Чем отличается церковь храм и часовня

Чем храм отличается от церкви, собора, часовни?

Не всегда христиане понимают значения слов, которые имеют непосредственное отношение к их вероисповеданию. К примеру, не все различают такие понятия как «храм», «церковь», «собор» и «часовня». Для многих это лишь синонимы и они считают, что нет никакой разницы, если, направившись в храм, верующий скажет, что пошел в церковь, в собор или в часовню. Однако слова эти не являются синонимами и обозначают совершенно разные понятия. Необходимо в этом разобраться.

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Храм – это строение для совершения богослужений и таинств, среди которых главной считается литургия (причащение верующих). Совершаются таинства на алтаре с престолом и на жертвеннике – главные атрибуты храма. Храм может быть отдельно стоящим зданием или находиться внутри большого дома и называться «домовым». В древности встречались пещерные храмы.

Церковь

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовняЦерковь (с греческого переводится как «дом Господа») – слово с несколькими значениями:

По сути, церковь – это не здание, а собрание. Так любят говорить современные христиане, которые правы в своем определении этого слова. Собрание двух-трех христиан, разбирающих Слово Божье или возносящих Господу хвалу, смело можно назвать церковью, поскольку это и есть собрание. Христианский храм также называют церковью.

Собор

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Собор – это храм, но большой и главный в городе. Собор может находиться при монастыре. Что отличает его от простого храма, описанного выше? То, что в нем есть епископская кафедра – специальное большое кресло, стоящее за престолом. В определенные моменты богослужения на нем сидит епископ. Иногда вместо такого седалища есть просто центральное возвышение.

Простой священник не сможет совершить службу в соборе. Делать это позволено только патриарху, митрополиту, архиепископу, епископу.

Часовня

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Часовня тоже храм, но малый и не имеющий алтаря. Из-за отсутствия последнего атрибута литургии в нем не проводятся. Но богослужения типа панихиды или молебна часто организуются в часовне, а также совершаются часы – короткие службы.

Что же в итоге получается?

Выходит, что разобраться в понятиях «храм», «церковь», «собор» и «часовня» совсем несложно. Храм и собор в какой-то мере можно считать синонимами – в обоих зданиях проводятся служения, совершаются таинства. Однако собор – храм с большими привилегиями и особым статусом. В нем хранятся мощи святых. Церковь – понятие двоякое, которое, с одной стороны, означает сооружение для проведения служений, а с другой стороны – простое собрание верующих в любом месте, даже не приспособленном для молитв и пения. Часовня же больше всех остальных зданий отличается от храма, собора и церкви. Это небольшая постройка, в которой нет алтаря и престола, где не служат литургии, но совершаются молебны, панихиды и часы.

Источник

Чем храм отличается от церкви, собора, часовни?

Не всегда христиане понимают значения слов, которые имеют непосредственное отношение к их вероисповеданию. К примеру, не все различают такие понятия как «храм», «церковь», «собор» и «часовня». Для многих это лишь синонимы и они считают, что нет никакой разницы, если, направившись в храм, верующий скажет, что пошел в церковь, в собор или в часовню. Однако слова эти не являются синонимами и обозначают совершенно разные понятия. Необходимо в этом разобраться.

Храм – это строение для совершения богослужений и таинств, среди которых главной считается литургия (причащение верующих). Совершаются таинства на алтаре с престолом и на жертвеннике – главные атрибуты храма. Храм может быть отдельно стоящим зданием или находиться внутри большого дома и называться «домовым». В древности встречались пещерные храмы.

Церковь

Церковь (с греческого переводится как «дом Господа») – слово с несколькими значениями:

По сути, церковь – это не здание, а собрание. Так любят говорить современные христиане, которые правы в своем определении этого слова. Собрание двух-трех христиан, разбирающих Слово Божье или возносящих Господу хвалу, смело можно назвать церковью, поскольку это и есть собрание. Христианский храм также называют церковью.

Собор

Собор – это храм, но большой и главный в городе. Собор может находиться при монастыре. Что отличает его от простого храма, описанного выше? То, что в нем есть епископская кафедра – специальное большое кресло, стоящее за престолом. В определенные моменты богослужения на нем сидит епископ. Иногда вместо такого седалища есть просто центральное возвышение.

Простой священник не сможет совершить службу в соборе. Делать это позволено только патриарху, митрополиту, архиепископу, епископу.

Часовня

Часовня тоже храм, но малый и не имеющий алтаря. Из-за отсутствия последнего атрибута литургии в нем не проводятся. Но богослужения типа панихиды или молебна часто организуются в часовне, а также совершаются часы – короткие службы.

Что же в итоге получается?

Выходит, что разобраться в понятиях «храм», «церковь», «собор» и «часовня» совсем несложно. Храм и собор в какой-то мере можно считать синонимами – в обоих зданиях проводятся служения, совершаются таинства. Однако собор – храм с большими привилегиями и особым статусом. В нем хранятся мощи святых. Церковь – понятие двоякое, которое, с одной стороны, означает сооружение для проведения служений, а с другой стороны – простое собрание верующих в любом месте, даже не приспособленном для молитв и пения. Часовня же больше всех остальных зданий отличается от храма, собора и церкви. Это небольшая постройка, в которой нет алтаря и престола, где не служат литургии, но совершаются молебны, панихиды и часы.

Источник

Чем отличается церковь от храма, собора и часовни

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Понять различия церкви, храма, собора и часовни можно, вернувшись во времена зарождения христианства. Считается, что первое богослужение состоялось в рядовом доме, которое подготовил сам Иисус Христос. Это он задумал Тайную Вечерю, где шел разговор о вере и царстве на небесах. Там же прошла впервые Литургия таинство с хлебом и вином (позже ассоциация с телом и кровью Христа). По окончанию все участники собрания с песнопениями взошли на Елеонскую гору. Христос завещал совершать такие действия, как память о нем. Подобный обряд дошел до наших дней,

После смерти Христа, апостолы выбрали по карте мира места, куда направились проповедовать учение наставника, Им удалось обратить в христианство целые страны.

Первоначально христиане посещали иудейские храмы, но Евхаристию (освящение хлеба и вина для соединения с Богом, причастие для спасения души) проводили в иных помещениях. Сначала это были обычные квартиры, но после начавшегося гонения христиан, церковные общины спустились в катакомбы.

Архитектура храма катакомб до сих пор считается классическим образом православной церкви, поделенной на три помещения: алтарь, центральное большое помещение для молящихся, и третий небольшой зал для людей, пришедших познакомиться с христианской службой или для трапезы. Если храм залегал неглубоко, то в центре вырывался колодец, через который в залы проникал свет. Именно такой храм первые христиане называли церковью.

Когда гонения на христиан закончились, предстала эпоха сооружения наземных храмов. Архитектура их была разнообразной. Здания в виде креста подчеркивали преклонение перед основателем церкви Христом. Круглые сооружения предрекали вечность Церкви. Восьмиугольная форма дома указывала, словно Вифлеемская звезда, на дорогу спасения.
Во всех постройках обязательно выделялась алтарная часть. Композиция завершалась куполом с возносящимся крестом.

От первых христиан дошли два представления: церковь и храм, Однако сегодня они трактуются по-другому, так же, как разделяются по своему назначению все храмовые постройки.

Слово Церковь пришло из Греции. Оно звучит, как Кириаке, и переводится дом Господа. Верующие привыкли называть любое культовое сооружение церковью. В более широком понятии, церковь община людей, составляющая костяк одного храма. Постоянные прихожане помогают вести службу, входят в состав хора, делают свечи и просвиры, убирают помещение, выбирают направление благотворительности.

Храм (от русских слов Хоромы и Храмина) здание предназначается для богослужений и проведения обрядов. По назначению они делятся на приходские, соборные, домовые и кладбищенские. Все храмы должны иметь минимум три купола, каждый из которых имеет свой смысл. Центральный купол означает единство Бога, второй купол говорит о единстве божественной и человеческой природы Христа, три купола вместе напоминают о Святой Троице.

Храмы могут достраиваться. Новая часть называется пределом, наделяется куполом и может иметь имя, отличное от основного названия храма. Размещается здание на самых высоких местах, в знаковых для прихожан точках. Единственный алтарь храма ориентирован на восток, в сторону восхода солнца. С увеличением площади здания могут появиться еще алтари.

Вокруг храма обязательно строится ограда с воротами (въезд машин) и калиткой (вход прихожан). Постройка храма начинается с благословение.

Происхождение слова собор берет от русского слово собрание. Как правило, это центральный храм городского поселения и монастыря. В крупных городах и религиозных центрах соборов может быть много. Например, в Сергиевой Лавре Троицкий и Успенский соборы. Санкт-Петербург славится тремя центральными соборами (Смольный, Казанский, Исаакиевский) и несколькими соборами в черте городских монастырей. В Москве только Кремль имеет несколько соборов, главный из которых Успенский.

В кафедральном соборе обязательно есть ложа для патриарха, вторая ложа в русских церквях царское место. Если здание небольшого размера, то место для высших чинов делают выносным. Главный кафедральный собор России храм Христа Спасителя.

В соборах обязательно присутствует несколько алтарей. В них ежедневно проводят службы минимум три местных священника или священники других церквей. Полный состав служителей собора насчитывает 12 священников и одного настоятеля (по аналогии Христос и 12 апостолов). Богослужения могут проводить высшее духовенство: патриарх, архиепископ, архиерей, при этом их сопровождают различные чины епархии. Существует строгое распределение проведения служб. Два священника не могут служить две Литургии в один день. Если у церкви есть несколько приделов, то Литургия может проходить в каждом приделе, но проводят богослужение разные священники.

Главным отличием собора от других храмов то, что в нем обязательно хранятся мощи святых. Собор имеет особый статус, благословение на строительство именно собора, он не пересматривается, т.е. появиться на этом месте другой храм вместо собора не может.

Часовня небольшая одноглавая церковь. Ее может построить любой человек в память о важных событиях или о людях, которых он хочет увековечить. В часовне нет алтаря, поэтому не проводится Литургия. Здесь верующий в кругу икон и свечей произносит свою молитву. Иногда могут проходить совместные службы. Следят за часовней послушники ближайших монастырей или местные жители. Часовню можно встретить у святых источников, на перекрестке дорог. Для их строительства не выбирают парадных мест и редко обносят забором.

Все церковные сооружения служат одному разговору с Богом. Что выберет человек для тайной беседы храм, собор или часовню роли не играет. Его молитвы услышат в Царстве Небесном. Однако бывают моменты, когда из разнообразия надо выбрать одно. Поэтому еще раз подчеркнем их отличие.

-Церковь здание, где собираются люди, связанные одними религиозными традициями (единоверцы).
-Храм любое сооружение, где проходит богослужение.
-Собор главный храм города и монастыря, где обязательно хранятся мощи святых.
-Часовня для частных или совместных молебен.
-На строительство и выбор места церкви, храма и собора надо получить благословение (статус), часовне статус не нужен, она строиться по велению сердца в любой местности.
-Ежедневная Литургия проводится только в соборе. В храмах более свободное расписание проведения обрядов, В часовне его совсем нет.
-Высшее духовенство проводит службу лишь в соборе.
-В соборе всегда несколько алтарей, в храме алтарь может быть один.
-Вокруг церкви, храма, собора есть ограда, часовню, чаще всего, не ограждают
-При церкви, храме, соборе закреплен штат духовенства, за часовней нет.

Теперь в различных жизненных ситуациях найдется место, где можно прикоснуться к высокому общению с Богом, получить умиротворение, защиту, благословение.

Источник

Храм, церковь

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Храм, церковь, часовня: в чем отличия

Храм (от старорус. «хоромы», «храмина») — архитектурное сооружение (здание), предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Христианский храм также называют «церковью». Само слово «церковь» происходит от греч. Κυριακη (οικια) — (дом) Господа.

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Фото — Юрий Шапошник

Собором обычно называют главную церковь города или монастыря. Хотя местная традиция может не слишком строго придерживаться этого правила. Так, например, в Санкт-Петербурге есть три собора: Исаакиевский, Казанский и Смольный (не считая соборов городских монастырей), а в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре соборов два: Успенский и Троицкий.

Церковь, где находится кафедра правящего епископа (архиерея), называется кафедральным собором.

В православном храме обязательно выделяют алтарную часть, где находится Престол, и трапезу – помещение для молящихся. В алтарной части храма, на Престоле, совершается таинство Евхаристии.

В Православии часовней принято называть небольшое здание (сооружение), предназначенное для молитвы. Как правило, часовни возводятся в память о событиях, важных для сердца верующего человека. Отличие часовни от храма состоит в том, что часовня не имеет Престола и там не совершается Литургия.

История храма

Нынешний богослужебный устав предписывает совершать богослужение главным образом в храме. Что касается самого наименования храм, templum, то оно вошло в употребление около 4 века, ранее так именовали язычники свои места, где собирались для молитвы. У нас, христиан, храмом называется особое посвященное Богу здание, в котором собираются верующие для получения благодати Божией чрез таинство Причащения и другие таинства, для возношения молитв Богу, имеющих общественный характер. Так как в храме собираются верующие, составляющие собою Церковь Христову, то храм называется также «церковью,» слово, происшедшее от греческого «кириакон» что значит: «дом Господень».

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Освящение собора Архангела Михаила, заложенного в 1070 г. Радзивиловская летопись

Храмы христианские, как особые богослужебные здания, стали появляться у христиан в значительном числе лишь после прекращения гонений со стороны язычников, то есть с IV века. Но и до этого храмы уже начали строиться, по крайней мере, с 3 века. Христиане первой иерусалимской общины еще посещали ветхозаветный храм, но для совершения Евхаристии они собирались уже отдельно от иудеев «по домам» (Деян. 2:46). В эпоху гонений на христианство со стороны язычников главным местом богослужебных собраний христиан были катакомбы. Так назывались особые подземелья, вырытые для погребения умерших. Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности, как на востоке, так и на западе. Места погребений, по римским законам, признавались неприкосновенными. Римское законодательство допускало также свободное существование погребальных обществ, какого бы вероисповедания они ни держались: они пользовались правом собраний в местах погребений своих сочленов и даже могли иметь там свои алтари для отправления их культов. Отсюда понятно, что первые христиане широко пользовались этими правами, вследствие чего главными местами богослужебных собраний их, или первыми храмами древности, были катакомбы. Эти катакомбы сохранились до настоящего времени в разных местах. Наибольший интерес представляют нам лучше всего сохранившиеся катакомбы в окрестностях Рима, так называемые «катакомбы Каллиста.» Это целая сеть переплетающихся между собой подземных коридоров с разбросанными кое-где среди них более или менее обширными помещениями, как бы комнатами, носящими название «кубикул.» В этом лабиринте, без помощи опытного проводника, весьма легко запутаться, тем более, что коридоры эти расположены иногда в несколько этажей, и можно из одного этажа незаметно перейти в другой. Вдоль коридоров выдолблены ниши, в которых и замуровывались усопшие. Кубикулы представляли собой фамильные склепы, а еще большие помещения «крипты» представляли собой те именно храмы, в которых христиане во времена гонений отправляли свои богослужения. В них устанавливалась обыкновенно гробница мученика: она служила престолом, на котором совершалась Евхаристия. Отсюда и ведет свое начало обычай полагать в новоосвященном храме святые мощи внутри престола и в антиминсе, без которого не может совершаться Божественная литургия. По сторонам этого престола или гробницы устроялись места для епископа и пресвитеров. Самые большие помещения катакомб принято называть «капеллами» или «церквами.» В них нетрудно уже различить многие составные части нашего современного храма.

Храм в Священном Писании

Ветхозаветный Иерусалимский храм преобразовал Церковь Нового Завета, в которую должны войти все народы для поклонения Богу в духе и истине (Ин. 4:24). В Священном Писании Нового Завета тема храма нашла наиболее яркое освещение в Евангелии от Луки.

Благовестие от Луки начинается с описания знакового события, совершившегося в храме Иерусалимском, а именно с описания явления архангела Гавриила старцу Захарии. Упоминание об архангеле Гаврииле ассоциируется с пророчеством Даниила о семидесяти седминах, то есть с числом 490. Это значит, что пройдет 490 дней, включающих 6 месяцев до Благовещения Деве Марии, 9 месяцев до Рождества Христова, то есть 15 месяцев, равняющихся 450 дням, и 40 дней до Сретения Господня, и в этом же самом храме явится обетованный пророками Мессия Христос, Спаситель мира.

В Евангелии от Луки Симеон Богоприимец в Иерусалимском храме возвещает миру «свет к просвещению язычников» (Лк. 2:32), то есть свет к просвещению народов. Здесь же – Анна пророчица, вдова 84 лет, «которая не отходила от храма, постом и молитвою служа Богу день и ночь» (Лк. 2:37), и которая явила в своей богоугодной жизни светлый прообраз многих православных русских старушек, носительниц подлинного церковного благочестия на общем мрачном фоне слепого религиозного отступления в условиях жесткого богоборческого режима.

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовняВ Евангелии от Луки мы находим единственное во всём каноне Нового Завета свидетельство о детстве Господа Иисуса Христа. Это драгоценное свидетельство евангелиста Луки имеет своим предметом событие, происходившее в храме. Святой Лука повествует, что каждый год Иосиф и Мария ходили в Иерусалим на праздник Пасхи и что однажды 12-летний Отрок Иисус остался в Иерусалиме. Иосиф и Мария на третий день «нашли Его в храме, сидящего посреди учителей» (Лк. 2:46).

В ответ на их недоумение Божественный Отрок произнес исполненные непостижимого смысла таинственные слова: «Зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему?» (Лк. 2:49). Евангелие от Луки заканчивается описанием Вознесения Христова на небо и возвращением апостолов в Иерусалим с указанием на то обстоятельство, что они «пребывали всегда в храме, прославляя и благословляя Бога» (Лк. 24:53).

Тема храма имеет свое продолжение в книге Деяний святых апостолов, которая начинается с описания Вознесения Христа Спасителя и Сошествия Святого Духа на учеников Христовых с указанием на то, что «все… верующие были вместе… и каждый день единодушно пребывали в храме» (Деян. 2:44-46). Свидетельство книги Деяний ценно в том отношении, что относится к освещению исторического аспекта бытия Церкви Христовой. В Новом Завете храм является сосредоточием, видимым проявлением и конкретным обнаружением жизни Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви, актуальным воплощением соборного религиозного опыта народа Божия.

Зачем ходить в церковь?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», — говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность, есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Устройство православного храма

Внутреннее расположение храмов определяется еще с глубокой древности целями христианского богослужения и символическим воззрением на их значение. Как всякое целесообразное здание, христианский храм должен был удовлетворять тем целям, для которых он предназначался: во-первых, в нем должно было находиться удобное пространство для священнослужителей, совершавших богослужение, во-вторых, помещение, где стояли бы молящиеся верные, то есть уже крещеные христиане; и, в-третьих, должно было быть особое помещение для оглашенных, то есть еще не крещеных, а только готовившихся принять крещение, и кающихся. Сообразно этому, как в ветхозаветном храме было три отделения «святое святых,» «святилище» и «двор,» так и христианский храм издревле разделялся на три части: алтарь, средняя часть храма, или собственно «церковь,» и притвор.

Алтарь

Важнейшая часть христианского храма есть алтарь. Наименование алтарь
происходит от латинского alta ara — возвышенный жертвенник. По обычаю древней
Церкви алтарь помещался всегда в полукружии на восточной стороне храма.
Христиане усвояли востоку высшее символическое значение. На востоке был рай, на
востоке соделано спасение наше. На востоке восходит вещественное солнце, дающее
жизнь всему живущему на земле, на востоке же взошло и Солнце Правды, дающее
вечную жизнь человечеству. Восток всегда признавался символом добра, в
противоположность западу, который считался символом зла, областью нечистых
духов. Сам Господь Иисус Христос олицетворяется под образом востока: «Восток имя
ему,» (Зах. 6:12; Пс. 67:34), «Восток с высоты» (Лук. 1:78), а св. пророк
Малахия называет Его «Солнцем правды» (4:2). Вот почему христиане в молитвах
всегда обращались и обращаются на восток (см. Св. Василия Великого 90 правило).
Обычай римо-католиков и протестантов обращать алтари к западу установился на
западе не ранее 13 века. Алтарь (по-гречески «вима,» или «иератион») означает высокое место, кроме того знаменует собою также земной рай,
где жили прародители, те места, откуда шествовал Господь на проповедь, Сионскую
горницу, где установил Господь Таинство Причащения.

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Алтарь есть место одних
священнодействующих, которые, подобно небесным бесплотным силам, служат перед
престолом Царя Славы. Мирянам вход в алтарь запрещается (69 прав., 6-го вселен.
собора, 44 пр. Лаод. собора). Могут входить в алтарь лишь причетники, помогающие
при совершении богослужения. Женскому полу вход в алтарь запрещается безусловно.
Только в женских монастырях разрешается входить в алтарь постриженной монахине
для уборки алтаря и прислуживания. Алтарь, как показывает самое его название (от
латинских слов alta ara, что значит «высокий жертвенник» (устраивается выше
других частей храма ступенью, двумя, а иногда и более. Таким образом, он
становится более видимым для молящихся и наглядно оправдывает свое символическое
значение «горнего мира.» Входящий в алтарь обязан положить три земных поклона в
будничные дни и богородичные праздники, а в воскресные дни и господские
праздники три поясных поклона.

Святой престол

Главную принадлежность алтаря составляет
святой престол, по-гречески «трапеза,» как он называется иногда и по
церковно-славянски в наших богослужебных книгах. В первые века христианства в
подземных церквах катакомб престолом служила гробница мученика, по необходимости
имевшая форму удлиненного четырехугольника и примыкавшая к алтарной стене. В
древних же надземных церквах престолы стали устраиваться почти квадратные, на
одной или на четырех подставках: делались они деревянными в виде обыкновенного
стола, но потом стали изготовляться из драгоценных металлов, иногда устраивались
престолы каменные, мраморные. Престол знаменует собой небесный престол Божий, на
котором таинственно присутствует Сам Господь Вседержитель. Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовняОн именуется также
«жертвенником» (по-гречески «фисиастирион»), потому что на нем
приносится Бескровная Жертва за мир. Престол изображает собою и гроб Христов,
ибо на нем полагается Тело Христово. Четырехугольная форма престола символически
изображает то, что на нем приносится жертва для всех четырех стран света, что
все концы земли призываются ко вкушению Тела и Крови Христовой.

Соответственно двоякому значению престола, он облачается в две одежды,
нижнюю белую одежду, которая называется «срачицей» (по-гречески «катасаркион» «приплотие») и изображает собой плащаницу, коею было обвито Тело
Спасителя, и верхнюю «индитию» (от греческого «эндио» «одеваю») из драгоценной
блестящей одежды, которая изображает славу престола Господня. При освящении
храма нижняя одежда срачица обвивается вервию (веревкой), которая символизирует
собою узы Господа, коими Он был связан, когда Его вели на суд к первосвященникам
Анне и Каиафе (Иоан. 18:24). Вервь обвязывается вокруг престола так, что со всех
четырех сторон его получается крест, символизирующий собою тот крест, которым
злоба иудеев низвела Господа во гроб и который послужил к победе над грехом и
адом.

Антиминс

Важнейшую принадлежность престола составляет антиминс (от
греческого «анти» «вместо» и латинского mensa «менса» «стол, престол»), или
«вместопрестолие.» В настоящее время антиминс представляет собою шелковый плат с
изображением положения Господа Иисуса Христа во гроб, четырех Евангелистов и
орудий страданий Христа Спасителя, внутри которого, в особом мешочке с обратной
стороны, вложены частицы св. мощей. История антиминса восходит к первым временам
христианства. Первые христиане имели обычай совершать Евхаристию на гробах
мучеников. Когда христиане с 4 века получили возможность свободно строить
надземные храмы, они, в силу укоренившегося уже обычая, стали переносить в эти
храмы из разных мест мощи св. мучеников. Но так как число храмов все
увеличивалось, то трудно было уже для каждого храма достать целые мощи. Тогда
стали класть под престол только хотя бы частицу св. мощей. Отсюда и ведет свое
начало наш антиминс. Он является, в сущности, переносным престолом.
Благовестники, отправлявшиеся в дальние страны для проповеди Евангелия,
императоры, отправлявшиеся в походы с духовенством и походными церквами должны
были брать с собой и походные престолы, каковыми явились антиминсы. Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовняРяд известий
об антиминсах, с таковым именно названием, мы имеем уже с 8 века, а сами
антиминсы, дошедшие до нас в виде вещественных памятников, восходят к 12
столетию. Сохранившиеся до нас древние русские антиминсы приготовлялись из
холста, имели надпись и изображение креста. Надписи указывают, что антиминс
заменяет собою освященный престол; тут же указывается имя архиерея, освятившего
«сей престол,» место его назначения (для какой церкви) и подпись о мощах («тут
мощи»). С 17 века на антиминсах появляются уже более сложные изображения, как
положение во гроб Спасителя, а холст заменяется шелком. Первоначально во всякий
престол, освящаемый архиереем, вкладывались св. мощи (в металлическом ковчежце
под престолом или в углублении в верхней доске престола). Такие престолы не
нуждались в антиминсах. Храмы же, которые не освящались епископами, освящались
чрез присланные епископами антиминсы со св. мощами. Вследствие этого, одни храмы
имели престолы со св. мощами, но не имели антиминсов; другие имели престолы без
св. мощей, но имели антиминсы. Так было и в Русской Церкви в первое время после
принятия христианства. Но с течением времени, сначала в Греческой, а потом и в
Русской Церкви, антиминсы стали возлагаться и на престолы, освященные
архиереями, но пока без св. мощей. С 1675 г. в Русской Церкви был заведен обычай
возлагать антиминсы со св. мощами во всех церквах, даже и освященных архиереями.
Антиминс, выданный архиереем священнику, стал, как бы видимым знаком полномочия
священника совершать Божественную литургию, находясь в подчинении архиерея,
выдавшего этот антиминс.

Антиминс лежит на престоле, сложенный вчетверо.
Внутри его полагается «губа,» или по-гречески «муса.» Она знаменует ту
губу, которую, напоив желчью и оцтом, подносили к устам Господа, висевшего на
кресте, и служит для отирания частиц Тела Христова и частиц, вынутых в честь
святых, живых и умерших, при погружении их в св. чашу при окончании Литургии.

Антиминс, сложенный вчетверо, заворачивается еще в особый шелковый плат,
который несколько больше его по размерам, и называется «илитоном» от греческого
«илэо,» что значит «обвертываю.» Илитон изображает собою те пелены, которыми
повит был Господь по рождестве Своем, и одновременно ту плащаницу, в которую
обернуто было Его Тело при погребении Его во гробе.

Ковчег

Киворий

Над престолом в древних храмах устраивался, как называют его латинские писатели
ciborium, по гречески киворий, или по-славянски сень, род балдахина,
поддерживаемого четырьмя колоннами. Сень бывала и в старых русских церквах. Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовняОна
символизирует собою, как бы небо, распростертое над землей, на которой
приносится жертва за грехи мира. Вместе с тем, сень обозначает «невещественную
Божию скинию,» то есть славу Божию и благодать, которой покрывается Он Сам,
одеяйся светом, яко ризою, и Седяй на превознесенном престоле славы Своей.

Под киворием над серединой престола висел перистерий сосуд в виде
голубя, в котором хранились запасные Св. Дары на случай причащения больных и для
Преждеосвященных Литургий. В настоящее время это изображение голубя кое-где
сохранилось, но оно потеряло свое первоначальное практическое значение: голубь
этот служит теперь уже не сосудом для хранения Св. Таин, а лишь символом Св.
Духа.

Дискос

Дискос — (по-гречески «глубокое блюдо») это круглое металлическое блюдо, обычно золотое
или серебряное, на подставке, в виде ножки, на которое полагается «Агнец,» то
есть та часть просфоры, которая на Литургии претворяется в Тело Христово, а
также и другие частицы, изымаемые из просфор при начале Литургии. Дискос
символизирует собою ясли, в которые был положен новорожденный Богомладенец, а
вместе с тем и гроб Христов.

Потир

Потир или чаша (от греческого «потирион» сосуд для пития). Это есть тот сосуд, из которого верующие приобщаются Тела и Крови Христовой, и который напоминает собою ту чашу, из которой Господь приобщил в первый раз Своих учеников на Тайной вечери. При начале Литургии в эту чашу
вливается вино с добавлением небольшого количества воды (так, чтобы вино не потеряло свойственного ему вкуса), которое претворяется на Литургии в истинную Кровь Христову. Эта чаша и напоминает также «чашу страданий» Спасителя.

Звездица

Звездица (по-гречески «астир, астерискос») состоит из двух дуг,
соединенных между собою крестообразно. Напоминая звезду, приведшую волхвов в
Вифлеем, звездица ставится на дискосе для того, чтобы покровцы не касались
расположенных на дискосе частиц и не смешивали их.

КадилоЧем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Кадило есть сосуд, состоящий из двух полукруглых чашечек, накрывающих одну другою, на трех цепочках, употребляемый для каждения фимиамом, или ладаном (род благовонной смолы) в известные моменты богослужения. Кропило изготовляемое из тонких ветвей растения, называемого «иссопом,»
и употребляемое для кропления св. водой.

Купель

Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть фото Чем отличается церковь храм и часовня. Смотреть картинку Чем отличается церковь храм и часовня. Картинка про Чем отличается церковь храм и часовня. Фото Чем отличается церковь храм и часовня

Купель — большой сосуд, имеющий обычно форму потира и употребляемый для погружения младенцев при совершении над ними таинства крещения. В древности, когда весьма часто происходило крещение взрослых, для погружения их в воду устраивался в притворе особый бассейн со ступеньками, имевший крестообразную форму и называвшийся «баптистерием.»

«Канун» или панихидный столик

Канун употребляется для служения перед ним заупокойных молений или панихид. На нем делается обыкновенно «Голгофа» с изображением Распятия и предстоящих Божией Матери и св. Иоанна Богослова, а перед ними места для свечей, чаще всего 40, в знаменование сорокадневного поминовения усопших.

Прибор для благословения хлебов, пшеницы, вина и елея на всенощном бдении, поставляемый на
особом столике.

Иконостас

Алтарь, как в храмах древнехристианских, так и нынешних, всегда отделялся от
остального храма особой преградой. В древности это была лишь решетка или
колоннада с карнизом и одним рядом икон над ним. Постепенно из этой, в начале
низкой преграды, развилась высокая стена, вся сплошь заставленная иконами в
несколько этажей, которая получила название иконостаса. Св. Симеон Солунский,
написавший в 14 веке особое сочинение о храме, еще ничего не упоминает о
современном высоком иконостасе. Из этого заключают, что нынешний высокий
иконостас появился не раньше 15-16 века. Есть, однако, предание, что уже
достаточно высокие иконостасы были введены св. Василием Великим для того, чтобы
не отвлекать молитвенного внимания священнослужителей. В иконостасе, как и в
древней алтарной преграде делается трое дверей, средние более широкие двери,
которые называются «святыми,» или «царскими» (потому что в них входит во св.
Дарах Царь Славы Христос) и более узкие северные и южные, которые называются
диаконскими, так как через них во время богослужения постоянно входят и выходят
диаконы. Через царские двери, или «врата,» совершаются только более
торжественные выходы. Самый иконостас в настоящее время состоит обыкновенно из
пяти ярусов.

О храмах на «Правмире»:

Фильмы о храмах:

Самые красивые православные храмы России

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *