Чем отличается контрпродуктивное и девиантное поведение
Девиантное поведение
Всему миру, социальному бытию и каждому человеку свойственно отклоняться от оси своего существования, развития. Причина этого отклонения лежит в особенностях взаимосвязи и взаимодействия человека с окружающим миром, социальной средой и самим собой. Возникающее на основе такого свойства разнообразие в психофизическом, социокультурном, духовно-нравственном состоянии людей и их поведении является условием расцвета общества, его совершенствования и осуществления социального развития.
Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед. К отклоняющемуся поведению могут быть отнесены различные виды научного, технического и художественного творчества.
Так например, при наличии в обществе или социальной группе многочисленных случаев социальных отклонений люди утрачивают чувство ожидаемого поведения. Происходит дезорганизация культуры и разрушение социального порядка.
С другой стороны, отклоняющееся поведение является одним из путей адаптации культуры к социальным изменениям. Нет такого современного общества, которое долгое время оставалось бы статичным. Даже совершенно изолированные от мировых цивилизаций сообщества должны время от времени изменять образцы своего поведения из-за изменения окружающей среды. Но новые культурные нормы редко создаются путем обсуждения и дальнейшего их принятия всеми членами социальных групп. Новые социальные нормы рождаются и развиваются в результате повседневного поведения индивидов, в столкновении постоянно возникающих социальных обстоятельств. Отклоняющееся от старых, привычных норм поведение небольшого числа индивидов может быть началом создания новых нормативных образцов. Постепенно, преодолевая традиции, отклоняющееся поведение содержащее новые жизнеспособные нормы, все в большей степени проникает в сознание людей. По мере усвоения членами социальных групп поведения, содержащего новые нормы, оно перестает быть отклоняющимся.
Что такое девиантное поведение?
Девиантное поведение – позитивное или негативное отклонение от общепринятых порядков. Зачастую нарушает правовые и морально-этические нормы современного общества. Деструктивно-девиантных людей также называют асоциальными личностями, социопатами.
Причины девиантного поведения
Девиантное поведение – это совершение нестандартных действий и поступков, не вписывающихся в стандарты поведения большинства. Девиация может быть позитивной, выражаемой в творчестве или науке, общественно-нейтральной либо негативной.
К причинам девиантности относятся следующие группы факторов:
Биологические факторы
Биологические причины девиантности – это факторы, обусловленные заболеваниями и медицинскими патологиями. К ним относятся:
Также причина может заключаться в повреждении и инфицировании плода внутри материнской утробы или во время родов.
Воспитательные факторы
Воспитательные, или педагогические факторы проявляются при неправильном воспитании ребёнка. Среди причин этой подгруппы выделяют:
Помимо этого, девиантное поведение возникает при отсутствии тёплых, доверительных взаимоотношений внутри семьи.
Социальные факторы
К социальным причинам девиантности относят факторы, вызванные взаимодействием с окружающими людьми. В этой подгруппе отмечают следующие причины:
Также к социальным факторам относят зависимости, провоцирующие поведенческие отклонения. Сюда включают алкоголь, наркотики, излишнее увлечение играми и субкультурами.
Классификация социальной девиации
Девиантное поведение подразделяется на позитивную и деструктивную форму.
Положительное девиантное поведение включает в себя:
Такое поведение считается отклоняющимся от нормы, но отклонение носит позитивный характер.
Отрицательное девиантное поведение – совершение поступков и действий, порицаемых окружаемых большинством. Деструктивная девиация характера может подразделяться на следующие разновидности:
В свою очередь, эти типы подразделяются на несколько видов и подвидов.
Все отрицательные типы девиации могут проявляться 3 формами поведения:
Аддиктивная девиантность
Аддиктивное девиантное поведение – это систематическое бегство от жизненных проблем, выраженное в виде нездоровой увлечённости чем-то, патологических зависимостей.
Девиантная аддиктивность проявляется в виде:
Аддиктивность может быть общественно-полезной, нейтральной и деструктивной. Вне зависимости от подтипа, такое поведение говорит о психологических проблемах и требует вмешательства психотерапевта.
Аморальная девиантность
Подгруппа включает в себя отклоняющееся поведение, нарушающее морально-этические общественные нормы. Поступки аморального человека не представляют серьёзной общественной опасности, однако осуждаются обществом.
К аморальному поведению относится следующее:
Некоторые классификации девиантного поведения относят аморальный подтип к общественно-нейтральному виду девиантности.
Делинквентная девиантность
К подгруппе делинквентного, или ненормативного поведения относятся типы поведения, нарушающие правовые нормы общества. Они могут проявляться в 2 формах:
Симптомы отклоняющегося поведения
Симптоматика девиантного поведения очень обширная. К общим признакам, встречающимся у девиантных типов личности, относят следующее:
Также девиантность может проявляться физиологическими факторами: нарушениями сна и питания, проблемами с пищеварением.
Диагностика девиантного поведения
Диагностика отклоняющегося поведения выполняется психиатрами, психотерапевтами и клиническими психологами. Девиантность определяется такими методами:
Также в диагностике применяются Миннесотский многофакторный опросник личности (ММОЛ), патохарактерологический диагностический опросник (ПДО).
Коррекция и работа с социальной девиацией
Негативно отклоняющееся поведение необходимо лечить. Коррекция включает в себя лекарственную терапию, психотерапевтическую коррекцию и вспомогательные методы: йогу, дыхательную гимнастику.
Медикаментозная терапия
Лекарственные препараты допустимо использовать при биологических факторах, провоцирующих девиантное поведение. Седативные препараты и транквилизаторы, направленные на успокоение нервной системы, также могут применяться при повышенной агрессии, буйстве.
Группы препаратов | Влияние на двойственность | Примеры средств |
Нормотимики | Избавляют от резких перепадов настроения, свойственных для девиантных типов личности. | Вальпромид, Карбамазелид |
Антидепрессанты | Регулируют уровень нейромедиаторов, избавляют от депрессивных состояний. | Мелипрамин, Тризадон, Флуоксетин |
Транквилизаторы | Снимают психоэмоциональное напряжение, избавляют от тревоги, паники и проблем со сном. | Диазепам, Феназепам, Гидроксизин |
Антипсихотические препараты | Справляются с паническими состояниями, агрессивностью и напряжённостью. Повышают концентрацию пациента. | Галоперидол, Кветиапин, Клозапин |
Ноотропные средства | Укрепляют нейронные связи, улучшают кровоснабжение мозга. Улучшают интеллектуальные способности и память. | Пикамилон, Ноотропил, Глицин |
Снотворные средства | Устраняют проблемы со сном: бессонницу, ночные пробуждения, повышенную чуткость сна. | Донормил, Анданте, Мелаксен |
Седативные препараты | Успокаивают, избавляют от повышенной тревожности, стрессов, панических атак и избыточной агрессии. | Валериана, Персен, Ново-пассит |
Витамины группы В | Укрепляют нервную систему, избавляют от стрессовых состояний, депрессии и неврозов. | Нейробион, Витагамма, Мильгамма |
Важно! При тяжёлых формах девиантности лечение медикаментами производится в условиях психиатрического стационара.
Психотерапия
Психотерапевтические методы позволяют скорректировать поведение пациента, обнаружить причину девиантного поведения и устранить её.
К методам психотерапии при девиации относят следующее:
Наилучшего эффекта можно достичь, если комбинировать эти методы между собой.
Другие методы борьбы
В качестве вспомогательных способах борьбы с девиациями применяют:
Для коррекции поведения подростков и детей также используются активные хобби: спортивные занятия, туризм и кемпинг.
Профилактика девиантного поведения
Предупредить девиации в поведении помогут профилактические меры:
Примеры отклоняющего поведения
Примером позитивной девиантности может стать спасение ребёнка из пожара посторонним человеком. Вхождение в горящий дом без спецкостюма и оборудования – смелый и отважный поступок, но он отличается от поведения большинства людей. Такие действия говорят о повышенной социальной ответственности и относятся к девиантным.
Аморальный тип девиации встречается у лиц без определённого места жительства. Они выглядят неподобающим образом, употребляют алкоголь и наркотики, могут хамить людям и попрошайничать. Такое поведение не вредит окружающим, но вызывает отторжение, неприязнь.
Ярким примером аддиктивной девиантности могут стать люди, увлечённые компьютерными играми. Геймерство – интересное и увлекательное хобби, но у девиантов оно заменяет реальную жизнь. Человек начинает проводить всё свободное время за компьютером, тратит все сбережения на новые игры, прекращает контактировать с окружающим миром.
Отклонение от общественных норм лечится при помощи психотерапевтических методов, йоги и дыхательной гимнастики. Если причина отклонения заключается в биологических факторах, то медикаментозно с помощью антидепрессантов, седативных и снотворных средств, витаминов группы В. Девиантное поведение легче предупредить на построении теплых взаимоотношениях с ребенком и проведении бесед.
Девиантное поведение и его опасность для общества
Основные формы девиантного поведения
Виды девиантного поведения включают в себя следующие формы проявлений:
Асоциальный вид. В этом случае поведение демонстрирует склонность девианта к поступкам, которые могут угрожать отношениям между людьми. В результате человек уничтожает устоявшийся порядок межличностного взаимодействия. Это может сопровождаться такими симптомами как агрессия, игромания, бродяжничество, сексуальные наклонности, и т.д.
Антисоциальная. Характеризуется полным нарушением правовых норм, что может приводить к угрозе социального порядка. В большинстве случаев девиантность проявляется совершением действий, которые запрещены законодательными актами.
Аутодеструктивный тип. Препятствует личности нормальному существованию в обществе. В этом случае девиант выражает свои мысли склонностью к суицидальным действиям, к употреблению наркотиками, выбором деятельности с угрозой для жизни и проявлением фанатичных шаблонов поведения.
Форма девиантного поведения может выражаться в негативных факторах, что сопровождается развитием разного рода зависимостей. Однако девиантное поведение это не всегда негативная реакция. Позитивная его форма выражается патологической склонностью к социальному творчеству, альтруизму. Либо выделяется социально нейтральная форма, характеризующаяся попрошайничеством или бродяжничеством.
Причины возникновения девиантного поведения
Причины девиантного поведения формируются под действием многочисленных факторов. Тем не менее такое поведение считается промежуточным между патологическим состоянием и нормами.
Причины девиации формируются на основании следующих факторов:
Особенности воспитания, наличие ролевых аномалий в семье.
Психофизиологические факторы, числу которых относятся наследственные патологии, особенности перинатального периода, возрастные кризисы и так далее.
Расстройства нервной системы, сопровождающиеся повышенной тревожностью, плохим настроением, постоянным внутренним конфликтом, депрессией.
Нередко дивиантные признаки начинают появляться на фоне когнитивных нарушений, поэтому и они относятся к числу причин, из-за которых развивается психическое расстройство.
Профилактика девиантного поведения
Своевременно начатые профилактические мероприятия значительно оттягивают начало заболевания, либо расстройство проявляется в незначительной степени, что позволяет взять контроль над негативными эмоциями. Борьба с девиантным поведением, как и с его проявлениями разного рода зависимостях, строится на основе следующих рекомендаций.
Выработка негативных реакций у пациента к зависимости, в том числе к игровой, наркотической, и т.д. В этом случае применяются следующие методы:
Указание на проблемы и существующие вопросы с привлечением средств массовой информации. Таким образом удается оповестить и донести необходимые призывы как до конкретного пациента, так и до всего общества.
Проведение бесед, которые демонстрируют возможности борьбы с зависимостями. В контексте фраз лежит не указание не на необходимость избавления от вредных привычек, а оповещение о конкретных действиях. Следует говорить о конкретном опыте избавления от зависимости, способах отказа от приема наркотических веществ, и так далее.
Пропаганда здорового образа жизни, что может передаваться как конкретному пациенту, так и огромной аудитории сразу.
Посещение специальных занятий, способствующих отказу от употребления наркотических веществ, либо проведению массовых занятий в виде лекций, на которых рассказывается об этом.
Разработка комплексных мер, направленных на профилактику зависимости с привлечением специалистов в данной сфере. Злоупотребление запрещенными веществами грозит не только конкретному человеку, но и обществу. Поэтому в вопросах профилактики должны быть заинтересованы и специальные службы. Таким образом создаются реабилитационные программы, в которые включены не только профилактические меры, но и лечебные.
Девиантное поведение угрожает человечеству не только в форме зависимости, но и в агрессивных действиях, поэтому при наличии склонностей у человека необходимо назначить обследование с привлечением психиатра. При наличии уже имеющихся признаков девиантного поведения, которые четко сформированы в сознании пациента, необходимо провести психиатрическое исследование, и при необходимости назначить лечение с возможной изоляцией пациента.
Заключение
Подведем итоги. Что такое девиантное поведение? Это поведение человека или целой группы с отклонением от общепринятых норм, из-за чего происходит разрушение общества. Подобное поведение является следствием не удачного становления личности, что зависит от индивидуальных факторов.
Девиантное поведение нередко приводит к криминальным последствиям, серьезным зависимостям, и найти среди них отклонения, которые были бы полезными для общества, очень сложно. Поэтому такими пациентами занимаются социологи и психиатры, стараясь выявить их на ранней стадии развития, а также оценить наличие положительных моментов в данном состоянии. Основное их действие заключается в профилактике, которая позволяет приостановить подобные состояния, многие из которых зарождаются еще в детстве.
Все представленные на сайте материалы предназначены исключительно для образовательных целей и не предназначены для медицинских консультаций, диагностики или лечения. Администрация сайта, редакторы и авторы статей не несут ответственности за любые последствия и убытки, которые могут возникнуть при использовании материалов сайта.
Чем отличается контрпродуктивное и девиантное поведение
В любом обществе есть люди, которые нарушают нормы социума, идут против правил и моральных устоев. В этой статье мы разберемся, что значит девиантное поведение и какие причины его возникновения.
Девиантное поведение – это поведение человека, которое отклоняется от общепринятых норм социума. Такое поведение отличается от общепринятого своими мотивами, ценностями, идеалами и средствами достижения собственных целей.
Например, такие люди могут не здороваться при встрече, иметь «интересный» внешний вид, хулиганить, предпринимать инновационные или революционные действия. Больше всего подвержены такому поведению молодые люди, святые и гении, революционеры и психически нездоровые индивиды. Поведение таких людей в той или иной степени нарушает стабильность социальных взаимоотношений в семье, на улице, в коллективе и обществе в целом.
Нужно понимать, что девиантное поведение может быть для одного общества или социальной группы нормой, а для другого – отклонением. Оно также может быть положительным и отрицательным.
Т. Парсонс выделяет два типа девиантного поведения в зависимости от отношения человека к другим людям:
Существует более широкая классификация такого поведения, разработанная Мертоном. В основу типологии легло отношение человека к стандартам, своим ценностям, потребностям. Он выделил такие типы девиантного поведения:
Как видно из вышесказанного, девиантное поведение имеет и положительные проявления. Благодаря революционерам и инноваторам общество отказывается от морально-устаревших ценностей и целей и движется вперед.
Причины девиантного поведения
Психологические причины девиантного поведения
Девиантное поведение делиться на две группы с точки зрения психологии:
Любые психические расстройства имеют свои причины. Это непосильные требования в учебе или работе приводят к сильным переживаниям. Формируется комплекс неполноценности, который необходимо погасить в алкоголе или наркотиках. Также большую роль играет сексуальная неудовлетворенность, которая ведет к сексуальной озабоченности и фрустации. Особенно, в юношеском возрасте. Часто сказываются трудности переходного возраста. В этот период формируется представление о себе, о своих качествах, способностях, внешности.
Социальные причины девиантного поведения
Вся сложность ситуации заключается в том, что зачастую человек не может удовлетворить свои потребности ни в легальной деятельности, ни противоправной. Это ведет к саморазрушению личности, так как она не имеет возможности для достойного профессионального роста или самовыражения.
Основными причинами и факторами возникновения девиантного поведения являются неблагоприятные условия жизни, отсутствие воспитания. А также проблемы с овладением знаний, неудачи в учебе, отсутствие возможности самореализоваться. Неумение выстраивать взаимоотношения, постоянные конфликты и психологические отклонения ведут к кризису духа и потери смысла существования.
Все самое основное закладывается в подростковом возрасте
Основные причины девиантного поведения закладываются в подростковом возрасте. Так как именно в этот период происходит не только осознание себя и адаптация к взрослой жизни, но и индивидуализация. Она проявляется в форме самоутверждения и желания выделиться на фоне других. Как пишет М.Ю.Кондратьев: : «Чем бы ни выделиться, лишь бы выделиться, запечатлеться в другом мире». Часто это желание приводит к героизму или преступности. Так как подросток ищет пределы допустимого и пытается обратить на себя внимание.
Поведение подростка характеризуется поиском приключений, новизны, испытание свого характера, смелости и силы духа. При этом человек часто делает необдуманные поступки, которые взрослыми воспринимаются как девиантное поведение.
Причиной девиантного поведения также являются особенности взаимоотношений. Например, изгой в классе, отвержение учителем, ярлык девианта. Будучи непризнанным в школе, подросток начинает искать другие сообщества, где он может компенсировать свои неудачи. При этом зачастую попадает в плохие компании.
Для профилактики девиантного поведения и устранения его причин, нужно помочь человеку найти группу, где его будут понимать и иметь общие интересы. Как вариант, направить в музыкальную, спортивную школу или кружок спортивного туризма. Все зависит от увлеченности и интересов личности.
Если подросток попадает в уличную среду, группу панков, рокеров или любителей экстрима, то у него формируются отрицательные интересы и стремление к взрослым формам поведения. Это влечет за собой ранний сексуальный опыт, употребление наркотиков и алкоголя.
Основной причиной таких явлений является халатность родителей, недостаточное проявление внимания к ребенку, безнадзорность. Поэтому, при первых признаках девиантного поведения, педагоги должны пообщаться с родителями и определить семейную обстановку.
В настоящее время причиной девиантного поведения является то, что подростки сильно переживают социальное расслоение, невозможность жить в достатке, получить хорошее образование. На этой почве происходит психологический сдвиг, который заканчивается упреками, скандалами, нервными расстройствами, правонарушениями и побегами из дома.
Девиантное поведение в предподростковом возрасте
Что касается младших подростков, это возраст 9-13 лет, то они находятся в мире самопоглощенности. Как пишет Д. Элкинд: «жизнь этих детей внутренне чрезвычайно напряжена: они чувствуют себя объектами постоянного, пристального внимания и оценивания живут как бы на сцене, действуют перед воображаемой аудиторией, чьи возможные реакции постоянно пытаются предугадать».
Они эмоционально неуравновешенные, конфликтны и агрессивны. Самооценка неустойчива, поэтому им присущи такие черты, как застенчивость и максимализм, склонность к риску.
Фактор девиантного поведения у подростков стал актуальной проблемой в последние годы. Это связано с ранним физическим развитием и половым созреванием, а также неграмотностью методов воспитания, как родителей, так и педагогов. Вследствие чего, у детей все чаще и в более раннем возрасте возникают стрессы и психологические травмы.
Современная жизнь предъявляет личности все более высокие требования, к которым подросток еще не успевает морально и психологически дорасти. Сюда относится чувство долга, ответственность, самоограничение, моральные и этические установки.
В итоге, психологические и социальные факторы девиантного поведения очень переплетены и связаны друг с другом:
Выводы
Таким образом, девиантное поведение обусловлено социальными, биологическими и психологическими факторами, которые необходимо учитывать при воспитании молодежи.
Так как ни одно государство не заинтересовано в людях, только человек сам может помочь себе и своим детям путем саморазвития, самонастроя и самовыкарабкивания. К сожалению, таковы реалии жизни: «Спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
Девиантное поведение
Поведение человека представляет собой определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой, определяемый способностью воспринимать, хранить и преобразовывать информацию, используя её с целью самосохранения и адаптации к условиям существования.
Не все виды поведения, даже адаптивного для отдельной личности могут быть желательными для микрогруппы, коллектива, сообщества или общества в целом. Кодекс желательного или допустимого поведения во все времена закреплялся правилами, обычаями, этическими представлениями, идеологией, религией и законодательством. Общество всегда пыталось предупреждать и устранять нежелательные для него поведенческие проявления, которые отклонялись от принятых норм, воздействуя на людей различными методами и средствами. Основная цель такого формирующего воздействия: формирование допустимых пределов поведения, создание отрицательных способов подкрепления недопустимого поведения, и положительных способов подкрепления желательного поведения. Отдельным сложным вопросом является понятие подвижных норм, которое означает, что в разных социальных контекстах одно и то же поведение может являться как нормативным, так и не нормативным (например, нанесение телесных повреждений при предупреждении преступления или, напротив, при совершении преступления).
В психиатрических систематиках, включая действующую Международную классификацию болезней 10-го пересмотра, девиантное поведение не является нозологической формой, выделенной в качестве диагностической категории, представляя собой социально-психологическую проблему (Марченко А.А., 2018). Даже формирование устойчивых стереотипов отклоняющегося поведения не является признаком психической патологии (Шамрей В.К., 2015). В компетенцию врача-психиатра может входить исключение психического расстройства, способного вызвать поведенческие девиации. Современный методический инструментарий клинической психиатрии не предназначен для экспертной трактовки прочих форм девиантного поведения, и склонности к нему. Поэтому девиантное поведение не является объектом для рассмотрения медициной с клинических позиций. На настоящем этапе девиантное поведение входит преимущественно в область рассмотрения психологии, социологии и криминологии.
Определение девиантного поведения
Девиантное или отклоняющееся поведение – это целенаправленная система самопрезентации личности и взаимодействия на ее основе с другими людьми, которая не соответствует сложившимся в определенном сообществе в данном конкретном месте и времени институциональным установкам, определяющим правила социального взаимодействия (Коэн А., 1965). Фактически оценкой степени девиантности завниматеся не все сообщество или общество, а его наиболее влиятельная часть, определяющая нормы и правила.
Рис. 1 Континуум нормы и отклонения поведения
Поведение само по себе не является девиантным, пока оно не подвергается оценке с определенных позиций людьми, с которыми человек взаимодействует. Например, сплюнуть на землю в лесу не является отклонением от норм, но такой же плевок на пол в общественном месте будет расценен как девиантное поведение.
Понятие девиантного поведения является относительным, так как оценка нормативности действий человека меняется в зависимости от самих норм, которые также изменяются во времени и пространстве.
Например, со временем изменялось отношение общества с дуэлям: в средневековой Европе (до XV-XVI в.в.) дуэльный поединок для выяснения отношений соответствовал как общественным и религиозным представлениям о норме (традиции «Божьего суда»), так и законодательству: дуэль могла назначаться по решению суда («судебный поединок»). С XVI века дуэль практически повсеместно выпадает из нормы светского и религиозного права, но остается нормативной и одобряемой в обыденном сознании практически до начала XX века. Лишь в XX веке дуэль перестает быть принимаемой нормой для большинства социальных групп во всем мире, но сохраняет свое значение «поединка чести» в отдельных криминальных или околокриминальных социальных группах.
Таблица №1 Примеры осей различий в нормативности поведения
Ось различия
Девиантное поведение
Для кого является нормативным поведением?
Этническая принадлежность
Для русских, испанцев, итальянцев: отправить пожилых родителей в дом престарелых.
Для англичан или американцев.
Социальная группа
Для интеллигенции: воровать или употреблять наркотики
Для молодежных уличных группировок
Для женщин: переедать или заниматься промискуитетом
Профессия
Для психиатра: ходить на свидания с пациенткой
Географический регион
В крупных городах здороваться с незнакомцами на улице
Для жителей деревень
Ситуационный контекст
Для боевых действий
Временной период
Жить совместно без регистрации брака более 3-5 лет
Для периода менее 3-5 лет
Возрастная группа
Кричать на детей и бить их
Для детей дошкольного возраста в отношении сверстников
Этический контекст
Для дипломатов, политических деятелей, переговорщиков
Объединяя существующие определения отклоняющегося поведения, целесообразно создать многфакторную дефиницию (Демкин А., 2020):
Девиантное поведение человека можно определить как отличающиеся стабильностью:
противоречащие или не согласующиеся с принятыми в обществе или сформированными и установленными наиболее могущественной частью общества
направленность для человека или общества,
у большинства членов
и являющиеся последствием
В одной из наиболее проработанных в отечественной психологии концепций отклоняющегося поведения В. Менделевича выделены следующие формы девиантного поведения (Менделевич В., 2016):
Нами предложена расширенная многомерная классификация поведения, включающая аспекты отклонения от принятых норм, позитивную и негативную направленность, наличие деструктивности и ее направленность.
Рис. 2 Классификация видов поведения человека исходя из его нормативности.
По степени нарушения принятых в обществе или сообществе норм выделяется:
По признаку наличия и направленности деструкции отклоняющееся поведение может быть:
Контркоммуникативное поведение – направлено на разрушение сбалансированного процесса общения на основе равенства и взаимного уважения. К контркоммуникативному поведению относится: агрессивное, манипулятивное, контролирующие, пассивное и пассивно-агрессивное поведение.
К негативному самодеструктивному поведению относятся виды девиаций, безусловно наносящих прямой вред агенту такого поведения. Это рисковое, аддиктивное, парасуицидальное и суицидальное поведение.
Таблица №2 Примеры для классификации девиантного поведения
Направленность
поведения
Тип поведения
Степень социальной одобряемости
Одобряемое
Нейтральное
Неодобряемое
асоциальное
антисоциальное
Самодеструктивное
Рисковое
Агрессивное, провоцирующее поведение, опасное вождение, руфинг, зацепинг, распутство, спортивный фанатизм
Садизм, мелкое хулиганство, воровство
Самонаказание
Трудоголизм, Бесплатная работа, недооплачиваемая работа
Бродяжничество, нищенство, викитимное поведение, паразитизм
Мазохизм, садомазохизм, юродство, сектантство
Аддиктивное
ЗОЖ, фитинес, бодибилдинг, похудание.
Табакокурение, употребление алкоголя, кофе.
Шопинг, коллекционирование, перфекционизм, музыкальные фанаты пикаперы, кибрзависимость, субкультуры, обжорство,
пассивный религиозный, политический фанатизм
Алкоголизация, зависимость от психоактивных веществ, игровая зависимость
Алкоголизм, наркомания, токсикомания
Парасуицидальное
Профессии с высоким риском, сверхэстремальный спорт
Шрамирование, татуаж, пирсинг, молдиыикации тела, профессии с повышенным риском, наемничество.
Самоповреждения, субкультуры высокого риска (байкеры, гопники, сатанисты, эмо, готы), агрессивные секты, демонстративные покушения на суициды, зависимое мазохистическое поведение в паре
Покушения на суициды общественно опасным способом, опасные половые извращения
Суицидальное
Самопожертование, ритуальные самоубийства,
Общественно опасное самоубийство, самоубийство в процессе теракта
Вншнее деструктивное
Асоциальное
Действия в защиту чести и достоинства
Уклонение от выполнения гражданского долга, семейных обязанностей.
Стукачество, мелкое хулиганство.
Манипуляции, массовая дезинформация, обман, мошенничество.
Предпреступное (делинквентное)
Насилие и убийство в целях оправданной самообороны
Непослушание, реакции противостояния, эпатажная оппозиционность, порошайничество
Мелкое воровство, вандализм, бродяжничество, агрессия, сквернословие, профессиональное нищенство
Гебоидный синдром, жестокость к слабым, животным, бродянжничество.
Преступное (криминальное)
Праведная месть, убийство во время войны
Превышение пределов необходимой самообороны
Преступления корыстной направленности, проституция и сутенерство
Строгое соблюдение формальных должностных обязанностей
Кибербезделие, низкое качество работы, нерациональное расходование
Злоупотребление информацией, симуляция, аггравация, употребление алкоголя, наркотиков, сплетни, буллинг, моббинг манипуляции, небезопасное поведене
Контркоммуникаитивное
Пасивно-агрессивное, манипулятивное, контролирующее
Теоретические основы формирования девиантного поведения
Существует большое количество теорий формирования девиантного поведения. В целом, большинство теорий сходится на том, что девиантное поведение закрепляется в подростково-юношеский период развития человека (12-17 лет), а конкретная его форма не является случайной, а зависит от социального происхождения, ценностно-нормативных стандартов, материальных возможностей и доступа к информации (Tkach B., 2018).
К основным социально-психологическим теориям формирования отклоняющегося поведения относятся:
Таблица 3. Основные социально-психологическим теории формирования отклоняющегося поведения
Теория
Основные положения
Теория дифференциальной ассоциации Э. Сатерлэнда (Sutherland E. et al., 1992).
Систематическое отклоняющееся поведение — это результат связи с девиантами, точно также, как нормативное поведение — результат связи с законопослушными людьми. Вероятность того, что индивид изберет девиантное поведение обусловливается тем, насколько часты и непосредственны его контакты с носителями моделей такого поведения.
Теория рационального и ситуационного выбора Д. Корниш и Р.Кларк (Cornish D., Clarke R., 1987).
Решение о вовлечении в девиантное поведение обусловлено прямой выгодой от него, и принимаются в течение 3 стадий – вовлечение (решение о готовности), привычка (решение о продолжении) и воздержание (решение об паузе или прекращении). На принятие решений на каждой стадии влияют особенности личности, воспитание, жизненная ситуация, образ жизни, потребности, мотивы, возможности.
Теория социетальных реакций и ярлыков Э. Лемерт, Х. Бекер (Lemert E., 1972)
Девиантное поведение – не просто нарушение нормы, а любое поведение на которое «наклеивается ярлык» девиантного. Девиантность не свойственна самому действию, а является результатом реакции на него других индивидов.
Теория стигматизации Г. Каплан (Stiles, B., Kaplan, H. 1996).
Поступки с большей вероятностью будут расценены как девиантные и вызовут негативные социальные санкции, если человек уже подвергся стигматизации как «девиант».
Теория стигматизации и реинтеграивного посрамления Дж. Брайтвэйт (Braithwaite J., 1997)
Уровень распространенности девиантного поведения ниже там и тогда, где и когда шире распространено чувство стыда. Внушение чувства стыда происходит легче в тех обществах, в которых ярче выражены коммунитарность и взаимозависимость.
Неодобрение, как правило, неэффективно, если его выражает чужой для наказываемого человек. Особо действенным оказывается такое неодобрение, которое высказывается в рамках уважительного отношения. Низкий уровень девиантности наблюдается в тех сообществах, где жители предпочитают самостоятельно решать возникающие проблемы с девиантным поведением, а не ждать помощи со стороны «профессионалов».
Клеймение провинившегося всегда нежелательно, так как закрепляет роль «нарушителя» и формирует ожидания от человека в обществе.
Теория социального контроля Т. Хирши (Hirschi T., 2002)
Наличие и характер социального контроля обуславливает направление девиантного или нормативного поведения. Существует 4 вида социальных связей, позволяющих сохранять коллективные интересы: привязанность (attachment), обязательство (commitment), вовлеченность (involvement) и убеждение (belief).
Теория контроль-баланса Ч. Титтла (Tittle Ch.,1995).
Баланс контроля предполагает соотношение самоконтроля индивида и контроля со стороны общества. Девиантное поведение возникает как при недостатке, так и при избытке социального контроля.
Теория развития жизненных траекторий Р. Сэмпсона и Дж. Лауба (Sampson R., Laub J.,1992)
Хотя антиобщественное поведение возникает уже в детстве, его развитие или редукция может наблюдаться на протяжении всего жизненного пути непрерывно или прерывисто, в зависимости от прохождения определенных «поворотных точек». Факт девиантного поведения в детстве предсказывает проблемы во взрослом периоде жизни по самым разным параметрам. Формирование новых социальных связей и принятие новых функций и ролей (работа, служба, семья) объясняют динамику изменения в девиантности на протяжении всей жизни.
Теория Д. Фаррингтона (Farrington D., 2003)
Стабильность девиантного поведения зависит от личности, а не от окружающей среды. Социальная проблема девиантности в значительной степени определена медицинскими аспектами состояния психического здоровья индивида, что определяет психологическую модель антиобщественного поведения.
На основании осмысления вышеописанных теорий и проведенного масштабного (2750 человек) лонгитюдного исследования «Project A2» объединенной немецкой исследовательской группой была предложена интегративная теория формирования, развития и закрепления девиантного поведения (Reinecke J. et al., 2013). Подход изучения жизненного цикла использован для изучения возникновения девиантного поведения как с психологической, так и с социологической точек зрения. Этот проект сфокусировался на взаимосвязи между развитием девиантных форм поведения и укреплением социального неравенства и социальной изоляции. Были выявлены факторы, способствующие как процессам уклонения от девиантности и вхождению в нормальные жизненные циклы курсы, так и факторы, способствующие длительному сохранению или рецидиву девиантности. Оказалось, что, хотя девиантное поведение достигает пика в подростковом возрасте, оно не ограничивается этим периодом жизни. Девиантное поведение обязано своим возникновением индивидуальной гетерогенности, которая может приводить к социальному неравенству. Гетерогенность и социальное неравенство играют важную роль в возникновении, продолжении и изменении девиантного поведения.
В детском возрасте действие подобных факторов приводят, например, к дефициту в социальном и образовательном развитии, что уже в подростковом возрасте способствует усвоению преступного поведения. Это, в свою очередь, затрудняет формальное школьное обучение и образование в раннем взрослом возрасте. Эти два уровня взаимосвязаны во всех трех жизненных периодах. Социоструктурные недостатки влияют на индивидуальные факторы риска в детском возрасте. В подростковом возрасте связь с девиантными сверстниками способствует усвоению отклоняющегося и криминального поведения. При недостатке социального контроля на данном уровне подросток может пойти по пути преступного поведения. В результате в перспективе возникают два пути развития: один – по пути развития преступного поведения, а другой – со “спонтанным сопротивлением” девиантности. В раннем взрослом возрасте социальный контроль и дефицит в формальном школьном образовании и образовании взаимодействуют, на макроуровне приводя либо к персистированию девиантности, либо к позитивным поворотным точкам жизненного цикла, отражающим отказ от девиантных курсов развития на микроуровне.
Например, асоциальный ребенок с трудным темпераментом, выросший в районе с высоким уровнем преступности, склонен к агрессивности и присоединяется к делинквентным сверстникам в подростковом возрасте. Этот человек имеет повышенный шанс овладеть криминальными навыками, и пониженные шансы овладеть просоциальными навыками, получить высшее образование и переехать в лучший район для жизни. Перспектива изменения его низкого социально-экономического статуса для него неблагоприятна, и при этом имеется риск вступить в конфликт с законом и быть отправленным в тюрьму. Вполне вероятно, что человек, который был в тюрьме, будет более пристально контролироваться полицией и не сможет найти стабильную, хорошо оплачиваемую работу после освобождения из-за своего статуса бывшего заключенного. Также человек будет исключен из круга общения просоциальных сверстников, что снижает шансы на усвоение и модификацию человеком собственной предвзятой модели социального взаимодействия.
Литература
Змановская, Е.В. Девиантология: (Психология отклоняющегося поведения): Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений / Е.В. Змановская – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 288 с.