Чем отличается неформальная занятость и занятость в неформальном секторе экономики
Занятость в неформальном секторе и неформальная занятость
К. Харт писал о неформальной активности как возможности для бедняков заработать вне регулируемой системы официального найма.
При существующих статистических методах учета занятость в неформальном секторе экономики не является неформальной занятостью. В России на основе методики Госкомстата, утвержденной в октябре 2001 г., неформальный сектор включает в себя три категории работников:
• ПБОЮЛ (предприниматели без образования юридического лица);
• занятых по найму у физических лиц;
• работающих индивидуально, включая производство на дому для реализации.
Неформальная занятость = Неформальные предприниматели, преимущественно самозанятые и семейный бизнес + Бесконтрактный наем на формальных и неформальных предприятиях.
Соотношение этих слагаемых в развивающихся странах – 60 и 40%.
Неудивительно, что под сегментацией неформальной экономики с точки зрения характера работы понимается исключительно сегментация видов неформальной занятости: 1) неформальные работодатели; 2) семейный бизнес и самозанятые; 3) наемные работники неформальных предприятий; 4) периферийные наемные работники формальных предприятий (временные, частично занятые и пр.); 5) надомные работники; 6) неоплачиваемая домашняя занятость.
Новые формы организации бизнеса позволяют формальным фирмам расширять зону неформального найма. Это достигается следующим образом:
• в рамках «стоимостных цепей» (субконтрактных отношений) фирма объявляет, что с остальными звеньями цепи у нее лишь коммерческие отношения, и они не лежат в области трудовых отношений этой фирмы;
• отношения наема вуалируются, весьма условным становится сам факт наема с точки зрения как работника, так и правовой системы (например, при взятии товара на реализацию);
• получают распространение формы наема, когда наем безусловен, но нет ясности – с кем (например, временный наем через агентство).
• все чаще практикуется перенос субконтрактных подразделений в «третий мир» с устойчивой традицией неформальности.
ВЫВОДЫ:
• В определении неформального сектора выделилось две традиции. Согласно первому подходу понятие неформального сектора подчеркивает не столько специфику самих предприятий, относимых к этому сектору, сколько формы их взаимодействия между собой. Неформальная интеграция таких предприятий строится на личном знакомстве, доверии, договоренностях, не скрепляемых контрактами, на взаимопомощи. Второй подход к определению неформального сектора редуцируется до понятия «законность» и сводится преимущественно к соблюдению фискальных норм налогообложения.
• Несмотря на проблемы теоретического порядка, в эмпирических исследованиях сложилась конвенция («эмпирическая дефиниция») считать неформальным сектором самозанятых (исключая квалифицированных специалистов) малые предприятия (кроме высокотехнологичных производств) и некоторые виды домашней прислуги. Этот подход закрепила МОТ.
• Для определения размера неформального сектора в Резолюции 15-й Международной конференции статистиков труда (1993) рекомендовано использовать один или два критерия в зависимости от условий страны: юридический статус предприятия или размер предприятия. В 2001 г. Госкомстат России утвердил положение по измерению занятости в неформальном секторе, согласно которому критерием отнесения к этому сектору является отсутствие государственной регистрации в качестве юридического лица (а в ряде стран – по размеру предприятий).
• Грубейшая ошибка – отождествлять занятость в неформальном секторе и неформальную занятость. Подсчет занятости в неформальном секторе ведется на уровне целых предприятий, тогда как внутри предприятий неформального сектора могут быть как формально, так и неформально нанятые работники. Впрочем, как и внутри предприятий формального сектора. В результате занятость в неформальном секторе лишь частично пересекается с понятием неформальной занятости.
Деятельность и занятость в неформальной экономике
Вы будете перенаправлены на Автор24
Формальные и неформальные экономические институты
Общество состоит из индивидов, каждый из которых ежедневно вступает во множество отношений с другими субъектами. Люди взаимодействуют друг с другом в социальной, экономической, научной, политической, трудовой и других сферах. Экономические отношения в рамках рыночной модели складываются на основе взаимовыгодного интереса и максимизации собственного дохода. В правовых государствах существуют специальные своды законов и норм, регулирующие правомерность любых межличностных взаимодействий.
Постепенно в обществе образуются устоявшиеся принципы поведения, а также ведения деловых отношений, которые называются экономическими институтами. Как правило, они предполагают определенный набор действий, согласно имеющимся гласным и негласным нормам.
Институциональные отношения, как устоявшиеся формы взаимодействия, начали рассматриваться еще представителями классической школы политэкономии. Считалось, что институты складываются лишь под направленным воздействием. Лишь сто лет спустя рассматривали идею, что экономические отношения между людьми складывались спонтанно под влиянием естественных факторов. Субъектами отношений выступают индивиды, объектами – все формы хозяйственного взаимодействия. В рамках экономики институты делятся на:
Таким образом, под влиянием естественных факторов развития в обществе устанавливаются определенные правила поведения, в том числе и в хозяйственной жизни. Взаимодействие субъектов может регулироваться как официальными, так и неофициальными нормами.
Особенности неформальной экономики
В любом правовом государстве существует свод законов и правил, регулирующих практически все сферы жизни человека. Однако, стремление государственной власти проникнуть вглубь общества и взять его под контроль порождает область неформальных отношений. Последние регулируются устоявшимися культурными и договорными правилами поведения. Наказание за нарушение негласных норм может быть очень жестоким, а также зависеть от множества факторов. Например, при неофициальном взаимодействии санкции могут варьироваться от физического устранения до социальной изоляции.
Готовые работы на аналогичную тему
Неформальные экономические отношений делятся на рыночный и нерыночный сегменты. Криминальная часть неформальной экономики является рыночной, в ней выделяют следующие направления:
Формальная экономика подразумевает соблюдение всех официальных процедур при организации или ведении коммерческой деятельности. В неформальной экономике этот принцип сохраняется, но регулируется другими правилами. Здесь так же, как и формальных отношения существуют выплаты вышестоящим органам управления. Распространено покровительство, представители которого обеспечивают доступ к необходимым ресурсам. Доход в рамках таких отношений складывается за счет ухода от уплаты налогов, а также от нелегальных форм вложения и использования денежных средств. Стоит отметить, что санкции за нарушение являются достаточно жестокими, но не регламентируются и со временем теряют свой эффект.
При этом формальные и неформальные экономические связи дополняют друг друга. Там, где становится неэффективным один метод взаимодействия, используется противоположный из другого экономического сегмента. В итоге это приводит к снятию многих барьеров и повышает скорость достижения поставленной цели.
Деятельность и занятость в неформальной экономике
В неформальной экономике хозяйственная деятельность подчиняется рыночным законам и законам, установленным отдельной группой людей, выступающей регулятором этих отношений. Как правило, вся сфера взаимодействия носит криминальный характер, хотя элементы неформального подхода могут реализовываться и в официальном бизнесе. Например, при личной договоренности могут проводиться различные операции, нацеленные на получение собственной выгоды или обогащение, путем обхода официального законодательства.
Неформальная занятость представляет собой не зарегистрированную официально наемную деятельность. Как правило, с нее не платятся налоги в бюджет. В международной практике к данной сфере трудовых отношений относят мелкое производство или мелкую коммерческую деятельность в рамках одного домашнего хозяйства. Существуют различные виды неформальной занятости:
Основным минусом неформальной занятости является отсутствие стабильности в доступе к ресурсам, необходимым государственным институтам и так далее. В развивающихся странах процент неофициально трудоустроенных намного превышает аналогичные показатели в развитых странах. Так в последних доля неформальной занятости в совокупном доходе не превышает десяти процентов, в развивающихся странах она достигает тридцати пяти процентов. В России неофициальная занятость обеспечивает до сорока процентов внутреннего валового продукта.
Многие люди стараются совмещать официальную и неофициальную работу с целью повышения собственного благосостояния. К ним относятся лица, имеющие частичную занятость, находящиеся в вынужденном неоплачиваемом отпуске, а также лица, получающие низкую заработную плату.
Заполните анкету
Опрос граждaн о
качестве предоставления
социальных услуг
Горячая линия
по вопросам оплаты труда бюджетников
Положение о |
Граждане, столкнувшиеся с фактами коррупции при получении социальных выплат безработным гражданам, включая пособия по безработице, могут обратиться в Министерство труда и социального развития Республики Дагестан по телефону «горячей линии» Занятость подразделяется на формальную и неформальную.Занятость подразделяется на формальную и неформальную. -Формальная занятость — это занятость, зарегистрированная в официальной экономике. -Неформальная занятость — занятость, не зарегистрированная в официальной экономике, имеющая источником рабочих мест неформальный сектор экономики и отдельные его виды. Проблемы, порождаемые неформальной занятостью, оказывают серьезное влияние на многие стороны общественной жизни. Скрытая от налогообложения заработная плата, отсутствие социальных гарантий в области пенсионного обеспечения, отношения наемных работников и работодателей, реализуемые вне правового поля, и др. — все это приводит к развитию социальной напряженности. В связи с этим МОТ даже приняла специальную конвенцию № 169, в которой указывается, что необходимо содействовать установлению дополнительных связей между формальным и неформальным секторами и создавать условия для постоянного включения неформального сектора в национальную экономику. -Сфера бытового обслуживания населения представлена добровольными организациями, неофициальными товариществами по совместному владению транспортом, поддержанию жилья, уходу за детьми и больными и т.п. Примерами такой деятельности являются репетиторство, частный извоз, ремонт жилья, бытовой техники и др. При этом не платятся государственные налоги и не обеспечиваются социальные гарантии в отношении занятых такой деятельностью граждан. В этот сектор экспортируется часть работ из официального производства, так как людям становится выгоднее получать часть услуг на неформальной основе. Как следствие, сокращается спрос на продукцию формального сектора услуг. -Занятость в личном подсобном хозяйстве (ЛПХ) имеет особое значение в жизни селян. Прежде всего ЛПХ — это хозяйство, ограниченное рамками одной семьи, которое ведется в небольших масштабах. В ЛПХ используются преимущественно простые орудия труда и ручной труд. В последнее время на рынке появилась современная миниатюрная сельскохозяйственная техника, дающая возможность облегчить труд сельских производителей. -К неформальной занятости относится и подпольное, скрытое производство. Этот сектор так называемой теневой экономики ближе всего к официальной экономике, поскольку здесь осуществляются виды деятельности, имеющие аналоги в официальной экономике, причем зачастую они ведутся за ее счет. В последние годы появились новые виды неформальной занятости: незарегистрированная занятость по объявлениям в газетах (охватывающая всевозможные виды услуг) и занятость, связанная с торговлей — уличной, на вещевых рынках («экономический туризм», «челноки»), газетами и журналами на транспорте и т.д. По условиям организации трудовых процессов выделяют стандартную и нестандартную занятость. В основе такого деления лежит специфика организации трудового процесса, которая принимает различные формы. К стандартным условиям, характеризующим полную занятость работника, относятся: • работа у одного работодателя; • работа в производственном помещении работодателя, в том числе арендуемом им; • стандартная, предусмотренная законодательством нагрузка в течение дня, недели, года. Отсутствие какого-либо из этих признаков указывает на нестандартную занятость. Нестандартная (гибкая) занятость включает следующие формы: • занятость, связанная с нестандартными режимами рабочего времени такими, как гибкий рабочий год, сжатая рабочая неделя, гибкие графики рабочего времени и др.; • занятость, связанная с социальным статусом работников: самостоятельные работники, помогающие им члены семьи; • занятость на работах с нестандартными рабочими местами и организацией труда: надомный труд, «работники по вызовам», вахтово-экспедиционная занятость; • занятость по нестандартным организационным формам: временные работники, совместительство. По режиму рабочего времени принято выделять занятость с режимом полного рабочего времени и неполную (частичную) занятость. Занятость с режимом полного рабочего времени основывается на регламентированной продолжительности полного рабочего дня, которая в настоящее время составляет 40 ч в неделю. Как полный рабочий день следует считать предусмотренный законодательством сокращенный рабочий день для отдельных категорий работников: подростков до 18 лет, занятых в особо вредных условиях труда. Неполная (частичная) занятость по количественным характеристикам неполного рабочего времени подразделяется на следующие формы: • занятость неполное рабочее время (сокращенная рабочая неделя, сокращенный рабочий день) — это результат кризисного сокращения рабочего времени. Такой режим позволяет предприятиям сохранить квалифицированный и опытный персонал и предупредить безработицу; • сжатая неполная рабочая неделя — представляет собой нормативную продолжительность рабочей недели, распределенную на меньшее число рабочих дней (четыре с половиной, четыре, три), что приводит к удлинению рабочего дня и соответственно увеличению числа рабочих мест по сравнению с режимом ежедневной работы в течение недели; • деление рабочих мест — это также режим кризисного сокращения рабочего времени, при котором одно рабочее место делится между двумя работниками с одновременным разделением между ними рабочих часов, заработной платы, социальных льгот. Это помогает обеспечивать гибкость политики занятости и удерживать квалифицированные рабочие кадры; • альтернативный режим рабочего времени — это режим использования двух работников на условиях неполной занятости, практикуемый реже. Он представляет собой также деление рабочих мест, но при этом два человека работают на одном рабочем месте попеременно (например, через неделю). Неполную (частичную) занятость как социальное явление можно рассматривать в трех аспектах: • как необходимость отдельных групп населения (женщин, воспитывающих детей; учащейся молодежи; лиц с пониженной трудоспособностью и т.д.) работать неполный рабочий день; • как меру макроэкономической политики, позволяющую сдерживать нарастание безработицы; • как инструмент внутрифирменного управления, позволяющий гибко реагировать на изменения внешней и внутренней среды. По регулярности трудовой деятельности занятость подразделяется на постоянную, временную, сезонную и случайную. Постоянная (регулярная) занятость предполагает, что работник должен работать определенное число часов каждую неделю, реже — каждый месяц; временная занятость имеет две разновидности: занятость на определенный срок (фиксированный срок трудового договора) и командировочная занятость (через посредничество определенных фирм); сезонная занятость предполагает работу в течение определенного сезона, и, наконец, случайная занятость означает выполнение различных по характеру непродолжительных работ с целью получения материального вознаграждения, как правило, без заключения трудового договора. Ускорение темпов развития всех сфер общественного производства, ставшее следствием технического прогресса, изменения управленческих взглядов об эффективности организации, источником которой является оптимизация использования ее человеческих ресурсов, привели к появлению новых форм занятости, в большей степени обеспечивающих гибкость бизнеса. Общими тенденциями в развитии современных организаций являются: сокращение численности постоянного персонала при увеличении доли сотрудников, занятых на условиях временных трудовых договоров, частично занятых, а также работников, реализующих свои рабочие обязанности в формах заемной и дистанционной занятости, значительно отличающихся от традиционных моделей использования наемной рабочей силы. Лекция по теме 1Оглавление1. Открытие неформального сектора в развивающихся странахФеномен неформального сектора был изучен и терминологически узаконен в исследованиях, посвященных развивающимся странам. Введение термина было связано с наличием в этих странах значительных групп людей, не вовлеченных в организованный рынок труда, но при этом создавших собственную систему занятости, подчиненную идее выживания. Это проявлялось во множестве видов деятельности, существующих в форме самозанятости или небольших семейных предприятий. Хрестоматийный образ капиталистической фирмы слабо соответствовал тем принципам организации деятельности, которые демонстрировали такие предприятия. Понятие «неформальный сектор» объединило многообразные формы занятости, опирающиеся на неформальные, персонифицированные отношения с потребителями, наемными работниками и кредиторами. На этой стадии неформальный сектор был синонимом неформальной экономики. Кратко история изучения неформального сектора выглядит следующим образом. Еще в 1940-е годы датский антрополог Дж. Боеке высказал идею о «дуальности» экономики развивающихся стран, лишь одной своей «частью» уподобленной «нормальной» рыночной экономике [Boeke, 1953]. В 1950-е годы А. Льюис развил двухсекторальную модель развития, выделив сектор современных капиталистических фирм с ориентацией на максимизацию прибыли и сектор крестьянских хозяйств, где крайне неоднозначны и разнообразны способы хозяйственной мотивации и принципы распределения. Попытка использовать эту схему в эконометрике связана с работами Дж. Харриса и М. Тодаро, которые в 1970-е годы довели идею дуальной экономики до уровня двухсекторальной системы уравнений экономического равновесия. В 1963 г. К. Гиртц, изучавший предпринимательство в Индонезии, ввел понятие «базарная экономика» (bazaar-type) в противовес термину «фирменная экономика» (firm-type) как экономике крупных западных корпораций, обеспечивающих работников защитой закона («bazaar-economy» и «firm-centred economy») [Geertz, 1963]. Национальная бюрократия видела в этих фирмах средство защиты от рыночных «провалов», создавая возможности монопольного господства на рынке этих стран. Напротив, базарная экономика была индивидуалистичной и конкурентной. Организованная в форме фирм экономика описывалась как более эффективная, капиталоемкая, с более высокой производительностью труда. «Базарная» экономика, наоборот, трудоемка, низкопроизводительна, маломасштабна, низкодоходна. Позднее в работах, посвященных Марокко, Гиртц подчеркивал, что современная экономическая наука использует именно «базарную модель» при изучении принятия решений на конкурентных рынках, тогда как на практике бюрократия развивающихся стран активно защищает монополии. Но аналитическую терминологию Гиртца экономисты не приняли. Обычно введение в научный оборот термина «неформальный сектор» связывают с именем К. Харта, отмечавшего, что «отверженные структурой формальных возможностей, люди из низов городского пролетариата ищут неформальные способы, чтобы увеличить свои доходы» [Харт, 1999, с. 533]. Началом известности Харта и победного шествия концепта «неформальный сектор» послужил его доклад «Городская безработица в Африке», сделанный в 1971 г. и посвященный изучению структуры занятости в Гане [Hart, 1973]. Основной посыл работы: бедные в Аккре (Гана) не являются безработными. Это было новостью, поскольку крупные компании предоставляли очень ограниченное число рабочих мест, и, соответственно, экономисты оценивали безработицу в Африке на уровне 50% и выше. Воображение рисовало картину Америки времен Великой депрессии с понурыми нищими на улицах, но улицы Аккры были полны жизни. Толпы уличных торговцев, носильщиков, таксистов были заняты делом. Неформальная экономика была самоорганизацией людей, исключенных из участия в пользовании благами, гарантированными государством, и создавшими свои собственные способы выживания. Идеи К. Харта восприняли настолько быстро, что отчет ILO (International Labour Organization), использовавший эту концепцию в Кении, вышел раньше (в 1972 г.), чем сам К. Харт опубликовал свою работу по Гане (в 1973 г.). Довольно интересный с точки зрения развития науки вопрос: почему идеи Гиртца проигнорировали, а работу Харта оценили столько высоко, что он стал фактически основателем целого направления исследований? Самое, пожалуй, важное, что К. Харт не просто описал явление, но дал ему принципиальную оценку. Он «оправдал» неформальный сектор. И сделал это в 1970-е годы, когда общепризнанным было суждение, что единственным институтом, способным мобилизовать экономические ресурсы, является государство. На этом настаивали и марксисты, и кейнсианцы. Либеральные экономисты тогда были не в моде. Именно поэтому идеи К. Харта были восприняты как руководство к действию, и дискуссия приняла практический характер, фокусируясь вокруг вариантов помощи неформальному сектору развивающихся стран. Настоящим прорывом в изучении неформального сектора стали эмпирические исследования, проводимые под эгидой Международной организации труда (МОТ) и Всемирного банка. Подобные исследования проводились в Колумбии (1970), Шри-Ланке (1971), Кении (1972) и других странах «третьего мира». Эти проекты должны были ответить на вопрос о степени применимости к рынку труда развивающихся стран концепции безработицы, принятой в развитых странах Запада. Фактически, речь шла об исследованиях, имеющих явное прикладное значение, – уточнение программ помощи развивающимся странам. В результате неформальный сектор был терминологически узаконен и эмпирически описан. Особо отметим, что в исследованиях МОТ неформальный сектор трактовался не как прибежище маргиналов, реанимирующих докапиталистический этап развития, а как амортизатор социально-экономических потрясений, инкубатор предпринимательского слоя, спасение от бедности широких масс населения. Как отмечал Р. Бромли, «интеллектуальная валидность концепции была для многих людей вторична по сравнению с ее политической направленностью» [Bromley, 1978, p.1036]. Что же такое неформальный сектор? В качестве ответа на этот вопрос исследователи предпочитали перечислять характеристики этого сектора, а не концептуализировать понятие. Специфика неформального сектора представлена в табл.1 [Fidler, Webster, 1996, p. 6]. Сравнение формального и неформального секторов (лицензии, квоты, тарифы) Фактически, регулярное использование этого термина применительно к странам «третьего мира» апеллировало к здравому смыслу («common-sense notion»). Изначальное определение методом от противного (не-формальный сектор стараниями последователей выродилось в набор позитивных характеристик: низкий уровень организации, случайная занятость, слабая механизация, личные отношения вместо контрактных обязательств, малый размер и проч. Но такой подход был явно ущербен, поскольку операционализация каждого признака формировала разные совокупности эмпирических объектов. Показательно в этом смысле совместное исследование американского экономиста Д. Мида и французского экономиста К. Моррисона, посвященное малому бизнесу стран «третьего мира» [Mead, Morrisson, 1996]. Изучая 2200 предприятий из семи стран Латинской Америки, Африки и Азии, ученые пришли к выводу, что основные признаки неформального сектора – небольшое число рабочих мест, слабое соблюдение законодательства, низкая капиталоемкость – не имеют жесткой взаимосвязи. Эти признаки далеко не всегда встречаются одновременно и, более того, степень их корреляции варьирует от страны к стране. Эти ученые показали весьма слабую связь между различными измерительными техниками, основанными на размере, регистрации, уплате налогов и выполнении трудового законодательства. Это затрудняет выработку унифицированного определения неформального сектора. Но эмпирические исследования было уже не остановить. Причины изучения неформального сектора в странах «третьего мира» связаны с изменениями в сфере экономики и управления. В сфере экономики наиболее значимыми процессами явились: — развитие мировой системы капитала; — экспансия капитала развитых западных стран; — распространение сетевого метода организации производства и пространства; — переход ряда стран к постиндустриальному этапу развития — и, как следствие, индивидуализация потребностей и качественный отрыв от регионов, решающих задачи индустриализации. Эти процессы спровоцировали социокультурный и экономический конфликты хозяйственных укладов, осмысленные в противопоставлении формальной и неформальной экономик. В сфере управления важную роль сыграло формирование новых субъектов управления (МОТ, Всемирный банк, ВОЗ и проч.), специфика которых состояла в глобальности управленческих задач, а решение выходило за рамки национальных экономик. Гуманитарные, социально-экономические и политические проблемы стали рассматриваться как сквозные, выходящие за рамки национальных экономик. Это требовало выработки более гибких и универсальных аналитических схем, а также корректировки ряда понятий в кросскультурной перспективе (например, понятия безработицы). Отвечая на эти вызовы международные организации создали финансовую и организационно-управленческую основу корпоративистских исследований, посвященных неформальному сектору экономике. 2. Два подхода к определению неформального сектораСо временем к исследованиям неформального сектора помимо экономистов подключились социологи, антропологи, политологи. Расширился и географический ареал исследований. По мере развития изучения неформального сектора обозначилось два подхода к концептуализации этого понятия. Таким образом, неформальность порождается потребностью в экономии издержек, актуализированной выходом конкуренции на новый, глобальный уровень. Подобное объяснение неформального сектора представлено в работах М. Кастельса и А. Портеса [Castells, Portes, 1989], В. Токмана [Tokman, 1989]. Деформализация трактуется как универсальная экономическая потребность любого хозяйствующего субъекта. Однако возможности удовлетворения этой потребности значительно выше у малых, семейных, недокорпорированных предприятий, чем у крупных. Поэтому за малыми предприятиями закрепляется понятие «неформальный сектор», хотя далеко не все такие предприятия тотально или частично нелегальны. Есть и абсолютно соответствующие формальным требованиям. Между понятиями «неформальность» и «нелегальность» при таком подходе нет жесткого соответствия. То есть неформальный сектор могут представлять вполне легальные предприятия, предпочитающие неформальные методы работы с клиентами, кредиторами, поставщиками и проч. Очевидно, что речь идет о преимущественно малом бизнесе сферы услуг и торговли. Далее, как правило, следуют рассуждения о неадекватности законов, об избыточности регламентации, о завышенности налогового бремени и пр. Это повышает цену законопослушания, что создает стимулы для «ухода в тень». Неформальный сектор объявляется производным «меркантилистской политики» правительства (терминология Э. де Сото). Но если крупные предприятия более или менее можно проконтролировать, то малые предприятия и самозанятые могут легко и относительно безопасно нарушать закон. Их-то и определяют как неформальный сектор. Таким образом, эти подходы используют разные концептуальные схемы и, соответственно, разные критерии для выделения неформального сектора. Различия можно свести к трем моментам. Во-первых, такие подходы приводят к разным исследовательским объектам. В первом случае – это некая система (например, представленная сетью). Во втором случае – это преступающее закон предприятие. В первом случае неформальность осуществляется в пространстве между субъектами, а во втором – в хозяйственном поведении субъекта, взаимодействующего с властью. Во-вторых, подходы предполагают разные основания неформальности. Неолиберальный подход объясняет поведение хозяйствующего субъекта невозможностью соблюдать требования легальности (долго, дорого, хлопотно), тогда как первый подход связывает уход в неформальное пространство с потребностью снижать издержки и повышать гибкость фирмы в условиях глобальных вызовов современности. В-третьих, подходы различаются тем, какова природа силы, выталкивающей предприятия за рамки закона: потребность выжить в условиях растущей конкуренции и структурных особенностей рынка труда (трудоизбыточность и низкая правовая грамотность) или неадекватность закона. С точки зрения второго подхода, громоздкость норм и законов порождает неформальность. С точки зрения первого подхода, это не совсем верно. Характер законов, конечно, влияет на развитие неформального сектора, но его природа заключена в структурных особенностях рынка труда развивающихся стран, в приходе западного капитала и втягивании «третьего мира» в глобальный экономический порядок. «Деятельность вне регулятивных рамок дает возможность производить товары и оказывать услуги в структурной среде, характеризуемой отсутствием возможностей высоких заработков и избытком рабочей силы. По этой причине политические решения, реформирование законодательства могут влиять, но не могут определять развитие неформального сектора» [Tokman, 1992, p. 20]. Оба подхода имеют право на существование и находят своих приверженцев. Во-первых, сформировались географические предпочтения этих подходов. В исследованиях, посвященных неформальному сектору стран Африки, обычно речь идет о малых предприятиях, использующих примитивные технологии и неформальные принципы организации деятельности. В латиноамериканской литературе исторически преобладает традиция рассмотрения неформального сектора в контексте полной или частичной нелегальности, направленной на уменьшение налогов и уход от регулирующих ограничений. Впрочем, в начале 1990-х годов и в Латинской Америке начали отходить от неолиберального взгляда на природу неформального сектора, склоняясь к учету структурных особенностей рынка труда развивающихся стран [Beyond regulation…, 1992]. Во-вторых, эти подходы воплотились в разных исследовательских стратегиях. Тестирование хозяйствующих субъектов на нелегальность принципиально возможно лишь в специализированных исследованиях и не реализуемо в общенациональном масштабе. Напротив, операционализация неформального сектора через размер или организационно-правовую форму предприятий, игнорируя вопрос о нелегальной деятельности, позволяет проводить широкомасштабные исследования. Это обстоятельство было оценено статистиками труда, которые закрепили соответствующее понимание неформального сектора в международных конвенциях. Согласно конвенции статистиков данный сектор неформален не с точки зрения нарушения формальных правил, а с точки зрения использования неформальных регуляторов деятельности, что выражается в ряде вполне конкретных показателей, с большой вероятностью свидетельствующих о преобладании неформального регулирования (например, небольшое число занятых или отсутствие регистрации в качестве юридического лица). Речь идет о мелком товарном производстве, неоднородном с точки зрения неформальной практики и отношения к формальным институтам рынка. При этом статистические службы разных стран уточняют, какие именно категории занятых корректно относить к неформальному сектору. Количественные границы малых предприятий также имеют национальные варианты. Это обстоятельство надо иметь в виду, испытывая соблазн межстрановых сравнений. 3. Занятость в неформальном секторе и неформальная занятостьПо мере роста популярности понятия «неформальный сектор» появилась потребность его количественной верификации. И тут к делу подключились статистики труда. Неформальный сектор в статистической традиции утратил содержательное единство с аналитическим смыслом, изначально присущим концепции неформального сектора. Напомним, что, по мнению К. Харта, основное отличие неформальных самозанятых от оплачиваемых наемных работников состоит в степени рационализации характера их деятельности и, как следствие, ее регулярности и стабильности [Linking…, 2006, р. 25]. Для Харта принципиальное значение имеет природа дохода: формальные доходы регулярны и стабильны, неформальные (легальные и нелегальные) – нет. При этом люди пытаются сочетать эти типы доходов. Работники и предприятия движутся по континууму формальная – неформальная занятость в зависимости от обстоятельств или занимают несколько позиций одновременно. Например, официально трудоустроенный работник имеет неформальную подработку. К. Харт с явным неудовольствием пишет, что экономисты перевели термин «неформальный сектор» в количественные показатели: маломасштабный, низкопроизводительный, низкодоходный, слабо механизированный. В то время как он «подчеркивал природу дохода, наличие или отсутствие бюрократической формы» [Linking…, 2006, р. 26]. Сказалась трудность приведения аналитического концепта к статистическому. Окончательно неформальность исчезла в понятии «неформальный сектор», когда его стали определять согласно резолюции 15-й Международной конференции статистиков труда (1993 г.). Именно тогда закрепилась операционализация неформального сектора, основанная на характеристике предприятий, а не отдельных рабочих мест. Такой «неформальный сектор» в принципе не может улавливать неформальную занятость, так как фирма может быть неоднородной внутри (формальные и неформальные работники), а подсчет ведется на уровне целых предприятий. В результате возник разрыв между неформальным сектором как артефактом национальной статистики, позволяющим проводить межстрановые сравнения, и традицией содержательной трактовки этого термина. Ведь К. Харт писал о неформальной активности как возможности для бедняков заработать вне регулируемой системы официального найма. При существующих статистических методах учета занятость в неформальном секторе экономики не является неформальной занятостью. В России на основе методики Госкомстата, утвержденной в октябре 2001 г., неформальный сектор включает в себя три категории работников: • ПБОЮЛ (предприниматели без образования юридического лица); • занятых по найму у физических лиц; • работающих индивидуально, включая производство на дому для реализации. При этом принципиально неважно, что самозанятый может иметь лицензию и платить необходимые налоги, а предприниматель без образования юридического лица предоставляет соответствующую отчетность проверяющим органам, платит налоги, заключает легальные отношения найма с сотрудниками и т.д. Наличие лицензий и грамот за превышение задания по налогам ничего не меняет. Сам факт ведения бизнеса в указанных организационно-правовых формах является основанием отнесения к неформальному сектору. То есть подсчет ведется на уровне целых предприятий, и все занятые на таких предприятиях попадают, согласно статистике, в число занятых в неформальном секторе. И какая в нашем неформальном секторе доля действительно «неформалов» в хартовском смысле – никто не знает[7]. Ведь внутри предприятий неформального сектора могут быть как формально, так и неформально нанятые работники, зарегистрированные и незарегистрированные самозанятые. Неформальная же занятость считается, если можно так выразиться, индивидуально, т.е. по характеру конкретного рабочего места. И такие неформально занятые могут трудиться как внутри, так и вне предприятий формального сектора. В результате занятость в неформальном секторе лишь частично пересекается с понятием неформальной занятости, поскольку внутри формального и неформального секторов экономики есть разделение рабочих позиций на формальную и неформальную занятость. Таким образом, статистика, фиксирующая состояние неформального сектора, ни в коей мере не может служить основой нашего знания о неформальной занятости. Подчеркнем, что неформальная занятость имеет место как внутри, так и вне неформальных предприятий. Другими словами, неформальная экономика должна рассматриваться не только с точки зрения характера предприятий (не регулируются государством), но и с точки зрения характера найма (не защищены трудовым правом). Это приводит к формуле: Неформальная занятость = Неформальные предприниматели, преимущественно самозанятые и семейный бизнес + Бесконтрактный наем на формальных и неформальных предприятиях. Соотношение этих слагаемых в развивающихся странах – 60 и 40% [Linking…, 2006, р. 83]. Неудивительно, что под сегментацией неформальной экономики с точки зрения характера работы понимается исключительно сегментация видов неформальной занятости [Linking…, 2006, р. 78]: 1) неформальные работодатели; 2) семейный бизнес и самозанятые; 3) наемные работники неформальных предприятий; 4) периферийные наемные работники формальных предприятий (временные, частично занятые и пр.); 5) надомные работники; 6) неоплачиваемая домашняя занятость. Как правило, доходы снижаются по мере движения по этой типологии, а гендерная картина меняется от преобладания мужчин к преобладанию женщин. Новые формы организации бизнеса позволяют формальным фирмам расширять зону неформального найма. Это достигается следующим образом: • в рамках «стоимостных цепей» (субконтрактных отношений) фирма объявляет, что с остальными звеньями цепи у нее лишь коммерческие отношения, и они не лежат в области трудовых отношений этой фирмы; • отношения наема вуалируются, весьма условным становится сам факт наема с точки зрения как работника, так и правовой системы (например, при взятии товара на реализацию); • получают распространение формы наема, когда наем безусловен, но нет ясности – с кем (например, временный наем через агентство). • все чаще практикуется перенос субконтрактных подразделений в «третий мир» с устойчивой традицией неформальности.
|