Чем отличается культура запада и востока

2. Отличия западной и восточной культур

В отношении к миру:

а) Запад исходит из Бытия; главное внимание — поиску его субстанции, основы. Возможны представления о несовершенстве мира, творчество—удел Бога и человека, может быть нацелено на разумное переустройство мира;

б) восточная культура исходит из не-бытия (как до-бытия).

В отношении к природе:

а) Запад как бы противопоставляет Человека и Природу, причем человек повелевает природой, может изменить ее в соответствии со своими представлениями о совершенстве и потребностями, единство человека с природой возможно через ее изменение, «подстраива- ние» к человеку;

б) восточная культура ориентируется на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписываться» в природу, в естественный ход вещей через самосовершенствование души и тела.

В трактовке бытийного призвания человека и ориентации

а) гуманистический подход нацеливает на изменение (совершенствование) мира и человека в соответствии с человеческими представлениями и проектами. Результатом такого подхода стал феномен социального проектирования, со времен «Государства» Платона постоянно пребывающий в социально-философской и социально-политической теории в виде различного рода «проектов» и «моделей», периодически реализуемых в ходе социальных революций (человек — активен, мир — пассивен). Приоритет частного труда;

б) духовная ориентация — на изменение самого человека как части мира и некой высшей духовной субстанции в соответствии с изначальным (не человеку принадлежащим) замыслом. (Принцип «недеяния»). Приоритет коллективного труда.

4. В понимании устройства мироздания, человеческой природы и человеческого бытия, механизмов исторического процесса:

а) в соответствии с принципом антропоцентризма в центр мироздания поставлен сам человек, достаточно совершенный, чтобы игнорировать какую-либо иную, трансцендентную волю.

В западной культуре ценны индивидуализм, суверенность личности, ее автономность, уникальность, проявленность своего «Я», своей свободы воли. Цель жизни — достижительность, карьера, имидж у окружающих;

б) принцип теоцентризма, предполагающий в основе мироздания некую высшую трансцендентную волю; призвание человека — научиться распознавать эту волю, «входить» в нее и творить ее как свою собственную.

Только постоянно пребывая в этой высшей воле, добровольно соединяя с ней свою собственную, можно преодолеть конечность своего бытия. А поскольку это может быть достигнуто не иначе как через изменение человеком своей природы, то в результате происходит и совершенствование общества как спокойный одномерный процесс, способный постоянно вбирать в себя новое и иное, ориентированный на устойчивость.

На Востоке отдельный человек традиционно чувствует себя лишь «физическим телом», которое становится собственно человеком, если его сердце обращено к другим людям. Личность живет лишь в коллективе, человек возможен только как представитель целого (холизм); индивидуализм растворен в служении коллективному целому. Отсутствует понятие свободы воли, человек — обязан и рад этому.

В отношении к государству, власти, закону:

а) закон выше власти, она требует своего обоснования, признание лидера обусловлено доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как начальнику, но душа его свободна. Положение личности зависит главным образом от ее умений, способностей;

б) власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер.

Во временной ориентации человеческого поведения:

а) ориентация на будущее (свое личное, своих детей, внуков, своего народа, человечества), имеющая иудео-христианские корни;

б) ориентация на вечность (что, разумеется, не исключает будущее), на циклы, круговороты, в том числе рождений и смертей.

В ценностных ориентация личности и общества:

а) потребительски ориентированное бытие («улучшение» жизни человека и человечества);

б) духовно ориентированное бытие, высшая ценность и высший критерий которого — служение высшей трансцендентной сущности, высшей воле. Так, например, все, что делает верующий мусульманин, он делает «во славу Божью»; верующий буддист стремится так построить свою жизнь, чтобы его мысли и действия максимально совпадали с ритмами Вселенной, не нарушали бы «космического закона», верующий индус стремится к улучшению своей «кармы», что может обеспечить ему благоприятное перерождение в следующем жизненном цикле.

В оценке познавательных и преобразовательных возможностей

а) антропоцентристский подход основывается на принципе безграничной познаваемости мира, в котором есть свои секреты, раскрываемые людьми с целью использования их во благо себе и своим потомкам, на всемогущество разума. Мышление — скорее рациональное, теоретическое, с разделенными субъектом и объектом. Мысль выражается только в языке, что обусловливает особую роль логики, формализации;

б) теоцентристская традиция полагает, что в мире есть области, где кончаются «проблемы» и начинаются тайны, что от человека зависит далеко не все, что есть нечто принципиально непознаваемое. Существуют «трудности», которые не носят временного характер и которые нельзя обойти, — их можно только мужественно принять (наше несовершенство, доступность страданиям, трагическим случайностям, нашу смертность). Эти «проблемы» неразрешимы в ходе «культурного прогресса», отчего и самому этому «прогрессу» не придается большого значения.

В сущности и механизмах познания:

а) процесс познания сводится к познающей активности субъекта, исследующего (или иным путем постигающего) свойства объекта. Разум — высшая ценность;

б) познание есть не только исследование свойств объектов, но и их духовное постижение на уровне, недоступном рациональному исследованию. Другими словами, в основе познания — не только познающая, волюнтаристская активность субъекта, но и самораскрывающаяся активность объекта (во многих религиях это называется «откровением»: объект сам «открывает» себя познающему субъекту в ходе «интуиции», «медитации»).

В отношении человека к истине:

а) истинно лишь то, что подвластно уму и воле человека, контролируемо им (фаустовское «что нужно знать, то можно взять руками»). Человек нуждается лишь в таких истинах, которые служат ему; б) истина есть само бытие, само сущее, то, что нам дано, и поэтому она не зависит от ума и воли постигающего ее. Человек нуждается в истине, которой он мог бы служить, которой он мог бы подчинить свою жизнь.

11. В отношении к религиозной вере:

а) мировоззрение первого типа объективно находится в противоречии с глубокой религиозной личной верой. Поэтому, когда его носитель заявляет о себе как о человеке «верующем», это не может порождать сомнений относительно глубины этой «веры»: либо она ограничивается уровнем обрядности и «богословских» суесловий, либо представляет собой нечто вроде современного протестантизма, т.е. полностью лишенную мистического начала гуманистическую идеологию, придающую себе «религиозный внешний вид» путем широкого использования конкретной религиозной «классики» (Библии);

б) носителям мировоззрения второго типа, как правило, присуще конкретное личное вероисповедание. В одних случаях вера становится результатом сложившегося мировоззрения (понимая или чувствуя, что «что-то есть», человек начинает это «что-то» искать); в других, наоборот, вера играет роль стимула к формированию определенной системы философских, социологических, эстетических и иных взглядов.

Контрольные вопросы: 1.Что понимал Г.В.Ф.Гегель под именами «Восток» и «Запад»? 2.Определите специфику культуры Востока? 3. Определите специфику западной культуры?

4.Опредолите основные позиции и принципиальные отличия западной и восточной культуры?

Источник

Разница между восточной и западной культурой

Главное отличие

Основное различие между восточной культурой и западной культурой состоит в том, что восточная культура в некоторой степени консервативна, более традиционна, имеет типичные нормы и ценности, тогда как западная культура — это открытая культура, имеющая широкий смысл, современная и принятая в наше время.

Восточная культура против западной культуры

Восточная культура является традиционной, которая служит своему народу с различными религиями, языками, нормами и ценностями, тогда как западная культура является современной, которая исповедует несколько религий и не очень вовлечена в типичные традиции. Восточная культура основана на авторитетном стиле лидерства, в то время как западная культура в основном следует аффилиативному стилю лидерства. Восточная культура несколько неформальна; с другой стороны, западная культура формальна во многих аспектах.

Народы восточной культуры с большей вероятностью будут находиться в группах, принимать решения, консультируясь с другими народами, в то время как люди западной культуры индивидуалистичны, поскольку они принимают решения самостоятельно. Восточные народы избегают споров и столкновений; С другой стороны, западные народы прямолинейны, не заботясь о конфликте. Восточная культура уважает старших и заботится о них в старости, тогда как западная культура не придает большого значения старшим, поскольку они обычно живут в старых домах.

Образовательный стиль восточной культуры — трудолюбие, основанный на борьбе и творчестве; с другой стороны, западное образование более основано на творчестве и концептуальности. Восточная культура иерархична; С другой стороны, западная культура основана на равенстве. Обычно считается, что восточная культура делится и помогает, тогда как западная культура в этом смысле требует эгоистичного поведения.

Народы восточной культуры менее выразительны, поскольку обычно не выражают гнев; С другой стороны, народы западной культуры выразительны, поскольку они прямо выражают свой гнев. Восточная культура ориентирована на тишину во многих аспектах, в то время как западная культура ориентирована на шум.

Сравнительная таблица

Восточная культура Западная культура
Восточная культура традиционна, имеет последователей различных религий, несколько консервативна, развивается, непримирима к изменению культуры и уважительна.Западная культура современна, развита и развивала свою культуру в широком смысле и много раз менялась.
Индивидуализм
Менее индивидуалистические, обычно в семейных системах и в группах.Индивидуалистичнее, живи самостоятельно.
Зависимость
ВзаимозависимыйВ основном независимый
Стили лидерства
Следуй и руководствуйся.Партнерское лидерство, меньше шансов следовать за лидером.
Система образования
Трудолюбивый, борющийся и творческий в некоторых аспектахНа основе творчества и концепций
Старейшины
Уважительные, живите с нимиНе особого внимания, живут в старых домах.
Выражение поведения
Менее выражены гнев и чувстваБолее выразительный и простой
Религия исповедуется
Используются многие религии, такие как буддизм, даосизм, ислам, христианство, индуизм, сикхизм, иудаизм, зороастризм, конфуцианство и т. Д.Практикуются ограниченные религии, такие как христианство, буддизм, ислам, иудаизм и т. Д.

Что такое восточная культура?

Восточная культура считается зонтичным, термин, который включает в себя множество наций, стран и социальных культур. Восточная культура представляет собой азиатские страны, такие как Китай, Япония, Россия, Корея, Индия, Саудовская Аравия, Турция, Пакистан и другие связанные с ними территории. В восточной культуре человек взаимосвязан с природой и духовно связан со многими богами согласно верованиям. Восточная культура традиционно более религиозна во многих отношениях, чем исповедуется множество религий.

Народы восточной культуры менее выразительны, поскольку они реже проявляют свое выражение, особенно гнев. Восточные народы больше связаны друг с другом и зависят друг от друга. Восточные культуры отличаются большим разнообразием, поэтому они все больше проникают в народы во все времена. Некоторые основные культуры влияют и на культуры других соседних регионов. Восточные народы заботятся о своих старших в старости. Народы восточной культуры больше помогают и делятся друг с другом.

Некоторые основные восточные культуры

Арабская культура: слово «араб» означает «пригласить кого-нибудь на обед». Арабы влияют на народы таким образом, что их язык, вежливость и богатство проявляются там.

Китайская культура: эта культура возникла около тысячи лет назад и стала одной из старейших культур. Буддизм и даосизм — основные религии Китая. Китайцы более процветающие, гостеприимные, а воспитанная нация влияет на Восточную Азию своим разнообразием.

Индо-пакская культура: Индо-пакская культура также является одной из древнейших исторических культур, в которую проникают различные религии, нормы и ценности. Народы несколько консервативны, как типичные жители Востока.

Что такое западная культура?

Западная культура включает Америку, Австралию, Европу и Новую Зеландию. Эта культура давно развивается и зарекомендовала себя как развитая. Западная культура гибка; поэтому он время от времени менялся в соответствии с потребностями и предпочтениями. Западная культура не традиционна, со своими ценностями и традициями. Обычно это позволяет людям независимость. Западная культура следует нескольким религиям: христианству, буддизму, исламу и иудаизму.

Западная культура имеет предприимчивость и творческий подход к быстрому развитию. Западная культура следует линейному развитию, так что они могут даже изменить свои нормы и ценности вместо развития. Люди западной культуры обычно более выразительны и прямолинейны, поскольку они прямо выражают свои чувства и гнев.

В западной культуре есть более творческие и концептуальные стили обучения. Западные народы независимы и принимают собственные решения, не советуясь с другими. Они думают о себе больше, чем о других. Западная культура основана на равенстве, а не на иерархии. Западная культура обладает широким чувством исполнительства. Западная культура не обращает внимания на старших, поскольку они живут в старых домах, а не вместе с ними. Народы западной культуры считаются эгоистичными, поскольку они не делятся с другими.

Западные народы обычно говорят открыто и более эффективно выражают идеи. Западная культура более подвержена внешнему контролю, чем внутреннему самоконтролю.

Ключевые отличия

Заключение

Восточная культура следует традициям, исповедует множество религий, имеет трудолюбивую образовательную систему и менее выразительна, тогда как западная культура является современной, широкой, исповедующей несколько религий, творческой образовательной системой и более выразительной.

Источник

II Восточная и западная культура

Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока

Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока

Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока

Деление культур на восточные и западные фиксирует не только их территориальное расположение, но и характеристику методов и способов познания мира, ценностных ориентаций, основных миро-воззренческих установок, общественно-экономических и политиче-ских структур.

1. Западные и восточные культуры различаются динамикой развития.

Для социодинамикизападной культуры характерны волнообразность, рывки, неравномерность. Процесс перехода к новому протекает как ломка устаревших ценностных систем, общественно-экономических и политических структур.

2. Западная традиция подчеркивает активное отношение человека к внешнему миру.

Деятельность человека понимается как направленная вовне, на преобразование предметов. Поэтому для западной культуры характерен ускоренный прогресс техники и технологии, быстрое изменение предметного мира.

Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока

Источник

Презентация. Отличия восточной и западной культуры.

Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока

Описание презентации по отдельным слайдам:

Отличия Восточной и Западной Культуры.

ВВЕДЕНИЕ Разделение культур на западные и восточные подразумевает не только их географическое расположение, но и различную ментальность населяющих эти территории народов, то есть различие в характеристике способов и методов познания мира, научных, религиозных, художественных, эстетических и духовных ценностей, основных мировоззрений, общественно – экономических и политических структур. На Востоке и Западе свои тенденции развития, отличия, направления и есть даже сходства, хотя они и противостоят друг другу. Под Востоком понимается культура таких стран, как Япония, Китай, Индия, некоторые арабские страны, а под Западной цивилизацией страны Западной Европы. Культуры Запада и Востока во многом различны и даже противоположны, и можно выделить присущие им черты. Конечно, восточная цивилизация была и остаётся более устойчивой, предстаёт как сплошная линия. Восточная культура очень гибкая, в ней основы цивилизации оставались и остаются незыблемыми. Западная культура представляет собой культуру, ориентированную на динамический образ жизни, ценности технологического развития, совершенствование общества и культуры, бурное развитие всех сфер человеческой деятельности. На Западе цивилизация двигалась вперёд как бы рывками, которые несли с собой крушение старой системы ценностей, политических и экономических структур. Новые веяния разрушали некоторые устои цивилизации. Восток, во многом в противоположность Западу являет собой воплощение спокойствия, непротивления. Боясь разрушить хрупкую гармонию мира человек, культуры востока предпочитает не вмешиваться в развитие мира, а стоять на стороне пассивного созерцателя течения жизни и бытия. Восток – это некое воплощение принимающего, женского принципа-начала он никогда не отступает от существующих в духовном мире заповедей (при этом часто ущемляя существование плоти, но при этом всегда стремясь к существованию гармонии и равновесию в мире). Западный человек, в отличие от человека Востока имеет другой менталитет, другие взгляды на жизнь, природу, бытность и т.д. Действительно ли Восток и Запад так сильно противостоят друг другу, или они ассимилируют между собой.

ПРОТИВОРЕЧИЯ ВОСТОЧНОЙ И ЗАПАДНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ. В устойчивости Восточной цивилизации и состоит первая особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (Античность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое и растворяются в нем. Восток очень гибок, он способен вобрать и переработать многие чуждые себе элементы. Так, по замечанию одного из крупнейших востоковедов, нашествия «варваров» (кочевых племен, живших на границах Китая и переживавших период разложения первобытнообщинного строя ) не только не уничтожили китайское государство, но даже не прервали его существования. И даже в северной части страны, где образовались «варварские» королевства, эти королевства очень скоро перестали быть «варварскими», превратившись в те же китайские. Коренное китайское население этой части страны ассимилировало пришельцев и привило им свою цивилизацию. Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосуществовало множество религий,’ и даже ислам, непримиримый в отношении западного христианства, довольно спокойно уживался с традиционными восточными верованиями. Таким образом, какие бы потрясения не происходили, основы цивилизации оставались незыблемыми

ТРАДИЦИИ ВОСТОКА И ЗАПАДА Третьей особенностью Востока является приверженность традиции. Традиция встречалась и в Европе, однако в цивилизациях Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом «золотом» веке. И все новое получало оправдание только тогда, когда можно было подыскать, что-нибудь подобное в древности. Все здесь непрестанно повторяется, несколько видоизменяясь, но сохраняя обязательно черты сходства. Человеку европейского Средневековья в голову не могло прийти писать в стиле Гомера. А на Востоке на протяжении 3000 лет можно встретить в стихах одни и те же размеры, мелодии и т.д. Любое неоправданное нарушение традиций (даже самых незначительных) воспринималось как сущий кошмар. Так, великий китайский философ Конфуций повествует об одном сановнике, устраивавшем «в храме танцы, в которых танцоры выстраивались в восемь рядов». Поскольку в древности такие праздники мог давать только император, Конфуций с возмущением заявляет: «Если это можно вынести, то, что же тогда нельзя выносить?!». Он же создал целую теорию (до сих пор имеющую на Востоке огромное влияние) о том, что общество должно жить по раз и навсегда установленному ритуалу поведения. Без ритуала, по его мнению, обесценивается все. «Почтительность без ритуала приводит к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь. Смелость без ритуала выглядит грубостью». Ритуал властвует не только в человеческом обществе, но и в природе. Ему подчинены смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций также воспринимал не чем-то новым, а лишь возрождением учений прежних веков. «Излагаю, но не создаю. С любовью и верой отношусь к древности».

Источник

Различия культуры Запада и Востока

Понятие, сущность дихотомии «Восток-Запад», её характеристика. История формирования представлений о различиях Запада и Востока. Специфика, отличительные черты типов культуры, значение менталитета населения. Факторы, влияющие на отношения Запада и Востока.

РубрикаКультура и искусство
Видкурсовая работа
Языкрусский
Дата добавления14.12.2014
Размер файла54,0 K

Чем отличается культура запада и востока. Смотреть фото Чем отличается культура запада и востока. Смотреть картинку Чем отличается культура запада и востока. Картинка про Чем отличается культура запада и востока. Фото Чем отличается культура запада и востока

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Южный федеральный университет филиал в г. Железноводск

«Различия культуры Запада и Востока»

ЖЕЛЕЗНОВОДСК 2012 год

2. История формирования представлений о различиях Запада и Востока

3. Особенности различий культуры

3.1 Восточный тип культуры

3.5 Западный тип культуры

4. Россия как тип культуры

5. Факторы, влияющие на отношения Запада и Востока

Список использованной литературы

Для того чтобы сравнить культуры запада и востока нужно учесть отличия по многим аспектам, то есть различия в искусстве, науке, религии, моральных устоях, политическом устройстве и т. д.

Границы между цивилизациями проходят не по географическому, а по культурному принципу. Так Австралия традиционно считается страной западной культуры, а мусульманские страны, вне зависимости от их географического положения, принято считать странами Востока. Границу культур особенно трудно провести в регионах культурного разнообразия, таких как Босния и Герцеговина, чьи граждане могут осознавать себя частью как восточного, так и западного мира, в зависимости от этнической или религиозной принадлежности. Кроме того, жители разных частей мира воспринимают границы по-разному, например, страны Западной Европы, традиционно определяют Россию как Восток, в то время как исламские народы воспринимают все христианские народы, как часть западного мира.

2. История формирования представлений о различиях Запада и Востока

В XX веке получила распространение теория разделения мира именно по культурным критериям.

Как известно, Запад и Восток являют собой два противоположных типа мировоззрения, мироощущения, способа бытия в мире, две противоположные типологические формы культуры: деятельностную и созерцательную, интеллектуально-рационалистическую и образно-поэтическую, активно-прогрессистскую и сдержанно-консервативную, прагматическую и экономическую.

3.1 Восточный тип культуры

В целом ряде исторических исследований Восток или его какая-то часть представлялись то краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности, то акцентировалось в духе застоя, рабства и нищеты.

На самом деле Восток и в древние времена, и сегодня не представлял и не представляет собой монолитное целое, двигающееся в одном направлении. Можно выделить три направления в истории развития его цивилизации: панегирический (хвалебный), критический и исламский. В рамках первого Восток, и, прежде всего, Китай, представлялись краем всеобщего благоденствия, учености и просвещенности и ставились как пример, как образец мудрости в управлении. В рамках второго типа (Древний Египет, Древняя Персия, некоторые другие деспотические государства Востока) внимание акцентировалось на духе насилия, рабства, жестокости и длительного застоя. В рамках третьего типа цивилизации (Восток арабо-исламского региона) широкое распространение получило представление о превосходстве морально-этических норм арабо-мусульманской цивилизации над Западом, развития точных наук, таких как алгебра, тригонометрия, астрономия, география, химия, психология, медицина и другие.

Особенности менталитета людей азиатского, преимущественно дальневосточного, региона эпохи традиционных, классических обществ, соотносятся с доминирующими особенностями правополушарной активности мозга. Менталитет такого типа характеризуется следующими чертами:

1. традиционализмом, консерватизмом, слабой отзывчивостью к чужому, замкнутостью на собственных традициях;

2. готовностью индивидуального «я» растворяться в общем «мы», выступающей как ценность, признак хорошего тона;

3. готовностью к растворению в сверхличной стихии и порождаемым ею спокойным отношением к смерти;

4. способностью легко адаптироваться к внешним условиям, гибкостью психических структур, уступающих давлению внешней среды и вновь обретающих свои прежние формы, как только давление ослабевает;

5. преобладанием интровертных ориентаций над экстравертными, умением ценить созерцательное мироотношение и предпочитать его активным усилиям, направленным на внешнее освоение мира;

6. склонностью отдавать предпочтение не борьбе противоположных начал, а равновесию сил, их примирению и согласию как пути к переходу на более высокие уровни бытия, ведущие к достижению абсолютного покоя как наиболее совершенного и гармоничного состояния;

7. чуждостью безграничному рационализму, скептическим отношением к идее всемогущества человеческого разума; склонностью не расчленять мир на части в ходе холодного рассудочного умствования, а ценить его как живую целостность;

8. негативным отношением к идее отрыва цели от средств; склонностью рассматривать их как единое целое и видеть в средствах не что иное, как развернувшееся содержание цели;

Сегодняшняя реальность состоит в том, что Восток уже стал равновеликой Западу несущей конструкцией мирового сообщества, и эта его роль будет усиливаться. Причем на самом Востоке фактически образуются несколько центров (Китай, Япония, Индия, Иран, Казахстан, в том числе и численно возрастающая группа более мелких, но весьма динамичных новых индустриальных стран), способных наравне соперничать как между собой, так и с Западом, если не в целом, то с ведущими его державами.

Остановимся поподробнее на некоторых культурных центрах современного Востока.

Китай можно назвать вечной цивилизацией. Древнейшие поселения земледельцев (культура Яншао) появляются в долине реки Хуанхэ за 5000 лет до н.э. После периода земледельческих культур Китаем стали управлять первые династии (к XXII в. до н.э. относится начало правления династии Ся, а к XVIII в. до н.э. династии Шан). В Китае письменность возникла очень рано (во II тыс. до н.э.), и необозримое количество письменных источников представляют богатейший материал для реконструкции исторических событий.

Однако многие ранние тексты канонизированы, обросли комментариями, и часто трудно отделить реальные исторические факты от их более поздней интерпретации.

Вся дальнейшая история Китая также связана с правлением династий императоров. Некоторые из них правили сотни лет, некоторые десятки. Основателями новых династий чаще становились потомки древнейших аристократических родов, но иногда императорами провозглашали себя простолюдины, возглавлявшие крестьянские восстания.

В качестве исторических периодов в Китае выделяются этапы правления династий, переживавших подъем, стабильность и спад. Можно говорить об особой «династической цикличности» в истории Китая. Среди династий, правление которых оставило наибольший след в истории, называют династии Чжоу, Цинь, Тан и Сун, Цин. После свержения императорской власти в стране приступили к либеральным и демократическим реформам. Однако в 1937 г. японцы оккупировали Китай, и началась длительная война, в ходе которой укрепились позиции Коммунистической партии Китая (КПК). После войны КПК получила полную власть в стране и провела социалистические преобразования. Только после смерти председателя компартии Китая Мао Цзэдуна в Китае наступила эпоха энергичных реформ. Проводимые в последние десятилетия XX в. реформы оказались настолько успешными, что Китай обещает стать супердержавой XXI в.

В Китае образование стало «лифтом социальной мобильности», обеспечивая возможность перехода из одного социального слоя в другой, во многом благодаря личным заслугам.

В представлениях древних китайцев создателем всего сущего было Небо, порождающее все многообразие от связи с Землей. В средневековой мифологии Небо представлялось как место пребывания огромного числа божеств. Широко были распространены предания о культурных героях: Фу-си научил людей приготовлению пищи на огне, охоте и рыболовству, Хуан-ди придумал колесницы, дороги и календарь, Суй-жэнь добыл огонь, Шэнь-нун устроил рынок и научил людей земледелию.

Разрозненные вначале образы древнекитайской мифологии постепенно складывались в единую систему с огромным количеством мифов, многие из которых до сих пор живы в сознании китайцев.

В культуре Китая важное место занимает такой феномен сознания, как «китайские церемонии». Этот термин используют в Европе для обозначения строгих норм поведения и мышления, в Китае отношения между людьми, да и сам человек становился проекцией его общественной значимости. Не столько индивидуальность, сколько социальная роль, которую выполняет человек, стала ценностью в китайской цивилизации.

Миф мужского превосходства был характерен для конфуцианства, тогда как даосизм с его искусством гадания и врачевания становился религией для женщин.

Воспитывая детей, китайцы старались внушить им необходимость беспрекословного повиновения старшим, уважения к родителям. Ради сплоченности семьи требовалось жертвовать личными интересами. Каждый ребенок твердо знал свое место в семейной иерархии. В целом китайские методы воспитания, в первую очередь воспитания сдержанности и подчинения, серьезно расходятся с западными принципами.

Единство эстетических принципов сближало каллиграфию с живописью. В VI-XI вв. складываются основные жанры китайской живописи: пейзаж («горы» и «воды»), «цветы» и «птицы», «люди». Ведущая роль среди них принадлежала пейзажу. Традиционная китайская живопись условно подразделяется на два основополагающих стиля: «гунби» и «сеи». «Гунби» или «стиль четких линий» декоративен, он представляет собой передачу изображения посредством тщательно выписанных, контурных линий, обрисовывающих предметы и детали. «Сеи» значит «передача идеи». Для данного стиля основной целью является передача эмоционального настроения, а не внешнее сходство с натурой и ее детализация.

Входившая в круг занятий образованных людей живопись высоко ценилась в средневековом Китае. Талантливые художники, среди которых были даже императоры, пользовались заслуженной славой. Создатели средневековой скульптуры, которая считалась уделом ремесленников, наоборот, оставались обычно безвестными.

Выдающимся явлением мировой культуры была классическая китайская поэзия. Лучшие танские поэты: Ли Бо (701-770), Ду Фу (712-762), Бо Цзюй-и (772-846).

Влияние «вечной цивилизации» Китая на другие страны и народы было ощутимым всегда. Оно заметно сказалось на развитии Японии, культуру которой можно считать «дочерней» по отношению к китайской.

История Японии делится на эпохи, названия которых не всегда связаны с династиями, как в Китае, они могут определяться и переменой столицы.

Буддизм в отличие от синтоизма, чисто национальной религии, был привнесен в Японию извне. Он получил распространение здесь с середины VI в. и оказал огромное влияние на культурную жизнь японцев. У буддизма и синтоизма сложился общий пантеон богов.

Японский буддизм не был единым учением, а развивался различными школами (сектами). Особую известность и в Японии, и за рубежом, приобрела секта дзен-буддизма (японское слово «дзен», как и китайское слово «чань», означает медитацию). Дзен-буддизм проповедовал мистическое самоуглубление и внеразумное постижение истины. Последователи дзен отказались от ритуальности, не признавали духовных авторитетов и норм, не доверяли слову и тексту как форме передачи высшей истины и логическому мышлению как способу ее постижения, полагая, что достичь сатори (просветления) можно лишь путем мистического созерцания. Дзенские монахи перенесли внимание на эстетическое переживание как на возможность непосредственного постижения истины через произведения искусства. Вследствие этого дзен-буддизм оказал значительное влияние на японскую эстетику и художественную культуру, внес существенный вклад в духовное возрождение Японии и формирование национальной психологии.

Как отмечают исследователи, у японцев ощущение принадлежности к социальной группе, в качестве которой выступают семья и соседи, сослуживцы и земляки, выражено острее, чем в любой другой культуре, за исключением разве что китайской.

Для социального поведения японцев характерна эмпатия (способность сопереживания другому человеку). Стремление понять другого и действовать в соответствии с его ожиданиями стоит на первом месте в поведении японца, предполагая в свою очередь зависимость от другого.

Японцам свойственна и особая статусность общения: каждый человек располагается на своей ступеньке социальной лестницы, строго выполняя обязанности и пользуясь правами и при этом стараясь не переступить грань дозволенного.

Современные авторы, описывая привлекательные стороны японского национального характера (умение избегать соблазнов, отделять добро от зла, восторгаться красотой), не обходят негативные характеристики: формализм, бюрократизм и авторитаризм.

В поведение японцев глубоко проник традиционализм, став важнейшей чертой национального характера. Сложившиеся традиции закрепляют национальные, культурные и бытовые обычаи японцев. Япония оказалась страной, открытой к культурному диалогу в гораздо большей степени, чем Индия или Китай. В Японии традиции успешно сочетаются с усвоением нового.

После периода изоляции Япония уже не прибегала к искусственным барьерам против внешнего культурного натиска, не отталкивая новые элементы, а ассимилируя их. Любой элемент чужой культуры осваивался здесь прагматично, в соответствии с потребностями самой Японии.

Синтоизм и буддизм повлияли не только на формирование национального характера японцев, но и на искусство.

Чайная церемония на время как бы выключает ее участника из повседневности, сосредоточивает его на переживании красоты, открывает ему путь к просветлению вне зависимости от его социального статуса.

Эстетика дзен лежит в основе таких жанров японской поэзии, как хайку и танка. Хайку состоит из трех строк. Столь миниатюрная поэтическая форма требует от поэта не описания чувств, а лишь намека на них, способного вызвать цепочку ассоциаций и переживаний читателя и слушателя. Такое стихотворение могло родиться лишь сразу, в особом состоянии мгновенного озарения. Дзенское искусство медитации было по сути дела подготовкой к творчеству поэта и сотворчеству читателя и слушателя. Понять поэтические миниатюры можно было также в состоянии мистического озарения. Содержание их считалось неисчерпаемым. Хайку часто таит в себе скрытый смысл, понять который можно, лишь погрузившись в медитацию. Хайку иллюстрирует такую черту японского характера, как развитое подсознательное начало. Все виды японского искусства подчиняются идее подсознательного как ведущего принципа жизни, что проявляется и в театрах Но и Кабуки, и в японской жизни.

В XVIII в. появилась цветная ксилография (школа укиё-э). В ней работали знаменитые художники Хокусай и Утамаро. Японская ксилография была хорошо известна в Европе и оказала заметное влияние на европейскую живопись, особенно на импрессионистов.

дихотомия восточный западный культурный

Исследователи называют Индию страной, в которой не было истории. Конечно, речь идет об отсутствии истории в европейском понимании этого слова. Естественно, исторические события в Индии происходили, но экономика и социальная структура общества не претерпевали качественных изменений, обнаруживая удивительное постоянство.

В связи с господством устной традиции передачи знаний в Индии долгое время не существовало письменной истории. В стране совершенно не заботились о расположении прошлых событий в хронологическом порядке. Социально-историческая память долгое время существовала исключительно в религиозно-мифологической и эпической формах.

Знания об индийской истории извлекаются из эпоса или религиозной литературы, которые сами создавались и передавались в устной традиции и были письменно зафиксированы лишь в первые века до н.э.

Еще одна историческая особенность Индии заключается в том, что на протяжении всей своей длительной истории страна представляла собой сотни отдельных самостоятельных княжеств, управлявшихся раджами. Страна почти не была централизованным государством, хотя в период правления династии Гуптов и династии Маурьев удавалось добиваться ее централизации. Именно с правлением этих династий связаны периоды расцвета индийской культуры.

Учитывая отсутствие исторических источников и ту роль, которую в жизни Индии играла религия, наиболее значительные периоды можно выделить в связи со сменой верований. Индия была перекрестком религий. За тысячелетия индийской истории на ее территории сменилось несколько типов верований: брахманизм, ведизм, буддизм, индуизм и ислам. С появлением каждого из них связан целый этап в развитии культуры при сохранявшейся относительной неизменности социально-политической структуры.

Используя социологические термины, можно охарактеризовать индийское общество как закрытое и немобильное, с жестким делением на страты (касты). Социальная мобильность была чрезвычайно низкой: никакие личные заслуги и дарования не давали человеку возможности повысить свой социальный статус. Так, образование не выступало как «лифт социальной мобильности», ибо было доступно исключительно касте брахманов. Даже брак между представителями разных каст был запрещен.

Жесткая кастовая система была своего рода альтернативой слабой политической власти, а быть может, и главной ее причиной. Общество вполне могло существовать без сильного государства, без эффективной администрации, ибо внутренние его законы с успехом выполняли политико-административные функции.

Деление общества на слои было зафиксировано еще в преданиях Ригведы. Высшей кастой была каста брахманов. Ее представители совершали жертвоприношения, осуществляли обряды и церемонии. Родившемуся в семье брахмана мальчику давали образование: на протяжении многих лет он изучал древние тексты, запоминая их наизусть. Священные тексты Вед, написанные за три века до н.э., до этого передавались исключительно в устной традиции. В чтении наизусть запрещались какие-либо ошибки, так как это считалось не просто грехом, но было катастрофой для исполнения ритуала.

В условиях господства устной традиции брахманы были живой памятью индийской культуры. Жрецы-брахманы монополизировали культ и обряды, а также право изучения священных текстов и даже само право на образование. Они строго охраняли кастовые различия.

Индийское общество имело наиболее жесткую социальную структуру из всех, которые известны исследователям. Закон кармы заставлял индийцев принимать установленный социальный порядок без малейших попыток к сопротивлению.

История Индии в отличие от Китая не знает ни крестьянских восстаний, ни народных движений. Признание закона кармы диктовало людям смиренное отношение к закрепленному за каждым месту в обществе, а все надежды возлагались на следующую жизнь. Не имея возможности что-то изменить в своей судьбе при жизни, индиец обращался к духовной практике. Именно в религиозных, мифологических, философских системах можно было обрести возможность самореализации, практически закрытую в реальной жизни.

Кастовые основы социальной структуры индийского общества объективно разрушал буддизм, распространившийся в Индии с начала второй половины I тыс. до н.э.

Позже на смену четырем древним варнам пришла система из многих сотен и даже тысяч каст, оказавшаяся более гибкой. Касты в отличие от варн были корпорациями, т.е. имели внутреннюю организацию: регламент занятий, органы управления, кассы взаимопомощи. Сохранился обычай заключения брака внутри касты, воспитания детей в духе ее обычаев. Но главный принцип остался неизменным: сформулированное еще брахманизмом и строго охранявшееся индуизмом (религией, сформировавшейся к середине I тыс. н.э.) правило утверждало, что каждый принадлежит своей касте от рождения и должен оставаться в ней всю жизнь. Традиционная слабость индийской государственности при сильной социальной структуре привела к тому, что в период, соотносимый с европейским Средневековьем, до исламизации Индии уже не было империй, а многочисленные автономные государства-княжества боролись между собой за власть. Верхушечная политическая борьба за власть мало отражалась на жизни рядовых индийцев, поскольку костяк социальной структуры Индии составляла именно варно-кастовая система.

С XI в. Индия подвергалась набегам тюркских завоевателей, а в начале XIII в. под давлением Делийского султаната начался активный процесс исламизации Индии. Господствующее политическое положение мусульман оказало влияние на культурное развитие страны. Значительная часть индийского населения приобщилась к исламу, а в культуре и искусстве наступил так называемый индо-исламский период. Основанная на исламе политическая структура была более сильной и жизнеспособной, чем существовавшие до нее государственные объединения.

В 1526 г. почти всю Индию объединила под своей властью империя Великих Моголов.

Население городов по своему этническому происхождению было близко к народам ближневосточного региона. Начиная с XVIII в. до н.э. цивилизации долины Инда начали приходить в упадок и в дальнейшем исчезли, не оказав существенного влияния на пришедшую им на смену культуру индоариев. Индоевропейские племена, называвшие себя ариями (благородными), около XV в. до н.э. заняли долину Инда и стали мигрировать далее на восток.

В истории Индии в начале I тыс. до н.э. выделяют брахманский период (по имени главного бога Брахмы). В это время складываются основы кастового строя. Четырьмя кастами, или варнами (на санскрите это слово означает «цвет»), были: брахманы (жрецы), кшатрии (воины и князья), вайшьи (земледельцы, скотоводы и торговцы) и шудры (слуги). Три первые касты были арийскими по своему происхождению, четвертая включала потомков покоренного населения Индии, этнически отличавшегося от завоевателей. Именно в брахманскую эпоху формулируются основные религиозные идеи, ставшие общими для брахманизма, буддизма и индуизма.

В III в. до н.э. буддийское учение стало господствующей религией в Индии. Цари династии Маурьев покровительствовали буддизму. Царь Ашока объявил буддизм государственной рели-гией. Еще более широкое распространение получил буддизм в I-II вв. н.э. Распространившись в Индии, буддизм начал выходить и за ее пределы, в том числе в Китай и Японию.

В конце I тыс. н.э. на территории Индии начинает распространяться ислам. Мусульмане жили рядом с индусами, перенимая у них многие мифы и религиозные обряды. В сравнении с индусами мусульманские племена имели более сильную политическую систему, их объединяла монотеистическая религия, поэтому достаточно быстро Индия попала под власть сначала Делийского султаната, а затем династии Великих Моголов. Идеи ислама оказали огромное влияние на развитие культуры Индии: было образовано первое в эпоху Средневековья централизованное индийское государство, ислам на севере Индии укрепился как государственная религия, возникло индийское мусульманское искусство.

Исследователи считают, что уровень жизни индийцев XVII-XVIII вв. был сравним с уровнем жизни европейцев благодаря высокопродуктивному земледелию (два урожая в год), но XIX в.

отмечен экономическим отставанием Индии от Запада, пережившего промышленную революцию.

Мир повседневности индийца был миром кастового деления. Каждая из каст вела свой собственный образ жизни. Касты располагаются по иерархической лестнице тем ниже, чем более они причастны к занятиям, считающимся оскверняющими, например уборке мусора.

Как и в любом традиционном обществе, главнейшая роль в Индии принадлежала религии. Богатейшая мифологическая система сначала брахманизма, а затем и индуизма задавала ту систему образов и ритуалов, которые сопровождали индийца на протяжении всей жизни. Танцевальное и музыкальное творчество индийцев основывалось именно на мифах, представляло их и распространяло. В мифах и легендах, во-шедших в эпические поэмы «Махабхарата» и «Рамаяна», индийцы черпали темы для своих творений, обрядов и ритуалов. Эти ритуалы были очень многоплановы. В них использовались песни и танцы, живопись, магические формулы. Вся огромная страна воспринимала единый язык ритуала, общую символику. На протяжении всего индуистского года один за другим следовали многочисленные праздники, в которых участвовали все индийцы. Праздники сопровождались танцами, музыкальными и театральными представлениями.

Наследие индийского искусства необъятно. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества запечатлены в первую очередь в литературных памятниках. На протяжении длительного периода (с середины II тыс. до н.э. до IV в. н.э.) складывались два индийских эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна». Оба эпоса существовали в устной традиции и на протяжении многих веков передавались певцами-сказителями.

«Махабхарата» и «Рамаяна» до сих пор очень популярны в Индии, по их сюжетам поставлены кинофильмы. Оба эпоса всегда были неисчерпаемым источником тем и сюжетов индийского искусства.

В эпоху Гуптов сложилась практика храмового строительства. В Индии появляются вначале пещерные храмы (в частности, вблизи города Аджанты). Содержанием росписей пещерных храмов становится жизнь Будды. В правление Гуптов успехи в архитектуре и живописи столь значительны, что этот период можно считать «золотым веком» индийского искусства. Изображение Будды приобретает все большую углубленность и одухотворенность. Рассказы о перерождениях Будды занимают значительное место в литературной прозе Древней Индии.

Особую роль в культуре Индии играло искусство танца. Разнообразные школы классического индийского танца возникали и оформлялись в первые века н.э. Театральное искусство включало в себя танец, сценическую игру и музыку. Танец являлся неотъемлемой частью театра, а впоследствии выделился в самостоятельный жанр. Индийцы рассматривали танец как зримую поэзию. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика, представляли собой своеобразный символический язык. В танцах оживали индийские мифы и сказания. Особенностью индийского танца являются именно жесты. Индийский танцевальный язык выполняет внутри цивилизации коммуникативную функцию. Даже священные тексты Вед сопровождает мелодическая основа. Танец аккумулирует в себе самое существенное из индийской истории. Искусство танца оказало огромное воздействие на изобразительное искусство, поскольку характерной особенностью танца является особая скульптурность поз и танцевальных движений. Синтез исконно индийской и мусульманской традиции в искусстве Индии проявился как в танце, так и в изобразительном искусстве, в частности в индийской миниатюре.

3.5 Западный тип культуры

В современных исследованиях Запад отождествляется с европейской техногенной культурой, исторически базирующейся на экспериментальной науке (в современном обществе по-ставщик технологий) и на соответствующей системе образования. Европейская наукоемкая культура предполагает постоянное обновление и модернизацию производства. Изменяющийся культурный образ Запада основан на идеях и размышлениях, отличающих целые эпохи в его культурном развитии; о Западе можно говорить как об итоге и результате сложных исторических метаморфоз. И только за этими идеями и образами угадывается целостный облик Запада как культурно-исторического образования.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *