Чем отличается мечта и творческое воображение
Психология
Мечтание и творческое воображение
Разница между этими процессами огромна! Как между бесцельным шатанием по улицам города и целенаправленным следованием человека куда-то по своим делам. Вроде бы процесс один- шагание, передвигание ног, а результаты процесса- разные.
Мечтание ( фантазия) – это мысленный «отлёт» от реальности, своеобразная прогулка разума в тех областях малосбыточного, что на реализацию увиденных картин в действительности, человеку не хватит не только сил, но и жизни. По сути, это бесполезная трата энергии и времени.
Человек, подверженный мечтательности, буквально «зависает» между явью и фантазийным пространством, оставаясь недовольным окружающей действительностью и, одновременно, разочарованный осознанием невозможности воплотить свои фантазии в повседневной реальности. Подобное положение вещей ведёт к развитию депрессивных состояний, деградации личности, делает человека социально неполноценным и малопригодным к выполнению каких – либо функций. Даже существует выражение «мечтательный тип», означающее индивидуума в состоянии «оторванности» от реальности, когда последний даже перестаёт следить за собой.
Но здесь есть одно «но». И упирается оно в выражение: «Всё хорошо в меру». Мечтает каждый человек. Весь вопрос в том, как он это делает.
Выбранные в процессе фантазии и идеализированные личностью свои: облик, образ и качество жизни, достижения, карьера обладающие некоторой реалистичностью относительно окружающей действительности, становятся мечтой. В ней (в мечте) человек черпает вдохновение, силы, энергию, упорство и целеустремлённость, пытаясь её достичь. Мечта становится своеобразной путеводной звездой, определяющей жизненный путь человека, маяком, позволяющим ориентироваться по нему в трудных ситуациях и катализатором созидательных действий и поступков индивидуума. Мечта, выбранная за границами реальных возможностей человека достичь её- называется утопией.
Ну, а воображение- это творческий процесс сознания, выделяющий из неясной картины мечты её чётко прорисованный образ и находящий (определяющий, прорабатывающий) пути её достижения.
«Воображение представляет собой специфическую форму духовной активности субъекта в познании и творчестве, связанную с воспроизведением прошлого опыта (репродуктивное воображение) и конструктивно-творческим созданием нового наглядного или наглядно-понятийного образа, ситуации, потребного будущего (продуктивное воображение)». (Спиркин А.Г. Основы философии. Москва. Политиздат. 1988. C. 297).
Практическое применение творческого воображения называется процессом визуализации. Этот процесс можно сравнить с построением конструкторами и архитекторами масштабных моделей своих творений для последующего их воплощения в реальности.
Процесс визуализации обретает практическую эффективность путём концентрации мысли желанием, вниманием, осознанным направлением её на материализацию. Добавив к этому процессу чувственное ощущение, присущее визуализируемой мыслеформе и уверенность в ней, как реально существующем явлении действительности, получаем «прочувственное воображение»- мощный метод воздействия на окружающую реальность.
В отличие от мечтания, фантазийное пространство которого человек даже не пытается воплотить в материальном мире, осознавая всю тщетность своих усилий, « прочувственное воображение» приближает выбранный объект (ситуацию) к реализации в действительности, путём постоянного поддерживания информационного образа мыслеформы в энерго-информационном поле окружающей реальности на должном энергетическом уровне, делая её уже существующей в нём.
Андрей Лекс,
метафизик, практический психолог, писатель
§41. Мечта
Особой формой воображения является мечта. Так же как и творческое воображение, мечта — это самостоятельное создание новых образов. Но она отличается от творческого воображения двумя существенными чертами:
1. Мечтой называется создание образов желаемого, тогда как в образах творческого воображения не всегда воплощаются желания автора. Никак нельзя назвать отрицательные образы Чичикова, Плюшкина, Ноздрёва «мечтой Гоголя». В мечтах находят своё образное выражение желания человека, то, что влечёт его к себе, к чему он стремится.
2. Мечтой называется процесс воображения, не включённый в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. п.
Это не значит, однако, что мечта никак не связана с деятельностью. Мечта направлена не на настоящую, а на будущую деятельность, и поэтому она нередко образует первую, подготовительную ступень творческого воображения. Силой творческого воображения создаёт изобретатель конструкцию аппарата, над которым он в данное время работает, а в мечтах он рисует себе очертания своих будущих работ, воплощение тех творческих замыслов, которые влекут его к себе.
Мечта — это процесс воображения, направленный на будущее и притом желаемое будущее.
Неправильно понимать мечту как результат пассивной, непроизвольной игры воображения. Бывают, конечно, и такие мечты (их нередко называют «грёзами»), но они образуют лишь низшую ступень этой формы воображения. На более высоких ступенях мечта становится активным, произвольным, сознательным процессом.
Ценность мечты определяется, главным образом, тем, в каком отношении находится она к деятельности человека.
Ленин в одной из своих работ приводит следующие слова известного критика и публициста 60-х годов Писарева, подчёркивая правильность заключённой в них мысли о «мечте полезной, как толчке к работе»:
«Моя мечта может обгонять естественный ход событий или же она может хватать совершенно в сторону, туда, куда никакой естественный ход событий никогда не может прийти. В первом случае мечта не приносит никакого вреда; она может даже поддерживать и усиливать энергию трудящегося человека. Если бы человек был совершенно лишен способности мечтать таким образом, если бы он не мог изредка забегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной картине то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,— тогда я решительно не могу представить, какая побудительная причина заставляла бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практической жизни. »
Характеризуя в лице Олега Кошевого лучших представителей «нового, самого юного поколения» советских людей, Фадеев подчёркивает у них такие, «казалось бы, несоединимые черты», как «мечтательность и действенность, полёт фантазии и практицизм». «Несоединимыми» эти черты могут лишь казаться на первый, поверхностный взгляд.
Мечта и полёт фантазии являются могучим толчком к деятельности. Мечтая, человек глядит вперёд, в будущее, и в своих мечтах видит как бы программу будущей деятельности, перспективы её. Его желания и стремления, воплощаясь в образах мечты, становятся более сильными и действенными. Особенно ярко это показано в «Молодой гвардии» в образах Сергея Тюленина и Любы Шевцовой: страстная мечта о подвиге играла исключительную роль в их духовном росте.
Совершенно иной характер имеет мечта, когда она выступает для человека как замена деятельности, когда человек мечтает, вместо того чтобы действовать, когда он уходит в мечту от жизни. Такие люди, мечтая, глядят не вперёд, а в сторону. Они находят в мечтах воображаемое исполнение своих желаний, и это избавляет их от необходимости бороться за действительное исполнение этих желаний. Таких людей называют «пустыми мечтателями».
Читайте также
§41. Мечта
§41. Мечта Особой формой воображения является мечта. Так же как и творческое воображение, мечта — это самостоятельное создание новых образов. Но она отличается от творческого воображения двумя существенными чертами:1. Мечтой называется создание образов желаемого, тогда
Мечта и реальность
Мечта о сотрудничестве
Мечта о сотрудничестве Мы привычно говорим: социум — это мужская территория, это сделано по-мужски. Но это громаднейшее заблуждение. Потому что социум не существует где-то в абстрактном, пустом месте, где до этого ничего не существовало. Социум построен на лоне реального,
МЕЧТА
Мечта
Мечта Иногда Вершина называется Мечта. Ты имеешь право на мечту. О чем ты мечтаешь? Это самые золотые точки жизни, которые тебе обещаны, которые ты можешь получить, которые ты можешь себе обеспечить – если будешь сильно хотеть и если тебе пусть немного, но обязательно
Мечта
Будущее – мечта?
Будущее – мечта? Это упражнение лучше делать с партнером или другом. Расскажите партнеру о его настоящем и будущем. Его задача будет состоять в толковании этой истории.Пусть перед вашим внутренним взором предстанет образ, навеянный действительностью, фантазией и
Большая мечта
Большая мечта Тур и его друзья рисковали ради мечты. Они чуть не погибли. Они претерпели большие мучения. Безмолвные звезды говорили с их сердцами бессонными ночами. Были и такие моменты в открытом море, когда они хотели бы, чтобы их приключение оставалось только мечтой.
День 43. Моя заветная мечта
День 43. Моя заветная мечта 1. Утренние страницы.2. Вы провели исследование, от чего вы страдаете, и насколько удовлетворяются сейчас ваши потребности.Обратитесь к пятой главе курса для того, чтобы определить, какая потребность стоит за вашим самым заветным желанием, и
Упражнение 3 Только моя мечта
Упражнение 3 Только моя мечта Выделите для выполнения упражнения достаточно времени, лучше всего выполнять его в выходной, в отдохнувшем и расслабленном состоянии. Приготовьте лист бумаги и краски (карандаши или фломастеры – на ваш вкус), если вы не умеете или не любите
Мечта идиота
Мечта идиота Майнд-машина, если верить рекламе, – это просто мечта идиота. Посудите сами. Она якобы:• снижает стресс;• повышает IQ на 20 пунктов;• повышает живость, проворство, резвость и расторопность;• улучшает все виды памяти;• снимает боль;• повышает
Мечта
Мечта Мечта – превосходная техника развития и использования творческого потенциала. Сядьте в удобное кресло, избавившись от шума и других отвлекающих факторов. Можете, однако, поставить расслабляющую музыку. Положите под руку блокнот и карандаш или диктофон. Теперь
Сексуальная мечта
Сексуальная мечта Гармоничные сексуальные отношения — непременное условие счастливого брака. Разумеется, их одних для полного счастья недостаточно, но что будет происходить с нашей психикой, если все остальное, кроме сексуальных отношений, у нас в паре хорошо?
Человек и Мечта
Человек и Мечта Человек и Мечта подружились.— Давай погонимся за Синей Птицей, — сказала Мечта.— Давай… — сказал Человек.В погоне за Синей Птицей неожиданно для себя они воспарили над бездной. Человек испугался.— Я упаду в бездну… Хочу обратно! — закричал он.Мечта
Воображения и мечты. Нужно ли мечтать?
Человек многое видит, и многое познает в своей жизни, у него формируются свои представления о жизни, которые представляют собой образы ранее видимых вещей. Кроме реального восприятия окружающего у человека также есть воображения и мечты. Некоторых людей называют мечтателями, так как они отрываются от реальности и пытаются мысленно формировать свою реальность. Хорошо это или плохо, мечтать? Для того чтобы это понять нужно изначально разобраться что такое мечты и что такое воображение.
Воображение это создание чего-то нового путем представления определенных образов. Это такой отход от действительности, когда человек пытается что-то воспроизвести в своей памяти, то чего нет, но могло бы быть при определенных обстоятельствах. Можно даже сказать, что воображение это один из способов отражения реальности. Нельзя сказать, что воображения полностью ирреальны, так как человек их создает на фоне заранее полученных знаний, соответственно у них есть связь с действительностью. Воображение человек тесно связано с проявлениями его личности.
Воображение может быть нескольких видов:
Мечта это, то же самое воображение, только направлено в будущее и определяет перспективу жизни и творчества человека. Она основывается на жизненных потребностях человека, которые вызывают у него желания и соответственно стремления. Нужно ли мечтать? Да, нужно. Мечты играют большую роль в жизни каждого человека и в жизни общества. Мысли материализуются и если человек о чем-то мечтает и желает, то он в итоге получает желаемое. Мечты это двигатель развития и прогресса.
Мечты имеют свойства сбываться и поэтому надо мечтать. В своем стремлении человек должен двигаться к цели, которая помогает ему поддерживать силу духа и волю. Если бы человек не мечтал, ему бы не было куда стремиться, а без стремления и развития человек деградирует. Обладать развитым воображением очень хорошо, так мечты представляются более отчетливо и детально и у них больше возможностей сбываться. Одна из условий правильного процесса мечтания это детальность. Вы должны себе представить свою мечту во всех подробностях, рассчитать все, так чтобы в итоге получить именно то, о чем мечтали. В ожидании осуществления мечты нужно действовать. Ничего не бывает просто так, нужно действовать и добиваться своей мечты. Ставьте перед собой цели и добивайтесь их! Главное это СТРЕМЛЕНИЕ!
Теоретические основы воображения, его виды и функции
Активное
Активное, иначе называемое преднамеренным, воображение — это сознательное работа человека с созданием новых образов.
При этом производится намеренная работа с преобразованием какой-либо информации для реализации вполне определенной цели.
Человек не утрачивает связь с реальностью, не теряет временных связей, а, используя свой накопленный опыт, стремится получить некий результат, который в исходный момент времени еще не известен ему самому.
Также, как правило, он не знает, когда именно и на чем остановится этот творческий процесс до тех пор, пока не получит удовлетворяющий его потребностям результат.
Активное воображение представлено следующими подвидами:
Это может быть словесное сообщение, условные знаки, схематические планы, описание местности и т. п.
Примеры
Воссоздающее
Его легко проиллюстрировать в следующей ситуации — человеку, впервые находящемуся на какой-то местности, объясняют, как проехать к требуемому пункту. Соответственно, ему приходится при помощи воображения воссоздавать примерную картину местности.
Также достаточно ярким его примером является создание образов при прочтении художественной литературы — внешнего вида героев, описания места действия и т. п.
В практической деятельности воссоздающее воображение включается при пользовании схематическими планами, инструкциями, алгоритмами к выполнению того или иного действия.
Творческое (продуктивное)
Композиторы, художники, писатели в процессе своей деятельности прибегают к использованию продуктивного воображения. Они не просто передают, копируют реальность, а создают принципиально новые образы и их сочетания.
Также невозможно представить работу ученых без творческого воображения. Проработка теорий и гипотез требует принципиально новых подходов, взглядов на привычные нам вещи, создания абсолютно новых понятий.
Огромное значение творческое воображение играет в конструкторской работе, где часто необходимо изменить различные технические характеристики в таком случае, когда все известные подходы не дают желаемого результата.
Антиципирующее
Примером может являться боязнь человека пройтись по краю крыши высотного здания, когда в сознании человека создаются негативные образы падения — в результате неаккуратного шага, головокружения.
Одновременно возникают картины возможных увечий, связанной с ними боли и даже страх смертельного исхода.
В результате человек отказывается от опасной прогулки, что потенциально может сохранить ему жизнь.
Однако проявляется антиципирующее воображение не только в экстремальных ситуациях. Важнейшая его функция — предвидеть непосредственное будущее.
Человек заранее «примеряет» последствия того или иного действия, которое он может совершить и в соответствии со своими представлениями выбирает наиболее приемлемый для него вариант.
При этом часто возникают ситуации, при которых у человека не хватает собственного опыта для принятия правильного, по его мнению, решения. В такие моменты и включается антиципирующее воображение.
Мечта
При помощи мечты человек строит свою конечную жизненную цель, не вдаваясь в подробности шагов для ее реализации.
Тем не менее, мечта может рассматриваться, как некое стратегическое направление в деятельности, как путь к стремлению.
Например, мужчина мечтает о создании семьи, покупке дома и автомобиля, однако не знает, когда и как это произойдет.
Однако он стремится к повышению по карьерной лестнице, чтобы заработать на дом и авто, пытается найти девушку, которая вызвала бы у него искренний интерес — в таком случае это можно назвать мечтой-планом. Она имеет сознательную природу, задавая направление всей деятельности.
В некоторых же случаях мечта носит защитный психологический характер, являясь замещением реальной деятельности.
При этом человек, вместо того, чтобы предпринимать реальные шаги к достижению цели, все больше погружается в мечты, не имея представления, как он будет их осуществлять, таким образом уходя от реальности.
Основные виды воображения
Существует несколько видов воображения:
Готовые работы на аналогичную тему
Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
Пассивное
Под пассивным (непроизвольным) воображением подразумевается такое возникновение образов, которое не требует от человека сознательных усилий.
При ослабленном сознательном контроле они возникают сами собой, без волевого усилия человека.
В истоке их возникновения не стоит логическая связь и осознание человеком реальной действительности.
Возникающие пассивные образы часто служат отражением его внутреннего состояния, страхов, стремлений, желаний, говорят о личностных потребностях индивидуума.
Непроизвольное воображение часто не подвергается логическому осмыслению, часто представляя собой совмещение абсолютно противоречивых образов.
Также нередко составляет сложность его вербализации после переживания, поскольку такие образы часто являются символическими, абстрактными и непонятными другим людям.
Управляется пассивное воображение двумя основными принципами:
Часто пассивно возникшие образы не привязаны ко времени. Таким образом, наблюдающий их человек также теряет ощущение времени.
Подвиды
Пассивное воображение делится на два подвида:
Описание
Теоретические основы воображения, его виды и функции
Библиографическое описание:
Рыбаченко, А. Б. Теоретические основы воображения, его виды и функции / А. Б. Рыбаченко, М. Ф. Барба, Е. В. Харсекина. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 5 (10). — С. 79-83. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1643/ (дата обращения: 22.06.2020).
Рассматривая процесс создания человеком чего-либо нового, мы сталкиваемся с феноменом психики человека. Его суть состоит в том, что человек создает в своем сознании образ, которого пока в реальности не существует, а основой создания подобного образа является наш прошлый опыт, который мы получили, взаимодействуя с объективной реальностью. Вот этот процесс — процесс создания новых психических образов — и получил название воображения. Воображение — это процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность и создание на этой основе новых представлений. Процесс воображения всегда протекает в неразрывной связи с двумя другими психическими процессами — памятью и мышлением. Следует отметить, что образы воображения создаются только путем переработки отдельных сторон имеющихся у человека образов реальной действительности. Говоря о воображении, нельзя недооценивать его роль в психической деятельности человека, потому что определенная переработка образов действительности происходит даже в самом простом варианте воспроизведения. Так, представляя себе какой-либо предмет или событие, мы очень часто не в состоянии воспроизвести соответствующие факты во всех подробностях и со всеми деталями. Однако вещи и события воспроизводятся не в виде бессвязных фрагментов или разрозненных кадров, а в их целостности и непрерывности. Следовательно, происходит своеобразная переработка материала, выражающаяся в восполнении представлений необходимыми деталями, т. е. в процессе воспроизведения начинает проявляться деятельность нашего воображения [4]. Деятельность воображения самым тесным образом связана с эмоциональными переживаниями человека. Представления желаемого может вызвать у человека позитивные чувства, а в определенных ситуациях мечта о счастливом будущем способна вывести человека из крайне негативных состояний, позволяет ему отвлечься от ситуации настоящего момента, проанализировать происходящее и переосмыслить значимость ситуации для будущего. Следовательно, воображение играет весьма существенную роль в регуляции нашего поведения.
Основное назначение воображения Л. С. Выготский усматривал, в организации таких форм поведения, которые еще не встречались в опыте человека и соответствуют новым, изменившимся условиям среды. Он выделил три основные функции воображения: 1) познавательную; 2) эмоциональную; 3) воспитательную и формирующую [2].
Деятельность воображения связана с работой коры больших полушарий головного мозга. Нередко этот когнитивный процесс соотносится преимущественно с активностью правого полушария. Однако следует признать, что для формирования образов воображения необходимо системное взаимодействие обоих полушарий, каждое из которых специализируется на выполнении определенных функций: правое полушарие обеспечивает целостность представления, соразмерность и композиционное единство, в нем принято усматривать материальный субстрат эстетических чувств; левое — делает возможным вербализацию представления, его детальное описание, т. е. поддерживает единство образа и слова, воображения и речевого выражения [1]. Принято считать, что физиологической основой воображения является актуализация нервных связей, их распад, перегруппировка и объединение в новые системы. Таким способом возникают образы, не совпадающие с прежним опытом, но и не оторванные от него. Сложность, непредсказуемость воображения, его связь с эмоциями дают основание предполагать, что его физиологические механизмы связаны не только с корой, но и с более глубоко залегающими структурами мозга. Образы, возникаемые в процессе воображения, не могут возникать из ничего. Процесс создания образов воображения из впечатлений, полученных человеком от реальной действительности, может протекать в различных формах. Исследования психологов позволили выделить несколько способов создания образов воображения:
Следует также отметить, что воображение из-за особенностей ответственных за него физиологических систем в определенной мере связано с регуляцией органических процессов и движения. Воображение оказывает влияние на многие органические процессы: функционирование желез, деятельность внутренних органов, обмен веществ в организме и др. Например, хорошо известно, что представление о вкусном обеде вызывает у нас обильное слюноотделение, а внушая человеку представление об ожоге, можно вызвать реальные признаки «ожога» на коже.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что воображение играет существенную роль как в регуляции процессов организма человека, так и в регуляции его мотивированного поведения.
Существуют различные виды воображения. В основании для выделения видов воображения могут лежать: степень субъективного контроля, степень уникальности образа, особенности предмета представления и т. д. При непроизвольном воображении новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей, влечений, установок. Такое воображение работает, как правило, тогда, когда человек спит, находится в дремотном состоянии, в грезах, в состоянии «бездумного» отдыха и тому подобное.
Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием. Со сновидениями всегда было связано множество предрассудков и суеверий. Это объясняется характером сновидений, которые представляют собой сочетание странных, небывалых, а порой даже абсурдных, фантастических, нелепых картин и событий. Причины такого характера сновидений та, что сон есть проявление особой активности изолированных групп нервных клеток коры в условиях, когда вторая сигнальная система затормаживается. Торможение второсигнальных связей приводит к тому, что у спящего человека отсутствует критическое отношение к возникающим сновидениям. Возникают причудливые, хаотические комбинации из обрывков следов прежних впечатлений и переживаний. В. А. Крутецкийсчитал, что сновидения и есть небывалая комбинация бывалых впечатлений [3].
Произвольное воображение представляет собой процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности. Для него характерно осознание не только цели, но и мотивов деятельности, ради чего человек должен продуцировать новые образы. Произвольное воображение разделяется на воссоздающее и творческое.
Воссоздающее воображение характеризуетсятем, что в его процессе создаются субъективно новые образы, новые для данного человека, а объективно они уже существуют, воплощены в определенных предметах культуры. Воссоздание образа может происходить на основе словесного описания, восприятия изображений в виде картин, схем, карт, чертежей, мысленных или материальных моделей.
Творческое воображение — это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Творческое воображение — продуцирование оригинального образа без опоры на готовое описание или условное изображение. Этот вид воображения играет важную роль во всех видах творческой деятельности людей. Образы творческого воображения формируются с помощью специфических операций. Е. А. Сошина выделила две такие операции, лежащие в основе продуктивной работы воображения:диссоциацию и ассоциацию [2].
Диссоциация — это подготовительная операция, в ходе которой прошлый чувственный опыт субъекта, те или иные впечатления подвергаются расчленению и в них выделяются элементы, позднее входящие в новые комбинации. Без предварительной диссоциации творческое воображение немыслимо. Диссоциация — первый этап творческого воображения, этап подготовки материала. Невозможность диссоциации — существенное препятствие для творческого воображения.
Ассоциация — создание целостного образа из элементов вычлененных единиц образов. Кроме того, существуют и другие интеллектуальные операции, например, способность мыслить по аналогии с частным и чисто случайным сходством [4].
Визуальное воображение — это такое воображение, за которым стоит конкретный визуальный образ.
Абстрактно-логическое воображение — такой вид воображения, за которым стоят абстрактные понятия, а также логические соотношения.
Образ представление времени — это продукт такого представления, который можно насыщать деталями, обобщать или схематизировать, изменять яркость, дифференцировать.
Образ представление пространства — это такой образ, с которым можно совершать следующие операции: мысленное вращение, масштабное преобразование, перемещение объектов, комбинирование составных частей, изменение пространственной ориентации, приращение, группировку, разбиение и другие.
Мечта — особая форма воображения. Мечта всегда направлена в будущее, на перспективы жизни и деятельности конкретной личности. Мечта позволяет человеку намечать будущее и организовывать свое поведение для его осуществления. Образы, созданные в мечте, отличаются ярким, живым, конкретным характером и в то же время эмоциональной насыщенностью, привлекательностью для субъекта. Мечта — это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д. [2].
Нередко мы используем воображение для создания картин привлекательно для нас будущего, совершаем научные открытия, наделяем себя чертами любимых героев книг. Это — мечты. Но мечты могут переходить в грёзы — сходные со сновидениями состояния, когда человек как бы переселяется в мир, созданный собственным воображением: девушка представляет себя прославленной киноактрисой; юноша — отважным космонавтом, переживающим все новые и новые приключения. Фантазия — это такой вид воображения, в котором отсутствует связь желаемого будущего с настоящим. В этом случае мечта из стимула действия может превратиться в заместителя действия и переродиться в мечтательность, в фантазию. Следовательно, мечта образует особую форму воображения. Она обращена к сфере более или менее отдаленного будущего и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого. Вместе с тем мечта может стать сильным мотивирующим фактором творческого поиска.
Различают в психологии также активное и пассивное воображение. Пассивным называется воображение, которое возникает «само собой», без постановки специальной цели. Так бывает, например, в сновидениях, в состояниях полусна или горячечного бреда. Активное воображение направлено на решение определенных задач. В зависимости от характера этих задач оно делится на воссоздающее и творческое.
Рассмотрев воображение и его роль в психической деятельности человека, следует отметить, что человек не рождается с развитым воображением. Развитие воображения осуществляется в ходе онтогенеза человека и требует накопления известного запаса представлений, которые в дальнейшем могут служить материалом для создания образов воображения. Воображение развивается в тесной связи с развитием всей личности, в процессе обучения и воспитания, а также в единстве с мышлением, памятью, волей и чувствами.
Основные термины
(генерируются автоматически)
: творческое воображение, воображение, образ, мечта, реальная действительность, вид воображения, деятельность воображения, процесс воображения, дремотное состояние, правое полушарие.