Чем отличается органическая и неорганическая модернизация
Чем отличается органическая модернизация от неорганической?
Органическая модернизация — это утверждение культуры “модернити” в силу внутренних причин саморазвития, обусловленных кризисом эволюционного развития. Поскольку первичная ( органическая) модернизация подготавливается всем ходом предшествующего развития, она осуществляется за счет внутренних, органических источников. Механизмы развития при этом — инновационные, темпы — быстрые, характер — самостоятельный; духовные основы развития — собственный исторический продукт. В процессе модернизации образ будущего не планируется заранее как цель, он вырисовывается по мере приближения к нему.
Первичная модернизация началась в эпоху промышленной революции в Западной Европе, сопровождавшейся разрушением традиционных наследственных привилегий, провозглашением равных гражданских прав и демократизацией политических режимов. В процессе модернизации происходило становление гражданского общества и правового государства. Этот тип модернизации был характерен и для Северной Америки, где переход к современному обществу осуществлялся на основе опыта Западной Европы, но не путем его копирования.
В настоящее время под органической модернизацией (постмодернизацией) подразумевают прежде всего переход в постсовременность, к постиндустриальному, информационному обществу.
Вторичная модернизация — это формирование интеллектуального и политического “ответа” на вызов со стороны более развитых стран. Неорганическая модернизация связана с распространением культуры “модернити” под влиянием извне, со стороны стран первичной модернизации.
Вторичная модернизация (неорганическая) — “догоняющего” развития — преодоление технико-экономической отсталости и зависимости от передовых стран Запада. При этом неорганическая модернизация может проходить в форме “вестернизации”, путем механического перенесения западных социально и технологически эффективных экономических и политических институтов в иную социокультурную среду. “Вестернизация”, как правило, сопровождается социокультурным отторжением преобразований со стороны социального большинства и порождает острые социально-политические проблемы, разрешение которых происходит иногда в русле “консервативных” революций.
Различают органическую и неорганическую виды модернизации
Органическая модернизация является моментом собственного развития и подготовлена всем ходом предшествующей эволюции. Индустриальное общество возникло как результат органической модернизации, как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ценностной ориентации людей. Например, переход Англии от феодализма к капитализму в результате промышленной революции XVIII. Такая модернизация начинается с культуры, с изменения сознания общества, а не с экономики.
Неорганическая модернизация начинается с внешнего «вызова» со стороны более развитых стран. Такая модернизация представляет собой «догоняющее» развитие. Она предпринимается с целью преодолеть историческую «отсталость» и избежать зависимости со стороны более «продвинутых» стран. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов XX века, экономические реформы 1991-1993 годов.
Неорганическая модернизация завершается закупкой зарубежного оборудования и патентов, заимствованием чужой технологии, приглашением специалистов и зарубежными инвестициями. Резко внедряется новая экономическая система, изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, Конституция страны перекраивается под зарубежные аналоги. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах жизни общества.
Таким образом, неорганическая модернизация начинается с экономики и политики. Образно выражаясь, органическая модернизация идет «снизу вверх», а неорганическая «сверху вниз». Принципы неорганической модернизации не успевают охватить большинство населения и не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают «умами» наиболее подготовленной части общества.
Так было в XIX веке, когда российская интеллигенция раскололась на два лагеря: «западники» и «славянофилы». Первые выступали за ускоренную модернизацию за счет механическое перенесение западных образцов. Вторые ратовали за самобытный путь развития, за следование принципам органической модернизации. «Западников» тогда оказалась недостаточно для того, чтобы настроить массы в пользу рациональных ценностей. Сейчас же они взяли «реванш» в России, воспользовавшись неравновесным состоянием в развитии общественной жизни.
Глобализация культуры
Стихийное и никем не контролируемое заимствование культурных ценностей имеет как позитивные, так и негативные аспекты. Такое общение способствует сближению народов, но чрезмерно активное заимствование опасно потерей культурной самобытности. Распространение одинаковых культурных образцов по всему миру, расширяющееся культурное общение заставили ученых говорить о процессе глобализации современной культуры.
Глобализация описывает ускорение интеграции наций в мировую систему в связи с развитием современных транспортных средств и экономических связей. Негативные моменты глобализации кроются в возможности утраты своей культурной самобытности. Происходит это в результате аккультурации и ассимиляции.
Глобализация способствует расширению культурных контактов между народами и миграции людей. Однако сохранение культурного своеобразия в современном обществе стало оцениваться как высшее достижение цивилизации. Раньше на это не обращали внимания, поэтому одна нация поглощала другую, растворяя в себе без остатка культуру покоренного народа. Так было во времена европейской колонизации в странах Латинской Америки и Африки.
Культурная политика во многих странах отказывается от модели ассимиляции, в которой меньшинства отказываются от своих культурных традиций и ценностей. Глобальная международная миграция стимулируется структурной перестройкой хозяйства слаборазвитых стран.
Под воздействием механизации и индустриализации аграрный сектор сокращается, миллионы сельских жителей мигрируют в города в поисках работы. Тем не менее, этносы стараются следовать мультикультурной модели, где индивид социализируется и доминирующей, и этнической культурам.
Вопросы и задания для контроля:
1. Каковы пути решения глобальных проблем современного мира?
2. Объясните суть гипотезы С.Хантингтона о культурных «разломах».
3. Какова роль Римского клуба в современном мире?
4. В чем смысл культурной универсализации в современном мире?
5. Каково содержание органической модернизации?
6. Каковы недостатки неорганической модернизации?
7. Какие формы культурной универсализации существуют?
8. Каким процессам универсализацией противостоят антиглобалисты?
Теория модернизации. Органическая и неорганическая модернизация.
Вот уже полстолетия в мировой социологии лидирующие позиции занимает концепция, которая получила название теории модернизации. Она опирается на понятие социального прогресса, ибо предполагает, что все общества, в какую бы эпоху они ни существовали и в каком регионе они ни располагались, вовлечены в единый, всепоглощающий, универсальный процесс восхождения человеческого общества от дикости к цивилизации.
Итак, наш первый вывод: под модернизаций понимается революционный переход от доиндустриального к индустриальному, или капиталистическому обществу, осуществляющийся путем комплексных реформ, растянутых во времени. Она подразумевает кардинальное изменение социальных институтов и образа жизни людей, охватывающее все сферы общества.
Различают два вида модернизации.
Органическая модернизация является моментом собственного развития страны и подготовлена всех ходом предшествующей эволюции. Такая модернизация начинается не с экономики, а с культуры и изменения общественного сознания. Капитализм возник как естественное следствие изменений в укладе жизни, традициях, мировоззрении и ориентациях людей.
Неорганическая модернизация являет собой ответ на внешний вызов со стороны более развитых стран. Она представляет собой способ «догоняющего» развития, предпринимаемый правительством с целью преодолеть историческую отсталость и избежать иностранной зависимости. Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны. Именно такую цель преследовали петровские реформы XVIII века, сталинская индустриализация 30-х годов ХХ века, перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991-1993 гг.
Неорганическая модернизация совершается путем закупки зарубежного оборудования и патентов, заимствование чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа), приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций. Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах: резко изменяется система управления, вводятся новые властные структуры, конституция страны пере страивается под зарубежные аналоги.
Неорганическая модернизация начинается не с культуры, а с экономики и политики. Иными словами, органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху». Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества. Так было в XIX веке, когда интеллигенция раскололась на «западников» И «славянофилов». Первые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов, а вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модернизацию. Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 20 ; Нарушение авторских прав
Чем различаются органическая и неорганическая модернизация? Почему одна происходит сверху, а другая- снизу.
Тема в разделе «Любые вопросы», создана пользователем junjuta.
junjuta зубрила
Чем различаются органическая и неорганическая модернизация? Почему одна происходит сверху, а другая- снизу?
FASHIIONHULIGAN учащийся
greensnw хорошист
На занятиях в средней группе дети должны были делать
корзиночки. Перед началом работы воспитательница предупредила детей, что свое
изделие они могут взять домой.
Затем она четко объяснила последовательный ход работы по
изготовлению корзинки. Однако в процессе работы выяснилось, что только
небольшая часть детей (16 из 37) запомнила приемы и последовательность
действий.
Одни дети не знали, как надо согнуть выкройку; другие,
согнув, не могли правильно сделать ее: надрезанные части накладывали сверху.
Некоторые дети сразу брались за клей, не отдавая еще себе отчета в том, что
надо клеить.
Другая воспитательница провела такое же занятие иначе.
Сначала она показала корзиночку и объяснила, как следует ее делать. Потом,
когда корзиночки были сделаны, она сказала детям, что их можно взять домой.
Дети справились с работой успешно.
1. Какая воспитательница поступила правильно и почему?
2. Составьте подробный плач проведения данного занятия с
детьми.
Karls0n новичок
cat4query ученик
На занятиях в средней группе дети должны были делать
корзиночки. Перед началом работы воспитательница предупредила детей, что свое
изделие они могут взять домой.
Затем она четко объяснила последовательный ход работы по
изготовлению корзинки. Однако в процессе работы выяснилось, что только
небольшая часть детей (16 из 37) запомнила приемы и последовательность
действий.
Одни дети не знали, как надо согнуть выкройку; другие,
согнув, не могли правильно сделать ее: надрезанные части накладывали сверху.
Некоторые дети сразу брались за клей, не отдавая еще себе отчета в том, что
надо клеить.
Другая воспитательница провела такое же занятие иначе.
Сначала она показала корзиночку и объяснила, как следует ее делать. Потом,
когда корзиночки были сделаны, она сказала детям, что их можно взять домой.
Дети справились с работой успешно.
1. Какая воспитательница поступила правильно и почему?
2. Составьте подробный плач проведения данного занятия с
детьми.
fractal профессор
Surja отличник
kisyla почемучка
Warrior127 неофит
Духовная сфера предстает перед нами в качестве самой возвышенной… Здесь рождаются духовные потребности, начиная с самых элементарных и кончая утонченными, здесь в значительной степени происходит и их потребление… Ради удовлетворения духовных потребностей и осуществляется духовное производство, единая, генеральная цель духовного производства – воспроизводство общественного сознания в его целостности. Среди функций духовного производства выделим, прежде всего, духовную деятельность, направленную на совершенствование всех остальных сфер жизни общества. Однако процесс духовного производства нельзя считать завершенным, как только получены новее идеи, прикладные и фундаментальные. Здесь все обстоит так же, как в производстве материальном: продукт труда должен дойти до потребителя, то есть пройти через стадии распределения и обмена, которые в духовном производстве принимают специфический облик. В связи с этим можно говорить о функции производства знания. Эту функцию осуществляют общеобразовательная и высшая школа, культурно-просветительные учреждения, средства массовой информации. Есть еще одна важная функция духовного производства – производство общественного мнения. Нетрудно догадаться, что эта функция неотрывна от функции производства и распространения знания, как бы вплетена в нее, выделяя же ее в качестве относительно самостоятельной, мы подчеркиваем то немаловажное обстоятельство, что в ней более рельефно выражен идеологический момент. (С. Э. Крапивенский) 4. Назовите три элемента духовной сферы общественной жизни, выделенных автором. 5. Опираясь на содержание текста, назовите цель и любые две функции духовного производства. 6. Приведите по одному примеру духовной деятельности, направленной на совершенствование экономической, социальной и политической сфер общественной жизни. 7. Автор утверждает, что в производстве общественного мнения «рельефно выражается идеологический момент». Приведите три аргумента в подтверждение этой позиции.
Kalyan86 учащийся
Kat-s учащийся
Одна мастерица связала шерстяной плед и продала его за 500р. Она потратила 5 мотков шерсти по 60р. за моток. Другая мастерица изготовила кружевную скатерть и продала ее за 700р. Она потратила на нитки 300рю и на бисер для украшения 120р Какую прибыль получила каждая мастерица? Объясни, почему ее размеры различаются?
Shirokoff школьник
Размеры прибыли различаются, т. к. 1я мастерица затратила меньше денег на плед и продала его дешевле, 2я мастерица затратила больше денег на скатерть и продала её дороже.
SexyBebe новичок
Dale профессор
1) Какие особенности поведения людей проявляются именно в толпе?
2) Какие причины специфического поведения личности в толпе называет автор текста?
«Первая из них заключается в том, что индивид в толпе приобретает, благодаря только численности, сознание непреодолимой силы, и это сознание дозволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не дает волю, когда бывает один. В толпе же он менее склонен обуздывать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет на себе ответственности. Чувство ответственности, сдерживающее всегда отдельных индивидов, совершенно исчезает в толпе. Вторая причина — заразительность или зараза — также способствует образованию в толпе специальных свойств и определяет их направление. В толпе всякое чувство, всякое действие заразительно, и притом в такой степени, что индивид очень легко приносит в жертву свои личные интересы интересу коллективному. «
3) Как вы понимаете сущность этих причин?
gorgeous1982 почемучка
ДОКУМЕНТ
Размышления об особенностях российской школы экономической мысли академика РАН Л. И. Абалкина (из доклада на научной конференции Института экономики РАН и Вольного экономического общества России).
Наука была призвана впитать в себя такой подход, и там, где она это делала, ее ждал успех. Где она отступала от этого правила, ее (и страну) ждало разочарование. XX век, включая его последнее десятилетие, яркое тому свидетельство.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ К ДОКУМЕНТУ
1. Почему автор считает необходимым пересмотреть роль и место в науке российской школы экономической мысли? Чем определяется самобытность этой научной школы?
2. Какие отличные от западных подходы, нравственные ценности, взгляды на место человека в мире характеризуют, по мнению Л. И. Абалкина, российскую цивилизацию?
3. Можно ли согласиться с автором в том, что использование экономической наукой этих подходов могло обеспечить успех экономического развития страны?
4. Используя знания Новейшей истории и фактов общественно-экономической жизни России последнего десятилетия, приведите примеры, подтверждающие вывод ученого о том, что отступление от подходов и ценностей, выработанных российскими учеными-экономистами, привело к неудачам.
Вторые ратовали за самобытный путь развития, т. е. органическую модернизацию
Неорганическая модернизация и Россия
Россия, которая в том числе и вследствие татаро-монгольского нашествия была отброшена в своем развитии на несколько столетий назад, неоднократно пыталась догнать передовые страны.
Именно такую цель преследовали:
— петровские реформы XVIII века,
— сталинская индустриализация 30-х годов XX века,
— перестройка 1985 г. и экономические реформы 1991—1993 гг.
СПОСОБЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ
В сфере экономики:
— путем закупки зарубежного оборудования и патентов,
— заимствования чужой технологии (нередко методом экономического шпионажа),
— приглашения специалистов, обучение за рубежом, инвестиций.
Соответствующие изменения происходят в социальной и политической сферах:
— резко изменяется система управления,
— вводятся новые властные структуры,
— конституция страны перестраивается под зарубежные аналоги.
Во многом именно так происходило в России в XVIII и XX веках, в Японии в XIX и XX веках.
Стране Восходящего Солнца потребовалось 20 лет на то, чтобы догнать и перегнать США, откуда заимствовала технологию и финансы. За короткий период неорганическая модернизация сменилась органической. Японияразвивается на собственной основе и в свою очередь служит образцом для подражания.
Иначе обстояло дело в России. Из-за постоянных отступлений от первоначальных реформ, непоследовательности их осуществления переходный период растянулся на 200 лет.
Неорганическая модернизация начинается:
— не с культуры, а с экономики и политики.
Иными словами,органическая модернизация идет «снизу», а неорганическая «сверху».
Принципы «модернити» не успевают охватить подавляющее большинство населения, поэтому не получают прочной социальной поддержки. Они овладевают лишь умами наиболее подготовленной части общества.
Так было в XIX веке, когда российская интеллигенция раскололась на «западников» и «славянофилов».
Первые выступили за ускоренную модернизацию и механическое перенесение западных образцов.
Численность первых оказалась недостаточной для того, чтобы просветить и настроить широкие массы в пользу рациональных ценностей. Капитализм в России потерпел неудачу.
Итак, мы можемзаключить:
Модернизация имеет две разновидности:
— органическую и неорганическую.
Первая предполагает, что страна развивается по капиталистическому пути на собственной основе.
Вторая — что страна догоняет более развитые страны и заимствует у них передовые технологии.
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет