Чем отличается junior middle и senior разработчик
Джун, мидл и сеньор: разбираемся, кто есть кто
«Любой дурак может написать код, понятный компьютеру. Хороший программист пишет код, понятный человеку»
Деление специалистов на junior, middle и senior хорошо знакомо разработчикам — так обычно определяют уровень компетенций. Но каких требований ожидать от работодателя, если ему нужен «джун», «мидл» или «сеньор»? Попробуем разобраться.
Возраст и опыт — далеко не главное
Человек, который мало знаком с IT, может подумать, что senior — это разработчик, который много лет отдал своей профессии, middle — программист среднего возраста, а junior — вчерашний школьник, который начинает осваивать программирование.
Нельзя сказать, что это полное заблуждение. Нередко джуны действительно молоды, мидлам около 35 лет, а у сеньоров уже седеют волосы. Но не так уж редко встречаются солидные джентльмены, работающие на позиции middle и даже junior под руководством молодого senior-разработчика. Все зависит от компетенций человека, его личностных качеств и, конечно, возраста старта в профессии.
Так в чём различие?
Есть несколько способов понять, кто есть кто, но самый простой и эффективный — посмотреть исходники. Если код сложной программы без труда могут разобрать другие разработчики, у него понятная архитектура и стройная логика — скорее всего, его писал сеньор. И напротив, если код простого продукта получился причудливым, со сложными абстракциями и странными однострочниками — над ним наверняка работал джун.
Сеньоры заботятся о простоте кода — чтобы его легко освоили коллеги, а поддержка не доставила хлопот. Джунам для этого не хватает опыта — они действуют по принципу «Если работает, то всё отлично». До читаемости и чистоты кода руки не доходят.
Если для сравнения взглянуть на код, написанный сеньором, может даже возникнуть недоумение: «Да как так, сложная ведь программа, а так изящно и просто написана!» Этот навык приходит с опытом и далеко не ко всем.
Разница только в коде?
Нет, на этом различия не заканчиваются. Рассмотрим внимательнее специалистов каждого уровня, а затем сопоставим наблюдения.
Junior
В большинстве случаев джуны реализуют простые задачи: например, части проекта, которые затем объединяются. Они делают кирпичики, из которых можно возвести пригодный для жизни дом. При этом джуны зачастую не представляют себе масштабы здания, в постройку которого они вкладываются.
Хорошим джуном считается тот, который может самостоятельно работать над своими «кубиками» — техническими задачами. При этом важно, чтобы его разработки нормально функционировали, когда их встраивают в приложение или сервис.
Скорее всего, на следующий уровень выйдет джун, который:
Middle
Джун, который набрался опыта, улучшил компетенции и научился чисто выполнять свои задачи, может претендовать на позицию мидла. Буквальный перевод слова middle — «середина», но на самом деле в разработке мидл ближе к сеньору, чем к джуну.
Мидлы осознают масштабы проекта, но тоже разрабатывают только его части, хотя и более крупные. Мидл способен самостоятельно выполнять сложные задачи в рамках проекта, причём не только технические, но и административные. На этом уровне разработчик должен понимать требования бизнеса и уметь реализовывать их на практике.
Важные качества мидлов:
Senior
Эта ступень не каждому доступна — многие разработчики остаются на уровне мидла всю карьеру. Чтобы подняться выше, нужны «тонкие» компетенции, которые позволят решать задачи, которые не под силу больше никому. Нужно знать и уметь больше, чем большинство коллег. Например, не просто писать хороший код, а учитывать в нём инструментарий и специфику компании. Сеньоры могут самостоятельно разработать масштабное приложение или сервис с нуля — потому что понимают архитектуру и знают, что и как должно быть создано.
Сеньору требуется не только навык командной работы, как мидлу, но и управленческий опыт. Значит, нужны и коммуникативные навыки. Сеньор может убедительно донести свою точку зрения до команды и руководства, а после реализовать предложенную идею. Он всегда знает, как задать вопрос (и коллеге, и поисковому сервису), чтобы получить нужный ответ. И ещё синьор — это часто ментор: помогает джунам осознать масштабы проекта, правильно работать и развиваться.
Сеньор должен глубоко понимать устройство библиотек, фреймворков, инструментов разработки. Иначе конечный продукт будет вести себя непредсказуемо.
Такой специалист в команде — это фактор стабильности. Он понимает технические риски и знает, как их снизить. Задача сеньора — сделать так, чтобы в коде совсем не было «костылей», которыми грешат джуниоры и мидлы. Без вмешательства опытного руководителя иногда получаются такие продукты, которые ассоциируются разве что с фантастическим гибридом бегемота с носорогом, у которого есть ещё гены утконоса и лотоса. Работает этот монстр Франкенштейна — и ладно.
В сухом остатке
Мы видим, что разница между тремя категориями специалистов — не в возрасте или стаже. Главные различия состоят в отношении к самому процессу разработки, в его понимании и осознании. Об этом и цитата в эпиграфе статьи: она очень точно характеризует новичков и профессионалов.
В GeekBrains мы готовим и джунов, и специалистов уровня middle. Для первых у нас есть короткие курсы — «профессии», а для вторых — более продолжительные программы на факультетах GeekUniversity. Выбирайте сами, по какому маршруту сократить путь до позиции сеньора 🙂
«Любой дурак может написать код, понятный компьютеру. Хороший программист пишет код, понятный человеку»
Деление специалистов на junior, middle и senior хорошо знакомо разработчикам — так обычно определяют уровень компетенций. Но каких требований ожидать от работодателя, если ему нужен «джун», «мидл» или «сеньор»? Попробуем разобраться.
Возраст и опыт — далеко не главное
Человек, который мало знаком с IT, может подумать, что senior — это разработчик, который много лет отдал своей профессии, middle — программист среднего возраста, а junior — вчерашний школьник, который начинает осваивать программирование.
Нельзя сказать, что это полное заблуждение. Нередко джуны действительно молоды, мидлам около 35 лет, а у сеньоров уже седеют волосы. Но не так уж редко встречаются солидные джентльмены, работающие на позиции middle и даже junior под руководством молодого senior-разработчика. Все зависит от компетенций человека, его личностных качеств и, конечно, возраста старта в профессии.
Так в чём различие?
Есть несколько способов понять, кто есть кто, но самый простой и эффективный — посмотреть исходники. Если код сложной программы без труда могут разобрать другие разработчики, у него понятная архитектура и стройная логика — скорее всего, его писал сеньор. И напротив, если код простого продукта получился причудливым, со сложными абстракциями и странными однострочниками — над ним наверняка работал джун.
Сеньоры заботятся о простоте кода — чтобы его легко освоили коллеги, а поддержка не доставила хлопот. Джунам для этого не хватает опыта — они действуют по принципу «Если работает, то всё отлично». До читаемости и чистоты кода руки не доходят.
Если для сравнения взглянуть на код, написанный сеньором, может даже возникнуть недоумение: «Да как так, сложная ведь программа, а так изящно и просто написана!» Этот навык приходит с опытом и далеко не ко всем.
Разница только в коде?
Нет, на этом различия не заканчиваются. Рассмотрим внимательнее специалистов каждого уровня, а затем сопоставим наблюдения.
Junior
В большинстве случаев джуны реализуют простые задачи: например, части проекта, которые затем объединяются. Они делают кирпичики, из которых можно возвести пригодный для жизни дом. При этом джуны зачастую не представляют себе масштабы здания, в постройку которого они вкладываются.
Хорошим джуном считается тот, который может самостоятельно работать над своими «кубиками» — техническими задачами. При этом важно, чтобы его разработки нормально функционировали, когда их встраивают в приложение или сервис.
Скорее всего, на следующий уровень выйдет джун, который:
Middle
Джун, который набрался опыта, улучшил компетенции и научился чисто выполнять свои задачи, может претендовать на позицию мидла. Буквальный перевод слова middle — «середина», но на самом деле в разработке мидл ближе к сеньору, чем к джуну.
Мидлы осознают масштабы проекта, но тоже разрабатывают только его части, хотя и более крупные. Мидл способен самостоятельно выполнять сложные задачи в рамках проекта, причём не только технические, но и административные. На этом уровне разработчик должен понимать требования бизнеса и уметь реализовывать их на практике.
Важные качества мидлов:
Senior
Эта ступень не каждому доступна — многие разработчики остаются на уровне мидла всю карьеру. Чтобы подняться выше, нужны «тонкие» компетенции, которые позволят решать задачи, которые не под силу больше никому. Нужно знать и уметь больше, чем большинство коллег. Например, не просто писать хороший код, а учитывать в нём инструментарий и специфику компании. Сеньоры могут самостоятельно разработать масштабное приложение или сервис с нуля — потому что понимают архитектуру и знают, что и как должно быть создано.
Сеньору требуется не только навык командной работы, как мидлу, но и управленческий опыт. Значит, нужны и коммуникативные навыки. Сеньор может убедительно донести свою точку зрения до команды и руководства, а после реализовать предложенную идею. Он всегда знает, как задать вопрос (и коллеге, и поисковому сервису), чтобы получить нужный ответ. И ещё синьор — это часто ментор: помогает джунам осознать масштабы проекта, правильно работать и развиваться.
Сеньор должен глубоко понимать устройство библиотек, фреймворков, инструментов разработки. Иначе конечный продукт будет вести себя непредсказуемо.
Такой специалист в команде — это фактор стабильности. Он понимает технические риски и знает, как их снизить. Задача сеньора — сделать так, чтобы в коде совсем не было «костылей», которыми грешат джуниоры и мидлы. Без вмешательства опытного руководителя иногда получаются такие продукты, которые ассоциируются разве что с фантастическим гибридом бегемота с носорогом, у которого есть ещё гены утконоса и лотоса. Работает этот монстр Франкенштейна — и ладно.
В сухом остатке
Мы видим, что разница между тремя категориями специалистов — не в возрасте или стаже. Главные различия состоят в отношении к самому процессу разработки, в его понимании и осознании. Об этом и цитата в эпиграфе статьи: она очень точно характеризует новичков и профессионалов.
В GeekBrains мы готовим и джунов, и специалистов уровня middle. Для первых у нас есть короткие курсы — «профессии», а для вторых — более продолжительные программы на факультетах GeekUniversity. Выбирайте сами, по какому маршруту сократить путь до позиции сеньора 🙂
Разница между «джуном», «мидлом» и «сеньором». И что делать, чтобы перейти на уровень выше
Уровень разработчика не обязательно определяется многолетним опытом программирования: «джун» вполне может быть старше «сеньора», — всё сводится к профессиональным навыкам. Это не означает, что старший разработчик должен быть специалистом во всём, но можно с уверенностью сказать, что навыки у него гораздо более развиты, чем у разработчиков младшего и среднего уровня.
Но разработчиков различных уровней отличает нечто большее, чем умение собственно программировать. Так в чем именно кроются различия?
Знания
Очевидно, что старший разработчик обладает гораздо более обширными знаниями. Для младшего разработчика изучить шаблоны проектирования, архитектуру, автоматизацию тестирования, методы повышения производительности и обеспечения безопасности и т. д. — отличный способ сократить этот разрыв в знаниях.
Важно знать, как должно создаваться программное обеспечение. Но просто знать всё это — не значит быть разработчиком более высокого уровня. Знания — это не ключевое отличие, а лишь один из факторов.
Фото — Clem Onojeghuo, площадка Unsplash
Программирование
Несмотря на мнение большинства обычных людей, программирование — это не общение с компьютером. Программировать — значит общаться с людьми и отдавать указания компьютерам. Ведь код в итоге компилируется и превращается в нули и единицы.
Код должен нести в себе смысл для тех, кто будет работать с ним в будущем. Команда, подхватившая за кем-то другим проект, должна иметь возможность открыть его исходный код и начать работать над новыми функциями или исправлением ошибок. И здесь кроется существенная разница между «джуном» и «сеньором».
Разработчиков среднего уровня в этом сравнении я учитывать не буду, поскольку в отношении навыков программирования они представляют собой своего рода переходную область — скорее ближе к уровню старшего разработчика. В основном «промежуточное» положение определяется опытом, поскольку обычно «мидл» успевает пройти весь цикл разработки хотя бы раз, а также совершить множество простейших ошибок и извлечь из них уроки.
Как вычислить «джуна»
Младшие разработчики неопытны: иногда это выпускники, которые только начинают работать на полную ставку. В их голове основная задача — заставить код работать. Если приложение работает — значит, оно хорошее.
Писать простой код — это сложная задача. И младшие разработчики этого делать не умеют: обычно код у них довольно своеобразный. Узнать их можно по причудливым однострочникам и чрезмерно сложным абстракциям — так «джуны» стремятся показать себя и пытаются дать понять другим, насколько хорошо они умеют программировать. Но это неверный подход.
Младшие разработчики сосредотачиваются на «компьютерной» части кода, упуская из виду «человеческую».
Как пишут код «сеньоры»
Глядя на код старшего разработчика, можно подумать: и это всё? А где остальное? Достаточно опытный разработчик пишет простой, понятный и, возможно, местами даже чересчур прямолинейный код — и это одно из самых важных качеств, если говорить о программировании. «Сеньор» следует принципу KISS, гласящему, что код должен быть простым и понятным: «Keep it simple, stupid»
Поэтому у старшего разработчика совершенно другой подход к написанию кода: он учитывает удобство дальнейшей поддержки и масштабируемость. Это совершенно не похоже на мышление младшего разработчика: «сеньор» думает о тех, кто будет работать с кодом, а «джуну» важно в первую очередь заставить код работать.
Не программированием единым
Помимо навыков программирования, есть и другие факторы, которые могут подсказать, что за разработчик перед вами.
Младшие разработчики, как правило, выполняют самые простые и не самые важные задачи; они не занимаются разработкой архитектуры. Разработчики среднего уровня тоже не разрабатывают решения, а просто выполняют задачи, однако их меньше контролируют — если задание довольно типовое. А вот «сеньоры» могут разработать приложение совершенно самостоятельно.
Это не значит, что у старшего разработчика по ходу дела не возникает вопросов: у любого из нас каждый день появляется множество вопросов, и «сеньоры» тут не исключение.
Разница в том, что последние знают, как задавать правильные вопросы и что делать с полученными ответами. Менее опытные разработчики могут задавать правильные вопросы, если речь идет о привычных им задачах, но в более сложных случаях им приходится обращаться за помощью.
Старший разработчик никогда не теряется и знает, как правильно действовать, получив ответ на вопрос. Это не значит, что он не будет просить совета у других — иногда лучшим решением бывает именно обратиться за помощью к тем, кто имеет больше опыта в данной области.
Разработчик среднего уровня также должен уметь задавать правильные вопросы, если только это не очень сложные задачи, требующие глубокого уровня знаний.
А вот в случае «джунов» не следует ожидать, что они смогут задавать нужные вопросы: у них недостаточно практики, поэтому ими должны руководить более опытные коллеги. Младшего разработчика следует обеспечить необходимыми ресурсами или хорошенько подтолкнуть в правильном направлении.
Переход на следующий уровень
Мы все хотим совершенствоваться, в том числе профессионально. Но какие шаги можно предпринять, чтобы перейти на следующий уровень?
От «джуна» — к «мидлу»
Начинающие разработчики не обладают богатым опытом, поэтому важно хотя бы пару раз пройти весь цикл разработки — таким образом вы сможете встретить на своем пути множество ловушек и научитесь их избегать.
Что касается программирования — следует научиться писать простой код: представьте, что после вас над проектом будет работать другой человек. Кроме того, придется научиться заниматься отладкой — это углубит понимание того, что происходит во время работы программы.
Также необходимо ознакомиться с лучшими методиками и побольше узнать об архитектуре, производительности, безопасности и т. д. Закройте пробел в знаниях, отделяющий вас от среднего уровня.
От «мидла» — к «сеньору»
Разработчикам среднего уровня подняться выше может быть довольно сложно: некоторые остаются на этом уровне всю свою карьеру.
Старший разработчик знает, в каких случаях можно пойти на компромисс, и когда этого делать ни в коем случае нельзя — потому что он успел проверить это на собственном горьком опыте.
Чтобы перейти на уровень «сеньора», нужно быть готовым к выполнению задач, за которые никто понятия не имеет, как браться. Нужно знать и уметь больше, чем просто делать свою работу.
Кроме того, как старший разработчик вы должны помогать менее опытным: вы для остальных — спасательный круг, за который можно ухватиться, когда не знаешь, как что-то сделать.
В свете этого неудивительно, что «сеньоры» полностью владеют своим техническим стеком. Нужно не просто уметь программировать, а знать все инструменты и приложения, которые используются в нанявшей вас компании.
Заключение
Разница между «джуном», «мидлом» и «сеньором» заключается не только в многолетнем опыте. Да, можно с уверенностью сказать, что у последнего навыки гораздо более развиты, чем у разработчиков младшего и среднего уровня. Но знание — не самый важный фактор.
Опытные разработчики пишут более простой код и подходят к этому иначе. Но кроме того, чтобы уметь программировать, очень важно также знать, какие вопросы задавать и что делать с полученными ответами. Именно старший разработчик — тот человек, чей богатый опыт позволяет не растеряться и в любой ситуации найти решение.
«Джуну», чтобы расти дальше, нужно постараться научиться писать простой код и пройти через несколько полных циклов разработки. Чтобы подняться выше среднего уровня, нужно сосредоточиться на изучении чего-то большего, чем просто рутинные задачи по исправлению ошибок. Вы должны быть готовы брать на себя самые сложные задачи и полностью овладеть своим техническим стеком. Еще одна обязанность старшего разработчика — выручать менее опытных.
Напоследок процитирую Мартина Фаулера:
«Любой дурак может написать код, понятный компьютеру. Хороший программист пишет код, понятный человеку»
Перевод статьи выполнен в Alconost.
Alconost занимается локализацией игр, приложений и сайтов на 70 языков. Переводчики-носители языка, лингвистическое тестирование, облачная платформа с API, непрерывная локализация, менеджеры проектов 24/7, любые форматы строковых ресурсов.
Мы также делаем рекламные и обучающие видеоролики — для сайтов, продающие, имиджевые, рекламные, обучающие, тизеры, эксплейнеры, трейлеры для Google Play и App Store.
Джун, мидл, сеньор. В чём разница?
«Я ещё джун или уже не джун?» — вот в чём вопрос. Отвечает Наталья Ёркина из Ostrovok.ru.
Опыт и знания программистов увеличиваются во время работы — и джуны не исключение. Обычное дело — прийти на работу, узнать что-то, порешать задачи и через пару месяцев подумать «Ну вот я уже, наверное, и стал мидлом, надо просить зарплату в два раза выше».
А чаще всего не пора, и вот почему.
Дисклеймер: нет простого способа определить, джун перед вами или уже мидл. Умение находить множественные решения задач — только один из способов.
Джуны (младшие разработчики)
Джуны — программисты, которые иногда не знают, что именно они знают (и никто из коллег тоже не знает). Это тот случай, когда не совсем понятно, что человек умеет, и совсем не ясно как он это применяет на практике.
Тест на джуна: придумайте больше двух способов сделать слайдер на сайте
Вы джун, если придумали одно или два решения без особого обоснования, а дальше пошли смотреть в Гугл.
Джуны обычно не могут объяснить вещи, которые нужно сначала потрогать на практике.
Например, event loop в JavaScript. Про него всё написано, но до тех пор, пока программист с ним не поработал, он не поймёт, как там всё организовано. Когда я проходила собеседование на джуна, я вообще не знала половину этих слов. Я не могла ответить на вопрос, потому что просто не понимала, о чём меня спрашивают.
Джун, который немного поработал в настоящей компании, может решать задачи разных уровней. Вопрос только в том, как он это делает. Чаще всего, решение будет одно, максимум два, потому что у джуна нет опыта решения подобной задачи через множественные подходы. Он может нагуглить, может сам решить, но это условные 1-2 варианта, а всё остальное будет казаться сложным, непонятным и нереализуемым.
Ещё один признак джуна — попросить помощь на типовых задачах. В этом нет ничего плохого, но если разработчик на типовых задачах запрашивает помощь, то он почти всегда джун (или зануда-мидл, который просто любит всех отвлекать).
Стереотип о джунах
Есть стереотип, что джун — это человек, который ничего не умеет, и пришёл устраиваться вообще без навыков и знаний. Так думают многие, и с этим стереотипом сложно бороться.
Джуны умеют делать многое, просто у них нет опыта преодоления сложностей, так как нет опыта работы. Он знает, как сделать и раскрасить попап, сверстать слайдер и много чего ещё.
Джун — не приговор. Просто учитесь решать задачи.
Хороший джун знает или хотя бы слышал, как устроена разработка в современных компаниях — он умеет пользоваться системами контроля версий, понимает, что за чем идёт, и владеет базовым набором инструментов. HTML Academy готовит джунов так, чтобы они выпускались с нормальным набором знаний, а мы доучиваем их под свои реалии.
Не прошли тест на джуна?
Ничего страшного. Пройдите курс «HTML и CSS. Профессиональная вёрстка сайтов», и тогда точно всё получится.
Мидлы (просто разработчики)
Мидл хорошо пишет код, генерирует много вариантов и умеет выбирать из них оптимальный. Понимает базовые концепции, хорошо знает язык, на котором пишет. Мидл легко своими словами расскажет, как работает браузер, какие в нём инструменты и как ими пользоваться, как работает асинхронность и другие вещи из языка.
Мидл сразу понимает, о чём написано в технических статьях, потому что ему уже знакома вся терминология.
Если джун может придумать всего одно или два решения для задачи, то мидл эту задачу видел несколько раз, получал по ней фидбэк, решал её по-разному из-за стека, рабочего окружения и прочих обстоятельств в виде необходимости поддерживать IE11. Поэтому его решение скорее всего будет оптимальнее. К тому же, он может выбирать решения, а джун решает так, чтобы что-то просто работало.
Когда человек из головы может объяснять абстрактные вещи типа замыкания и контекстов, а также без труда видит возможные варианты решения задач, или знает где их взять и как применить, тогда он, по-моему, может считаться мидлом.
Тест на мидла: вас попросили решить нетипичную для вас задачу
Вы мидл, если сказали «Ух ты ж блин, как интересно», немного подумали и решили.
Программисты часто переходят между командами ради повышения уровня сложности и смены задач. Однажды мы взяли джуна в аналитический отдел. Он хорошо работал и за год стал мидлом. Перешёл в команду, которая делает внутренний продукт, и сейчас прекрасно себя там чувствует. То есть он год делал какие-то простенькие джуновые задачи — месяца три что-то совсем простое, потом мы ему стали давать задачи уровня мидла. Он их успешно выполнял, и его перевели в другой отдел на другой уровень сложности.
Сеньоры (старшие разработчики)
С работой в одной команде связан интересный эффект. Пока программист работает в одной и той же компании и занимается каждый день одним и тем же, ему может показаться, что всё получается хорошо. Чтобы понять, пора ли просить зарплату сеньора, попроситесь в другой отдел и поделайте их задачи. Если не получается делать хорошо, быстро и с первой попытки, значит ещё рано.
Сеньор — программист, который может перейти в другой отдел с принципиально другими задачами в рамках одной компании, ничего там не сломать и не затормозить работу.
Тест на сеньора: вас попросили решить нетипичную для вас задачу
Вы сеньор, если сказали «Ух ты ж блин, какая интересная задача, надо бы её делегировать, пусть и остальные учатся».
Если человек может в одном отделе немножечко пилить аналитику, а в другом отделе поделать чуть-чуть фронтовый бэкенд на Node.js, а потом ещё уйти в совсем другую вещь и написать код на Vue.js, хотя на нём до этого не очень и писал (ну просто так сел и разобрался), то, скорее всего, он уже сеньор.
Ostrovok.ru — наш давний партнёр-работодатель, который регулярно нанимает наших выпускников. Статья — часть разговора с тимлидом Островка, Натальей Ёркиной, о том, как строится разработка в компании, опыте найма выпускников Академии, и о том, что должен знать начинающий фронтенд-разработчик, чтобы быть востребованным.