Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Вопрос 16. Карамзин и Радищев как писатели-сентименталисты.

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и в конце концов женится на богатой вдове.

Повестью «Богатая Лиза», по существу, открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романов.

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.

Образ героини Карамзина существовал и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

Роман А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию. Сочувствие, сострадание — главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул окрест меня — душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все — отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.

Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности. сажа”.

Главная заслуга Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:

Покоя рабского под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость там не прозябет.

Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву” озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.

“Путешествие из Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы.

Источник

Характеристика сентиментализма как литературного направления. Два течения: Карамзин и Радищев

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

В литературе сентиментализма на первое место выдвигается проза, которая для романа и повести становится единственным законным и естественным способом выражения. Из стихотворных жанров, взамен героики классицизма, преобладающим становятся жанры личной и интимной лирики – непосредственного излияния души поэта. Для сентименталистов важны картины природы, изображаемой в тесной связи с переживаниями героя или самого автора, в качестве своеобразного «пейзажа души».

Слово в творчестве сентименталистов становится зыбким, многозначным, окутанным смутной колеблющейся атмосферой эмоциональных оттенков, призвуков, полутонов.

Решающую роль в окончательном формировании русского сентиментализма сыграла крестьянская война под предводительством Пугачёва. Своеобразным ответом на неё и являются 2 основных течения в русской литературе того времени:

1. дворянский субъективно-идеалистический сентиментализм Карамзина и его школы.

2. революционный материалистический в своей основе сентиментализм Радищева, выходящего, по сути, за рамки сентиментального направления.

Карамзин пытается доказать и оправдать возможность сочетания в жизни страны нарастающих буржуазных отношений с сохранением дворянско-помещичьих прав и привилегий, стремится примирить непримиримое, рисует крестьянскую жизнь и отношения между крестьянами и дворянством в розовых, идиллических тонах, причём сам, несмотря на свою сентиментальную чувствительность, остаётся заядлым крепостником. Карамзин первым стал издавать журнал. «Московский журнал» издавался с 1791 – 1792 гг.(ежемесячно). К. стремился публикацией материалов в журнале влиять на нравственное и эстетическое воспитание читателей. «М. ж.» способствовал утверждению нового направления в искусстве – сентиментализма. Основой сентиментализма Карамзина был философский сенсуализм Локка. Чувство противопоставлялось разуму, свойственному классицизму.

Теоретически обосновывая эстетику сентиментализма, К. опирался на Руссо, в произведениях которого ему были близки чувственность, психологизм и тонкое понимание природы. Но критические отзывы Руссо о лжепросвещенном абсолютизме и его революционные проповеди Карамзин истолковывал, как «метод оправдания свободы от политики». Умеренный либерализм, стремление достичь «всеобщего блага» путём постепенного развития просвещения были характерны для мировоззрения Карамзина.

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Субъективные переживания, субъективно-эмоциональное восприятие и оценка жизненных явлений, а не сама реальная действительность, в отличие от Радищева, занимают главное место в творчестве Карамзина. Автор должен «писать портрет души и сердца своего», помогая в то же время «согражданам лучше мыслить и говорить».

Наиболее полно черты сентиментальной прозы Карамзина: пафос гуманности, психологизм, субъективно-чувствительное, эстетизированное восприятие действительности, лиризм повествования и простой «изящный» язык – проявились в его повестях. В них отразилось повышенное внимание автора к анализу любовных чувств, душевных переживаний героев, усилилось внимание к психологическим действиям.

«Бедная Лиза» 1792 г. В этом произведении Карамзин показывает крестьянскую, жизнь, жизнь дворянства и их взаимодействие. Соприкосновение двух различных социальных классов общества на примере главных героев произведения. У Карамзина нет резких оценок, нет пафоса негодования, он и в страдании героев ищет утешения, примирения Драматические, а подчас и трагедийные события призваны вызвать не возмущение, гнев, а грустное меланхолическое чувство.

1792 г. «Наталья, боярская дочь»

1794 г. Психологическая повесть «Юлия».

Писатели- сентименталисты пытались доказать, что самый обычный человек с развитой душой, с чувствительным сердцем может быть не менее, а подчас и более интересным, чем разумный герой без страха и упрека, не наделённый даром тонко чувствовать. А чувствительный человек способен находить источник радости и утешения во всем, что его окружает: в природе, в дружбе, в любви. Ведь он наслаждается собственными эмоциями и умеет сопереживать ближнему, сострадать ему в горе, сорадоваться ему в счастье. То есть соединять жизнь своей души с душевной жизнью друга или подруги. Недаром слова, начинающиеся на «со» (со-чувствие, со-знание, со-весть), стали излюбленными для сентименталистов. «Что бы разум и сердце произвести ни захотели, тебе оно, о! сочувственник мой посвящено да будет. сердце твое бьет моему согласно – и ты мой друг» ( Радищев «Любезнейшему другу» «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Но Радищеву было тесно в пределах сентиментальной традиции, чтобы обрести свой неповторимый стиль, создать свой художественный мир, он должен был разомкнуть границы сентиментальной поэтики, открыть в неё доступ иным, гражданственным, политическим темам. То есть, первоначальный импульс у Радищева тот же, что и у любого сентименталиста: «чувствительность» и «сострадание», но этого мало – прежде чем приступить к писанию, необходимо «исцелиться» от уязвленности» чужим страданием и стать «соучастником во благодействии себе подобных». Сентиментализм Радищева имел действенный, протестующий характер. Антифеодальные тенденции, пристальное внимание к личности человека, его нравственным началам были характерны для Радищева. Всё увиденное отражается через призму авторского «я», что способствует выражению непосредственных чувств автора. Внимание Радищева обращено к реальной жизни страны и народа, нравственным, социальным, экономическим проблемам, требующим разрешения.

От писателей-сентименталистов Радищева отличал «социальный характер эмоций», выражающийся в сочувственном отношении к народу и сатирическом обличении виновников бедствий, что придавало его произведению («Путешествие из Петербурга в Москву») ярко выраженный публицистический, революционный характер. Революционный сентименталист.

Источник

Вопрос 21. Карамзин и Радищев как писатели-сентименталисты.

Напрасно Лиза надеется вернуть утраченное счастье. Эраст отправляется в военный поход, проигрывает в карты все свое состояние и в конце концов женится на богатой вдове.

Повестью «Богатая Лиза», по существу, открывается в русской литературе тема «маленького человека», хотя социальный аспект в отношении Лизы и Эраста несколько приглушен. Конечно, пропасть между богатым дворянином и бедной поселянкой очень велика, но Лиза в повести меньше всего похожа на крестьянку, скорее на милую светскую барышню, воспитанную на сентиментальных романов.

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Лиза живет и в романе «Воскресенье» Л.Т. Толстого. Соблазненная Нехлюдовым Катюша Маслова решает броситься под поезд. Хотя она остается жит, но жизнь ее полна грязи и унижений.

Образ героини Карамзина существовал и в произведениях других писателей.

Именно в этой повести зарождается признанный во всем мире утонченный психологизм русской художественной прозы.

Роман А.Радищева “Путешествие из Петербурга в Москву” — одно из самых значительных явлений русской литературы восемнадцатого века. Он написан в популярном тогда жанре “путешествия”, открыл который Л.Стерн, основатель сентиментализма. Радищев в своей оценке человека вообще следовал за писателями-сентименталистами и писал, что человека отличает от зверя именно способность к сочувствию. Сочувствие, сострадание — главные эмоции повествователя в романе: “Я взглянул окрест меня — душа мая страданиями человечества уязвлена стала”.

Чему же сострадает повествователь? Положению народа. Роман дает широкую панораму жизни крепостного крестьянства. И Радищева возмущает даже не столько бедность и тяжелейший труд крестьян, сколько то, что они, как крепостные, лишены свободной воли, юридически бесправны. “Крестьянин в законе мертв”, — пишет Радищев. Причем мертв только тогда, когда требуется защита закона. Об этом говорит глава “Зайцево”. На протяжении многих лет жестокий помещик и его семья истязали крестьян, и никогда никто не вступился за несчастных. Когда же выведенные из терпения крестьяне убили изверга, закон вспомнил о них, и они были приговорены к казни.

Участь крестьянина страшна: “И жребий заклепанного во узы, и жребий заключённого в смрадной темнице, и жребий вола в ярме”. Но повествователь, воспитанный на идеях просвещения, утверждает равенство всех людей. Но крестьяне в большинстве своем просто по-человечески лучше помещиков. Помещики в романе Радищева почти все — отрицательные персонажи, нелюди. Нравы же крестьян здоровы и естественны, они не заражены искусственной цивилизацией. Это особенно ясно видно при сравнении городских и деревенских девушек: “Посмотрите, как все члены у моих красавиц круглы, рослы, не искривлены, не испорчены. Вам смешно, что у них ступни в пять. вершков, а может быть, и в шесть. Ну, любезная моя племянница, с трехвершковой твоею ножкою, стань с ними рядом и бегите взапуски, кто скорее достигнет высокой березы, по конец луга стоящей?”.

Деревенские красавицы здоровы и добродетельны, а у городских “на щеках румяна, на сердце румяна, на совести румяна, на искренности. сажа”.

Главная заслуга Радищева и главное его отличие от большинства обличительной литературы восемнадцатого века состоит в том, что он не сетует на отдельные отрицательные примеры, а осуждает сам порядок вещей, существование крепостного права:

Покоя рабского под сенью Плодов златых не возрастет; Где все ума претит стремленью, Великость там не прозябет.

Своеобразие “Путешествия из Петербурга в Москву” состоит в том, что Радищев, взяв форму “путешествия”, наполнил ее обличительным содержанием. Чувствительный герой сентиментальной литературы, хотя и способен на сострадание, стремится уйти от зла этого мира в себя, а повествователь из “Путешествия из Петербурга в Москву” озабочен общественными вопросами и стремится служить общественному благу.

“Путешествие из Петербурга в Москву” — первый русский идеологический роман, где ставятся не столько художественные, сколько политические задачи. В этом его своеобразие и значение для всей нашей литературы.

Источник

Русская литература 18 века

Проза Карамзина и Радищева

Художественная проза Карамзина произвела революцию в русской литературе. Альтернативой его сентиментализму стала проза Радищева. Узнаем подробнее в этой части.

Давайте узнаем характерные черты стиля Карамзина.

👤 Николай Михайлович Карамзин (1766—1826) — самый влиятельный писатель русского сентиментализма. Литературная карьера Карамзина была недолгой. Все его художественные произведения написаны с 1791 по 1803 год — остальные годы жизни он посвятил исторической науке, созданию многотомной «Истории Государства Российского».

📘 Карамзин сознательно ставил задачей реформировать русский литературный язык. Для современников его стиль звучал новаторски. В поисках более легкого и гибкого языка писатель смело придумывал новые слова, отказывался от устаревших и книжных слов и грамматических форм.

🖋 Карамзин — чемпион по изобретению неологизмов. Вот его вклад в русский лексикон: слова «влияние», «влюбленность», «трогательный», «рассеянный», «занимательный», «развлечение», «расположение», «обстоятельство», «предрассудок», «промышленность», «катастрофа» и многие другие.

📝 Новизна и в том, что он предпочитал не заимствовать слова из других языков, а по их модели создавать слова из уже существовавших русских корней, приставок и суффиксов — это называют калькированием. Например, слово «впечатление» — калька «impression». Такие слова были интуитивно понятны аудитории Карамзина, владевшей западноевропейскими языками, и поэтому они легко приживались в речи.

🌍 Путешествие по Европе очень повлияло на молодого Карамзина. В 1789-1790 гг. писатель побывал в Германии, Швейцарии, Франции и Англии, встречался с поэтами и философами, включая И. Г. Гердера и Иммануила Канта, стал свидетелем революции во Франции.

📇 В 1791-1792 гг. Карамзин опубликовал в «Московском журнале» «Письма русского путешественника». Это одновременно записки о реальном путешествии и эмоциональный дневник. Авторский голос в «Письмах» Карамзина принадлежит типичному герою сентименталистов: он внимателен к своим эмоциональным реакциям, интересуется психологией людей больше, чем идеями и событиями, радуется тихим нежным картинам и испытывает ужас перед бушующей парижской толпой.

❕ В «Письмах» важна идея свободного путешествия как самовоспитания и самореализации человека:

«Приятно, весело, друзья мои, переезжать из одной земли в другую, видеть новые предметы, с которыми, кажется, самая душа наша обновляется, и чувствовать неоцененную свободу человека, по которой он подлинно может назваться царем земного творения».

📕 В 1792 году в «Московском журнале» выходит повесть «Бедная Лиза». Она будет невероятно популярна и сразу вызовет целую волну подражаний — вскоре появятся «Бедная Маша» А. Измайлова, «Обольщенная Генриетта» И. Свечинского, «Даша, деревенская девушка» П. Львова, «История бедной Марьи» Н. Брусилова и др. У молодых читателей станет модно гулять в местах, описанных в повести, и грустить на берегу «Лизина пруда».

🗣 Сентиментальные повести Карамзина объединяет образ рассказчика, всегда эмоционально вовлеченного. Он сочувственно объясняет поступки персонажей (даже Эраст в «Бедной Лизе» получает долю симпатии) любуется картинами природы и волнуется за героев.

✨ Мир этих повестей, даже когда сюжеты развиваются трагически, близок к сентименталистской утопии. Здесь универсальные человеческие качества важнее социальных границ, все люди могут быть чувствительны и способны к добру.

Николай Михайлович Карамзин (1766 — 1826)

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Давайте подробнее рассмотрим творчество Карамзина и обсудим его исторические повести.

🌹 В прозе Карамзина появляются и первые черты романтизма. Во многом это связано с растущим интересом писателя к истории. Историзм в художественных текстах Карамзина воплощается в попытках создать точные и колоритные образы прошлого.

📗 Первая историческая повесть, «Наталья, боярская дочь» (1792), близка к «Бедной Лизе» (только любовная история здесь счастливая). Время действия и имена героев, Наталья и Алексей, намекают на брак царя Алексея Михайловича и Натальи Нарышкиной, но повесть не следует буквально реальному сюжету.

🗣 За чувство истории здесь отвечает рассказчик, который все время напоминает о дистанции, отделяющей нас от мира героев, прежней России. И эта дистанция иногда принимает иронические черты: «…Наталья имела прелестную душу, была нежна, как горлица, невинна, как агнец, мила, как май месяц; одним словом, имела все свойства благовоспитанной девушки, хотя русские не читали тогда ни Локка «О воспитании», ни Руссова «Эмиля» — во-первых, для того, что сих авторов еще и на свете не было, а во-вторых, и потому, что худо знали грамоте…»

📙 Следующая повесть на исторический сюжет — «Марфа-посадница, или Покорение Новагорода» (1802). В это время Карамзин уже всерьез поглощен исследованием российской истории, и стремится точно отразить свою версию реальных событий. Повесть посвящена краху Новгородской республики и ее последней защитнице, Марфе Борецкой.

🖋 Тема, казалось бы, больше подходит для трагедий русских классицистов, и в повести, действительно, много почти драматических сцен, монологов и диалогов. Но такой развязки, как у Карамзина, в русском классицистическом тексте быть не могло: перед казнью Марфа понимает, что осталась одна и ее дело обречено.

📌 Новая идея для литературы 18 века — автор остался верен историческим фактам и поэтому в повести нет восстановления порядка и гармонии.

♠️ Карамзин откликается и на готическую литературу, уже популярную в Европе. Повесть «Остров Борнгольм» (1794) воссоздает типичную атмосферу готического романа, мрачную, тревожную и загадочную. Это как бы продолжение «Писем русского путешественника»: автор возвращается из Англии в Россию — но от «Писем» стиль сильно отличается.

🗣 Путешественник рассказывает, что в Англии он встретил странного юношу, погруженного в меланхолию — тот пел печальную песню о датском острове Борнгольм. Превратности плавания приводят туда и рассказчика, которого охватывает «темное предчувствие». На острове рассказчик попадает в суровый готический замок, встречает таинственного старца, видит страшные сны, а потом обнаруживает в подвале несчастную девушку, заточенную за какое-то страшное преступление. В чем тайна, рассказчик узнает в конце, ужасается — но не объясняет читателям.

🖤 Обычно «тайну» интерпретируют как историю инцеста брата и сестры, но Карамзин, оставив нас без разгадки, строит весь текст только на эмоциональном накале. Его язык по-прежнему сентиментален, но обращается к другой, темной стороне чувствительности.

Давайте узнаем судьбу и отличительные черты творчества Александра Николаевича Радищева (1749–1802).

👤 Радищев — самый радикальный представитель русского Просвещения. Во время учебы в Лейпцигском университете он познакомился с идеями философов-просветителей и в Россию вернулся убежденным сторонником немедленного и полного преобразования всей социальной системы.

📗 А в 1790 году выходит «Путешествие из Петербурга в Москву», и судьба автора принимает трагический оборот. «Путешествие» привело в ярость саму императрицу, большую часть тиража автору пришлось сжечь.

⛓ Вскоре Радищева арестовали и приговорили к смертной казни. Екатерина заменила казнь ссылкой в Сибирь. Только в 1801 году Радищев вернулся в Петербург и даже был принят на государственную службу, но сразу же оказался в конфликте с начальством.

Александр Николаевич Радищев (1749 — 1802)

❓ Как читать «Путешествие из Петербурга в Москву» Радищева?

👤 Несмотря на то, что рассказчика отождествляли с автором, это художественный текст, а не реальные записки путешественника. В нем совмещаются элементы «сентиментального путешествия» и аллегорического романа.

📝 На аллегорию намекает уже эпиграф из «Тилемахиды» Тредиаковского: «Чудище обло, озорно, огромно, стозевно и лаяй». Отсылку можно понять и так, что путешествие совершается по аду или царству мертвых — у Тредиаковского чудище «стризевно», то есть трехглавое, это мифический пес Цербер. Стоглавый монстр Радищева же ассоциируется с властью (в главе «Тверь» церковь — стоглавая гидра, в «Хотилове» стоглавое зло — крепостное право).

🛣 Остановки героя на пути соответствуют реальной географии, но текст совсем не похож на путеводитель. В каждой короткой главе внимание уделяется какой-то стороне одной большой картины: перед нами мир в полной дисгармонии, наполненный страданиями и несправедливостью. Эмоциональный спектр состоит из оттенков скорби и возмущения.

📖 Все встречи в книге короткие, рассказчик нигде не задерживается. Он погружен в собственные размышления, а иногда и сны, как в главе «Спасская полесть». Деталей его жизни мы при этом не знаем — неизвестно даже, зачем он едет в Москву. Раскрывается он только тогда, когда выражает сочувствие несчастным или возмущается царством зла, которое видит везде.

👤 В главе «Тверь» рассказчик встречает «новомодного стихотворца», а тот читает оду «Вольность» — ранний текст самого Радищева. Автор словно иронически расстается с собственными стихами, и в начале следующей главы порывает с поэзией: «Въезжая в сию деревню, не стихотворческим пением слух мой был ударяем, но пронзающим сердца воплем жен, детей и старцев».

✍️ Стиль Радищева выглядит невероятно архаичным и экзальтированным. Сейчас трудно поверить, что «Путешествие» написано одновременно с «Бедной Лизой». Зато в русской литературе Радищев открывает большую традицию символических путешествий по российской провинции, среди которых и «Мертвые души», и «Москва — Петушки».

«Золотым веком» обычно называют эпоху Пушкина и его круга, которую, как теперь кажется, от 18 века отделяет эстетическая пропасть. Давайте узнаем, с чего начинается «золотой век» русской литературы?

⚔️ В действительности конфликт разных эстетик не был поколенческим. Классицизм, сентиментализм и романтизм сосуществовали достаточно долго. В начале 19 века еще живы и продолжают писать многие звезды предыдущей эпохи: Державин, Крылов, Карамзин. Все они так или иначе пользовались уважением романтического поколения.

👇 Вспомним несколько моментов, которые в мифологии русской литературы претендуют на символическое начало новой эпохи. Как и любой миф, они точно отражают, чьими наследниками хотели видеть себя новые поэты.

🖋 В 1802 году в журнале «Вестник Европы» публикуется элегия «Сельское кладбище» молодого поэта Василия Жуковского, вольное переложение английского стихотворения Томаса Грея. Жуковский, протеже Карамзина, быстро становится первым поэтом нового века.

👏 В январе 1815 года на экзамене в Царскосельском лицее присутствовал Державин. 15-летний Пушкин прочитал «Воспоминания в Царском селе», Державин в восторге бросился его целовать — мы помним эту историю благодаря немного ироническим строчкам в «Евгении Онегине»: «Старик Державин нас заметил / И в гроб сходя, благословил».

👥 А в октябре того же 1815 года образовалось «Арзамасское общество безвестных людей». Мотивы его создания тоже связаны со старшим поколением. Молодые поэты включились в старый спор. В 1811 году противник Карамзина и его «нового слога» Александр Шишков основал общество «Беседа любителей русского слова», призванное защитить от модных веяний и неологизмов «старый» русский язык.

🎓 «Арзамас» был создан против «Беседы» и в поддержку Карамзина. Членами «Арзамаса» были Жуковский, Пушкин, Вяземский, Батюшков, Плещеев — весь цвет будущего «золотого века». Их победа стала залогом того, что мы считаем нормой русской литературы психологическую прозу, а слова «влюбленный» и «впечатление» не кажутся нам искусственными химерами.

👨‍🎓 Преемственность между сентименталистами и романтиками была естественной не только из-за близких литературных идей. Стоит помнить и о том, что русская литература в это время представляла собой достаточно узкий круг. Дочь Карамзина Екатерина была музой романтических поэтов. Старший сын Муравьева Никита был членом «Арзамаса» (и позже декабристом, как и его брат). Истоки расцвета литературной жизни — в культе дружбы и в поэтической солидарности, которые в русской литературе начинаются с сентименталистов.

👀 Чтобы проникнуться эпохой, давайте посмотрим материалы выставки «Русский сентиментализм: знаки препинания».

👉 Выставка была посвящена четырем знакам препинания: восклицательный знак, вопросительный знак, тире и многоточие; и четырем чувствам: восторг, удивление, недосказанность и меланхолия. Объединяющий мотив выставки: одно из ключевых произведений эпохи сентиментализма — «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина.

В этом уроке мы говорили о русской литературе 18 века. Давайте вспомним главное.

📜 За несколько десятилетий 18 века русская культура стремительно сконструировала систему светской литературы по западноевропейским моделям — рождается самостоятельная профессиональная литература.

💡 Каждый русский писатель в это время был новатором и революционером. Это эпоха титанов, бунтарей, изобретателей.

💥 Петровская эпоха — время социального и культурного взрыва. Самый известный текст — «Юности честное зерцало», изданный в 1717 году по указанию самого Петра. Идея книги — показать, что для всего есть свои понятные правила.

📌 Самый распространенный жанр — «гистория», то есть «история» — это приключенческая повесть, часто сочетавшая авантюрные и любовные сюжеты.

⭐️ Классицизм был самым очевидным ориентиром для русской литературы. Основным литературным понятием был жанр: для каждого жанра — свои темы, правила и свой язык. В России на первый план вышла сатира, затем ода, намного позже комедия.

👤 Первый теоретик русского классицизма — Василий Тредиаковский. С Тредиаковского начинается самый большой проект в истории русской поэзии, который принято называть реформой стихосложения — «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» — учебник для поэтов с определениями всех нужных терминов.

🎵 Поэтам нового поколения было важно сделать стихотворную речь более далекой от прозы — более ритмичной. На смену силлабике приходит силлабо-тоническая система: повторяется не только количество слогов, но и чередование ударных слогов с безударными. Она теперь нам кажется классической и естественной для русского стиха.

👤 Михаил Ломоносов — самая яркая личность эпохи. В 1758 году в статье «О пользе книг церковных в российском языке» Ломоносов предложил выделить «высокий», «средний» и «низкий» стили. Ломоносов написал 20 «торжественных», или «похвальных» од — фактически создал отдельный жанр в русской литературе.

✌️ Екатерининская эпоха характеризуется двумя знаковыми чертами: личный интерес императрицы к философии и литературе и желание писателей и мыслителей видеть в ней воплощение утопического образа просвещенного монарха. Появляется тон в диалоге между литературой и властью: императрица отстаивала мягкую «милосердную» сатиру, а литераторы становились все серьезнее. Писатели не хотели ограничиваться торжественными стихами, и к концу века будет нарастать конфликт.

👤 Определил поэтический облик екатерининской эпохи Гавриил Державин. Его ода «Фелица» в 1782 году понравилась Екатерине и моментально сделала Державина звездой. В центре державинской картины мира идея, что власть должна быть человечна и держаться на заслуженной любви, а не на страхе и не на поклонении.

❤️ В 1790-е года наступает настоящий расцвет русского сентиментализма. Философы-просветители придают большое значение внутреннему развитию и воспитанию личности. Чувствительность становится самой популярной темой. Для русского сентиментализма важны также идеи равенства, универсальной ценности человеческой жизни.

👤 Николай Карамзин — самый влиятельный писатель русского сентиментализма. В поисках более легкого и гибкого языка писатель смело придумывал новые слова, отказывался от устаревших и книжных слов и грамматических форм.

👤 Александр Радищев — самый радикальный представитель русского Просвещения. В «Путешествии из Петербурга в Москву» совмещаются элементы «сентиментального путешествия» и аллегорического романа. Стиль Радищева выглядит архаичным, но в русской литературе Радищев открывает большую традицию символических путешествий по российской провинции, среди которых и «Мертвые души», и «Москва — Петушки».

Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Смотреть картинку Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Картинка про Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина. Фото Чем отличается отношение к простым людям у радищева и карамзина

Немецкая литература: понять и полюбить

Курс лекций об абсурдном и противоречивом мире Манна, Кафки и Гессе. Расскажем об истории создания книг и поймем, почему без немецкой литературы 20 века нельзя представить ни современную прозу, ни современный театр. Читать книги заранее не обязательно — мы выберем самые интересные и показательные отрывки.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *