Чем отличается тосол а40 и а65
Тосол А-65. Не замёрзнет даже в сильный мороз!
Среди разнообразия охлаждающих жидкостей особое место принадлежит Тосолу 65, и, в частности, его разновидности Тосолу А-65М. Дополнительная буква в спецификации продукта связывается с необходимостью его применения в мороз, при особо низких температурах окружающего воздуха.
Характеристики
Рассматриваемая охлаждающая жидкость была разработана сотрудниками отдела Технологии Органического Синтеза одного из советских НИИ применительно к моделям автомобилей ВАЗ, производство которых осваивалось в те времена. К трём первым буквам названия было добавлено окончание –ол, характерное для обозначения многих высокомолекулярных органических веществ. Число 65 в расшифровке марки указывает на минимальную температуру замерзания. Так почти полвека назад начался выпуск семейства охлаждающих жидкостей со схожими названиями (ОЖ Тосол, Тосол А-40 и т. д.), рассчитанных на использование в отечественных автомобилях.
Понятие «охлаждающая жидкость» следует отличать от понятия «антифриз». Последнее означает лишь то, что исходный концентрат был разбавлен в определённой пропорции водой, и может быть использован в системе охлаждения двигателей внутреннего сгорания ещё и как коррозионно активное средство.
Основой Тосола А-65 является этиленгликоль – высокотоксичная при вдыхании паров или употреблении внутрь вязкая жидкость. Благодаря наличию глицерина она имеет сладковатый вкус, что и является причиной большинства отравлений. Этиленгликоль проявляет высокую окислительную способность к чёрным и цветным металлам, что обуславливает введение в состав тосолов различных ингибирующих добавок:
Эксплуатационные характеристики Тосола А-65 следующие:
Жидкость пожаро и взрывобезопасна. Для идентификации в исходный состав добавляют синий краситель. Все прочие характеристики Тосола А-65 должны соответствовать техническим требованиям ГОСТ 28084-89 и ТУ 2422-022- 51140047-00.
Как разбавить Тосол А-65?
Стандарт предусматривает разбавление охлаждающей жидкости дистиллированной водой, причём массовая доля воды не должна превышать 50%. Исходя из практических отзывов, для разбавки пригодна также мягкая отстоенная вода (талая, дождевая), которая не содержит значительное количество карбонатов металлов, увеличивающих щёлочность раствора. При разведении тосолов их химическая агрессивность снижается.
При определении температуры наружного воздуха следует не полагаться на показания термометра, а учитывать ещё и скорость ветра, которая снижает фактическую температуру на 3…8 градусов.
Цена на Тосол А-65М определяется производителем и ёмкостью фасовочной тары. В среднем она составляет:
Нормальная работа двигателя внутреннего сгорания возможна только при правильном функционировании системы охлаждения, которая обеспечивает отвод излишков тепла и сброс их в атмосферу. Из статьи вы узнаете, чем отличаются тосол и антифриз и научитесь выбирать качественную охлаждающую жидкость.
Как работает система охлаждения
Во время сгорания топлива в цилиндрах выделяется большое количество тепла, большая часть которого уходит вместе с выхлопными газами. Оставшееся тепло распределяется между поршнем, цилиндром и головкой блока цилиндров (ГБЦ). Благодаря этому повышается температура стенок поршня, блока цилиндров и ГБЦ, что облегчает воспламенение топлива и улучшает его сгорание. Если двигатель продолжит нагреваться даже после достижения оптимальной температуры, то топливо будет воспламеняться раньше, чем нужно (детонация), из-за чего начнут разрушаться шатуны, коленчатый вал, поршни, клапана и днище ГБЦ. Помимо этого, раннее воспламенение топлива приведет с падению мощности двигателя и ухудшению экономичности.
Дальнейший рост температуры приведет к:
Помпа (водяной насос) системы охлаждения гонит охлаждающую жидкость (ОЖ) по каналам. Благодаря этому ОЖ омывает блок цилиндров и ГБЦ, унося с собой излишки тепла. После этого ОЖ поступает в радиатор, который обдувает входящий воздух. Использование вентилятора позволяет повысить эффективность обдува. После охлаждения в радиаторе ОЖ поступает в блок цилиндров, поднимается до ГБЦ и охлаждает мотор. Чем выше обороты двигателя, тем сильней вращается крыльчатка помпы и тем быстрей движется ОЖ по каналам системы охлаждения.
На что влияет состав ОЖ
В тех регионах, где температура зимой не опускается ниже нуля градусов, в систему охлаждения раньше (20-60 года прошлого века) заливали дистиллированную воду. Так поступали, потому что не было специальных жидкостей, блоки цилиндров изготавливали из чугуна, а радиаторы из латуни. Если ожидались морозы, а на автомобиле нужно было ездить, то в воду добавляли этиленгликоль. Однако, переход на алюминиевые блоки цилиндров и радиаторы не позволяет применять такой подход, потому что этиленгликоль разъедает стенки каналов, радиатор и крыльчатку помпы. Поэтому в такую охлаждающую жидкость необходимо добавлять вещества, которые снижают повреждающее действие этиленгликоля (ингибиторы коррозии).
Чем отличается антифриз от тосола
Этиленгликоль известен еще во второй половине 19 века, но широкое распространение получил лишь после Первой мировой войны. В 20-х года прошлого века его стали использовать для превращения воды в «антифриз», что в переводе с английского языка означало «против мороза». Со временем антифриз начали выпускать в промышленных масштабах. Однако, производство двигателей не стояло на месте, появлялись новые технологии и антифриз на основе этиленгликоля уже не подходил для использования в качестве ОЖ, потому что сильно повреждал мотор. По всему миру начались исследования, целью которых было создание антифриза нового поколения.
Советский государственный научно-исследовательский институт органической химии и технологии (ГосНИИОХТ) также участвовал в этих разработках. Им удалось создать очень удачную комбинацию антифриза, который не вредил алюминиевым блокам цилиндров и радиаторам. Такой эффект дало добавление некоторых неорганических солей, снижающих коррозионную активность этиленгликоля. Название «Тосол» возникло из начальных букв наименования отдела, в котором и был разработан особо удачный антифриз – Технология Органического Синтеза. А окончание «ол» традиционно для химической терминологии, и обозначает маслянистые вещества. Так возник особый вид антифриза под названием «Тосол».
Как определить, что залито в систему охлаждения
Антифризы, включая тосол, окрашивают в различные цвета. При использовании качественных антифризов это позволяет избежать смешивания несовместимых охлаждающих жидкостей. Тосол с момента разработки окрашивают в три цвета. Поэтому визуально отличить одну охлаждающую жидкость от другой невозможно. Единственное, что можно определить наверняка – если жидкость рыже-оранжевого цвета, значит, выработала свой ресурс и начала разъедать двигатель. Такую жидкость необходимо немедленно заменить.
Несмотря на то, что тосол это тоже антифриз, смешивать их нежелательно. Ведь велика вероятность, что различные компоненты, входящие в их состав в лучшем случае нейтрализуют друг друга, а в худшем образуют вещества, которые повредят двигатель. По этой же причине нежелательно смешивать «антифриз» различных марок.
Виды и маркировка тосола
Тосол, как и антифриз, разделяют на три основных вида, которые обозначают буквами:
После них ставят две цифры, которые показывают температуру замерзания ОЖ. Однако ГОСТ 28084-89 предусматривает другое деление на виды, которое распространяется не только на тосолы, но и любые антифризы. По этому документу существует лишь три вида антифризов: концентрат (ОЖ-К) и готовое к использованию средство (ОЖ), в котором число после букв означает температуру замерзания (40 или 65 градусов). Если тосол изготовлен по ГОСТ, то его маркировка должна соответствовать требованиям этого документа. При этом название жидкости может быть любым. К примеру, Тосол «Нева».
Как определить качественный тосол
Те, кто покупают тосол, избавлены от мучений с проверкой качества, через которые проходят покупатели антифриза. Ведь тосол подделывать менее выгодно, чем более дорогой антифриз под звучными названиями. Обратите внимание на цвет тосола. Он должен быть между синим и голубым и несильно снижать прозрачность жидкости. Иногда производители окрашивают его в зеленый цвет. Тосол другого цвета является подделкой. Исключение составляет тосол марки А-65, который некоторые производители окрашивают в красный цвет. Внимательно осмотрите тару, в которой продают антифриз. Если наклейки с информацией о тосоле наклеены неровно, перед вами подделка. Антифриз и тосол, которые легально продают в России, всегда маркированы по ГОСТ 28084-89, который предусматривает деление жидкостей на три типа ОЖ-К, ОЖ-40, ОЖ-65. Если на этикетке не указан тип ОЖ, но есть ссылка на ГОСТ 28084-89, перед вами подделка. Этого правила придерживаются все российские и зарубежные производители, которые официально поставляют охлаждающую жидкость в магазины.
Попросите продавца показать вам сертификат соответствия. Несмотря на то, что обязательной сертификации антифризы не подлежат, все серьезные производители автохимии проводят добровольную сертификацию своей продукции. Если сертификата нет, скорее всего, перед вами тосол от неизвестного производителя, поэтому его настоящие характеристики являются тайной. Средняя цена тосола 70-100 рублей за литр. При этом стоимость 1 литра жидкости в таре на 5 и 10 литров оказывается несколько меньше. Если же стоимость тосола меньше 50 рублей за литр, перед вами подделка.
Средний срок службы качественной охлаждающей жидкости 2 года. После этого она начинает терять свои свойства. Производители антифриза уверяют, то их продукция служит не менее 5 лет. Но, многолетний опыт использования различных тосолов и антифризов говорит – даже самые лучшие образцы не могут качественно работать больше 3 лет. Первый признак того, что охлаждающую жидкость желательно заменить – изменение цвета. К этому времени основные характеристики ОЖ начинают падать. Это увеличивает износ помпы, повышает температуру замерзания и снижает температуру закипания жидкости. Поэтому не следует использовать любую охлаждающую жидкость дольше 3 лет. Если цвет тосола или антифриза изменился на средний между рыжим и бурым, необходимо срочно заменить ОЖ, потому что она вызывает коррозию блока, радиатора и ГБЦ. Снижение ресурса мотора от использования выработанной ОЖ обойдется в десятки раз дороже замены тосола или антифриза. Если вы не знаете, как поменять тосол или антифриз, прочитайте статью замена охлаждающей жидкости своими руками.
Тосол или антифриз. Что лить в двигатель
Среди автолюбителей не утихают споры о том, что лучше, тосол или антифриз. Противники тосола в качестве доказательства приводят мнение автопроизводителей, которые рекомендуют для своих машин определенные марки антифриза. Их противники опираются на результаты независимых исследований, которые показывают, что качественный тосол ничем не уступает лучшим антифризам по температуре замерзания, температуре кипения, сроку службы, эффективности охлаждения двигателя и влиянию на ресурс мотора.
Иногда сторонники антифризов говорят, что тосол теряет свои качества при нагреве до 150 градусов. При этом они забывают, что если охлаждающая жидкость нагрелась до такой температуры, двигателю срочно необходим серьезный ремонт. Многочисленные добавки в антифризы, по словам производителя, улучшают характеристики их продукции, превращая ее в идеальную охлаждающую жидкость. При этом они скромно умалчивают, что идеальная охлаждающая жидкость, это дистиллированная вода и никакой тосол или антифриз не может превзойти ее.
Поэтому нет никакой разницы, какую из качественных охлаждающих жидкостей вы зальете в полностью исправный двигатель. Невысокая цена (ведь производители тосола не берут плату за звучное название и раскрученный бренд) делает подделку тосола куда менее выгодной, чем более дорогого антифриза. Поэтому вероятность приобрести поддельный или некачественный антифриз в 3-5 раз выше. Все это позволяет сделать вывод – для двигателя нет никакой разницы между качественным тосолом и качественным антифризом.
Охлаждающие жидкости
Источник материала: Кузнецов А.И., Тимофеев Ф.В., Кузнецов А.А., Кормилицына В.Е. Учебно-справочное пособие. Нефтепродукты. в 2 ч. Часть 1. Классификация, номенклатура, нормативные требования к качеству. Изд. Ульяновский государственный университет, Ульяновск, 2018 г. 249 с.
К группе охлаждающих жидкостей относятся низкозамерзающие, обладающие высокой теплоемкостью и теплопроводностью жидкости, предназначенные для поглощения и отвода тепла в жидкостных системах охлаждения.
Для обеспечения удовлетворительного теплоотвода в системах охлаждения, вырабатываются различные марки низкозамерзающих охлаждающих жидкостей (антифризов), представляющих собой водные растворы этиленгликоля с добавлением антикоррозионных присадок. В зависимости от предполагаемых температурных условий эксплуатации, для вырабатываемых охлаждающих жидкостей устанавливается значение температуры начала кристаллизации (Тнк). В настоящее время, минимальными предельными значениями, для разных марок, являются температуры: минус 35, минус 40 и минус 65 0 С (рис. 1).
Значения показателей качества охлаждающих жидкостей представлены в таблицах 1-3.
В соответствии с ГОСТ 26098-84 «Нефтепродукты. Термины и определения» – антифризами называют низкозастывающие технические жидкости для поглощения и отвода тепла.
Рис. 1. Распределение охлаждающих жидкостей по низкотемпературным свойствам
Наименование Нормативные значения показателей качества | ||
---|---|---|
Марка «65» | Марка «40» | |
1. Внешний вид | Слабо-мутная оранжевая жидкость, не вспенивающаяся при попадании в нее нефтепродуктов и не разрушающая резиновых деталей системы охлаждения | Слабо-мутная желтоватая жидкость |
2. Плотность | 1,085-1,090 | 1,0675-1,0725 |
3. Коэффициент преломления | ≥ 1,400 | ≥ 1,390 |
4. Фракционный состав: — фракция выкипающая до 150 0 С, в % по массе — остаток, кипящий выше 150 0 С, в % по массе — потери, в % по массе | ||
5. Содержание механических примесей, % | ≤ 0,005 | |
6. Содержание золы, в % | ≤ 0,4 | |
7. рН | ≤ 8,5 | |
8. Компоненты антикоррозийной присадки: Na2HPO4, в г/л, в пределах | 3,0-3,5 | 2,5-3,5 |
9. Температура замерзания, 0 С | ≤ Минус 65 | ≤ Минус 40 |
10. Содержание хлоридов, % | ≤ 0,0007 |
Наименование Нормативные значения показателей качества | |||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Тосол-АМ | Тосол-А40М | Тосол-А65М | |||||||||||||||||||||||||
1. Внешний вид | Однородная подвижная жидкость голубого цвета без механических примесей | Однородная прозрачная жидкость голубого цвета без механических примесей | Однородная прозрачная жидкость красноватого цвета без механических примесей | ||||||||||||||||||||||||
2. Плотность при 20 0 С, г/см 3 | 1,120-1,140 | 1,078-1,085 | 1,085-1,100 | ||||||||||||||||||||||||
3. Температура кипения при давлении 101,3 кПа (760 мм рт. ст.), 0 С | ≥ 170 | ≥ 108 | ≥ 110 | ||||||||||||||||||||||||
4. Температура начала кристаллизации, 0 С | ≤ минус 35 (при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1) | ≤ минус 40 | ≤ минус 65 | ||||||||||||||||||||||||
5. Массовая доля воды, %, | ≤ 3 | – | – | ||||||||||||||||||||||||
6. Щелочность, см 3 | ≥ 10 | ≥ 10 | ≥ 10 | ||||||||||||||||||||||||
7. Показатель активности водородных ионов (рН) при температуре 20 0 С, в пределах | 7,5-8,5 (при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1) | 7,5-8,5 | 7,5-8,5 | ||||||||||||||||||||||||
8. Вспениваемость: объем пены через 5 мин., см 3 время исчезновения пены, с | 50 (при разбавлении раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1) (при разбавлении раствором хлористого цинка в объемном соотношении 1:1) | 30 3 | |||||||||||||||||||||||||
9. Коррозионное воздействие на металлы, мг в) латунь Л68 или Л63 д) чугун марки СН-190 | |||||||||||||||||||||||||||
10. Стойкость в жесткой воде | Отсутствие расслоения или осадка | – | – | ||||||||||||||||||||||||
11. Набухание резин при температуре 100 0 С в течение 72-х часов а) стандартные образцы резины марки 7-57-5006 ТУ 38-105-250-91 код ТРП-100-60 б) стандартные образцы резины марки 57-7011 ТУ 38-105-262-78 91 код ТРП-100-60 | (при разбавлении дистиллированной водой в объемном соотношении 1:1)
Охлаждающие жидкости марки Тосол получают приготовлением концентрата антикоррозийных, антипенных добавок, красителя в этиленгликоле. Применяют для охлаждения двигателей внутреннего сгорания, а так же в качестве рабочих жидкостей в других теплообменных аппаратах, эксплуатируемых при низких и умеренных температурах. Наименование «Тосол» принято от аббревиатуры ТОС (Технология Органического Синтеза) по названию отдела Государственного союзного Научно Исследовательского Института органической химии, разработавшего рецептуру продукта. Наличие в названии обозначений «40» или «65», позволяет судить о низкотемпературных свойствах (температуре начала кристаллизации) данной марки Тосола. Охлаждающая жидкость «Лена», выпускаемая по ТУ 113-07-02-88, разработана по заданию Госкомитета СССР по науке и технике как единая жидкость для военной и гражданской техники, включая летательные аппараты. Может использоваться для охлаждения электронной аппаратуры. Обладает универсальными свойствами. Имеет высокую термоокислительную стабильность, обеспечивает защиту от коррозии конструкционных материалов, не приводит к усиленному набуханию полимерных материалов, инертна по отношению к резинотехническим изделиям. Любой теплоноситель состоит из смеси этиленгликоля (пропиленгликоля, полипропиленгликоля), дистиллированной воды, красителя и пакета присадок. Применение теплоносителей в системах отопления, охлаждения, вентиляции осуществляется исходя из соответствия их характеристик условиям эксплуатации. Классификация VW, подраздееляет теплоносители на три группы: G11, G12 и G13. К группе G11 относятся теплоносители, полученные на основе этиленгликоля, содержащие пакеты неорганических присадок (как правило, силикатных). Теплоносители данной группы окрашивают в зеленый или синий цвета. К группе G12 относят теплоносители на основе этиленгликоля, содержащие пакеты органических присадок (как правило, карбоксилатных, не содержащих силикатов). Теплоносители окрашивают в красный цвет. Присадки применяют для образования антикоррозийной пленки в местах очагов возникновения коррозии. Применение таких присадок не дает антикоррозионной пленке покрывать все внутренние поверхности системы, что обеспечивает более эффективный теплоотвод и более длительный срок эксплуатации, чем при использовании теплоносителей класса G11. К группе G13 относят теплоносители полученные на основе полипропиленгликоля. Теплоносители содержат пакеты органических присадок (не содержащих силикатов). Продукт окрашивают в желтый или оранжевый цвета. Теплоносители группы G13 более экологичны, не ядовиты, обладают свойством достаточно быстро разлагаться, в связи с чем имеют широкое применение в медицинской промышленности. Как проверить плотность тосола?
Плотность тосола в зависимости от концентрации этиленгликоляТосол, если в двух словах, это отечественный антифриз. То есть жидкость с низкой температурой замерзания для системы охлаждения двигателя. Состоит тосол из двух основных компонентов: воды и этиленгликоля. Более чем на 90% от всего объёма составляют именно эти жидкости. Остальное – антиокислительные, противопенные, защитные и другие присадки. Ещё в тосол добавляется краситель. Его назначение – указание температуры замерзания жидкости и индикация износа. Плотность этиленгликоля составляет 1,113 г/см³. Плотность воды – 1,000 г/см³. Смешивание этих жидкостей даст состав, плотность которого будет находиться между этими двумя показателями. Однако зависимость эта нелинейная. То есть, если смешать этиленгликоль с водой в пропорции 50/50, то плотность образовавшейся смеси не будет равной средней величине между двумя значениями плотностей этих жидкостей. Связано это с тем, что размер и пространственное строение молекул у воды и этиленгликоля различаются. Молекулы воды несколько меньше, и они занимают место между молекулами этиленгликоля. Для тосола А-40 средняя плотность при комнатной температуре равняется примерно 1,072 г/см³. У тосола А-65 этот показатель несколько выше, примерно 1,090 г/см³. Существуют таблицы, в которых расписаны значения плотности для тосола разной концентрации в зависимости от температуры. В чистом виде этиленгликоль начинает кристаллизоваться примерно при –12 °C. При концентрации от 100% и до примерно в 67% этиленгликоля в смеси температура застывания движется в сторону минимума и достигает пика при –75 °C. Далее, с увеличением доли воды, температура замерзания начинает расти в сторону положительных значений. Соответственно, уменьшается и плотность. Зависимость плотности тосола от температурыЗдесь работает простое правило: с понижением температуры плотность тосола увеличивается. Кратко разберём на примере тосола А-60. При температуре, близкой к точке замерзания (–60 °C) плотность будет колебаться около значения 1,140 г/см³. При разогревании до +120 °C плотность тосола приблизится к отметке в 1,010 г/см³. То есть практически как у чистой воды. От плотности тосола зависит и так называемое число Прандтля. Оно определяет способность охлаждающей жидкости отводить тепло от источника разогревания. И чем больше плотность, тем эта способность более ярко выражена. Как проверить плотность тосола?Для оценки плотности тосола, также как и для проверки плотности любой другой жидкости, используется ареометр. Желательно использовать специально предназначенный для замера плотности тосола и антифриза ареометр. Процедура измерения довольно проста. В 99% случаев правильным будет то соотношение, где воды больше. Так как экономически нецелесообразно делать тосол на основе преимущественно этиленгликоля. Технология замера плотности антифриза в плане самой процедуры не отличается. Однако применять полученные данные в плане оценки концентрации активного вещества для разных типов антифризов нужно по-разному. Это связано с различными химическими составами этих охлаждающих жидкостей.
|