Чем отличается винительный и родительный падеж
Винительный падеж. Как отличить винительный от родительного падежа
Винительный падеж отвечает на вопросы «кого? что?» и употребляется в предложениях и словосочетаниях лишь с глаголами и его формами (причастием и деепричастием). Самая часто встречающаяся функция данного падежа в русском языке – выражение прямого объекта действия: читаю книгу, рисую картину и так далее. Что еще может обозначать винительный падеж, и как отличить его от родительного? Читайте статью ниже!
Что обозначает падеж?
Падеж, о котором пойдет речь в статье, может иметь совершенно разные значения.
Чтобы без ошибки определить падеж, находящийся перед вами, нужно знать вопросы винительного падежа (кого? чего?). Подставьте к слову «виню» или «вижу», и вы сразу все поймете. Например, виню (кого?) бабушку, вижу (что?) котлету.
Значения падежа
Данная форма слова имеет два основных значения: объектное и субъектное.
Окончания падежа
Вопросы винительного падежа определяют и его окончания.
Предлоги винительного падежа
Данный падеж может сочетаться с большим количеством предлогов как простых, так и производных. Если слово сочетается с простыми предлогами (в, за, под, на, с), значит, оно имеет определительное значение. Причем это определение может быть разным – по месту, времени, свойству, причине, цели и так далее. В паре с простым предлогом слово в разбираемом нами падеже может иметь и объектное значение (голосовать за депутата, идти по грибы). Слово может выполнить и функцию восполнения необходимой информации (прослыл за болтуна).
В целом предложении форма слова в винительном падеже в паре с простым предлогом выполняет иные функции. Например, падеж может указать на предикативный признак (медаль за храбрость). Винительный падеж может даже распространить предложение (в километре от села – озеро; в Новый Год творятся чудеса). В паре с предлогами «за» и «под» слово может выразить значение приблизительности (ему за сорок, ей под пятьдесят).
Также слова в форме винительного падежа могут сочетаться и с производными предлогами (невзирая на, несмотря на, спустя день).
Как отличить падеж винительный от родительного: способ первый
Чтобы не путать падежи русского языка, нужно запомнить, что каждому из них соответствует свой вопрос, зависящий от значения падежа. Задав универсальный вопрос и найдя ему соответствие, вы без проблем поймете, слово в каком падеже находится перед вашими глазами. Родительный падеж чаще обозначает принадлежность, соотношение «целое-часть», признак предмета по отношению к какому-либо другому предмету, объект воздействия и так далее.
Сложности могут особенно часто возникать в определении падежа одушевленного существительного. Если вопрос «кого?» не помогает вам справиться с поставленной задачей, то представьте на месте одушевлённого существительного неодушевленное. Задайте вопрос для родительного «нет чего?» и для винительного «вижу что?». Если определяемое слово будет иметь такую же форму, как и в именительном падеже, то оно стоит в винительном.
Как отличить падеж винительный от родительного: способ второй
Помните о том, что в русском языке есть немало несклоняемых существительных (кофе, кашпо и так далее), выглядящих одинаково в любом падеже. В этом случае все вышестоящие советы могут и не подойти. Всегда проверяйте правильность определения падежа ключевым вопросом, и ошибок не будет.
Как можно отличить винительный падеж от родительного и в чем разница
Имя существительное представляет собой часть речи, которая обозначает любую предметность и отвечает на вопросы «кто?» и «что?». Меняется это слово по падежам. Чтобы их не путать друг с другом, нужно ознакомиться с определенной системой различий. Она поможет понять, как можно отличить родительный и винительный падежи. При этом для начала требуется разобраться в основных признаках и терминологии.
Признаки падежей
Ключевым признаком понятий считается окончание слова. К примеру, слова в родительном падеже могут заканчиваться на такие буквы:
Для слов в винительной форме характерны такие окончания:
При этом нужно отметить, что в третьем склонении окончаний нет. Чаще всего сложности появляются при определении принадлежности одушевленного существительного. В такой ситуации сделать верный выбор поможет вопросительная конструкция и используемые предлоги:
Важно учитывать, что в русском языке встречаются существительные, форма которых определяется с трудом. Это связано с тем, что они не склоняются. В качестве примера стоит привести такие слова, как «кофе» или «кино». В такой ситуации поможет правильно поставленный вопрос.
Как определить падеж
Для этой цели рекомендуется воспользоваться инструкцией:
Замена может потребоваться в ряде случаев. Одушевленные существительные мужского рода второго склонения в обоих падежах звучат одинаково.
К примеру, «портфель ученика» и «знаю ученика». Чтобы не допустить ошибку, стоит выполнить замену на любое слово первого склонения – к примеру, «портфель ученицы» и «знаю ученицу». В этом случае слово «ученицы» находится в родительном падеже, а «ученицу» – в винительном. Аналогичная ситуация наблюдается со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных слов тоже совпадают – к примеру, «книги учеников» и «знаю учеников». Для правильного определения требуется заменить их на неодушевленное существительное, которое стоит во множественном числе, – к примеру, «книги библиотек» и «знаю библиотеки». В этом случае «библиотек» стоит в родительной форме, а «библиотеки» – в винительной. Такая ситуация характерна для слова «учеников».
Чем отличается родительный от винительного
Для рассматриваемых понятий характерны следующие отличия:
Сравнительная таблица
Основные отличия представлены в таблице:
Критерий | Родительный | Винительный |
Вопрос | кого? чего? | кого? что? |
Вспомогательное слово | нет | вижу |
Окончания | и, ы а, я | |
Предлоги | от, до, из, без, у, для, около, с | в, на, за, через, про |
Значение падежей
Родительный служит для обозначения следующих понятий:
Винительный вариант используется для обозначения следующих понятий:
Рассматриваемые понятия имеют целый ряд отличий. Разница заключается в вопросительных конструкциях, используемых окончаниях, смысловой нагрузке. Иногда для определения формы слова требуется подобрать для него адекватную замену.
Как отличить родительный падеж от винительного в существительных? Хитрости, советы и правила
В русском языке существуют шесть падежей, у каждого из которых свое значение. У каждого падежа и свои вопросы, что значительно облегчает определение падежа. Часто возникают вопросы, как отличить два падежа друг от друга. Справиться с этой задачей помогут следующие советы.
Знакомятся с падежами в начальной школе, в этом возрасте упор следует делать на вопросы, вспомогательные слова и предлоги. А сложность в определении винительного и родительного падеже иногда совпадают, поэтому в их определении не следует пользоваться только этим принципом.
Признаки падежей
Имеют значение окончания. Так, существительные в родительном падеже (Р. п.) имеют следующие окончания:
Окончание существительных в винительном падеже (В. п.):
Определить падеж помогут вопросы. В родительном падеже — кого? и чего? В винительном — кого? и что? Чтобы было легче определить, добавляют вспомогательные слова:
Сравнительная таблица родительного и винительного падежей
Родительный падеж
Винительный падеж
от, до, из, без, у, для, около, с
блокнот (кого?) учителя
посещать (кого?) друга
проверять (что?) работу
Как определить падеж
Следует пользоваться поэтапной памяткой для определения падежа:
Так, замена необходима в нескольких случаях. Одушевленные существительные мужского рода 2-го склонения имеют одинаковые формы в Р. п. и В. п. (портфель ученика и знаю ученика).
Хитрость: чтобы не ошибиться, следует заменить его на любое слово 1-го склонения (портфель ученицы и знаю ученицу). В данном случае «ученицы» — Р. п., а «ученицу» — В. п. Аналогично будет и со словом «ученика».
Во множественном числе формы одушевленных существительных также совпадают (книги учеников и знаю учеников). Для этого следует их заменить на неодушевленное существительное во множественном числе (книги библиотек и знаю библиотеки). «Библиотек» — Р. п., а «библиотеки» — В. п.). Аналогично и со словом «учеников».
Значение падежей
Правило гласит, что родительный падеж обозначает:
Винительный падеж обозначает:
Существует ряд заданий для закрепления материала: упражнения на сравнение, трансформацию, распределение и другие.
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Назначение в русском языке
Родительный и винительный (от слова «вина», проверочное сущ. — «повинный») падежи используются для разных целей, причём первый применяют чаще. Это обусловлено тем, что он может выполнить больше функций. Конструкции с использованием р. п. составляют, когда нужно сделать следующее:
Распространённый случай, когда существительное ставят в р. п., — конструкция, где показано, что от исчисляемого или неисчисляемого объекта взяли часть. Примеры: 5 яблок, стакан воды, машина снега. Ситуаций, в которых применяют в. п., сравнительно меньше. Вот что можно сделать с его помощью:
Способ распознавания
Есть несколько простых методов, позволяющих определить, какой падеж использован в предложении. Первый подход подразумевает несколько действий, выполняемых в таком порядке:
Для некоторых слов этих способов может оказаться недостаточно. Например, в словосочетании «вижу ученика» существительное стоит в винительном падеже. Если же сказать «нет ученика», зависимое слово окажется в р. п. Обе формы одинаковы, значит, нужно подобрать другое существительное, подходящее по смыслу. Подобная сложность возникает с одушевлёнными объектами мужского рода, которые относятся ко 2-му склонению. У них совпадают формы в. п. и и. п. Проще всего подобрать имя существительное 1-го склонения, которое в именительном падеже оканчиваются на «а» или «я», причём слово может быть как мужского, так и женского рода. Примеры:
Также бывает сложно узнать, в каком падеже находится неодушевлённый объект в случае его употребления во множественном числе. Пример: «работы учениц» и «знать учениц». В первом словосочетании этой пары объект находится в родительном падеже, во втором — в винительном. Чтобы избежать путаницы и ошибок, можно подобрать слова, принадлежащие к 1-му склонению. Один из возможных вариантов: «ученики школ» и «знать школы». Разница видна сразу, поэтому можно безошибочно определить, в каком из 2 случаев применяется тот или иной падеж.
Изучение в школе
В рамках школьной программы дети получают представление о падежах в начальных классах. В русском языке их 6, причём каждый характеризуется парой вопросов. Первый подставляется к одушевлённым существительным, второй — к неодушевлённым. Вот на какие вопросы отвечают падежи, с которыми возникает путаница:
Помимо этого, для каждого падежа характерны определённые предлоги и зависимые слова. Задача учителя — объяснить детям, как можно научиться определять разницу между падежами в тех случаях, когда их формы совпадают.
Урок, посвящённый этой теме, проходит в несколько этапов. Сначала преподаватель определяет цели:
Организационная часть включает разминку. Учитель просит написать в тетради несколько слов, отвечающих на вопрос. Пример: «Что можно увидеть в зимних узорах на стёклах?» Ученики перечисляют предметы, которые подскажет им фантазия. Важно проверить, чтобы они стояли в в. п. Затем преподаватель предлагает сравнить слова и подумать, что в них общего.
Следующая часть посвящена работе со словарным словом. Учитель пишет на доске буквы в любом порядке, а школьники составляют из них существительное, наречие или другую часть речи. Следующий этап — подбор однокоренных слов, изучение орфограммы. Затем урок переходит к основной части — изучению в. п. и р. п., сравнению их особенностей.
Субъектная и объектная связь
Винительный падеж выражает 2 основных значения — объектное и субъектное. В первой ситуации речь о состоянии предмета или действии, которое он совершает. Примеры:
Во втором случае подчёркивают, что действие совершается над предметом. Если объектное значение способно передавать мысль и в виде словосочетания, субъектное — только в составе предложения, например:
В предложениях существительные, поставленные в в. п., могут быть разными членами. Нередко они выступают в роли дополнений или обстоятельств. В зависимости от контекста, возможны такие варианты обстоятельств:
Есть простой и безошибочный способ распознать, в каком из двух падежей находится слово. Нужно попробовать подставить к объекту «вижу» (кого? что?) или «нет» (кого? чего?). Если подходит первое, в конструкции применяется винительный падеж, второе — родительный.
Отличие именительного и винительного падежей
Существительные 2 и 3 склонения, поставленные в винительный и именительный падежи, в единственном числе имеют одинаковые формы. Аналогичная ситуация наблюдается и с некоторыми местоимениями. Из-за этого ученикам сложно различить падежи. Чтобы не ошибаться, нужно запомнить простое правило: если существительное в предложении играет роль подлежащего, значит, оно стоит в и. п. Но когда слово является зависимым от другого члена, это указывает на в. п. или р. п., которые являются косвенными. Примеры, как отличить винительный и именительный падежи:
Ещё один способ распознавания — по наличию или отсутствию предлогов. Если они есть, значит, речь идёт о винительном падеже, а когда их нет, нужно применять другие способы, например, подставить вопрос. В словосочетании «пойти в лес» существительное стоит в винительном падеже. На первый взгляд, к нему подходит вопрос «куда?», но есть ещё один вариант — «во что?», который точно указывает на в. п.
Таким образом, поочерёдно применяя все предложенные способы, ученик сможет разобраться с любым сложным случаем. В школьной программе предусмотрены упражнения на различие винительного и родительного падежей. Таблица с отличиями, составленная учеником для себя, поможет на проверочной работе, поэтому её стоит сделать самостоятельно или скачать в готовом виде.
Как отличить винительный от родительного падежа
Родительный падеж
Согласно определениям в русском языке, родительный падеж обозначает:
• Принадлежность кому-либо или чему-либо, например «шкурка песца», « журнал учителя»;
• Если имеет место соотношение целого и его части, например «страница журнала (Р.п.)»;
• Отображение признака предмета по отношению к другому предмету, например «результаты опроса (Р.п.)»;
• Объект воздействия при наличии глагола с отрицательной частицей «не», например, «не ест мяса (Р.п.)»;
• Объект воздействия при наличии глагола, обозначающего желание, намерение или удаление, например, «желать счастья (Р.п.)», «избежать ответственности (Р.п.)»;
• Если имеет место сравнение предметов, например, «крепче дуба (Р.п.)»;
• Если существительное является объектом измерения, счета или родительной даты, например «ложка сметаны» или «День Парижской Коммуны».
Винительный падеж
Согласно определениям в русскоом языке винительный падеж обозначает:
• Переход действия на предмет полностью, например «листать журнал», «вести машину»;
• Передачу пространственных и временных отношений «пройти милю», «отдыхать месяц»;
• В редких случаях образуется как зависимость от наречия, например «обидно за друга».
Чтобы никогда не перепутать падежи существительного, важно помнить, что каждому падежу в русском языке соответствует универсальный вопрос, задав который данному существительному, в итоге получаем соответствующий падеж.
Родительному падежу соответствует вопрос «нет кого?» для одушевленных и «нет чего?» для неодушевленных существительных.
Винительному падежу соответствует вопрос «вижу кого?» для одушевленных и «вижу чего?» для неодушевленных существительных.
Определять падежи существительных по его определениям или окончаниям крайне затруднительно. Допустим, запомнить все определения родительного и винительного падежей довольно непросто. А окончания существительных довольно часто совпадают.
Приведем пример с использованием одущевленного существительного во множественном числе :
Но, для того, чтобы окончательно убедиться в правильности определения падежа, подставьте мысленно вместо одушевленного существительного неодушевленное.
Например:
Отсюда можно сделать выводы:
1. Чтобы отличить родительный падеж от винительного, задайте существительному определяющий вопрос.
2. Если вам сложно определить падеж одушевленного существительного, т.к. вопрос «кого?» относится к обоим падежам, то подставьте вместо этого существительного неодушевленное и задайте ему определяющий вопрос. Для родительного он будет «нет чего?», а для винительного «вижу что?». Если слово будет выглядеть как в именительном падеже, тогда падеж вашего существительного – винительный.