Чем открывается оперный спектакль
Урок 02. В музыкальном театре. Опера
В основе музыкальной драматургии лежат общие законы драмы как одного из видов искусства: наличие ясно выраженного конфликта, раскрывающегося в борьбе сил действия и противодействия, определённая последовательность этапов раскрытия драм. замысла: экспозиция, завязка, развитие, кульминация, развязка и т. д.
ОПЕРА (от итал. opera – труд, произведение, сочинение) – это музыкальный спектакль, основанный на слиянии слова, музыки и драмы, в котором действующие лица поют под сопровождение симфонического оркестра.
ОПЕРА возникла в Италии на рубеже 16-17 в.в.
Послушайте увертюру к опере «Руслан и Людмила» Михаила Ивановича Глинки.
Исполняет симфонический оркестр Мариинского театра г. Санкт-Петербурга. Дирижёр Валерий Гергиев.
Оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.
Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев и интересное либретто.
Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.
В зависимости от сюжета, времени создания оперы и возможностей театра в опере могут быть и танцы, и даже балетные сцены.
Домашнее задание:
1. Какие знаменитые театры оперы и балета в России вы знаете?
Выпишите в тетрадь их название и город, в котором они находятся.
Как в Оперном запускают спектакли: идем за кулисы, спускаемся вниз и поднимаемся под крышу
Сколько электричества «съедает» обычный оперный спектакль, сможет ли подъемник оркестровой ямы выдержать слона (если бы вдруг балетмейстеру пришла безумная мысль поставить балет «Баядерка» в естественных декорациях) и каково чувствовать себя на высоте 24 метров над уровнем сцены, если ежедневно надо подниматься на колосники? Узнали ответы на эти вопросы, пройдясь за кулисами с начальником службы эксплуатации сцены Большого театра Беларуси Геннадием Ренейским. Его техническая команда из 11 человек держит руку на пульсе сотен механизмов, чтобы достижения инженерной мысли помогли подчеркнуть виртуозность режиссерской задумки.
Вдох. Выдох. Работает!
Большой театр Беларуси славится артистами, а держится на инженерах. После масштабной реконструкции в нулевых здание, знакомое каждому белорусу хотя бы по многочисленным рекламным плакатам, обрело высокотехнологичную начинку. Чтобы на сцене все крутилось, двигалось, вовремя подавалось и сменялось, ежедневно в театр приходят четыре оператора, которые управляют движением механизмов непосредственно во время спектакля, три электроника, два гидравлика и два инженера-механика. Они выполняют работу, о которой зритель вряд ли задумывается, но мгновенно заметит, если что-то пойдет не так. Ведь в современных спектаклях многое завязано на вовремя исчезнувшем в сценическом люке артисте, быстрой смене декораций, что приводятся в движение многометровыми штанкетами, на световых и технических трюках.
В принципе, посмотреть на механическое сердце театра может любой желающий: ежегодно в Большом проводят день открытых дверей, предлагая в том числе пройтись и по техническим коридорам. Тут можно будет познакомиться с Геннадием Ренейским — человеком, который не только знает каждую гайку в громадном здании, но и десятки интригующих историй техническо-театральной жизни.
— Пугает? — с усмешкой спрашивает меня Геннадий Адамович, демонстрируя стройные ряды семи десятков электрошкафов, что мирно гудят в подвальном помещении. — И это только те, которые обслуживают механизмы сцены. А еще мы смотрим за 312 электродвигателями и 38 гидроцилиндрами главной сцены. И 115 электродвигателями, которые задействованы в системе вентиляции, ведь под каждое кресло в партере подается струя воздуха, чтобы достичь нужного температурного режима в зрительном зале. Нервничать начинаешь, когда несколько часов до спектакля, а у нас подъемный механизм не действует. Пока разберешься, в чем дело! А за спиной уже директор театра вздыхает и тянется за успокоительными таблетками.
К такому фронту работ — да и ответственности — готовы не все, поэтому специалистов в техническую службу подобрать было непросто. Многие потенциальные кандидаты второй раз на пороге театра уже не появлялись. Самого Ренейского сверхтехнологичное оборудование не удивило: выпускник Политеха (нынешнего Белорусского национального технического университета) несколько десятилетий разрабатывал электронные схемы на Минском станкостроительном заводе «МЗОР», занимался налаживанием станков с программным управлением и их сдачей. На оперной сцене всего и надо было, что вникнуть в новые схемы. Кстати, в конце лета к нему приедут перенимать опыт представители пекинского театра: в Поднебесной возникли вопросы с эксплуатацией аналогичного оборудования.
За незаметно пробежавшие в театре десять лет Геннадий Адамович изучил его до последнего винтика и может найти выход практически из любой ситуации. Мой экскурсовод подводит меня к грузовому лифту, что доставляет объемные декорации прямо к сцене.
— Лифт шестиметровый, вмещается практически все. Но однажды приехала на гастроли труппа из Санкт-Петербурга с неформатными для нас декорациями. Что делать? — вспоминает нестандартную ситуацию специалист. — Вышли из положения таким образом: кабину подняли, и по лифтовой шахте подавали наверх декорации прямо в образовавшийся зазор.
Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать оперу
Инструкция РИА «Воронеж». Как слушать оперу
В преддверии открытия нового музыкального сезона 2016/2017 РИА «Воронеж» запустило новый спецпроект, который поможет сориентироваться в классической музыке. В материалах – ответы на вопросы, где лучше слушать классику в Воронеже, что надеть в оперный театр и на что обращать внимание во время концерта.
В составлении второй инструкции о том, как слушать оперу, корреспонденту РИА «Воронеж» помогала ведущая солистка Воронежского государственного театра оперы и балета Светлана Дюдина.
Как готовиться к походу на оперный спектакль?
Людям, которые никогда не были на оперном спектакле, Светлана Дюдина рекомендует для начала изучить репертуар театра и выбрать какую-нибудь оперетту или мюзикл, чтобы просто адаптироваться к звучанию оркестра и классических оперных голосов, чтобы было не настолько тяжело воспринимать информацию сразу цельным оперным полотном. Ведь оперетта и мюзикл – это и вокал, и разговорная речь, и зачастую более простая музыка, что облегчает восприятие.
Перед походом на оперу нужно обязательно прочесть в интернете ее либретто (содержание – РИА «Воронеж»). В случае с оперой не стоит оставлять для себя сюжетной загадки, потому что во время спектакля из-за этого могут возникнуть сложности. Оперный текст тяжелее воспринимать на слух, не все слова могут быть разборчивы и понятны. Знакомство с оперным либретто нельзя сравнить со спойлером фильма, наоборот, это объяснение того, что будет происходить на сцене. Особенно если опера на иностранном языке. Если в театре есть бегущая строка с переводом, это здорово. Но если нет, как в воронежском Оперном, зрителям придется внимательно следить за происходящим на сцене. А когда опера идет, например, на итальянском, понять ход сюжета по игре актеров будет сложно.
Также Светлана Дюдина рекомендует перед походом на спектакль посмотреть фотографии с постановок этой оперы в разных театрах, послушать отрывки из них. К примеру, в опере «Дон Жуан» самый известный отрывок – это ария с шампанским. Это очень популярный номер, в котором исполнитель главной партии предстает во всей красе.
Обязательно посмотрите, сколько по времени идет спектакль и на сколько действий он разбит. Оперные спектакли довольно долгие, зрителю нужно быть готовым высидеть 3 часа, как, например, на «Доне Жуане».
Существует ли дресс-код для похода на оперный спектакль?
Театр – это самое высокое искусство из всех существующих, поэтому по отношению к нему необходимо соблюдать определенные этические нормы, считает Светлана Дюдина. Конечно, в современном обществе никто не будет осуждать человека, пришедшего на оперу в джинсах. Но желательно все-таки настроить себя на высокое искусство. В конце концов, большинство современных людей не так уж часто ходит в оперу, так почему же не оформить этот поход как знаковое праздничное событие и не принарядиться?
Как вести себя на оперном спектакле?
Если вы идете на оперу в выходной день, вам повезло. В свободный день до вечера можно успеть прогуляться, отдохнуть. Но если вы идете на оперу после работы, будет тяжеловато. Иногда классическую музыку действительно используют как успокоительное средство, и, что скрывать, временами она нагоняет сонливость. Поэтому желательно идти на оперу отдохнувшим. И не стоит принимать горячительных напитков, потому что они тоже могут «сморить».
Не нужно приходить в театр за час и даже за полчаса – это очень рано. Двери театра открываются примерно за 20 минут до начала представления, а в зал капельдинеры запускают публику за 10-15 минут до спектакля. Поэтому, придя за час, зрители рискуют простоять на ступеньках.
Если у вас плохое зрение, в гардеробе можно взять театральный бинокль. По словам Светланы Дюдиной, иногда зрители даже приходят в оперный театр со своими подзорными трубами и военными биноклями.
В театре запрещена фото- и видеосъемка, особенно со вспышкой. Артистам сложно работать, когда их что-то отвлекает.
Если вы хотите взять автограф у артиста или вручить ему букет, дождитесь конца спектакля, не нужно пытаться попасть за кулисы в антракте. Во время антракта оперные артисты переодеваются, меняют прически, распеваются, переговариваются с дирижером и режиссером.
Мне бы не хотелось напрашиваться, но это прекрасно, когда зрители дарят цветы понравившемуся артисту. Это хорошая традиция, полезная как публике, потому что люди учатся доносить эмоции до артистов, так и актерам, потому что это выражение благодарности и похвала. Эти цветы от зрителей для каждого артиста – важный комплимент, который мы все очень ценим. Неважно, какие эти цветы, даже маленький букет артист отнесет домой и будет беречь как зеницу ока
Светлана Дюдина
Нужно ли хлопать после каждого удачно исполненного номера?
Аплодисменты после каждого удачно исполненного номера не нарушают канву спектакля, считает Светлана Дюдина. Более того, грамотный режиссер ставит паузы после сильных номеров, а дирижер всегда выдерживает паузу до последнего хлопка. Это общепринятая традиция, которую артисты также очень ценят.
В то же время слишком частые аплодисменты могут отвлекать артистов и музыкантов. Если очень хочется похлопать, но вы не уверены, стоит ли это делать сейчас, – лучше ориентироваться на зал, аплодируют остальные или нет.
Кто главный в оперном спектакле – артисты, оркестр, дирижер? На кого стоит обращать больше внимания?
Конечно, каждый считает главным себя: и артист, и дирижер, и каждый отдельно взятый музыкант оркестра, который, например, уверен, что без его единственного за весь спектакль удара литавр не возникнет должного эффекта. На самом деле, все участники оперного спектакля важны в равной степени – это единый организм. Больше всего внимания достается артистам, так как они выдают тот самый продукт, за которым люди и идут в театр. Но они не пели бы, не будь оркестра, а оркестр без артистов играл бы в филармонии. К тому же, стоит помнить, что за спинами артистов – сотни невидимок: осветители, гримеры, костюмеры, реквизиторы, монтировщики сцены. В воронежском Оперном общий штат – 450 человек.
«Главные» появляются в определенных фрагментах спектакля – во время исполнения конкретных ключевых арий. Например, в опере «Дон Жуан» главный, конечно, Дон Жуан, хотя в некоторых моментах на передний план выходит Донна Анна или Лепорелло. В опере «Евгений Онегин» главная, безусловно, Татьяна – у нее гораздо больше музыкального материала, чем у остальных, а свое знаменитое письмо она поет целых 13 минут.
Также, например, куплеты Тореадора и «Хабанера» в опере «Кармен» стали самыми популярными мелодиями, поэтому зрители считают, что главные герои – Кармен и Тореадор, забывая о Хозе, хотя у него сложнейшие арии, и в сюжете он тоже играет далеко не последнюю роль.
Стоит ли водить на оперу детей?
Если вы решили прийти на оперу с детьми, заранее подумайте о том, как их развлечь. Серьезная оперная музыка сложна для детского восприятия, особенно на иностранном языке. Лучше водить детей на детские спектакли или балет. В крайнем случае – на музыкальную комедию.
Если вы все-таки пришли с ребенком на серьезную оперу на иностранном языке, например, на «Дона Жуана», будьте готовы к тому, что малышу придется несколько раз сходить в туалет, попросить у мамы пирожное, и в итоге пойти домой.
Знакомство детей с оперным искусством стоит начинать в подростковом и старшем подростковом возрасте, убеждена Светлана Дюдина. Первой серьезной оперой, на которую можно отвести подростка, может стать «Евгений Онегин». Во-первых, это очень популярная музыка, во-вторых – русский язык, в-третьих – известный классический материал. Детям помладше наверняка понравится «Волшебная флейта», так как музыка Моцарта очень легкая, а происходящее на сцене интересно визуально – в опере яркий сказочный сюжет, в воронежской постановке используются ростовые куклы.
Почему оперные премьеры происходят так редко?
Музыкальный материал оперы сложный, его репетируют всегда несколько составов артистов, и на разучивание партий уходит много времени.
К тому же опера финансово себя не окупает. Для постановки оперного спектакля требуются массивные декорации и множество костюмов.
Воронежский театр оперы и балета изначально был театром музыкальной комедии, и до сих пор многие зрители так его и воспринимают, считает Светлана Дюдина. Мюзиклы и оперетты неизменно пользуются успехом, а на серьезные оперы люди идут с меньшей охотой.
Плейлист для знакомства с оперой
Светлана Дюдина рекомендует новичкам начинать знакомство с оперой не с просмотра целых спектаклей, а с прослушивания наиболее популярных арий из отдельных произведений. Вместе с певицей корреспонденты РИА «Воронеж» выбрали топ-10 наиболее известных или интересных с вокальной точки зрения номеров, после прослушивания которых наверняка захочется сходить в театр, чтобы услышать оперное пение вживую.
Хабанера из оперы Бизе «Кармен»
Ария Германа «Что наша жизнь? Игра!» из оперы Чайковского «Пиковая дама»
Ария Каварадосси из оперы «Тоска» Пуччини
Ария Куклы из оперы Оффенбаха «Сказки Гоффмана»
Ария Королевы ночи из оперы Моцарта «Волшебная флейта»
Ария Ленского из оперы Чайковского «Евгений Онегин»
Ария Радамес «Celeste Aida» из оперы Верди «Аида»
Ария Фигаро из оперы Моцарта «Свадьбы Фигаро»
Casta Diva из оперы «Норма» Беллини
«Застольный дуэт» из оперы Верди «Травиата»
Сезон 2016/2017 в Воронежском театре оперы и балета откроется в субботу, 17 сентября, премьерой оперы Моцарта «Дон Жуан» в постановке известного воронежского режиссера, худрука Камерного театра Михаила Бычкова. В новом сезоне Оперный запустит проект «На оперу – в Воронеж!», в рамках которого в репертуарных спектаклях театра будут солировать приглашенные вокалисты из Большого и других знаменитых музыкальных театров страны.
Театральные термины, которые важно знать перед походом в театр
В театре существует множество вещей и понятий, которых в обычной жизни не встретишь. Представьте, что мы идем в театр на спектакль. Мы пройдем путь от входа в здание театра и до окончания спектакля. И на пути будем изучать театральные термины и разбираться, что они означают.
До начала спектакля
Мы входим в театр с центрального входа. Чтобы пройти в гардероб, нужно предъявить билет контролеру. В театре таких служащих много, мы еще встретим их в фойе, на ярусах, в зале. Человек, встречающий вас при входе и проверяющий билет, называется капельдинер.
Капельдинер — служащий театра, который проверяет билеты, помогает отыскать ваше место в зале, продает программки. Словом, капельдинер — это ваш проводник в театре.
ТЕАТРАЛЬНАЯ ПРОГРАММА — красиво оформленный листок бумаги, сложенный вдвое, с логотипом театра и всеми данными про спектакль, который вы пришли смотреть. В программке указываются:
ПОРТРЕТНАЯ ГАЛЕРЕЯ располагается обычно в основном фойе театра. В ней представлены фотографии всех артистов труппы с упоминанием всех их званий и регалий. Как правило, портретные галереи оформляются в каком-то особом художественном стиле. Портретная галерея — это витрина театра, она должна привлекать внимание зрителей.
Театр Пушкина в Москве, монтаж декораций, вид со сцены в зрительный зал / фото Алены Патрикеевой
В зрительном зале
Начинают звучать звонки, открываются двери в зрительный зал. Нам с вами нужно отыскать свои места. Зал в классических театральных зданиях делится на несколько частей.
ПАРТЕР — основная часть зрительного зала, расположенная ниже уровня сцены. Пол в зале всегда делают с уклоном, чтобы всем зрителям было видно происходящее на сцене, а впереди сидящие не мешали смотреть сидящим сзади. Чем дальше от сцены ваши ряд и место, тем выше они будут расположены.
АМФИТЕАТР — места в нижней части зала, начинающиеся от окончания партера и заканчивающиеся у задней стены зрительного зала. Ряды в амфитеатре выстраиваются с более серьезным подъемом, нежели уклон в партере, как правило, каждый ряд располагается на длинной ступени, тянущейся от одного края партера до другого.
БЕНУАР — это две группы лож, расположенные по бокам партера, почти на уровне сцены или чуть ниже его.
БЕЛЬЭТАЖ — второй этаж. Ложи, отделенные друг от друга барьерами или перегородками, опоясывающие зал над партером.
ЯРУСЫ — балконы над бельэтажем. Здесь места зрителей, как правило, не делят на ложи. Ярусов бывает два или три, все зависит от вместимости зрительного зала.
БАЛКОН — самый верхний ярус в зале. Здесь во все времена были самые дешевые места, поэтому билеты на балкон пркупали не самые имущие зрители, в основном, студенты. Балкон часто именуют «галеркой», в старину его называли «раек».
ЛОЖА — несколько мест для зрителей, отделенных от других перегородкой или барьером. В некоторых театрах есть так называемые ЛИТЕРНЫЕ ЛОЖИ, почти вплотную примыкающие к сцене.
В музыкальных театрах немалую часть пространства перед сценой занимает ОРКЕСТРОВАЯ ЯМА. В ней располагается оркестр. Звук из ямы не перекрывает голоса солистов. Оркестранты, сидя в яме, не мешают зрителям видеть сценическое действие.
Устройство сцены
Пока спектакль не начался, давайте посмотрим на сцену. Над сценой стены образуют некую раму.
ПОРТАЛ или ЗЕРКАЛО СЦЕНЫ — это та самая рама, которая отделяет сцену от зала. «Зеркалом сцены» портал назвали из технических соображений: данные о длине и высоте сценической площадки позволяют художникам вымерить декорации, точно вписать их в пространство сценической коробки. «Зеркало» еще и потому, что сценическое действие отражает жизнь.
В театре существует понятие «одежды сцены». Это совершенно разные по форме, способу изготовления и функциям большие куски ткани.
К одежде сцены относятся:
ЗАНАВЕС — огромное полотнище из тяжелой дорогой ткани (часто из бархата), отделяющий сцену от зала. Занавес открывается в начале спектакля, закрывается в антракте и в финале. В разных театрах оформление занавеса зависит от истории, традиций самого театра. Где-то он одноцветный, где-то расшитый и богато оформленный. Знаменитый занавес МХАТа уже много десятилетий несет на себе изображение чеховской чайки, давно ставшей символом театра.
Занавесы бывают раздвижными и подъемно-опускными. Раздвижной занавес расходится посередине, две части его при открытии прячутся за портал. Подъемно-опускной занавес поднимается практически до самой верхней части сценического портала. Но на самом деле в мире насчитывается порядка 13 типов занавеса. Они различаются нюансами в способах открытия и устройством.
АРЛЕКИН — продольно висящий прямоугольный отрез ткани, который венчает занавес. Арлекин шьется из той же ткани, что и занавес. Его задача: скрыть рабочие механизмы самого занавеса и те, что расположены за порталом.
ПАДУГИ — отрезы той же ткани, из которых сшиты кулисы, висящие перпендикулярно им и параллельно арлекину. Падуги ограничивают пространство сцены и скрывают висящие за ними осветительные приборы.
ЗАДНИК — огромный кусок ткани, висящий на самом заднем плане пространства сцены. Задник может быть черным, как кулисы и падуги, может быть расписным, если того требует художественное решение спектакля. Иногда в театрах используют белый задник, края которого шире обычного задника. Их подворачивают по направлению к зрительному залу. Такой задник используется для видеопроекции и называется в театре «горизонтом».
ПОЛОВИК — сценический планшет, как правило, деревянный. Где-то он выкрашен в черный цвет, где-то нет. В большинстве театров планшет закрывают половиком. Это сшитые продольно длинные полосы черной или темно-серой плотной ткани. В зависимости от художественного решения половик может быть темным или расписным. Если в спектакле используется поворотный круг, то для спектакля шьется специальный половик из двух частей: одна покрывает сам круг, другая все остальное пространство сцены, открытое для зрителя.
Сценическое пространство делится на такие части:
АВАНСЦЕНА — самая передняя часть сцены, выступающая в зрительный зал от портала. Иногда ее называют «просцениум».
АРЬЕРСЦЕНА — пространство сцены, которое чаще всего оказывается за задником. Там во время спектакля проходят артисты и технические службы, там хранятся части декораций. Иногда пространство арьерсцены используют в спектаклях: арьерсцена помогает создать эффект глубины сценической коробки.
Немного расскажу о том, что скрыто от зрителей в сценическом пространстве.
Кулисы, падуги и все, что оказывается в сценическом пространстве, подвешивается на штанкеты.
ШТАНКЕТ — длинная металлическая труба, подвешенная на металлические тросы. Диаметр такой трубы — 7-8 см. Длина в каждом театре своя, главное, чтобы края штанкета уходили далеко за порталы на 1,5-2 метра.
КОЛОСНИКИ — практически самый потолок пространства над сценой, где установлены подъемные механизмы, лебедки и прочее.
30 самых красивых театров мира
КАРМАНЫ — пространство по бокам сцены, где хранятся декорации.
СОФИТЫ — группы фонарей и сценических прожекторов, расположенные прямо над сценой по нескольким параллельным планам.
РАМПА — группа фонарей, расположенных по краю авансцены, освещающая первый план сценического пространства.
Сцена театра Пушкина в Москве / фото Алены Патрикеевой
Спектакль начался
Спектакль состоит из ДЕЙСТВИЙ. Их часто путают с отделениями, поэтому запомните: в театре —действия, отделения бывают в концертных программах и в цирке.
ПРОЛОГ — самая первая картина сценического действия, которая вводит зрителя в курс дела, объясняет жанровые особенности спектакля, своего рода, правила игры.
ЭПИЛОГ — финальная часть спектакля, подводящая итог сыгранной истории.
АНТРАКТ — перерыв между действиями (актами) спектакля. Происходит от французских слов «между» и «акт». Антракт предназначается для отдыха зрителей и артистов За время антракта часто меняются декорации.
ЧИСТАЯ ПЕРЕМЕНА — этим термином называется момент, когда на сцене гаснет свет, и за считанные секунды, пока, скажем, звучит музыка, меняется оформление. Поворачивается круг на сцене, и при зажженном свете действие продолжается в другом месте — был зал в доме, теперь берег реки. «Чистой» такая перемена называется потому, что она скрыта от глаз зрителя.
ИНТЕРМЕДИЯ — небольшая сценка, часто развлекательного характера, играющаяся на авансцене, иногда перед закрытым занавесом. Предназначена для снятия напряжения у зрителя после сложной или тяжелой сцены, для перемены декорации, для создания у зрителя иной точки зрения на поступки главных героев.
АКТЕР — исполнитель роли в спектакле. Часто путают слова «актер» и «артист». Разделение тут довольно условное. «Актер» в переводе с греческого — «действующий», а «артист» на латыни означает «мастер, художник, творец». Выбирайте сами, какое слово вам нравится больше. Скажу только, что профессия называется все-таки «актер».
РЕЖИССЕР — человек, создающий спектакль. Он выбирает пьесу, анализирует ее, трактует так или этак, выбирает актеров и репетирует с ними будущий спектакль. Вместе с художником режиссер сочиняет сценическое пространство. Потом уже художник создает макет декорации, по которому декораторы выстраивают ее на сцене.
ПОМОЩНИК РЕЖИССЕРА — человек, которого никто из зрителей никогда не видит. Но важнее его во время спектакля нет никого в театре. Все нити управления спектаклем в его руках: выходы артистов на сцену, перемены декораций, смена света, связь со всеми техническими службами театра, поиск выхода из чрезвычайной ситуации, открытие и закрытие занавеса и многое другое. В программках про помощника режиссера часто пишут «Спектакль ведет такой-то».
Спектакль закончился
Спектакль заканчивается поклонами артистов.
АПЛОДИСМЕНТЫ — это благодарность зрителя актерам за сыгранный спектакль. Зритель активно хлопает в ладоши.
А мы с вами выходим из театра, уже зная многие его тайны и понимая странные словечки, которые сотрудники театра используют в своей речи каждый день.