Чем отличается речь правильная и хорошая
Две ступени владения речью (речь правильная и хорошая). Усвоение норм русского литературного языка
В 5 классе начинает изучаться раздел «Культура устной и письменной речи» (§ 8). В учебнике выделяют две ступени владения речью: речь правильная и хорошая. Правильная речь является составляющей хорошей речи. Для того чтобы речь стала правильной, необходимо овладеть нормами русского литературного языка, т.е. правильной называется речь, в структуре которой нет нарушения норм русского литературного языка. Правильность – это главное качество хорошей речи, она понимается на основе связи «речь – язык», опирается исключительно на лингвистические факторы.
Хорошая речь, кроме правильности, т.е. владения нормами русского литературного языка, обладает ещё другими качествами хорошей речи: точностью, логичностью, чистотой, выразительностью, уместностью и богатством.
Точность как качество речи основывается на знании предмета речи и на знании значений слов. Это прежде всего строгое соответствие слов обозначаемым предметам (явлениям действительности). Неправильно употреблённое слово может привести к речевой ошибке.
Логичность речи тесно связана с точностью. Неточная речь не может быть логичной. Логичность речи достигается правильным, последовательным и непротиворечивым соединением слов в предложении, предложений и частей в высказываниях: Хочу выразить благодарность врачу нашей школы. Человек этот с всегда улыбающимся лицом и с большим опытом.
Чистота как качество речи необходима для любого высказывания. Чистой называется такая речь, в которой без необходимости не употребляются слова типа так сказать, значит, вот, к примеру, понимаешь и др., диалектные слова, канцеляризмы, слова из другого языка. Пример привести с письмом.
Уместность речи – качество, определяющее такой подбор средств языка, который делает речь отвечающей целям и условиям общения. Уместная речь соответствует теме сообщения, её логическому содержанию, составу слушателей и читателей. Впервые это понятие сформулировал А.С.Пушкин: «Истинный вкус состоит не в безотчётном отврежении такого-то слова, такого-то оборота, но в чувстве сообразности и соразмерности».
Я видел листву не только золотую и пурпурную, но и алую, фиолетовую, коричневую, чёрную, серую и почти белую. Краски казались особенно мягкими из-за осенней мглы, неподвижно висевшей в воздухе. А когда шли дожди, мягкость красок сменялась блеском. Небо, покрытое облаками, всё же давало достаточно света, чтобы мокрые леса могли загораться вдали, как багряные пожары. В сосновых чащах дрожали от холода берёзы, осыпанные позолотой… Деревья начинали желтеть снизу: я видел осины, красные внизу и совсем ещё зелёные на верхушках. (К. Паустовский.)
Ещё одним из основных качеств хорошей речи является выразительность. Выразительной называется речь, которая своей живостью и яркостью воздействует на чувства читателя или слушателя.
Мы отметили, что для того чтобы правильно говорить и писать, нужно овладеть нормами русского литературного языка.
Норма – это общепринятое употребление языковых средств в устной и письменной речи. Также нормой называется употребление, рекомендованное грамматикой, словарём, справочником, подкреплённое употребление известных мастеров слова. В.А.Ицкович даёт следующее определение нормы: «Норма – это объективно существующие в данное время в данном языковом коллективе значения слов, их фонетическая структура, модели словообразования и словоизменения и их реальное наполнение, модели синтаксических единиц – словосочетаний, предложений – и их реальное наполнение».
Э.Косериу определяет норму как совокупность наиболее устойчивых, традиционных реализаций элементов языковой структуры, отобранных и закреплённых общественной языковой практикой.
В 5 классе даётся понятие всех типов норм русского литературного языка: орфоэпической, акцентологической, словообразовательной, орфографической, синтаксической и пунктуационной. На стр. 39 даётся таблица, в которой перечислены все виды норм и значение каждой из них.
Норма орфоэпическая устанавливает правильное произношение.
Норма акцентологическая регулирует правила постановки ударения. Нарушение этих норм ведёт к нарушениям в устной речи.
Норма словообразовательная определяет выбор морфем, их размещение и соединение в составе нового слова: наблюдатель – наблюдальщик. Несоблюдение этой нормы ведёт к ошибкам в устной и в письменной речи.
Норма орфографическая определяет правильное написание слов. Несоблюдение ведёт к орфографическим ошибкам.
Норма синтаксическая регулирует выбор построения предложения. Нарушение синтаксической нормы ведёт к появлению грамматических ошибок, т.е. к ошибкам в устной и письменной речи.
Норма пунктуационная устанавливает правила расстановки знаков препинания.
Усвоение норм русского литературного языка является главным условием овладения правильной речью и одним из условий овладения хорошей речью.
Речь правильная и хорошая
Описание презентации по отдельным слайдам:
Речь правильная и речь хорошая
точность чистота выразительность богатство уместность Речь хорошая логичность Что символизирует фигурка человечка, карабкающегося со ступени на ступень? Орфоэпическая Грамматическая Лексическая Стилистическая Пунктуационная Орфографическая Из каких «кирпичей» сложена первая ступень? Почему именно вторая ступень внешне напоминает олимпийский пьедестал почета?
— Исправьте ошибки. Шаровая мельница употребляется для измельчания глазури.(Кн. «Гончарное и черепичное производство».) Хотя копьев поломано немало,по-прежнему основным критерием оценки знаний остается «уд» и «неуд».(Газета «Известия».) Ты где дел карточки? – он молчал.- Не получил? – Получил.(В. Панова.»Рабочий поселок».)
— Заведи свой Личный словарь правильностей. Правильно всегда Правильно иногда (допустимо) Класть (не «ложить») Компас Компас (спец.) Звонишь, звонит До свидания Пока (разг.) Надеть одежду (что-то) Одеть Надежду (кого-то) Красивее Творог Творог Торты, тортов
Качества хорошей речи Богатство речи Интересно ли тебе слушать речь, в которой повторяются одни и те же слова, предложения строятся одинаково и похоже звучат по интонации? Конечно же нет. Такую речь, как бы жалея ее, называют бедной. Если бедная речь – речь однообразная, значит, богатая. Богатой называют разнообразную речь.
— Откуда берется это разнообразие? Чтобы ответить на этот вопрос, рассмотри схему:
Сколько реплик у Эллочки – людоедки? Какие из них повторяются? Хочется ли говорить с такой собеседницей? Почему? Здравствуй, Еленочка, а это что такое? Откуда стулья? Хо-хо! Нет, в самом деле? Кр-расота! Да, стулья хорошие. Зна-ме-ни-тые! Подарил кто-нибудь? Ого! Как?! Неужели ты купила? На какие же средства? Неужели на хозяйственные? Ведь я тебе тысячу раз говорил… Эрнестуля! Хамишь! Ну как можно так делать?! Ведь нам же есть нечего будет! Подумаешь! Но ведь это возмутительно! Ты живешь не по средствам! Не учите меня жить! Нет, давай поговорим серьезно, я получаю двести рублей… Мрак! Взяток не беру, денег не краду и подделывать их не умею. Жуть! Вот что, так жить нельзя! Нам надо разойтись. Подумаешь! И откуда у тебя этот идиотский жаргон! Не учите меня жить! И. Ильф, Е. Петров
Богатой считается речь человека, который обладает обширным словарным запасом, умеет соединять слова, придавая им при этом различные смысловые оттенки, владеет всем разнообразием синтаксических конструкций и в устной речи умело использует все возможности интонации. 17-томный «Словарь современного русского литературного языка» включает в себя 120480 слов. В 4-томном «Словаре живого великорусского языка» В. И. Даля собрано около 200000 слов. «Словарь языка А. С. Пушкина» включает 21290 слов с десятками тысяч неодинаковых их значений. Словарный запас современного взрослого образованного человека составляет 10-12 тысяч слов. Словарный запас героини романа И. Ильфа и Е. Петрова «людоедки Эллочки» составлял примерно 30 слов, которых ей вполне хватало.
— Сравните речь Дениски и Мишки. Чья речь богаче? Мишка Дениска Я люблю булки, плюшки, батоны и кекс! Я люблю хлеб, и торт, и пирожные, и пряники, хоть тульские, хоть медовые, хоть глазурованные. Сушки люблю тоже, и баранки, и бублики, пирожки с мясом, повидлом, капустой и рисом. Я горячо люблю пельмени и особенно ватрушки, если они свежие, но черствые тоже ничего. Можно овсяное печенье и ванильные сухари. А еще я люблю кильки, сайру, бычки в томате, икру баклажанную, кабачки ломтиками и жареную картошку… Я очень люблю лечь животом на папино колено, опустить руки и ноги и вот так висеть на колене, как белье на заборе. Еще я очень люблю играть в шашаки, шахматы и домино, только чтобы обязательно выигрывать. Если не выигрывать, тогда не надо. Я люблю слушать, как жук копается в коробочке. И люблю в выходной день утром залезть к папе в кровать, чтобы поговорить с ним о собаке: как мы будем жить просторней и купим собаку, и будем с ней заниматься, и будем ее кормить, и какая она потешная и умная, и как она будет воровать сахар, а я буду за ней вытирать лужицы, и она будет ходить за мной как верный пес. Я люблю также смотреть телевизор; все равно, что показывают, пусть даже одни таблицы…
Представьте себе, что вы – диктор на телевидении. В связи с неожиданным изменением в программах вечерних телепередач вам нужно оповестить об этом телезрителей. Служба информации подготовила для вас текст объявления. Прочитайте его. Можно ли выходить с ним в эфир? К счастью, у вас есть еще несколько минут, чтобы исправить текст. Уважаемые телезрители! Приносим вам свои извинения по поводу изменений в телепрограмме. Сегодня вечером по первой программе мы будем передавать концерт популярной эстрадной певицы… В программе Российского телеканала будет передаваться фильм-спектакль. …По Московской программе будет передаваться информационно-музыкальная программа…По образовательной программе «Российские университеты» будет передаваться фильм …на английском языке. По Санкт-Петербургской программе будет передаваться футбольный матч между командами… По программе ТВ-6 будет передаваться кинокомедия… Подсказка: выступать, транслировать, показывать, повторять, сможете познакомиться, встретиться, увидеть, побывать, приглашаем посмотреть
Речь становится неточной, если мы: Допускаем фактические ошибки, потому что плохо знаем то, о чем говорим. Например, мы утверждаем, что А. С. Пушкин родился в 1798 году. (А на самом деле – в 1799); Неверно называем то, о чем говорим, то есть допускаем речевые ошибки. Например, мы говорим: «Пока еще не нашли эффектное средство против таких укусов». (Вместо эффективное, то есть дающее результат. Эффектное – то, что производит сильное впечатление.) Ф Р
— Внимательно рассмотрите два рисунка. Можно ли при описании верхнего использовать синонимы шоссе, дорога. А при описании нижнего? Почему?
— Какой глагол точнее передает действие пограничника – смотрит или всматривается? В чем разница в их значениях?
«Узелок на память» Классический набор неуместных вопросов, которые хамы предлагают вместо ответов, считая это остроумным: Вы что – сами не видите (не слышите, не знаете…)? Вы что – с луны свалились (с самосвала упали, с дуба рухнули…)? Читать не умеете?! Вам сто (двести, триста…) раз повторять? Вы что – вообще.
Выразительность речи Выразительной считается речь, которая своим построением и отбором языковых средств привлекает и поддерживает внимание и интерес слушателя или читателя.
Список литературы Развитие речи. Пособие для учащихся. Под ред. Т. А. Ладыженской.//М.,1997 Русский язык. Учебник для средней школы. Под ред. М.В.Панова Служевская Т. Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи.//С.-П.,1994
Русский язык и культура речи
В пособии описываются основные свойства современного русского литературного языка, рассматриваются различные аспекты речевой культуры (нормативный, коммуникативный, этический), говорится об организации эффективной речевой коммуникации, излагаются основы ораторского искусства, характеризуются особенности официально-деловой письменной речи. Значительное место в пособии занимает практикум, содержащий задания для самостоятельной работы. Пособие подготовлено с учетом требований Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Предназначено для студентов вузов нефилологического профиля. Может быть использовано на курсах повышения квалификации специалистов, а также при проведении занятий в школах, лицеях, гимназиях. Представляет интерес для широкого круга читателей.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Русский язык и культура речи предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
Культура речи. Качества образцовой речи. Правильность речи
2.2. Качества правильной речи
2.3. Правильность и содержательность
2.5. Богатство и выразительность
2.6. Типы нормативных словарей и принципы работы с ними
Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современной личности, осмысление того, как личность владеет богатством языка, насколько эффективно им пользуется, — очень важная и актуальная задача. Каждый образованный человек должен научиться оценивать речевое поведение — свое и собеседников, соотносить свои речевые поступки с конкретной ситуацией общения. Как писал А. П. Чехов, «для интеллигентного человека дурно говорить так же неприлично, как не уметь читать и писать». В современной лингвистике различают два уровня речевой культуры человека — низший и высший. Для низшего уровня, для первой ступени овладения литературным языком, достаточно правильности речи, соблюдения норм русского литературного языка. Если человек не допускает ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в их образовании, в построении предложении, речь его мы называем правильной. Однако этого мало. Речь может быть правильной, но плохой, то есть не соответствовать целям и условиям общения. Если же человек в своей речи соблюдает и последние указанные условия, то можно говорить, что он достигает высшего уровня речевой культуры. Это значит, что он не только не допускает ошибок, но и умеет наилучшим образом строить высказывания в соответствии с целью общения, отбирать наиболее подходящие в каждом случае слова и конструкции, учитывая при этом, к кому и при каких обстоятельствах он обращается.
2.1. Речь. Культура речи
Речь — это внешняя, формальная сторона текста; она всегда имеет не только языковую структуру и её организацию, но и выражаемый ею, по существу, неязыковой (или внеязыковой) смысл, ради которого и во многом подчиняясь которому она строится. Речь оказывается явлением не только лингвистическим, но и психологическим и эстетическим. Именно поэтому люди давно заметили хорошие и плохие стороны речи и давно делают попытки объяснить их, в частности, прибегая к таким словам, как «точная», «правильная», «красивая», и т. д.
Перечислим основные признаки речи:
Во-первых, речь конкретна, неповторима, актуальна, развертывается во времени, реализуется в пространстве.
Во-вторых, речь активна, линейна, стремится к объединению слов в речевом потоке. В отличие от языка она менее консервативна, более динамична, подвижна.
В-третьих, речь как последовательность вовлеченных в нее слов отражает опыт говорящего человека, обусловлена контекстом и ситуацией, вариативна, может быть спонтанна и неупорядочена.
Речь имеет ряд характеристик — темп, продолжительность, тембр, степень громкости, артикуляционную четкость, акцент. Говоря о правильной хорошей литературной речи, мы говорим о речевой культуре.
Она предполагает, прежде всего, соблюдение норм литературного языка, которые воспринимаются его носителями (говорящими и пишущими) в качестве «идеала» или образца. Языковая норма — это центральное понятие речевой культуры, а нормативный аспект культуры речи считается одним из важнейших. Однако культура речи не может быть сведена к перечню запретов и определений «правильно-неправильно».
Понятие «культура речи» связано с закономерностями и особенностями функционирования языка, а также с речевой деятельностью во всем ее многообразии. Оно включает в себя и предоставляемую языковой системой возможность находить для выражения конкретного содержания в каждой реальной ситуации речевого общения новую языковую форму. Культура речи вырабатывает навыки отбора и употребления языковых средств в процессе речевого общения, помогает сформировать сознательное отношение к их использованию в речевой практике в соответствии с коммуникативными задачами.
Понятие нормы важно для любого литературного языка. Даже в художественно-беллетристическом стиле, где широко используется свобода выбора языковых средств и сказывается своеобразие индивидуальной манеры писателя, невозможен полный отход от общенациональной нормы, ибо «язык подлинно художественного произведения не может далеко и значительно отступать от основы общенародного языка, иначе он перестанет быть общепонятным». Нормы литературного языка — не застывшие раз и навсегда формы. Они изменяются во времени. Однако следует подчеркнуть, что при всех возможных изменениях и сдвигах русский язык устойчиво сохраняет в веках свою нормативно-литературную основу. Система литературных норм, выдвинутая и описанная еще М. В. Ломоносовым в его «Российской грамматике» определила всю дальнейшую судьбу русского языка и в целом сохраняется до нашего времени.
2.2. Качества правильной речи
Один из основоположников культуры речи С. И. Ожегов писал: «Высокая культура речи — это умение правильно, точно и выразительно передавать свои мысли средствами языка. ‹…› Но высокая культура речи заключается не только в следовании нормам языка. Она заключается еще и в умении найти не только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее доходчивое (т. е. наиболее выразительное) и наиболее уместное (т. е. самое подходящее для данного случая и, следовательно, стилистически оправданное)». Как это ни парадоксально, дать определение хорошей правильной речи не так просто. В обществе происходят со временем явные сдвиги в представлениях об эталоне хорошей речи. Тем не менее, мы можем говорить об определенных критериях хорошей речи, которыми являются: правильность; содержательность; точность и ясность; логичность; уместность; чистота; богатство и выразительность. Рассмотрим эти понятия.
2.3. Правильность и содержательность
В основе хорошей речи лежит прежде всего ее правильность, это тот базис, на котором основываются все прочие качества образцовой речи. Говорящий должен быть уверен, что создаваемый им текст соответствует всем нормам литературного языка: орфоэпическим, акцентологическим, морфологическим, синтаксическим, лексическим, стилистическим. Письменная речь должна соответствовать также орфографическим и пунктуационным нормам.
Речь считается содержательной, если она имеет внутренний смысл. Не случайно уже в древнерусском языке одно из значений слова смысл было «разум, рассудок, ум». Содержательность речи зависит от степени умственного развития говорящих, от их интеллекта. Это подтверждает и пословица «Красно поле пшеном, а беседа умом». Содержательные лекции, выступления, романы, статьи доставляют человеку наслаждение, приносят радость, обогащают новыми знаниями, недаром народ говорит: «Хорошую речь хорошо и слушать», «В чужой беседе всяк ума наберется». Пословицы имеют в виду не пустословие, а содержательный, умный разговор.
Отсюда предупреждение, определяющее отношение к слову, речи, языку: «Когда говоришь — думай», «Слово не зря молвится», «Не бросай слов на ветер», «Не следует слова тратить попусту», «Коня на вожжах не удержишь, а слова с языка не воротишь». И в этих пословицах — озабоченность о содержательной стороне речи: обдумай то, что хочешь сказать; слова подбирай соответственно смыслу.
Сколько, иронии заключает в себе пословица «Из пустого в порожнее переливать». Пустое дело подобно пустому разговору. И от того и от другого никакой пользы. «Наговорили, что наварили, а глянь — ан нет ничего», «Во многословии не без пустословия», «Говорит день до вечера, а послушать нечего». Как видим, пословицы порицают бессодержательные речи, разговоры, ничего не дающие ни уму ни сердцу. Необходимо, чтобы речь была содержательной, информативной, обогащала слушателей, привлекала их внимание.
Чистота речи — это качество, исключающее чуждые литературному языку элементы, а также элементы, отвергаемые нормами нравственности.
За пределами литературной лексики остаются:
— диалектизмы — слова и выражения, свойственные местным говорам; варваризмы — иноязычные слова и словосочетания, включаемые без всякой надобности;
— жаргонизмы — слова и обороты, обслуживающие социально замкнутые группы (молодежный жаргон, уголовный жаргон, студенческий жаргон и т. д.);
— вульгаризмы — слова и выражения, грубо, вульгарно обозначающие какие-то предметы и явления; нецензурные слова и выражения; слова-паразиты (так сказать, ну, значит, вот, видите ли, собственно говоря, понятно, понимаете, да и т. д.);
— канцеляризмы и речевые штампы — слова которые лишают речь простоты, живости, эмоциональности (наличие, за неимением, во избежание, вышеперечисленный, имеет место и т. п.).
Русские писатели нередко пародировали слог, «украшенный» такими канцеляризмами: Дело о влетении и разбитии стекол вороною (Дм. Писарев).
Такую же отрицательную роль, как канцеляризмы, играют всякого рода речевые штампы, избитые выражения, например: работа по разъяснению, рассмотреть под углом зрения, поставить вопрос, в результате проведенных мероприятий, направленных на осуществление и т. п.
Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники: если критика, то резкая; если поддержка, то горячая; если размах, то широкий; если задачи, то конкретные и т. п.
Необходимо заметить, что вообще-то в языке как таковых слов-паразитов, слов-сорняков нет. Такими они становятся в речи говорящего из-за частого, неуместного их употребления. Это производит неприятное впечатление. Употребление внелитературных слов (исключая нецензурную лексику) допускается в художественных текстах в том случае, если необходимого эффекта нельзя достичь иными средствами.
Слова-сорняки, слова-паразиты не несут никакой смысловой нагрузки, не обладают информативностью. Они просто засоряют речь говорящего, затрудняют ее восприятие, отвлекают внимание от содержания высказывания. Кроме того, лишние слова психологически действуют на слушателей, которые начинают подсчитывать количество таких слов в устном выступлении. Почему же все-таки слова-сорняки появляются в нашей речи? Это и волнение во время говорения, и неумение мыслить публично, подбирать нужные слова для оформления своих мыслей и, конечно, бедность индивидуального словаря говорящего. Забота о чистоте речи повышает качество речевой деятельности.
2.5. Богатство и выразительность
Богатство — это широкое и свободное использование языковых единиц в речи, позволяющие оптимально выразить информацию. Самый первый критерий богатства и бедности речи — это количество слов, которые мы используем. Но о богатстве языка судят не только по количеству слов. Важно еще и то, что многие из них имеют не одно, а несколько значений, т. е. многозначны. Умение пользоваться многообразием лексического значения слов, использование в речи синонимов, антонимов, словообразовательных возможностей слов делает нашу речь разнообразней. О богатстве русского синтаксиса можно судить по тому, что наша грамматическая система предоставляет множество вариантов для выражения одной и той же мысли. К примеру, такое эмоциональное высказывание: Учитель должен учить — стилистически и эмоционально окрашено, потому что тавтологическое сочетание и интонация (в устной речи) придают этому предложению известную выразительность. Однако ее можно усилить, выбрав более эмоциональные синтаксические конструкции: Обязанность учителя — учить… Кому и учить, как не учителю?!
Выразительностью речи называется качество, возникающее в результате реализации заложенных в языке выразительных возможностей. Выразительность может создаваться языковыми единицами всех уровней. Речевой опыт каждого из нас говорит о том, что по степени воздействия на наше сознание речь не одинакова. Две лекции, прочтенные на одну и ту же тему, оказывают на человека совершенно разный эффект. Эффект зависит от степени выразительности речи.
Выразительностью речи называются такие особенности ее структуры, которые привлекают и поддерживают внимание, интерес слушателей или читателей. Выразительна образная живая, эмоциональная речь, в которой отсутствуют штампы, шаблоны, слепое следование «языковой моде». Кроме того, существуют специфические изобразительные свойства языка, делающие высказывание ярким, образным, эмоциональным. К таким выразительным средствам относят:
Тропы — слова-высказывания, употребляющиеся в переносном значении: эпитет, метафора, метонимия, олицетворение, синекдоха.
Стилистические фигуры речи — формы синтаксической организации слов в художественном тексте: антитеза, гипербола, литота, градация, риторический вопрос, ирония, инверсия.
Практически все единицы языка, даже отдельный звук, могут быть выразительными. Для восприятия важно такое качество речи, как благозвучие — соответствие требованиям приятного для слуха звучания, подбор слов с учетом их звуковой стороны. «Вообще следует избегать некрасивых, неблагозвучных слов. Я не люблю слов с обилием шипящих и свистящих звуков, избегаю их», — писал А. П. Чехов. Большую выразительность устной речи придает интонация, высота и тембр произносимых звуков, темп речи, паузы. В выборе средств выразительности речи в наибольшей степени проявляется индивидуальность говорящего.
Необходимо отметить основные условия, от которых зависит выразительность речи человека:
— самостоятельность мышления, деятельности сознания автора речи. Если думаешь только по шпаргалке, а чувствуешь по шаблону и стандарту, не удивляйся тому, что шпаргалочное мышление и шаблонное чувство не позволяют пробиться робким росткам выразительности;
— неравнодушие, интерес автора речи к тому, о чем он говорит или пишет, к тому, что он говорит или пишет, и к тем, для кого он говорит или пишет;
— хорошее знание языка, его выразительных возможностей;
— необходимо знать о звуках и их выразительных возможностях. Об ударении и его выразительных свойствах. О словах и их воздействии на речевую выразительность;
— хорошее знание свойств и особенностей языковых стилей — так как каждый из них налагает свой отпечаток на отдельные группы и слои средств языка, которые, таким образом, оказываются стилистически окрашенными. Эта окрашенность предоставляет очень большие возможности авторам речи и в усилении речевой выразительности;
— систематическая и осознанная тренировка речевых навыков;
— нужно учиться контролировать свою речь, замечать, что в ней выразительно, а что шаблонно и серо. Навык самоконтроля необходим любому человеку, если он хочет постепенно улучшать свою речь.
Наш речевой опыт не оставляет возможности сомневаться в том, что структура речи, ее свойства и особенности могут будить мысли и чувства людей, могут поддерживать обостренное внимание и вызывать интерес к сказанному или написанному. Вот эти особенности речевой структуры и дают основание называть ее выразительной
2.6. Типы нормативных словарей и принципы работы с ними
Толковый словарь. Наиболее полные сведения о слове дает толковый словарь. Современным нормативным толковым словарем является «толковый словарь русского языка» С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой. Он служит руководством к правильному употреблению слов, правильному образованию слов, правильному произношению и написанию. Из всего многообразия лексики современного русского языка в этот словарь отобран основной ее состав. В соответствии с задачами словаря в него не включались: специальные слова и значения, имеющие узкопрофессиональное употребление; диалектные слова и значения, если они не используются достаточно широко в литературном языке; просторечные слова и значения с ярко выраженной грубой окраской; устаревшие слова и значения, вышедшие из активного употребления; собственные имена. С целью сокращения объема словаря некоторые разряды производных слов помещаются под основным словом в его гнезде. В затруднительных случаях, чтобы облегчить отыскание слова, находящегося в гнезде, в общий алфавит включены ссылочные слова. В словаре раскрывается значение слова в кратком определении, достаточном для понимания самого слова и его употребления. В словаре дается характеристика употребления слова: книжное, высокое, официальное, разговорное, просторечное, областное, презрительное, специальное. После толкования значения слова в необходимых случаях даются примеры, иллюстрирующие его употребление в речи. Примеры помогают точнее понять значение слова и способы его применения. В качестве примеров даются короткие фразы, наиболее употребительные сочетания слов, а также пословицы, поговорочные, обиходные и образные выражения, показывающие употребление данного слова. После толкования и примеров даются фразеологические обороты, в которые входит данное слово. Вот пример словарной статьи из этого словаря:
1. Принадлежность столового прибора с острыми зубьями на длинной ручке.
2. Название различных устройств, приспособлений с деталью в виде зубьев, выступов. Штепсельная в.
После утверждения «Правил орфографии и пунктуации» 1956 г. в том же году был издан нормативный «Орфографический словарь русского языка» под редакцией С. И. Ожегова и А. Б. Шапиро, содержащий 110 тысяч слов, расположенных строго в алфавитном порядке.
В этом словаре указано нормативное ударение, даны грамматические формы слова, вызывающие затруднение, например:
В конце словаря в качестве приложения даны правила орфографии. Орфоэпический словарь фиксирует нормы произношения и ударения. Первый такой словарь вышел в свет в 1959 г.: это «Русское литературное произношение и ударение. Словарь-справочник» под редакцией Р. И. Аванесова и С. И. Ожегова, содержит 52 000 слов. Результатом его коренной переработки стал «Орфоэпический словарь русского языка. Произношение, ударение, грамматические формы» под редакцией Р. И. Аванесова (1983), включающий в себя 63 500 слов и отражающий изменения орфоэпических норм за последние десятилетия.
В этот словарь преимущественно включаются слова:
— произношение которых не может быть однозначно установлено на основании их письменного облика;
— имеющие подвижное ударение в грамматических формах;
— образующие некоторые грамматические формы нестандартными способами;
— слова, испытывающие колебание ударения во всей системе форм или в отдельных формах.
Словарь вводит шкалу нормативности: некоторые варианты рассматриваются как равноправные, в других случаях один из вариантов признается основным, а другой допустимым. В словаре также даются пометы, указывающие на вариант произношения слова в поэтической и профессиональной речи.
В произносительных пометах отражаются следующие основные явления:
— смягчение согласных, т. е. мягкое произношение согласных под влиянием последующих мягких согласных, например: рецензия, — и [н ь з ь ];
— изменения, происходящие в группах согласных, например произношение стн как [сн] (местный);
— возможное произношение одного согласного звука (твердого или мягкого) на месте двух одинаковых букв, например: аппарат, — а[п]; эффект, — а[ф ь ];
— твердое произношение согласных с последующим гласным э на месте орфографических сочетаний с е в словах иноязычного происхождения, например отель, — я[тэ];
— отсутствие редукции в словах иноязычного происхождения, т. е. произношение неударных гласных звуков на месте букв о, е, а, не соответствующее правилам чтения, например: бонтон, — а[бо]; ноктюрн, — а [факульт. но];
— особенности в произношении согласных, связанные со слогоразделом в словах с побочным ударением, например завлабораторией [заф/л], нескл. м, ж.
Словари синонимов русского языка дают читателю возможность найти замену какому-либо слову или сочетанию, отвечают на вопрос, как сказать иначе, как другими словами выразить ту же мысль, назвать тот или иной предмет. Слова в таком словаре приводятся в виде рядов синонимов к основным словам, расположенным по алфавиту, например:
КЛЕВЕТА; наговор, оговор, поклеп, напраслина (разг.); наклеп, обнос (прост.); диффамация, инсинуация (книж.); извет, навет (устар.) / о клеветническом произведении: пасквиль. [14]
Словари паронимов позволяют разобраться в значениях, близких по звучанию, но различных по смыслу слов, таких как, например, глубокий — глубинный, героизм — героика — геройство, выжидать — ждать. Структура словарной статьи в «Словаре паронимов современного русского языка» Ю. А. Бельчикова и М. С. Панюшевой (М.: Русский язык, 1994) включает толкующую часть, сопоставление сочетальных возможностей паронимов и комментарий, в котором разъясняются различия в значениях паронимов и описываются ситуации их употребления, а также характеризуются грамматические и стилистические свойства паронимов. Словари иностранных слов имеют такую же цель и структуру словарной статьи, что и толковые словари, отличаясь от них тем, что здесь собраны слова иностранного происхождения, которое также указывается в словарной статье. Терминологические словари имеют профессиональную направленность — они предназначены для специалистов в определенной области научных знаний или практической деятельности. Эти словари описывают не языковые свойства слов и сочетаний, а содержание научных и других специальных понятий и номенклатуру вещей и явлений, с которыми имеет дело специалист некоторой отрасли науки или производства.
В современном русском литературном языке, как и во всяком живом, развивающемся языке, происходит интенсивное сближение традиционно-книжных средств выражения с обиходно-разговорной стихией, с социальными и территориальными говорами в их современном состоянии. Однако известное «раскрепощение» и обновление литературных норм не должно приводить к их разрушению, к стилистическому снижению самой речи, к ее огрублению и вульгаризации. В этих условиях нормативность, правильность речи приобретают особое и актуальное значение. В эпоху новейших технологий, всеобщей и полной компьютеризации, распространения видеотехники и других достижений современной цивилизации глубокое знание родного языка, владение его литературными нормами обязательно для всякого образованного человека и патриота.
Правильность речи — фундамент языковой культуры; без нее нет и не может быть ни литературного художественного мастерства, ни искусства живого и письменного слова.
Убогая, бедная в языковом отношении речь воспринимается как отрицательная характеристика человека, свидетельствующая о его поверхностных знаниях, низкой речевой культуре, о недостаточном запасе слов. Но главное: бедность, серость, однообразие языка связывается с бедностью, серостью и неоригинальностью мысли.
Высокий уровень речевой культуры — неотъемлемая черта культурного человека. Совершенствовать свою речь — задача каждого из нас. Для этого нужно следить за своей речью, чтобы не допускать ошибок в произношении, в употреблении форм слов, в построении предложении. Нужно постоянно обогащать свой словарь, учиться чувствовать своего собеседника, уметь отбирать наиболее подходящие для каждого случая слова и конструкции.
Теоретические вопросы для самоконтроля:
1. Раскройте специфику культуры как системы умений и навыков, позволяющих человеку целесообразно реализовывать культурные знания.
2. Раскройте сущность понятия об образцовых качествах речи в связи с особенностями речевой деятельности и коммуникативного акта. Приведите примеры.
3. Приведите примеры отдельных качеств речи как отражения соотношений речи с языком, мышлением, действительностью, адресатом и адресантом, условиями общения, культурным кодексом нации, эстетическими идеалами русской речи.
4. Раскройте содержания системы норм русского литературного языка.
5. Приведите примеры, содержащие: императивные (строго обязательные) и диспозитивные (вариативные) нормы; «старшую» и «младшую» нормы; нормы в соответствии с уровнями языковой системы.
6. В чем отличие орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных норм?
7. Какие нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи вы знаете?
8. Перечислите основные направления совершенствования навыков грамотного письма и говорения.
9. Чем отличается содержание и способ подачи материала в толковых, этимологических, орфографических словарях.
Практические задания для самоконтроля:
1. Приведите собственные примеры стилистических ошибок в тексте.
2. Как язык и речь характеризуют человека? Составьте свой речевой портрет.
3. Напишите эссе на тему «Культура речи экономиста (менеджера и тп.) как составляющая профессиональной подготовки специалиста» или «Культура как совокупность материальных и духовных ценностей народа».
Упражнения репродуктивного уровня для самоконтроля
Охарактеризуйте разницу в объяснении слов «героизм», «знатный», «культура» в словарях В. И. Даля и С. И. Ожегова.
Определите самостоятельно значение следующих слов и сочетаний: библиотека, телефон, горизонт, коллекция, день-деньской, день ото дня, со дня на день. Затем справьтесь, как даются значения этих слов и сочетаний в словаре В. И. Даля, С. И. Ожегова и других составителей.
Расскажите о происхождении слов «блуза», «кокетка», «кепка», «частушка», пользуясь «Этимологическим словарем русского языка».
Определите значение слов по словарю иностранных слов: Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллегория, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация, баллотироваться, вираж, виртуоз, витраж, габарит, гамма, гарантия, гипотеза, глашатай, гравер, гравюра.
Прочитайте стихотворные строки, обратите внимание на ударение в выделенных словах. С помощью этих примеров обоснуйте тезис об изменчивости норм ударения в связи с историческим развитием языка.