Чем отличается фрагмент летописи и стихотворение
И вспомнил Олег коня своего стр. 11
1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
Князь Олег, которого прозвали вещим, правил и жил в Киеве.
В те времена Киев был столицей всех русских земель.
2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
Волхвы предвидели гибель князя от его коня.
Пророчества волхвов сбылись в тот момент, когда Олег пришёл поглядеть на своего коня.
Из черепа лошади появилась ядовитая змея и укусила князя.
Великий князь погиб от отравления змеиным ядом.
3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем? Объясни.
Олег был сильным и мудрым правителем для своего народа.
Он принёс на русскую землю мир.
4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
Эпизод летописи, опубликованный в учебнике, можно озаглавить «Пророчество волхва» или «Гибель вещего Олега».
5. Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»?
Чем отличается фрагмент летописи от произведения поэта: событиями, героями?
Я читал произведение Пушкина «Песнь о вещем Олеге» и нашёл несколько отличий летописи от песни, посвящённой князю.
Первое отличие — это более подробное описание встречи князя Олега и волхва.
Второе отличие — описание пира по поводу победы над хазарами.
Третье отличие — упоминание в тексте князя Игоря и княгини Ольги, будущих правителей Киевской Руси.
Четвёртое отличие — описание песни в стихотворной форме > стихотворная форма произведения Пушкина.
Пятое отличие — описание места погребения великого князя есть в летописи, в песне о нём ничего не сказано.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
четверг, 29 июля 2021 г.
Ответы на вопросы учебника к летописи «И вспомнил Олег коня своего» для 4 класса
Ответы на вопросы учебника «Литературное чтение» 4 класс, 1 часть, Климанова, Горецкий, страница 11.
1. Где жил и правил Олег? Как ты считаешь, проявилась ли его мудрость в том, что он жил в мире с соседними странами?
Олег жил в 10 веке на Руси. Он правил в Киеве.
Олег старался поддерживать мир с соседями и в этом проявлялась его мудрость. Потому что война дело нехитрое, её может начать любой глупец. А вот поддерживать мир могут только очень умные люди.
2. Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли их предсказание? Расскажи про это.
Олег отдал коня конюхам, а спустя четыре года вспомнил о нём. Он узнал, что конь умер и решил взглянуть на его могилу. Олег вступил ногой на череп коня, оттуда выползла змея и ужалила его.
Так умер Олег и сбылось предсказание волхвов.
3. Почему люди оплакивали Олега? Только ли потому, что он был их князем?
Олег правил Киевом 33 года и народ любил справедливого князя.
При нём были мир и процветание.
Люди оплакивали Олега не только потому, что он был князем, но и как очень хорошего человека, который много сделал для своего города и своей страны.
4. Как по-другому можно озаглавить этот фрагмент летописи?
Я бы назвала этот фрагмент: «Предсказание волхвов» или «От судьбы не уйдёшь».
5. Знаешь ли ты, что Пушкин создал произведение «Песнь о вещем Олеге»? Найди это произведение и прочитай. Чем отличается фрагмент летописи, от произведения поэта: событиями, героями?
Оба этих произведения рассказывают о встрече Олега с кудесником и последующей смерти Олега от укуса змеи, что выползла из конского черепа. После этого Олега оплакивает народ.
То есть герои и события стихотворения и летописи совпадают.
Но есть и различия. У Пушкина Олег прежде всего удачливый полководец, и кудесник сулит князю много славных побед, в том числе взятие Царьграда. В летописи Олег мирный и справедливый князь.
В летописи образу кудесника уделено несколько слов, Пушкин превратил его в настоящего героя, который служит своим богам и не боится говорить князю правду. Он не думает о награде.
Таким образом, поэт превратил события, описанные в летописи, в яркое художественное произведение.
Чем отличается баллада от летописи в песне о вещем Олеге
Вопросы и ответы к балладе А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге»
Баллада — лирическое стихотворение с напряженным и острым сюжетом. В основе пушкинского стихотворения драматический сюжет о предсказании князю Олегу смерти от его верного коня и гибели князя. Читатель с интересом следит за напряженным развитием событий, сопереживает герою баллады. Колорит произведения мрачный и таинственный, он достигается часто используемым в балладах стихотворным размером — амфибрахием, обусловлен образами и событиями «Песни…».
Описание князя и кудесника построено на образных определениях-эпитетах. Князь Олег назван в балладе «вещим», т. е. мудрым, знающим то, что другим знать не дано. Он всемогущ, ему все подчиняются. За буйный набег хазар князь мстит жестоко и беспощадно.
Кудесник наделен всевидением, таинственной силой, которая вдохновляет его («вдохновенный кудесник»); он подчинен лишь воле богов, но не князю («покорный Перуну старик одному»), старец мудр, независим и смел.
Князь понимает духовную высоту кудесника, и потому называет его «любимцем богов» и спрашивает о будущем. Но все-таки обращается к нему снисходительно, призывая не бояться его княжеской власти и обещая вознаграждение.
…Открой мне всю правду, не бойся меня: В награду любого возьмешь ты коня. Кудесник спокойно и гордо отвечает: Волхвы не боятся могучих владык, И княжеский дар им не нужен. Правдив и свободен их вещий язык И с волей небесною дружен…
Резкая оценка Олега прозвучала, когда он узнал, что конь «почил непробудным… сном». Горе князя рождает гнев и горечь, он упрекает кудесника и себя за то, что поверил в предсказание.
В строфах «Песни…» первая строка рифмуется с третьей, вторая — с четвертой (перекрестная рифмовка); пятая — с шестой строкой зарифмованы парной рифмовкой. Такой способ рифмовки (абабвв) выдержан во всех строфах баллады, что придает пушкинскому повествованию цельность и стройность.
Летописный источник — проза, баллада Пушкина — стихотворный текст. Художественное воплощение событий в балладе более ярко и выразительно (в тексте много эпитетов, метафор, олицетворений), потому что автор баллады не только сообщает о событии, но и стремится создать у читателя определенный образ, выразить свое отношение к герою.
Сюжет об Олеге в летописи очень краток, описания Пушкина развернуты, выдержаны в торжественном, высоком стиле. Поэт использует многие бытовые и исторические реалии из летописи. Характер героя в пушкинском повествовании иной. Летописный Олег мало переживает разлуку с конем, его тревожит только исполнение предсказания. И увидеть кости коня он хочет, чтобы убедиться, что предсказание оказалось неверным. Пушкинский Олег страдает от разлуки с конем, он называет коня другом и сожалеет о том, что ему не суждено быть похороненным вместе с боевым товарищем.
План отрывка из летописи
Вот как может выглядеть пересказ летописного эпизода.
Рассказ о том, как погиб вещий Олег, мне запомнился уже при знакомстве с летописью. Сама легенда о его гибели поэтична и загадочна. Когда же о ней рассказал великий поэт, то исторический эпизод превратился в произведение высокой поэзии. Поэт заставляет нас судить и о времени, и о судьбе человека. При этом нам становится ясным его собственный взгляд на безостановочный бег истории, его согласие с тем, что нельзя отвратить неизбежное.
Особенности баллады
При создании баллады, автор руководствуется либо историческим событием, которое его вдохновляет, либо фольклором. В таком жанре редко присутствуют специально выдуманные персонажи. Людям нравится узнавать понравившимся им ранее героев.
Баллада, как литературный жанр имеет следующие особенности:
Таким образом, мы разобрались со спецификой данного литературного жанра и дали определение, что такое баллада.
Образ князя Олега в летописи
Есть очень важный эпизод, который послужил для поэтов будущих поколений источником их творчества. Этот эпизод рассказывает о реальном русском князе Олеге, жившем в конце IX века. Это языческий князь. Он жил до того, как Владимир решил крестить Русь. Именно Олег решил объединить земли, он создал то, что мы называем Киевской Русью. Среди его подвигов было взятие Константинополя – столицы Византии, раньше этот город назывался Царьград. Был знаменитый рассказ о том, как Олег прибил свой щит на воротах города. Это был знак победы. Об Олеге говорится в следующей тональности:
И жил Олег, княжа в Киеве, мир имея со всеми странами. И пришла осень, и помянул Олег коня своего, которого когда-то поставил кормить, решив никогда на него не садиться. Ибо когда-то спрашивал он волхвов и кудесников: «От чего я умру?» И сказал ему один кудесник: «Князь! От коня твоего любимого, на котором ты ездишь, от него тебе умереть!»
И дальше в таком же темпе. Летописцы люди спокойные, они всегда смотрят на происходящее через призму вечности. Автор рассказывает, как Олег велел поставить в стойло своего коня, чтобы не умереть от него. Спустя годы князь поинтересовался о том, где его конь, и посмеялся над предсказанием волхва. Велел привести его на могилу умершего коня. Из черепа коня выползла змея ужалила князя, и он умер. Сбылось предсказание кудесника: «князь умер от коня своего». Никаких эмоций летописец по этому поводу не испытывает. Так было, и летописец зафиксировал историю.
Не раз Александр Сергеевич Пушкин обращается в своем творчестве к исторической тематике. Поэта интересует прошлое России, его связь с настоящим. Обращается он и к летописным источникам и пишет произведение «Песнь о вещем Олеге».
Сказание А.С. Пушкина – поэтическое переложение сохранившейся в летописях легенды о смерти киевского князя Олега от собственного коня, предсказанная жрецом славянского бога Перуна. В летописи рассказывается о победе Олега над столицей империи Константинополем, которую русские назвали Царьградом, о княжении в Киеве тридцать три года, о предреченной волхвом смерти князя. Обращаясь к историческим источникам.
А.С. Пушкин дает собственную оценку героям и событиям того времени. Так, в слова «вдохновенного кудесника», который беседует с князем, поэт вложил личное отношение к истинному искусству:
Волхвы не боятся могучих владык,
А княжеский дар им не нужен;
Правдив и свободен их вещий язык
И с волей небесною дружен…
Пушкин обогащает летописный язык легенды разными поэтическими приемами, художественно-выразитель
ными средствами. В «Песне о вещем Олеге» появляется множество синонимов, не только называющих волхва,
но и характеризующих его: «вдохновенный кудесник», «заветов грядущего вестник», мудрый старец, «любимец богов». В пушкинском сказании используется множество сравнений, которые делают текст эмоционально-выразительным:
Из мертвой главы гробовая змия
Шипя между тем выползала;
Как черная лента, вкруг ног обвилась,
И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
В отличие от летописи появляется собственно авторское отношение к изображаемому:
Ковши круговые, запенясь, шипят
На тризне плачевой Олега…
Сохраняя стиль летописи, А.С. Пушкин использует старославянизмы, устаревшие формы слов, архаичные синтаксические конструкции:
Пирует с дружиною вещий Олег
При звоне веселом стакана.
И кудри их белы, как утренний снег…
Получается своего рода летописная стилизация. Поэт относит свое произведение к жанру песни. Таким образом, Пушкин также выражает свое отношение к изображаемому: он воспевает князя Олега, его поход на Царьград, судьбоносную кончину.
А.С. Пушкин, взяв за основу летописный источник, создает самобытное поэтическое произведение «Песнь о вещем Олеге».
В А.С. Пушкина встреча двух мудрых людей. Они встретились на границе поля и леса. Обращаешь внимание, когда читаешь произведение, что Олег всегда на открытом пространстве («по полю едет», «над славной главою кургана», «на холме, у брега Днепра), символизирующем ратное поле, поле действия. Кудесник же выходит «из темного леса», места мольбы и гаданий. Оба главных героя произведения – язычники, один предсказывает, другой верит предсказаниям. «Кудесник, ты лживый, безумный старик! // Презреть бы твое предсказанье!». Давно умер не только конь, но и сам кудесник, но пророчество все же сбылось: не ушел князь от предсказанной судьбы. Легендарные имена окружены легендами. Нельзя допустить, чтобы жизнь столь прославленного героя оборвалась обычно, и фантазия людей приукрашивает ее.
Фантазия поэта, родившегося через много веков после описываемых им событий, проводит параллели между волхвами и поэтами, между князьями и царями, предостерегая, заставляя прислушаться к словам вещим. И не тягаться летописи в силе воздействия на сознание с балладой, где каждое слово – образ, западающий в душу. А задача, как у летописи, так и у песни одна: задумайтесь, потомки! Вы только люди, вы не бессмертны.
И вспомнил Олег коня своего, с. 12
Сен 18
И вспомнил Олег коня своего, с. 12
Ответы к стр. 12
Кудесник предсказал князю, что он умрёт от своего любимого коня. Олег приказал увести коня и вспомнил о предсказании только через четыре года, когда конь уже давно умер. Олег посмеялся над кудесником и захотел посмотреть на кости коня, встал ногой на череп и сказал: «Спи, друг одинокой!» (По легенде: «Его ли мне бояться?») Однако в черепе коня жила ядовитая змея, смертельно ужалившая князя.
А. С. Пушкин много работал над текстом стихотворения, в художественной форме описывал события, переданные в летописи, подбирал рифмы, а летописец лишь стремился передать факты, хотя и сообщал их с чувством. То, что в летописи звучит более кратко и сдержанно, у Пушкина наполняется содержанием. Это позволяет лучше понять характеры героев и причины их поступков. В летописи образ Олега более обобщён, в нём мало индивидуальных черт. В балладе же князь более человечен, у него более сильное выражение эмоций. Перед нами предстаёт образ не только могучего воина и правителя, но и человека со своими достоинствами и слабостями. В стихотворении А. С. Пушкина образ князя Олега наиболее живописен. В летописях не описывается внешность князя Олега, лишь из стихотворения А. С. Пушкина мы узнаём, что Олег был белокур, как и многие славяне. В летописи упоминаются даты, соблюдается хронология событий.
Прощай, мой товарищ, мой верный слуга,
Расстаться настало нам время…
Кудесник, ты лживый, безумный старик,
Презреть бы твое предсказанье!
Спи, друг одинокий! …
Так вот где таилась погибель моя!
Мне смертию кость угрожала!
Конспект урока литературного чтения на тему «Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения А. С. Пушкина»(4 класс. УМК «Школа России»)
Тема урока. Летописи. «И вспомнил Олег коня своего». Сравнительный анализ летописи и стихотворения
Методическая цель урока: продолжить знакомить с событиями летописи как с основными событиями Древней Руси; учить сравнивать текст летописи с литературными источниками; развивать память и внимание, навыки смыслового чтения; помочь осознать мотивы чтения и изучения исторических произведений; воспитывать уважение к истории России.
Задачи урока: познакомить с отрывком из летописей, помочь понять необходимость знания истории; развивать интерес к истории, историческим произведениям; развивать внимание и наблюдательность, умение находить в тексте устаревшие слова.
Планируемые результаты. Предметные: использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое), умения осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.
Метапредметные: регулятивные: формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, понимание ее, планирование вместе с учителем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке; познавательные: анализ научно-познавательного текста, выделение в нем основной мысли; коммуникативные: ответы на вопросы учебника на основе научно-познавательной статьи учебника, обсуждение в паре ответов на вопросы учебника, доказательство своей точки зрения.
Личностные: проявление бережного отношения к учебной книге, уважения к истории России.
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
Форма проведения: урок.
Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давать,
Чтоб за работу получать
Только лишь отметку «пять»!
— Проверьте готовность к уроку.
2. Актуализация знаний.
— Прочитайте пословицы, объясните их смысл.
• Книги не говорят, а правду сказывают.
• Одна книга тысячи людей учит.
• Напрасный труд — удить без крючка и учиться без книги.
— Прочитаем их с разной интонацией: удивления, раздражения (еще: весело, выразительно).
Проверка домашнего задания.
— Что такое летопись? (Вид повествовательной литературы в Древней Руси).
— Что мы можем узнать из летописи о жизни наших предков?
— Какие летописи вы читали?
— Дома вы прочитали летопись и подготовили ответы на вопросы. Проверим, как вы справились с заданием. ( Ученики читают летопись, отвечают на вопросы 1—3, с.8).
3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
— Послушайте сообщение о князе Олеге.
В 879 г. Рюрик скончался, и наследником был родственник его Олег. Необыкновенно умный, смелый, предприимчивый Олег соединил в одно все враждующие княжества и перенес столицу государства из Новгорода в Киев и назвал Киев матерью городов русских.
Кроме этой важной победы, Олег прославился еще покорением многих других племен славянских. Но всего этого было еще мало для Олега: он пошел далее — по знакомому варягам водному пути в Грецию, тем более что из Киева этот путь был уже не так далек; дошел до Царьграда, или Византии, навел на нее такой страх, что византийский император согласился заплатить русскому князю дорогой выкуп, состоящий из золота, шелковых тканей и греческих вин; одним словом, в 33 года правления Олега народ видел так много славных и счастливых дел его, что, дивясь им, назвал его вещим, то есть мудрым и прозорливым.
— Расскажите, что вы узнали из данного сообщения. О ком идёт речь?
— Предположите, о чём пойдёт речь на уроке?
— Сегодня мы продолжим читать отрывки из книги «Рассказы начальной русской летописи». Прочитаем отрывок «И вспомнил Олег коня своего» на с. 10—11 учебника.
— Какие цели поставим перед собой?
4. Первичное усвоение новых знаний.
— Прочитайте текст на карточке. В тексте вы встретите слово «волхвы». Давайте обратимся к словарю и узнаем его значение.
Волхвы́ (др.-рус. «кудесник, волшебник, гадатель») — древнерусские жрецы, осуществлявшие богослужения и прорицавшие будущее.
Один раз приехал Олег в ту деревню. Времени уже прошло много. Олег и спросил:
— А где лошадь моя, что я сюда прислал? Жива ли? Ему и говорят:
— Лошадь твоя давно уже издохла.
И жалко стало Олегу лошади. Он и говорит:
— Напрасно погубил я коня. Покажите мне его. А ему говорят:
— Он давно издох, его волки съели, одни кости остались.
Олег велел провести себя к тому месту, куда они бросили лошадь. А там только кости валялись да лошадиная голова.
— Что напророчили князю Олегу волхвы? Сбылось ли это предсказание?
— Как умер князь Олег?
Первичное чтение летописи.
— Прочитаем отрывок «И вспомнил Олег коня своего» на с. 10—11 учебника. Сравним текст летописи и произведение Л.Н. Толстого.
ВОЛХВЫ — у древних славян: жрецы, прорицатели будущего.
КУДЕСНИК – чародей, колдун.
СЛЫТЬ — быть известным в качестве кого-нибудь.
— Что общего и чем разнятся эти произведения?
— О каком веке идет речь в прочитанном отрывке из летописи? Прочитайте запись года.
5. Первичная проверка понимания
— Сейчас вы прочитаете этот отрывок в лицах. Попробуйте передать атмосферу того времени голосом, интонациями. Кто в нем действует? (Автор, князь, кудесник, конюх.)
Работа по вопросам и заданиям 1, 2, 4 на с. 11 учебника.
Сравнительный анализ летописи и произведения А. С. Пушкина.
Прослушивание аудиозаписи баллады А. С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге».
— Какое произведение вам понравилось больше? Почему?
— Чем отличаются фрагмент летописи и баллада? ( Летопись написана прозой, а произведение
А.С. Пушкина — в стихотворной форме. И хотя в его балладе много незнакомых слов, она очень красива.
У А.С. Пушкина эта история описана более подробно. Понравилась сцена прощания князя Олега со своим любимым конем, как он приказал укрыть его ковром, выгуливать, купать, кормить отборным зерном, поить ключевой водой. Кажется, князь Олег даже плакал, когда с ним прощался. Он сначала жалеет, что послушался кудесника, думает, что не надо было верить его словам, тогда бы и дальше они были вместе. Жалко, что князь Олег погибает такой нелепой смертью. Всю жизнь он воевал, мог быть убит в битве, но умирает от укуса змеи. Предсказание кудесника сбылось.
— От создания летописи до написания баллады прошло около 800 лет. Безусловно, за эти годы художественная литература сильно изменилась. Тем не менее, русские летописи по-прежнему остаются уникальными литературно-историческими произведениями, ведь, описывая исторические события, летописец не был сторонним наблюдателем, а выражал личное отношение к ним. Таким образом, летописи можно считать прообразом зарождающейся русской художественной литературы.
7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Прочитать текст на с. 10-11 учебника, ответить на вопросы 1—4.
8. Итог урока. Рефлексия.
— Оцените свою работу на уроке. Что было трудным? Что легко удавалось выполнить?