Чем отделяются предложения в устной речи

Русский язык. 5 класс

Конспект урока

Перечень вопросов, рассматриваемых по теме:

Словосочетание – это сочетание слов, связанных по смыслу и грамматически. Словосочетание состоит из главной и зависимой части.

Предложение – основная синтаксическая единица, представляющая собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба); характеризуется интонационной и смысловой законченностью; имеет грамматическую основу.

Двусоставное предложение – это предложение, в котором есть и подлежащее и сказуемое.

Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое.

1. Бунеев Р. Н., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч. 1. //Бунеев Р. Н., Бунеева Е. В., Комиссарова Л. Ю., Текучёва И. В. – М.: БАЛАСС, 2015. – С.148.

2. Львова С. И., Русский язык. 5 класс. Учебник. – В 2-х частях. Ч.1. // Львова С. И., Львов В. В. – М.: МНЕМОЗИНА, 2012. – С. 122 – 249.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сравните содержание колонок.

Утренний лес окутал туман.

Лучи солнца пробивались сквозь туман.

Осторожная медведица вышла с медвежонком на прогулку.

Конечно, вы заметили, что в первой колонке – слова, во второй – словосочетания, в третьей – предложения.

Чем же предложение отличается от словосочетания?

Предложение – основная единица синтаксиса. Предложение представляет собой слово или несколько слов, в которых заключается сообщение, вопрос или побуждение (приказ, совет, просьба). Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью. В устной речи одно предложение от другого отделяется паузами, а на письме – знаками препинания, которые помогают передать эмоции. С помощью точки мы передаём повествовательную интонацию. Я разбудил своих друзей. С помощью восклицательного знака – восклицательную интонацию. Какой красивый восход! С помощью вопросительного знака – вопросительную интонацию. Куда мы пойдём дальше?

Таким образом, предложение проявляет свою основную функцию в языке – коммуникативную, т. е. функцию сообщения.

В предложении есть грамматическая основа, состоящая из подлежащего и сказуемого или одного из них. Рассмотрим следующие примеры. Утро. (Есть только подлежащее). Всходит солнце. (Есть подлежащее и сказуемое). Теплеет. (Есть только сказуемое).

2. Ты расскажи мне эту историю. – Расскажи мне стихотворение.

В первых предложениях пар есть подлежащее и сказуемое: я иду, ты расскажи, наступила осень. Во вторых предложениях есть только один главный член: иду – сказуемое, расскажи – сказуемое, осень – подлежащее.

По строению грамматической основы предложения бывают с одним главным членом (подлежащим или сказуемым) и с двумя. Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения.

В предложении кроме подчинительных связей (согласования, управления, примыкания) встречается сочинительная связь (между равноправными членами – однородными). Зима ещё хлопочет и на весну ворчит. (Ф. И. Тютчев) Хлопочет и ворчит – однородные сказуемые, связанные сочинительной связью, т.е. они равноправны.

Сочетания слов, связанные сочинительной связью, не являются словосочетаниями.

• выражает законченную мысль

• характеризуется интонацией законченности

• имеет грамматическую основу

• отделяется паузами в устной речи и знаками препинания на письме.

• состоит из главного и зависимого слова

• уточняет значение слова

• не выражает законченной мысли

Примеры заданий из Тренировочного модуля

Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

Разбор задания: вспоминаем, что предложение выражает законченную мысль, подлежащее может быть выражено существительным, числительным. В представленных примерах подлежащее: привал, избушка лесника, встреча. Сказуемое выражено глаголом: отправимся, найдём, узнали.

Подлежащее: Привал. Избушка лесника. Интересная встреча.

Сказуемое: Утром отправимся в поход. Здесь найдём приют. Узнали много нового.

Есть подлежащее и сказуемое.

Есть только подлежащее или только сказуемое.

Разбор задания: вспоминаем: Предложения с одним главным членом называются односоставные; с двумя главными членами – двусоставные предложения. Следовательно: Односоставное предложение – это предложение, в котором есть только подлежащее или только сказуемое. Двусоставное предложениеэто предложение, в котором есть подлежащее и сказуемое.

Источник

В устной речи одно предложение от другого отделяется чем

Ответ или решение 2

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Каждое предложение необходимо отделять от предыдущих и последующих. Иначе, смысл всего текста станет непонятным. Ведь предложения представляет собой определенную мысль. Именно поэтому, предложение заканчивается выражением такой мысли. После чего, идет следующая мысль. Все вместе они образуют общий смысл текста, который складывается из смысла отдельных предложений.

Разделение предложений в устной речи

Предложение отделяются друг от друга, как в устной, так и письменной речи. При этом способы отделения будут разными из-за особенностей определенного вида речи. Необходимо разобраться в таких способах отделения. Это даст ответ на вопрос, как отделяются предложения в устной речи:

Таким образом, в устной речи предложения отделяются друг от друга посредством коротких пауз между ними. Фактически, это происходит непроизвольно. Человек понимает, что он закончил одну мысль и делает небольшую паузу перед началом следующего предложения.

Зачем нужно отделение предложений

В устной речи отделение предложений позволяет наилучшим образом передать общий смысл рассказа. Он будет разделен на несколько частей. Каждая из которых представляет собой отдельную мысль. Это способствует правильному восприятию сказанного.

Источник

Как в устной речи одно предложение отделяется от другого?

Русский язык 2 класс

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Сначала обратите внимание, что спрашивается про устную речь, ребенок может не внимательно прочитать задание.

В устной речи, одно предложение отделяется от другого (предложения) остановкой или паузой.

Вот такой ответ должен быть.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

На письме одно предложение от другого, как мы знаем, отделяем знаками препинания.

В устной же речи знаки препинания заменяем интонационными средствами (в частности паузами). Если бы мы не делали пауз, когда говорим, то сложно было бы понять, о чем мы говорим.

Поэтому и важно говорить не только с чувством, но и с расстановкой (делаем паузы там, где на письме знаки препинания,а они не только в конце предложения).

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Чтобы в устной речи люди могли отделять предложения друг от друга, используются паузы. То есть, звучит законченная мысль, после нее следует небольшая пауза, затем звучит следующее высказывание-предлож­ ение. В письменной речи паузы обозначают знаками препинания.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

В устной речи одно предложение от другого отделяем небольшой паузой и интонацией. Пауза в речи должна быть не меньше секунды, тогда становится ясно разделение предложений.

Так ребенок должен понять, что между предложениями всегда есть остановка в чтении.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Если в письменной речи предложения отделяются друг от друга знаками препинания (точкой, многоточием, восклицательным или вопросительным знаками), то в устной речи средством отделения предложений друг от друга служат паузы. Пауза или остановка (окончание) отделяет одно предложение от другого в устной речи.

В этом плане устная речь намного проще письменной. Знаки препинания ещё надо выучить и научиться их правильно использовать, а правильному использованию пауз дети учатся с рождения и быстро овладевают этим навыком.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Двумя разными способами можно понять предложение под номером три (3).

Что ты смотришь?

Например, в ютубе или на телевидении.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Несколько предложений со словом «поезд».

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Вот примеры его употребления:

Источник

При помощи чего отделяется в устной речи одно предложения от другого?

При помощи чего отделяется в устной речи одно предложения от другого?

1) интонации 2) точки 3) восклицательного или вопросительного знака.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

С помощью интонации.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Придумать по одной предложений со знаками препинания в конце предложения должен стоять точка, вопросительный знак и восклицательный знак(срочно помогите пожалуйста?

Придумать по одной предложений со знаками препинания в конце предложения должен стоять точка, вопросительный знак и восклицательный знак(срочно помогите пожалуйста.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Составь на тему урок русского языка три предложения с точкой вопросительным с восклицательным знаком?

Составь на тему урок русского языка три предложения с точкой вопросительным с восклицательным знаком.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Какой знак ставится в конце предложения, произносимого с особой интонацией — повышением тона?

Какой знак ставится в конце предложения, произносимого с особой интонацией — повышением тона?

Что правильно : 2) восклицательный знак 3) вопросительный знак.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Как в нашей речи помогают вопросительные и восклицательные знаки?

Как в нашей речи помогают вопросительные и восклицательные знаки.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

В письменной речи одно предложение отделяется от другого с помощью : А?

В письменной речи одно предложение отделяется от другого с помощью : А.

Остановки или паузы.

Б. Точки, вопросительного или восклицательного знаков.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Закончить предложения?

В устной речи одно предложение от другого отделяется.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Укажи верные высказывания?

Укажи верные высказывания.

Бывает повествовательные вопросительные восклицательные.

2 повествовательные вопросительные побудительные.

3 по интонации бывают восклицательные и вопросительные.

4 по интонации бывают восклицательные и невосклицательные.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Точка, звуки, интонация, восклицательный знак, мимика, буквы, вопростительный знак, жесты, ударение, запятая, пробел между словами, пауза, знак ударения.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

А какой речи одно предложение отделяется от другого паузой?

А какой речи одно предложение отделяется от другого паузой.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Конец слова оканчание.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

У друзей бы спросил! 1.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Заливные—имя прилагательное (полное) : имя прилагательное (полное) неодушевлённое, множественное число, винительный падеж заливные—имя прилагательное (полное) : имя прилагательное (полное) множественное число, именительный падеж заливные—имя прилагат..

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Незнайка носил голубую(какую? ) шляпу, жёлтые (какие? ), канареечные (какие? ) брюки и оранжевую (какую? )рубашку с зелёным (с каким? ) галстуком. Он вообще любил яркие (какие? )краски.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Шляпу (какую) желтую галстуком (каким) зеленым брюки (какие) канареечные.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Стоит запятая, т. К. идет перечисление предметов ( не парта, не тетради). В нашем саду цвели вишня, яблоня и черешня. ( так же перечисление ).

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Край корень нулевое окончание основа край.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Орфограмма, склонение, аббревиатура.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Источник

Тема: «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Онлайн-конференция

«Современная профориентация педагогов
и родителей, перспективы рынка труда
и особенности личности подростка»

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение муниципального образования город Краснодар средняя общеобразовательная школа № 17 имени героя Советского Союза Н. Ф. Гастелло

Конспект урока по русскому языку

Тема: «УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ».

Подготовила учитель начальных классов:

Кулагина Светлана Алексеевна


тЕМА: « УСТНАЯ И ПИСЬМЕННАЯ РЕЧЬ.
ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В КОНЦЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
».

Педагогические задачи: создать условия для осознания цели и ситуации письменного общения, усвоения приёмов и последовательности правильного списывания текста; познакомить с правилом постановки знаков препинания в конце предложения.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся ставить точку в конце предложения, осознавать цели и ситуации устного общения; получат возможность научиться соблюдать орфоэпические нормы и правильную интонацию.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Познавательные: общеучебные – представление о различных видах и формах общения: в устной форме – слушание и говорение, в письменной – чтение и письмо; понимание взаимосвязи между содержанием и формой речи; овладение приёмами письменной речи; логические – осуществление анализа речевых ситуаций, представленных в рисунке и тексте.

Регулятивные: проводить работу по предложенному плану, используя необходимые средства; оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке; осуществлять самоанализ успешности участия в учебном диалоге.

Коммуникативные: строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы; использовать интонационную выразительность речи.

Личностные: используют усвоенные приёмы работы для решения учебных задач; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий; осознают необходимость самосовершенствования; выражают желание осваивать новые действия, достигать положительных результатов труда.

I. Введение ситуации, мотивирующей изучение родного языка .

– Когда вы научились говорить?

– Почему человек испытывает необходимость в овладении родной речью, родным языком?

— У ченые подсчитали, что к семи годам ребёнок запоминает слов больше, чем за всю остальную часть своей жизни.

– Могуч и прекрасен наш родной русский язык. Прочитайте высказывание о русском языке.

«Русский язык – настоящий, сильный, где нужно – строгий, серьёзный, где нужно – страстный, где нужно – бойкий и живой». (Л. Н. Толстой.)

Я с бабушкой своею

Она во всех затеях

Я с ней не знаю скуки,

И всё мне любо в ней,

Люблю всего сильней.

− Рассмотрите рисунки в учебнике. Давайте подумаем, кто из ребят и что может сказать о своей бабушке? Как они с ней могут общаться? Почему?

− А ваша бабушка живёт рядом с вами или в другом городе?

− Девочка может поговорить, поиграть со своей бабушкой. Она всегда рядом. А как мальчик общается со своей бабушкой, которая живёт далеко?

− «Речь» – тема нашего урока. Сегодня предстоит выяснить (вопросы записаны на доске), для чего еще нужна речь, какие виды речи бывают, чем они отличаются.

III. Актуализация опорных знаний.

Как вы понимаете, что такое речь? Для чего она нужна? В народе говорят:

— Доброе слово лечит, а худое – калечит.

— Ласковое слово что солнышко.

– Слово может рассмешить, огорчить, обидеть.

Вывод : речь – средство воздействия.

IV. «Открытие» новых знаний.

– Речь бывает устной и письменной. Устной называется речь, которая произносится, потому что мы при этом пользуемся ртом. Точнее, мы произносим звуки голосовым аппаратом, но хорошо видна работа губ, а губы раньше назывались «уста», поэтому речь стала называется «устной». Мы ею пользуемся каждый день, когда рассказываем, спрашиваем, удивляемся, огорчаемся. Кроме устной речи есть другая, которая обозначается специальными знаками – буквами. Такая речь называется письменной.

− Посмотрите на рисунки. Кто из ребят пользуется устной речью? А кто письменной? Почему вы так решили? Приведите свои примеры использования устной речи, письменной.

В жизни людей важна как устная, так и письменная речь.

– Какая речь появилась раньше? Почему вы так думаете? Отгадайте загадку:

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней. (Книга.)

− Зачем люди читают книги? (Хотят узнать что-то новое.)

Учитель читает из книги.

− В былые времена человек, который обладал громким, звучным голосом, назначался глашатаем. Глашатай делал сообщения для большого количества людей, собирающихся на площади. На территории Кремля в Москве была Ивановская площадь, на которой собирался народ для прослушивания царских указов. Отсюда пошло выражение «кричать во всю Ивановскую». Интересно? М. Горький сказал: «Великий праздник – хорошая, правильная книга».

− Рассмотрите рисунок в учебнике на с. 9.

Но нет жильцов обычных в нем.

В нем книги интересные

Стоят рядами тесными.

Вместились сказки старины,

И Черномор, и царь Гвидон,

И добрый дед Мазай.

Как называют этот дом?

Задание «Речевое общение» (упражнение 1, с. 8 в учебнике).

− Прочитайте разговор. Какие книги хотели прочитать ребята? (О жизни людей в прошлом.)

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображён стеллаж с книгами. Хорошо читающие учащиеся зачитывают небольшие отрывки из статей исторических энциклопедий.

− Авторы книг поделились с нами своими знаниями. Какую форму речи они для этого использовали? (Письменную.)

− Книги могут рассказать обо всём на свете. Можно ли утверждать, что писатель и читатель общаются друг с другом? (Высказывания учащихся.)

− Прочитайте сведения о языке и речи в учебнике – «Обрати внимание».

– Послушайте загадки, отгадайте их. О какой форме речи они напоминают?

Далеко живёт твой друг

Но его услышал вдруг

Скажешь здесь, а слышно там…

Острым клювиком, как птичка,

Водит ровно по страничке.

И в твоей тетрадке

Должны быть строчки гладки.

Лист бумаги по утрам

На квартиру носят нам,

На одном таком листе

Много разных новостей.

Стоит красный сундучок,

Его не тронешь – он молчок,

А стоит ручки повертеть,

Он будет говорить и петь.

– Прочитайте пословицы. Какая из них относится к письменной речи? («Что написано пером, не вырубишь топором».) Как вы догадались?

– Какая пословица относится к устной речи? («Слово не воробей, вылетит – не поймаешь».) О какой особенности устной речи эта пословица? (Это живая речь, произносимая, звучащая.)

– Чем отличается устная речь от письменной? (Различие между устной и письменной речью состоит в том, что устная речь связана с непосредственным общением. Письменная же речь возникает в ситуации, когда участники общения отдалены друг от друга во времени и пространстве. Такое общение возможно благодаря письменному тексту, который фиксирует речь говорящего и делает её доступной для восприятия слушающего, что предполагает прочтение им текста.)

Подготовка руки к письму (Р.).

– На каком уроке мы будем узнавать что-то новое о том, как устроен наш язык? Вспомните порядок действий при списывании.

Списывание пословицы по выбору учеников. Во время работы учитель внимательно следит, чтобы учащиеся соблюдали правила списывания.

Знакомство с условными обозначениями, принятыми в учебнике (Р.).

Пора привлечь внимание

К знакам препинания!

− Прочитайте текст. Как отделяются предложения друг от друга в устной и письменной речи? (В устной речи – паузой, в письменной речи – знаками препинания.)

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

Вечно думая над смыслом.

Наклонился, чтобы сесть,

И подмигнул: «Вопросы есть?».

− Подчеркните предложения, в конце которых стоит вопросительный знак. Подсказывает ли вопросительный знак, как следует читать вопросительные предложения? Прочитайте.

− Спишите предложение: Тебе интересно изучать родной язык?. Скажите, что содержит это предложение – вопрос, просьбу, приказ или сообщение? (Содержит вопрос.)

– Это предложение содержит вопросительную интонацию. Как показать вопросительную интонацию на письме? (Вопросительным знаком.)

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

На странице я стою, всем вопросы задаю.

Согнут я всегда в дугу – разогнуться не могу.

1. Сначала подумай – потом говори!

2. Красна речь слушанием.

3. Бог дал два уха, а язык – один.

− О чём эти пословицы? Что же такое речь? (Речь – это то, что мы слышим или произносим сами в общении друг с другом, что мы пишем или читаем.)

– Объясните смысл этих половиц.

– Рассмотрите изображения технических средств. ( На доске изображены телевизор, компьютер, телефон, микрофон.)

– Какую речь может передавать каждое из этих технических средств? (Ответы учащихся.)

2. Работа в тетради.

Учитель демонстрирует слайд, на котором изображены знаки препинания.

На строке поставлен знак –

Наш урок зовется так:

Точки, палочки, крючки –

Упражнение 1 «Дорисуй» (с. 5, учебник).

Только вышел из пелёнок,

Может плавать и нырять,

Как его родная мать.

Упражнение 2 «Напиши красиво» (с. 6, учебник).

− Прочитайте слова, записанные на доске. (Книга, слово, школа.) Какое слово невозможно проиллюстрировать? (Слово.) Почему?

– Приведите свои примеры похожих слов. (Доброта, скука, прелесть и др.) Каждое слово можно представить в виде звуковой модели. Запишите слова в заданной последовательности (упражнение 3).

− В русском языке есть большой и очень важный раздел грамматики – синтаксис. Синтаксис учит соединять слова в словосочетания и строить из них предложения. Разве вы могли бы чётко формулировать свои мысли, если бы не умели из слов построить законченные высказывания? Ведь слова, не связанные знаками препинания, ещё не означают саму речь. Речь состоит из предложений. Что вам известно о предложении? (Выражает законченную мысль; в устной речи предложение отделяется от другого при помощи паузы и интонации, на письме – знаками препинания; бывают разные по цели высказывания.)

− Какие знаки препинания ставят в конце предложений? Послушайте рассказ о знаках препинания.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речиТочка – это станция, где отдыхает мысль.

Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи

А если в предложении

Тогда в конце не кстати ли

Наш славный восклицательный?

Бурным чувствам нет конца.

Пылкий нрав у молодца!

− Как произносят предложения, в конце которых стоит точка? (Спокойно, утвердительно.) Приведите примеры таких предложений.

– А если в конце предложения стоит восклицательный знак? (Произносить надо бодро, торжественно, восторженно.) Приведите примеры.

– Какая интонация будет у вопросительного предложения? (Удивление, вопрос.)

− Прочитайте в рабочей тетради предложения из упражнения 4, цель которых – сообщить о чём-нибудь. С какой интонацией их надо читать?

− Прочитайте предложения, цель которых – спросить о чём-нибудь. Какая интонация будет у этих предложений?

− Какие предложения выражают восторг?

Списывание в рабочей тетради (Р.).

− Вспомните порядок действий при списывании. Укажите правильную последовательность действий.

− Прочитайте предложения. О чём они? Какие знаки препинания стоят в конце данных предложений? Какие знаки препинания вам ещё известны?

– Что есть в устной речи такого, чего нет в письменной? (Выделение слова голосом.)

− Разгадайте загадки «буква + картинка». (Коса, стол.)

У учащихся карточки со знаками Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть фото Чем отделяются предложения в устной речи. Смотреть картинку Чем отделяются предложения в устной речи. Картинка про Чем отделяются предложения в устной речи. Фото Чем отделяются предложения в устной речи На табличках записаны предложения.

Задание : прочитайте предложения в соответствии с указанными знаками препинания.

2. Сколько умных у нас (?)

5. Сегодня три урока (.)

− Что полезного вы узнали на уроке? Попробуйте определить, какая речь – устная или письменная – самая главная?

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *