Чем отличается гордость гордыня и тщеславие

Гордость, тщеславие и самолюбие

Из наследия Оптинских старцев

В миру гордость и самолюбие иногда почитаются едва ли не добродетелями и признаками благородства натуры. Представление это ошибочное и бывает, по словам преподобного Макария, «по неведению или от помрачения страстей». Старец писал духовному чаду:

Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть картинку Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Картинка про Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие
Питер Брейгель Старший. Вавилонская башня. 1563 г.

«В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением».

Бог гордым противится

Гордость и тщеславие относятся к самым опасным страстям. Оптинские старцы много говорили и писали о борьбе с этими страстями. Преподобный Лев горестно называл тщеславие «ядом, который убивает плоды и самых зрелых добродетелей».

«Сия страсть от юности до преклонных лет и до самого гроба нередко простирается. Она не только страстных, преуспевающих, но иногда и совершенных преследует, почему и требует немалой осмотрительности. Бесстрастный Творец лишь может искоренить ее. О, коль трудно избегнуть сего яда, убивающего плоды и самых зрелых добродетелей».

Преподобный Варсонофий говорил о гордости как о бесовском свойстве:

«Бог гордым противится, а смиренным дает благодать. Почему не сказано, что Бог противится блудникам, или завистливым, или еще каким-либо, а сказано: именно гордым? Потому что бесовское это свойство. Гордый становится уже как бы сродни бесу».

Преподобный Никон предостерегал:

«Не должно тщеславиться ни здоровьем, ни красотою, ни другими дарами Божиими… Всё земное непрочно: и красота, и здоровье. Благодарить Господа надо, благодарить со смирением, сознавая свое недостоинство, а не тщеславиться чем-либо».

Преподобный Амвросий предупреждал, что ничто так не препятствует успехам в духовной жизни, как гордость и тщеславие, а исчадиями этих страстей бывают зависть и ненависть, гнев и памятозлобие:

«Все мы сплошь да рядом больше или меньше недугуем тщеславием и горделивостью. А ничто так не препятствует успеху в духовной жизни, как эти страсти. Где бывает возмущение, или несогласие, или раздор, если рассмотреть внимательно, то окажется, что большею частию виною сего бывают славолюбие и горделивость.

Почему апостол Павел и заповедует, глаголя: “Не бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще” (Гал. 5: 26). Зависть и ненависть, гнев и памятозлобие – общие исчадия тщеславия и гордости».

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски, но действие и признаки их разные

«Тщеславие и гордость одно и то же. Тщеславие выказывает свои дела, чтобы люди видели, как ходишь, как ловко делаешь. А гордость после этого начинает презирать всех. Как червяк сперва ползает, изгибается, так и тщеславие. А когда вырастут у него крылья, возлетает наверх, так и гордость».

А чтобы показать, чем гордость и тщеславие отличаются друг от друга и как действуют на человека, преподобный Амвросий даже сочинил рассказ об утках и гусях, олицетворяющих эти страсти. Поводом для такого рассказа стал подаренный старцу ковер с изображением уток:

«Недавно подарили мне ковер, на котором красиво изображены утки. Я пожалел, что не догадались тут же выставить и гусей, так как на ковре осталось еще много места. Мысль такая мне пришла потому, что свойство и действие уток и гусей хорошо изображают свойство и действие страстей: тщеславия и гордости.

Тщеславие и гордость, хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает, а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит.

Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается как селезень и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для удивления, похвал человекоугодничает и как утка кричит: “Так! так!” – когда на самом деле в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренне бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает.

Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: “Кага! каго!” Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может кусать, кусает…»

Чем же ты гордишься?

Очень многим и гордиться-то вовсе нечем. По этому поводу преподобный Амвросий передавал такой рассказ:

«Одна исповедница говорила духовнику, что она горда. “Чем же ты гордишься? – спросил он ее. – Ты, верно, знатна?” – “Нет”, – ответила она. – “Ну талантлива?” – “Нет”. – “Так, стало быть, богата?” – “Нет”. – “Гм… В таком случае, можешь гордиться”, – сказал напоследок духовник».

«Возноситься нечем: Бог дает слово. Доброго слова человек сам собою сказать не может. Всякое доброе слово от Бога. Сказано: “Не нам, Господи, не нам, а имени Твоему даждь славу” (Пс. 113: 9)».

Указывая, что человеку нечем гордиться, старец прибавлял:

«Да и чем в самом деле человеку тут возноситься? Оборванный, ощипанный просит милостыни: “Помилуй, помилуй!” А подастся ли милость, это еще кто знает».

Как определить у себя признаки смирения или гордости

Преподобный Макарий писал о главных признаках наличия у человека смирения или гордости:

«Признаком смирения и гордости да будет для тебя следующее: вторая всех зазирает, укоряет и видит в них черноту, а первое видит только свою худость и не дерзает судить кого-либо».

Преподобный Анатолий (Зерцалов) учил своих чад, что иногда излишнее смущение при каком-либо деле также выдает затаенное тщеславие:

«Трусишь при пении от тщеславия. Много его у тебя».

Печаль наказания Божия гордым

Преподобный Лев предупреждал о том, что гордые терпят различные бедствия:

«Ежели не положить вину на себя, то не перестанешь бедствовать, нося печаль наказания Божия гордым».

Избавиться от гордости очень трудно

Избавиться от гордости очень трудно. Если человек думает, что он уже негордый, что уже стяжал смирение, то это явно, по словам старца Макария, доказывает его гордость:

«В письме твоем ты назвала себя смиренною (конечно, это по неведению), но ты еще не достигла сей меры, чтобы быть смиренною. Когда бы мы приобрели это богатство, то и все добродетели удобно бы стяжали. Да оно и одно без других добродетелей может нас спасти, а добродетели без оного, напротив, никакой пользы не приносят. Стяжавый смирение стяжал Бога. Это всё учение святого Исаака, великого мужа.

Так ты не должна думать, что ты смиренна, а когда думаешь, то явно показываешь свою гордость».

Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть картинку Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Картинка про Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие
Брейгель. Гордость

Гордость неразрывно связана с другими страстями

Преподобный Амвросий говорил:

«Три колечка цепляются друг за друга: ненависть от гнева, гнев от гордости».

«Тщеславие не дает нам покоя, подстрекая к ревности и зависти, которые мятут человека, возбуждая в душе бурю помыслов».

«Лупишь глаза – оттого и помыслы, прежде тщеславные, а потом и дурные. Ты заметь: непременно прежде тщеславные, а потом дурные. Ты вниз голову держи, вот так, не лупи глаза на народ».

А преподобный Макарий предупреждал, что от гордости страсти получают силу, а смирение, наоборот, низлагает страсти:

«Но надобно знать, что все страсти от гордости нашей получают силу нас побеждать, а, напротив, смирение их низлагает».

Одна гордость может заменить все прочие страсти

Бывает, что в человеке так велика гордость, что прочие страсти стихают. Преподобный Макарий наставлял:

«Одна страсть другую укоряет: где самолюбие, там сребролюбие уступает, и наоборот бывает. А нам известно, что все пороки иногда оставляют человека, а один с ним пребывает – гордость».

Такой человек может внешне вести себя безукоризненно и с презрением смотреть на других людей, мучимых страстями пьянства или курения или иными страстями. Но во взгляде этого внешне безупречного человека такая гордыня и самолюбование, такое превозношение своими достоинствами, что одной гордости его уже достаточно для погибели души. Старец предупреждал:

«Однако бывает, по слову святого Иоанна Лествичника… и то, что от некоторых все страсти удаляются, кроме одной гордости, которая заменяет собою все прочие страсти, и потому надобно иметь осторожность, чтобы вместо плодов не принести плевел».

Как бороться с этими страстями

Преподобный Макарий советовал при борьбе с помыслами высокоумия и гордости не стыдиться открывать их на исповеди:

«О том, что помыслы находят высокоумные, надобно открывать и не стыдиться».

Преподобный Иларион наставлял при появлении помыслов тщеславия и похвалы самого себя напоминать себе, что главное – смирение, а вот его-то у нас и нет. И первым доказательством этого являются как раз приходящие к нам помыслы тщеславия:

«Отсекать помыслы тщеславия и похваляющие тем, что Богу приятнее всего смирение, а у тебя его нет; следовательно, ничего нет и доброго. Так правильно и должно делать».

Старец Иосиф учил при появлении помыслов тщеславия вспомнить свои грехи:

«А когда тщеславие взойдет, тогда не худо и вспомнить какой-нибудь грешок, укоряя себя».

И старец Амвросий давал такой совет:

«Если будешь отвечать тщеславию вспоминанием своих грехов и лености, то увидишь, что нечем хвалиться».

«Человек – яко трава. Кто гордится, тот вянет, как трава, а кто боится Бога, тот будет помилован Господом».

«Надо вниз смотреть. Ты вспомни: “Земля еси, и в землю пойдеши”».

«Когда нападет гордость, скажи себе: чудачка ходит».

«Как придет тщеславие, так молись: “Господи, от тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади рабу Твою”».

Иногда человек изо всех сил пытается избавиться от помыслов гордости и тщеславия, но ему это никак не удается. По этому поводу преподобный Амвросий писал:

«Вражий гул продолжает тебе досаждать, и враги всячески ухитряются уязвить душу твою стрелами гордости и возношения».

Старец советовал в таком случае в первую очередь рассмотреть свое душевное расположение:

«Прежде всего рассмотри душевное расположение, мирна ли ты со всеми, не осуждаешь ли кого».

Преподобный писал духовному чаду:

«…молись со смирением Богу псаломскими словами: “Грехопадения кто разумеет; от тайных моих очисти мя и от чуждых пощади рабу твою”. У всех святых отцов единогласный ответ и совет в подобных случаях: во всяком искушении победа – смирение, самоукорение и терпение – разумеется, при испрашивании помощи свыше. Молись о сем и Царице Небесной, и всем угодникам Божиим, к каким ты имеешь особенную веру, чтобы помогли тебе избавиться от прелести бесовской».

«Самолюбие наше корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок… Секира к истреблению корня самолюбия – вера, смирение, послушание и отсечение всех хотений и разумений».

Гордость могут побороть также труд и скорби. Преподобный Амвросий говорил:

«Много нужно трудиться, много ран принимать, чтобы не погибнуть от гордости. Когда нас не трогают, не толкают, гордость живет в нас до конца жизни».

В самом желании быстро взойти на высоту добродетелей сокрыта гордость

Гордость и тщеславие бывают скрыты в самом нашем желании мгновенно избавиться от всех страстей, скоро взойти на высоту добродетелей. В этом, по словам преподобного Льва, скрывается духовная гордость:

«Вы, желая угодить Богу, хотите скоро взойти на высоту добродетелей и мните это возможным от вас, что ясно доказывает в вас духовную гордость (в чём вы и сами себя сознаете)…»

Смирение же хорошо знает, что «добродетель не груша: враз не скушаешь».

«От тайных моих очисти мя, и от чуждих пощади раба Твоего» (Пс. 18: 13–14).

Преподобные отцы наши, старцы Оптинские, молите Бога о нас, грешных!

Источник

Разница между гордостью и тщеславием

Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть картинку Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Картинка про Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие

Содержание:

3. В чем разница между гордостью и тщеславием?

Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть картинку Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Картинка про Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие

Что такое гордость

Оксфордский словарь определяет гордость как «чувство глубокого удовольствия или удовлетворения, полученное от собственных достижений, достижений близких людей, или от качеств или имущества, которыми широко восхищаются», а словарь Merriam-Webster определяет его как «чувство, что вы уважайте себя и заслуживайте уважения со стороны других людей »и« чувство счастья, которое вы получаете, когда вы или кто-то из ваших знакомых делает что-то хорошее, трудное и т. д. ». Как видно из приведенных выше определений, гордость означает довольно позитивное чувство, вопреки предположениям многих людей.

Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть картинку Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Картинка про Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие

Что такое тщеславие

Тщеславие также считается одним из смертных грехов и может привести к разрушениям. Во многих сказках, мифах и сказках оно изображается как негативное и разрушительное чувство. Например, именно тщеславие ведет к падению Нарцисса в греческой сказке Эхо и Нарцисс; это также главная слабость злой королевы в Белоснежке.

Джейн Остин (в «Гордости и предубеждении») объясняет разницу между гордостью и тщеславием следующим образом.

Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть картинку Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Картинка про Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие

Разница между гордостью и тщеславием

Определение

гордыня это чувство глубокого удовольствия или удовлетворения, полученное от собственных достижений, достижений близких людей.

суета сует это чрезмерная гордость или восхищение собственной внешностью или достижениями.

Отрицательный против положительного

гордыня это позитивное чувство.

суета сует это негативное чувство.

Себя против других

гордыня также могут быть связаны с достижениями своих близких.

суета сует это чувство, связанное с собственными достижениями.

Источник

Тщеславие, гордость и высокомерие – в чем разница?

Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Смотреть картинку Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Картинка про Чем отличается гордость гордыня и тщеславие. Фото Чем отличается гордость гордыня и тщеславие

Изучая священные тексты можно неоднократно натолкнуться на такие качества как гордость, тщеславие и высокомерие, которые однозначно описываются как грехи. На первый взгляд может показаться, что с ними всё понятно и стоит немного задуматься, как станет очевидна разница между ними. Однако, разницу между ними не так просто рассмотреть, а ложное ощущение очевидности не позволяет глубоко вникнуть в смысл всех этих недостатков, а значит и бороться с ними значительно труднее, даже несмотря на наставление священных писаний. Именно поэтому важно разобраться чем они отличаются друг от друга.

Гордость, тщеславие, высокомерие

Гордость, высокомерие, тщеславие, гневливость, грубость и невежество — таковы качества людей, наделенных демонической природой, о сын Притхи.

Следует сразу определить все эти три качества как греховные. Иногда у людей возникает ощущение, что это могут быть достоинства, которые демонстрируют самоуважение. Но человеку должно называть вещи своими именами: гордость называть гордостью, а самоуважение – самоуважением. Человек гордый лишен самоуважения, так как его болезненная привязанность к собственному мнимому превосходству показывает, что в глубине души он как раз себя не уважает, и гордость является компенсацией, тем что позволяет оправдать отсутствие собственного уважения к себе.

В прежнем твоем письме упоминаешь не раз о самолюбии своем и будто уважаешь оное, красуешься им, как некоей утварью. Надобно его истреблять из себя всеми мерами, оно-то причиною есть всех наших зол и пороков. Мирские люди еще считают оное добродетелью и благородством – и это по неведению или от помрачения страстей; а нам надобно во всём противиться ему смирением и самоотвержением

Итак, гордость, тщеславие и высокомерие. Все эти качества объединяет чувство превосходства, но проявляется оно по-разному.

Для того, чтобы избавиться от этих качеств, следует глубоко проанализировать каждое из них.

Гордость

Гордость – убежденность в превосходстве

Такая убежденность может касаться всего с чем человек связывает себя: страны, нации, города, семьи, собственных достижений, культуры и прочего. Например, человек может гордиться победой футбольной команды за которую он болеет, но если выиграет другая команда он гордиться этим не будет. Почему? Потому что гордость всегда касается только своего «Я». Футбольная команда за которую человек болеет относится к его «Я», а значит он будет гордиться ей в случае победы также, как если бы выиграл он сам.

Это же касается и всего с чем связано «Я» человека. Если представитель нации, к которой причисляет себя человек, совершил значимое достижение – он будет этим гордиться, внутри сердца полагая, что это и его достижение тоже. Почему? Потому что он убеждается в превосходстве своей нации, а значит и себя самого. Если член семьи, близкий друг или просто знакомый также совершит значимый поступок – гордость будет проявляться, хотя сам человек может не иметь к этому никакого отношения. По факту и гордиться нечем, но убежденность в собственном превосходстве рождается из причастности к чужому достижению. А дальше эта гордость будет проецироваться на других в виде тщеславия и высокомерия. Такой человек будет думать: «Я лучше других, а значит все должны это узнать» и «Я лучше других, а значит они должны относиться ко мне почтительно».

Теперь следует разобрать личную гордость, которая рождается из собственных достижений. Гордость в этом случае признак незрелости, так как показывает что человеку непривычно ощущение достижения в чем-либо. Когда юноша зарабатывает первые деньги – он этим невероятно горд, но когда зрелый мужчина получает очередную зарплату – для него это обыденность. Гордость за собственные достижения указывает на то, что достижений в жизни человека не так уж и много.

Почему человеку следует бороться с гордостью? С точки зрения духовности гордость является слепотой и отрицания воли Бога. Человек ставит свои заслуги выше божественной милости, благодаря которой все живые существа и существуют.

Все живое и неживое во вселенной находится во власти Господа и принадлежит Ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому все принадлежит.

Шри Ишопанишад. Мантра первая.

Таким образом, человек отдаляет себя от Бога, признавая не милость Бога, а собственные усилия причиной собственного успеха. Потеряв связь с Богом и осознание своего духовного существования, человек теряет нравственную основу существования. Иначе говоря, он теряет моральные ориентиры, открывается греху. Это проявляется как отказ от следования предписаниям священных текстов и оправдание собственных прегрешений с помощью софистики. Мораль такого человека искажается, а потому он неизбежно становится порочным. В нём взращивается гнев, жадность, вожделение, зависть, ненависть, грубость, тщеславие и высокомерие. И чем сильнее он гордится собой, тем порочнее он становится.

Антиподом гордости является смирение. Смирение даёт возможность понять роль своего предназначения в собственной жизни и жизни других людей. Смирение даёт видение божественного повсюду, что лишь приближает к Богу, а значит и избавляет от грехов. Смиренный будет сомневаться в своем превосходстве, а значит будет трезв в отношении себя с одной стороны, с другой же стороны, не стремясь продемонстрировать своё превосходство другим. В этом он утверждается на своем пути, сохраняет здравомыслие и не теряет присутствия Бога, а значит становится лишь добродетельнее.

Таким образом, опасность гордости заключается в увеличении значимости своего «Я» и отрицание других «Я» в том числе и Бога. Отстраняясь от понимания себя как части мира и приобретая понимания себя как целого, центра, человек теряет связь с реальностью и падает жертвой заблуждения.

Тщеславие

Тщеславие – стремление продемонстрировать превосходство

Тщеславие порождается гордостью или неуверенностью в себе, что, при детальном рассмотрении, одно и то же. Неуверенность в себе побуждает человека преувеличенно демонстрировать достоинства и достижения для того, чтобы психологически оправдать пребывание среди людей, которых он считает лучше себя из-за неуверенности. Тщеславие есть поведение ребёнка, который пытается доказать что он взрослый, демонстрируя свои способности.

Несмотря на то, что тщеславие означает, что человек считает себя хуже других, проблема его заключается в том, что само тщеславие есть стремление продемонстрировать свое превосходство, то есть показать что моё «Я» лучше чужого «Я». Можно подумать что такое бахвальство и самолюбие относительно безопасны, ведь нет ничего плохого в том, чтобы покрасоваться перед другими, пусть эти фантазии и будут ложью. В этом и заключается проблема. Поглощенный тщеславием человек будет прибегать к лжи, оскорблениям, присвоении чужих достижений, принижении заслуг других людей. Он становится опьяненный своими речами и начинает в них активно верить. И вот он уже гордится мнимыми достижениями. Это порождает цикл. Гордый человек будет тщеславным, а тщеславие – порождать гордость.

Из тщеславной манеры доносить собственную значимость рождается ненависть и презрение. Ненависть к тем, кто не верит и презрение к тем, кто верит. Человека раздражает, что его попытки показаться лучше других не признают, а тех кто поверил он автоматически считает хуже себя, ведь он уже продемонстрировал своё превосходство. Из этого и рождается отношение с позиции превосходства, то есть высокомерие.

Вера в историю, поведанную тщеславием, рождает внутри человека презрение к окружающим, в особенности к тем, благодаря кому он достиг чего-то значимого. Убежденный своим тщеславием, он начинает полагать, что роль других в его достижениях на самом деле не так уж и велика, а может они и вовсе помещали достигнуть ему большего успеха. Кто вчера был благодетелем – сегодня становится никем, и это ещё в лучшем случае. Тщеславие не выносит обязательств по отношению к другим, ведь в таком случае просто невозможно полагать себя единственной причиной успеха. Чувство обязательства в человеке рождает беспокойство, желание что-то сделать.

Благородный человек стремится отблагодарить благодетеля, низкий же человек просто сведет на нет роль другого путём просторных и пустых рассуждений. Так следует отличать людей низких от благородных: достаточно сделать для человека что-то хорошее.

Такое самолюбие неизбежно будет порождать ссоры между людьми, ведь пораженный тщеславием будет доказывать окружающим и своим благодетелям, что их роль на самом деле минимальна. Неблагодарность, в долгосрочной перспективе, отталкивает любого благодетеля и оказывается так, что человек окружен людьми, которые готовы верить в его россказни, но при этом ни на что негодны. Так человек падает в окружение низких людей, которые затаскивают его на дно. Ведь низкий человек вместо попыток изменить что-то в своей жизни и как-то выбраться со дна будет лишь затаскивать других, так как одному быть низким среди достойных не так уж комфортно, поэтому следует сделать низкими других. Тщеславие приводит человека в болото, откуда ему не выбраться до тех пор, пока он от этого тщеславия не избавится. Но это сделать будет практически невозможно.

Петля тщеславия заключается в том, что любой внешний позыв к отказу от тщеславия будет восприниматься как оскорбление, а значит реакция будет соответствующей. Разглядеть в себе недостаток будет просто невозможно, так как убежденность в собственном превосходстве глубоко прорастает в сердце.

Противоположностью тщеславия является скромность, когда человек отказывается показывать своё превосходство, достижения или успехи. Скромность приводит к смирению и является добродетелью. Скромность является показателем зрелости и уверенности, так как человеку просто не надо ничего доказывать. Настоящий мастер боевых искусств не стремится доказать свою способность нанести кому-то урон, этим обычно бахвалятся новички. Скромный понимает, что он достигает чего-то не только благодаря своим усилиям, но и благодаря поддержке других. Это рождает в сердце благодарность по отношению ко всем, кто причастен к его успеху, в том числе и по отношению к Богу. Благодарность к достойным людям позволяет человеку постоянно окружать себя ими, что позволяет достигнуть ещё большего.

Высокомерие

Высокомерие – отношение к другим с позиции превосходства

Человек находит в своём «Я» качество в котором он превосходит остальных и использует его для собственного возвеличивания ровно настолько же, сколько и для унижения других. Предположим, человек гордится своей нацией, значит он будет относиться к другим нациям с позиции превосходства, то есть испытывая смесь презрения, жалости и ненависти. Если человек богат и горд – он высокомерен по отношению к бедным, но будет завидовать тем, кто богаче. Если человек силён и горд – он будет презирать слабых и завидовать тем, кто сильнее. Всё это работает и с красотой, образованностью, происхождением, местом проживания и так далее. Зависть во всех случаях будет носить характер принижения чужих заслуг.

Опасность высокомерия в том, что человек убежден в своём превосходстве и будет проецировать его на других людей. То есть он будет неприкрыто презирать других, оправдывая это тем, что он, дескать, лучше. Но в ответ он будет также получать презрение, насмешки и оскорбления. И это отношение лишь укрепит его самовлюбленность и убежденность в правильности взглядов. То есть, высокомерный ненавидит других и получает в ответ ненависть, что порождает ещё больше ненависти. Это замкнутый круг.

Высокомерие отталкивает от человека тех, кто может его чему-то научить, дать полезный совет или помочь. С другой стороны он будет отказываться помогать кому-то, учить или давать полезные советы. Такому человеку будут подстать только равные, до тех пор, пока они не станут лучше или хуже. Фактически это стагнация, неспособность меняться, учиться чему-либо или приносить другим пользу.

Противоположностью высокомерия будет милосердие. Милосердие есть равно добродетельное отношение ко всем, которое происходит из осознания тождественности между собой и другими живыми существами. Высокомерие разделяет людей, милосердие их объединяет. Если высокомерие любое достоинство превращает в источник презрения, ненависти и страданий, то милосердие превращает любое достоинство в источник добродетели, счастья и любви.

Милосердие множит добро и является путём к истине. Беспричинное милосердие станет источником любви по отношению к человеку и тот будет лишь убеждаться в том, что он стоит на правильном пути, пусть не всегда легком. Так человек утверждается в добродетели, поэтому милосердие есть основа всякой морали и человечности.

Гордость, тщеславие и высокомерие являются теми грехами, которые убеждают человека в собственном превосходстве и отдаляют от Бога, а значит и от всякой добродетели. Не стоит полагать, что хоть одно из этих качеств на деле является чем-то благостным, этими качествами человек может продвинуться лишь по дурным путям, которые множат страдание, как самому человеку, так и другим людям. Поэтом следует избегать этих качеств и утвердиться в смирении, скромности и милосердии.

Кто любит людей, тот владеет Вселенной.
Жестокий — силён, но сильнее — смиренный.
Пребудь в милосердии и обуздывай страсти,
Тогда обретёшь ты бессмертное счастье

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *