Чем отличается традиционное общество
Традиционное общество: понятие, признаки, структура, экономика
Приветствую Вас, друзья!
С точки зрения современного обществознания, существует три основных типа обществ: традиционные, индустриальные и постиндустриальные. Сегодня мы подробно поговорим о традиционном обществе, его основных признаках, культуре, социальной структуре и экономическом укладе, а также о том, как происходит переход между разными типами обществ.
Что такое традиционное общество?
Традиционное общество – это общество, жизнь которого полностью подчиняется традициям и обычаям, оставленным предыдущими поколениями. Иногда его отождествляют с аграрным обществом, но это не совсем точное отождествление, поскольку основополагающими признаками для них являются разные особенности. При этом основу экономики традиционного общества в большинстве случаев составляет сельское хозяйство, поэтому его можно считать аграрным.
Все человеческие общества, существовавшие вплоть до конца 18 века, принято считать традиционными. Доаграрные общества, обеспечивавшие себя охотой и собирательством, также считаются традиционными, хоть и не являются аграрными.
Для традиционного общества характерны натуральное хозяйство (полное самообеспечение без необходимости вести торговлю с другими странами), высокий уровень религиозности, повсеместное применение ручного труда, жесткая сословная иерархия и практически полное отсутствие социальной мобильности. Отношения людей друг с другом и с социумом основываются преимущественно на коллективной трудовой деятельности, в которой значительную роль играют родственные связи. Характерной особенностью такого общества является господство социума и государства над личностью.
Основным государственным строем традиционного общества является монархия. И даже в обществах, формально являвшихся республиками с выборными органами власти, претендовать на власть всё равно могли только представители знатных родов. Независимо от того, был правитель монархом или избирался каким-либо способом, он, как правило, обладал практически безграничной властью. При этом власть в доиндустриальных обществах ассоциировалась с собственностью, то есть правитель фактически владел страной.
Признаки традиционного общества
Как следует из вышесказанного, традиционное общество – это такое общество, в котором жизнь и все общественные процессы полностью подчинены обычаям и традициям. При этом есть несколько характерных особенностей, которые присутствуют практически всегда, независимо от культурных особенностей.
Основные признаки традиционного общества:
Социальная структура традиционного общества
Чтобы лучше понять, что такое традиционное общество, нужно разобраться, как устроена его социальная структура. Основная её особенность заключается в том, что каждый человек привязан к системе перераспределения, которая распределяет блага между членами данного общества. Существует некая иерархия, учитывающая происхождение человека и его социальный статус. И в соответствии с этой системой происходит распределение материальных благ, начиная с самого верха и вниз – по ветвям этой иерархии.
Индивидуализм в традиционном обществе не приветствуется. Существующие нормы морали основываются на коллективистских установках, и любое открытое проявление индивидуальной свободы может восприниматься как угроза для общественного порядка. Приоритет коллективных интересов над частными является характерной особенностью традиционных обществ. Кроме того, обычно присутствует приоритет интересов иерархических структур, и ценность человека определяется его положением в иерархии (клановой, сословной, чиновничьей).
Экономический уклад традиционного общества
Поскольку традиционное общество обычно обеспечивает себя за счёт сельского хозяйства, оно считается аграрным. Люди занимаются земледелием и скотоводством, используя ручной труд и тягловую силу животных. Такие виды деятельности подразумевают длительное нахождение на одном месте, поэтому аграрные общества, в отличие от доаграрных, обычно основывают постоянные поселения.
В традиционном обществе отсутствует рыночная торговля, поэтому люди получают нужные им товары посредством обмена и принудительного перераспределения, а любое преследование личной выгоды осуждается. Такой подход позволяет регулировать систему распределения благ в соответствии с традициями и обычаями, препятствуя «несанкционированному» обогащению и перемещению между стратами.
Культура традиционного общества
Как следует из определения того, что такое традиционное общество, важнейшей культурной ценностью в нём считаются традиции, обычаи и другое наследие предков. Культура очень однородна и полностью ориентирована на прошлое, при этом наблюдается тотальное неприятие чужих культур, граничащее с ксенофобией. Мировоззрение построено таким образом, чтобы дать людям максимально полную систему готовых ответов, объяснений и духовных ориентиров, сделав окружающий мир логичным и понятным.
Религиозно-мистические представления об окружающей действительности преобладают и в индивидуальном, и в общественном сознании. Основным способом распространения информации являются слухи. Уровень грамотности населения, как правило, незначительный. При этом все люди имеют представление об обычаях и традициях, но не имеют возможности самостоятельно выбирать духовные, культурные и моральные ценности.
Ещё одна характерная культурная особенность традиционных обществ заключается в том, что система ценностей имеет иерархическую структуру. В культурах с монотеистическими религиями высшей ценностью является верховное божество, от имени которого людям преподносятся основные правила поведения. Бог позиционируется как основной источник нравственности, справедливости и добродетели. Другой важной ценностью является аскеза – отказ от земных благ ради обретения небесных (или ради духовного просветления).
Переход к индустриальному обществу
Основным признаком перехода к индустриальному обществу является повсеместное вытеснение ручного труда машинным производством. Этот процесс, получивший название «Великая индустриальная революция», начался в Европе в середине 18 века. Главным «локомотивом» промышленной революции стала паровая машина, изобретённая в 1775 году. Значительное влияние оказало также развитие металлургической и текстильной промышленностей.
Индустриальная революция позволила резко увеличить производительность труда. В связи с этим основная часть населения была задействована в промышленном производстве, что повлекло за собой урбанизацию – процесс роста городов и увеличения их значимости. Это привело также и к смене ценностных ориентиров. На смену коллективистским взглядам пришла система ценностей, основанная на стремлении к индивидуальному успеху.
Очевидно, что индустриальная революция произошла не мгновенно. Даже в передовых европейских странах данный процесс растянулся на десятилетия. А в некоторых обществах он продолжается и сегодня.
Индустриализация имела как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным относятся резкое увеличение производства, общее повышение качества жизни, научно-технический прогресс, всеобщая грамотность, демократизация. Негативные последствия заключаются, в частности, в том, что непосредственно во время индустриализации разорилось большое количество крестьян и ремесленников, не сумевших своевременно приспособиться к новым условиям.
Заключение
Традиционное общество – это форма, в которой человечество существовало на протяжении практически всей своей истории. Переход к индустриальному обществу произошёл чуть больше двух столетий назад, а переход к постиндустриальному обществу происходит прямо сейчас. Несмотря на то, что традиционное общество является устаревшим явлением, полезно знать, что оно собой представляет, чтобы иметь возможность проводить параллели с некоторыми особенностями современного общества.
Основные типы общества
6 класс, 8 класс, 10 класс
Статья находится на проверке у методистов Skysmart.
Если вы заметили ошибку, сообщите об этом в онлайн-чат (в правом нижнем углу экрана).
Три типа общества
Рассмотрим основные три вида общества: традиционное, индустриальное, постиндустриальное.
Традиционное общество
Традиционное общество — тип общества с аграрным укладом. Основано на натуральном хозяйстве, монархической системе управления и преобладании религиозных ценностей и мировоззрения.
Главный фактор производства — земля, основной производимый продукт — пища.
Характерные черты традиционного общества:
Ручной труд и примитивные технологии.
Преобладание сельского хозяйства.
Низкая социальная мобильность.
Преобладание ценностей коллективизма.
Влияние церкви на общественную жизнь.
Признаки традиционного общества:
Основная сфера экономической деятельности — сельское хозяйство.
Низкий темп развития.
Направлено в прошлое, боится нововведений.
Полное поглощение личности коллективом.
Направлено на удовлетворение бытовых потребностей.
Индустриальное общество
Индустриальное общество определяется высоким уровнем технического, индустриального развития.
Главный фактор производства — капитал. Основная сфера производства — промышленность, в ней занято более 50% населения.
Характерные черты индустриального общества:
Активное развитие промышленности.
Серийное машинное производство и автоматизация.
Превращение науки в общественный институт.
Рождение массовой культуры.
Предоставление прав и свобод людям.
Формирование гражданского общества.
Признаки индустриального общества:
Базовая структура — экономика.
Основной движущий механизм — стремление к экономическому росту.
Стремится удовлетворить социальные потребности (деньги, карьера, качество жизни).
Направлено на максимальную адаптацию к настоящему моменту.
Основной способ принятия решения — эмпирическое исследование.
Поможем закрепить новый материал на уроках обществознания в онлайн-школе Skysmart.
Постиндустриальное общество
Постиндустриальное или информационное общество — современный тип, который основывается на преобладании информации и компьютерных технологий в производстве.
Главный фактор производства — информация.
Характерные черты постиндустриального общества:
Развитие сферы услуг.
Основная единица товара — информация (знания).
Развитие информационных технологий.
Профессиональное деление общества.
Широкое использование компьютерных технологий.
Реализация научно-технической революции.
Доминирование семьи партнерского типа.
Признаки постиндустриального общества:
Так как сельское хозяйство и промышленность в таком обществе производят больше, чем оно может употребить, больше половины населения переходит в сферу услуг.
Фактор развития — теоретические знания или информация.
Основной фактор принятия решений — моделирование и аналитические методы.
Социальная коммуникация протекает на уровне «человек — человек», а не на уровне «человек — природа» или «человек — машина».
Ведущая технология — умственная, а не ручной труд (как в традиционном) и не машинная технология (как в индустриальном).
Другие классификации общества
Как мы уже отметили, существует множество человеческих обществ. Люди из мира науки делят их на типы разными способами. В таблице описали характеристику видов общества по степени открытости, наличию письменности, степени социального расслоения, на основе религии.
По степени открытости
Закрытое — основано на статичной социальной структуре, ограниченной мобильности. Характерен низкий темп развития, запрет или медленное принятие инноваций, верность традициям.
Открытое — характеризуется отсутствием единой государственной идеологии, динамичной социальной структурой, высокой социальной мобильностью, способностью к инновациям, плюрализмом. Чаще всего такой тип встречается в демократических обществах.
По наличию письменности
Дописьменные — не имеют своего алфавита и символьного обозначения букв. Это признак низкого уровня развития и создает трудности в общении.
Письменные — группы, у которых есть свой алфавит, с помощью которого происходит общение. С его помощью люди могут наладить коммуникации и добиться успехов в развитии общественного строя.
По степени социального расслоения
Простое — относятся простые организации без четкой структуры управления. В таких системах нет установленной формы взаимоотношений, отсутствуют подчиненные и руководители. Такая структура возможна на начальных периодах развития без государственной власти.
Сложное — подразумевает классовое неравенство, иерархию в системе реализации власти, а также наличие деления населения на слои. Такая структура характерна для государственной формы управления.
На основании доминирующей религии
Политеизм — вера в множество богов, к которым люди обращаются, чтобы задобрить и попросить помощь.
Монотеизм или единобожие — вера в одного Бога, который считается покровителем и помогает людям в земной жизни.
Пантеизм — Бог наравне с природными силами и тесно с ними связан.
Религии без Бога — философское осмысление важных вопросов жизни.
Типы обществ: традиционное, индустриальное, информационное
Содержание:
↑ Типы обществ
В науке сложилось несколько подходов к типологии обществ.
Если в качестве главного признака выбирается письменность, то все общества делятся на дописьменные, т.е. умеющие говорить, но не умеющие писать, и письменные, владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях.
Если в качестве критерия выступает число уровней управления и степень социального расслоения, то общества делятся на простые и сложные. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных, слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.
В середине XIX века К.Маркс предложил свою типологию обществ – формационный подход. В основе формационного подхода лежит разработанная К. Марксом и последователями его учения категория «общественно-экономической формации», под которой понимается «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, характеризующееся определенным уровнем развития производительных сил, совокупностью производственных отношений и возвышающейся над ними надстройкой в виде определенных идей и учреждений».
Согласно данной концепции решающую роль в жизни общества играет экономическая (материальная) сфера, где производятся материальные и иные блага, необходимые для существования общества. Обострение противоречий между производительными силами (ресурсами и средствами, обеспечивающими процесс производства) и производственными отношениями (отношениями между людьми в процессе производства, которые выражаются в форме собственности на средство производства) разрешается в ходе социальной революции, которая приводит к смене способа производства (экономического базиса) и соответствующей ему политико-правовой и идеологической надстройки, то есть приводит к новой общественно-экономической формации.
В соответствии с данной концепцией было выделено пять общественно-экономических формаций: первобытнообщинный строй, рабовладельческая формация, феодальная, капиталистическая и коммунистическая.
Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее автором считают американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всемирную историю на три стадии: доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную.
Когда одна стадия приходит на смену другой, из меняются технология, способ производства, форма собственности, социальные институты, политический режим, культура, образ жизни, численность населения, социальная структура общества.
Все народы проходят в своем развитии одни и те же стадии, но разными темпами, поэтому в современном мире сосуществуют общества, находящиеся на разных стадиях.
Показатель | Традиционное общество | Индустриальное общество | Информационное общество |
Основной фактор производства | Земля | Капитал | Знания |
Особенности производства | Ручной труд | Ручной труд | Автоматизация производства, компьютеризация общества |
Основной вид экспорта | Сырье | Продукты производства | Услуги |
Социальная структура | Классы, сословия; Низкая социальная мобильность. | Классовое деление, подвижность и открытость социальных структур | Сохранение социальной дифференциации; профессиональная дифференциация в зависимости от уровня знаний, квалификации |
Взаимодействие с другими странами | Несущественное | Тесная взаимосвязь | Тесная взаимосвязь |
Духовная жизнь | Велика роль обычаев и традиций, преобладает устная передача информации, малое количество образованных людей | Большую ценность имеют прогресс, личный успех. Важное место в жизни общества занимает массовая культура | Важную роль играет наука, образование. Образование непрерывно |
Примеры | Страны экваториальной Африки, российская империя | СССР, Китай | Россия, Япония, страны Западной Европы |
↑ Традиционное (доиндустриальное, аграрное) общество
Общества, которые в процессе своего исторического пути находятся на низком уровне экономического развития, в обществоведении называются доиндустриальные или традиционные (аграрные).
Традиционное общество — доиндустриальная ступень исторического развития общества. Такое общество основано на натуральном хозяйстве и ручном труде, характеризуется сословной иерархией и решающей ролью церкви и армии в социальной и политической жизни общества.
↑ Индустриальное (промышленное, техногенное) общество
↑ Информационное (постиндустриальное, технотронное) общество
Таким образом, развитие человеческого общества последовательно проходит три стадии, соответствующие трем главным типам общества: доиндустриальную, индустриальную, постиндустриальную. Переход от первобытной фазы к доиндустриальному, или традиционному, обществу называется неолитической революцией, а от него к индустриальному — промышленной революцией.
Традиционное общество
Традиционное общество — общество, которое регулируется традицией. Сохранение традиций является в нём более высокой ценностью, чем развитие. Общественный уклад в нём характеризуется жёсткой сословной иерархией, существованием устойчивых социальных общностей (особенно в странах Востока), особым способом регуляции жизни общества, основанном на традициях, обычаях. Данная организация общества стремится сохранить в неизменном виде социокультурные устои жизни. Традиционное общество — аграрное общество.
Для традиционного общества, как правило, характерны:
Традиционный человек воспринимает мир и заведенный порядок жизни как нечто неразрывно-целостное, холистичное, священное и не подлежащее изменению. Место человека в обществе и его статус определяются традицией и социальным происхождением.
В традиционном обществе преобладают коллективистские установки, индивидуализм не приветствуется (так как свобода индивидуальных действий может приводить к нарушению заведённого порядка, проверенного временем). В целом для традиционных обществ характерно преобладание коллективных интересов над частными, в том числе примат интересов имеющихся иерархических структур (государства и т. п.). Ценится не столько индивидуальная дееспособность, сколько то место в иерархии (чиновничьей, сословной, клановой и т. д.), которое занимает человек.
Традиционные общества, как правило, авторитарны и не плюралистичны. Авторитаризм необходим, в частности, для пресечения попыток несоблюдения традиций или их изменения.
В традиционном обществе, как правило, преобладают отношения перераспределения, а не рыночного обмена, а элементы рыночной экономики жёстко регулируются. Это связано с тем, что свободные рыночные отношения повышают социальную мобильность и изменяют социальную структуру общества (в частности, разрушают сословность); система перераспределения может регулироваться традицией, а рыночные цены — нет; принудительное перераспределение препятствует «несанкционированному» обогащению/обеднению как отдельных людей, так и сословий. Преследование экономической выгоды в традиционном обществе зачастую морально осуждается, противопоставляется бескорыстной помощи.
В традиционном обществе большинство людей всю жизнь живёт в локальном сообществе (например деревне), связи с «большим обществом» довольно слабые. При этом родственные связи, напротив, очень сильны.
Мировоззрение (идеология) традиционного общества обусловлено традицией и авторитетом.
Содержание
Трансформация традиционного общества
Традиционное общество является чрезвычайно устойчивым. Как пишет известный демограф и социолог Анатолий Вишневский, «в нём все взаимосвязано и очень трудно изъять или изменить какой-либо один элемент». [1]
В древности изменения традиционного общества происходили чрезвычайно медленно — на протяжении поколений, практически незаметно для отдельного человека. Периоды ускоренного развития имели место и в традиционных обществах (яркий пример — изменения на территории Евразии в I тысячелетии до н. э.), но даже в такие периоды изменения осуществлялись медленно по современным стандартам, а по их завершению общество снова возвращалось к относительно статичному состоянию с преобладанием циклической динамики.
В то же время, с древних времен существовали общества, которые нельзя назвать вполне традиционными. Отход от традиционного общества был связан, как правило, с развитием торговли. К этой категории относят греческие города-государства, средневековые самоуправляемые торговые города, Англию и Голландию XVI—XVII веков. Особняком стоит Древний Рим (до III века н. э.) с его гражданским обществом.
Быстрая и необратимая трансформация традиционного общества начала происходить лишь с XVIII века в результате промышленной революции. К настоящему моменту этот процесс захватил почти весь мир.
Быстрые перемены и отход от традиций могут переживаться традиционным человеком как крушение ориентиров и ценностей, утрата смысла жизни и т. п. Поскольку приспособление к новым условиям и изменение характера деятельности не входит в стратегию традиционного человека, то трансформация общества зачастую приводит к маргинализации части населения.
Наиболее болезненно трансформация традиционного общества происходит в тех случаях, когда демонтируемые традиции имеют религиозное обоснование. При этом сопротивление изменениям может принимать формы религиозного фундаментализма.
В период трансформации традиционного общества в нём может усиливаться авторитаризм (либо с целью сохранить традиции, либо с целью преодолеть сопротивление изменениям).
Трансформация традиционного общества завершается демографическим переходом. Поколение, выросшее в малодетных семьях, имеет психологию, отличающуюся от психологии традиционного человека.
Мнения о необходимости (и степени) трансформации традиционного общества существенно расходятся. Например, философ А. Дугин считает необходимым отказаться от принципов современного общества и вернуться к «золотому веку» традиционализма. Социолог и демограф А. Вишневский утверждает, что у традиционного общества «нет шансов», хотя оно и «яростно сопротивляется». Согласно расчетам академика РАЕН профессора А. Назаретяна, для того чтобы полностью отказаться от развития и вернуть общество в статичное состояние, численность человечества необходимо уменьшить в несколько сотен раз.