык.
Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе
Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе
3. ед. Речь, с. ЯЗЫК 3 , а, мн. и, ов, м. (стар.). Народ, нация. Нашествие двунадесяти (т. е. двенадцати) языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.).
Объяснение нового материала (1).
Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.
О каких знаках идёт речь?
А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).
Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.
Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.
Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.
Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?
Лист бумаги по утрам
На квартиру носят к нам.
На одном таком листе
Много разных новостей.
(Газета. Это письменная речь.)
Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).
Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь)
Утром рано умывались,
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чем секрет.
Всем друзьям физкультпривет!
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику.
— Объясните их смысл.
— Какую речь вы бы назвали хорошей, как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?
— Выполните письменное задание к упражнению.
Для чего же нужна речь?
(Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.)
Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:
«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком».
Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.
Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.
Подведение итогов урока.
Человек владеет …(речью).
Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).
Она состоит из … (предложений).
Речь бывает … (устная и письменная).
Домашнее задание: вариативное 1) найти и записать 3-4 пословицы о речи и языке;