Чем отличается вагон и полувагон
Типы и размеры жд вагонов
Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами подвижного состава. В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов различают: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.
Крытый грузовой вагон используется для перевозки грузов, требующих защиты от атмосферных осадков. Кузов вагона представляет собой конструкцию, состоящую из рамы с полом, 4-х стен и крыши. Погрузка и выгрузка в универсальных крытых вагонах осуществляется через двери, расположенные в боковых стенах.
Полувагон предназначен для перевозки грузов, не требующих защиты от атмосферных осадков. Так как полувагоны не имеют крыши, то это позволяет полностью механизировать погрузку. Для перевозки сыпучих грузов существуют полувагоны с люками в полу, который позволяют механизировать выгрузку таких грузов.
Вагон-цистерна применяется для перевозки жидких грузов, сжиженных газов и порошкообразных материалов.
Основными техническими характеристиками грузового вагона являются:
тара (собственная масса порожнего вагона), грузоподъемность (наибольшая масса груза, которую можно в нем перевозить), объем кузова, площадь, длина и другие линейные размеры.
Наиболее распространенные типы и размеры вагонов представлены ниже:
КРЫТЫЙ ВАГОН
Внутренние размеры | Размеры дверей | Вес | Объем | Загрузка | |
---|---|---|---|---|---|
Крытый вагон | мм | мм | т | м3 | т |
длина | 15724 | 26,0 | 138,0 | 68,0 | |
ширина | 2764 | 3802 | |||
высота | 3050 | 2334 |
*параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя
ПОЛУВАГОН
Внутренние размеры | Размеры дверей | Вес | Объем | Загрузка | |
---|---|---|---|---|---|
Полувагон | мм | мм | т | м3 | т |
длина | 12690 | 23,0 | 75,2 | 71,0 | |
ширина | 2890 | ||||
высота | 2050 |
*параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя
ПЛАТФОРМА
Внутренние размеры | Размеры дверей | Вес | Объем | Загрузка | |
---|---|---|---|---|---|
Платформа | мм | мм | т | м3 | т |
длина | 13300 | 23,5 | 71,0 | ||
ширина | 2770 | ||||
высота | 400 |
*параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и фирмы производителе
ЦИСТЕРНА
Внутренние размеры | Размеры дверей | Вес | Объем | Загрузка | |
---|---|---|---|---|---|
Цистерна | мм | мм | т | м3 | т |
длина | 27,0 | 83,0 | 67,0 | ||
ширина | |||||
высота |
*параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя
ХОППЕР
Внутренние размеры | Размеры дверей | Вес | Объем | Загрузка | |
---|---|---|---|---|---|
Хоппер | мм | мм | т | м3 | т |
длина | 23,0 | 81,0 | 70,0 | ||
ширина | |||||
высота |
*параметры вагона могут отличаться в зависимости от модели и производителя
Типы, виды и размеры грузовых ЖД вагонов
Виды вагонов для перевозки грузов
В зависимости от конструкции и особенностей грузовые вагоны разделяются по типу на:
Такое разнообразие позволяет добиться оптимальных условий перевозки, погрузки и выгрузки любого рода груза, максимально упростив процесс доставки железнодорожным транспортом.
Основные типы вагонов
Крытые вагоны
Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, которые нуждаются в защите от контакта с окружающей средой, а также тарно-упаковочных грузов, грузов с высокой стоимостью.
В зависимости от материала изготовления, кузов таких вагонов может быть деревянный или цельнометаллический. В настоящее время при постройке новых вагонов, кузов изготавливают из металла. По количеству дверей, крытые вагоны могут быть однодверными или двухдверными (с уширенными дверными проемами). Для грузов, перевозка которых требует вентиляции, в большинстве моделей крытых вагонов предусмотрены специальные люки. Кроме того, некоторые модели специализированных крытых вагонов с увеличенным объемом кузова оснащены торцевыми дверями с обеих сторон вагона. Данные двери используются при погрузке грузов, которые из-за своих габаритов не могут быть погружены через боковые двери (автобусы, автомобили).
При установке дополнительного оборудования, крытый вагон может использоваться для перевозки людей или скота.
Объем кузова крытого вагона варьируется от 120 до 158 м3 для универсального крытого вагона и до 250 м3 – для специализированного крытого вагона (ЦМГВ).
Характеристики крытых вагонов
Тип вагона | Грузо- подъемность, тонн | Объем внутренний, м 3 | Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм |
Вагон 11-066 | 66 | 86,4 | 13800х2760х2790 |
Вагон 11-217 | 68 | 104 | 13840х2760х2740 |
Вагон 11-260 | 68 | 138 | 16800х2770х3050 |
Вагон 11-264 | 68 | 81 | 13080х2760х2790 |
Вагон 11-270 | 68 | 104 | 13840х2760х2790 |
Вагон 11-280 | 68 | 138 | 15720х2770х2800 |
Вагон 11-286 | 68 | 138 | 15720х2770х2800 |
Вагон11-К001 | 68 | 138 | 13840х2790х2800 |
Вагон для перевозки автомобилей 11-К651 | 42 | 265 | 23300х3100х3670 |
Вагоны платформы
Специализированные платформы используются для перевозки леса, контейнеров, рулонной стали, проката металлов, автомобилей. Также, довольно частым решением при перевозке негабаритных грузов и техники является перевозка на сцепе из двух и более платформ.
Характеристики вагонов платформ
Длина, мм | Ширина, мм | Высота, мм | Вес, т | Загрузка, т |
13300 | 2770 | 400 | 23,5 | 71 |
Полувагоны
Полувагон — это еще один тип универсального подвижного состава. Этот тип вагона используется для перевозки массовых навалочных сыпучих грузов, не требующих защиты от воздействия окружающей среды, продукции горнодобывающей промышленности: угля, руды, кокса, щебня, известняка и т.д.
Самыми распространенными являются 4-осные полувагоны.
Погрузка в полувагоны осуществляется навалом через открытый верх кузова вагона. В редких случаях, при погрузке открывают торцевые двери. Однако, в некоторых моделях полувагонов, торцевых дверей может и не быть.
Кроме того, полувагоны подразделяются на люковые и безлюковые (глуходонные).
Выгрузка сыпучих грузов из первых происходит при помощи открытия люков, через которые груз высыпается под действием силы тяжести.
Выгрузка сыпучих грузов из глуходонных полувагонов осуществляется при помощи вагоноопрокидывателей, которые переворачивают вагон над выгрузочным бункером.
Грузоподъемность 4-осных вагонов, изготавливаемых до 2000-х годов находилась в диапазоне 68-70 т. В настоящее время, вагоностроительные заводы изготавливают универсальные инновационные 4-осные полувагоны с грузоподъемностью до 75,5 т.
Характеристики полувагонов
Тип вагона | Грузо- подъемность, тонн | Объем внутренний, м 3 | Внутренние размеры (длина х ширина х высота), мм |
Полувагон 12-1000 | 69 | 73 | 12120х2880х2730 |
Полувагон 12-127 | 70 | 138 | 12700х2880х2000 |
Полувагон 12-1505 | 69 | 76 | 12700х2870х2000 |
Полувагон 12-508 | 125 | 137,5 | 18760х2790х2450 |
Полувагон 12-П152 | 94 | 106 | 14580х2900х2360 |
Полувагон 12-П153 | 63 | 64 | 12000х2850х1880 |
Полувагон 12-726 | 62 | 73 | 12100х2880х2730 |
Полувагон 12-753 | 69 | 73 | 12330х2880х2730 |
Полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров | 69 | 73 | 12330х2880х2730 |
Вагоны цистерны
Для транспортировки жидких и газообразных грузов по железной дороге используются вагоны цистерны.
Характеристики вагонов цистерн
Вес, т | Загрузка, т | Объем, м 3 |
27 | 67 | 83 |
Изотермические вагоны
Для перевозки грузов, требующих соблюдения температурного режима, а также поддержания необходимого значения влажности используются изотермические вагоны.
Оборудование, расположенное в этих вагонах позволяет доставлять скоропортящиеся грузы на большие расстояния без потери их качества.
На железной дороге изотермические вагоны принято разделять на:
Современные рефрижераторные секции состоят из 5 или 10 вагонов. В одном из них находится помещение для обслуживающей бригады и центральная холодильная установка, которая обеспечивает поддержание температуры в остальных вагонах секции, в которых располагается груз.
Другой вариант – холодильное оборудование расположено в каждом вагоне (АРВ).
Вагоны специального назначения
Грузы, требующие особых условий перевозки, транспортируются в вагонах специального назначения.
На железнодорожном транспорте эти типы грузовых вагонов классифицируются следующим образом:
К вагонам специального назначения также относят вагоны пожарных и восстановительных поездов и вагоны-мастерские.
Технические показатели вагонов
Основными техническими характеристиками, которые имеют важное значение для оценки качества эффективности работы вагона, являются:
Типы железнодорожного подвижного состава
Перевозка грузов по железной дороге осуществляется различными типами железнодорожного подвижного состава.
В зависимости от характера груза, конструкции кузова, способов погрузки и выгрузки, а также обеспечения сохранности грузов подпирают правильный тип железнодорожного подвижного состава: крытые вагоны, полувагоны, платформы, цистерны, вагоны-самосвалы, вагоны бункерного типа и реф-вагоны.
Грузовые вагоны в зависимости от категории, разделяются на следующие основные типы:
Крытые вагоны
Крытые вагоны предназначены для перевозки грузов, которые боятся влаги и солнца, для защиты груза от кражи и механических повреждений. В крытых вагонах перевозят такие грузы как продукты питания, бытовая техника, мебель, хоз. товары, одежда и т. п. К классу крытых вагонов также относят вагоны изотермического парка: вагоны-ледники, вагоны-рефрижераторы, вагоны-термосы. В них перевозят быстро портящиеся продукты, например мясо, рыбу, консервацию, медикаменты, молоко, фрукты. Специальное холодильное оборудование в изотермических вагонах создает необходимый температурный режим. Делятся на: Универсальные и Специальные.
Размеры крытых вагонов
и вагонные нормы загрузки
Тип вагона | Грузоподъемность | Объем внутренний | Внутренние размеры (Дх Шх В) | Размер дверного проема |
---|---|---|---|---|
вагон 11-066 | 66 тонн | 86,4 м3 | 13800х2760х2790 мм | 2000х2230 мм |
вагон 11-217 | 68 тонн | 104 м3 | 13840х2760х2740 мм | 2340х3800 мм |
вагон 11-260 | 68 тонн | 138 м3 | 16800х2770х3050 мм | 2720х3970 мм |
вагон 11-264 | 68 тонн | 81 м3 | 13080х2760х2790 мм | 2340х3790 мм |
вагон 11-270 | 68 тонн | 104 м3 | 13840х2760х2790 мм | 2340х3790 мм |
вагон 11-280 | 68 тонн | 138 м3 | 15720х2770х2800 мм | 2340х3800 мм |
вагон 11-286 | 68 тонн | 138 м3 | 15720х2770х2800 мм | 2340х3800 мм |
вагон11-К001 | 68 тонн | 138 м3 | 13840х2790х2800 мм | 2000х2300 мм |
вагон для перевозки автомобилей 11-К651 | 42 тонны | 265 м3 | 23300х3100х3670 мм | 2000х2300 мм |
Полувагоны
Тип грузового вагона, открытый, без крыши вагон с высокими бортами, в стандартной комплектации оборудован дверями и разгрузочными люками. Предназначен для жд перевозки навалочных грузов (руда. уголь, флюсы, лесоматериалы и т.п.), а также контейнеров, различных машин и других грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Делятся на: Люковые и Глуходонные.
Размеры полувагона
Нормы загрузки полувагона.
Тип вагона | Грузоподъемность | Объем внутренний | Внутренний размеры (ДхШхВ) | Ширина двери |
---|---|---|---|---|
полувагон 12-1000 | 69 тонн | 73 м3 | 12120х2880х2730 мм | 2530мм |
полувагон 12-127 | 70 тонн | 138 м3 | 12700х2880х2000 мм | — |
полувагон 12-1505 | 69 тонн | 76 м3 | 12700х2870х2000 мм | 2530 мм |
полувагон 12-508 | 125 тонн | 137,5 м3 | 18760х2790х2450 мм | 2450 мм |
полувагон 12-П152 | 94 тонны | 106 м3 | 14580х2900х2360 мм | 2520 мм |
полувагон 12-П153 | 63 тонны | 64 м3 | 12000х2850х1880 мм | 2600 мм |
полувагон 12-726 | 62 тонны | 73 м3 | 12100х2880х2730 мм | 2530 мм |
полувагон 12-753 | 69 тонн | 73 м3 | 12330х2880х2730 мм | 2530 мм |
полувагон 13-Н001 для 3т и 5т контейнеров | 69 тонн | 73 м3 | 12330х2880х2730 мм | 2530 мм |
Платформы
Тип грузового вагона, открытого типа, в стандартной комплектации имеет настил пола и откидные борта. Предназначен для ж/д перевозки длинномерных, громоздких, штучных грузов, контейнеров, оборудования и других грузов не требующих защиты от атмосферных осадков. Платформы подразделяются на: Универсальные (для перевозки ж/д различных грузов большой номенклатуры) и Специализированные (для ж/д перевозки грузов определенного вида).
Размеры и габариты платформы.
Тип платформы | Грузоподъемность | Размеры внутренние (Д х Ш х высота борта) | назначение платформы |
---|---|---|---|
платформа 13-401 | 70 тонн | 13300х2770х500 мм | для перевозки колесных и гусеничных машин, штучных лесных и прочих грузов |
платформа 13-Н451 | 63 тонны | 13300 х 2830 х500 мм | |
платформа 13-435 | 93 тонны | 14000 х 2830 х 0 мм | для перевозки постоянно установленного на ней поглощающего трансформатора с аппаратурой охлаждения |
платформа 13-4012-09 | 72 тонны | 13400 х 2500 х 0 мм | для перевозки контейнеров и цистерн |
платформа 13-470 | 60 тонн | 18400 х 2500 х 0 мм | для перевозки крупнотоннажных контейнеров |
платформа 13-935 | 73 тонны | 18400 х 2830 х 0 мм | для перевозки крупнотоннажных контейнеров, колесной техникии других грузов |
платформа 23-4000 | 56 тонн | 22000х2830х2890 мм | для перевозки лесоматериалов от 4,5 до 20,5 м длиной |
платформа для колесных пар | 70 тонн | 13400х2870х0 мм | для перевозки колесных пар |
Транспортеры
Тип грузового вагона, открытого типа.
Предназначен для жд перевозки грузов, которые по габаритно-весовым характеристикам невозможно транспортировать в обычных универсальных вагонах, полувагонах и на платформах (тяжелая строительная техника, оборудование — турбины, статоры и роторы, трансформаторы больших мощностей, станины больших станков и т. п.).
Транспортеры подразделяются на:
— платформенные
предназначены для жд перевозки тяжеловесных грузов, перевозка которых на платформе невозможна ввиду превышения допускаемого моммента изгиба рамы. По сути платформенный транспортер, эта таже платформа, но с усиленной рамой. Транспортеры платформенного типа бывают 4-х, 6-ти и 8-ми осные, грузоподъемностью 64, 92, 110, 120 тонн.
— площадочные
предназначены для ж д перевозки негабаритных грузов, габариты которых делают перевозку или более дорогой или невозможной по железной дороге. Поэтому такие транспортёры имеют пониженную погрузочную площадку благодаря изогнутой форме главной балки, что позволяет понизить индес негабаритности груза и соответственно стоимость перевозки по ж.д. Транспортеры площадочного типа бывают 4-х, 8-ми, 16-ти осные, грузоподъемностью 66, 100, 110, 120, 200, 220 тонн.
— колодцеобразные (колодцевые)
предназначены для ж д перевозки грузов круглой или квадратной формы, высота которых не позволяет перевозить их по железной дороге. Колодец позволяет существенно понизить индекс негабаритности груза. Транспортеры колодцевого типа бывают 4-х, 6-ти, 8-ми осные, грузоподъемностью 52, 61, 80, 110 тонн. Погрузка грузов в колодцевые транспортеры ограничена размером колодца и грузоподъемностью транспортеров.
— сцепные
предназначены для перевозки по жд длинномерных грузов и представляют собой несколько платформ-транспортеров, соединенных друг с другом. Транспортеры сцепного типа бывают 8-ми, 16-ти, 24-х осные, грузоподъемностью 120, 240, 340 тонн.
— сочлененные
предназначены для ж д перевозки сверхнегабаритных грузов. Транспортеры этого типа состоят из двух частей. Негабаритный груз подвешивается между этими частями и под действием собственного веса защемляется между верхними частями консолей и действует как несущий элемент. Транспортеры этого типа бывают 8-ми, 20-ти, 32-х осные, грузоподъемностью 120, 240, 300, 500 тонн.