Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Речь – это то, что произносят, или написано людьми. Речь есть только у человека.

Виды речи: устная, письменная, внутренняя.

Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.

Письменная речь – это речь, передавая с помощью письма (букв, слов, высказываний).

Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».

Язык – это речь, которой владеет человек. Например, родной язык, иностранный язык, русский язык.

Родной язык – это язык, на котором говорит человек, проживающий на территории своей страны Родины.

Иностранный язык – это язык, на котором не говорят люди, проживающие в определенной местности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь.

Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.

Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов).

Внутренняя речь — это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».

Речь − форма общения людей посредством языка.

Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия), или малой Родины (например, Чечня, Татарстан) называется родным языком.

Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.

Речь и язык нужны человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Прочитайте пословицы. Зачеркните ту, которая лишняя.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Где слова редки, там они вес имеют.

Глупые речи – что пыль на ветру.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Каков ум, такова и речь.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Подсказка: неверный ответ меняет цвет.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Где слова редки, там они вес имеют.

Глупые речи – что пыль на ветру.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Каков ум, такова и речь.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Задание. Доброе слово.

Прочитайте. Когда так говорят? Закрасьте правильный ответ.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

Источник

План-конспект урока русского языка в 3 классе на тему: «ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК».НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК. ВИДЫ РЕЧИ.»

УРОК 1. ЗНАКОМСТВО С УЧЕБНИКОМ «РУССКИЙ ЯЗЫК».НАША РЕЧЬ И НАШ ЯЗЫК. ВИДЫ РЕЧИ.

Цели: формировать умение распознавать виды речи; развивать устную речь.

Тип урока: вводный урок.

Планируемые результаты ; учащиеся научатся делать выводы о значении речи в жизни человека; работать по учебнику, пользуясь условными обозначениями; договариваться и приходить к общему решению; оценивать свои результаты.

Формируемые УУД: Личностные: способствовать развитию доброжелательности, сотрудничества со сверстниками и учителем, самостоятельности, самоопределения. Метапредметные: Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, учитывать выделенные учителем ориентиры; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей. Познавательные: формировать умение осуществлять сравнение и выделять общее и различное; формировать умение поиска информации в учебнике. Коммуникативные: активное использование речевых средств для решения познавательных задач; готовность слушать и вести диалог; признавать существование различных точек зрения. Предметные: углубить знания о видах речи; упражняться в использовании слов-приветствий в своей речи.

Формы и методы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная; объяснительно-иллюстративный, словесные.

Основные понятия: учебник, речь устная и письменная.

Оборудование : учебник «Русский язык», рабочая тетрадь, карточки для учащихся .

II . Самоопределение к деятельности

— Обсудите в парах, какие виды речи бывают. Приведите примеры.

— Сформулируйте тему урока.

— Прочитайте на с. 5 учебника, что мы должны вспомнить и что обсудим при изучении этой темы.

III . Работа по теме урока

Работа по учебнику

— Кто автор этого учебника?

— Рассмотрите условные обозначения на с. 4.

— На с. 159 прочитайте содержание.

— Назовите тему стихотворения. (1 сентября )

— Выполните письменное задание к упражнению ( Взаимопроверка.)

( Работа в парах. Учащиеся отвечают на вопросы и приводятсвои примеры.)

— Какая бывает речь? (Устная и письменная.)

Какую речь мы называем устной? (Ту, которую мы произносим и слышим.)

Какую речь мы называем письменной? (Ту, которую мы пишем и читаем.)

— А какую речь называют внутренней? ( Ту, когда мы обдумываем.)

А легко ли говорить?

Одним бывает трудно связать даже несколько слов, особенно если приходится говорить публично, т. е. перед другими людьми. У других, наоборот, речь, как в сказке А.С. Пушкина, «словно реченька журчит». Есть и мастера устной речи ораторы, рассказчики.

Мы немного пописали,

Наши пальчики устали.

Наши пальчики встряхнём,

И писать опять начнём.

Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

V . Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

— Объясните их смысл.

— Выполните письменное задание к упражнению.

— Рассмотрите рисунок. Что на нём изображено?

— Составьте небольшой текст к данному рисунку. (Учащиеся устно составляют тексты и рассказывают их.)

— А дома я вам предлагаю записать свой текст.

2. Работа со словами из словаря

— Составьте слова из данных букв. ЗДАПНИКР, ТЕВМЕС. (Праздник, вместе.)

— Найдите слова праздник и вместе в орфографическом словаре.

Дома в праздник не сиди,

Целый день ходи, гуляй,

Букву «Д» не пропускай!

— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.

— Составьте предложения со словами праздник и вместе, запишите.

— Объясните смысл выражений.

• Будет и на нашей улице праздник. (И для нас наступит радость,торжество.)

• Как у праздника сидеть. (Сидеть ничего не делая.)

— Для чего человеку нужна речь? Найдите нужный ответи объясните свой выбор.

• Чтобы сообщить что-то другим людям.

• Чтобы выражать свои мысли.

• Чтобы люди общались друг с другом.

• Чтобы слова были связаны друг с другом.

• Чтобы обдумывать свои мысли.

— Оцените свою работу на уроке.

VII . Подведение итогов урока

— Какие виды речи вы знаете?

Домашнее задание. Повторить виды речи. Упр. 3 (с. 7).

Источник

Русский язык. 3 класс

Конспект урока

Русский язык. 3 класс.

Перечень вопросов, рассматриваемых в теме:

Речь – это то, что произносят, или написано людьми. Речь есть только у человека.

Виды речи: устная, письменная, внутренняя.

Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.

Письменная речь – это речь, передавая с помощью письма (букв, слов, высказываний).

Внутренняя речь – это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».

Язык – это речь, которой владеет человек. Например, родной язык, иностранный язык, русский язык.

Родной язык – это язык, на котором говорит человек, проживающий на территории своей страны Родины.

Иностранный язык – это язык, на котором не говорят люди, проживающие в определенной местности.

Основная и дополнительная литература по теме урока

Открытый электронный ресурс по теме урока:

Канакина В. П. и др. Русский язык. 3 класс. Электронное приложение. — М.: Просвещение, 2011. http://school-russia.prosv.ru/info.aspx?ob_no=41635

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Вспомним, что такое устная, письменная, внутренняя речь.

Устная речь – это речь, произносимая непосредственно в процессе говорения.

Письменная речь – это речь, передаваемая с помощью письма (букв, слов).

Внутренняя речь — это речь про себя, которой мы пользуемся, когда думаем, размышляем, не произнося мысли вслух, когда читаем «про себя».

Речь − форма общения людей посредством языка.

Язык, на котором мы говорим с детства, говорят люди, проживающие на территории нашей Родины (Россия), или малой Родины (например, Чечня, Татарстан) называется родным языком.

Язык, на котором говорят жители другой страны называется иностранным. Например, в Англии – английский, во Франции – французский, в Китае – китайский, в Японии – японский, в Испании – испанский, в Финляндии – финский. В школе мы изучаем иностранный язык.

Речь и язык нужны человеку для того, чтобы общаться, передавать нужную и важную информацию.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Прочитайте пословицы. Зачеркните ту, которая лишняя.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Где слова редки, там они вес имеют.

Глупые речи – что пыль на ветру.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Каков ум, такова и речь.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Подсказка: неверный ответ меняет цвет.

Без русского языка не сколотишь и сапога.

Где слова редки, там они вес имеют.

Глупые речи – что пыль на ветру.

Не имей сто рублей, а имей сто друзей.

Каков ум, такова и речь.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Задание. Доброе слово.

Прочитайте. Когда так говорят? Закрасьте правильный ответ.

Доброе слово человеку – что дождь в засуху.

Подсказка: неверный ответ выделить эффектом звукового сигнала.

Источник

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

Сен 17

Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Смотреть фото Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Смотреть картинку Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Картинка про Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Фото Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии

Канакина. 3 класс. Учебник №1. Проверь себя с. 10

1. Расскажите, как вы понимаете: что такое язык и что такое речь? Какое значение язык и речь имеют в жизни человека?

Зачем человеку речь? Чтобы иметь возможность беспрепятственно выражать свои мысли, эмоции, настроение вслух, отдавать их окружающим. Речь применяется везде, во всех сферах жизни. Куда бы человек ни отправился, с кем бы ни вступал в контакт, ему потребуется знание языка как инструмента взаимодействия.

2. Почему родной язык надо хорошо знать и хорошо им владеть? Каким языком, кроме родного, вы хотели бы овладеть? Почему?

3. Прочитайте. Как вы понимаете значение пословиц? В каких случаях жизни они могут быть использованы?

4. Прочитайте. Назовите сказку. К кому обращается с речью старший богатырь?

. Старший молвил: «Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

«Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях». Богатырь обращается к царевне.

«Что за диво!
Всё так чисто и красиво.
Кто-то терем прибирал
И хозяев поджидал.
Кто же? Выдь и покажися,
С нами честно подружися.
Коль ты старый человек,
Дядей будешь нам навек.
Коли парень ты румяный,
Братец будешь нам названый.
Коль старушка, будь нам мать,
Так и станем величать.
Коли красная девица,
Будь нам милая сестрица».

Речь можно назвать красивой, потому что она культурная, вежливая.

Диво, терем, румяный, братец, красная девица, милая сестрица.

Источник

Урок русского языка: «Язык и речь»

Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Смотреть фото Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Смотреть картинку Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Картинка про Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Фото Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Автор: Неклюдова Е.А. учитель начальных классов

Предмет: Русский язык.

Класс: 3 класс

Тема: Язык и речь

Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Смотреть фото Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Смотреть картинку Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Картинка про Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии. Фото Чем отличается язык и речь 3 класс школа россии

Содержимое разработки

РАЗРАБОТКА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Автор: Неклюдова Е.А. учитель начальных классов

Предмет: Русский язык.

Цель: использование приемов технологии развития критического мышления, стимулирующих мыслительную и творческую деятельность учащихся.
Задачи:
— прививать любовь к родному языку;
— закреплять знания и умения, полученные на уроках;
— воспитывать у учащихся бережное отношение к родному слову;
— развивать интерес к глубокому изучению русского языка во внеурочное время;
— расширить словарный запас детей, используя высказывания писателей о русском языке;
— развивать коммуникативную, самообразовательную компетентность;
— повышать общую языковую культуру.
УУД:
Личностные:
Формирование учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу. Выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.
Познавательные:
Проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям. Устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные:
Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. Задавать вопросы, контролировать действия партнера. Формулировать собственное мнение и позицию.
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы урока: словесный, наглядный, практический
Оборудование: высказывания писателей о русском языке, карточки с заданиями, словарь русского языка С. И. Ожегова, компьютер, проектор, экран, электронная физкультминутка

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

— Ребята, а теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

Самоопределение к деятельности

— Прочитайте эпиграф к нашему уроку:

Язык – удивительное орудие, посредством которого люди, общаясь между собой, передают друг другу мысли

— Для чего нужно изучать русский язык?

На уроках русского языка, мы учимся понимать красоту и силу русского слова. Язык людей — язык слов. Изучать русский язык нелегко, но очень интересно. Вы узнаете, как пишутся слова, как правильно говорить и писать, чтобы люди понимали ваши мысли.

На нашей огромной планете Земля только нам, людям, дан великий дар – умение разговаривать, общаться при помощи слова. Чтобы отвечать на вопросы, составлять предложения и рассказы, человек должен владеть речью.

В связи с этим скажите, о чем мы будем сегодня говорить на уроке, или какова тема сегодняшнего урока?

— Что же такое речь? Для чего она нужна? На какие 2 группы можно разбить нашу речь? Речь — это способность говорить. Речь имеет разные виды:

слушание, говорение, речь про себя (внутренняя речь); чтение и письмо.

Работа по теме урока

— Какие виды речи иллюстрируют рисунки?

Упр. 2, с. 6 (учебник Русский язык 3 класс. Школа России. Авт.: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий).

Подберите к рисунку нужную подпись.

Запишите букву я, сочетания этой буквы с другими буквами и слова «язык, язычок, русский язык» по образцу:

Я яя яг ял ям ся ня тя

язык, язычок, русский язык

(Работа над многозначностью слова язык)

— Говорят: Хорошо говорить и писать люди учатся всю жизнь.

— Докажите, что это предложение.

— Сколько в нём слов?

— Запишите это предложение. Какая мысль заключена в предложении? Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы хорошо говорить и писать?

Слово язык имеет и другие значения: язык пламени, язык колокола, язык у ботинка и язык во рту.

Слова, которые имеют несколько значений, в русском языке называют

многозначными. Слово язык – многозначное слово.

Работа с толковым словарем С.И. Ожегова

— Посмотрите в толковом словаре значение слова язык.

Исторически сложившаяся система звуковых, словарных и грамматических средств, объективирующая работу мышления и являющаяся орудием общения, обмена мыслями и взаимного понимания людей в обществе

Совокупность средств выражения в словесном творчестве, основанных на общенародной звуковой, словарной и грамматической системе

3. ед. Речь, с. ЯЗЫК 3 , а, мн. и, ов, м. (стар.). Народ, нация. Нашествие двунадесяти (т. е. двенадцати) языков (об армии Наполеона во время Отечественной войны 1812 г.).

Объяснение нового материала (1).

Первыми шагами к письму были рисунки на скалах и рисуночное письмо. С помощью рисунков люди пробовали общаться друг с другом. Затем писали на глиняных табличках. Это открытие положило начало письменности на Земле. Наконец, человек придумал знаки. Ими мы пользуемся и сейчас.

О каких знаках идёт речь?

А сейчас мы как пишем? (в тетради, печатаем на компьютере).

Теперь мы владеем не только устной речью, но и письменной речью.

Речь, которую мы встречаем при говорении и слушании, называют устной речью.

Речь, которую мы встречаем при чтении и письме, называют письменной.

Отгадайте загадки. О какой речи они напоминают?

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят к нам.

На одном таком листе

Много разных новостей.

(Газета. Это письменная речь.)

Поверчу волшебный круг –
И меня услышат вдруг. (Телефон)
(Устная речь).

Стальной конёк по белому полю бегает,
За собой чёрные следы оставляет. (Ручка)
(Письменная речь)

Утром рано умывались,

Вправо, влево наклонялись

И обратно возвращались.

Вот здоровья в чем секрет.

Всем друзьям физкультпривет!

Закрепление изученного материала

Работа по учебнику.

— Объясните их смысл.

— Какую речь вы бы назвали хорошей, как вы понимаете пословицу «Видна птица по перьям, а человек по речам»?

— Выполните письменное задание к упражнению.

Для чего же нужна речь?

(Речь помогает: общаться; передавать информацию друг другу; делиться мыслями, чувствами; договариваться о чём-нибудь; похвалить, развеселить, рассмешить кого-то; посоветоваться с кем-либо.)

Писатель Лев Васильевич Успенский сказал:

«С самого раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком».

Спишите это высказывание. Будьте внимательны: не допускайте ошибок в написании слов с подчёркнутыми буквами – на правила, которые вам ещё предстоит изучить.

Речь человека должна быть вежливой, уважительной. Вежливо нам помогают вежливые слова. Эти волшебные слова согревают нас, как лучики солнца, помогают нам в трудную минуту.

Подведение итогов урока.

Человек владеет …(речью).

Речь нужна для того, чтобы …(общаться с другими людьми).

Она состоит из … (предложений).

Речь бывает … (устная и письменная).

Домашнее задание: вариативное 1) найти и записать 3-4 пословицы о речи и языке;

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *