Чем отличается трест и концерн
Трест – одна из форм объединения предприятий. Организации, входящие в трест, теряют свою юридическую и экономическую самостоятельность и должны действовать по единому плану.
Корпорация – это объединение нескольких лиц для достижения общих целей. Например, для осуществления совместной предпринимательской деятельности. Все участники корпорации образуют самостоятельный объект права – юридическое лицо. Чаще всего корпорации организуются в форме акционерного общества.
Концерн – это объединение предприятий, при котором централизуется часть функций (финансовое управление, снабжение, сбыт) с целью снижения издержек. Кроме того в концернах обычно присутствует координационный центр.
Так же существуют Картель, синдикат, конгломерат
Здравствуйте, Марина! Мне необходимо разрешение на публикацию Вашего замечательного ответа в серии, готовящихся к изданию книг Russian Hollywood. У меня, также, есть к Вам предложение об участии в данном проекте. Свяжитесь со мной, пожалуйста, в удобное для Вас время.
Татьяна Олива Моралес,
Директор и преподаватель
авторской школы иностранных языков
«Лингвистический Реаниматор»
http://www.m-teach.ru
Коммерческий директор Народного Театра Онлайн
https://vk.com/online_teatr
Skype: oliva-morales
+7(919)784-8656
Творческое объединение Russian Hollywood приглашает креативных людей к участия в этом и других проектах нашего творческого объединения. Пишите или звоните, будем рады с вами пообщаться.
ПИОСС
Термины
Реклама
Прямой эфир
iafet 22 апреля 2013, 02:33
Garald1 17 февраля 2013, 01:53
BoutiQue 13 февраля 2013, 04:05
Rusnotslave 1 января 2013, 16:07
kozak1123 26 сентября 2012, 19:30
EntonSky 13 сентября 2012, 01:14
OPOK 3 августа 2012, 13:23
Samsebe99 29 февраля 2012, 14:34
Shumi2010 22 февраля 2012, 06:33
sheih_merden 5 февраля 2012, 18:31
Svoboda 22 января 2012, 18:09
anola2009 12 января 2012, 10:03
Politolog 11 декабря 2011, 14:29
STOP_VTO 20 ноября 2011, 05:57
Politolog 13 ноября 2011, 21:40
koller 27 октября 2011, 15:12
Yrka58 23 октября 2011, 19:36
Yrka58 11 октября 2011, 22:58
Блоги
Синдикат, Конгломерат, Холдинг, Концерн, Консорциум, Монопсония, Картель, Трест
Синдикат (от гр. syndikos — действующий сообща) — термин, первоначально относящийся к трейд-юнионам (профессиональным союзам). В более позднее время синдикат — это организационная форма монополистического объединения, при которой вошедшие в него компании теряют коммерческую сбытовую самостоятельность, но сохраняют юридическую и производственную свободу действий. Иными словами, в синдикате сбыт продукции, распределение заказов осуществляется централизованно.
Были широко распространены в дореволюционной России. Возникли международные синдикаты. Классическим примером является алмазный синдикат «Де Бирс», сосредоточивший в своих руках реализацию практически всех добываемых в мире необработанных алмазов. Россия, так же как и многие другие страны, вынуждена сотрудничать с этим синдикатом. Пока он располагает возможностями давления на аутсайдеров, пытающихся вести торговлю алмазами самостоятельно, вплоть до их полного вытеснения с рынка. Во многих странах мира приняты законы, направленные против любых форм монополистических объединений, оказывающих тормозящее влияние на развитие экономики.
В настоящее время русском языке слово синдикат может относиться к следующему:
группе финансовых институтов
профессиональным союзам
Синдикат лотерейных игр
команде, участвующей в розыгрыше Кубка Америки
Конгломерат (от лат. conglomerates — скопившийся, собранный) — юридическое лицо (холдинг), в состав которого входят компании, осуществляющие предпринимательскую деятельность в различных отраслях экономики. Конгломераты в основном присущи развивающимся рынкам (Индия, Китай, Россия, Латинская Америка), в странах БРИК, а также многопрофильным компаниям.
Как правило, конгломераты образуются путем поглощения крупной компанией нескольких десятков мелких и средних фирм различных отраслей и сфер деятельности, не имеющих между собой производственных, сбытовых или других функциональных связей.
Конгломераты являются публичными компаниями, акции которых торгуются на фондовых биржах (LSE, NYSE).
Акции конгломерата, как правило, торгуются с дисконтом к чистой стоимости их активов (NAV, net asset value).
Одним из самых известных компаний-конгломератов является General Electric.
Холдинг (от англ. holding «владение») — совокупность материнской компании и контролируемых ею дочерних компаний. В РФ правильнее говорить холдинговая компания. Помимо простых холдингов, представляющих собой одно материнское общество и одно либо несколько контролируемых им дочерних обществ (о которых говорят, что они по отношению друг к другу являются «сестринскими» компаниями), существуют и более сложные холдинговые структуры, в которых дочерние общества сами выступают в качестве материнских компаний по отношению к другим («внучатым») компаниям. При этом материнская компания, стоящая во главе всей структуры холдинга, именуется холдинговой компанией.
Контроль материнской компании за своими дочерними обществами осуществляется как посредством доминирующего участия в их уставном капитале, так и посредством определения их хозяйственной деятельности (например, выполняя функции их единоличного исполнительного органа), так и иным предусмотренным законодательством образом.
Характерные черты холдинга
1. Концентрация акций фирм различных отраслей и сфер экономики или фирм, расположенных в различных регионах.
2. Многоступенчатость, то есть наличие дочерних, внучатых и прочих родственных компаний. Нередко холдинг представляет собой пирамиду, возглавляемую одной или двумя фирмами, нередко разной национальной принадлежности.
3. Централизация управления в рамках группы путём выработки материнской компанией глобальной политики и координации совместных действий предприятий по следующим направлениям:
выработка единой тактики и стратегии в глобальном масштабе;
реорганизация компаний и определение внутренней структуры холдинга;
осуществление межфирменных связей;
финансирование капиталовложений в разработку новой продукции;
предоставление консультационных и технических услуг.
1. В зависимости от способа установления контроля головной компании над дочерними фирмами выделяют:
имущественный холдинг, в котором материнская компания владеет контрольным пакетом акций дочерней;
договорной холдинг, в котором у головной компании нет контрольного пакета акций дочернего предприятия, а контроль осуществляется на основании заключенного между ними договора.
2. В зависимости от видов работ и функций, которые выполняет головная компания, различают:
чистый холдинг, в котором головная компания владеет контрольными пакетами акций дочерних предприятий, но сама не ведет никакой производственной деятельности, а выполняет только контрольно-управленческие функции;
смешанный холдинг, в котором головная компания ведет хозяйственную деятельность, производит продукцию, оказывает услуги, но при этом выполняет и управленческие функции по отношению к дочерним предприятиям.
3. С точки зрения производственной взаимосвязи компаний выделяют:
интегрированный холдинг, в котором предприятия связаны технологической цепочкой. Данный тип холдингов получил широкое распространение в нефтегазовом комплексе, где под руководством головной компании объединены предприятия по добыче, транспортировке, переработке и сбыту продукции;
конгломератный холдинг, который объединяет разнородные предприятия, не связанные технологическим процессом. Каждое из дочерних предприятий ведет свой бизнес, ни в коей мере не зависящий от других «дочек».
4. В зависимости от степени взаимного влияния компаний различают:
классический холдинг, в котором головная компания контролирует дочерние фирмы в силу своего преобладающего участия в их уставном капитале. Дочерние предприятия, как правило, не владеют акциями головной компании, хотя абсолютно исключить такую возможность нельзя. В ряде случаев они имеют мелкие пакеты акций материнской компании;
перекрестный холдинг, при котором предприятия владеют контрольными пакетами акций друг друга. Такая форма холдингов характерна для Японии, где банк владеет контрольным пакетом акций предприятия, а оно обладает контрольным пакетом акций банка. Таким образом, происходит сращивание финансового и промышленного капитала, что, с одной стороны, облегчает предприятию доступ к финансовым ресурсам, имеющимся у банка, а с другой стороны, дает банкам возможность полностью контролировать деятельность дочерних фирм, предоставляя им кредиты».
Meinl European Land
MAN AG
Siemens
Voith AG
РосБизнесКонсалтинг
РАО ЕЭС России
СИБПЛАЗ
Агрохолдинг
Газпром-Медиа
Консорциум — организационная форма временного объединения независимых предприятий и организаций с целью координации их предпринимательской деятельности.
Консорциум может создаваться для осуществления крупного капиталоемкого проекта или для совместного размещения займа. В международной торговле консорциумы создаются для совместной борьбы за получение заказов.
Внутри консорциума роли распределяются таким образом, чтобы каждый участник работал в той сфере деятельности, где он достиг наивысшего технического уровня при наименьших издержках производства.
Действия участников координируются лидером, который получает за это отчисления. Каждый участник готовит предложение на свою долю поставок, из которых формируется общее предложение консорциума. Консорциум несет солидарную ответственность перед заказчиком.
Монопсония (греч. μόνος — один, ὀψωνία — покупка) — ситуация на рынке, когда единственный покупатель взаимодействует с множеством продавцов, диктуя им цену и объём продаж.
Примером монопсонии является рынок труда, на котором существует множество работников, и только одно предприятие — покупатель рабочей силы.
Монопсония возникает при следующих условиях:
на рынке труда взаимодействуют, с одной стороны, значительное количество квалифицированных рабочих, не объединенных в профсоюз, а с другой — либо одна крупная фирма-монопсонист, либо несколько фирм, объединенных в одну группу и выступающих как единый наниматель труда;
данная фирма (группа фирм) нанимает основную часть из суммарного количества специалистов какой-то профессии;
этот вид труда не имеет высокой мобильности (например, из-за социальных условий, географической разобщенности, необходимости приобрести новую специальность и т. п.);
фирма-монопсонист сама устанавливает ставку заработной платы, а рабочие либо вынуждены соглашаться с такой ставкой, либо искать другую работу.
Рынок труда с элементами монопсонии не является редкостью. Особенно часто подобные ситуации складываются в небольших городах, где действует только одна крупная фирма — наниматель труда.
При совершенном конкурентном рынке труда предприниматели имеют широкий выбор специалистов, мобильность труда абсолютна, любая фирма нанимает труд по неизменной цене, а кривая предложения труда в отрасли отражает предельные издержки на наем ресурса — труда. В условиях же монопсонии сама фирма-монопсонист олицетворяет собой отрасль, поэтому кривые предложения труда для фирмы и отрасли совпадают. Но для отдельной фирмы-монопсониста кривая предложения труда показывает не предельные, а средние величины издержек на наем труда, для монопсониста кривая предложения труда является кривой средних издержек (ARC), а не предельных.
Применительно к биржам монопсония может быть также ложной, например, когда при высокой цене большинство покупателей не включается в торги.
Газпром на рынке доставки газа потребителям
Транснефть на рынке трубопроводных экспортных поставок нефти
РЖД на рынке тягового подвижного состава
Картель — простейшая форма монополистического объединения. В отличие от других, более устойчивых, форм монополистических структур (синдикаты, тресты, концерны) каждое предприятие, вошедшее в картель, сохраняет финансовую и производственную самостоятельность. Объектами соглашения могут быть: ценообразование, сферы влияния, условия продаж, использование патентов, регулирование объемов производства, согласование условий сбыта продукции, найм рабочих. Действует, как правило, в рамках одной отрасли. Затрудняет функционирование рыночных механизмов. Попадает под действие антимонопольного законодательства. В одних странах мира запрещены законом, в других, напротив, их формирование поощряется в целях реструктуризации промышленности, стандартизации материалов и комплектующих, ограничения конкуренции между мелкими фирмами.
Трест (от англ. trust) — одна из форм монополистических объединений, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность.
Реальная власть в тресте сосредотачивается в руках правления или головной компании.
Наиболее широко были распространены в XIX веке.
В СССР тресты появились в связи с НЭП. Они представляли объединения предприятий одной отрасли с хозрасчётом. Декретом ВЦИК и СНК от 10 апреля 1923 трест определялся как
государственное промышленное предприятие, которому предоставлена самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для них уставу и который действует на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли»
«Положение о государственных промышленных трестах» от 29 июня 1927 расширило хозяйственную самостоятельность трестов. В середине 1-й пятилетки (1929—1934) тресты превратились в промежуточное административное звено.
Концерн (нем. der Konzern) — финансово-промышленная группа компаний, преимущественно на территории немецкоговорящих стран Европы и в странах Прибалтики. Типичным является сохранение юридической и хозяйственной самостоятельности участников, но с учётом координации со стороны доминирующих финансовых структур. Обычно участники концернов объединяют не только экономический потенциал, но и усилия в рыночной стратегии. Основным преимуществом концерна является концентрация финансовых и других ресурсов.
Термин «концерн» был заимствован из немецкого языка и неразрывно связан с историей развития экономики Германии и особенностями немецкого законодательства. Однако ошибочно думать, что именно там появились первые концерны. Считается, что первый концерн в мире и прообраз будущих конгломератов создал во Флоренции Козимо Медичи. Группа его компаний ещё в конце XIII — начале XIV века имела представительства в том числе в Исландии и в Африке, отправляла сотрудников и транспортировала товары из Азии по Великому шёлковому пути, включала в себя банки и торговые дома. Само понятие концерна возникло только через несколько сотен лет. Сначала возникли похожие на современные биржи (хотя прообразы существовали с 1351 г в Венеции, первая биржа открылась в Амстердаме в 1602), потом с развитием индустриализации активизировалась банковская деятельность и частные предприятия стали объединятся в группы, концерны и конгломераты.
Различают вертикальные концерны, горизонтальные концерны, и смешанные концерны (также называемые конгломераты). Под вертикальными понимаются объединения фирм, охватывающие весь цикл от закупки материалов через производство до сбыта одного определённого вида продукции, например концерн Мустерман, занимающийся всеми аспектами издательского дела и продажи книг и другой продукции. Горизонтальные концерны обычно объединяют похожие фирмы с различной клиентурой, например объединение пивоварен с различными сортами пива. Большую роль в становлении современных концернов сыграла динамика финансовых рынков 60-х, с типично перемежающимися спадами и подъёмами. Это позволило конгломератам скупать компании по заниженным ценам на заёмы в банках, показывать хороший возврат с инвестиций, получать ещё большие кредиты и использовать финансовые рычаги, таким образам создавая цепную реакцию. Так возникли или получили сильное развитие американский Дженерал Электрик, немецкий Сименс, японская Мицубиси.
В русском языке слово концерн чаще всего применяется по отношению к мультинациональным финансово-промышленным группам Европы, например Сименс, ThyssenKrupp, Фольксваген, Dräger. Тогда как по отношению к американским образованиям обычно употребляется термин «группа корпораций», «финансовая группа» или ФПГ.
Чем отличаются провинциалы от столичных в наше время и как это выражено?
я на данный момент живу в городе, который является, так скажем, переходной зоной между этими двумя состояниями – это не столица, но провинцию он тоже давно перерос. и в таких городах и люди “смешанного типа”. но я – выходец из глубоких провинций, и несколько раз бывав в различных столицах мира, могу сказать, что:
1) провинциалы из кожи вон лезут, чтоб быть похожими на столичных модников. с одной разницей – надо быть модным, но урвать все за копейки. сами представляете, как это потом выглядит – просто смешно и нелепо
2) провинциалы кичатся каждым своим “достижением”: “я поступил(а) в колледж/универ” – это всё, это событие года, затыкайте уши, а то из них будет хлестать кровь. “я нашёл(а) работу” – и если там платят более-менее прилично, то на тебя ещё и смотреть начнут свысока. если платят сущие гроши – “это так, перебиться пока”. но даже если провинциалы моют полы, они делают это ГОРДО. гордость во всём и за всё.
3) столичные люди сейчас, как мне видится – это такие уставшие и замученные ритмом города человеки, без определённого выражения лица, которые просто ходят на работу и хорошо ее работают, потому что понимают – в таком большом муравейнике важно удержать занятую нишу и вцепиться в неё, иначе город тебя пожуёт и выплюнет. не надо хватать звёзд с неба и сразу ждать золотые горы и прочее – это опять черта провинциалов, “всё быстро и максимально недорого, даже если придётся перед кем-то стелиться и кого-то наёбывать”.
я выделила основное. можно углубляться в нюансы, но вот эти черты мне сильнее всего бросаются в глаза.
p.s. сразу ожидаю большое количество минусов и гневных комментов и предупреждаю хейтеров: мне н-а-с-р-а-т-ь. человек попросил моего мнения, я его дала, а если Вы хотите показать, что у вас есть своё супер-крутое мнение – напишите свой ответ, это гораздо круче и умнее, чем сраться с кем-то.
Алиса Серебряная 117
Другие интересные вопросы и ответы
Чем концерн отличается от треста?
Трест – это единый производственный комплекс. Предприятия объединившиеся в трест полностью потеряли свою самостоятельность, но при этом на рынке ими устанавливается монополия на производство определенного вида товаров.
Концерн подразумевает юридическую самостоятельность объединившихся предприятий, но финансовая деятельность и основные производственные направления деятельности подчинены головной организации.
Чем ТРЕСТ отличается от КОНЦЕРНА?
Как подбирать программистов?
Может попробовать вырастить своего спеца? Нанять инициативного студента или выпускника на практику и постепенно адаптировать его в компании. Да, сложностей больше, но и лояльность выше.
Представьте, что вы – руководитель одной из престижных фирм. И вот однажды
Загрузить персонально их работой. В случае нудовлетварительног результата, с них обьяснительные, а дальше как душа лежит. Можно ввговор, лишение премии, да хоть внеочередную аттестацию на проф. пригодность и далее в зависимости от результатов. Ну а если справятся с поставленными задачами значит грузите дальше работой персонально
Что такое концерн?
В современной экономике практически все крупные корпорации представляют собой объединения множества компаний. Они могут иметь различную структуру и характерные особенности, но обычному человеку сложно разобраться во всех отличительных чертах.
Почему компании объединяются в концерны, и какие они получают преимущества? В чем отличие концернов от других типов объединений? Какие существуют виды концернов, и какие компании России, США и Европы можно считать концернами? Ответы на эти и другие вопросы можно найти в данной статье.
Что такое концерн?
Концерн – это одна из многочисленных форм объединения самостоятельных предприятий разных отраслей экономики. Все субъекты концерна остаются отдельными юридическими лицами, однако теряют часть своей независимости, так как становятся вынуждены следовать общей стратегии и политике группы, подчиняться единому руководству.
Во главе концерна обычно стоит самая крупная компания, имеющая контрольные пакеты акций других организаций или договор о сотрудничестве – такой вид концерна перекликается с объединениями холдингового типа. Но концерн может состоять и из равноправных компаний, объединяющих свою экономическую деятельность на основе договора и общей рыночной стратегии. В любом случае в концерне выбирается единое руководство, способное контролировать все предприятия не только посредством права собственности (владением голосующими акциями), но и посредством прямого управления.
Обычно концерн образуется вокруг производственных предприятий, которые имеют контроль над транспортными, торговыми и – что часто выделяют как характерную черту именно концернов – финансовыми компаниями. Например, немецкий концерн Volkswagen состоит не только из предприятий, производящих автомобили, но и из компании электронной, судостроительной, финансовой и других отраслей.
Важно! В российском законодательстве нет такого понятия, как концерн, поэтому на практике зачастую происходят расхождения в толковании этого слова. В разных источниках указываются разные характерные черты концернов, поскольку официально принятого определения не существует.
История возникновения концернов
По разным версиям, термин «концерн» пришел в русский язык из английского (concern) или немецкого (Konzern) языка. Однако это не особо важно, так как корни этого слова в обоих случаях латинские, где «concernere» означало «смешивать».
Родиной концернов принято считать Флоренцию конца XIV века, когда Козимо Медичи создал объединение торговых, банковских и транспортных компаний, ведущих свою деятельность в нескольких частях света: Европе, Азии и Африке.
Однако само понятие концерна сформировалось намного позже – лишь в XVIII веке, когда промышленная революция заставила предприятия объединяться для повышения конкурентоспособности, а финансовые организации стали играть более весомую роль в экономике развитых стран.
Больше всего развитие концернов связывают с немецкой экономкой, так как именно в законодательстве Германии они закреплены как официальная форма объединения предприятий. В русском языке концернами до сих пор чаще всего называют европейские объединения компаний: например, немецкие корпорации Siemens AG, Volkswagen AG и Drägerwerk AG. Широкое распространение они приобрели и в Японии: Mitsubishi Group, Hitachi LTD и другие. Зато американские объединения такой же структуры чаще называют финансово-промышленными группами.
Российскими организациями, которые чаще всего называют концернами, являются относительно небольшие компании АО «Концерн «Калашников», АО «Электроприбор», АО «НПО Энергомаш» и НПФ «Технохим». Теоретически и крупные российские компании, как «Газпром», подходят под характеристики концернов, однако за ними больше закрепилось название «холдинги».
Последние десятилетия наблюдается быстрое развитие сектора высоких технологий, которое коснулось и концернов. Если в XX веке крупнейшие компании в основном занимались производством автомобилей и промышленного оборудования, то в XXI веке акцент сместился на высокотехнологичное производство.
Примером концерна нового поколения можно назвать китайскую компанию Xiaomi. Она была создана в 2010 году и начала свою деятельность с разработки прошивки для смартфонов на базе операционной системы Android. Далее компания начала производить смартфоны, планшеты и наушники. Сейчас же Xiaomi владеет контрольными пакетами акций более 200 компаний, которые производят под собственным брендом или брендом Xiaomi бытовую электронику, спортивные товары, товары для дома, аудиооборудование, велосипеды и скутеры, ювелирные украшения и многое другое.
Классификация концернов
Изначально все концерны образовывались объединением предприятий одной технологической цепочки: первая компания занимается производством, вторая – транспортировкой, третья – продажей. Такие структуры называются вертикальными.
Во второй половине XX века стали распространятся концерны с горизонтальной интеграцией, поскольку крупные компании, стойко пережившие вторую мировую войну, стремились диверсифицировать свой бизнес. И обстановка для этого была более чем удачной: множество мелких компаний оказались после войны в сложном экономическом положении и были либо выкуплены, либо были вынуждены добровольно примкнуть к крупным корпорациям, которые и стали обладателями бизнесов из различных отраслей. Таким образом, концерны делятся на вертикальные (одна цепь производства) и горизонтальные (объединение компаний разных отраслей).
Отдельного внимания заслуживают конгломераты, которые иногда рассматриваются даже не как подвид концерна, а как отдельный тип объединений. Конгломерат также образовывается путем поглощений множества фирм одной крупной компанией: этот термин наиболее распространен в США, где им называют структуры, поглотившие большое количество фирм различных отраслей в короткие сроки. При этом связи по производству и сбыту настраиваются путем дальнейшего сращивания бизнесов под одним брендом.
Другая классификация – по типу подчинения. Как уже было сказано, концерн может образоваться в результате поглощения структуры крупной компанией. Тогда она станет материнской, остальные фирмы – дочерними, а объединение будет называться концерном подчинения. Если же объединение создается на добровольной и договорной основе, то оно будет носить название концерна координации.
Преимущества концернов
Благодаря объединению в одну сеть, субъекты конгломератов получают преимущества, помогающие увеличить конкурентоспособность каждого из них:
Недостатки концернов
Недостатки концернов главным образом связаны с тем, что они представляют собой одну из форм монополии. Причем чем ближе компания к монопольному положению, тем сильнее снижается конкуренция, что приводит к следующим последствиям:
В дополнение к этому можно сказать, что головные компании могут ущемлять права других акционеров, владеющих долями дочерних предприятий объединения. Реальная власть находится лишь в руках руководства концерна.
Отличия концернов от других объединений
В отличие от холдингового объединения, субъекты концерна обладают большей самостоятельностью в принятии решений и большей независимостью в экономической деятельности. Хотя границы между этими формами объединений условны. Более явным отличием можно назвать то, что концерны традиционно представлены в виде производственной компании с ее вспомогательными структурами. Холдинги же могут быть, например, полностью финансовыми, не имеющими своего производства.
Наименее тесной формой объединения является картель – его участники равны и не теряют своей независимости, хотя должны подчиняться установленным договоренностям. Синдикаты также позволяют снизить конкуренцию между членами объединения: они сохраняют производственную независимость, но утрачивают коммерческую. То есть члены синдиката производят продукцию самостоятельно, но реализуют ее через объединенные конторы. Тресты же являются наиболее прочными объединениями, так как их участники объединяют и производственные силы, и механизмы сбыта.